Конспект урока "Сочинение на основе восприятия музыки.Э. Григ «Шествие гномов»"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
Конспект интегрированного урока развития речи и музыки "Сочинение на основе восприятия музыки. Э. Григ «Шествие гномов»" подготовлен для учащихся 6 класса (УМК В.В.Бабайцевой) на основе рекомендаций Никитиной Е.И., автора учебного пособия "Русская речь. Развитие речи. 6 класс" и методического пособия для учителя. Данный урок рекомендуется проводить после знакомства с повестью Толкиена "Хоббит", так как изученное произведение поможет шестиклассникам в работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shestvie_gnomov_grig_2.doc | 61 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МБОУ УВАРОВСКИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС
ИМ. СВ. ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА
Интегрированный урок развития речи,
литературы, музыки
Автор: Агеева М. В., учитель русского языка
и литературы
2010 / 2011 учебный год
Сочинение на основе восприятия музыки
Э. Григ «Шествие гномов»
Оборудование: презентация к уроку;
портреты композитора Грига, писателя Г. Ибсена;
плакаты к сказке Толкиена «Хоббит», портрет писателя;
аудиозапись пьесы Э. Грига «Шествие гномов»;
книжная выставка (произведения о гномах), рисунки детей
Цели и задачи урока:
- углубление знаний учащихся о разных типах речи (описание и повествование);
- развитие умения строить высказывание в художественном стиле речи;
- развитие умения видеть, представлять, слушая классическую музыку;
- ознакомление учащихся с новым для них композитором –
Э. Григом;
5. воспитание интереса учащихся к классической музыке (вообще),
к Э. Григу (в частности), фольклору и литературным сказкам.
Ход урока
- Вступительное слово учителя русского языка, лексическая подготовка к сочинению.
–На уроках литературы мы с вами встретились с мифологическими
существами, созданными народной фантазией. Кто из них вам
запомнился?
Единороги, грифоны, оборотни, гномы, тролли, гоблины.
- Встречаются ли эти мифические существа нашем фольклоре –
славянских мифах и народных сказках? Где же их родина?
Скандинавия, Германия, Англия, Франция.
- Да, все они являются представителями западноевропейской
мифологии. Кто же такие гномы?
Это уродливые карлики, охраняющие и добывающие богатства
земных недр.
- В каких произведениях вы встретились с гномами? Какими вы
увидели их?
Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов»
Добрые и храбрые человечки, благородные существа, дружный и
дружелюбный народец.
Толкиен «Хоббит»
Бородатые карлики, хранители подземных сокровищ,
подозрительные и скупые.
Слово учителя литературы
- Да, действительно, гномы не так добры, как мы привыкли думать, читая сказки бр. Гримм. В немецких и скандинавских мифах гномы – уродливые карлики, добывающие в недрах гор золото и драгоценные камни, из которых они создают чудесные украшения и волшебные вещи. Зорко, бдительно охраняют они свои сокровища, хорошо владеют мечом и боевым топором-секирой.
Но гномы не только фольклорные и литературные герои. Эти маленькие человечки, рудокопы и ювелиры, стали героями музыкальных произведений. Одна из пьес норвежского композитора Э. Грига из сюиты «Пер Гюнт» называется «Шествие гномов».
- Краткое слово о композиторе Э.Григе и его произведении.
Эдвард Григ (1843 – 1907) – великий норвежский композитор. Его мать, Гесина Хагеруп, была прекрасной пианисткой. Она окончила Консерваторию в Гамбурге, куда обычно принимали только мужчин. Всех своих детей (двух мальчиков и трёх девочек) она с детства учила музыке. Эдвард сел за пианино в четыре года. А в 12 лет он уже вовсю сочинял музыку. Однажды его услышал знаменитый норвежский скрипач Оле Булл. Он и посоветовал родителям Эдварда отправить мальчика в Лепциг, чтобы ребёнок мог стать настоящим композитором.
Не сразу к Эдварду Григу пришло признание и восхищение слушателей. Ведь все его творчество было связано с красотой Норвегии, небольшой северной страны, с картинами народного быта, народными танцами, скандинавскими легендами и преданиями.
Сюита «Пер Гюнт» - главное сочинение жизни Грига. Она сделала его имя известным не только в скандинавских странах, но и в Западной Евро-пе и России. В 1890г. Французская музыкальная академия признала Грига выдающимся музыкантом. Ещё через 3 года он стал доктором Кембридж-ского университета, а в 1898 г. провёл Фестиваль норвежской музыки, состоящий из шести концертов.
Оркестровая сюита «Пер Гюнт» написана Григом к одноименной драме Генриха Ибсена. В драме рассказывается о жизни и приключениях молодого норвежского парня по имени Пер Гюнт, который много постранствовал по белу свету, прежде чем понял, что ничего нет на свете
лучше, чем Родина.
- Работа с музыкальным произведением.
Слово учителя
- Однажды Пер увидел шествие гномов. Давайте и мы попытаемся увидеть этих сказочных существ, слушая музыкальную пьесу Грига.
- Первое прослушивание пьесы «Шествие гномов».
- Беседа (выяснение восприятия учащихся)
- Какими вы прадставили, мысленно увидели шествие гномов, слушая музыку Грига?
- Каково лексическое значение слова «шествие»?
Шествие – движение, прохождение куда-либо в определённом
порядке по какому-то (обычно торжественному ) случаю или
традиционному обряду.
-Где, по какому случаю шествуют эти сказочные существа?
- Как они выглядят? Какой тип речи вы используете, чтобы
рассказать о гномах? (описание). При ответе помните, как правильно
употребляются слова «одеть» и «надеть» (плакат).
- Прочитайте текст из сочинения вашего ровесника. Чем неудачно
описание?
Чтение текста №1
-Да, повтор слова «были» ухудшает работу. Как исправить это?
(изменить время глаголов с прошедшего на настоящее). Предложите
свой вариант описания.
- Послушайте ещё один фрагмент сочинения. Подумайте, что удачно в описании? (гномы идут на работу, несут инструменты)
- В данных описаниях есть один общий недостаток. Какой же? (описывается только одежда гномов).
-Каково их настроение? (бородатые лица радостные, весёлые. Гномам нравится их работа. Потому и идут трудиться, как будто идут на праздник)
- Составление плана основной части творческой работы.
Шествие гномов
- Где? Как? Причина шествия?
- Как выглядят гномы?
а) лица, фигуры человечков;
б) одежда;
в) что несут с собой.
- Пожелания гномам. ( «Удачи вам, маленькие труженики!»; «Будьте счастливы, …»; «Со славной победой вас, гномы!»
- Развитие речи. Редактирование сочинений
- Прочитаем сочинение «Слушая «Шествие гномов» Э. Грига…» (учебник «Развитие речи», стр.165).
- Беседа:
- Что удалось автору работы? (удачно описание шествия, оно наглядно, правдоподобна причина - победа над врагом)
- Что пожелали бы автору? Что, на ваш взгляд, надо доработать? (подробнее описать солдат, короля).
- Что подсказало вам сочинение о возможной причине шествия? (победа над врагом).
- С кем могли воевать гномы? Что подсказывает нам повесть-сказка Толкиена «Хоббит»? (с троллями, варгами, гоблинами, драконом).
- Какие ещё поводы и причины для шествия вы можете предложить?
- День рождения короля или долгожданного наследника;
- Завершение большой трудной работы (сооружение тоннеля через гору, моста или дороги через болото);
- Обнаружение нового месторождения золота или железной руды;
- Открытие памятника.
- победа над драконом, варгами или другими врагами.
- Разнообразие причин приведёт к разнообразию заглавий. Ведь заглавие должно соответствовать содержанию работы.
- Работа над черновым вариантом сочинения под повторное прослушивание музыки Грига.
- Как можно начать работу? Один из возможных вариантов начала дан в упр. 127 (2-е задание). Или написать так: «Вместе с Пером я прошёл темным коридором и за поворотом мы увидели удивительную картину».
- Чтение творческих работ и редактирование сочинений.
Работа с памяткой 4 на стр. 159 – 160 учебника «Русская речь: Развитие речи. 5 класс».
- Рефлексия
- Подведение итогов урока. Домашнее задание: переписать сочинение набело.
ПРИЛОЖЕНИЕ
ТЕКСТ № 1
На головах у гномов были странные шапки – колпаки с помпонами. Кофточки и штаны были разного цвета: у одних красные, у других синие. А на ногах у гномиков были башмаки.
ТЕКСТ № 2
Сказочные человечки отправляются на работу в свои кладовые. На гномах колпаки, рубахи, подпоясанные ремнями, штаны и сапожки с загнутыми вверх носами. На маленьких плечиках лежат лопатки, молоты или ломики, а в руках они держат фонарики
ЛИТЕРАТУРА
- Болотников, С. Муза Эдварда Грига. // Всемирный следопыт. - № 24. - 2005. - с. 44 – 51
- Никитина, Е.И. Уроки развития речи: К учебнику «Русская речь. Развитие речи.». 6 кл. – М.: Дрофа, 2002. – 224 с.
- Никитина, Е.И. Русская речь: Развитие речи. 6 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений. - – М.: Дрофа, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку развития речи "Слушая пьесу Э.Грига "Шествие гномов"
Презентация к интегрированному уроку (развитие речи + музыка) "Слушая "Шествие гномов" Грига" включает в себя биографический материал о норвежском композиторе, историю создания оперы "Пер Гюнт"...
конспект доминантного занятию по восприятию музыки
Цель занятия-создание условий для формирования представлений об инструментах симфонического оркестра, развития интереса к классической музыке и к игре в детском музыкальной оркестре....
конспект доминантного занятию по восприятию музыки
Цель занятия-создание условий для формирования представлений об инструментах симфонического оркестра, развития интереса к классической музыке и к игре на детских музыкальных инструментах....
конспект доминантного занятию по восприятию музыки
Цель занятия-создание условий для формирования представлений об инструментах симфонического оркестра, развития интереса к классической музыке и к игре на детских музыкальных инструментах....
конспект доминантного занятию по восприятию музыки
Цель занятия-создание условий для формирования представлений об инструментах симфонического оркестра, развития интереса к классической музыке и к игре на детских музыкальных инструментах....
конспект доминантного занятию по восприятию музыки
Цель занятия-создание условий для формирования представлений об инструментах симфонического оркестра, развития интереса к классической музыке и к игре на детских музыкальных инструментах....
конспект доминантного занятию по восприятию музыки
Цель занятия-создание условий для формирования представлений об инструментах симфонического оркестра, развития интереса к классической музыке и к игре на детских музыкальных инструментах....