Рабочая программа. Русский язык 5 класс. УМК "Школа 2100"
рабочая программа по русскому языку (5 класс) по теме
Данная программа составлена на основе Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Программы по русскому языку «Школа 2100» к учебникам Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучевой «Русский язык 5 класс» - М.: Баласс, 2009 г.
Цели учебного курса:
- воспитание гражданственности и патриотизма
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях; обогащение словарного запаса
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативного соответствия ситуации и сфере общения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа русский язык 5 класс по Бунееву | 384.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное образовательное учреждение
Вихоревская средняя образовательная школа №101
Согласовано Зам. директора УВР __________________/Н.А. Кузнецова | Утверждаю Директор школы ________________/О.Г. Серебренникова |
Рабочая программа
по русскому языку
5 класс
на 2012-2013 учебный год
Рассмотрено на ШМО учителей
гуманитарного цикла
протокол №___от_______2012 г.
Руководитель ШМО _______ /Михайлова Л.А./
Учитель: Бальжинимаева Татьяна Иннокентьевна
г. Вихоревка
Данная программа составлена на основе Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Программы по русскому языку «Школа 2100» к учебникам Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучевой «Русский язык 5 класс» - М.: Баласс, 2009 г.
Цели учебного курса:
- воспитание гражданственности и патриотизма
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях; обогащение словарного запаса
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативного соответствия ситуации и сфере общения
Языковая компетенция | осведомленность школьников в системе родного языка | формирование у учащихся языковой интуиции; приобретение и систематизация знаний о родном языке с целью обеспечить ориентировку в системе языка, необходимую для формирования речевых умений и навыков, для обеспечения произвольности, намеренности и осознанности речевой деятельности на родном языке. |
Коммуникативная компетенция | осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах | овладение функциональной грамотностью: способность учащегося свободно использовать навыки чтения и письма для целей получения информации из текста, т.е. для его понимания и преобразования, и для целей передачи такой информации в реальном общении; умение пользоваться различными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; умение переходить от одной системы приёмов чтения и понимания текста к другой, адекватной данной цели чтения и понимания данного вида текстов (гибкость чтения), и умение понимать и анализировать художественный текст; расширение активного и пассивного словарного запаса учащихся, более полное овладение грамматическим строем родного языка, овладение системой стилистических разновидностей речи, овладение нормами языка); овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов, среди которых наиболее актуально умение адекватного восприятия художественного текста. овладение продуктивными навыками и умениями различных видов устной и письменной речи. овладение орфографией и пунктуацией, формирование относительной орфографической и пунктуационной грамотности на основе отобранного школьного минимума орфограмм и пунктуационных правил; развитие умения видеть орфографическую или пунктуационную задачу и решать ее посредством знания правил или обращения к учебнику, справочнику, словарю. |
Лингвистическая компетенция | формирование знания о русском языке как науке, о методах этой науки, об этапах развития, о выдающихся ученых-лингвистах. | |
Культуроведческая компетенция | формируется через систему дидактического материала учебников, тексты которых содержат в себе культурологический и воспитательный потенциал русского языка, показывают его тесную связь с историей, духовной культурой, менталитетом русского народа, сообщают знания об истории языка и его месте среди других языков мира. |
Задачи:
- развивать все виды речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо;
- формировать общеучебные умения и навыки: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные;
- формировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, владеть нормами русского литературного языка и обогащать словарный запас и грамматический строй речи учащихся и т.д.
Программа содержит систему понятий из области речевой деятельности учащихся, фонетики и орфоэпии, графики, морфемики, лексикологии, морфологии, орфографии, синтаксиса и пунктуации.
В 5 классе предусматривается изучение таких самостоятельных частей речи, как: имя существительное, глагол, местоимение, категория состояния служебных частей речи.
В программе выделены часы на развитие связной речи. Темы по развитию речи – речеведческие понятия и виды работы над текстом – пропорционально распределены между грамматическим материалом.
Методы и формы обучения: элементы диалоговой, игровой, проблемной технологий; элементы развивающего обучения; диалог, беседа, проблемные задания, наблюдение, рассказ, выполнение творческих работ, упражнения, практикумы, работа с текстом, работа с иллюстративным материалом, анализ языкового материала, разного рода конструирование, работа с алгоритмами, работа с таблицей, тренинг, проверочные, контрольные работы, работа с учебником, фронтальный опрос, грамматические работы, работа с опорным материалом, работа со справочной литературой, разнообразные диктанты (словарный, схематический, лексический, распределительный, выборочный, объяснительный, цифровой…), сочинение (по картине, по данному сюжету, миниатюра…), изложение (сжатое, подробное, выборочное), тест.
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку за курс 5 класса:
Учащиеся должны знать: | К концу 5 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками: | ||
определение основных изученных в 5 классе языковых явлений и речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводить нужные примеры. |
| ||
По орфографии: | По пунктуации: | По связной речи: | |
находить изученные орфограммы в словах и между словами, правильно писать слова с изученными орфограммами; обосновывать выбор написания; находить и исправлять орфографические ошибки; правильно писать изученные в 5-м классе слова с непроверяемыми написаниями | находить изученные типы смысловых отрезков в предложениях и тексте, правильно оформлять предложения изученных типов и текст в соответствии с изученными пунктуационными правилами; обосновывать место и выбор знака препинания; находить и исправлять пунктуационные ошибки на изученные правила. | читать учебно-научный и художественный тексты изучающим чтением; владеть отдельными приемами ознакомительного чтения учебно-научного текста; выделять в учебно-научном тексте ключевые слова, составлять план; определять тему, основную мысль (авторский замысел) в художественном тексте, пересказывать текст подробно, сжато; понимать основные отличия текстов-описаний, повествований, рассуждений, писать тексты этих типов; определять стиль текста; письменно подробно излагать художественный и учебно-научный текст; пытаться использовать в собственной письменной речи изученные особенности частей речи (синонимию, многозначность, антонимию), синтаксических конструкций; последовательно развивать мысль в сочинении в соответствии с темой и замыслом, делать абзацные отступы; озаглавливать текст, пользуясь разными типами заголовков |
Программное и учебно-методическое оснащение учебного плана
Класс | Количество часов в неделю согласно учебному плану | Реквизиты программы | УМК обучающихся (учебник: базовый, дополнительный; рабочая тетрадь и т.д.) | УМК учителя (дидактический материал, методические разработки, наглядные пособия) | ||
Федеральный компонент | Региональный компонент | Школьный компонент | ||||
5А | 3 | 3 | Данная программа составлена на основе Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Программы по русскому языку «Школа 2100» к учебникам Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучевой «Русский язык 5 класс» - М.: Баласс, 2009 г. | Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, Л.Ю.Комиссарова, И.В.Текучева Русский язык. 5 класс, учебник в 2-х частях М.,БАЛАСС, 2009 | Е.В.Бунеева, Л.Ю.Комиссарова. Русский язык 5 класс. Методические рекомендации для учителя. М.,БАЛАСС, 2006 Л.Ю.Комиссарова. Дидактический материал к учебнику ≪Русский язык≫ 5 класс, М.,БАЛАСС, 2009 Е.С.Барова. М.Р.Богданова. Самостоятельные и проверочные работы по русскому языку 5 класс в 2-х частях. М.,БАЛАСС, 2006 С.А.Романова. Тематическая разработка уроков русского языка в 5 классе. М. Школьная пресса, 2002 Стандарт основного общего образования по русскому языку. 2004г. Т.В.Раман. Тематическое и поурочное планирование по русскому языку, 5 класс. М. Экзамен, 2006 |
Тематическое планирование
Наименование раздела | Количество часов | Из них количество | ||
Лабораторные/практические работы | Экскурсии | Проверочные работы | ||
Введение | 2 | |||
Слово в языке и речи (Повторение и углубление изученного курса начальной школы) | 13 | 2 | 1 | |
Слово и его лексическое значение | 26 | 1 | 1 | |
Грамматическое значение слова | 4 | 1 | ||
Слово в предложении | 20 | 1 | 1 | |
Слово в тексте | 8 | 3 | ||
Слова со значением «предмет» | 34 | 2 | 1 | |
Указательные слова-местоимения | 18 | 1 | 1 | |
Слова со значением «действие или состояние предмета» | 52 | 4 | 2 | |
Повторение в конце учебного года. | 27 | 1 | ||
Итого | 204 | 15 | 8 |
Учебно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности | Виды контроля, измерители | Планируемые результаты освоения материала | Домашнее задание | Дата проведения | |
План | Факт | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Книга 1 Введение | |||||||||
1 | Язык как средство общения. Нужно ли изучать русский язык? | 1 | Урок усвоения новых знаний | Устное высказывание: когда и как служит нам язык | Знать, чем отличается устная речь от письменной. Уметь адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения, осознавать значение родного языка в жизни человека т общества, понимать, что язык – универсальное средство общения, свободное владение родным языком – признак культуры человека. | стр.4 – 5, упр.4 | |||
2 | Роль родного языка в духовной жизни человека. Красота и богатство русского языка | 1 | Урок усвоения новых знаний | Ответить на вопрос: когда и каким образом служит нам язык? Работа с высказываниями о русском языке | Понимать, что язык – универсальное средство общения, средство передачи знаний, опыта, мудрости от одного поколения другому, важность произносительной культуры, орфографически-грамотного письма для достижения цели общения | упр.6 | |||
Слово в языке и речи (Повторение и углубление курса начальной школы) (всего: 75 ч., в первой четверти: 48 ч.) | |||||||||
3 | Основные средства звуковой стороны речи: звуки речи, слог, ударение, интонация | 1 | Урок повторения и закрепления изученного | Фонетический разбор | Знать в чем заключается различие между буквой и звуком, что звуки делятся на гласные – согласные, гласные бывают ударные и безударные, образуют слоги, согласные делятся на парные – непарные, звонкие – глухие, мягкие – твердые. Уметь различать буквенный и звуковой состав слова, делить слова на слоги для переноса, выделять на слух звуки и называть их. | §1 упр.9 стр.18 – 19. | |||
4 | Система гласных звуков, ударные и безударные гласные | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Фонетическая характеристика гласных звуков, работа над произношением | Знать особенности образования гласных звуков, различия между ударными и безударными звуками. Уметь выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику, использовать элементы упрощенной транскрипции, правильно произносить гласные звуки | §1 упр.10 | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
5 | Система согласных звуков: звонкие и глухие (парные и непарные) согласные | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Проговаривание скороговорок | Знать особенности образования согласных звуков, использовать элементы транскрипции для обозначения звука и объяснения написания слова, правильно произносить согласные звуки, не смешивать звуки и буквы. | §1 упр.12 | |||
6 | Система согласных звуков: твердые и мягкие согласные (парные и непарные). Обозначение мягкости согласных на письме | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Словарный диктант | Знать различие между звонкими и глухими согласными, непарные по звонкости-глухости, (особое внимание звуку й). Уметь различать звонкие и глухие согласные, правильно произносить согласные звуки речи, их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи | §1 упр.14 | |||
7 | Изменение звуков в речевом потоке | 1 | Урок усвоения новых знаний | Устное высказывание «Почему, как правило, люди говорят с акцентом на иностранном языке?» | Знать об изменениях звуков в речевом потоке. Уметь различать сильную и слабую позиции гласных и согласных, уметь выделять в слове звуки речи, давать фонетическую характеристику звукам. Знать, что алфавит – это обозначение звуков на письме, уметь правильно произносить буквы алфавита | §3 стр. 15 упр.25 | |||
8-9 | РР Типы речи. Устный рассказ на предложенную тему | 2 | Уроки развития речи | Анализ текстов разных типов | Понимать признаки текста и его функционально-смысловые типы | ||||
10 | Соотношение звука и буквы. Двойная роль букв е, ё, ю, я | 1 | Урок усвоения новых знаний | Записать любимые строчки из стихотворений А.С.Пушкина. Найти в них слова с орфограммами, указать, какие звуки обозначают буквы Е, Ё, Ю, Я. | Знать, в каких позициях е, ё, ю, я обозначают один звук и в каких – два. Уметь выполнять фонетический разбор слов с буквами е, ё, ю, я. | §2 упр.26 | |||
11 | Опознавательные признаки орфограммы. Условия выбора орфограммы | 1 | Урок закрепления изученного | Осложненное списывание: распределить слова в 2 столбика (с опознавательным признаком безударной гласной и гласной после шипящей и Ц) | Знать, что такое орфограмма, опознавательные признаки орфограмм. Уметь находить орфограммы в разных морфемах, дифференцировать их. | §4 упр.42 | |||
12 | Соблюдение основных орфографических норм. Орфографический словарь | 1 | Урок усвоения новых знаний | Пользуясь словарем, находить и запоминать правильное написание слов | Уметь пользоваться орфографическим словарем | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
13 | Нормы произношения слов и интонирования предложений. Орфоэпический словарь | 1 | Урок усвоения новых знаний | Аргументированный ответ на вопрос: «Как научиться правильно говорить?» | Знать: - о делении слов на слоги и для переноса; - ударные и безударные гласные. Уметь правильно ставить ударение в слове, пользоваться орфоэпическим словарем, делить слова на слоги, владеть основными правилами в современном русском языке ударных и безударных гласных, некоторых согласных и сочетаний согласных. | §5 упр.58 | |||
14 | Правописание гласных и согласных в составе морфем. Орфограмма – буквы о – ё после шипящих в корне слова | 1 | Урок усвоения новых знаний | Распределительный диктант | Знать способ выбора О – Ё в корнях слов после шипящих, находить орфограммы в морфеме. Уметь обосновывать выбор о – ё после шипящих в корне | §6 упр.64 | |||
15 | РР. Описание. Подробное изложение текста-описания. Упр.44 | 1 | Урок развития речи | Уметь передавать содержание текста от третьего лица, выделять в тексте главную, второстепенную информацию, отвечать на вопросы по содержанию, владеть изучающим видом чтения | |||||
16-17 | Диктант № 1. Анализ диктанта. Повторение по теме «Слово и его звуковая оболочка» | 2 | Урок контроля и коррекции знаний | Диктант с грамматическим заданием | Знать морфемный состав слова. Уметь выделять морфему на основе смыслового анализа слова, находить орфограммы в морфемах, применять изученные правила орфографии | Упр.67 | |||
18 | Основные орфоэпические нормы русского языка. Вклад В.К.Тредиаковского в развитие отечественной фонетики и орфоэпии | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Докажите, что фонетика и орфоэпия связаны между собой | Знать теоретические материалы по разделам, уметь производить звукобуквенный анализ слов, пользоваться алфавитом, грамотно писать, применяя изученные правила, иметь представления о теории Тредиаковского | Упр.15 | |||
19 | Лексическое значение слова (способы его толкования) | 1 | Урок усвоения новых знаний | Из толкового словаря выписать 5 незнакомых слов и формулировку их значений, составить с этими словами предложения | Знать, что такое лексическое и грамматическое значение слова, понятие «словарный запас», виды толковых словарей. Уметь различать лексическое и грамматическое значение слов, пользоваться толковым словарем, владеть основными способами объяснения лексического значения слова, определять значение слова с опорой на морфемное строение | §7 упр.79 | |||
20 | Основные лингвистические словари. Толковый словарь | 1 | Урок-практикум | Определить слова по толкованию их лексического значения, проверить себя по толковому словарю | Знать назначение, структуру, содержание словарной статьи. Уметь пользоваться толковым словарем | §7 упр.81 | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
21 | Однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значение | 1 | Урок усвоения новых знаний | Творческий диктант. Вставить в предложения нужные по смыслу слова | Знать понятия «однозначное и многозначное слово» Уметь выбирать значение многозначного слова, соответствующее речевой ситуации; пользоваться толковым словарем, употреблять слова в соответствии с их лексическим значением. | §7 упр.88 | |||
22 | Омонимы | 1 | Урок усвоения новых знаний | Указать омонимы в тексте-каламбуре, определить значения | Знать, чем отливаются омонимы от многозначных слов. Уметь находить омонимы в толковом словаре, отличать омонимы от многозначных слов, анализировать значение, строение, написание различных видов омонимов, правильно употреблять в речи | §7 упр.94 | |||
23-24 | РР Описание. Подробное изложение текста-описания | 2 | Уроки развития речи | Написать сочинение – описание предмета в художественном стиле, озаглавить описание | Знать композиционные особенности описания. Уметь создавать текст описания конкретного предмета, составлять план описания | ||||
25-26 | Синонимы. Словарь синонимов. Стилистически окрашенная лексика русского языка | 2 | Распределить синонимы по графам в таблице: нейтральные слова, книжные слова, разговорные слова | Знать: - определение синонимов; - о различении слов-синонимов по оттенкам значений, эмоциональной окраске и стилевой неоднородности. Уметь подбирать синонимы к данному слову, строить синонимический ряд, пользоваться словарем синонимов, употреблять синонимы в речи | §8 упр.100 | ||||
27 | Антонимы. Словарь антонимов | 1 | Урок усвоения новых знаний | Привести примеры пословиц, найти антонимы, ответить на вопрос «Почему народная мудрость часто выражается противоположными по смыслу словами?» | Знать, что такое антонимы, их стилистическую роль. Уметь пользоваться словарем антонимов, находить антонимы в тексте, употреблять в речи | §9 упр.106 | |||
28 | Морфема – минимальная значимая единица языка | 1 | Урок усвоения новых знаний | Морфемный разбор. Докажите, что морфемный разбор связан со смысловым анализом слова | Знать основные морфемы слова. Уметь выделять морфемы на основе смыслового анализа слова | §10 упр.111 | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
29 | РР Сочинение-описание пейзажа по картине И.И.Левитана «Золотая осень» (упр.68) | 1 | Урок развития речи | Сочинение | Знать, что такое пейзаж. Уметь писать сочинение-описание природы по картине | упр.68 | |||
30 | Основа слова | 1 | Урок усвоения новых знаний | Определить, какими частями речи являются слова, соответствующие схемам, определить грамматическую форму слова, скрывающегося за схемой | Знать способы словоизменения (склонение и спряжение), неизменяемость наречия и служебных частей речи. Уметь определять грамматическое значение окончаний и различных формах существительного, прилагательного, глагола | ||||
31 | Виды морфем: корень как основной носитель лексического значения слова | 1 | Комбинированный урок | Выписать из сказки «О мертвой царевне…» А.Пушкина предложения, в которых употребляются слова с корнем -ШЛ- (шла, пришла). Чем объясняется различие в лексическом значении этих слов? | Знать определение корня, однокоренных слов, способы проверки слов с орфограммами в корне, находить, подбирать, образовывать однокоренные слова, различать однокоренные слова и слова с корнями-омонимами, понимать, что родственные слова имеют общность в лексическом значении | ||||
32 | Чередование звуков в морфемах | 1 | Урок усвоения новых знаний | Записать свои примеры слов с чередованиями. Осложненное списывание | Знать о чередовании звуков (гласных и согласных). Уметь выделять корни с чередующимися звуками, применять изученные правила, объяснять выбор написания | ||||
33 | Виды морфем: корень. Правописание безударных гласных в корне, проверяемых ударением | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Словарный диктант | Знать определение однокоренных слов. Уметь подбирать проверочное слово, определять ударение в слове, называть ударные и безударные гласные | §11 упр.116 | |||
34-35 | Виды морфем: корень. Правописание безударных гласных в корне, не проверяемых ударением. РР. Свободный диктант | 2 | Повторительно-обобщающий урок | Распределительный диктант | Уметь писать слова с труднопроверяемыми и непроверяемыми написаниями, опознавать признаки орфограмм, находить нужное слово в словаре | §11 упр.115 | |||
36-37 | Чередование гласных звуков о//о в корнях: -лаг-, -лож- | 2 | Урок усвоения новых знаний | Предупредительный диктант | Знать, от чего зависит выбор о – а в корнях -лаг-, -лож-. Уметь применять правило в письменной речи, уметь находить орфограмму в морфеме | §12 стр.70 упр.122 | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
38 | Чередование гласных звуков о//о в корнях: -рос-, -раст- (-ращ-) | 1 | Урок усвоения новых знаний | Тест «Четвертое лишнее» | Знать, в каких случаях происходит чередование о – а в корнях -раст-, -ращ-, - рос-, слова-исключения. Уметь обосновывать выбор гласной в данных корнях, находить орфограмму в морфеме | §12 стр.72 упр.128, 134 | |||
39-41 | Чередование гласных звуков о//о в корнях: -гар-, -гор-, -зар-, -зор-. РР Свободный диктант (упр.145) | 3 | Урок усвоения новых знаний | Заполнить таблицу примерами слов с изученной орфограммой. Ответить на вопрос: что общего и различного в правописании корней -гар-, -гор-, -зар-, -зор-? | Знать условия выбора о – а в корнях -гар-, -гор-, -зар-, -зор-. Уметь находить орфограмму в морфеме, графически её обозначать, применять правила на письме в условиях создания текста и при написании аудируемого текста | §12 стр.77 упр.140 §12 стр.79 упр.146 | |||
42 | Виды морфем. приставка. Значения приставок. Гласные и согласные в приставках, кроме приставок на –з (- с) | 1 | Комбинированный урок | Словарный диктант | Знать о неизменяемых приставках, о вариантах типа об – обо, находить орфограммы в приставках. Уметь правильно писать неизменяемые приставки. | §13 стр.83 упр.153 | |||
43-44 | Виды морфем: приставка. Буквы е, и в приставках пре-, при- | 2 | Урок усвоения нового материала | Диктант «Проверяю себя» | Знать значения приставок пре-, при-. уметь сопоставлять пары однокоренных слов с приставками пре-, при-, различать их написание по значению. Уметь безошибочно писать слова с приставками пре-, при-, опираясь на лексическое значение слова, запомнить правописание приставок пре-, при- в словах с закрепленным значением | §14 упр.163 | |||
45 | Виды морфем: приставка. Буквы з и с на конце приставок | 1 | Урок усвоения новых знаний | Проверочная работа с помощью перфокарт | Знать условие выбора буквы в приставках на з – с. Уметь пользоваться правилом, определяющим выбор буквы, находить орфограмму в морфеме. | §15 упр.171 | |||
46 | Виды морфем: приставка. Буквы и, ы после приставок | 1 | Урок усвоения нового материала | Решение орфографической задачи: какая приставка на согласный способна менять значение слова на противоположное? Взаимопроверка | Уметь находить корни, приставки, которые оканчиваются на согласный, выделять их в слове, правильно воспринимать звучание слова на стыке корня и приставки | §16 упр.176 | |||
47-48 | Виды морфем: суффикс. Значения суффиксов. РР Свободный диктант (Упр.170) | 2 | 47 - Урок усвоения новых знаний 48 - Урок закрепления изученного | Работа со школьным словообразовательным словарем. | Знать роль суффиксов в образовании новых слов. Уметь выделять суффиксы, образовывать новые слова с помощью известных суффиксов. Уметь выделять суффиксы, объяснять особенности слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах | §17 упр.182 | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
49 | Основные способы образования слов: приставочный и суффиксальный | 1 | Урок усвоения нового материала | Осложненное списывание | Знать основные способы образования слов. Уметь соотносить слово с исходным и выявлять словообразующие морфемы, производить словообразовательный разбор | §18 упр.187 | |||
50 | Основные способы образования слов. Сложные и сложносокращенные слова | 1 | Урок усвоения нового материала | Записать сложносокращенные слова, пришедшие в наш язык за последние 5 лет | Знать различные виды сложения, виды сложносокращенных слов по способу их образования; Уметь согласовывать со сложносокращенными словами прилагательные и глаголы в прошедшем времени; различать разные виды сложения: сложение без соединительной гласной, с соединительной гласной, с одновременным присоединением суффикса; определять род сложносокращенных слов; пользоваться словарем | §19 упр.193 | |||
51 | Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Распределительный диктант, составление таблицы, анализ фрагментов художественного текста | Знать морфемный состав слова Уметь выделять морфему на основе смыслового анализа слова, находить орфограммы в морфемах, применять изученные правила орфографии | ||||
52-53 | Диктант №2. Анализ диктанта | 2 | Уроки контроля и коррекции знаний | Диктант с грамматическим значением | Знать морфемный состав слова Уметь выделять морфему на основе смыслового анализа слова, находить орфограммы в морфемах, применять изученные правила орфографии | ||||
54 | РР. Сочинение-описание по опорным словам (Упр.198). Анализ диктанта. Повторение по теме «Морфемика» | 1 | Урок развития речи | Знать композиционные особенности описания. Уметь создавать текст описания | упр.186 | ||||
55 | Система частей речи в русском языке. Окончание. Форма слова | 1 | Урок усвоения новых знаний | Словарная работа, взаимодиктант | Знать, что изучает грамматика Уметь различать грамматическое значение слова от лексического | §20 упр.199 | |||
56-57 | Самостоятельные части речи, их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Служебные части речи | 2 | Урок усвоения новых знаний | Работа по таблице | Знать понятия: морфология грамматика грамматическое значение слова | §21 упр.209, §22 упр.213 | |||
58-59 | Синтаксические связи слов в словосочетании и предложении | 2 | Урок усвоения новых знаний | Выделить из текста словосочетания, составить их схемы | Знать строение словосочетаний. Уметь определять главное и зависимое слово, составлять схемы словосочетаний | §23 упр.224 | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
60 | Грамматическая (предикативная) основа предложения | 1 | Урок усвоения новых знаний | Записать небольшой отрывок из любимого стихотворения, расставить логические ударения в тексте, выразительно прочитать | Знать определение предложения. Уметь находить грамматическую основу предложения, выделять её, конструировать предложения по заданным типам грамматических основ, соблюдать верную интонацию конца предложения | §24 упр.229 | |||
61 | Второстепенные члены предложения и способы их выражения. Определение | 1 | Урок усвоения новых знаний | Сочинение по данному началу, подчеркнуть в описании определения | Знать способы выражения определения и графическое его обозначение. Уметь находить определения в предложении и использовать их в речи | §25, стр.124 упр.229 | |||
62 | Второстепенные члены предложения: дополнение | 1 | Урок усвоения новых знаний | Работа по карточкам: распространить предложения дополнениями | Знать определение дополнения, способы его выражения и графическое обозначение дополнения. Уметь находить дополнение в предложении, отличать прямое дополнение от подлежащего | §25, стр. 126 упр.238 | |||
63 | Второстепенные члены предложения: обстоятельство. Виды обстоятельств | 1 | Урок усвоения новых знаний | Работа по карточкам: вставить в предложения пропущенные слова, определить их синтаксическую функцию | Знать определение обстоятельства, способы его выражения и графическое обозначение, определять виды обстоятельств | §25, стр. 129 упр.245 | |||
64-65 | Однородные члены предложения. Тест | 2 | Урок усвоения новых знаний | Дополнить предложения однородными членами, составить схемы предложений. Диктант «Проверяю себя» | Знать признаки однородных членов. Уметь находить однородные члены, соблюдать правильную интонацию при чтении предложений с однородными членами, ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами, обосновывать постановку знаков препинания | §24 упр.252 §24 упр.250 | |||
66-67 | Предложения с обобщающими словами предложения при однородных членах предложения | 2 | Урок усвоения новых знаний | Графический диктант | Знать, что такое обобщающее слово. Уметь расставлять знаки препинания в предложении с обобщающим словом, стоящим перед однородными членами, опознавать предложения, осложненные однородные членами, самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила | §26 стр.137 упр.257, 255 | |||
68-69 | Обращение | 2 | Урок усвоения новых знаний | Из текста басен И.А.Крылова выписать 3 предложения с обращениями | Знать, что такое обращение, роль обобщения в речи. Уметь составлять предложения с обращениями в соответствии с речевой ситуацией, соблюдать речевой этикет. Различать обращение и подлежащее, соблюдать звательную интонацию при чтении предложений с обращениями | §27 упр.263, 264, 268 | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
70-71 | Вводные слова | 2 | Урок усвоения новых знаний | Составление схем предложений | Уметь опознавать предложения с вводными словами, ставить знаки препинания при вводных словах, использовать вводные слова в речи, правильно произносить предложения с вводными словами | §28 упр.276, 277 | |||
72-73 | Предложения двусоставные и односоставные, распространенные и нераспространенные, полные и неполные. Синтаксический разбор простого предложения | 2 | Урок усвоения новых знаний | Взаимопроверка | Знать различие между распространенными и нераспространенными предложениями. Уметь отличать их друг от друга, характеризовать предложения по наличию или отсутствию второстепенных членов, распространять предложения | §29 упр.278 | |||
74 | РР Подробное изложение текста-повествования (упр.280) | 1 | Урок развития речи | Анализ текста. Написание изложения | Знать особенности повествования как типа речи, его композицию. Уметь строить текст повествования, составлять план текста повествовательного характера | ||||
75 | Сложные предложения | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Тест | Уметь отличать простое предложение от сложного, выделять в них грамматические основы, характеризовать предложение по количеству грамматических основ, владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации | §30 упр.283 | |||
76-77 | Сложные предложения. Синтаксический разбор сложного предложения. Зачет по теме «Слово в предложении» | 2 | Урок закрепления изученного | Полная синтаксическая характеристика предложений | Знать порядок синтаксического разбора сложного предложения. Уметь делать синтаксический разбор сложного предложения по плану. Знать условия постановки знаков препинания в простом предложении, соблюдать верную интонацию конца предложения, устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях изученных синтаксических конструкций и использовать на письме специальные графические обозначения, самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила, уметь опираться на смысловой и интонационный анализ предложения при синтаксическом разборе. | §30 стр. 152 упр.288 упр. 290 | |||
78 | Сложносочиненные предложения | 1 | Урок усвоения нового материала | §31 стр. 156 упр.295 | |||||
79 | Бессоюзные предложения | 1 | Урок усвоения нового материала | Составить тезисный план, проиллюстрировать примерами. Взаимодиктант | Знать грамматические признаки БСП, уметь опознавать их в тексте, выявлять смысловые отношения между частями, расставлять знаки препинания | §31 стр. 158 упр.300 | |||
80 | Сложноподчиненные предложения. Подготовка к диктанту | 1 | Урок усвоения нового материала | Знать структуру СПП, средства связи его частей, правильно ставить знаки препинания, составлять схемы. | §31 стр. 161 упр.306 | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
81-82 | Диктант № 3. Анализ диктанта. Повторение по теме «Слово в предложении» | 2 | Урок контроля и коррекции знаний | Диктант | Знать, что изучают синтаксис и пунктуация. Уметь составлять простые и сложные предложения изученных видов, самостоятельно подбирать примеры на изученные правила пунктуации | Упр. 305 | |||
83 | Текст. Художественный и научный текст | 1 | Урок развития речи | Карточки из «Дидактического материала» № 9, 10, 11. Определить стиль речи данных текстов | Знать основные признаки разговорного, научного стиля, языка художественной литературы. Уметь опознавать стиль, соответствующий ситуации общения, теме, целям | §32 упр.310 | |||
84-85 | РР Подробное изложение художественного текста-описания (упр.311) | 2 | Уроки развития речи | Знать и уметь использовать основные признаки художественного текста | |||||
86 | РР Учебно-научный текст. Изучающее чтение | 1 | Урок развития речи | Изучающее чтение параграфа учебника | Уметь выделять особенности учебно-научного чтения, пользоваться изучающим чтением | §33 упр.316 | |||
87 | Монологическая и диалогическая речь. Знаки препинания при оформлении диалога и монолога | 1 | Урок усвоения новых знаний | Составление диалогов | Знать, что такое диалог. Уметь правильно оформлять диалог на письме, правильно ставить знаки препинания при диалоге, составлять диалоги на заданную тему, вести диалог, интонационно правильно читать диалог | §34 упр.323 | |||
88 | Нейтральные стилистически окрашенные слова. Разговорный стиль | 1 | Урок усвоения новых знаний | Составление диалога в разговорном стиле | Уметь выделять стилистически окрашенные слова, употреблять их в разговорном стиле | §35 упр.329 | |||
89-90 | РР Подробное изложение текста, включающего диалог (упр.330) | 2 | Уроки развития речи | Изложение | Уметь передавать текст, включающий в себя диалог | ||||
91 | РР Сочинение-повествование с элементами описания (упр.331) | 1 | Урок развития речи | Написание сочинения | Знать особенности текста-повествования, выделять основную мысль текста | ||||
Книга 2 Знаменательные (самостоятельные) слова Слова со значением «предмет» | |||||||||
92-93 | Имя существительное как часть речи. Лексическое и общее грамматическое значение имени существительного. Способы образования имен существительных | 2 | Комбинированный урок | Сочинение-миниатюра на основе ситуации: «Вы получили в подарок большую коробку. Что бы вам хотелось в ней обнаружить?» Объясните, почему в тексте будут преобладать существительные | Знать морфологические признаки имени существительного, его роль в предложении. Уметь узнавать существительное среди других частей речи | §36, 37 упр.338 | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
94 | Способы образования имен существительных | 1 | Урок закрепления изученного | Уметь группировать слова с одинаковой структурой, способами и средствами образования; определять морфемы – показатели лексического, грамматического значения слова; писать морфемы с опорой на морфемно-словообразовательный анализ; работать с учебным словообразовательным словарем для определения морфемного состава, способа словообразования, построения словообразовательных пар и цепочек | §38 упр.345 | ||||
95 | Гласные в суффиксах имен существительных –ек, -ик | 1 | Урок усвоения нового материала | Взаимодиктант | Знать условия выбора орфограммы. Уметь различать суффиксы и правильно их писать, определять значение и сферу употребления существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами | §39 упр.352 | |||
96 | Буквы ч и щ в суффиксе имен существительных –чик- (-щик-) | 1 | Урок усвоения нового материала | Выборочный диктант | Уметь группировать слова по значению суффиксов, понимать термины «исходное слово» и «словообразовательная морфема», уметь опознавать суффиксы –чик- (-щик-), правильно их писать на основе знания условия выбора суффикса, определения лексического значения слова, соотносить произношение мягких согласных с отсутствием знака мягкости на письме | §40 упр.359 | |||
97-98 | Буквы о/е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имен существительных. Тест 2 | 2 | Урок усвоения нового материала | Заполнить таблицу примерами. Комментированное письмо | Знать условия выбора о/е после шипящих в суффиксах имен существительных. Уметь безошибочно писать суффиксы –ок, -ек, - онок и др., правильно писать гласные после шипящих в окончаниях, суффиксах и корне | §41 упр.365, 364 | |||
99-100 | Имена существительные собственные / нарицательные. Большая буква в именах собственных, выделение имен собственных кавычками | 2 | Комбинированный урок | Доказать, что выбирая строчную или прописную букву, надо учитывать значение слова (например, Соня – соня и др.) | Знать деление существительных на собственные и нарицательные. Уметь правильно писать имена существительные собственные, различать существительные собственные и нарицательные, учитывая значение слова | §42 99 - упр.367, 100 – стр.21 упр.368 | |||
101 | Имена существительные одушевленные и неодушевленные | 1 | Комбинированный урок | Распределительный диктант. Найти в хрестоматиях по литературе в статье о загадках определения понятия олицетворение | Знать о связи категории одушевленности – неодушевленности с понятиями: живое, неживое. Уметь различать одушевленные и неодушевленные имена существительные, находить прием олицетворения в художественных текстах | §42 стр.23 упр.373 | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
102 | Род имен существительных | 1 | Урок усвоения новых знаний | Заполнить таблицу парами слов, противопоставленными по родовому принципу, разобрать эти слова по составу | Знать о принадлежности слова к одному из трех родов. Уметь определять род имени существительного, согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия Яблоко) | §43 упр.376 | |||
103-104 | Имена существительные общего рода | 2 | Урок усвоения нового материала | Заполнить таблицу парами слов, противопоставленными по родовому принципу, разобрать эти слова по составу. Составить словосочетания и предложения с существительными, которые дают характеристику человеку. | Знать о принадлежности слова к одному из трех родов. Уметь определять род имени существительного, согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно | §43 стр.27 упр.380, 382 | |||
105 | Число имен существительных. Нормы образования и употребления форм числа имен существительных. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Образовать форму И.п., Р.п. мн.ч., обозначить ударение, с 2 – 3 словами составить предложения | Знать существительные, имеющие форму только множественного числа. Уметь употреблять эти существительные в речи в сочетании с прилагательными и глаголами прошедшего времени, соблюдать орфоэпические нормы | §44, упр.385 | |||
106 | Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа | 1 | Урок усвоения новых знаний | §44, стр. 33 – 35, упр.395 | |||||
107 | Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа | 1 | Урок усвоения новых знаний | Подобрать к существительным- антонимам прилагательные | Знать о существительных, имеющих форму только единственного числа. Уметь употреблять эти существительные в речи в сочетании с прилагательными и глаголами в прошедшем времени | ||||
108-109 | РР Сочинение-описание по картине И.И.Шишкина «Сосны, освещенные солнцем» (упр.396) | 2 | Урок развития речи | Писать сочинение | Знать особенности текста-описания, что такое тема, уметь раскрыть тему | ||||
110-111 | Контрольный диктант № 4. Анализ диктанта | 2 | Уроки контроля и коррекции знаний | Диктант с грамматическим заданием | Уметь находить существительные общего рода, существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа | Упр.397 | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
112 | Падеж. Склонение имен существительных | 1 | Комбинированные уроки | Зрительный диктант, творческое списывание | Знать падежи и падежные вопросы, правило выбора и – е в безударных падежных окончаниях существительных, владеть способом действия при выборе орфограммы, безошибочно писать | §45, упр.402 | |||
113-114 | Разносклоняемые имена существительные | 2 | Урок усвоения новых знаний | Разыгрывание по ролям диалога (речевая ситуация – вопросы времени). Распределить существительные по типам склонения, определить падеж разносклоняемых существительных | Знать разносклоняемые существительные. Уметь обосновывать выбор гласной, определять род и тип склонения по суффиксу и окончанию, образовывать формы косвенных падежей существительных на –мя, предупреждать типичные грамматические ошибки в употреблении разносклоняемых существительных | §45, стр. 39 упр.408 | |||
115 | Несклоняемые имена существительные. Род несклоняемых имен существительных | 1 | Урок усвоения нового материала | Ответить на вопросы: откуда в русском языке появились несклоняемые существительные, почему они не подчиняются общим правилам? Составить словарные статьи с 2 – 3 несклоняемыми существительными | Знать происхождение несклоняемых существительных, способы определения их рода. Уметь употреблять несклоняемые существительные, согласуя их с прилагательными и глаголами прошедшего времени | §46, стр.42 – 43, упр.416 | |||
116 | РР Сочинение-миниатюра с использованием несклоняемых имен существительных (Упр. 414) | Урок развития речи | Сочинение-миниатюра | Уметь правильно использовать несклоняемые имена существительные | |||||
117 | Буквы е, и в падежных окончаниях имен существительных | 1 | Урок закрепления изученного | Выборочный диктант, творческое списывание. Работа на перфокартах: подчеркнуть обстоятельства, выраженные существительными, определить стиль текста | Уметь безошибочно выбирать гласную в окончаниях существительных, определять склонение, согласовывать с ними прилагательные и глаголы, употреблять в речи | §46, стр.45 – 46, упр.418 | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
118 | Особенности склонения имен существительных на –ия, -ий, -ие. Тест 3 | 1 | Урок усвоения новых знаний | Составить таблицу, включив в нее новую информацию, дополнить своими примерами | Знать существительные на –ия, -ий, -ие как особую группу. Уметь применять правило при выборе орфограммы, безошибочно писать | §46, стр.47, упр.427 | |||
119 | Имя существительное как член предложения. Имя существительное в качестве подлежащего | 1 | Урок усвоения новых знаний | Разбор предложений | Уметь ставить вопрос к имени существительного и определять его синтаксическую роль | §47, упр.433 | |||
120 | Имя существительное в роли дополнения. Прямое и косвенное дополнение | 1 | Урок усвоения нового материала | Осложненное списывание. Разбор предложений по схемам | Знать особенности второстепенного члена предложения – дополнения, способы выражения дополнений (инфинитив, цельное словосочетание). Уметь различать дополнения (прямое и косвенное), определять способы их выражения, опознавать в предложении и тексте, определяя смысловые отношения между словами, роль в предложении, не смешивать подлежащее и прямое дополнение | §48, упр.439 | |||
121 | Имя существительное в роли определения | 1 | Урок усвоения нового материала | Творческая работа (подбор к определяемым словам нужных определений) | Уметь определять и различать согласованные и несогласованные определения, способы их выражения, устанавливать связь между определениями и определяемыми словами при помощи вопроса. | §49, упр.442 | |||
122-123 | Имя существительное в роли обстоятельств. Различение дополнений и обстоятельств, выраженных именами существительными | 2 | Урок усвоения нового материала | Выборочный диктант с творческим заданием (подбор к глаголам обстоятельств). Заполнить таблицу «Виды обстоятельств» своими примерами | Знать виды обстоятельств, определять способы их выражения именем существительным | §50 упр.447, 448 | |||
124-125 | Имя существительное в роли сказуемого. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым. Словарный диктант | 2 | Урок усвоения новых знаний | Взаимодиктант | Знать способы выражения подлежащего и сказуемого, условия постановки тире между подлежащим и сказуемым. Уметь опознавать подлежащее и сказуемое при пропуске глагола-связки, ставить тире, читать предложения, делая паузу между подлежащим и сказуемым | §51 упр.451 §52 упр.456 | |||
126-127 | Морфологический разбор имени существительного | 2 | Комбинированный урок | Какие морфологические признаки существительных являются непостоянными? Докажите на примерах | Знать морфологические признаки имени существительного. Уметь правильно определять морфологические признаки, соблюдать порядок разбора, следить за правильностью сокращений | §53 упр.460 | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
128 | Имена существительные в тексте | 1 | Комбинированный урок | Роль существительных в тексте | Знать, какое значение могут иметь существительные в тексте | §54 упр.463 | |||
129-130 | РР Подробное изложение текста-повествования с элементами описания (Упр.465) | 2 | Уроки развития речи | Написание изложения | Уметь выбирать из текста опорные слова, по которым восстанавливается текст по этим словам, понимать содержание текста, выделяя его структурные части, сжато пересказывать его | ||||
131 | РР Сочинение-рассказ о случае из своей жизни (Упр.466) | 1 | Урок развития речи | Написание сочинения | Уметь подобрать спорные слова, соответствующие теме, строить текст в форме монолога | ||||
132 | Местоимение как часть речи. Разряды местоимений | 1 | Урок усвоения новых знаний | Работа с текстом. Замена местоимений существительными и другими местоимениями | Знать особенности семантики местоимения как самостоятельной части речи, понимать соотнесенность местоимения с другими самостоятельными частями речи, их специфику, морфологические признаки и синтаксическую роль. Уметь опознавать местоимения в тексте | §55 стр.74 упр.468 | |||
133 | Местоимения-существительные. Личные местоимения-существительные | 1 | Урок усвоения новых знаний | Редактирование предложений. Анализ поэтических текстов | Знать значение личных местоимений, их грамматические признаки, нормы употребления в речи, особенность личных местоимений – быть средством связи предложений в тексте | §55 стр.75 – 77, упр.467 | |||
134-135 | Возвратное местоимение-существительное себя РР Сочинение-размышление с использованием возвратного местоимения-существительного (упр.482) | 2 | Урок усвоения новых знаний | Устранить недочеты в использовании местоимений. Объяснить значения устойчивых сочетаний | Понимать значение местоимения «себя» на основе сопоставления его с местоимениями 3 л., употребленными в значении притяжательных прилагательных, уметь склонять и правильно употреблять в речи | §56 упр.482 | |||
136 | Вопросительные местоимения-существительные что и кто | 1 | Урок усвоения новых знаний | Составить предложения со словосочетаниями | Понимать значение и сферу употребления вопросительных местоимений, их соотнесенность с существительными, прилагательными, числительными, наречиями, усвоить норму употребления в речи наиболее частотных вопросительных местоимений, интонационно правильно произносить предложения с вопросительными местоимениями | §57 упр.487 | |||
137-139 | Неопределенные местоимения-существительные. Слитное написание приставки не- в неопределенных местоимениях-существительных. Дефисное написание неопределенных местоимений-существительных. | 3 | Уроки усвоения новых знаний | Чтение диалога. Выборочный диктант с грамматическим заданием | Понимать значение неопределенных местоимений при сопоставлении их с вопросительными, от которых они образованы. Знать морфологические признаки и синтаксическую роль неопределенных местоимений. Уметь находить орфограммы в морфеме, опознавать часть речи, безошибочно писать. | §58 упр.491, 494 | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
140 | Отрицательные местоимения-существительные | 1 | Урок усвоения новых знаний | Объяснительный диктант | Усвоить значение отрицательных местоимений на основе их сопоставления с вопросительными, от которых они образованы, а также морфологические признаки и синтаксическую роль отрицательных местоимений | §59 упр.497 | |||
141-142 | Различие на письме приставок не- и ни- в отрицательных местоимениях-существительных | 2 | Урок закрепления изученного | Предупредительный диктант | Уметь находить орфограммы в морфеме, опознавать часть речи, правильно писать приставки не- и ни- в отрицательных местоимениях, отрицательные местоимения с предлогами | §59 упр.508 | |||
143 | Роль местоимений-существительных в предложении. Тест 4 | 1 | Комбинированный урок | Находить местоимения в предложении | Работа с текстом | §60 упр.512 | |||
144-145 | Морфологический разбор местоимений-существительных. Подготовка к диктанту | 2 | Повторительно-обобщающие уроки | Найти местоимения по их морфологическим признакам. Морфологический разбор | Уметь опознавать местоимения, определять их разряд, склонять местоимения разных разрядов, безошибочно писать, определять синтаксическую роль в предложении, использовать относительные местоимения как средство связи СПП, уместно употреблять в речи фразеологизмы, включающие в свой состав местоимения, производить синонимичную замену местоимений разных разрядов, использовать местоимения как средство связи предложений и абзацев текста | §61 упр.517 | |||
146-147 | Диктант № 5. Анализ диктанта. Повторение по теме «Правописание местоимений-существительных» | 2 | Урок контроля и коррекции | Диктант с грамматическим заданием | Уметь воспринимать текст на слух, воспроизводить его, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы, выполнять различные виды разборов | §62 упр.518 | |||
148-149 | Местоимения-существительные в тексте | 2 | Урок закрепления изученного | Редакторская правка. Составление предложений | Уметь соотносить местоимения с другими частями речи, определять их роль в тексте, соблюдать нормы употребления местоимений | ||||
150 | РР Творческое списывание с выбором слов из ряда данных | 1 | Урок развития речи | Творческое списывание | Уметь подбирать слова, соответствующие стилю речи | ||||
151-152 | РР Сочинение-повествование с использованием местоимений-существительных (Упр.520) | 2 | Урок развития речи | Написание сочинения | Уметь писать текст повествовательного характера, используя местоимения-существительные | ||||
153 | Лексическое значение глагола | 1 | Комбинированные уроки | Знать определение глагола, опознавать его в тексте, определять время глагола, уметь использовать в речи глаголы-синонимы для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слова | §63 упр.525 | ||||
154 | РР Сочинение-миниатюра повествовательного характера с использованием глаголов звучания (упр.524) | 1 | Урок развития речи | Написание сочинения | Уметь определять тему текста, подбирать опорные слова-глаголы звучания | §63 упр.524 | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
155-156 | РР Сочинение-описание по картине В.Д.Поленова «Московский дворик» (Упр.526) | 2 | Уроки развития речи | Сочинение по картине | Уметь определить замысел художника, тему картины и как художник её раскрывает | ||||
157 | Глагол как часть речи. Морфологические признаки глагола | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Выборочный диктант | Уметь опознавать глагол на основе общего значения, морфологических признаков, синтаксической роли в предложении | §64 упр.532 | |||
158 | Способы образования глаголов (суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный) | 1 | Урок усвоения новых знаний | Объяснительный диктант | Знать способы образования глаголов. Уметь производить морфемный и словообразовательный анализ глаголов, находить словообразовательные морфемы при помощи сопоставления производного слова с исходным, усвоить наиболее употребительные глагольные суффиксы | §65 упр.536 | |||
159-160 | Глаголы переходные непереходные. Возвратные глаголы. Исправление неправильно построенных предложений с возвратными глаголами | 2 | Урок усвоения новых знаний | Объяснительный диктант | Понимать значение возвратных глаголов, тонкость их семантики. Знать определения переходных и непереходных глаголов, образовывать возвратные, переходные и непереходные глаголы. | §66 упр.540, §67 упр.546 | |||
161 | Виды глагола. Видовые пары | 1 | Урок усвоения новых знаний | Комментированное письмо | Знать, что глаголы различаются по видам, по вопросам и значениям, владеть способом действия по распознаванию вида глагола, уметь отличать глаголы совершенного и несовершенного вида, употреблять их в речи | §68 упр.555 | |||
162 | Видовые пары | 1 | Урок усвоения новых знаний | Составить по рисунку предложения с глаголами совершенного и несовершенного вида | Знать способы образования видовых пар, распознавать виды глагола, объяснять разницу в грамматическом значении вида. Уметь правильно и уместно употреблять глаголы в речи | ||||
163 | РР Сочинение-миниатюра повествовательного характера с использованием глаголов совершенного и несовершенного вида (Упр.552) | 1 | Урок развития речи | Написание сочинения-миниатюры | Знать, как строится повествование, составлять рассказ. Уметь использовать в рассказе глаголы совершенного и несовершенного вида | ||||
164 | Гласные в суффиксах глаголов –ова- (-ева-) и –ыва- (-ива-) | 1 | Урок усвоения новых знаний | Сопоставление правописания глагольных пар с близкими по произношению суффиксами. Составить таблицу «Суффиксы глаголов», заполнить её своими примерами | Знать правописание суффиксов в глаголах, способ действия при выборе гласной в суффиксе. Уметь правильно подбирать и объяснять суффикс глагола | §69 упр.563 | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
165 | Буквы е – и в корнях с чередованием | 1 | Урок усвоения новых знаний | Объяснительный диктант | Знать виды чередований, условия выбора е – и в корнях. Уметь применять данное правило, употреблять глаголы с чередующимися гласными в речи | §70 упр.566 | |||
166-167 | Буквы е – и в корнях с чередованием | 2 | Уроки закрепления изученного | Творческий распределительный диктант | Понимать, что правописание корней с чередованием е – и зависит от состава слова. Уметь безошибочно писать слова с чередованием | §70 упр.570 | |||
168-169 | Буквы о – а в корне –кос- – -кас-. | 2 | Уроки усвоения новых знаний | Заполнить таблицу примерами слов с изученной орфограммой. Ответить на вопрос: что общего в правилах написания гласных в корнях –лаг- – -лож, –кос- – -кас-. | Знать условия выбора о – а в корне –кос- – -кас-. Уметь находить орфограмму в морфеме, графически её обозначать, применять правила на письме в условиях, создания текста и при написании аудируемого текста, использовать элементы этимологического анализа для объяснения орфограммы | §71 упр.577 | |||
170 | Спряжение глаголов. Тест 5. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Распределительный диктант, тест | Знать способы определения спряжения глаголов по ударным личным окончаниям и неопределенной форме. Уметь определять спряжение глагола, пользуясь алгоритмом | §72 стр. 131 упр.578 | |||
171 | Разноспрягаемые глаголы. Подготовка к диктанту | 1 | Урок усвоения новых знаний | Определить, к какой части речи относятся одинаковые по произношению слова (омоформы). Устное сообщение на тему «Почему глаголы называются разноспрягаемыми?» | Знать особенности разноспрягаемых глаголов, освоить нормы изменения частотного глагола «хотеть». Уметь опознавать разноспрягаемые глаголы, употреблять их, соблюдая нормы, выявлять фонетические явления – чередования Ч//Ж при изменении разноспрягаемых глаголов | §72 стр. 132 упр.582 | |||
172-173 | Диктант № 6. Анализ диктанта. Повторение по теме «Глагол» | 2 | Уроки контроля знаний и коррекции | Диктант с грамматическим заданием | Соблюдать правильное ударение в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки, опознавать глаголы, находить орфограммы в них, применять изученные орфографические правила на письме | ||||
174-175 | Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов | 2 | Уроки закрепления изученного | Заполнить таблицу «Личные окончания глаголов» своими примерами | Знать способы определения спряжения глагола по основе неопределенной формы. Уметь применять алгоритм определения спряжения, различать глаголы I и II спряжения, правильно выбирать буквы в окончании | §73 упр.589, 595 | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
176 | РР Составление рассказа по опорным словосочетаниям (Упр.587) | 1 | Урок развития речи | Написать рассказ | Уметь использовать глаголы разного вида в тексте, создавать текст повествовательного характера, реализуя замысел в соответствии с темой | ||||
177 | Свободный диктант (Упр.594) | 1 | Урок развития речи | Свободный диктант | Уметь определять тему текста, микротемы, правильно писать слова с изученными орфограммами | ||||
178 | Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола | 1 | Урок усвоения новых знаний | Распределительный диктант | Знать о наклонении глагола как изменяемой категории; различать наклонения глаголов, уметь изменять глаголы по временам в изъявительном наклонении, правильно писать и употреблять в речи | §74 стр. 140-141, упр.597 | |||
179 | Повелительное наклонение глагола | 1 | Урок усвоения новых знаний | Ответить на вопрос: почему нельзя определить время у глаголов повелительного наклонения? | Знать значение глаголов повелительного наклонения, способ образования, изменение и сферу употребления глаголов повелительного наклонения; правописание ь после согласных, нормы образования формы повелительного наклонения некоторых глаголов («клади», «положи» и др.) | §74, стр.142 | |||
180 | Условное наклонение | 1 | Урок закрепления изученного | Творческий диктант. Сконструировать высказывание с уместным использованием в них языковых средств, выражающих условие | Уметь определять способы выражения условия в сложном и простом предложениях, безошибочно писать частицы бы (б) формах условного наклонения, употреблять в речи | §74, стр.141 упр.600 | |||
181-182 | Правописание глагола в форме повелительного наклонения | 2 | Повторительно-обобщающий урок | Взаимодиктант | Уметь различать на письме смешиваемые формы изъявительного и повелительного наклонения, безошибочно писать ь в глаголах повелительного наклонения, уместно использовать в речи интонационные и лексические средства передачи разных оттенков побуждения к действию (призыв, приказ, совет, просьба) | §74, стр. 144-145, упр.613 | |||
183 | РР Сочинение-рассуждение. (Упр.611) | 1 | Урок развития речи | Уметь создавать сочинение данного типа. Знать, из каких структурных элементов оно состоит, выделять в тексте тезис, доказательство, вывод. | стр.147 | ||||
184 | Время глагола. Настоящее и будущее время глагола | 1 | Комбинированный урок | Предупредительный диктант | Уметь определять вид и время глагола, образовывать формы глагола с учетом вида, правильно употреблять в речи глаголы. Знать: - что форму настоящего времени имеют только глаголы несовершенного вида, что глаголы настоящего времени обозначают действия, происходящие не только в момент речи, но и постоянно в любое время, определять грамматическое значение глаголов настоящего времени, употреблять в речи, соблюдать орфоэпические нормы; - о способах образования форм будущего времени. Уметь образовывать простую и сложную форму будущего времени, употреблять их в речи | §75, упр.622 | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
185 | Лицо и число глаголов | 1 | Урок усвоения новых знаний | Работа с текстом: определение значения глаголов 1-го, 2-го, 3-его лица | Знать значение глаголов 1-го, 2-го и 3-его лица. Уметь безошибочно обозначать формы глаголов 2-го лица, уметь определять лицо глагола с помощью подстановки личного местоимения и по личным окончаниям глаголов, употреблять формы 2-го лица единственного числа с обобщенным значением в художественной речи | §75, упр.620 | |||
186 | Прошедшее время глагола. Род | 1 | Комбинированный урок | Редактирование предложений | Уметь образовывать формы прошедшего времени глагола, соблюдать нормы употребления глаголов в форме прошедшего времени, согласовывать глаголы в прошедшем времени с именами существительными | §76, упр. 626 | |||
187 | Гласные буквы перед суффиксом -л- в глаголах прошедшего времени. Свободный диктант | 1 | Урок закрепления изученного материала | Рассмотреть таблицу, объяснить написание суффиксов и окончаний глагола. Рассказать о глаголе по плану: значение, образование, изменение | Уметь находить орфограмму в морфеме, опознавать часть речи, безошибочно писать глагольные суффиксы и окончания | §76, стр. 154, упр. 629 | |||
188 | Безличные глаголы | 1 | Урок усвоения нового материала | Объяснительный диктант. Составление плана §95 | Знать семантику безличных глаголов и их функцию в речи. Уметь употреблять безличные глаголы, отличать их от личных, усвоить семантику безличных глаголов и их употребление в речи | §77, упр. 634 | |||
189 | Безличные глаголы. Тест 6 | 1 | Урок закрепления изученного | Конструирование предложений | Уметь употреблять личные глаголы в значении безличных, отличать безличные глаголы от личных, определять синтаксическую функцию безличных глаголов в предложении | §77, упр. 635 | |||
190-191 | Глагол как член предложения. Сказуемое. Личные и безличные глаголы в роли сказуемого | 2 | Урок усвоения новых знаний | Составить предложения с глаголами личными и безличными в роли сказуемых | Знать типы сказуемых, понимать их лексическое и грамматическое значение. Уметь находить и характеризовать сказуемые в предложении, согласовывать подлежащее и сказуемое, определять морфологические способы выражения простого глагольного сказуемого, в каком наклонении, времени используется сказуемое | §78, упр. 637, 639 | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
192 | Простое глагольное и составное глагольное состояние | 1 | Урок усвоения нового материала | Выборочный диктант | Знать структуру составных глагольных сказуемых, опознавать их в тексте. Уметь различать простые и составные глагольные сказуемые | §79, упр. 646 | |||
193-194 | Морфологический разбор глагола | 2 | Комбинированный урок | Редактирование | Знать морфологические признаки глагола. Уметь выполнять устный и письменный морфологический разбор глагола, определять его синтаксическую роль, употреблять в речи, соблюдая литературные нормы | §80, упр. 650 | |||
195 | Глаголы в тексте. Подготовка к диктанту | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Анализ текста. Определение значений глагола в тексте, пересказ текста «Как надо себя вести» | Уметь употреблять формы глаголов | §81, упр. 652 | |||
196-197 | РР Сочинение-рассуждение «Богатство и выразительность глаголов в русском языке» (Упр.654) | 2 | Уроки развития речи | Написание сочинения-рассуждения «Богатство и выразительность глаголов в русском языке» | Знать тему и структуру сочинения-рассуждения. Уметь приводить аргументы и факты в качестве доказательства, вести доказательство «от обратного», использовать специальные слова (в том числе вводные, союзы) для связи частей текста-рассуждения | ||||
198-199 | Контрольный диктант и его анализ | 2 | Уроки контроля и коррекции | Диктант | Уметь применять на письме изученные орфографические правила | ||||
200-201 | Повторение синтаксиса и пунктуации. Свободный диктант (Упр.660) | 2 | Повторительно-обобщающий урок | Комплексный анализ текста | Знать, что изучают синтаксис и пунктуация. Уметь составлять простые и сложные предложения изученных видов, самостоятельно подбирать примеры на изученные правила пунктуации, конструировать предложения | §82, упр. 657 §82, упр. 659 | |||
202-203 | Контрольная работа | 2 | Урок проверки знаний | Тест | Знать изученные орфограммы и пунктограммы | ||||
204 | Итоговый урок | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА РУССКИЙ ЯЗЫК (УМК «Школа 2100») 8 Б класс
составлено на основе Программы основного общего образования по русскому языку 5-9 («Школа 2100»под ред.Р.Бунеева и Е.Бунеевой)– М.: БАЛАСС, 2010; Сборник нормативных документов РУССКИЙ ЯЗЫ...
Рабочая программа русский язык 9 класс. Программа Ладыженской Т.А.
Рабочая программа по русскому языку, 2 часа в неделю. Календарно - тематическое планирование....
Рабочая программа "Русский язык как государственный (индивидуальные и групповые занятия с учащимися с неродным русским языком), адаптированная к коррекционно-развивающему обучению в 1-4 классах"
В школы Российской Федерации поступает большое количество детей из семей переселенцев ближнего и дальнего зарубежья.Для данных детей русский язык не является родным и, если они не обучались по российс...
Рабочая программа русский язык 5 класс Учебник «Русский язык. 5 класс» в 2-х частях под редакцией Л.М. Рыбченковой, издательство «Просвещение», 2012.
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по русскому языку для 5-9 классов (авторы Л.М. Рыбч...
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
Рабочая программа Русский язык. ФГОС.10 класс к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык 10-11 классы», под редакцией Гольцовой Н.Г., Шамшина И.В
Рабочая программа для 10 класса(базовый уровень, 34 часа) составлена с учетом ФГОС СОО, содержит развернутое КТП с указанием видов деятельности...
Сборник рабочих программ (русский язык, литература, родной русский язык) для 10 класса (база, литература профиль)
Сборник рабочих программ (русский язык, литература, родной русский язык) для 10 класса (база, литература профиль)...