в помощь 9 Б при написании сочинения ГИА
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) по теме

Черкасская Наталья Александровна

Роль лексических явлений в языке

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_leksicheskikh_yavleniy.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Роль лексических явлений в языке (подготовка к заданию С2)

Статья содержит не только перечень лексических явлений, но и информацию о роли этих явлений в речи. Данный материал можно использовать при аргументации своих рассуждений в задании С2.
АНТОНИМЫ:

  • позволяют увидеть, что в жизни есть контрасты, подчёркивают их, 
  • помогают высказать мысль с большей точностью, 
  • делают речь яркой и убедительной.

СИНОНИМЫ:

  • помогают избежать однообразия изложения, 
  • разнообразят нашу речь, делая её живой и выразительной,
  • позволяют всесторонне охарактеризовать образ, 
  • помогают с максимальной точностью и полнотой передать содержание, 
  • позволяют выразить самые тонкие смысловые оттенки,
  • позволяют тонко и красочно описывать явления,
  • способствуют точности и ясности высказывания,
  • дают возможность выразить различные оттенки мысли, уточнить, подчеркнуть какое-то положение.

УСТАРЕВШИЕ СЛОВА:

  • служат для передачи точного смысла в письменной и устной речи,
  • делают речь яркой и убедительной,
  • служат для передачи торжественности момента,
  • служат для воссоздания исторической обстановки,
  • служат средством речевой характеристики персонажа,
  • используются для создания комического эффекта, иронии;
  • помогают автору убедить читателя в жизненности и правдивости изображаемых событий,
  • подчёркивают достоверность сказанного,
  • служат названиями реалий прошлых лет.

 ДИАЛЕКТИЗМЫ:

  • помогают передать местный колорит, особенности речи героев.

СЛОВА С ПРЯМЫМ ЗНАЧЕНИЕМ:

  • служат для обозначения предметов, признаков, действий.

СЛОВА С ПЕРЕНОСНЫМ ЗНАЧЕНИЕМ:

  • выступают как одно из средств выразительности речи.

СТИЛИСТИЧЕСКИ НЕЙТРАЛЬНАЯ ЛЕКСИКА:

  • используется писателями как языковая основа произведения,
  • употребляется в любых условиях общения,
  • служит бесстрастному, объективному обозначению понятий, предметов, действий, признаков, явлений и отношений между ними.

РАЗГОВОРНАЯ И ПРОСТОРЕЧНАЯ ЛЕКСИКА:

  • создаёт стилистическую окраску слова,
  •  одна из отличительных черт разговорной лексики - конкретность (обозначение конкретных предметов, действий, признаков);
  • используется для словесной характеристики героя.

ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ:

  • помогают понять, о какой профессии идёт речь в предложенном тексте,
  • служат для обозначения различных производственных процессов, орудий производства, сырья, выпускаемой продукции и т.п.,
  • служат для создания достоверности, точности информации, речевой характеристики персонажа,
  • служат для убеждения оппонента, позволяя чётко выразить позицию автора или привести яркий, убедительный аргумент.

КНИЖНЫЕ СЛОВА:

  • позволяют автору обратить внимание читателя на общественно значимые события, нравственные ценности, убедить в необходимости желаемого поведения,
  • помогают писателю подчеркнуть и обсудить общественно-важную проблему, 
  • служат для создания полноты картины, образного, эмоционального восприятия изображаемой действительности,
  • служат речевой характеристикой персонажей.

ЭПИТЕТЫ:

  • усиливают выразительность, образность языка произведения;
  • придают художественную, поэтическую яркость речи;
  • обогащают содержание высказывания;
  • выделяют характерную черту или качество предмета, явления, подчёркивают его индивидуальный признак;
  • создают живое представление о предмете;
  • оценивают предмет или явление;
  • вызывают определённое эмоциональное отношение к ним;
  • помогают увидеть авторское отношение к окружающему миру.

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ:

  • придают речи особую выразительность, образность, эмоциональность, точность,
  • характеризуют все стороны жизни человека.

ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР:

  • помогает подчеркнуть, выделить в речи важную в смысловом отношении группу слов,
  • средство придания ясности высказыванию, помогающее избежать туманности изложения,
  • средство передачи монотонности и однообразия действий,
  • повторение слов способствует большей силе высказывания, большей напряженности повествования,
  • средство выражения многократности или длительности действия.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карточка-помощь при обучении написанию сочинения

Некоторым детям очень сложно даются письменные работы по литературе. Причины, конечно, разные, но надо как-то помочь. Предлагаю один из вариантов карточки-помощника....

Карточка-помощь при обучении написанию сочинения

Некоторым детям очень сложно даются письменные работы по литературе. Причины, конечно, разные, но надо как-то помочь. Предлагаю один из вариантов карточки-помощника....

Карточка-помощь при обучении написанию сочинения

Некоторым детям очень сложно даются письменные работы по литературе. Причины, конечно, разные, но надо как-то помочь. Предлагаю один из вариантов карточки-помощника....

в помощь выпускнику при написании сочинения-рассуждения

Работая в 11 классах, я не раз сталкивалась с проблемой: ребята совсем не используют (за редким исключением) для примера из художественной литературы, т.е. «читательский опыт» ,произведения, изученные...

"Написание сочинения-рассуждения на ЕГЭ по русскому языку с помощью шаблона"

Электронный образовательный ресурс создан с целью подготовки выпускников к написанию сочинения-рассуждения с помощью шаблона. Шаблон поможет учащимся справиться с заданием 25 ЕГЭ по русскому языку, со...

Памятка "В помощь ученику" (речевые клише для написания сочинения (27 задание ЕГЭ) по русскому языку"

В материале содержится два варианта речевых клише для написания сочинения-рассуждения.Особое внимание уделяется структуре сочинения и аргументации выявленной проблемы....

Таблица в помощь написания сочинения по русскому языку ЕГЭ

В таблице даны примерные клише, четкое распределение абзацев и примерное сочинение по тексту Ф.М.Достоевского....