конспект доминантного занятию по восприятию музыки
план-конспект занятия по музыке на тему
Цель занятия-создание условий для формирования представлений об инструментах симфонического оркестра, развития интереса к классической музыке и к игре в детском музыкальной оркестре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_muzyke_.doc | 91 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
«Детский сад № 79» г. Бийска
День рождения музыки.
Конспект занятия
для детей подготовительной группы
Образовательная область
«Художественно-эстетическое развитие»,
базовый вид деятельности «Музыка»
Гарина Светлана Анатольевна,
музыкальный руководитель
Бийск - 2014
Тема занятия «День рождения музыки»
Тип музыкального занятия: доминантное по восприятию музыки.
Цель: создание условий для формирования у детей представлений об инструментах симфонического оркестра, развития интереса к классической музыке и к игре в детском музыкальном оркестре.
Задачи:
- учить различать по внешнему виду и тембру музыкальные инструменты детского и симфонического оркестра, правильно называть их; понимать функции дирижёра оркестра; продолжать знакомить с элементами музыкальной грамоты: нотоносец, ноты, скрипичный ключ.
- способствовать запоминанию мелодию произведения, выделять свою партию, начало её исполнения на детском музыкальном инструменте, согласовывать свои действия с другими играющими в оркестре детьми;
- продолжать учить внимательно слушать музыку.
- развивать интерес к восприятию музыки, к музыкальным инструментам детского и симфонического оркестра; находчивость, быстроту реакции.
- развивать желание активно применять собственные знания и музыкальный опыт в игре на детских музыкальных инструментах.
- воспитывать музыкально-эстетический вкус;
- доброжелательное отношение к высказываниям сверстников о прослушанной музыке;
- воспитывать культуру исполнения.
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, Социально-коммуникативное развитие, Речевое развитие.
Предварительная работа: разучивание музыкального репертуара, знакомство с инструментами симфонического оркестра, элементами музыкальной грамоты, чтение басни Крылова «Квартет»
Оборудование и материалы: детские музыкальные инструменты, телевизор, магнитная доска, ноты.
Организация ОД
Этапы НОД | Деятельность музыкального руководителя и воспитателя | Деятельность детей |
Организационный момент Вводная часть. Музыкальное приветствие «Мозговой штурм» закрепление танцевальных движений в нужном ритме Игровой приём Загадка Развитие игрового сюжета. Сюрпризный момент Беседа-викторина Слушание музыки Беседа-викторина показ иллюстрации Музыкальная викторина. проблемно-поисковый вопрос практический метод обучения: закрепление знаний в практике распевка Исполнение песни продолжение беседы-викторины слушание музыки музыкальная викторина слушание музыки музыкальная викторина | Муз. рук. (поет) «Здравствуйте, ребята» Сегодня у нас не совсем обычное занятие, это будет занятие-праздник. Скажите, какой у вас самый любимый праздник? Это праздник, когда к вам приходят гости и дарят подарки. Верно, этот праздник-День рождения. Кто же у нас именинник сегодня? А именинница сегодня – сама Фея Музыки. В октябре мы отмечаем Международный день музыки. Итак, на нашем музыкальном дне рождения все гости в сборе. Давайте поприветствуем друг друга в танце. Внимательно слушайте музыку и выполняйте все танцевальные движения ритмично, под музыку, не торопясь и не отставая. Танец "Привет" Муз. руководитель. А где же сама именинница? Вы хотите с ней встретиться? Тогда нам нужно отправиться в концертный зал. Там музыка звучит каждый день. Проходите, рассаживайтесь поудобнее. Внимание, загадка. Клавиши, струны, терпенье, талант Плюс вдохновенье, равно ...
Муз. рук. Да, это музыкант. Итак, сегодня мы будем говорить о музыке и музыкантах. (включается экран, воспроизводится запись голоса с помехами). «Я, колдунья Скрипунья, заколдовала Фею музыки и придумала очень сложные задания. Но вы с ними никогда не справитесь». Муз. рук. Вот это да… Ну, ничего, не расстраивайтесь. Если мы верно выполним все задания, злые чары спадут. Я вам буду помогать. Посмотрим, какие же задания приготовила колдунья Скрипунья. Слайд №1 Как называют исполнителя или музыканта, когда он выступает на сцене один? Муз. рук. Скрипач играет, пианист, один певец, один флейтист, один трубач, один альтист - мы говорим: «Звучит солист». Муз. рук. А сейчас музыкальная загадка. Слайд №2 Звучит музыкальный фрагмент. Послушайте, сколько инструментов звучит? Сколько? Какой инструмент звучит? (дети: фортепиано) Муз. рук. А сейчас сколько инструментов звучит? Муз. рук. Какие? Муз. рук. Скажите, а эти инструменты мешали друг другу? Верно. И фортепиано, и скрипка исполняли каждый свою инструментальную партию и получалось необыкновенно красиво! Они дополняли друг друга. А как же по-итальянски будет «два»? Кто помнит, ребята? Слайд №3 Муз. рук. И, значит, знаем мы ответ: играют двое музыкантов, мы говорим: звучит дуэт. Муз. рук. Посмотрите на экран. Это какой дуэт? Муз. рук. А это? Муз. рук. Ребята, а кто помнит, как называется ансамбль, в котором участвуют три музыканта? Слайд №4 Муз. рук. По-итальянски слово «трио»- значит, по-русски словно три. Играет трио музыкантов, а ты лишь слушай и смотри. Слайд №5. Иллюстрация басни Крылова «Квартет» Муз. рук. Красавица мартышка, осёл, козёл и косолапый мишка затеяли сыграть квартет. Муз. рук Ребята, вы знаете эту басню? Сколько музыкантов в квартете? В нём четыре музыканта, Виртуоза и таланта, Пропоют любой мотив. Как зовётся коллектив? Муз. рук. Герои басни Крылова играли вот на этих инструментах. Слайд№6 Муз. рук. Вспомним, как они называются. Муз. рук. Ребята, скажите, чем все эти четыре инструмента похожи? Муз. рук. К какой группе инструментов они относятся? Муз. рук. Какой из этих инструментов самый высокий? Муз. рук. А самый низкий? Муз. рук. На каком инструменте играют, держа его на плече? Муз. рук. А почему эти инструменты мы называем «струнно-смычковые»? Муз. рук. А сейчас послушайте и скажите, какой струнно-смычковый инструмент звучит? Муз. рук. Ребята, басня Крылова заканчивается какими словами? Кто помнит? Слайд №8 Муз. рук. Почему не годятся в музыканты герои басни? Да, чтобы хорошо играть в ансамбле или оркестре, нужно знать музыкальную грамоту, иметь хороший музыкальный слух и хорошее чувство ритма. Давайте узнаем, какое следующее задание приготовила Колдунья Скрипунья. Слайд №9 Что это, вы знаете? Верно, это нотоносец. А сколько на нём линеек? Какой знак стоит в начале нотоносца? Для чего нужен нотоносец? Ой, а где же сами ноты? Неужели это проделки колдуньи? Ну, ничего, у нас есть свой маленький нотоносец. А нотками нашими будут весёлые магнитики. Ребята, помогите мне, пожалуйста, расставить все нотки по своим местам. Муз. рук. Молодцы. Задание выполнили правильно. Вот теперь все нотки в сборе, Значит, петь мы сможем в хоре! Но перед тем, как спеть песню, нам нужно подготовить свои голоса. В хоре музыканты распеваются, настраивают свои голоса, точно так же, как и музыканты в оркестре: проверяют не фальшиво ли настроены музыкальные инструменты. И мы с вами давайте вспомним, как звучат ноты. Споём распевку про звукоряд. Что такое звукоряд? Муз. рук. Предлагаю хору и солистам занять свои места. Мы с вами исполним песню «Чтоб выучиться пению» Муз. рук. Ребята, пройдите снова на свои места. На экране новое задание. Слайд №10 Как называется этот музыкант? Что он делает? Муз . рук. Он руками машет плавно, слышит каждый инструмент. Он в оркестре – самый главный. Он в оркестре Президент! Муз. рук. А на сцене, будто праздник. Серебро и медь… Сколько труб и скрипок разных! Трудно рассмотреть. Кто-то вдруг из полумрака вышел медленно на свет. Где же он? Он в чёрном фраке. Он, как ласточка одет. Всё блестит в сиянье света. Не найти свободных мест. Мы, ребята, знаем – это… Муз. рук. Что вы знаете о симфоническом оркестре Муз. рук. Ребята, мы назвали струнно-смычковые инструменты. А какие ещё группы инструментов входят в симфонический оркестр? Слайд №11 Муз. рук. Давайте вспомним инструменты деревянно-духовые. Муз. рук. А почему они называются деревянно-духовыми? Слайд №12 Итак, какой деревянно-духовой инструмент самый высокий? Муз. рук. А какой самый низкий? Муз. рук. Сейчас снова музыкальная загадка. Слушаем музыкальный отрывок и определяем, какой звучит инструмент. Итак, следующее задание. Слайд № 13 Нам нужно вспомнить название этих музыкальных инструментов. Муз. рук. К какой группе инструментов они относятся? Слайд № 14 Какой из них самый высокий? А самый низкий? Какой инструмент имеет выдвижную кулису? А какой имеет круглую форму? Муз. рук. Снова музыкальная загадка. Вам нужно внимательно послушать и определить, какой медно-духовой инструмент звучит Муз. рук. Молодцы, ребята. Следующее задание от колдуньи Скрипуньи. Слайд № 15 «Назвать ударные инструменты». Муз. рук. Ребята, давайте вспомним, какие ещё инструменты звучат в симфоническом оркестре, которые мы не назвали? Слайд №16 Это дополнительная группа инструментов. Муз. рук. И снова муз. загадка Какой звучит инструмент из этих, которые иллюстрации. Муз. отрывок Чайковский танец феи Драже (челеста) | Дети под музыку входят в зал, встают в круг. -Здравствуйте! день рождения Дети предлагают свои варианты ответа. Танец «Привет» Да. Музыкант Дети садятся на стульчики На экране видеописьмо.
Дети: солист Дети: один Два Скрипка и фортепиано. нет. два Фортепиано и скрипка. Дуэт. вокальный. инструментальный. трио квартет Скрипка, альт, виолончель, контрабас. У них есть одинаковый корпус, по 4 струны и смычок. К струнно-смычковой. Скрипка. Контрабас. Дети: На скрипке и альте. Дети. Потому что на них играют смычком. Музыкальная викторина. № Римский-Корсаков «Шехаразада» (скрипка) Сен-Санс № «Лебедь» (виолончель) № Сен-Санс «Слон» (контрабас) А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь. дети делают вывод: нужно много трудиться и знать музыкальную грамоту. нотоносец скрипичный ключ Дети расставляют на магнитной доске ноты-магниты. Исполнение песни «Чтоб выучиться пению» Это ноты, расположенные по порядку Дети поют распевку «Звукоряд» Исполнение песни «Чтоб выучиться пению» дирижёр. дирижирует оркестром симфонический оркестр. симфонический оркестр- самый большой духовые инструменты флейта, кларнет, гобой, фагот они сделаны из дерева флейта фагот Музыкальная викторина И. С. Бах «Шутка» (флейта) С. Прокофьев «Петя и волк» (фагот) труба, тромбон, валторна, туба к медно-духовым флейта фагот. тромбон валторна П.И. Чайковский Испанский танец (труб И. С. Бах «Шутка» (туба) дети отвечают Рояль, арфа, челеста П. И. Чайковский «Танец феи Драже» Арфа |
Игра на ДМИ Использование художественного слова Игровой приём Сюрпризный момент Рефлексия Поощрение детей | Слайд № 17 Муз. рук. А теперь, когда мы справились со всеми заданиями колдуньи Скрипуньи, давайте возьмём в руки музыкальные инструменты и сыграем целым большим, дружным оркестром. Это и будет нашим музыкальным подарком для Феи Музыки. А сейчас подготовьтесь для исполнения ещё одной пьесы. Муз. рук. Я хочу увидеть музыку, я хочу услышать музыку. Что такое эта музыка? Расскажите мне о ней. Птичьи трели-это музыка? И капели – это музыка? Есть особенная музыка в тихом шелесте ветвей. Ребята, следующую музыкальную пьесу мы с вами назвали «Осеннее настроение» Давайте вспомним, какие инструменты будут изображать шелест листьев? А капельки дождя? А стук дождя по стеклу? А какие инструменты будут изображать пение перелётных птиц? Нам немножечко грустно, что осенью природа увядает и улетают от нас птицы, но мы им вслед помашем, чтобы они видели, как мы им будем рады весной. Наша осенняя история будет чуть-чуть сказочной. Эту роль в сказках выполняли сказочники с гуслями. А у нас в детском оркестре мы поручим… Итак, музыканты готовы? Муз. рук. Ребята, вам понравилось, как вы играли? Вы старались? Слайд №18 Я думаю, что Фее Музыки тоже понравится такой подарок. Но где же она сама? Под музыку в зал входит Фея музыки. Здравствуйте, мои друзья, вам за помощь благодарна я. От колдуньи меня вы спасли. Злые чары Скрипуньи ушли. Смогла я нотки сохранить, и вам хочу их подарить. Нотку зелёную берёт только тот, кому было очень легко выполнять все задания Скрипуньи, злой…. колдуньи. А красная нотка для того, кому было совсем нелегко. И задания для него оказались очень сложными. Фея Музыки. На память о нашей встрече я вам дарю ещё эти волшебные музыкальные инструменты, чтобы музыка никогда вас не покидала. Воспитатель. Дети, а нам пора возвращаться в группу. Муз. руководитель (поёт): До свидания, ребята! | Исполнение на ДМИ: 1.Штраус Полька «Трик-трак» 2.«Музыкальные часики» да да маракасы треугольники коробочки. свистульки металлофону Исполнение пьесы «Осеннее настроение» на ДМИ Дети берут ноты, расположенные на столе. До свидания. Возвращаются в группу |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект доминантного занятию по восприятию музыки
Цель занятия-создание условий для формирования представлений об инструментах симфонического оркестра, развития интереса к классической музыке и к игре на детских музыкальных инструментах....
конспект доминантного занятию по восприятию музыки
Цель занятия-создание условий для формирования представлений об инструментах симфонического оркестра, развития интереса к классической музыке и к игре на детских музыкальных инструментах....
конспект доминантного занятию по восприятию музыки
Цель занятия-создание условий для формирования представлений об инструментах симфонического оркестра, развития интереса к классической музыке и к игре на детских музыкальных инструментах....
конспект доминантного занятию по восприятию музыки
Цель занятия-создание условий для формирования представлений об инструментах симфонического оркестра, развития интереса к классической музыке и к игре на детских музыкальных инструментах....
конспект доминантного занятию по восприятию музыки
Цель занятия-создание условий для формирования представлений об инструментах симфонического оркестра, развития интереса к классической музыке и к игре на детских музыкальных инструментах....
План-конспект музыкального занятия "В королевстве музыки"
Образовательная область«Художественное - эстетическое развитие»Возрастная группаПодготовительная к школе группа 6-7 летИспользуемые технологииТехнология деятельностного метода («Ситу...