Статья "Принципы обучения"
статья по русскому языку на тему

   Борискина Галина Георгиевна

Статья "Принципы обучения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon statya_printsipy_obucheniya_.odt.zip13.87 КБ

Предварительный просмотр:

Основные принципы обучения учащихся

на уроках русского языка и литературы

«Обучение есть форма общения между учителем и учеником, обучение будет продуктивным лишь в том случае, если учитель организует класс и держит его в руках, если он заставляет учащихся думать и действовать»                                                                              (М.А.Рыбникова).  Замечательные слова Рыбниковой подтверждают и умение, и мастерство, и талант учителя. При проведении уроков следует соблюдать ряд условий, которые обеспечат положительные результаты, успех: создание в ходе урока комфортности, установления эмоционального контакта. Задания  вначале даются более легкие для создания ситуации успеха, вызывающие у ребят желание работать на уроке.

              Учебные задания должны быть доступны каждому ученику как по теме, так и по характеру деятельности. Важно, чтобы школьники поверили в свои возможности, в свой успех. Именно успех должен стать сильнейшим мотивом, вызывающим желание учиться.

               «Многие школьники испытывают трудности в обучении из-за несоответствия подсознательных стратегий учителя и ученика. Талантливый учитель – это такой учитель, который может проявить гибкость и присоединиться к каждому ученику, а не будет ждать, когда ученик научится понимать его». / В.Синельников/.    Тогда учитель сможет «зажечь огонь» в душе ребенка, заставить его думать и действовать, и он с большим желанием будет постигать новое.

                К.Д.Ушинский определил необходимые условия хорошего обучения так: своевременность, постепенность, органичность, постоянство, твердость усвоения, ясность, самодеятельность учащихся, отсутствие чрезмерной напряженности и чрезмерной легкости, правильность.  Существуют принципы, направленные на обеспечение системного усвоения знаний учащихся:

  • сознательности, активности;
  • наглядности;
  • системности и последовательности;
  • прочности;
  • научности;
  • доступности;
  • связи теории с практикой.

1. Принцип сознательности включает в себе правило: обучать так, чтобы учащийся понимал, что, почему и как нужно делать. Необходимо обеспечить понимание учащимися смысл каждого слова, предложения, понятия. Главное - не предмет, которому обучаем, а личность, которую формируем.  « Подлинно разумное обучение изменяет и наш ум, и наши нравы» М.Монтень.

              2. В основе принципа наглядности лежит тот факт, что запоминание ряда предметов, представленных в натуре (на картинках, моделях, схемах), происходит лучше, легче, быстрее. Ребенок мыслит красками, звуками, ощущениями, воспитывается внимание наблюдательности.  «Эмоциональность натуры выражается в том, что сердце становится восприимчивым к доброму слову, поучению, совету. Если вы хотите, чтобы слово учило жить, воспитывайте тонкость, эмоциональную чуткость юного сердца». /В.А. Сухомлинский /

      3.Принцип системности и последовательности очень важен. Если       систематически не упражнять навыков, то они утрачиваются, если не соблюдать системы последовательности в обучении, то процесс развития учащихся замедляется. Следовательно, необходимо повторять и совершенствовать ранее усвоенное. Все сегодняшнее закрепляло вчерашнее и пролагало дорогу завтрашнего. «Повторение - мать учения», - гласит народная мудрость.

           4. Прочность усвоения знаний обуславливается организацией обучения, использованием различных методов и форм обучения. Необходимо научить учащихся пользоваться дополнительной литературой: словарями, журналами.    Истина, найденная учениками, усваивается лучше: «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить».   / А.Дистервег/

              5. В основе принципа доступности лежат 3 закономерности: учет возрастных и индивидуальных особенностей школьника, организация учебного процесса.   «От легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному».  / С.Я.Коменский/.

             6. Реализуя принцип научности, педагог учит на основе новейших достижений педагогики, психологии, методики, передового педагогического опыта. Разумно использовать логику не только индуктивного, но и дедуктивного обучения, развивая мышление учащихся, подводя их к поисковой, творческой работе в учении. «Ученье само по себе становится воспитанием только тогда, когда достигает высшей области науки, входит в мир идеи и вносит эту идею через разум в сердце человека. Только на этой ученой, а не учетной степени наука приобретает нравственную силу.   / К.Д.Ушинский /.

        7. Принцип связи теории с практикой опирается на многие философские педагогические, психологические положения. Учитель приучает учащихся проверять и применять свои знания на практике. Проблемно-поисковые или исследовательские задания – лучшее средство для связи теории с практикой.

                Система обучения на уроках русского языка и литературы предполагает формирования знаний, навыков, умений, обогащение словаря, развитие мышления и речи. «…Методика боится случайности, бессистемности, неосознанности в поступках учителя. Только при наличии системы во всех педагогических мероприятиях предмет становится для ребенка понятным, любимым, плодотворным»  / М.А.Рыбникова /


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему:Технология личностно-ориентированного обучения обучающихся на уроках математики путем индивидуализации и дифференциации обучения с использованием разнообразных дидактических средств обучения;

Использование дифференцированного и индиви дуального подходов на учебных занятиях являются эффективным условием достижение обязательного уровня подготовки отстающих учащиехся и продвинутого уровня хор...

Дистанционное обучение школьников. Принципы и средства дистанционного обучения. Развитие дистанционной формы обучения в школьном образовании.

В статье помещен материал, который поможет организовать дистанционное обучение в школе. Поможет понять сущность такого обучения, его принципы....

Образовательная программа групп начальной подготовки (1, 2, 3 годов обучения), учебно-тренировочных групп (с 1 по 5 год обучения) по обучению детей борьбе дзюдо

Данная программа предназначена для тренеров-преподавателей по борьбе дзюдо, представленный маетериал охватывает весь период обучения от начальной подготовки до спортивного совершенствования спортсмена...

Методические разработки технологий по обучению учащихся фразеологическим и идиоматическим выражениям. Обучение говорению на разных ступенях обучения.

Методические разработки технологий по обучению учащихся фразеологическим и идиоматическим выражениям. Обучение говорению на разных ступенях обучения....

Проект по самообразованию учителя трудового профессионального обучения: «Проведение декады трудового обучения, как средство для развития профессиональной компетенции учителей трудового профессионального обучения».

Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т.е. его профессиональной компетенции. Свободно мыслящий, прогнозиру...

«Использование игровых технологий в обучении английскому языку на начальном этапе обучения в начальной школе обучения».

Применение карточек, кукольных героев, поделок обучающихся, раскладушек по теме: "Моя семья". Фотографии....