Программа элективного курса "Увлекательная фразеология"
элективный курс по русскому языку (9 класс) по теме
Элективный курс «Увлекательная фразеология» предполагает теоретические и практические задания, раскрывающие особенности фразеологического оборота, затрагивающие вопросы происхождения фразеологизмов, их стилистического употребления, применения в устной и письменной речи.
Данный курс предлагается для изучения в 9-ом классе и рассчитан на 17 часов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Программа элективного курса «Увлекательная фразеология»
Составила Ратничкина М.Н.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ Кочетовской СОШ
Мичуринского района
Тамбовской области
Пояснительная записка
Фразеологизмы составляют «народную физиономию языка, его оригинальные средства и самобытное, самородное богатство».
Особое значение имеет изучение фразеологии для совершенствования речевого мастерства человека, для повышения речевой культуры. Знакомство с русской фразеологией позволяет глубже понять историю и характер нашего народа.
Элективный курс «Увлекательная фразеология» предполагает теоретические и практические задания, раскрывающие особенности фразеологического оборота, затрагивающие вопросы происхождения фразеологизмов, их стилистического употребления, применения в устной и письменной речи.
Данный курс предлагается для изучения в 9-ом классе и рассчитан на 17 часов.
Цели элективного курса:
- развитие интереса учащихся к фразеологии;
- обогащение фразеологического запаса учащихся;
- формирование умения находить фразеологизмы в тексте, определять их смысловые значения и отличать фразеологизмы от свободных сочетаний слов;
- формирование умения умело пользоваться фразеологическими оборотами, отмечать их эмоционально-выразительные достоинства.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
- определять значение фразеологизмов;
- пользоваться фразеологическими словарями и справочниками;
- применять фразеологические обороты в устной и письменной речи.
Содержание программы
(17 ч.)
“Не словом единым…»Углубление понятия о фразеологии и фразеологическом обороте.
Предмет фразеологии. Фразеологический оборот. Фразеологические единицы. Признаки фразеологизмов.
Дорога к предкам. Из истории русской фразеологии.
История русской фразеологии - история народа. Связь фразеологизмов с бытом, жизнью и верованиями народа.
Фразеологические словари и справочники.
“Фразеологический словарь русского языка» под ред. А. И. Молоткова (М. , 1967).
“Школьный фразеологический словарь русского языка» под ред. В. П. Жукова (М. , 1980).
“Свои и чужие». Исконно - русские и заимствованные фразеологизмы.
Состав фразеологических оборотов по своему происхождению.
Исконно русские фразеологизмы.
Старославянские фразеологизмы.
Иноязычные фразеологизмы.
Служба фразеологизмов.
Функция фразеологизмов в речи.
Стилистическое использование фразеологизмов.
Использование фразеологических оборотов во всех речевых стилях. Образная сила фразеологических средств.
Воспитательные фразеологизмы.
Выражения, связанные с воспитанием и обучением.
«Игра в бирюльки». Фразеологизмы и народные игры.
Игра как элемент культуры русского народа. Фразеологизмы, связанные с народными играми.
Фразеологизмы в заговорах, наговорах и гаданьях.
Фразеологизмы и русские народные обычаи.
Заговоры, наговоры, гаданья.
Фразеологизмы - синонимы.
Синонимия фразеологизмов.
Синонимические ряды фразеологизмов.
«Дать маху - попасть в точку». Фразеологизмы - антонимы.
Антонимия фразеологизмов. Грамматическая структура фразеологизмов - антонимов.
Фразеология на современном этапе.
Важнейшие процессы в развитии фразеологии.
Изменения фразеологического состава.
Учебно-тематический план
(17 ч.)
№ | Тема | Кол-во часов | Формы и методы обучения | Форма контроля |
1. | “Не словом единым…» Углубление понятия о фразеологии и фразеологическом обороте. | 1 | Беседа, конкурс знатоков | Сочинение - миниатюра |
2. | Дорога к предкам. (Из истории русской фразеологии.) | 1 | Беседа, сообщения учащихся | Письменные работы, сообщения |
3. | Фразеологические словари и справочники. | 1 | Беседа, работа со словарями и справочниками | Устный ответ |
4. | “Свои и чужие». Исконно русские и заимствованные фразеологизмы. | 2 | Лекция, исследователь- ская работа | Письменный ответ на вопрос |
5. | Служба фразеологизмов. | 1 | Практическая работа (составление текста) | Сочинение - миниатюра (взаимо- проверка) |
6. | Стилистическое использование фразеологизмов. | 1 | Семинар, составление текста | Карточки - задания |
7. | “Воспитательные» фразеологизмы. | 1 | Беседа, игра. | Сочинение - рассуждение |
8. | “Игра в бирюльки» (Фразеологизмы и народные игры). | 1 | Лекция, практическая работа | Устный ответ |
9. | Фразеологизмы в заговорах, наговорах и гаданьях. | 1 | Лекция с элементами беседы, работа с произведениями фольклора | Сообщения |
10. | Фразеологизмы - синонимы. | 1 | Лекция, работа с фразеологическим словарем | Устный ответ |
11. | “Дать маху - попасть в точку». Фразеологизмы - антонимы. | 1 | Беседа, конкурс | Письменная работа |
12. | Фразеологический КВН. | 1 | Урок – КВН, исследование. | Игра |
13. | Создание альбома «Крылатые выражения из мифов Древней Греции». | 2 | Беседа, защита альбома | Написание статьи; рисунки |
14. | Фразеология на современном этапе. | 1 | Беседа, игра «Кто больше?» | Карточки - задания |
15. | Зачет по теме «Фразеология». | 1 | Зачет, редактирование | Тест |
Литература
1. Ашукин Н. С., Ашукина М. Г. Крылатые слова. - М. , 1985.
2. Вульфсон Р. Е. Упражнения по лексике и фразеологии.- М. : Просвещение, 1975.
3. Фразеологический словарь русского языка под ред. А. И. Молоткова.- М.,1979.
4. Григорян А. Т. Язык мой - друг мой. - М.. 1976.
5. Ожегов С. И. Словарь русского языка. - М., 1985.
6. Розенталь Д. Э. Практическая стилистика русского языка. - М.,1998.
7. Арсирий А. Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка. - М., 1975.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная
Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...
Программа элективного курса для учащихся 8 класса "Кладовые русской фразеологии"
Задача современной школы – подготовить человека думающего, чувствующего, умеющего жить в социуме, творчески мыслить, правильно выражат...
Программа элективного курса на билингвальной основе «Русская и немецкая фразеология» для 9 класса
Знание фразеологии – это обязательное условие глубокого владения любым языком. Цель работы по фразеологии предполагает формирование у школьников научного мировоззрения, вооружение их основами зна...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА РАЗДЕЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «Лексика и фразеология. Культура речи» ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 6 КЛАСС
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАЗДЕЛА «Лексика. Фразеология»ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ ВОСПРИЯТИЯ И ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА УЧАЩИМИСЯ В СООТВЕТСТВИИ С ВОЗРАСТНЫМИ ОСОБЕНН...
Рабочая программа "Лексика и фразеология", 8 класс
О значении лексики и фразеологии в жизни человека...
Программа спецкурса "Практическая фразеология"
Программа спецкурса "Практическая фразеология"...