Неделя русского языка для учащихся начальных классов СКОШ VIII вида
методическая разработка по русскому языку по теме

Ермолинская Надежда Андреевна

Каждый день начинаем с артикуляционной разминки - скороговорки.

Каждый день заканчиваем упражнениями для развития мелкой моторики.

Первый день путешествие по станции "Звук заблудился".

Второй день путешествие по станции "Слова наоборот".

Третий день путешествие по станции "Я рассказчик".

Четвёртый день путешествие по станции "Шифровка".

Пятый день путешествие по станции "Словарей".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Неделя русского языка для учащихся начальных классов специальной коррекционной школы VIII вида:

Цели:

  • прививать любовь к родному языку,
  • мотивировать детей на изучение русского языка,
  • развивать память, внимание, мышление, речь, фонетический слух,
  • совершенствовать и расширять знания по предмету,
  • развивать мелкую моторику.

Каждый день начинать с артикуляционной разминки (скороговорки)

Понедельник:   Любые грибники

                          Любят брать боровики.

Вторник:   На пеньке - кнопка,

                   На кнопке – Петька.

Среда:    Антип петуха не купает,

               Антип петуха покупает.

Четверг:   Пока пираты храпели,

                 Пленный копал окоп.

Пятница:   Надя дыню недоела,

                   Наде дыня надоела.  

     

Заканчивать каждый день упражнениями для развития мелкой моторики руки

Мы с вами сегодня отправляемся в путешествие в мир русского языка.

Первый день.

Путешествие по станции «Звук заблудился».

Неизвестно, как случилось,

Только буква заблудилась:

Заскочила в чей-то дом

И хозяйничает в нём!

Но едва туда вошла буква-озорница

Очень странные дела начали твориться.

Угадайте, какой звук обозначает заблудившаяся буква?

Я читаю, слушайте внимательно, кто понимает, какой звук обозначает заблудившаяся буква, тот поднимает руку. Кто первый правильно ответит, тот получит жетон. В конце игры мы узнаем победителя.

Слушайте меня внимательно!

1. Жучка будку (булку) не доела

Неохота надоело.

2. На остров налетел ураган

На пальме остался последний баран (банан).

3. У вратаря большой улов,

Влетело в сетку 5 волов (голов).

4. Тает снег. Течёт ручей.

На ветвях полно врачей (грачей).

5. Мама с бочками (дочками) пошла

По дороге вдоль села.

6. На поляне весной

Вырос зуб (дуб) молодой.

7. Сели в ложку (лодку) и – айда!

По реке туда-сюда.

8. Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме:

Там ползёт зелёный лук (жук)

С длинными усами.

9. Был доктор на движенья скуп,

Схватил щипцы и вырвал дуб (зуб).

10. Закричал охотник «Ой,

Двери (звери) гонятся за мной!»

11. Забодал меня котёл (козёл),

На него я очень зол.

12. Тащит мышка в норку

Огромную хлебную горку (корку).

14. Не учил уроки, а играл в футбол.

Оттого в тетрадке появился гол (кол).

15. Обязательно примите

10 цапель (капель) перед сном.

16. Старый дедушка Пахом

На козе (коне) скакал верхом.

18. Под берёзами, где тень

Притаился старый день (пень).

19. Писем мы не написали,

Тучку (ручку) целый день искали.

20. Пугал крестьян окрестных сёл

Паривший в воздухе осёл (орёл).

21. Сидит на грядке крепко

Оранжевая кепка (репка).

22. На пожелтевшую траву

Бросает лев (лес) свою листву.

23. Лежит лентяй на раскладушке,

Грызёт, похрустывая, пушки (сушки).

24. Поэт закончил строчку,

В конце поставил бочку (точку).

На болоте нет дорог

Мы по кошкам (кочкам) скок да скок.

Второй день.

Путешествие по станции «Слова наоборот».

Я буду называть слово, а вы подбирать противоположное по значению слово. Для ответа поднимайте руку, кто первый ответит правильно, заработает жетон. Потом подведём итог, узнаем победителя этого дня.

Желаю удачи каждому!        

( Если участвуют только ученики 3, 4классов, то письменно. Тогда победителя выбираем по наибольшему числу правильных ответов).

Низкий -…        Чистый -…

Тяжёлый -…        Мягкий - …

Умный - …        Узкий -…

Новый - …        Кислый -…

Белый - …        Хороший -…

Злой - …                                             Весёлый - …

Длинный - …                                     Злая - …

Далёкий - …                                       Потолок -…

Потерял -…                                         Трус -…

Начало - …                                          Ложь - …

Свет - …                                              Холод - …

День - …                                              Чистота -…

Плач -…                                               Верх -…

Тишина - …                                        Ленивый - …                                      

 Хвалить - ….                                     Говорить - …                                      

 Радовать - …                                     Взять -…      

Третий день.

Путешествие по станции «Я рассказчик»

Придумай и запиши рассказ с этими словами:

  1. Лопата, морковь, ведро.
  2. Письмо, лампа, ручка.
  3. Чашка, ложка, сахар.
  4. Пила, доска, топор.
  5. Ножницы, игла, ткань.
  6. Зонт, сапоги, лужа.
  7. Окно, скворечник, птичка.
  8. Шуба, санки, варежки.
  9. Холодильник, сумка, мороженое.
  10. Будка, миска, собака.
  11. Ваза, цветок, бабочка.
  12. Грибы, корзина, кастрюля.
  13. Утюг, платье, торт.
  14. Лыжи, снеговик, шапка.

Слова или картинки на карточках, каждый вытаскивает любую карточку.

(Картинки в рабочей тетради «Развиваем связную речь»).

Четвёртый день.

Посещение станция «Шифровки».

1 этап. Запишите первые буквы изображённых по порядку предметов, и вы узнаете зашифрованные слова:

14 карточек с шифровками:

  1. школа
  2. письмо
  3. машина
  4. книга
  5. знает
  6. умывается
  7. часто
  8. белка
  9. пингвин
  10. улитка
  11. радуга
  12. снегурочка
  13. чебурашка
  14. невод

2этап. От каждой буквы на карточке идёт лабиринт к окошечку, если вы правильно пройдёте по лабиринтам, то в окошечках сможете прочитать слова.

Есть лабиринты- названия деревьев (папка дидактических материалов для уроков р.р.).

Победит тот, кто расшифрует большее количество слов (за определённое время).    

Пятый день.

Путешествие по станции «Словарей»

Знакомство со словарями:

  1. Толковый словарь.
  2. Фразеологический словарь.
  3. Орфографический словарь.
  4. Словарь иностранных слов.

  1. Каждый вытащит карточку, на которой написано слово. Надо в словаре найти его значение.    
  • Ясли                                         - Циклоп
  • Юнга                                        - Ходули
  • Этикет                                      - Фонема
  • Эпидемия                                - Усердие
  • Экскурсия                                - Торшер
  • Щуплый                                   - Смирный
  • Шуруп
  • Чибис
  • Чердак

Если находит, зарабатывает жетон.

     

  1. Попытаются объяснить значения некоторых фразеологических оборотов.

- Попасть впросак – запутаться, попасть в трудное положение.

- Как с гуся вода – ему всё нипочём (всё равно).

- Зарубить на носу – запомнить навсегда.

- Знать на зубок – выучить очень хорошо, без ошибок.

- Как пить дать – точно.

- Где раки зимуют – серьёзно накажу.

- Спустя рукава – лениво, неохотно работать.

- Семь пятниц на неделе – часто меняет свои решения.

- Уйти несолоно хлебавши – не получить того, чего хотел.

- Тянуть канитель – делать очень медленно.

За каждое правильное объяснение жетон.

  1.  Найдите, как пишутся слова. Каждый вытаскивает карточку со словом и исправляет ошибочное написание по словарю.
  • невдалеке (не в далеке)
  • невпопад (не в попад) 
  • не в счёт (невсчёт)
  • легкоатлет (леккоатлет)
  • лестница (лесница)
  • жизнедеятельность (жизнидеятельнось)
  • втридорога (в три дорога)

     

Если справляется – жетон.

  1. Знакомлю с рядом иностранных слов.

Афиша (с.30)

Ветеран (с.36)

Витамин (с. 37)

Гастроли (с. 40)

Джинсы (с.49)

Дистанция (с.54)

Низкий -…                       Чистый -…

Тяжёлый -…                       Мягкий - …

Умный - …                       Узкий -…

Новый - …                       Кислый -…

Белый - …                       Хороший -…

Злой - …                                             Весёлый - …

Длинный - …                                     Злая - …

Далёкий - …                                       Потолок -…

Потерял -…                                         Трус -…

Начало - …                                          Ложь - …

Свет - …                                              Холод - …

День - …                                              Чистота -…

Плач -…                                               Верх -…

Тишина - …                                        Ленивый - …                                      

 Хвалить - ….                                     Говорить - …                                      

 Радовать - …                                     Взять -…      

Низкий -…                       Чистый -…

Тяжёлый -…                       Мягкий - …

Умный - …                       Узкий -…

Новый - …                       Кислый -…

Белый - …                       Хороший -…

Злой - …                                             Весёлый - …

Длинный - …                                     Злая - …

Далёкий - …                                       Потолок -…

Потерял -…                                         Трус -…

Начало - …                                          Ложь - …

Свет - …                                              Холод - …

День - …                                              Чистота -…

Плач -…                                               Верх -…

Тишина - …                                        Ленивый - …                                      

 Хвалить - ….                                     Говорить - …                                      

 Радовать - …                                     Взять -…      

  • Ясли                                      

  - Циклоп

  • Юнга                                        

- Ходули

  • Этикет                                    

 - Фонема

  • Эпидемия                                

- Усердие

  • Экскурсия                                
  •  Торшер
  • Щуплый                                  

 - Смирный

  • Шуруп
  • Чибис
  • Чердак

Лопата, морковь, ведро.

Письмо, лампа, ручка.

Чашка, ложка, сахар.

Пила, доска, топор.

Ножницы, игла, ткань.

Зонт, сапоги, лужа.

Окно, скворечник, птичка.

Шуба, санки, варежки.

Холодильник, сумка, мороженое.

Будка, миска, собака.

Ваза, цветок, бабочка.

Грибы, корзина, кастрюля.

Утюг, платье, торт.

Лыжи, снеговик, шапка.

                 

Пословица, тебя мы знаем,

Но не такою ты была:

Неужто буква озорная

Вновь чьё-то место заняла?…

Первый клин (блин) комом.

Не ноги (боги) горшки обжигают.

Лучшее – врач (враг) хорошего.

От бобра (добра) бобра не ищут.

В здоровом теле здоровый пух (дух).

У знаний нет сна (дна).

Нет худа без бобра (добра).

Крутится как булка (белка) в колесе.

Лось (ложь) человека не красит.

Слово – серебро, молчание – долото (золото).

Правда глаза полет (колет).

Сашу (кашу) маслом не испортишь.

Ус (ум) хорошо, а два лучше.

Нашла коза (коса) на камень.

Любишь кататься, люби и баночки (саночки) возить.

Мы сами с ушами (усами).

Голод не щётка (тётка).

Терпение и пруд (труд) всё перетрут.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование навыка чтения у учащихся начальных классов СКОУ VIII вида через коррекционно-развивающие приемы»

В данной статье описан процесс формирования навыка чтения у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью,  а также представлены рекомендации по формированию правильности, беглости, осоз...

Роль игровых технологий в процессе обучения и воспитания учащихся начальной школы СКОШ VIII вида.

Доклад о роли игровых технологий в процессе обучения и воспитания учащихся начальной школы СКОШ 8 вида...

Открытый урок по русскому языку для учащихся 11 класса школы I вида (неслышащие дети). «Повторим орфографию. Правописание гласных в корне слова».

Данный урок разработан по технологии модульного обучения и адаптирован для неслышащих учащихся. В изменённом виде может быть использован при обучении учащихся 9 класса ООУ....

Специфика восприятия и усвоения учебного материала по трудовому обучению учащимися младших классов СКОШ VIII вида

В статье дана классификация и краткая характеристика групп учащихся по уровням восприятия и освоения учебного материала по трудовому обучению учащимися младших классов СКОШ VIII вида....

Рабочая программа воспитательной работы с учащимися начальных классов СКОШ VIII вида

Основная задача школы – интерната состоит в формировании личности. Невозможно вооружить ребёнка умениями читать, писать, считать без воспитания. Направления воспитательной работы детей с ограниченными...

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 3,4 класса СКОШ VIII вида

- Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений  VIII вида : Подготовительный класс. 1-4 классы / А. А. Айдарбекова, В.М. Белов, В.В. Воронкова и др.\ - 8 изд.- М: Просвеще...

Турнир знатоков русского языка в 8-10 классах школы VIII вида

Викторина проверяет знания по русскому языку в объёме действующей программы коррекционной школы VIII вида, уровень развития речи, грамматический кругозор, сообразительность и смекалку учащихся. Выполн...