Односоставные предложения. Подготовка к ЕГЭ в 11 классе с использованием дидактического материала по краеведению.
методическая разработка по русскому языку (11 класс) по теме
Тема урока: Односоставные предложения. Подготовка к ЕГЭ в 11 классе с
использованием дидактического материала по краеведению.
Цель урока: повторить виды односоставных предложений, уяснить их роль в речи; учить последовательно и верно строить ответы на поставленные вопросы;
отработать умение находить односоставные предложения в тексте;
воспитывать чувство любви к родному краю с помощью
литературного краеведения.
Оборудование: сборники стихов поэтов – белгородцев, презентация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Суслова М. В., учитель русского
языка и литературы МОУ СОШ № 45
г. Белгород
Тема урока: Односоставные предложения. Подготовка к ЕГЭ в 11 классе с
использованием дидактического материала по краеведению.
Цель урока: повторить виды односоставных предложений, уяснить их роль в речи; учить последовательно и верно строить ответы на поставленные вопросы;
отработать умение находить односоставные предложения в тексте;
воспитывать чувство любви к родному краю с помощью
литературного краеведения.
Оборудование: сборники стихов поэтов – белгородцев, презентация
Ход урока.
- Организационный этап. Приветствие учащихся, создание рабочей обстановки.
- Этап проверки домашнего задания.
- Сообщение ученика «Определение типа односоставного предложения».
- Фронтальная беседа по теме:
- Какие предложения называются односоставными;
- Перечислите известные вам группы односоставных предложений, приведите примеры;
- Как вы считаете, не теряют ли односоставные предложения в сравнении с двусоставными своей лексической полноты?
- Этап подготовки к работе с изученным материалом
Ученики- ассистенты читают наизусть стихотворения белгородских поэтов. (Учащиеся в процессе прослушивания стихотворений группами определяют темы, идеи стихотворений, выражают своё отношение к структуре текстов и выявляют, какие нравственные проблемы поднимают авторы. Учитель обращает внимание на роль односоставных предложений в текстах).
1) НИКОЛАЙ МОЛЧАН
* * *
Чужому – не завидуйте
Свое в себе растите.
Теплом души согрейте,
Старайтесь, берегите.
2) ТАТЬЯНА РЫЖОВА
* * *
Соберу любовь по зернышку,
Что была в моей судьбе,
По селу пройдусь, как солнышко,
Чтоб понравиться тебе.
3) ВАЛЕРИЙ ИГИН
* * *
Береги свою доброту,
Заклинаю тебя – береги!
Не ходи в поздний час в темноту,
От грозы предстоящей – беги.
4) ВАЛЕРИЙ ИГИН
* * *
Завещаю родным и близким
Память добрую, свет избы,
Никогда не слыть нигилистами
Быть творцами своей судьбы.
- Этап обобщения.
Графический диктант. (Учащиеся определяют типы предложений. Выполняется синтаксический разбор некоторых предложений).
- В церковном храме тишина
И благостный покой…(В. Игин.)
- О, ревнивый ветер, успокойся,
Листья одинокие не тронь…(В. Игин.)
- Успеть бы только дом построить,
Березку возле посадить,
Любимый взгляд не проворонить
И к другу старому сходить. (Вит. Волобуев.)
- В пути устав, остановлюсь на миг,
Смежу глаза от неоглядной сини.
Холмы, холмы…О, сколько их святых,
И проклятых Россией – по России! (Дм. Маматов.)
- Спешу на выпас до рассвета
И здраво думаю о том,
Что в мире стоит быть поэтом
И даже просто пастухом. (Вл. Михалев.)
- Белогорье…
Поле отчее.
По над лугом белый дым…(Вл. Михалев.)
- В глубине лесного яра
Сыроватый дух гребной…(А. Гирявенко.)
- Ищу тебя среди людей…
Среди знакомых и прохожих…
В день ненастья и в день погожий,
При свете дня ночных огней
Ищу тебя среди людей…(Н. Филатов.)
- Ни на что роптать не смею,
Часто улыбаюсь и всегда пою. (Н. Молчан.)
- Мой класс величают «тяжелым»-
Седьмой сногсшибательный класс…(П. Савин.)
- Родная, милая страна!
Спешу к тебе послушать лето. (П. Савин.)
- Давай на берегу присядем,
Подышим ветром громовым…(Вл. Молчанов.)
- Убереги меня, надежда,
От беззащитности и лжи,
Не отнесись ко мне небрежно
И раны мне перевяжи…(Вл. Молчанов.)
- Рассветы ранние встречая,
Спешу на речку без дорог…(Вл. Молчанов.)
- За что не жалуют поэтов
При жизни этих?..И почему
Толкают их под пистолеты,
Бросают надолго в тюрьму?..(И. Чернухин.)
- Беседа с учащимися
- Как вы считаете почему в поэтических текстах чаще всего встречается определенно – личные предложения?
- Расскажите подробно, что вы знаете о безличных предложениях. Когда ими лучше всего воспользоваться?
- Самостоятельная работа по развитию речи
Составьте любой текст, используя односоставные предложения.
- Проверка мини – сочинений
Для учителя: некоторые учащиеся зачитывают свои работы, ученики – ассистенты определяют наличие в тексте односоставных предложений и оценивают работу.
- Подведение итогов урока, выставление оценок
- Можно ли обойтись без односоставных предложений? Почему?
- Как вы определили вид односоставных предложений?
- Чем назывные предложения отличаются от остальных односоставных предложений?
- Задание на дом (индивидуальные задания): проанализируйте стихотворения (по выбору), прочитайте на лирической пятиминутке; попробуйте сами сочинить стихотворение, используя односоставные предложения.
- Рефлексия.
Учитель предлагает учащимся поднять цветную карточку (лежат на столе), символизирующую степень удовлетворенности ученика прошедшим учебным занятием.
Для учителя: красная – не удовлетворен уроком, зеленая - удовлетворен уроком.
Проведя урок и проанализировав его, мы поняли, что умело подобранный дидактический материал – залог успеха. В данном случае это еще и материал для беседы на самые разные темы: о добре и зле, о честности, порядочности, любви к родному краю и к людям труда – темы, которые несут положительный воспитательный эффект. Учащиеся понимают, что таланты рожденные в глубинке, также многогранны и интересны, как и признанные писатели и поэты – классики. Поэтому они и сами с большим интересом включились в творческую работу. Это и есть практическая направленность урока. Реализация ее говорит о том, что тема урока понята, а цели, поставленные в начале урока, достигнуты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/08/02/picture-98330.jpg)
Урок русского языка по теме «Использование односоставных предложений в речи». 8 класс
Чтобы добиться высокого результата в обучении, необходимо научить детей мыслить, находить и решать проблемы, используя для этой цели знания из разных областей, коммуникативные и информационно-технолог...
![](/sites/default/files/pictures/2012/08/02/picture-98330.jpg)
Урок русского языка по теме «Использование односоставных предложений в речи». 8 класс
Чтобы добиться высокого результата в обучении, необходимо научить детей мыслить, находить и решать проблемы, используя для этой цели знания из разных областей, коммуникативные и информационно-технолог...
Сложноподчинённое предложение с придаточным определительным.Урок в 11 классе с использованием местного материала
Материалы для урока, которые помогут повторить тему и провести экспресс-контроль знаний обучающихся по заданию А 25 ЕГЭ....
Схема - алгоритм определения видов односоставных предложений и контрольная работа по теме "Односоставные предложения" для учащихся 8 класса
В схематичном сжатом виде таблица представляет алгоритм определения вида односоставного предложения, что значительно облегчает работу учащихся по усвоению данного теоретического материала, очень...
![](/sites/default/files/pictures/2024/11/25/picture-5088-1732515586.jpg)
Дидактический материал по краеведению «Край родной - Самарский»
Разнообразные темы и формы увлекательных упражнений помогут узнать интересные факты из истории Самарского края и закрепить ранее изученные на уроках истории, внеурочной деятельности по краеведению....
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/26/picture-1105536-1548487069.jpg)
Использование дидактического материала по краеведению на уроках русского языка
Данная интерактивная презентация включает в себя дидактический материал на основе материалов по родной Якутии. Данный материал можно использовать в 5, 6, 7 классах.https://cloud.mail.ru/public/Cv2y/Wh...