Рабочая программа. Русский язык 5 класс. УМК "Школа 2100"
рабочая программа по русскому языку (5 класс) по теме
Данная программа составлена на основе Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Программы по русскому языку «Школа 2100» к учебникам Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучевой «Русский язык 5 класс» - М.: Баласс, 2009 г.
Цели учебного курса:
- воспитание гражданственности и патриотизма
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях; обогащение словарного запаса
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативного соответствия ситуации и сфере общения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 384.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное образовательное учреждение
Вихоревская средняя образовательная школа №101
Согласовано Зам. директора УВР __________________/Н.А. Кузнецова | Утверждаю Директор школы ________________/О.Г. Серебренникова |
Рабочая программа
по русскому языку
5 класс
на 2012-2013 учебный год
Рассмотрено на ШМО учителей
гуманитарного цикла
протокол №___от_______2012 г.
Руководитель ШМО _______ /Михайлова Л.А./
Учитель: Бальжинимаева Татьяна Иннокентьевна
г. Вихоревка
Данная программа составлена на основе Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Программы по русскому языку «Школа 2100» к учебникам Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучевой «Русский язык 5 класс» - М.: Баласс, 2009 г.
Цели учебного курса:
- воспитание гражданственности и патриотизма
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях; обогащение словарного запаса
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативного соответствия ситуации и сфере общения
Языковая компетенция | осведомленность школьников в системе родного языка | формирование у учащихся языковой интуиции; приобретение и систематизация знаний о родном языке с целью обеспечить ориентировку в системе языка, необходимую для формирования речевых умений и навыков, для обеспечения произвольности, намеренности и осознанности речевой деятельности на родном языке. |
Коммуникативная компетенция | осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах | овладение функциональной грамотностью: способность учащегося свободно использовать навыки чтения и письма для целей получения информации из текста, т.е. для его понимания и преобразования, и для целей передачи такой информации в реальном общении; умение пользоваться различными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; умение переходить от одной системы приёмов чтения и понимания текста к другой, адекватной данной цели чтения и понимания данного вида текстов (гибкость чтения), и умение понимать и анализировать художественный текст; расширение активного и пассивного словарного запаса учащихся, более полное овладение грамматическим строем родного языка, овладение системой стилистических разновидностей речи, овладение нормами языка); овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов, среди которых наиболее актуально умение адекватного восприятия художественного текста. овладение продуктивными навыками и умениями различных видов устной и письменной речи. овладение орфографией и пунктуацией, формирование относительной орфографической и пунктуационной грамотности на основе отобранного школьного минимума орфограмм и пунктуационных правил; развитие умения видеть орфографическую или пунктуационную задачу и решать ее посредством знания правил или обращения к учебнику, справочнику, словарю. |
Лингвистическая компетенция | формирование знания о русском языке как науке, о методах этой науки, об этапах развития, о выдающихся ученых-лингвистах. | |
Культуроведческая компетенция | формируется через систему дидактического материала учебников, тексты которых содержат в себе культурологический и воспитательный потенциал русского языка, показывают его тесную связь с историей, духовной культурой, менталитетом русского народа, сообщают знания об истории языка и его месте среди других языков мира. |
Задачи:
- развивать все виды речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо;
- формировать общеучебные умения и навыки: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные;
- формировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, владеть нормами русского литературного языка и обогащать словарный запас и грамматический строй речи учащихся и т.д.
Программа содержит систему понятий из области речевой деятельности учащихся, фонетики и орфоэпии, графики, морфемики, лексикологии, морфологии, орфографии, синтаксиса и пунктуации.
В 5 классе предусматривается изучение таких самостоятельных частей речи, как: имя существительное, глагол, местоимение, категория состояния служебных частей речи.
В программе выделены часы на развитие связной речи. Темы по развитию речи – речеведческие понятия и виды работы над текстом – пропорционально распределены между грамматическим материалом.
Методы и формы обучения: элементы диалоговой, игровой, проблемной технологий; элементы развивающего обучения; диалог, беседа, проблемные задания, наблюдение, рассказ, выполнение творческих работ, упражнения, практикумы, работа с текстом, работа с иллюстративным материалом, анализ языкового материала, разного рода конструирование, работа с алгоритмами, работа с таблицей, тренинг, проверочные, контрольные работы, работа с учебником, фронтальный опрос, грамматические работы, работа с опорным материалом, работа со справочной литературой, разнообразные диктанты (словарный, схематический, лексический, распределительный, выборочный, объяснительный, цифровой…), сочинение (по картине, по данному сюжету, миниатюра…), изложение (сжатое, подробное, выборочное), тест.
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку за курс 5 класса:
Учащиеся должны знать: | К концу 5 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками: | ||
определение основных изученных в 5 классе языковых явлений и речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводить нужные примеры. |
| ||
По орфографии: | По пунктуации: | По связной речи: | |
находить изученные орфограммы в словах и между словами, правильно писать слова с изученными орфограммами; обосновывать выбор написания; находить и исправлять орфографические ошибки; правильно писать изученные в 5-м классе слова с непроверяемыми написаниями | находить изученные типы смысловых отрезков в предложениях и тексте, правильно оформлять предложения изученных типов и текст в соответствии с изученными пунктуационными правилами; обосновывать место и выбор знака препинания; находить и исправлять пунктуационные ошибки на изученные правила. | читать учебно-научный и художественный тексты изучающим чтением; владеть отдельными приемами ознакомительного чтения учебно-научного текста; выделять в учебно-научном тексте ключевые слова, составлять план; определять тему, основную мысль (авторский замысел) в художественном тексте, пересказывать текст подробно, сжато; понимать основные отличия текстов-описаний, повествований, рассуждений, писать тексты этих типов; определять стиль текста; письменно подробно излагать художественный и учебно-научный текст; пытаться использовать в собственной письменной речи изученные особенности частей речи (синонимию, многозначность, антонимию), синтаксических конструкций; последовательно развивать мысль в сочинении в соответствии с темой и замыслом, делать абзацные отступы; озаглавливать текст, пользуясь разными типами заголовков |
Программное и учебно-методическое оснащение учебного плана
Класс | Количество часов в неделю согласно учебному плану | Реквизиты программы | УМК обучающихся (учебник: базовый, дополнительный; рабочая тетрадь и т.д.) | УМК учителя (дидактический материал, методические разработки, наглядные пособия) | ||
Федеральный компонент | Региональный компонент | Школьный компонент | ||||
5А | 3 | 3 | Данная программа составлена на основе Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Программы по русскому языку «Школа 2100» к учебникам Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучевой «Русский язык 5 класс» - М.: Баласс, 2009 г. | Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, Л.Ю.Комиссарова, И.В.Текучева Русский язык. 5 класс, учебник в 2-х частях М.,БАЛАСС, 2009 | Е.В.Бунеева, Л.Ю.Комиссарова. Русский язык 5 класс. Методические рекомендации для учителя. М.,БАЛАСС, 2006 Л.Ю.Комиссарова. Дидактический материал к учебнику ≪Русский язык≫ 5 класс, М.,БАЛАСС, 2009 Е.С.Барова. М.Р.Богданова. Самостоятельные и проверочные работы по русскому языку 5 класс в 2-х частях. М.,БАЛАСС, 2006 С.А.Романова. Тематическая разработка уроков русского языка в 5 классе. М. Школьная пресса, 2002 Стандарт основного общего образования по русскому языку. 2004г. Т.В.Раман. Тематическое и поурочное планирование по русскому языку, 5 класс. М. Экзамен, 2006 |
Тематическое планирование
Наименование раздела | Количество часов | Из них количество | ||
Лабораторные/практические работы | Экскурсии | Проверочные работы | ||
Введение | 2 | |||
Слово в языке и речи (Повторение и углубление изученного курса начальной школы) | 13 | 2 | 1 | |
Слово и его лексическое значение | 26 | 1 | 1 | |
Грамматическое значение слова | 4 | 1 | ||
Слово в предложении | 20 | 1 | 1 | |
Слово в тексте | 8 | 3 | ||
Слова со значением «предмет» | 34 | 2 | 1 | |
Указательные слова-местоимения | 18 | 1 | 1 | |
Слова со значением «действие или состояние предмета» | 52 | 4 | 2 | |
Повторение в конце учебного года. | 27 | 1 | ||
Итого | 204 | 15 | 8 |
Учебно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности | Виды контроля, измерители | Планируемые результаты освоения материала | Домашнее задание | Дата проведения | |
План | Факт | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Книга 1 Введение | |||||||||
1 | Язык как средство общения. Нужно ли изучать русский язык? | 1 | Урок усвоения новых знаний | Устное высказывание: когда и как служит нам язык | Знать, чем отличается устная речь от письменной. Уметь адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения, осознавать значение родного языка в жизни человека т общества, понимать, что язык – универсальное средство общения, свободное владение родным языком – признак культуры человека. | стр.4 – 5, упр.4 | |||
2 | Роль родного языка в духовной жизни человека. Красота и богатство русского языка | 1 | Урок усвоения новых знаний | Ответить на вопрос: когда и каким образом служит нам язык? Работа с высказываниями о русском языке | Понимать, что язык – универсальное средство общения, средство передачи знаний, опыта, мудрости от одного поколения другому, важность произносительной культуры, орфографически-грамотного письма для достижения цели общения | упр.6 | |||
Слово в языке и речи (Повторение и углубление курса начальной школы) (всего: 75 ч., в первой четверти: 48 ч.) | |||||||||
3 | Основные средства звуковой стороны речи: звуки речи, слог, ударение, интонация | 1 | Урок повторения и закрепления изученного | Фонетический разбор | Знать в чем заключается различие между буквой и звуком, что звуки делятся на гласные – согласные, гласные бывают ударные и безударные, образуют слоги, согласные делятся на парные – непарные, звонкие – глухие, мягкие – твердые. Уметь различать буквенный и звуковой состав слова, делить слова на слоги для переноса, выделять на слух звуки и называть их. | §1 упр.9 стр.18 – 19. | |||
4 | Система гласных звуков, ударные и безударные гласные | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Фонетическая характеристика гласных звуков, работа над произношением | Знать особенности образования гласных звуков, различия между ударными и безударными звуками. Уметь выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику, использовать элементы упрощенной транскрипции, правильно произносить гласные звуки | §1 упр.10 | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
5 | Система согласных звуков: звонкие и глухие (парные и непарные) согласные | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Проговаривание скороговорок | Знать особенности образования согласных звуков, использовать элементы транскрипции для обозначения звука и объяснения написания слова, правильно произносить согласные звуки, не смешивать звуки и буквы. | §1 упр.12 | |||
6 | Система согласных звуков: твердые и мягкие согласные (парные и непарные). Обозначение мягкости согласных на письме | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Словарный диктант | Знать различие между звонкими и глухими согласными, непарные по звонкости-глухости, (особое внимание звуку й). Уметь различать звонкие и глухие согласные, правильно произносить согласные звуки речи, их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи | §1 упр.14 | |||
7 | Изменение звуков в речевом потоке | 1 | Урок усвоения новых знаний | Устное высказывание «Почему, как правило, люди говорят с акцентом на иностранном языке?» | Знать об изменениях звуков в речевом потоке. Уметь различать сильную и слабую позиции гласных и согласных, уметь выделять в слове звуки речи, давать фонетическую характеристику звукам. Знать, что алфавит – это обозначение звуков на письме, уметь правильно произносить буквы алфавита | §3 стр. 15 упр.25 | |||
8-9 | РР Типы речи. Устный рассказ на предложенную тему | 2 | Уроки развития речи | Анализ текстов разных типов | Понимать признаки текста и его функционально-смысловые типы | ||||
10 | Соотношение звука и буквы. Двойная роль букв е, ё, ю, я | 1 | Урок усвоения новых знаний | Записать любимые строчки из стихотворений А.С.Пушкина. Найти в них слова с орфограммами, указать, какие звуки обозначают буквы Е, Ё, Ю, Я. | Знать, в каких позициях е, ё, ю, я обозначают один звук и в каких – два. Уметь выполнять фонетический разбор слов с буквами е, ё, ю, я. | §2 упр.26 | |||
11 | Опознавательные признаки орфограммы. Условия выбора орфограммы | 1 | Урок закрепления изученного | Осложненное списывание: распределить слова в 2 столбика (с опознавательным признаком безударной гласной и гласной после шипящей и Ц) | Знать, что такое орфограмма, опознавательные признаки орфограмм. Уметь находить орфограммы в разных морфемах, дифференцировать их. | §4 упр.42 | |||
12 | Соблюдение основных орфографических норм. Орфографический словарь | 1 | Урок усвоения новых знаний | Пользуясь словарем, находить и запоминать правильное написание слов | Уметь пользоваться орфографическим словарем | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
13 | Нормы произношения слов и интонирования предложений. Орфоэпический словарь | 1 | Урок усвоения новых знаний | Аргументированный ответ на вопрос: «Как научиться правильно говорить?» | Знать: - о делении слов на слоги и для переноса; - ударные и безударные гласные. Уметь правильно ставить ударение в слове, пользоваться орфоэпическим словарем, делить слова на слоги, владеть основными правилами в современном русском языке ударных и безударных гласных, некоторых согласных и сочетаний согласных. | §5 упр.58 | |||
14 | Правописание гласных и согласных в составе морфем. Орфограмма – буквы о – ё после шипящих в корне слова | 1 | Урок усвоения новых знаний | Распределительный диктант | Знать способ выбора О – Ё в корнях слов после шипящих, находить орфограммы в морфеме. Уметь обосновывать выбор о – ё после шипящих в корне | §6 упр.64 | |||
15 | РР. Описание. Подробное изложение текста-описания. Упр.44 | 1 | Урок развития речи | Уметь передавать содержание текста от третьего лица, выделять в тексте главную, второстепенную информацию, отвечать на вопросы по содержанию, владеть изучающим видом чтения | |||||
16-17 | Диктант № 1. Анализ диктанта. Повторение по теме «Слово и его звуковая оболочка» | 2 | Урок контроля и коррекции знаний | Диктант с грамматическим заданием | Знать морфемный состав слова. Уметь выделять морфему на основе смыслового анализа слова, находить орфограммы в морфемах, применять изученные правила орфографии | Упр.67 | |||
18 | Основные орфоэпические нормы русского языка. Вклад В.К.Тредиаковского в развитие отечественной фонетики и орфоэпии | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Докажите, что фонетика и орфоэпия связаны между собой | Знать теоретические материалы по разделам, уметь производить звукобуквенный анализ слов, пользоваться алфавитом, грамотно писать, применяя изученные правила, иметь представления о теории Тредиаковского | Упр.15 | |||
19 | Лексическое значение слова (способы его толкования) | 1 | Урок усвоения новых знаний | Из толкового словаря выписать 5 незнакомых слов и формулировку их значений, составить с этими словами предложения | Знать, что такое лексическое и грамматическое значение слова, понятие «словарный запас», виды толковых словарей. Уметь различать лексическое и грамматическое значение слов, пользоваться толковым словарем, владеть основными способами объяснения лексического значения слова, определять значение слова с опорой на морфемное строение | §7 упр.79 | |||
20 | Основные лингвистические словари. Толковый словарь | 1 | Урок-практикум | Определить слова по толкованию их лексического значения, проверить себя по толковому словарю | Знать назначение, структуру, содержание словарной статьи. Уметь пользоваться толковым словарем | §7 упр.81 | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
21 | Однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значение | 1 | Урок усвоения новых знаний | Творческий диктант. Вставить в предложения нужные по смыслу слова | Знать понятия «однозначное и многозначное слово» Уметь выбирать значение многозначного слова, соответствующее речевой ситуации; пользоваться толковым словарем, употреблять слова в соответствии с их лексическим значением. | §7 упр.88 | |||
22 | Омонимы | 1 | Урок усвоения новых знаний | Указать омонимы в тексте-каламбуре, определить значения | Знать, чем отливаются омонимы от многозначных слов. Уметь находить омонимы в толковом словаре, отличать омонимы от многозначных слов, анализировать значение, строение, написание различных видов омонимов, правильно употреблять в речи | §7 упр.94 | |||
23-24 | РР Описание. Подробное изложение текста-описания | 2 | Уроки развития речи | Написать сочинение – описание предмета в художественном стиле, озаглавить описание | Знать композиционные особенности описания. Уметь создавать текст описания конкретного предмета, составлять план описания | ||||
25-26 | Синонимы. Словарь синонимов. Стилистически окрашенная лексика русского языка | 2 | Распределить синонимы по графам в таблице: нейтральные слова, книжные слова, разговорные слова | Знать: - определение синонимов; - о различении слов-синонимов по оттенкам значений, эмоциональной окраске и стилевой неоднородности. Уметь подбирать синонимы к данному слову, строить синонимический ряд, пользоваться словарем синонимов, употреблять синонимы в речи | §8 упр.100 | ||||
27 | Антонимы. Словарь антонимов | 1 | Урок усвоения новых знаний | Привести примеры пословиц, найти антонимы, ответить на вопрос «Почему народная мудрость часто выражается противоположными по смыслу словами?» | Знать, что такое антонимы, их стилистическую роль. Уметь пользоваться словарем антонимов, находить антонимы в тексте, употреблять в речи | §9 упр.106 | |||
28 | Морфема – минимальная значимая единица языка | 1 | Урок усвоения новых знаний | Морфемный разбор. Докажите, что морфемный разбор связан со смысловым анализом слова | Знать основные морфемы слова. Уметь выделять морфемы на основе смыслового анализа слова | §10 упр.111 | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
29 | РР Сочинение-описание пейзажа по картине И.И.Левитана «Золотая осень» (упр.68) | 1 | Урок развития речи | Сочинение | Знать, что такое пейзаж. Уметь писать сочинение-описание природы по картине | упр.68 | |||
30 | Основа слова | 1 | Урок усвоения новых знаний | Определить, какими частями речи являются слова, соответствующие схемам, определить грамматическую форму слова, скрывающегося за схемой | Знать способы словоизменения (склонение и спряжение), неизменяемость наречия и служебных частей речи. Уметь определять грамматическое значение окончаний и различных формах существительного, прилагательного, глагола | ||||
31 | Виды морфем: корень как основной носитель лексического значения слова | 1 | Комбинированный урок | Выписать из сказки «О мертвой царевне…» А.Пушкина предложения, в которых употребляются слова с корнем -ШЛ- (шла, пришла). Чем объясняется различие в лексическом значении этих слов? | Знать определение корня, однокоренных слов, способы проверки слов с орфограммами в корне, находить, подбирать, образовывать однокоренные слова, различать однокоренные слова и слова с корнями-омонимами, понимать, что родственные слова имеют общность в лексическом значении | ||||
32 | Чередование звуков в морфемах | 1 | Урок усвоения новых знаний | Записать свои примеры слов с чередованиями. Осложненное списывание | Знать о чередовании звуков (гласных и согласных). Уметь выделять корни с чередующимися звуками, применять изученные правила, объяснять выбор написания | ||||
33 | Виды морфем: корень. Правописание безударных гласных в корне, проверяемых ударением | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Словарный диктант | Знать определение однокоренных слов. Уметь подбирать проверочное слово, определять ударение в слове, называть ударные и безударные гласные | §11 упр.116 | |||
34-35 | Виды морфем: корень. Правописание безударных гласных в корне, не проверяемых ударением. РР. Свободный диктант | 2 | Повторительно-обобщающий урок | Распределительный диктант | Уметь писать слова с труднопроверяемыми и непроверяемыми написаниями, опознавать признаки орфограмм, находить нужное слово в словаре | §11 упр.115 | |||
36-37 | Чередование гласных звуков о//о в корнях: -лаг-, -лож- | 2 | Урок усвоения новых знаний | Предупредительный диктант | Знать, от чего зависит выбор о – а в корнях -лаг-, -лож-. Уметь применять правило в письменной речи, уметь находить орфограмму в морфеме | §12 стр.70 упр.122 | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
38 | Чередование гласных звуков о//о в корнях: -рос-, -раст- (-ращ-) | 1 | Урок усвоения новых знаний | Тест «Четвертое лишнее» | Знать, в каких случаях происходит чередование о – а в корнях -раст-, -ращ-, - рос-, слова-исключения. Уметь обосновывать выбор гласной в данных корнях, находить орфограмму в морфеме | §12 стр.72 упр.128, 134 | |||
39-41 | Чередование гласных звуков о//о в корнях: -гар-, -гор-, -зар-, -зор-. РР Свободный диктант (упр.145) | 3 | Урок усвоения новых знаний | Заполнить таблицу примерами слов с изученной орфограммой. Ответить на вопрос: что общего и различного в правописании корней -гар-, -гор-, -зар-, -зор-? | Знать условия выбора о – а в корнях -гар-, -гор-, -зар-, -зор-. Уметь находить орфограмму в морфеме, графически её обозначать, применять правила на письме в условиях создания текста и при написании аудируемого текста | §12 стр.77 упр.140 §12 стр.79 упр.146 | |||
42 | Виды морфем. приставка. Значения приставок. Гласные и согласные в приставках, кроме приставок на –з (- с) | 1 | Комбинированный урок | Словарный диктант | Знать о неизменяемых приставках, о вариантах типа об – обо, находить орфограммы в приставках. Уметь правильно писать неизменяемые приставки. | §13 стр.83 упр.153 | |||
43-44 | Виды морфем: приставка. Буквы е, и в приставках пре-, при- | 2 | Урок усвоения нового материала | Диктант «Проверяю себя» | Знать значения приставок пре-, при-. уметь сопоставлять пары однокоренных слов с приставками пре-, при-, различать их написание по значению. Уметь безошибочно писать слова с приставками пре-, при-, опираясь на лексическое значение слова, запомнить правописание приставок пре-, при- в словах с закрепленным значением | §14 упр.163 | |||
45 | Виды морфем: приставка. Буквы з и с на конце приставок | 1 | Урок усвоения новых знаний | Проверочная работа с помощью перфокарт | Знать условие выбора буквы в приставках на з – с. Уметь пользоваться правилом, определяющим выбор буквы, находить орфограмму в морфеме. | §15 упр.171 | |||
46 | Виды морфем: приставка. Буквы и, ы после приставок | 1 | Урок усвоения нового материала | Решение орфографической задачи: какая приставка на согласный способна менять значение слова на противоположное? Взаимопроверка | Уметь находить корни, приставки, которые оканчиваются на согласный, выделять их в слове, правильно воспринимать звучание слова на стыке корня и приставки | §16 упр.176 | |||
47-48 | Виды морфем: суффикс. Значения суффиксов. РР Свободный диктант (Упр.170) | 2 | 47 - Урок усвоения новых знаний 48 - Урок закрепления изученного | Работа со школьным словообразовательным словарем. | Знать роль суффиксов в образовании новых слов. Уметь выделять суффиксы, образовывать новые слова с помощью известных суффиксов. Уметь выделять суффиксы, объяснять особенности слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах | §17 упр.182 | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
49 | Основные способы образования слов: приставочный и суффиксальный | 1 | Урок усвоения нового материала | Осложненное списывание | Знать основные способы образования слов. Уметь соотносить слово с исходным и выявлять словообразующие морфемы, производить словообразовательный разбор | §18 упр.187 | |||
50 | Основные способы образования слов. Сложные и сложносокращенные слова | 1 | Урок усвоения нового материала | Записать сложносокращенные слова, пришедшие в наш язык за последние 5 лет | Знать различные виды сложения, виды сложносокращенных слов по способу их образования; Уметь согласовывать со сложносокращенными словами прилагательные и глаголы в прошедшем времени; различать разные виды сложения: сложение без соединительной гласной, с соединительной гласной, с одновременным присоединением суффикса; определять род сложносокращенных слов; пользоваться словарем | §19 упр.193 | |||
51 | Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Распределительный диктант, составление таблицы, анализ фрагментов художественного текста | Знать морфемный состав слова Уметь выделять морфему на основе смыслового анализа слова, находить орфограммы в морфемах, применять изученные правила орфографии | ||||
52-53 | Диктант №2. Анализ диктанта | 2 | Уроки контроля и коррекции знаний | Диктант с грамматическим значением | Знать морфемный состав слова Уметь выделять морфему на основе смыслового анализа слова, находить орфограммы в морфемах, применять изученные правила орфографии | ||||
54 | РР. Сочинение-описание по опорным словам (Упр.198). Анализ диктанта. Повторение по теме «Морфемика» | 1 | Урок развития речи | Знать композиционные особенности описания. Уметь создавать текст описания | упр.186 | ||||
55 | Система частей речи в русском языке. Окончание. Форма слова | 1 | Урок усвоения новых знаний | Словарная работа, взаимодиктант | Знать, что изучает грамматика Уметь различать грамматическое значение слова от лексического | §20 упр.199 | |||
56-57 | Самостоятельные части речи, их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Служебные части речи | 2 | Урок усвоения новых знаний | Работа по таблице | Знать понятия: морфология грамматика грамматическое значение слова | §21 упр.209, §22 упр.213 | |||
58-59 | Синтаксические связи слов в словосочетании и предложении | 2 | Урок усвоения новых знаний | Выделить из текста словосочетания, составить их схемы | Знать строение словосочетаний. Уметь определять главное и зависимое слово, составлять схемы словосочетаний | §23 упр.224 | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
60 | Грамматическая (предикативная) основа предложения | 1 | Урок усвоения новых знаний | Записать небольшой отрывок из любимого стихотворения, расставить логические ударения в тексте, выразительно прочитать | Знать определение предложения. Уметь находить грамматическую основу предложения, выделять её, конструировать предложения по заданным типам грамматических основ, соблюдать верную интонацию конца предложения | §24 упр.229 | |||
61 | Второстепенные члены предложения и способы их выражения. Определение | 1 | Урок усвоения новых знаний | Сочинение по данному началу, подчеркнуть в описании определения | Знать способы выражения определения и графическое его обозначение. Уметь находить определения в предложении и использовать их в речи | §25, стр.124 упр.229 | |||
62 | Второстепенные члены предложения: дополнение | 1 | Урок усвоения новых знаний | Работа по карточкам: распространить предложения дополнениями | Знать определение дополнения, способы его выражения и графическое обозначение дополнения. Уметь находить дополнение в предложении, отличать прямое дополнение от подлежащего | §25, стр. 126 упр.238 | |||
63 | Второстепенные члены предложения: обстоятельство. Виды обстоятельств | 1 | Урок усвоения новых знаний | Работа по карточкам: вставить в предложения пропущенные слова, определить их синтаксическую функцию | Знать определение обстоятельства, способы его выражения и графическое обозначение, определять виды обстоятельств | §25, стр. 129 упр.245 | |||
64-65 | Однородные члены предложения. Тест | 2 | Урок усвоения новых знаний | Дополнить предложения однородными членами, составить схемы предложений. Диктант «Проверяю себя» | Знать признаки однородных членов. Уметь находить однородные члены, соблюдать правильную интонацию при чтении предложений с однородными членами, ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами, обосновывать постановку знаков препинания | §24 упр.252 §24 упр.250 | |||
66-67 | Предложения с обобщающими словами предложения при однородных членах предложения | 2 | Урок усвоения новых знаний | Графический диктант | Знать, что такое обобщающее слово. Уметь расставлять знаки препинания в предложении с обобщающим словом, стоящим перед однородными членами, опознавать предложения, осложненные однородные членами, самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила | §26 стр.137 упр.257, 255 | |||
68-69 | Обращение | 2 | Урок усвоения новых знаний | Из текста басен И.А.Крылова выписать 3 предложения с обращениями | Знать, что такое обращение, роль обобщения в речи. Уметь составлять предложения с обращениями в соответствии с речевой ситуацией, соблюдать речевой этикет. Различать обращение и подлежащее, соблюдать звательную интонацию при чтении предложений с обращениями | §27 упр.263, 264, 268 | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
70-71 | Вводные слова | 2 | Урок усвоения новых знаний | Составление схем предложений | Уметь опознавать предложения с вводными словами, ставить знаки препинания при вводных словах, использовать вводные слова в речи, правильно произносить предложения с вводными словами | §28 упр.276, 277 | |||
72-73 | Предложения двусоставные и односоставные, распространенные и нераспространенные, полные и неполные. Синтаксический разбор простого предложения | 2 | Урок усвоения новых знаний | Взаимопроверка | Знать различие между распространенными и нераспространенными предложениями. Уметь отличать их друг от друга, характеризовать предложения по наличию или отсутствию второстепенных членов, распространять предложения | §29 упр.278 | |||
74 | РР Подробное изложение текста-повествования (упр.280) | 1 | Урок развития речи | Анализ текста. Написание изложения | Знать особенности повествования как типа речи, его композицию. Уметь строить текст повествования, составлять план текста повествовательного характера | ||||
75 | Сложные предложения | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Тест | Уметь отличать простое предложение от сложного, выделять в них грамматические основы, характеризовать предложение по количеству грамматических основ, владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации | §30 упр.283 | |||
76-77 | Сложные предложения. Синтаксический разбор сложного предложения. Зачет по теме «Слово в предложении» | 2 | Урок закрепления изученного | Полная синтаксическая характеристика предложений | Знать порядок синтаксического разбора сложного предложения. Уметь делать синтаксический разбор сложного предложения по плану. Знать условия постановки знаков препинания в простом предложении, соблюдать верную интонацию конца предложения, устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях изученных синтаксических конструкций и использовать на письме специальные графические обозначения, самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила, уметь опираться на смысловой и интонационный анализ предложения при синтаксическом разборе. | §30 стр. 152 упр.288 упр. 290 | |||
78 | Сложносочиненные предложения | 1 | Урок усвоения нового материала | §31 стр. 156 упр.295 | |||||
79 | Бессоюзные предложения | 1 | Урок усвоения нового материала | Составить тезисный план, проиллюстрировать примерами. Взаимодиктант | Знать грамматические признаки БСП, уметь опознавать их в тексте, выявлять смысловые отношения между частями, расставлять знаки препинания | §31 стр. 158 упр.300 | |||
80 | Сложноподчиненные предложения. Подготовка к диктанту | 1 | Урок усвоения нового материала | Знать структуру СПП, средства связи его частей, правильно ставить знаки препинания, составлять схемы. | §31 стр. 161 упр.306 | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
81-82 | Диктант № 3. Анализ диктанта. Повторение по теме «Слово в предложении» | 2 | Урок контроля и коррекции знаний | Диктант | Знать, что изучают синтаксис и пунктуация. Уметь составлять простые и сложные предложения изученных видов, самостоятельно подбирать примеры на изученные правила пунктуации | Упр. 305 | |||
83 | Текст. Художественный и научный текст | 1 | Урок развития речи | Карточки из «Дидактического материала» № 9, 10, 11. Определить стиль речи данных текстов | Знать основные признаки разговорного, научного стиля, языка художественной литературы. Уметь опознавать стиль, соответствующий ситуации общения, теме, целям | §32 упр.310 | |||
84-85 | РР Подробное изложение художественного текста-описания (упр.311) | 2 | Уроки развития речи | Знать и уметь использовать основные признаки художественного текста | |||||
86 | РР Учебно-научный текст. Изучающее чтение | 1 | Урок развития речи | Изучающее чтение параграфа учебника | Уметь выделять особенности учебно-научного чтения, пользоваться изучающим чтением | §33 упр.316 | |||
87 | Монологическая и диалогическая речь. Знаки препинания при оформлении диалога и монолога | 1 | Урок усвоения новых знаний | Составление диалогов | Знать, что такое диалог. Уметь правильно оформлять диалог на письме, правильно ставить знаки препинания при диалоге, составлять диалоги на заданную тему, вести диалог, интонационно правильно читать диалог | §34 упр.323 | |||
88 | Нейтральные стилистически окрашенные слова. Разговорный стиль | 1 | Урок усвоения новых знаний | Составление диалога в разговорном стиле | Уметь выделять стилистически окрашенные слова, употреблять их в разговорном стиле | §35 упр.329 | |||
89-90 | РР Подробное изложение текста, включающего диалог (упр.330) | 2 | Уроки развития речи | Изложение | Уметь передавать текст, включающий в себя диалог | ||||
91 | РР Сочинение-повествование с элементами описания (упр.331) | 1 | Урок развития речи | Написание сочинения | Знать особенности текста-повествования, выделять основную мысль текста | ||||
Книга 2 Знаменательные (самостоятельные) слова Слова со значением «предмет» | |||||||||
92-93 | Имя существительное как часть речи. Лексическое и общее грамматическое значение имени существительного. Способы образования имен существительных | 2 | Комбинированный урок | Сочинение-миниатюра на основе ситуации: «Вы получили в подарок большую коробку. Что бы вам хотелось в ней обнаружить?» Объясните, почему в тексте будут преобладать существительные | Знать морфологические признаки имени существительного, его роль в предложении. Уметь узнавать существительное среди других частей речи | §36, 37 упр.338 | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
94 | Способы образования имен существительных | 1 | Урок закрепления изученного | Уметь группировать слова с одинаковой структурой, способами и средствами образования; определять морфемы – показатели лексического, грамматического значения слова; писать морфемы с опорой на морфемно-словообразовательный анализ; работать с учебным словообразовательным словарем для определения морфемного состава, способа словообразования, построения словообразовательных пар и цепочек | §38 упр.345 | ||||
95 | Гласные в суффиксах имен существительных –ек, -ик | 1 | Урок усвоения нового материала | Взаимодиктант | Знать условия выбора орфограммы. Уметь различать суффиксы и правильно их писать, определять значение и сферу употребления существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами | §39 упр.352 | |||
96 | Буквы ч и щ в суффиксе имен существительных –чик- (-щик-) | 1 | Урок усвоения нового материала | Выборочный диктант | Уметь группировать слова по значению суффиксов, понимать термины «исходное слово» и «словообразовательная морфема», уметь опознавать суффиксы –чик- (-щик-), правильно их писать на основе знания условия выбора суффикса, определения лексического значения слова, соотносить произношение мягких согласных с отсутствием знака мягкости на письме | §40 упр.359 | |||
97-98 | Буквы о/е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имен существительных. Тест 2 | 2 | Урок усвоения нового материала | Заполнить таблицу примерами. Комментированное письмо | Знать условия выбора о/е после шипящих в суффиксах имен существительных. Уметь безошибочно писать суффиксы –ок, -ек, - онок и др., правильно писать гласные после шипящих в окончаниях, суффиксах и корне | §41 упр.365, 364 | |||
99-100 | Имена существительные собственные / нарицательные. Большая буква в именах собственных, выделение имен собственных кавычками | 2 | Комбинированный урок | Доказать, что выбирая строчную или прописную букву, надо учитывать значение слова (например, Соня – соня и др.) | Знать деление существительных на собственные и нарицательные. Уметь правильно писать имена существительные собственные, различать существительные собственные и нарицательные, учитывая значение слова | §42 99 - упр.367, 100 – стр.21 упр.368 | |||
101 | Имена существительные одушевленные и неодушевленные | 1 | Комбинированный урок | Распределительный диктант. Найти в хрестоматиях по литературе в статье о загадках определения понятия олицетворение | Знать о связи категории одушевленности – неодушевленности с понятиями: живое, неживое. Уметь различать одушевленные и неодушевленные имена существительные, находить прием олицетворения в художественных текстах | §42 стр.23 упр.373 | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
102 | Род имен существительных | 1 | Урок усвоения новых знаний | Заполнить таблицу парами слов, противопоставленными по родовому принципу, разобрать эти слова по составу | Знать о принадлежности слова к одному из трех родов. Уметь определять род имени существительного, согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия Яблоко) | §43 упр.376 | |||
103-104 | Имена существительные общего рода | 2 | Урок усвоения нового материала | Заполнить таблицу парами слов, противопоставленными по родовому принципу, разобрать эти слова по составу. Составить словосочетания и предложения с существительными, которые дают характеристику человеку. | Знать о принадлежности слова к одному из трех родов. Уметь определять род имени существительного, согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно | §43 стр.27 упр.380, 382 | |||
105 | Число имен существительных. Нормы образования и употребления форм числа имен существительных. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Образовать форму И.п., Р.п. мн.ч., обозначить ударение, с 2 – 3 словами составить предложения | Знать существительные, имеющие форму только множественного числа. Уметь употреблять эти существительные в речи в сочетании с прилагательными и глаголами прошедшего времени, соблюдать орфоэпические нормы | §44, упр.385 | |||
106 | Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа | 1 | Урок усвоения новых знаний | §44, стр. 33 – 35, упр.395 | |||||
107 | Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа | 1 | Урок усвоения новых знаний | Подобрать к существительным- антонимам прилагательные | Знать о существительных, имеющих форму только единственного числа. Уметь употреблять эти существительные в речи в сочетании с прилагательными и глаголами в прошедшем времени | ||||
108-109 | РР Сочинение-описание по картине И.И.Шишкина «Сосны, освещенные солнцем» (упр.396) | 2 | Урок развития речи | Писать сочинение | Знать особенности текста-описания, что такое тема, уметь раскрыть тему | ||||
110-111 | Контрольный диктант № 4. Анализ диктанта | 2 | Уроки контроля и коррекции знаний | Диктант с грамматическим заданием | Уметь находить существительные общего рода, существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа | Упр.397 | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
112 | Падеж. Склонение имен существительных | 1 | Комбинированные уроки | Зрительный диктант, творческое списывание | Знать падежи и падежные вопросы, правило выбора и – е в безударных падежных окончаниях существительных, владеть способом действия при выборе орфограммы, безошибочно писать | §45, упр.402 | |||
113-114 | Разносклоняемые имена существительные | 2 | Урок усвоения новых знаний | Разыгрывание по ролям диалога (речевая ситуация – вопросы времени). Распределить существительные по типам склонения, определить падеж разносклоняемых существительных | Знать разносклоняемые существительные. Уметь обосновывать выбор гласной, определять род и тип склонения по суффиксу и окончанию, образовывать формы косвенных падежей существительных на –мя, предупреждать типичные грамматические ошибки в употреблении разносклоняемых существительных | §45, стр. 39 упр.408 | |||
115 | Несклоняемые имена существительные. Род несклоняемых имен существительных | 1 | Урок усвоения нового материала | Ответить на вопросы: откуда в русском языке появились несклоняемые существительные, почему они не подчиняются общим правилам? Составить словарные статьи с 2 – 3 несклоняемыми существительными | Знать происхождение несклоняемых существительных, способы определения их рода. Уметь употреблять несклоняемые существительные, согласуя их с прилагательными и глаголами прошедшего времени | §46, стр.42 – 43, упр.416 | |||
116 | РР Сочинение-миниатюра с использованием несклоняемых имен существительных (Упр. 414) | Урок развития речи | Сочинение-миниатюра | Уметь правильно использовать несклоняемые имена существительные | |||||
117 | Буквы е, и в падежных окончаниях имен существительных | 1 | Урок закрепления изученного | Выборочный диктант, творческое списывание. Работа на перфокартах: подчеркнуть обстоятельства, выраженные существительными, определить стиль текста | Уметь безошибочно выбирать гласную в окончаниях существительных, определять склонение, согласовывать с ними прилагательные и глаголы, употреблять в речи | §46, стр.45 – 46, упр.418 | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
118 | Особенности склонения имен существительных на –ия, -ий, -ие. Тест 3 | 1 | Урок усвоения новых знаний | Составить таблицу, включив в нее новую информацию, дополнить своими примерами | Знать существительные на –ия, -ий, -ие как особую группу. Уметь применять правило при выборе орфограммы, безошибочно писать | §46, стр.47, упр.427 | |||
119 | Имя существительное как член предложения. Имя существительное в качестве подлежащего | 1 | Урок усвоения новых знаний | Разбор предложений | Уметь ставить вопрос к имени существительного и определять его синтаксическую роль | §47, упр.433 | |||
120 | Имя существительное в роли дополнения. Прямое и косвенное дополнение | 1 | Урок усвоения нового материала | Осложненное списывание. Разбор предложений по схемам | Знать особенности второстепенного члена предложения – дополнения, способы выражения дополнений (инфинитив, цельное словосочетание). Уметь различать дополнения (прямое и косвенное), определять способы их выражения, опознавать в предложении и тексте, определяя смысловые отношения между словами, роль в предложении, не смешивать подлежащее и прямое дополнение | §48, упр.439 | |||
121 | Имя существительное в роли определения | 1 | Урок усвоения нового материала | Творческая работа (подбор к определяемым словам нужных определений) | Уметь определять и различать согласованные и несогласованные определения, способы их выражения, устанавливать связь между определениями и определяемыми словами при помощи вопроса. | §49, упр.442 | |||
122-123 | Имя существительное в роли обстоятельств. Различение дополнений и обстоятельств, выраженных именами существительными | 2 | Урок усвоения нового материала | Выборочный диктант с творческим заданием (подбор к глаголам обстоятельств). Заполнить таблицу «Виды обстоятельств» своими примерами | Знать виды обстоятельств, определять способы их выражения именем существительным | §50 упр.447, 448 | |||
124-125 | Имя существительное в роли сказуемого. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым. Словарный диктант | 2 | Урок усвоения новых знаний | Взаимодиктант | Знать способы выражения подлежащего и сказуемого, условия постановки тире между подлежащим и сказуемым. Уметь опознавать подлежащее и сказуемое при пропуске глагола-связки, ставить тире, читать предложения, делая паузу между подлежащим и сказуемым | §51 упр.451 §52 упр.456 | |||
126-127 | Морфологический разбор имени существительного | 2 | Комбинированный урок | Какие морфологические признаки существительных являются непостоянными? Докажите на примерах | Знать морфологические признаки имени существительного. Уметь правильно определять морфологические признаки, соблюдать порядок разбора, следить за правильностью сокращений | §53 упр.460 | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
128 | Имена существительные в тексте | 1 | Комбинированный урок | Роль существительных в тексте | Знать, какое значение могут иметь существительные в тексте | §54 упр.463 | |||
129-130 | РР Подробное изложение текста-повествования с элементами описания (Упр.465) | 2 | Уроки развития речи | Написание изложения | Уметь выбирать из текста опорные слова, по которым восстанавливается текст по этим словам, понимать содержание текста, выделяя его структурные части, сжато пересказывать его | ||||
131 | РР Сочинение-рассказ о случае из своей жизни (Упр.466) | 1 | Урок развития речи | Написание сочинения | Уметь подобрать спорные слова, соответствующие теме, строить текст в форме монолога | ||||
132 | Местоимение как часть речи. Разряды местоимений | 1 | Урок усвоения новых знаний | Работа с текстом. Замена местоимений существительными и другими местоимениями | Знать особенности семантики местоимения как самостоятельной части речи, понимать соотнесенность местоимения с другими самостоятельными частями речи, их специфику, морфологические признаки и синтаксическую роль. Уметь опознавать местоимения в тексте | §55 стр.74 упр.468 | |||
133 | Местоимения-существительные. Личные местоимения-существительные | 1 | Урок усвоения новых знаний | Редактирование предложений. Анализ поэтических текстов | Знать значение личных местоимений, их грамматические признаки, нормы употребления в речи, особенность личных местоимений – быть средством связи предложений в тексте | §55 стр.75 – 77, упр.467 | |||
134-135 | Возвратное местоимение-существительное себя РР Сочинение-размышление с использованием возвратного местоимения-существительного (упр.482) | 2 | Урок усвоения новых знаний | Устранить недочеты в использовании местоимений. Объяснить значения устойчивых сочетаний | Понимать значение местоимения «себя» на основе сопоставления его с местоимениями 3 л., употребленными в значении притяжательных прилагательных, уметь склонять и правильно употреблять в речи | §56 упр.482 | |||
136 | Вопросительные местоимения-существительные что и кто | 1 | Урок усвоения новых знаний | Составить предложения со словосочетаниями | Понимать значение и сферу употребления вопросительных местоимений, их соотнесенность с существительными, прилагательными, числительными, наречиями, усвоить норму употребления в речи наиболее частотных вопросительных местоимений, интонационно правильно произносить предложения с вопросительными местоимениями | §57 упр.487 | |||
137-139 | Неопределенные местоимения-существительные. Слитное написание приставки не- в неопределенных местоимениях-существительных. Дефисное написание неопределенных местоимений-существительных. | 3 | Уроки усвоения новых знаний | Чтение диалога. Выборочный диктант с грамматическим заданием | Понимать значение неопределенных местоимений при сопоставлении их с вопросительными, от которых они образованы. Знать морфологические признаки и синтаксическую роль неопределенных местоимений. Уметь находить орфограммы в морфеме, опознавать часть речи, безошибочно писать. | §58 упр.491, 494 | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
140 | Отрицательные местоимения-существительные | 1 | Урок усвоения новых знаний | Объяснительный диктант | Усвоить значение отрицательных местоимений на основе их сопоставления с вопросительными, от которых они образованы, а также морфологические признаки и синтаксическую роль отрицательных местоимений | §59 упр.497 | |||
141-142 | Различие на письме приставок не- и ни- в отрицательных местоимениях-существительных | 2 | Урок закрепления изученного | Предупредительный диктант | Уметь находить орфограммы в морфеме, опознавать часть речи, правильно писать приставки не- и ни- в отрицательных местоимениях, отрицательные местоимения с предлогами | §59 упр.508 | |||
143 | Роль местоимений-существительных в предложении. Тест 4 | 1 | Комбинированный урок | Находить местоимения в предложении | Работа с текстом | §60 упр.512 | |||
144-145 | Морфологический разбор местоимений-существительных. Подготовка к диктанту | 2 | Повторительно-обобщающие уроки | Найти местоимения по их морфологическим признакам. Морфологический разбор | Уметь опознавать местоимения, определять их разряд, склонять местоимения разных разрядов, безошибочно писать, определять синтаксическую роль в предложении, использовать относительные местоимения как средство связи СПП, уместно употреблять в речи фразеологизмы, включающие в свой состав местоимения, производить синонимичную замену местоимений разных разрядов, использовать местоимения как средство связи предложений и абзацев текста | §61 упр.517 | |||
146-147 | Диктант № 5. Анализ диктанта. Повторение по теме «Правописание местоимений-существительных» | 2 | Урок контроля и коррекции | Диктант с грамматическим заданием | Уметь воспринимать текст на слух, воспроизводить его, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы, выполнять различные виды разборов | §62 упр.518 | |||
148-149 | Местоимения-существительные в тексте | 2 | Урок закрепления изученного | Редакторская правка. Составление предложений | Уметь соотносить местоимения с другими частями речи, определять их роль в тексте, соблюдать нормы употребления местоимений | ||||
150 | РР Творческое списывание с выбором слов из ряда данных | 1 | Урок развития речи | Творческое списывание | Уметь подбирать слова, соответствующие стилю речи | ||||
151-152 | РР Сочинение-повествование с использованием местоимений-существительных (Упр.520) | 2 | Урок развития речи | Написание сочинения | Уметь писать текст повествовательного характера, используя местоимения-существительные | ||||
153 | Лексическое значение глагола | 1 | Комбинированные уроки | Знать определение глагола, опознавать его в тексте, определять время глагола, уметь использовать в речи глаголы-синонимы для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слова | §63 упр.525 | ||||
154 | РР Сочинение-миниатюра повествовательного характера с использованием глаголов звучания (упр.524) | 1 | Урок развития речи | Написание сочинения | Уметь определять тему текста, подбирать опорные слова-глаголы звучания | §63 упр.524 | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
155-156 | РР Сочинение-описание по картине В.Д.Поленова «Московский дворик» (Упр.526) | 2 | Уроки развития речи | Сочинение по картине | Уметь определить замысел художника, тему картины и как художник её раскрывает | ||||
157 | Глагол как часть речи. Морфологические признаки глагола | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Выборочный диктант | Уметь опознавать глагол на основе общего значения, морфологических признаков, синтаксической роли в предложении | §64 упр.532 | |||
158 | Способы образования глаголов (суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный) | 1 | Урок усвоения новых знаний | Объяснительный диктант | Знать способы образования глаголов. Уметь производить морфемный и словообразовательный анализ глаголов, находить словообразовательные морфемы при помощи сопоставления производного слова с исходным, усвоить наиболее употребительные глагольные суффиксы | §65 упр.536 | |||
159-160 | Глаголы переходные непереходные. Возвратные глаголы. Исправление неправильно построенных предложений с возвратными глаголами | 2 | Урок усвоения новых знаний | Объяснительный диктант | Понимать значение возвратных глаголов, тонкость их семантики. Знать определения переходных и непереходных глаголов, образовывать возвратные, переходные и непереходные глаголы. | §66 упр.540, §67 упр.546 | |||
161 | Виды глагола. Видовые пары | 1 | Урок усвоения новых знаний | Комментированное письмо | Знать, что глаголы различаются по видам, по вопросам и значениям, владеть способом действия по распознаванию вида глагола, уметь отличать глаголы совершенного и несовершенного вида, употреблять их в речи | §68 упр.555 | |||
162 | Видовые пары | 1 | Урок усвоения новых знаний | Составить по рисунку предложения с глаголами совершенного и несовершенного вида | Знать способы образования видовых пар, распознавать виды глагола, объяснять разницу в грамматическом значении вида. Уметь правильно и уместно употреблять глаголы в речи | ||||
163 | РР Сочинение-миниатюра повествовательного характера с использованием глаголов совершенного и несовершенного вида (Упр.552) | 1 | Урок развития речи | Написание сочинения-миниатюры | Знать, как строится повествование, составлять рассказ. Уметь использовать в рассказе глаголы совершенного и несовершенного вида | ||||
164 | Гласные в суффиксах глаголов –ова- (-ева-) и –ыва- (-ива-) | 1 | Урок усвоения новых знаний | Сопоставление правописания глагольных пар с близкими по произношению суффиксами. Составить таблицу «Суффиксы глаголов», заполнить её своими примерами | Знать правописание суффиксов в глаголах, способ действия при выборе гласной в суффиксе. Уметь правильно подбирать и объяснять суффикс глагола | §69 упр.563 | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
165 | Буквы е – и в корнях с чередованием | 1 | Урок усвоения новых знаний | Объяснительный диктант | Знать виды чередований, условия выбора е – и в корнях. Уметь применять данное правило, употреблять глаголы с чередующимися гласными в речи | §70 упр.566 | |||
166-167 | Буквы е – и в корнях с чередованием | 2 | Уроки закрепления изученного | Творческий распределительный диктант | Понимать, что правописание корней с чередованием е – и зависит от состава слова. Уметь безошибочно писать слова с чередованием | §70 упр.570 | |||
168-169 | Буквы о – а в корне –кос- – -кас-. | 2 | Уроки усвоения новых знаний | Заполнить таблицу примерами слов с изученной орфограммой. Ответить на вопрос: что общего в правилах написания гласных в корнях –лаг- – -лож, –кос- – -кас-. | Знать условия выбора о – а в корне –кос- – -кас-. Уметь находить орфограмму в морфеме, графически её обозначать, применять правила на письме в условиях, создания текста и при написании аудируемого текста, использовать элементы этимологического анализа для объяснения орфограммы | §71 упр.577 | |||
170 | Спряжение глаголов. Тест 5. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Распределительный диктант, тест | Знать способы определения спряжения глаголов по ударным личным окончаниям и неопределенной форме. Уметь определять спряжение глагола, пользуясь алгоритмом | §72 стр. 131 упр.578 | |||
171 | Разноспрягаемые глаголы. Подготовка к диктанту | 1 | Урок усвоения новых знаний | Определить, к какой части речи относятся одинаковые по произношению слова (омоформы). Устное сообщение на тему «Почему глаголы называются разноспрягаемыми?» | Знать особенности разноспрягаемых глаголов, освоить нормы изменения частотного глагола «хотеть». Уметь опознавать разноспрягаемые глаголы, употреблять их, соблюдая нормы, выявлять фонетические явления – чередования Ч//Ж при изменении разноспрягаемых глаголов | §72 стр. 132 упр.582 | |||
172-173 | Диктант № 6. Анализ диктанта. Повторение по теме «Глагол» | 2 | Уроки контроля знаний и коррекции | Диктант с грамматическим заданием | Соблюдать правильное ударение в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки, опознавать глаголы, находить орфограммы в них, применять изученные орфографические правила на письме | ||||
174-175 | Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов | 2 | Уроки закрепления изученного | Заполнить таблицу «Личные окончания глаголов» своими примерами | Знать способы определения спряжения глагола по основе неопределенной формы. Уметь применять алгоритм определения спряжения, различать глаголы I и II спряжения, правильно выбирать буквы в окончании | §73 упр.589, 595 | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
176 | РР Составление рассказа по опорным словосочетаниям (Упр.587) | 1 | Урок развития речи | Написать рассказ | Уметь использовать глаголы разного вида в тексте, создавать текст повествовательного характера, реализуя замысел в соответствии с темой | ||||
177 | Свободный диктант (Упр.594) | 1 | Урок развития речи | Свободный диктант | Уметь определять тему текста, микротемы, правильно писать слова с изученными орфограммами | ||||
178 | Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола | 1 | Урок усвоения новых знаний | Распределительный диктант | Знать о наклонении глагола как изменяемой категории; различать наклонения глаголов, уметь изменять глаголы по временам в изъявительном наклонении, правильно писать и употреблять в речи | §74 стр. 140-141, упр.597 | |||
179 | Повелительное наклонение глагола | 1 | Урок усвоения новых знаний | Ответить на вопрос: почему нельзя определить время у глаголов повелительного наклонения? | Знать значение глаголов повелительного наклонения, способ образования, изменение и сферу употребления глаголов повелительного наклонения; правописание ь после согласных, нормы образования формы повелительного наклонения некоторых глаголов («клади», «положи» и др.) | §74, стр.142 | |||
180 | Условное наклонение | 1 | Урок закрепления изученного | Творческий диктант. Сконструировать высказывание с уместным использованием в них языковых средств, выражающих условие | Уметь определять способы выражения условия в сложном и простом предложениях, безошибочно писать частицы бы (б) формах условного наклонения, употреблять в речи | §74, стр.141 упр.600 | |||
181-182 | Правописание глагола в форме повелительного наклонения | 2 | Повторительно-обобщающий урок | Взаимодиктант | Уметь различать на письме смешиваемые формы изъявительного и повелительного наклонения, безошибочно писать ь в глаголах повелительного наклонения, уместно использовать в речи интонационные и лексические средства передачи разных оттенков побуждения к действию (призыв, приказ, совет, просьба) | §74, стр. 144-145, упр.613 | |||
183 | РР Сочинение-рассуждение. (Упр.611) | 1 | Урок развития речи | Уметь создавать сочинение данного типа. Знать, из каких структурных элементов оно состоит, выделять в тексте тезис, доказательство, вывод. | стр.147 | ||||
184 | Время глагола. Настоящее и будущее время глагола | 1 | Комбинированный урок | Предупредительный диктант | Уметь определять вид и время глагола, образовывать формы глагола с учетом вида, правильно употреблять в речи глаголы. Знать: - что форму настоящего времени имеют только глаголы несовершенного вида, что глаголы настоящего времени обозначают действия, происходящие не только в момент речи, но и постоянно в любое время, определять грамматическое значение глаголов настоящего времени, употреблять в речи, соблюдать орфоэпические нормы; - о способах образования форм будущего времени. Уметь образовывать простую и сложную форму будущего времени, употреблять их в речи | §75, упр.622 | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
185 | Лицо и число глаголов | 1 | Урок усвоения новых знаний | Работа с текстом: определение значения глаголов 1-го, 2-го, 3-его лица | Знать значение глаголов 1-го, 2-го и 3-его лица. Уметь безошибочно обозначать формы глаголов 2-го лица, уметь определять лицо глагола с помощью подстановки личного местоимения и по личным окончаниям глаголов, употреблять формы 2-го лица единственного числа с обобщенным значением в художественной речи | §75, упр.620 | |||
186 | Прошедшее время глагола. Род | 1 | Комбинированный урок | Редактирование предложений | Уметь образовывать формы прошедшего времени глагола, соблюдать нормы употребления глаголов в форме прошедшего времени, согласовывать глаголы в прошедшем времени с именами существительными | §76, упр. 626 | |||
187 | Гласные буквы перед суффиксом -л- в глаголах прошедшего времени. Свободный диктант | 1 | Урок закрепления изученного материала | Рассмотреть таблицу, объяснить написание суффиксов и окончаний глагола. Рассказать о глаголе по плану: значение, образование, изменение | Уметь находить орфограмму в морфеме, опознавать часть речи, безошибочно писать глагольные суффиксы и окончания | §76, стр. 154, упр. 629 | |||
188 | Безличные глаголы | 1 | Урок усвоения нового материала | Объяснительный диктант. Составление плана §95 | Знать семантику безличных глаголов и их функцию в речи. Уметь употреблять безличные глаголы, отличать их от личных, усвоить семантику безличных глаголов и их употребление в речи | §77, упр. 634 | |||
189 | Безличные глаголы. Тест 6 | 1 | Урок закрепления изученного | Конструирование предложений | Уметь употреблять личные глаголы в значении безличных, отличать безличные глаголы от личных, определять синтаксическую функцию безличных глаголов в предложении | §77, упр. 635 | |||
190-191 | Глагол как член предложения. Сказуемое. Личные и безличные глаголы в роли сказуемого | 2 | Урок усвоения новых знаний | Составить предложения с глаголами личными и безличными в роли сказуемых | Знать типы сказуемых, понимать их лексическое и грамматическое значение. Уметь находить и характеризовать сказуемые в предложении, согласовывать подлежащее и сказуемое, определять морфологические способы выражения простого глагольного сказуемого, в каком наклонении, времени используется сказуемое | §78, упр. 637, 639 | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
192 | Простое глагольное и составное глагольное состояние | 1 | Урок усвоения нового материала | Выборочный диктант | Знать структуру составных глагольных сказуемых, опознавать их в тексте. Уметь различать простые и составные глагольные сказуемые | §79, упр. 646 | |||
193-194 | Морфологический разбор глагола | 2 | Комбинированный урок | Редактирование | Знать морфологические признаки глагола. Уметь выполнять устный и письменный морфологический разбор глагола, определять его синтаксическую роль, употреблять в речи, соблюдая литературные нормы | §80, упр. 650 | |||
195 | Глаголы в тексте. Подготовка к диктанту | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Анализ текста. Определение значений глагола в тексте, пересказ текста «Как надо себя вести» | Уметь употреблять формы глаголов | §81, упр. 652 | |||
196-197 | РР Сочинение-рассуждение «Богатство и выразительность глаголов в русском языке» (Упр.654) | 2 | Уроки развития речи | Написание сочинения-рассуждения «Богатство и выразительность глаголов в русском языке» | Знать тему и структуру сочинения-рассуждения. Уметь приводить аргументы и факты в качестве доказательства, вести доказательство «от обратного», использовать специальные слова (в том числе вводные, союзы) для связи частей текста-рассуждения | ||||
198-199 | Контрольный диктант и его анализ | 2 | Уроки контроля и коррекции | Диктант | Уметь применять на письме изученные орфографические правила | ||||
200-201 | Повторение синтаксиса и пунктуации. Свободный диктант (Упр.660) | 2 | Повторительно-обобщающий урок | Комплексный анализ текста | Знать, что изучают синтаксис и пунктуация. Уметь составлять простые и сложные предложения изученных видов, самостоятельно подбирать примеры на изученные правила пунктуации, конструировать предложения | §82, упр. 657 §82, упр. 659 | |||
202-203 | Контрольная работа | 2 | Урок проверки знаний | Тест | Знать изученные орфограммы и пунктограммы | ||||
204 | Итоговый урок | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА РУССКИЙ ЯЗЫК (УМК «Школа 2100») 8 Б класс
составлено на основе Программы основного общего образования по русскому языку 5-9 («Школа 2100»под ред.Р.Бунеева и Е.Бунеевой)– М.: БАЛАСС, 2010; Сборник нормативных документов РУССКИЙ ЯЗЫ...
Рабочая программа русский язык 9 класс. Программа Ладыженской Т.А.
Рабочая программа по русскому языку, 2 часа в неделю. Календарно - тематическое планирование....
![](/sites/default/files/pictures/2024/11/19/picture-516590-1731982378.jpg)
Рабочая программа "Русский язык как государственный (индивидуальные и групповые занятия с учащимися с неродным русским языком), адаптированная к коррекционно-развивающему обучению в 1-4 классах"
В школы Российской Федерации поступает большое количество детей из семей переселенцев ближнего и дальнего зарубежья.Для данных детей русский язык не является родным и, если они не обучались по российс...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/26/picture-696643-1445890336.jpg)
Рабочая программа русский язык 5 класс Учебник «Русский язык. 5 класс» в 2-х частях под редакцией Л.М. Рыбченковой, издательство «Просвещение», 2012.
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по русскому языку для 5-9 классов (авторы Л.М. Рыбч...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/04/picture-810889-1633353536.jpg)
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
Рабочая программа Русский язык. ФГОС.10 класс к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык 10-11 классы», под редакцией Гольцовой Н.Г., Шамшина И.В
Рабочая программа для 10 класса(базовый уровень, 34 часа) составлена с учетом ФГОС СОО, содержит развернутое КТП с указанием видов деятельности...
![](/sites/default/files/pictures/2023/04/06/picture-1468124-1680733187.jpg)
Сборник рабочих программ (русский язык, литература, родной русский язык) для 10 класса (база, литература профиль)
Сборник рабочих программ (русский язык, литература, родной русский язык) для 10 класса (база, литература профиль)...