Презентация "Сложное предложение. Подготовка к ЕГЭ и ГИА"
презентация к уроку по русскому языку (9 класс) на тему

Татьяна Алексеевна Яковлева

Презентация представляет собой обобщающее повторение темы "Сложное предложение" не только в 9 классе, но и в 11 классе при подготовке к ЕГЭ. Материал представлен наглядно - с помощью схем, которые ученики лучше запоминают, чем объёмный материал учебника. Схемы позволяют увидеть строение предложения, последовательность придаточных предложений в СПП и их типы, количество простых предложений в составе сложного.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon slozhnoe_predlozhenie._gia_i_ege.ppt709 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сложное предложение Подготовка к ЕГЭ и ГИА Яковлева Татьяна Алексеевна учитель русского языка и литературы 1 категории МКОУ СОШ №4 города Миньяра Челябинской области

Слайд 2

Сложное предложение сложносочинённое сложноподчинённое бессоюзное Сложное предложение

Слайд 3

Чем отличается сложное предложение от простого? Было ясно и тихо и дымились трубы. После грозы всё благоухало и сверкало. , И 1) 2) и

Слайд 4

Сложносочинённое предложение (ССП) Части предложения не зависят друг от друга. Соединяются сочинительными союзами и, да, но, а, или, либо, зато, однако, то -то, не то - не то, ни - ни, тоже, также, не только – но и, как – так и. / Окна во всех корпусах были ярко освещены/, и /оттого на громадном дворе казалось очень темно/. , И

Слайд 5

В сложносочиненных предложениях, как правило, запятая ставится перед всеми союзами, соединяющими их части, в том числе и перед соединительными и разделительными (в отличие от простого предложения). Звёзды уже сверкали остро и холодно, но небо на востоке уже стало светлеть. Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простора нет. Козлевич открыл глушитель, и «Антилопа» утопила всех в облаке дыма.

Слайд 6

ЗАПЯТАЯ между частями сложносочинённого предложения не ставится , если предложения имеют: общий второстепенный член Вскоре после восхода набежала туча и брызнул короткий дождь. общее придаточное предложение Уже совсем рассвело и народ стал подниматься, (когда я вернулся в комнату). общее вводное слово или предложение По словам охотников , зверь в этих лесах вывелся и птица исчезла.

Слайд 7

Если оба самостоятельных предложения, соединенных сочинительным соединительным или разделительным союзом, содержат вопрос, то запятая между ними не ставится. Cледует помнить, что пара ли...или ( иль ) в сложосочиненном предложении (в отличие от простого) рассматривается как повторяющийся союз, то есть запятая перед или ставится. Как собака попала сюда и почему дверь не была закрыта?

Слайд 8

Если оба самостоятельных предложения, соединенных сочинительным соединительным или разделительным союзом, являются восклицательными (содержат восклицательные частицы), то запятая между ними не ставится. Как приятно гулять в саду вечером и как удивительно пахнет жасмин!

Слайд 9

Если оба самостоятельных предложения, соединенных сочинительным соединительным или разделительным союзом, содержат побуждение (сказуемые выражены формой повелительного наклонения), то запятая между ними не ставится Напиши письмо сам или давай напишем вместе.

Слайд 10

Сложноподчинённое предложение (СПП)

Слайд 11

Одно предложение зависит от другого , что И так наивна песня зимняя, что грех певицу обижать. Как?

Слайд 12

ТИПЫ ПРИДАТОЧНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ИЗЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬНЫЕ

Слайд 13

ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ Относятся к существительным Отвечают на вопрос какой? Присоединяются союзными словами: относительными местоимениями и наречиями который, какой, что, где, куда, откуда. Мы отправились к озеру , (где была расположена база отдыха). какому?

Слайд 14

ИЗЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ Относятся к глаголу (часто со значением речи) Отвечают на вопросы что? чего? кого? чему? кому? чем? кем? о ком? о чём? И тут я понял , (что успеть к отходу поезда мне не удастся). что?

Слайд 15

Обстоятельственные Образа действия и степени Времени Причины Уступки Цели Места Следствия Сравнения Условия Когда? Как? Где? Зачем? Вопреки чему? При каком условии? Почему? Что из этого следует?

Слайд 16

* С тех пор она старалась всё делать так , (как?) чтобы её хвалили. Нет величия там , (где?) где нет места подвигам. Не на пользу книги читать, (при каком условии?) коль одни вершки глотать. Было уже совсем тепло, (вопреки чему?) хотя кругом лежал рыхлый, тяжёлый снег. Снег становился всё белее и ярче, (что из этого следует?) так что ломило глаза, глядя на него. Он пошёл легко, (как?) словно только из милости касался земли. (Почему?) Благодаря тому что лето было жаркое и сухое , понадобилось поливать каждое дерево.

Слайд 17

Вам кажется, что он изменился? Прибрежные кусты склоняются над самой водой, точно хотят погладить её. Среди дня выпускали в поле корову, чтобы она походила на воле и ей стало лучше. Он подошёл к обрыву, от которого веяло холодом , и смело заглянул вниз. Когда в окнах запылал багровый закатный свет , музыка оборвалась. Под вечер Беликов оделся потеплее, хотя на дворе погода была тёплая. За пять часов времени мы не проехали и двадцати вёрст, потому что дорога была скверная.

Слайд 18

Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными Последовательное подчинение Параллельное подчинение Однородное подчинение

Слайд 19

Последовательное подчинение Он продолжал смотреть в небо, вместо того, (чтобы идти в гостиную), (откуда слышались голоса). , , чтобы ... откуда …

Слайд 20

Запятая на стыке двух союзов не ставится , если второе придаточное предложение нельзя изъять без изменения всего сложного предложения ( в этом случае далее следует вторая часть двойного союза - ТО, ТАК, НО.) Держу пари, ( что ( если вы передадите это герцогу), ТО он останется здесь ещё на три года). Горничная была сирота, (КОТОРАЯ, (ЧТОБЫ кормиться), должна была поступить в услужение).

Слайд 21

Параллельное подчинение (Если бы между добром и злом удалось провести черту), то вышло бы, (что часть людей эту черту переступила). Если что , ,

Слайд 22

Однородное подчинение Помню, ( как ребёнком впервые привезла меня мама на свою Родину), ( как текли слёзы по её счастливому лицу), ( как долго молчали мы на пригорке с берёзами) и (ветер ласкал нас). , как … , как … , как… и … Что?

Слайд 23

Если однородные придаточные предложения прикрепляются к главному одним и тем же союзом, то союз этот может опускаться . Шацкий видел, ( как последняя шлюпка вернулась к пароходу) и (матросы долго, мешая друг другу, подтягивали её на талях). Ср .: Шацкий видел, ( как последняя шлюпка вернулась к пароходу) и ( как матросы долго, мешая друг другу, подтягивали её на талях).

Слайд 24

Если однородные придаточные связаны одиночным соединительным или разделительным союзом(И, ДА(=И), ИЛИ, ЛИБО), то запятая между придаточными не ставится. Отец мой говорил, ( что он не видывал таких хлебов) И (что нынешний год урожай отличный). /…/, (что …) и (что …). Он решительно заявил, (что мы должны немедленно убраться из его дома) ИЛИ (что он вызовет милицию). /…/, (что …) или (что …).

Слайд 25

При повторяющихся сочинительных союзах запятая между однородными придаточными предложениями ставится. Находясь в госпитале, он вспоминал, (КАК фашисты напали на них внезапно), (И КАК они оказались в окружении), (И КАК отряду удалось пробиться к своим). Трудно было понять, (был ЛИ где-нибудь пожар), (ИЛИ же собиралась всходить луна).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Односоставные предложения. Подготовка к ЕГЭ в 11 классе с использованием дидактического материала по краеведению.

Тема урока: Односоставные предложения. Подготовка к ЕГЭ  в 11 классе с            ...

Простое осложнённое предложение. подготовка к ЕГЭ.

Презентация способствует быстрому закреплению основных навыков и умений по теме....

Простое осложнённое предложение. Подготовка к Егэ

Раздаточный материал для самостоятельной работы в группах....

Односоставные предложения.Подготовка к ГИА.

Односоставные предложения.ГИА....

"Сложное предложение". Подготовка к ЕГЭ

Примеры предложений с разными видами связи. Примеры взяты из книги Дины Рубиной "Синдром Петрушки"...

Открытый урок по теме "Сложное предложение. Подготовка к ГИА.

Цель урока: - систематизация знаний по теме «Сложное предложение»...