Урок письма
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс) по теме

Педосенко Яна Сергеевна

Письмо ветерану

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pismo_veteranu.docx32.34 КБ

Предварительный просмотр:

 Мероприятие по русскому языку на тему «Письмо ветерану».

Класс – 6.

Цель:

          - знать особенности написания письма;

           - уметь составлять письмо, учитывая характер адресата.

Задачи:

           - обучающая – сформировать у учащихся навыки  написания письма, умение использовать в тексте письма  соответствующие слова;

          - воспитывающая – воспитание уважения к защитникам Родины, гордости за наших ветеранов, участников ВОВ, за героическое прошлое русского народа, внимательного отношения к окружающим людям, сопереживания, бережного отношения и любви к письмам как к духовному богатству;

           - развивающая – развитие у детей патриотических чувств, познавательного интереса, нравственных задатков, творческих способностей, культуры речевого общения.

 

Оборудование: презентация о ВОВ, почтовый ящик, большие конверты с правильно заполненными адресами, репродукции картин на военную тематику, словарики, тексты фронтовых писем, карточки с опорными словами, стихотворения И. Уткина «Ты пишешь письмо мне» и Ю. Акмаевой, аудиозаписи (Л. Зыкина «Фронтовые письма», А. Герман «Письмо солдату», Никитины «Почтальонка»), Валиев В.А. Золотая слава Анапы. - Анапа, 2005. - 72 с., фронтовые письма (gulya1922 -1942.narod2.ru…pisma/frontovie_pisma/).

Действующие лица:

    - почтальон Печкин;

    - ученик и ученица;

    - учитель;

    - солдат;

    - девочка в военной форме.

                     Ход мероприятия             

 Звучит  песня в исполнении    А. Герман  «Письмо солдату».

В класс входит Почтальон Печкин.

Почтальон Печкин:

     - Здравствуйте, ребята, я принес вам письмо.

Ученица:

     - Нам пришло письмо?! Но мы не ожидаем ни от кого  писем.

Почтальон Печкин:

      - На конверте указан ваш адрес, так что распишитесь в  получении.

Почтальон Печкин:

       - Теперь можете прочитать его содержимое.

Ученик:

        - Опять читать? На каждом уроке  одно и то же – читай, пиши. Это же так скучно, тем более  что письмо, по-видимому,  очень большое. Лучше  общаться «смс-ками»: быстро и кратко.  Все знают: «Краткость  -  сестра таланта».

Почтальон Печкин:

       - Я с вами абсолютно не согласен. Разве можно в коротком сообщении передать свои чувства, эмоции, использовать в полном объёме богатства русского языка?                      

       Раньше к письмам было совсем другое отношение: их ценили, ими дорожили, хранили, как святыню, в драгоценных шкатулках и ларчиках, передавали из поколения в поколение в качестве семейной реликвии. История письма насчитывает не одно столетие. Первые письма возникли еще в глубокой древности с появлением письменности.

       Каждое письмо – это чья-то жизнь, судьба, история души, творческая мастерская.

    Получить письмо от дорогого человека – великая радость! Благодаря письмам сокращается расстояние, происходят встречи друзей, люди обретают счастье.

Учитель:

         - Почтальон Печкин совершенно прав. Письма делают людей прекрасными, отзывчивыми, сострадательными, внимательными к чужому горю, несчастью. Без писем трудно представить духовную жизнь человека:

                Письмо – это отражение души,

                В нем каждое словечко сокровенно,

                Ты пару строк от сердца оторви,

                Оставив в памяти храниться незабвенно.

                 Сливаются слова и чувства в такт,

                 Дрожит рука, и почерк пусть неровный,

                 Скользит слеза - а это верный знак,

                 Что обо мне ты будешь помнить долго.

       Письмо – это сложная работа сердца и мысли:

                  Бежит строка, за ней – другая,

                  И вот уже письмо летит.

                  Пусть, адресата догоняя,

                  Расскажет всем про мою жизнь,

                 

                   Расскажет про печаль и радость,

                   Доверит тайны и мечты,

                   Я адресату крикну: «Здравствуй!

                   Быстрей ответ мне напиши».

             

            Ребята, а вы знаете, какие бывают письма по содержанию?

По содержанию письма бывают  личные (друзьям, родным, знакомым, любимым) и  деловые:

                    Есть письма очень гордые,

                    Все чем-то недовольные,

                    Они такие важные:

                    У них дела бумажные.

 

                    Есть письма очень личные,

                    Такие симпатичные,

                    Веселые, смешные,

                    Немного озорные.

Ученик:

              - Вот еще! На дворе 21 век, а  вы про какие-то бумажные письма говорите. Смешно даже вспоминать о них!                           

Почтальон Печкин:

               - Мальчики и девочки, скоро мы будем отмечать самый дорогой для русского народа праздник – День Победы.

               А вы знаете, какую роль играли письма в период Великой Отечественной войны?

      Фронтовые письма! В них отразилась трагическая биография нашего народа.  Солдаты хранили письма у сердца, как оберег, знали наизусть каждую строчку,  завещали их при смерти своим родным.  Письма от родных и любимых спасали жизни, вдохновляли на подвиги, вселяли надежду и веру, согревали душевным теплом. Они были той кровной ниточкой, которая связывала защитников страны  с милым, но таким далеким домом.

 Сидит солдат, пишет письмо (на столе горит свеча):

                На улице полночь. Свеча догорает.

                Высокие звезды видны.

                Ты пишешь письмо мне, моя дорогая,

                В пылающий адрес войны.

                Как долго ты пишешь его, дорогая,

                Окончишь и примешься вновь.

                Зато я уверен: к переднему краю

                Прорвется такая любовь!

                Давно мы из дома. Огни наших комнат

                За дымом войны не видны.

                 Но тот, кого любят,

                 Но тот, кого помнят,

                 Как дома и в дыме войны!

 

                 Теплее на фронте от ласковых писем.

                 Читая, за каждой строкой

                 Любимую видишь

                 И Родину слышишь,

                 Как голос за тонкой стеной…

 

                 Мы скоро вернемся. Я знаю. Я верю.

                 И время такое придет:

                 Останутся грусть и разлука за дверью,

                 А в дом только радость войдет.

 

                 И как-нибудь вечером вместе с тобою,

                 К плечу прижимаясь плечом,

                 Мы сядем и письма, как летопись боя,

                 Как хронику чувств, перечтем…

Почтальон Печкин:

            - Письма, милые, дорогие, как их ждал солдат, как в них верил! Фронтовые  письма сохранились и до наших дней. Вот и в моей сумке есть такие письма, письма-воспоминания.

Учитель:

                       Топтать бы травы, как тогда,

                        По мятым пробежаться стежкам,

                        Пришла разлучница война,

                        С березок сбросила сережки.

   

                        «Вальс расставания» звучит,

                         Вот в школе парты опустели.

                         Девчонки и мальчишки вмиг

                         На злую вечность повзрослели.

Звучит вальс, под который танцуют солдат и девочка в военной форме.

Солдат читает письмо:

           «Декабрь месяц, мы гоним врага от Москвы на Запад, беспощадно уничтожая гитлеровских мерзавцев, освобождая свой народ  от рабского ига. На нашем пути сожженные села и города, уничтоженная культура, нажитая русским народом веками. Мне надолго запомнились зверства гитлеровцев, которые я никогда не забуду. Приходим  в одну деревню, на огороде лежит изуродованная женщина-мать. Возле нее сидит девочка лет 4-5 и плачет-стонет. Через час она погибла бы около матери от мороза. Подхожу к ней с бойцом, утешаем ее, а она молчит и трясется вся – не верит, что мы спасители ее и многих тысяч других детей. Взяли ее, отогрели, накормили, уложили спать. Через несколько часов девочка проснулась и, всхлипывая, стала звать маму. Утром она начала с нами разговаривать…и рассказала  жуткую историю, немыслимую в ее возрасте. Видя это, волосы встают дыбом на голове, слезы наполняют глаза».

Девочка:

             «Сашка, дорогой, здравствуй! Сегодня 21 июня 1942 года. Ровно год после нашего выпускного вечера. Как же давно это было… Ровно год… И ровно год идет война. Троих наших ребят уже нет в живых, а войне еще не видно конца. Как подумаю, что для Тани, Лидочки и Толи уже никогда и ничего не будет, становится страшно. Никогда и ничего…

Солдат:

             «По дорогам фашистского бегства всюду валялись изуродованные, убитые и замерзшие дети. Это наши дети! Глядя на них, у нас кипит ненависть к врагу и мы без отдыха гоним его на запад, не давая ему опомниться, беспощадно уничтожая. Встречали мать, стоящую на коленях перед убитым ребенком. Дитю-сыну один год и семь месяцев. Фашист на глазах у матери заколол его кинжалом. Много таких жутких картин, почти на каждом шагу. Кипя ненавистью к врагу, мы с бойцами шли вперед и вперед – в стужу, в пургу, холод и дождь. В освобожденных селах нас встречают как своих близких, родных и детей. Когда мы останавливались на ночь в деревне, каждая мать хотела поселить в своем доме бойца-освободителя. Угощали всем, что сумели скрыть от врага. Укладывали нас спать, а вместе с часовыми охраняли наш покой. Какая любовь, сила у  советского народа… .Такую силу не разобьешь, и каждый из нас все больше и больше верил в победу».

 Учитель:

             - Письма 1941-1945 годов никого не оставят равнодушным, в них звучит призыв к миру. Они объединены общей ненавистью к врагу, скорбью, горечью, непостижимой болью разлук, трагизмом невинно  загубленных молодых жизней  и, конечно же, надеждой. Общее горе сплотило нашу страну. Она наполнилась слезами, которые до сих пор не высохли на страницах фронтовых письмах. Их проникновенные строки переносят нас в страшные для страны годы:

                             

                              На устах навек застыло

                              Им Родины святое,

                              Не забывайте никогда

                              Пламя истины живое.

                               

                               У чужого перекрёстка

                               Жизнь оборвалась, как нитка,

                               И летит без адресата

                               Долгожданная открытка.

                         

                               Боль и смерть непостижимы,

                               Землю иссушила жажда,

                               Боль и смерть неразделимы,

                               Слезы перемножив дважды.

 

                                Жизнь, как сон, мгновеньем стало,

                                Вёсны растворились в пепле,

                                Сторона моя родная

                                В дымовом котле исчезла.

                 

Почтальон Печкин:

          Мы должны отдать долг защитникам и освободителям нашей родной земли за наше счастливое и беспечное детство, которое было украдено у детей военных лет. Самый лучший подарок, самая сердечная благодарность ветеранам – это письмо. С разных уголков страны летят в майские дни для Них  поздравления. Вы только представьте, как приятно Им будет получить от вас хотя бы несколько строчек с теплыми словами, ощутить заботу, почувствовать, что «ничто не забыто, никто не забыт», что память о великом подвиге нашего народа всё ещё жива.

Учитель:

Наш город, который был удостоен звания воинской славы, также знает немало героев (ГОЛОВАНЬ Василий Никонович — 1924 г. р., из ст. Раевской, серж., замком. взвода 327 СП, погиб 18 октября 1944 г. в Чехословакии в бою, выводя бойцов из окружения. Указ от 24.03. 1945 г.; ЖОЛОБ Степан Михайлович (1917-1964) из с. Су-Псех, звания Героя удостоен за вывод бойцов из окружения в Финскую войну в 1939 г., КОТОВ Иван Ильич — 1925 г. р., из ст. Раевской, погиб в десантной операции в г. Николаеве 20.03.1944 г. Указ от 20.04.1945 г., МИРОНЕНКО Иосиф Акимович — 1913 г. р., из с. Юровка, старшина взвода ПТР 605-го СП, погиб за плацдарм на Днепре 10.01.1944 г. Указ от 17.10.1943 г. и другие).

Ученица:

         - Мы хотим непременно написать письма нашим ветеранам: дедушкам и бабушкам!

Ученик:

          - Только как это сделать, ведь мы совсем не умеем писать письма?  Кто же нам поможет?

 Учитель:

           Существуют «золотые» правила написания письма.

  1. Письмо следует писать разборчиво и грамотно.
  2. Ваше письмо должно быть построено  по определенному плану.

А. Начало, то есть обращение к адресату.

Б. Основная часть, которая включает поздравление, пожелание, информацию и т.д.

В. Концовка: выражение уважения, пожелание адресату, дата, место написания письма, подпись.

 З. Самое главное правило – вложить в  строки письма свою душу.

            Еще, ребята, для нашего поздравительного письма  нам потребуются обращение и  слова вежливости, которые  принес собой  в сумке Почтальон Печкин. Давайте откроем  словарики и запишем их.

           ( Почтальон Печкин вынимает из сумки карточки).

  1) Дорогой  (-ая, - ие).

  2) Уважаемый (-ая, -ие).

  3) От всего сердца… .

  4) От всей души… .

  5) Сердечно… .

  6) Я очень благодарен… .

  7) Большое спасибо… .

  8) Благодарю  Вас за то, что… .

  9) Разрешите Вас поздравить… .

  10) Позвольте пожелать… .

   11) Здравствуйте!

   12) До свидания!

             Не забудьте обращения выделить знаками препинания!

Почтальон Печкин:

            - Теперь  попробуйте составить предложения с данными словами. (Учащиеся составляют предложения).

Учитель:

             - Пока вы составляли предложения,  я написала  письмо нашим ветеранам.

                               Здравствуйте, дорогие ветераны!

             Сколько дорог Вами  пройдено, сороковых, фронтовых, огневых, незабываемых! Сколько Вами испытано и пережито горя, страдания, потерь! 1480 кошмарных дней и ночей страшного ада, когда Вы забывали о себе, и  лишь святое имя Родины, как молитва, рвалось к небу, к ясному солнцу.

            Не было покоя от грохота снарядов, от несмолкаемых залпов. Горела, стонала наша земля, со слезами принимая своих сыновей.                            

             Наверное, так хотелось зажмурить глаза, на миг перенестись туда, где земля залита не кровью, а покрыта, будто снегом, яблоневым цветом, где так хорошо и спокойно.

             Но Вы не теряли  мужества, ни у кого из Вас не дрогнула рука. Вы знали, что являетесь единственной опорой Родины, что на Вас возлагают надежды дети, жёны, старики, что  за плечами у Вас - многомиллионная страна, с мольбой взирающая на Вас.

              Вы смело шли в бой, зная, что многие из Вас останутся за той неведомой чертой, название которой – смерть. Вы шли вперед под звуки родной «Катюши», от которой веяло домашним теплом, добротой и любовью.

               Вы доказали, что мы - одна неделимая, непобедимая сила.  Вы – истинные богатыри нашей земли, яркий пример  патриотизма, самоотверженности, самопожертвования, героизма, мужества.

               Мы, молодое поколение, клянемся Вам, что сохраним святые воспоминания, постараемся  сберечь выстраданную Вами свободу.

               За все мы Вас благодарим:

               За солнечное небо,

               За нашу молодую жизнь,

               За первые рассветы.

   

               За каждый день, что дарит жизнь,

               За нежность милой мамы,

               За то, что мы, как Вы тогда,

               Не стали стариками.

     

               За то, что можем мы дышать

               Так вольно, полной грудью

               И звезды по ночам считать,

               Вновь провожая в утро.

 

             За то, что можем мы сказать:

             «Все было не напрасно»,

              Хоть велика была цена

              За наше с Вами счастье.

                Желаем Вам крепкого здоровья, чтобы Ваши сердца оставались такими же молодыми!

  09. 05. 12.                                                        

                                                     С уважением  учителя школы.

Учитель:

              - Письмо готово, теперь осталось правильно заполнить конверт.

В период Великой Отечественной войны конвертов не хватало. С фронта приходили письма-треугольники. Отправляли их бесплатно. Треугольник — это обычный лист из тетради, который сначала загибали справа, потом слева направо. Оставшуюся полоску бумаги вставляли внутрь треугольника.  Самым страшным в то нелёгкое время было получить похоронку, то есть извещение о гибели дорого человека.

Она прошла всего лишь два квартала…
Девчушечка 14-ти лет
Нести устала
с похоронкою конверт.
Нет горше, нет ужасней новостей;
И этот плач невыносимо слушать:
«Зачем господь мне подарил детей?! —
заплачет мама. — Петенька! Петруша!»
Нет горше, нет ужасней новостей,
Ей кажется невыносимой ноша:
«Ну как же мне растить троих детей?! —
жена заплачет. — Мой Алёшенька! Алёша!!!»

                                                                    (Юлия Акмаева)

Звучит песня в исполнении Никитиных «Почтальонка»

Почтальон Печкин:

               - Ребята, для того чтобы безошибочно заполнить конверт, необходимо различать  такие важные понятия, как адресат и адресант.

               Адресант – это тот, кто пишет письмо.

               Адресат – получатель.

               Теперь обратимся к правилам заполнения конверта. Это тоже очень важная часть, ведь письмо обязательно должно найти своего адресата.

                                                    535585

    От кого: Зажигиной В.Г.

    Откуда:  Краснодарский край,

             г.-к. Анапа,

                    ул. Ленина, д. 5, кв. 8.

                                                                                   164578

                                                              Кому: Олейник Д.Ф.

                                                              Куда: Архангельская область,

                                                                         Виноградовский район,

                                                                         п. Сельменьга,

                                                                         ул. Школьная, д. 15, кв. 8.

Почтальон Печкин:

            - Правильно оформлен конверт, теперь осталось письмо опустить в почтовый ящик.

Учитель опускает письмо в почтовый ящик.

Учитель:

            Конвертик в цветочек,

            Заполнены графы,

            Сжимая письмо,

            Я  спешу к телеграфу.

            Я в ящик почтовый его опущу,

            «Лети к адресату», - ему накажу.

Почтальон Печкин:

             - Задержался я у вас, ребята. У меня столько работы накопилось!  Многие ждут сегодня весточки от родных и близких, нужно еще успеть разнести им письма. Я думаю, что после нашей встречи отношение к письмам у вас изменилось. Кстати, не забудьте поздравить  ветеранов с приближающимся праздником. Я обязательно передам ваши сердечные поздравления лично в руки адресату.

Учащиеся:

               - Теперь мы обязательно будем писать  письма друзьям, родным. В первую очередь мы поздравим наших дорогих ветеранов, ведь они вынесли много горя и страданий.

Учитель:

               -  Благодарим почтальона Печкина за любовь и трепетное отношение к письмам, которые он нам смог передать.

               Пишите письма друг другу, делайте мир ярче и прекраснее!         

                Сколько писем есть в мире прекрасных,

                Сколько песен в них дивных звучит!

                В каждой строчке души чья-то тайна

                Держит крепко, как будто магнит.

   

                Оживает в них мамы улыбка,

                Босоногое детство бежит,

                В них искрятся далекие звезды,

                Волны плещут о мертвый гранит.

                Сколько писем есть в мире прекрасных,

                Сколько песен в них дивных звучит!

                В каждой строчке – души чья-то тайна,

                О своей тайне ты расскажи.

                                                                         

Звучит песня в исполнении Л. Зыкиной «Фронтовые письма».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уроки письма в 5 классе на тему « Как писать письма, или Печкин ждёт ответа»

Мы пишем письма родным и друзьям.  Звоним по телефону, шлём телеграммы, посылки. А ещё подписываемся на газеты и журналы, покупаем марки, открытки. Так или иначе, без почты нам не обойтись....

Методическая разработка проведения Урока письма (по номинации «Письмо о моей семье») (6 класс)

Учащиеся знакомятся с историей развития почтовой связи. Возрождаем традиции эпистолярного жанра, развиваем речь и мышление учеников, прививаем умение правильного написания письма....

Методическая разработка урока письма "Письма А.П.Чехова и О. Книппер"

Данная разработка урока может быть использована как интегрированный урок русского языка и литературы или как дополнительный материал к урокам литературы при изучении биографии А.П.Чехова....

Урок письма для учащихся 9-11 классов. Как много мы потеряли, перестав писать письма! Телефонный разговор нельзя перечитывать снова и снова.

В последнее время жанр письма потерял свою значимость. Бумажное письмо заменили SMS-сообщениями, электронными сообщениями и другими достижениями современной цивилизации. Данный урок напра...

Урок письма для учащихся 9 класса. Тема: «Письма с фронта»

Цель урока: углубление и представление об эпистолярном жанре посредством  знакомства с письмами военных лет....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПИСЬМА (Урок-практикум по развитию речи в 5 классе) Тема: «Письмо».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПИСЬМА (Урок-практикум по развитию речи в 5 классе)Тема: «Письмо». Цель:    помочь осознать роль писем в жизни человека; дать представление о вид...

План - конспект урока делового и творческого письма в 10 классе специальной (коррекционной) школы. Тема урока: "Письмо".

   Знакомство учащихся с понятием “письмо”; видами писем. Учить правильному написанию личного письма, правилам заполнения конверта; расширять словарный запас и кругозор об...