Использование ИКТ на уроках русского языка
статья по русскому языку по теме

Тагинцева Наталья Васильевна

 В данном материале содержится информация об особенностях употребления ИКТ на уроках русского языка и литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_ikt.doc46.5 КБ
Microsoft Office document icon obuchenie_v_sotrudnichestve.doc133 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа села Парфеново

Использование информационно-коммуникационных

технологий (ИКТ)

на уроках русского языка

 и литературы.

Учитель: Тагинцева Н.В.

учитель русского языка

и литературы

2013год.

      Сегодня  много внимания уделяют использованию информационных технологий в школе. И это вполне оправдано тем, что век нынешний – это век информационный. Наша задача заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но в том, чтобы научить своих воспитанников искать их и осваивать самостоятельно. Умение обрабатывать информацию на сегодняшний день является весьма ценным достоянием. В связи с этим мне и хочется построить свое выступление с точки зрения способности ИКТ помогать учителю в достижении этой цели.

Давайте сначала вспомним, что же подразумевают под собой ИКТ?

Во-первых, это технологии, позволяющие искать, обрабатывать и усваивать информацию из различных источников, в том числе и из Интернета.

Во-вторых, это использование самого компьютера, самых разных  программ.

Применение информационных технологий на уроках необходимо, и мотивировано это тем, что они:

  •  позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу на уроке;
  •  способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся;
  •  позволяют индивидуализировать процесс обучения;
  •  повышают интерес к урокам русского языка и литературы (особенно у мальчиков);
  •  активизируют познавательную деятельность учащихся;
  •  развивают творческий потенциал учащихся;
  •  осовременивают урок.

Сегодня я хочу поделиться своим опытом использования компьютера при подготовке к урокам, на уроках и во внеурочной деятельности.

Компьютер может использоваться на всех этапах обучения:

· при объяснении нового материала;

· закреплении;

· повторении;

· контроле знаний, умений и навыков.

При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды. В функции учителя компьютер представляет источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя и книгу); наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций); индивидуальное информационное пространство; тренажер; средство диагностики и контроля.

Основные направления использования компьютерных  технологий на уроках

·        Визуальная информация (иллюстративный, наглядный материал)

·         Интерактивный демонстрационный материал (упражнения, опорные схемы, таблицы, понятия)

·        Тренажёр

·        Контроль за умениями, навыками учащихся

·        Самостоятельная поисковая, творческая работа учащихся

·        В основном все эти направления основаны на использовании программы MS Power Point. Чего она позволяет достигать на уроках?

·        Стимулирование познавательной деятельности школьников, которое достигается путем участия ребенка в создании презентаций по новому материалу, подготовке докладов, самостоятельному изучению дополнительного материала и составление презентаций — опорных конспектов, при закреплении материала на уроке;

·        Способствование глубокому пониманию изучаемого материала через моделирование основных учебных ситуаций;

·        Визуализация учебного материала;

·       Интеграция со смежными дисциплинами: историей, мировой художественной культурой, музыкой

·        Повышение мотивации учения школьников и закрепление интереса к изучаемому предмету;

·        Разнообразие форм представления учебного материала, домашнего задания, заданий для самостоятельной работы;

·        Стимулирование воображения школьников;

·        Способствование развитию творческого подхода при выполнении учебных заданий.

Рассмотрим конкретные примеры использования Power Point на уроках.

Современный урок литературы невозможен без сопоставления литературных произведений с другими видами искусства. Этот органический синтез помогает учителю управлять потоком ассоциаций, будить воображение учеников, стимулировать их творческую активность. Конкретно-наглядная основа урока, делает его ярким, зрелищным и поэтому запоминающимся. В методической литературе накоплен большой опыт работы с иллюстрациями, репродукциями, портретами и фотоматериалами, но перед учителем всегда стоит проблема раздаточного материала.

Эту проблему нам могут помочь решить компьютерные информационные технологии, которые дают возможность подготовить презентацию иллюстративного и информационного материала, (набор слайдов-иллюстраций, снабженных необходимыми комментариями для работы на уроке), создать сайт и таким образом обобщить материал по теме. В рамках этой программы можно организовать на уроках литературы, МХК, развития речи сопоставление иллюстраций, сравнивание работ разных художников к одному и тому же произведению. Ученики за урок могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи, музыкальные отрывки и даже побывать на экскурсии в музее.

Подготовка к такому уроку становится творческим процессом. А зрелищность, яркость, новизна компьютерных элементов урока, в сочетании с другими методическими приемами делают урок необычным, увлекательным и запоминающимся.

Компьютер, конечно, не может на уроке литературы заменить живое слово учителя, изучение художественного произведения, творческого общения, но может стать хорошим помощником.

1.     Тренажёр, контроль за умениями, навыками учащихся

 Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающихся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработке информации.

Помогают решить эти проблемы учебные компьютерные программы по русскому языку и литературе, которых в настоящее время создано достаточно много.

(Обзор компьютерных образовательных программ)

Учебные компьютерные программы по русскому языку позволяют решить ряд проблем:

  • повысить интерес учащихся к предмету;
  • повысить успеваемость и качество знаний учащихся;
  • сэкономить время на опрос учащихся;
  • дают возможность учащимся самостоятельно заниматься не  только на         уроках,       но и в домашних условиях;
  • помогают и учителю повысить уровень своих знаний.

2.      Самостоятельная поисковая, творческая работа учащихся

Компьютерные технологии дают самые широкие возможности для развития творческого потенциала школьников. Учитель может научить ребенка грамотно использовать компьютер, показать, что он не только игрушка и средство общения с друзьями. При умелом наставничестве педагога подросток учится среди обилия информации в Интернете находить нужную, учится обрабатывать эту информацию, что является наиболее важной задачей. Все мы уже сталкиваемся с тем, что наши ученики приносят аккуратно переписанные с сайтов сочинения, бездумно и совершенно без усилий перепечатанные доклады и рефераты. Есть ли польза в такой «работе»? Минимальная: все же нашел, что искал, и сумел выкрутиться из проблемы. Что может сделать учитель, чтобы подобная работа все же приносила пользу? Создать необходимость обработать найденную информацию, преобразовав ее, например, в виде опорной схемы, презентации, тестовых заданий, вопросов по теме и т.п.

Самое элементарное применение компьютера ребятами – редактирование текстов, набор текстов своих творческих работ, своих стихов, составление сборников, создание компьютерных рисунков. Старшеклассники оформляют свои доклады, рефераты с помощью компьютера, делают сами рисунки, схемы, помогают делать тесты, пособия по литературе, дидактический материал. Надо отметить, что ребятам нравится выполнять задания на компьютере. Это тот самый случай, когда приятное соединяется с полезным. Кроме этого, использование компьютерных, информационных технологий на наших уроках позволяет осуществлять интеграцию с информатикой, реализовывать приобретаемые на этом занятии навыки в практической деятельности. Этот союз приятен и  преподавателям информатики и информационных технологий.

Таким образом, использование ИКТ на уроках значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает создать более продуктивную атмосферу на уроке, заинтересованность учеников в изучаемом материале. Кроме этого, владение и использование ИКТ – хороший способ не отстать от времени и от своих учеников.

 



Предварительный просмотр:

Содержание.

1.Введение. Обоснование темы……………………………………1

  1.1 Метод сотрудничества: взаимодействие, взаимоотношения, совместность, сообщество, сотрудничество.......................................1

  1.2 Этапы работы над темой………………………………………..3

  1.3 Параметры статистики…………………………………………..3

2.Обучение в сотрудничестве…………………………………........4

  2.1 Обучение в команде……………………………………………...7

  2.2Пила………………………………………………………….......  10 

  2.3Учимся вместе…………………………………………………….11

3.Заключение…………………………………………………………12

4.Список литературы……………………………………………….14

1. Введение.

              Становление детской самостоятельности, инициативности и  ответственности, в первую очередь в первую очередь воспитание умения учиться понимается сейчас как ведущая ценность и цель образования XXI. Ясно, что инициативность невозможно вырастить с помощью репродуктивных методов обучения. Этими методами можно добиться противоположных результатов: творческая, познавательная, коммуникативная инициативность гаснет, не получая поддержки.

            В настоящее время существует немало технологий обучения в сотрудничестве: Н.К. Тихомирова, В.К. Дьяченко, Е.А.Максимова и др.

1.1. Метод сотрудничества: взаимодействие, взаимоотношения, совместность, сообщество, сотрудничество.

           Учебная самостоятельность ученика зависит от опыта учебного сотрудничества, от того, насколько учитель умеет строить учебное сообщество и включать каждого ученика в совместный поиск нового знания.          Взаимодействие, взаимоотношения, совместность, сообщество, сотрудничество…все эти слова хорошо знакомы педагогам, но они до сих пор рассматривались скорее как декоративно-прикладной элемент в конструкции образования, а не как краеугольный камень этой конструкции.

       Бережно поддерживать и выращивать поисковую активность, придать ей рефлексивную форму поиска границ собственных возможностей и способов расширения этих границ - задача любого учителя, стремящегося сформировать у школьников умение учиться самостоятельно, без постоянной помощи учителя и его побуждения.

       Именно поэтому, в поисках новых форм обучения, я обратилась к  методу обучения в сотрудничестве. Мною была выбрана тема по самообразованию «Метод обучения в сотрудничестве».

        Обучение в сотрудничестве, обучение в малых группах использовалось в педагогике довольно давно. Оно является важным элементом программного подхода к образованию в философии Дьюи (1970),его проектного метода. Обучение в малых группах использовалось в Западной Германии,  Великобритании, Австралии, Израиле, Японии. Но основная идеология была детально разработана тремя группами американских педагогов: из университета Джона Хопкинса, университета Миннесота, Группой Дж. Аронсона (Калифорния).

          С тех пор идея  обучения в сотрудничестве получила свое развитие усилиями многих педагогов во многих странах мира, ибо сама идея обучения в сотрудничестве очень гуманна по своей сути, а, следовательно, педагогична.

1

           Чтобы понять эту идею, авторы метода советуют обратиться к пониманию слова «ошибка». Скорее всего, ошибку можно определить как неверное действие или утверждение, исходящее из неверного суждения, незнания или невнимания. Это понимание близко к определениям, которые дают толковые словари. Авторы прилагают к этому  определению следующую фразу: « что указывает на необходимость дополнительной тренировки, чтобы овладеть необходимыми знаниями».

           Ошибки учеников указывают только на то, что они еще не овладели необходимыми умениями, знаниями и навыками. Следовательно, нужно предоставить ученикам возможность дополнительной практики, при чем в таком объеме, пока они (каждый в отдельности или все вместе) не овладеют знанием в достаточной мере. Совершенно очевидно, если ученик не допускает ошибок в выполнении задания, это означает, что он научился его выполнять, и такому ученику дополнительная практика не нужна. Значит, ошибки - это всего лишь индикатор того, нуждается ли ученик в помощи, в дополнительной практике.

            Не всегда возможно оказать эту помощь каждому конкретному ученику в классе. Эту ответственность ученики в состоянии взять на себя сами, если они будут работать в небольших группах и отвечать за успехи каждого, если они научаться помогать друг другу. На педагогическом языке это означает, что необходимо использовать методики, адекватные данной задаче.

            Можно учиться в коллективе (с преобладанием фронтальных видов деятельности), где сильный ученик всегда в выигрыше: он быстрее

« схватывает» новый материал. Быстрее усваивает, и учитель в большей мере опирается на него. А слабый раз то разу становиться еще слабее, поскольку ему не хватает времени, чтобы все четко понять; ему не хватает характера, чтобы задать учителю вопросы - соответственно он не может быстро и правильно отвечать и только «тормозит»  ритмичное продвижение к успеху.

             Можно учиться индивидуально, используя соответствующие методики и учебные материалы, но тогда ученик замыкается на себе, на своих удачах и неудачах. Его абсолютно не интересует, как дела у соседа.

           Поэтому в процессе работы над данной темой я ставила перед собой следующие задачи:

           Задачи обучения-в процессе коллективной мыследеятельности я должна создать условия для активизации индивидуальной интеллектуальной активности каждого школьника.

 Задачи развития - в процессе сотрудничества я должна помочь учащимся сформировать условия для самообразования и саморазвития их личности

          Задачи воспитания - формируя и развивая межличностные отношения, должна помочь преодолеть коммуникативные барьеры в общении (скованность, неуверенность и т.д.), создать ситуацию успеха.

Главная идея обучения в сотрудничестве - учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе.

                                                             2

1.2. Этапы работы над темой.

          По данной теме я работала 2 года.

 1 год - диагностический этап: изучение психологических, социометрических характеристик классов, изготовление дидактического материала.

 1 год– теоретический: подбор и изучение литературы, составление картотеки, программы исследования, конспектов статей, сообщение на заседании МО.

 2 год - функционально- деятельный этап: применение теоретических знаний, диагностики на практике, составление мониторинга, открытые уроки по данной теме.

 2 год – обобщение опыта: выступления на заседаниях МО, проблемной группы, создание автореферата, творческий отчет.

1.3.Параметры статистики.

Параметры статистики письменных работ.

Год.

Класс.

Кол-во

Уч-ся.

Результаты.

успеваемость

Кач-во

Знаний.

Средний балл.

2006-2007

18

94

35

3,5

2007-2008

17

89

37

3,5

Год.

Класс.

Кол-во

Уч-ся.

Результаты.

Успеваемость

    Кач-во

знаний

Средний

балл.

2006-2007

19

85

27

3,3

2007-2008

17

86,6

38

3,4

3

Год.

Класс.

Кол-во

Уч-ся.

Результаты.

успеваемость

Кач-во

знаний

Средний

Балл.

2006-2007

17

88

45

3,4

2007-2008

10

13

91

58

3.6

Год.

Класс.

Кол-во

Уч-ся

Результаты.

успеваемость

Кач-во

знаний

Средний

Балл.

2006-2007

10

5

90

40

3,6

2007-2008

11

5

100

40

3,5

Результаты итоговой аттестации

Класс.

Год

Кол-во

Уч-ся

Результаты.

успеваемость

Кач-во

знаний

Средний

Балл.

2006-2007

19

89

47

3,4

11.

2006-2007

9

67

12

2,7

2. Обучение в сотрудничестве.

       Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Причем важно, что эта эффективность касается не только успехов учеников, их интеллектуального развития, но и нравственного. Помочь другу, вместе решить проблемы, разделить радость успеха или горечь неудачи – также естественно, как смеяться, петь, радоваться жизни.

4

     Учитывая результаты письменных работ по русскому языку в течение года, итоги аттестации выпускных классов, я пришла к выводу, что метод обучения в сотрудничестве, или работа в малых группах, будет наиболее эффективен  как при получении новых знаний, так и на этапе закрепления и обобщения полученных знаний.    

      Умения работать в сотрудничестве приобретаются постепенно. Это должно стать одной из стратегических целей учителя. Можно предложить семь постепенных шагов в обучении этому умению:

  • Помогать ученикам осознать, зачем нужно то или иное умение, навык;
  • Помогать понять из чего это умение/навык состоит;
  • Организовать практику;
  • Убедиться, что каждый ученик получает информацию о том, что правильно, а что – нет, он выполняет задания по овладению навыком/умением;
  • Стимулировать учащихся, чтобы они помогали друг другу во время практики;
  • Создать ситуации, в которых ученики обязательно добьются положительного результата;
  • Стимулировать подобную практику до тех пор, пока ученики не почувствуют потребность в ее постоянном применении.

Я выделила четыре шага в подготовке, планировании уроков с использованием данной технологии:

                   

  • Учебно-воспитательную значимость урока;
  • Планирование урока;
  • Объем материала;
  • Поощрения.

Шаг 1.

        Прежде всего, определяю учебно-воспитательную задачу урока. Ученики также должны полностью осознавать поставленную перед ними задачу.

         Необходимо ограничиться теми умениями, которыми ученики уже владеют:

  • Усвоение правописания, работа со словарем;
  • Постановка знаков препинания в тексте в соответствии  с известными правилами;
  • Определение синонимов или антонимов известных им слов.

5

        Если выберешь знакомые ученикам умения, им легче будет сосредоточить свое внимание на новых умениях, которые требуются им при работе в группах сотрудничества.

        Шаг 2.

 

        Определяю объем материала, который учащиеся смогут выполнять в группах за одно занятие, точнее, за отведенное на одном уроке для этого время, учитывая, что при работе в группах сотрудничества учащиеся успевают реально выполнить значительно меньше заданий, чем индивидуально, потому что им потребуется определенное время, чтобы:

  • Убедиться, что все в группе поняли задание;
  • Договориться о способах выполнения задания;
  • Дать  каждому члену группы возможность завершить его часть работы;
  • Сравнить мнения всех и договориться об общем решении и ответе.

        Задание не должно выполняться индивидуально или по принципу соревновательности.  Эта работа в сотрудничестве, групповая работа, где успех зависит от каждого ученика.

         Далее определяю задания учащихся в группах (каждой группы и, по возможности, каждого члена группы).

  Шаг 3.

       Далее определяю, что же должно предшествовать работе в сотрудничестве? Что же должно следовать за этой работой? Не следует забывать, что работа в сотрудничестве – лишь компонент урока и компонент системы обучения, в которой есть место и другим видам работы, методам и средствам.

 Шаг 4.

        Отмечу еще один важный момент, касающийся поощрения. Есть несколько правил, которые полезно помнить:

  • Если ученики работают в группах охотно, продуктивно, не надо их каждый раз хвалить.
  • Все члены группы получают одинаковое поощрение или не получают никакого.

6

  • Все группы открыты для получения поощрения, поэтому я не делаю из этого соревнования.
  • Использование поощрения не стимулирует сотрудничество, если приходиться бороться за ограниченное число «призов».
  • Если группа не заслужила поощрений, я не подчеркиваю это, чтобы не вызвать отрицательных эмоций. Предоставляю возможность дополнительной практики по данному вопросу.
  • Допускаемые ошибки – это сигнал о том, что что-то не понято, недостаточно практики.

    Кроме того, очень важно, чтобы каждый учащийся понял, какие социально-психологические факторы будут отслеживаться на уроке:

                       

  • Умение слушать друг друга;
  • Помощь друг другу;
  • Совместное решение возникшей проблемы.

      В своей практике я использую наиболее интересные и продуктивные, на мой взгляд, методы обучения в сотрудничестве.

  • Обучение в команде.
  • Пила.
  • Учимся вместе.

2.1 Обучение в команде.

     Этот метод уделяет особое внимание «групповым целям» и успеху всей группы, который может быть достигнут только в результате самостоятельной работы каждого члена группы в постоянном взаимодействии с другими членами этой же группы при работе над темой, вопросом, подлежащим изучению.

     Таким образом, задача каждого учащегося состоит не только в том, чтобы сделать что-то вместе, а в том, чтобы познать что-то вместе, чтобы каждый участник команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки и при этом, чтобы вся команда знала, чего достиг каждый. Вся группа заинтересована в усвоении учебной информации каждым ее членом, поскольку успех команды зависит от вклада каждого, совместном решении поставленной перед ними проблемы.

7                                                                                                                                   

     Обучение в команде сводится к трем принципам:

  • «награды» - команды получают одну на всех в виде балльной оценки, какого-то сертификата, значка, похвалы и других видов оценки их совместной деятельности. Для этого им необходимо

      выполнять предложенное для всей группы одно задание. Группы                             не соревнуются друг с другом,  так как все имеют разную «планку» и время на ее достижение;

  • «индивидуальная» (персональная) ответственность каждого ученика означает, что успех или неуспех всей группы зависит от удач и неудач каждого ее члена. Это стимулирует  всех членов команды следить за успехами друг друга и всей командой приходить на помощь своему товарищу в усвоении, понимании материалы так, чтобы каждый чувствовал себя экспертом по данной проблеме;
  • равные возможности для достижения успеха означают, что каждый учащийся приносит очки своей группе, которые он зарабатывает путем улучшения своих собственных предыдущих результатов. Сравнение, таким образом, проводится не с результатами         других учеников этой или других групп, а с собственными, ранее достигнутыми результатами. Это дает  продвинутым, средним и отстающим ученикам равные возможности в получении очков для всей команды, так как, стараясь изо всех сил улучшить результаты предыдущего опроса, зачета, экзамена (и улучшая их), и средний, и отстающие ученики приносят своей команде равное количество баллов, что позволяет им чувствовать себя полноправными членами команды и стимулирует желание поднимать выше свою персональную «планку».

         Вариантами такого подхода к организации обучения в сотрудничестве можно рассматривать индивидуально-групповую работу и командно-игровую.

В первом случае ученики разбиваются на группы в четыре человека  (обязательно равные по уровню обученности, девочки и мальчики). Я объясняю новый материал, а затем предлагаю ученикам в группах его закрепить, постараться разобраться, понять его детали. Говоря психологическим языком, организую работу по формированию ориентировочной основы действий (но для каждого ученика). Группам даю определенное задание, необходимые опоры. Задание выполняется либо по частям (каждый ученик выполняет свою часть), либо по « вертушке» (каждое последующее задание выполняется следующим учеником, начинать может либо сильный, либо слабый ученик). При этом выполнение каждого задания объясняется каждым учеником и контролируется всей группой. После выполнения заданий всеми группами я даю тест на проверку понимания нового материала.                                                                                                  

8

Задания теста учащиеся выполняют индивидуально, вне группы. При этом я, конечно, дифференцирую сложность заданий для сильных и слабых учеников. Оценки за выполнение этих заданий (теста) суммирую на группу и объявляю общую оценку группе.

         Таким образом, соревнуется не сильный со слабым, а каждый, стараясь выполнить свои задания, как бы соревнуется сам с собой, т.е. со своим ранее достигнутым результатом. И сильный, и слабый ученик, таким образом, могут принести группе одинаковые оценки или баллы. Это чрезвычайно эффективная работа для усвоения нового материала каждым учеником.

        Разновидностью индивидуально-групповой работы может служить и индивидуальная работа в команде. Учащиеся получают задание по результатам проведенного ранее тестирования и далее обучаются в собственном темпе. Разные команды могут работать над разными заданиями. Члены команд помогают друг другу при выполнении своих индивидуальных заданий, отмечая в карточках учета успехи и продвижение каждого члена команды.  

        Итоговые тесты провожу также индивидуально, вне группы; и они оцениваются самими учениками. Поскольку учащиеся самостоятельно следят за успешностью усвоения нового материала каждым учеником группы, то высвобождается время на индивидуальную работу с отдельными группами или учениками, нуждающимися в помощи учителя.

        Разновидностью такой организации групповой деятельности является командно-игровая деятельность. Так же как и в предыдущем случае объясняю новый материал, организую групповую работу для формирования ориентировки, но вместо индивидуального тестирования предлагаю каждую неделю соревновательные турниры между командами.

       Индивидуально-самостоятельная работа при организации учебной деятельности по методу «обучение в команде» становится как бы исходной, элементарной частицей самостоятельной коллективной работы.                                                                                                                7

А ее результат, с одной стороны, влияет на результат групповой  и коллективной работы, а с другой, вбирает в себя результаты работы других членов группы, всего коллектива, так как каждый учащийся пользуется результатами,  как самостоятельной групповой работы, так и коллективной. Но уже на новом этапе, когда они используют знания, полученные и обработанные усилиями всей группы.

       Следует отметить, что недостаточно сформировать группы и дать им соответствующее задание. Суть как раз и состоит в том, чтобы учащийся захотел сам приобретать знания. Поэтому проблема мотивации самостоятельной учебной деятельности учащихся  не менее, а может быть и более важна, чем способ организации, условия и методика работы над заданием.

9

       Основные идеи – общность цели и задач, индивидуальная ответственность и равные множества успеха. Именно сотрудничество, а не соревнование лежит в основе обучения в группе.

      Психологи, изучающие данный подход к обучению, давно заметили, что если оцениваются усилия, которые затрачивают ученики в группе для достижения общего результата, то мотивация у всех учащихся гораздо выше, чем в традиционных классах.

     Педагогическое общение, психология и культура общения – все это составляющие грамотной педагогики. Нельзя не согласиться с известным российским психологом философом А.А. Леонтьевым в том, что педагогическое общение в подлинном понимании – это многоэтажная конструкция, которая предполагает: деятельность – взаимодействие – общение – контакт.

      Обучение в сотрудничестве предусматривает все уровни общения, опирается на них.

      Практически, это обучение в процессе общения, общения учащихся друг с другом, учащихся с учителем, в результате которого и возникает столь необходимый контакт. Это социальное общение, поскольку в ходе общения учащиеся поочередно выполняют разные социальные роли – лидера, исполнителя, организатора, докладчика, эксперта, исследователя.

    Учитель приобретает роль организатора самостоятельной, познавательной, исследовательской, творческой деятельности учащихся. Учитель должен помочь самостоятельно добывать нужные знания, критически осмысливать нужную информацию, уметь делать выводы, аргументировать их, располагая необходимыми фактами, решать возникающие проблемы.

     Индивидуальная самостоятельная работа – коллективная работа – такова диалектическая взаимосвязь познавательного процесса при обучении в сотрудничестве.

2.2. Пила.

    Другой подход в организации обучения в сотрудничестве был разработан профессором Аронсоном в 1978 году и назван «пила».

    Я организую группы по 4-6 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты (логические или смысловые блоки). Например, тема  «Биография выдающегося писателя или деятеля» может быть разбит на:

  • ранние годы жизни;
  • первые достижения;
  • средние и поздние годы жизни;
  • влияние на историю.

10

  1. Каждый член группы находит материал по своей части;
  2. Затем учащиеся, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов».
  3. Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы.
  4. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы).

      Так как единственный путь освоить материал всех фрагментов и узнать всю биографию данного человека – это внимательно слушать своих партнеров по команде и делать записи в тетрадях, никаких дополнительных усилий со стороны учителя не требуется. Отчитывается по всей теме каждый в отдельности и вся команда в целом. На заключительном этапе я прошу любого ученика ответить на любой вопрос по данной теме.

        В 1986 году была разработана модификация этого метода – «Пила-2», который предусматривал работу учащихся группами в 4-5 человек. Вместо того чтобы член группы получал отдельную часть общей работы, вся команда работала над одним и тем же материалом (например, читала всю биографию). Но при этом каждый член группы получал тему, которую разрабатывал особенно тщательно и становился в ней экспертом. В конце цикла все учащиеся проходили индивидуальный контрольный срез,  который и оценивался. Результаты учащихся суммировались. Команда, сумевшая достичь наивысшей суммы баллов, награждалась.

2.3.Учимся вместе.

       

      Метод «учимся вместе» разработан в университете штата Миннесота в 1987 году. Я разбиваю на однородные (по уровню обученности) группы в 3-5 человек. Каждая группа получает одно задание, которое является подзаданием какой-либо большой темы, над которой работает весь класс. В  результате совместной работы отдельных групп в целом достигается усвоение всего материала. Основные принципы метода:

  • Награды всей команде.
  • Индивидуальный подход.
  • Равные возможности.

    Группа получает награды в зависимости от достижений каждого ученика. В этом случае большое внимание должно быть уделено вопросу комплектации групп (с учетом индивидуальных и психологических особенностей каждого ученика) и разработке задач для каждой конкретной группы. Внутри группы учащиеся самостоятельно определяют роли каждого члена группы для:

11

  • Выполнения общего задания (у каждого ,таким образом, своя часть, свое подзадание).
  • Отслеживания.
  • Мониторинга.
  • Активности каждого члена группы в решении общей задачи.
  • Культура общения внутри группы.

    Поэтому с самого начала группа имеет как бы двойную задачу: с одной стороны, академическую, а с другой, социальную или скорее, социально-психологическую: осуществление в ходе выполнения задания определенной культуры общения. И то, и другое одинаково значимо. Я отслеживаю не только успешность выполнения академического задания группами учащихся, но и способ их общения между собой,  способ оказания необходимой помощи друг другу.

     

3. Заключение.

         Мой собственный опыт, опыт коллег – предметников приводит к следующему выводу, что метод сотрудничества имеет такие преимущества:

  • Работа в сотрудничестве дает возможность трудиться на уроках всем учащимся. Даже если ученику что-то непонятно, и он не может задать вопрос учителю, при таком виде работы ученики  могут друг у друга выяснить все, что им непонятно. В случае необходимости все вместе не боятся обратиться за помощью к учителю.
  • Учащиеся учатся сами видеть проблемы и находить способы их решения.
  • Каждый понимает, что успех группы зависит не только от запоминания готовых знаний, но и от умения самостоятельно приобретать новые знания и умения применять их на практике.
  • Формируется собственная точка зрения, ученики учатся ее доказывать, отстаивая свое мнение.
  • Принцип сотрудничества в процессе обучения становится ведущим. Каждый на уроке имеет возможность усвоить материал.
  • Ребята учатся общаться между собой, с учителями, овладевают коммуникативными умениями.
  • Помогают в организации и проведении урока, бывают консультантами, экзаменаторами, ассистентами и т.д.

     

12

          Но этот метод имеет и свои ограничения:

                   

  • Особая атмосфера сплоченности, возникающая на уроках, может способствовать комфортности учеников. Но это препятствует нахождению баланса между продуктивными критическими отношениями учеников и принятием индивидуальных особенностей каждого.
  • Некоторые ученики из-за своих личностных качеств не могут эффективно решать свои проблемы в группе и часто разрушают позитивный эффект группы.
  • Главная «вредность» такой работы: групповые лидеры, эксплуатирующие позитивные свойства групп, превращают их в разные секты. Осознавая все это, важно сочетать индивидуальные и групповые формы работы.

13

Список литературы.

  1. Бершадский М.Е. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. М.: Центр «Педагогический поиск»,2003
  2. Бухвалов В.А. Воспитание личности в коллективе. М.: Просвещение,2000 г.
  3. Дьяченко В.К. Развивающее обучение и развитие личности,// Школьные технологии, 1997 г.
  4. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. М.,1991 г.
  5. Коротаева Е.В. Технология встречных усилий на уроках русского языка Ж.: РЯШ № 4,2001 г.
  6. Максимова Е.А. Дидактические возможности сотрудничества // Школьные технологии, № 3 2003 г.
  7. Малявкина Н.А. Научить каждого. Ж.: РЯШ № 1,1999 г.
  8. Мурашов А.А. Учитель – ученик: что мешает творческому общению? Ж.: РЯШ № 5 1998 г.
  9. Учитель и ученик: возможность диалога и понимания. Т.2. / под ред. Л.И. Семиной. М.: Бонфи, 2002 г.
  10. Цукерман Г.А. Класс как учебное сообщество.-М.: АПК и ПРО,2003 г.

14


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий диктант по картинам или нестандартное использование живописи на уроках русского языка, 5 класс

Сборник текстов  в 2 частях  для работы по картинам  с учениками 5 класса. Данное пособие включает в себя знакомство с  искусствоведческими материалами, а также творч...

Использование ИКТ на уроках русского языка при подготовке к ЕГЭ.

Аналитический отчет по методической теме"Использование ИКТ на уроках русского языка  при подготовке к ЕГЭ.Новый толчок развития ИКТ получили в начале 21 века, когда информатизация образования ста...

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы. Из опыта работы

Учителя русского языка и литературы особенно осторожно относятся к применению компьютера на уроке, и это вполне обоснованно. Ведь задачи, стоящие перед учителем – словесником, во многом отличаются от ...

«Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока»

«Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока» ...

Статья "Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средство повышения эффективности урока"

Внедрение компьютерных технологий в учебный процесс является неотъемлемой частью школьного обучения. Современный школьник уже на начальной ступени образования имеет элементарные навыки пользователя пе...

План самообразования учителя русского языка и литературы «Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока»

В рамках работы над темой самообразования «Использование электронных ресурсов  ИКТ на уроках русского языка и литературы условиях перехода на ФГОС 2 поколения»  работаю над повышением к...

Отчет по теме самообразования учителя русского языка и литературы.Тема: «Использование ИКТ на уроках русского языка в процессе подготовки учащихся к ГИА».

Отчет по теме самообразования  учителя русского языка и литературы.Тема: «Использование ИКТ на уроках русского языка в процессе подготовки учащихся к ГИА»....