Урок "Правописание корней -лаг- -лож-"
план-конспект урока (русский язык, 5 класс) на тему

Алексеенко Ольга Валерьевна

Урок разработан с учетом требований ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravopisanie_korney_urok.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Правописание корня с чередованием –лаг-  -лож-

Тип урока: знакомство с новым материалом.

Цель: создать условия для изучения правописания корней с чередующимися гласными.

Планируемые результаты:

предметные: 

  • изучить правило правописания корня -лаг-/-лож-,  уметь применять его на практике;
  • учить находить данный корень в словах и отличать его от омонимичных корней;
  • прививать любовь к родному языку.

личностные УУД:

                       профессиональное самоопределение, понимание значения  

                       русского языка в процессе получения образования, стремление к  

                       речевому самосовершенствованию;

регулятивные УУД:

                       целеполагание, планирование, рефлексия, саморегуляция;

познавательные УУД:

                       поиск и выделение необходимой информации, осознанное и  

                       произвольное построение речевого высказывания в устной форме,

                       смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста,

                       преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ,  

                       умение доказывать;

коммуникативные УУД:

                        планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками,

                        умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с  

                        задачами и условиями коммуникации.

Средства обучения:

                        компьютер, проектор, учебник.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Универсальные учебные действия

1.

Самоопределение к деятельности

Организационный этап

  1. Обеспечивает нормальную обстановку для работы на уроке, создаёт обстановку психологического комфорта  для уч-ся.

Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть! Наш урок сегодня пройдет под девизом: «Ученику - удача, учителю – радость».

Проверяет подготовленность  к уроку

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебных действий совместно с учителем.

2.

Этап проверки домашнего задания

Проверка знаний и способов действий и деятельности учащихся, выявляет пробелы  в усвоении пройденного материала по теме

Демонстрирует, как выполнялось домашнее задание (самоподготовка), сообщает о затруднении при выполнении отдельных заданий).

Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков.

Коммуникативные: планирование учебных действий совместно с учителем.

3.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

На прошлых уроках мы изучили орфограмму, а какую, вы вспомните, посмотрев на доску.

(Слайд 2,3) «Ручей  в  овражке  еле  слышно            поет  о  чём-то о своём,   и  машет  белой  веткой  вишня: «Растём, товарищи, растём!»

Идёт  борьба  за чистоту. Я  подметаю  и  расту.

Сажусь  я  с  книжкой  на  тахту, читаю  книжку  и  расту.

Стоим  мы  с  папой  на  мосту,  он  не  растёт,  а  я  расту.

Делится субъективным опытом (показывает личностное осмысление материала, демонстрирует опорные знания и способы деятельности, проявляет ценностные отношения).

Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков.

Коммуникативные: планирование учебных действий совместно с учителем

4.

Этап изучения нового материала

1. Создаёт проблемную ситуацию.

1.Организовывает учащихся по исследованию проблемной ситуации на мультимедиа материале

2.Обеспечивает осмысление методов исследования изучаемой темы, знаний, способов и средств, которые привели к определенным содержательным выводам.

Посмотрите на следующий слайд

( Слайд 4,5). Разложить костер, излагать свои мысли, отложить работу, предлагать маршрут, возлагать надежды, сложить песню, возложить ответственность. http://festival.1september.ru/articles/562514/ 

 «Какую букву мы напишем в корнях данных слов?»

4.Знакомит с алгоритмом рассуждения - написание данных корней зависит от согласной буквы, стоящей после корня, перед ж –о, перед г –а. http://www.uchportal.ru/load/209-1-0-25411 

Решают лингвистическую задачу.

Регулятивные: планирование, прогнозирование

Познавательные: моделирование

Логические: решение проблемы, построение логической цепи рассуждения, выдвижение гипотез, доказательство

5

Этап первичной проверки новых знаний и способов деятельности

1. Устанавливает осознанность восприятия материала.

2. Организует коллективную работу, вовлекает класс в обсуждение проблемных вопросов.

(Слайд 6,7) 1.Если сложить все ошибки умного, получится гора.

2. Бывает только неправильный путь, но не бывает безвыходного положения.

3.Отработав, что полагается, съешь, что причитается.

4.Прилагай труд к справедливому делу. (Пословицы)                      

5. Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знания на деле. (Аристотель)

3. Учитель демонстрирует, что у правила существуют исключения. (Слайд 8) http://www.lingvoinfo.com/?link=42 

 

1. Принимают участие в коллективное работе класса, выполняет поставленные учителем задачи, приходит к определенным выводам, сформулированным  в процессе обсуждения.

2 Класс принимает участие в коллективном решении проблемных задач. Учащиеся записывают примеры в тетради.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Познавательные: общеучебные - умения структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно строить высказывание, рефлексия способов действия.

Коммуникативные: управление поведением, контроль и коррекция.

6(1)

Закрепление новых знаний и способов деятельности

1.Проверяет понимание учащихся того, что является сущностью основного содержания  изучаемого материала

2. Проверяет полноту и осознанность усвоения изученного. (Работа в парах). (Слайд 9) Попробуйте составить небольшой рассказ, используя записанные словосочетания. Подчеркните орфограммы, изучаемые на сегодняшнем занятии.

Высказать предположение; обсудить положение; расположиться на отдых; предлагать маршрут; разложить вещи; расположение комнат; прилагается счет; сложить вещи.

        

1.Демонстрирует субъектный опыт по применению знаний и проявлению новых умений.

2.Ученики работают в парах. Дают логическое объяснение написания слов.

3.Графическое обозначение помогает акцентировать внимание учащихся.

4.Сильные ученики записывают примеры в тетрадь.

5.Затем работают с материалом учебника.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Коммуникативные: информационное сотрудничество в поиске и выборе  информации

7

Физминутка

http://vkontaktecenter.ru/media/video/163270056_164044626.html

6(2)

3.Ликвидирует неясности осмысления учащимися нового материала (индивидуально).

4.Учитель вызывает слабого ученика, который объясняет учащимся основные умения  

5.После демонстрации всех примеров учитель просит зачитать материал учебника.

6. Выполняют задания по учебнику.

8

Этап коррекции УУД

1.Корректирует выявленные пробелы в знаниях и способах действия учащихся.

1.Задает вопросы: От чего зависит выбор той или иной буквы в написании слова?
- Где она находится в слове?
- Сколько вариантов написания имеет?
- В каких частях речи встречается?
по теме урока, подтверждая или корректируя ответы, учитель вызывает комментарий.

(Слайд 10)

Самодиктант. Среди слов с корнем -лаг-/-лож- есть термины, которыми вы пользуетесь на уроках математики и русского языка. Напишите их по памяти.

(Слагаемые, сложение; прилагательное, предложение, изложение).

Замените словосочетания фразеологическими оборотами, включив в них слова с корнями -лаг-/-лож- (устно):

Говорить искренне, откровенно – …руку на сердце. (Положа)

Ничего не делать, бездельничать – сидеть … руки. (Сложа)

Прекратить вооруженное сопротивление, сдаться – … оружие. (Сложить)

Погибнуть в сражении – … голову. (Сложить)

Перестать бороться, действовать – … руки. (Сложить)

1.Выполнение действий по коррекции выявленных недостатков

Личностные: самоопределение.

Коммуникативные: управление поведением, контроль и коррекция.

Познавательные: общеучебные - умения структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно строить высказывание, рефлексия способов действия.

9

Информация о домашнем задании

1.Обеспечивает понимание целей содержания и способов выполнения домашнего задания.

2.Мотивирует деятельность учащихся по выполнению домашнего задания

3.Дает инструктаж по выполнению домашнего задания.

4.Проверяет понимание и способы выполнения домашнего задания (Слайд 11)

Обращение ученика субъективному опыту по выполнению задания дома самостоятельно

10

Подведение итогов учебного занятия

1.Дает качественную оценку работы класса и отдельных учащихся

2. Оценивает результаты как работы класса, так и  отдельных учащихся

Ученик получает оценку за работу на уроке и принимает объективный комментарий учителя

11

Этап рефлексии

1.Инициирует рефлексию учащихся по поводу своего эмоционального состояния своей деятельности, взаимодействия с учителем и одноклассниками

2. Обеспечивает усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества.

Выразите ваши впечатления от урока. Продолжите предложения:

Я узнал…

Мне понравилось…

Я открыл для себя…

Было интересно…

1.Определяет свой уровень восприятия информации на уроке, состояние комфортности при коллективной, фронтальной и индивидуальной работе

Коммуникативные: умение  точно и с полнотой выражать свои мысли.

Познавательные: рефлексия

Личностные: смыслообразование

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Вынесение множителя из-под знака корня. Внесение множителя под знак корня», 1 урок

урок знакомства с новым материалом для учащихся 8 класса с использованием электронных ресурсов ФЦОР. Это первый урок по теме. На уроке решаются следующие задачи:обеспечение в ходе урока усвоение умени...

Урок: Корень как орган растения. Виды корней и типы корневых систем. Значение и разнообразие корней.

Цель урока: сформировать понятие о корне  как о  вегетативном органе Образовательные задачи:Создать условия для усвоения знаний о Видах корней – уметь распознавать главные, придаточн...

Чередование гласных в корнях слов. Буквы О – А в корне «ЛАГ- ЛОЖ»

Данная презентация для интерактивной доски позволяет учителю провести урок на данную тему....

Тема: «Орфограммы в корнях слов. Безударные гласные в корне, проверяемые и непроверяемые ударением»

Урок русского языка в 5 классе.Тип урока: повторение и обобщение изученного материала.Вид урока: традиционный.Технология: на диалоговой, групповой и игровой основах....

Открытый урок "Внешнее строение корня. Виды корней"

Открытый урок для учителей. Используются элементы теории критического мишления. Для получения сертификата...

Типичные ошибки в решении задания С1(потеря корней, появление «посторонних» корней)

В презентации для подготовки к ЕГЭ по математике представлены решения двух заданий (тригонометрических уравнений), где подробно рассмотрены возможности появления посторонних корней и  потери корн...

Авторские дидактические материалы. 8класс. Контрольная работа №3 по теме:Функция квадратного корня. Свойства квадратного корня.

Работа состоит из двух вариантов.Для учащихся среднего и слабого уровня подготовленности....