Лингвистичекая игра "Занимательная грамматика"
материал по русскому языку на тему
Предварительный просмотр:
Лингвистическая игра "Занимательная грамматика"
(Слайд 1)Добрый день, ребята ! Начинаем лингвистическую игру-конкурс “Занимательная грамматика”. Мы будем, играя, состязаться в познаниях русского языка.
Русский язык один из самых красивых и богатых языков в мире. Он не прост в изучении, имеет множество разделов и правил. Грамотному человеку следует не только знать орфографию и пунктуацию, но и владеть всей системой языка.
(слайд 2)
Я ко всем наукам ключ имею,
Я со всей вселенною знаком,
Это потому, что я владею
Русским всеохватным языком.
Пусть слова С.Данилова будут эпиграфом нашей сегодняшней встречи. А девизом – вольная интерпретация русской поговорки: “Плох тот хорошист, который не мечтает стать отличником”.
На нашей игре сегодня самым коллегиальным, мудрым будет наше жюри. Право выявить, знатоков русского языка поручено: (представление членов жюри).
Все конкурсы будут оцениваться по пятибалльной системе. Теперь настало время поближе познакомиться с командами. Встречайте команды! Команда 6 «А» (список), 6 «Б», «6 «В».
Конкурс 1. Разминка. В буквальном смысле разминка языка. Произнеси скороговорку ( представитель от команды тянет листок со скороговоркой и номером)
- Шли сорок мышей, несли сорок грошей; две мыши поплоше несли по два гроша.
- Сшит колпак, связан колпак да не по-колпаковски.
- Три дроворуба на трех дворах дрова рубят.
Вопрос болельшикам.
Чей нос называется так же, как мелкая монета: коровы, медведя, дельфина, свиньи?
Конкурс 2. Закончи определение. (на выполнение 5 мин)
(командам раздаются листы с заданием, они должны найти соответствие)
- Орфография – это..
- Орфограмма –это..
- Синтаксис –это..
- Морфология – это..
- Эпитет –это..
- Гипербола –это..
- Сравнение –это..
- Омонимы –это
- Неологизмы –это..
- Фольклор – это..
- ..- слова, которые появляются в языке.
- …виды и роды когда-либо существовавшего и продолжающего существовать в народном быту устного непрофессионального эпоса, лирики, драмы.
- …средство художественного изображения, основанного на преувеличении.
- …. определение, придающее выражению образность и эмоциональность, подчёркивающее один из признаков предмета или одно впечатление о предмете.
- …раздел науки о языке, который изучает систему правил правописания слов.
- …раздел науки о языке, изучающий словосочетание и предложение.
- …такое написание в слове, которое соответствует определённому орфографическому правилу или традиции письма.
- …раздел науки о языке, который изучает слово как часть речи.
- … слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению.
- …форма поэтической речи, основанная на сопоставлении одного явления или предмета с другим.
Вопросы болельщикам. Загадки.
- Два брата глядятся, а вместе не сойдутся ( пол и потолок)
- Туда-сюда ходит, а следов не видно (ветер)
- В доме мёрзнет, а на улице нет (оконное стекло)
- Маленький, пузатенький весь дом бережёт (замок)
- Кто ходит ночь и ходит день, не зная, что такое лень? (часы)
Конкурс 3.Знаток слов . (слайд 3) ( на каждый вопрос по 1 минуте на обсуждение команды)
Вспомните, какие слова называются многозначными.
- Вот несколько существительных: круг, площадь, катет, гипотенуза, произведение, дробь. Сколько и какие слова являются не только математическими терминами? (4, катет и гипотенуза)
- Даны слова: пики, трефы, черви, бубны. Сколько из низ таких, которые употребляются не только как названия карточной масти? (3, трефы)
- С каким из данных существительных прилагательное круглый имеет не такое значение, как с остальными? Отличник. Сирота, Дурак, Год, Поднос. ( поднос)
- Даны глаголы: сидит, лежит, висит, идёт. Какие из них можно использовать как сказуемое, если подлежащим будет слово платье? ( все)( Платье хорошо сидит на мне. Ей идёт платье.- переносное значение)
(Слайд 5)
Конкурс 4.Ты и твоё имя. ( командам раздаются задания. 5 мин.на выполнение. Письменные ответы сдают в жюри)
- Назовите как можно больше имён с удвоенной согласной.
- Какие имена можно получить, заменив одну букву?
- Какое имя состоит из тридцати я?
- Вспомните название растений, которые созвучны с женскими и мужскими именами.
Вопросы болельщикам.
Шарады:
Чтобы правильно отгадать слово, сначала определи его части:
- Из пингвин мой первый слог возьмите
Второй – с бараньей головы,
Откройте печь и там найдете
То, что не раз едали вы. (Пирог)
- Нота мой первый слог,
Поставь сней рядом предлог.
И, разгадав загадку до конца,
Получишь выражение лица (мина)
Метаграммы .
Чтобы отгадать метаграмму, нужно заменить в слове одну букву другой:
- С к в полях меня найдете
С г романсы запоете
С в в косички заплетете (колос – голос – волос)
- С л я остров в океане
С р растаю в миг в стакане
(Сахалин – сахарин)
Конкурс 5. Шуточные объявления. (вопрос командам и болельщикам)
- Поменяю ступу, бывшую в употреблении, на новый «Мерседес» (Баба-Яга)
- Срочно поменяю поношенную шубу на новую дублёнку. (Дед Мороз)
- Куплю «Растишку» от «Данон» (Мальчик с пальчик)
- Сдам в аренду одну голову для растопки камина. (Змей Горыныч)
- Устроюсь в модельное агенство менекеном. ( Кощей Бессмертный)
- Вы хотите ехать на бал? Но вы к этому не готовы? Новый салон «Золушка». (Добрая фея)
- Меняю три ушанки на три кепки в связи с наступлением весны? (Змей Горыныч)
Конкурс 6. Закончи пословицу. ( командам раздаются задания)
- Не ищи правды в других,…
- Сладкая ложь лучше….
- Слово не воробей , …
- Пашню пашут …
- Под лежачий камень …..
- Тише едешь …
- Как аукнется…
- Кончил дело …
Конкурс 7. Писательская страница. ( по пословице создать рассказ в течение 5 мин)
Вопросы болельщикам. ( из викторины «Самый-самый»
Конкурс 8. Знаток художественной литературы. Отгадай, к каким произведениям относятся иллюстрации. Назови произведение и автора. (Показ слайдов)
Подведение итогов. Награждение победителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка "Занимательная грамматика"
Актуальность работы в школе кружка "Занимательная грамматика" определяется, с одной стороны, необходимостью решать проблемы повышения грамотности учеников, с другой стороны, недостаточностью времени...
Упражнения по грамматике немецкого языка "Сильное склонение прилагательных"
Die Deklination der AdjektiveStarke Deklination MaskulinaNeutraFemininaPluralNominativ Genitiv Dativ ...
работа над сочинением-рассуждением на лингвистичекую тему ГИА русский язык
Предлагаемая работа в виде презентации в программе POVER POINT. В работе дыны практические советы по 4 вариантам 2012-2013 учебного года (образцы сочинений).1)•Высокая культура речи заключается ...
Метод исследования на уроке английского языка по теме "Введение грамматики прошедшего времени" 4 класс Введение грамматики прошедшего времени на основе грамматики будущего и песни.
На каждом уроке английского языка исследовательская работа представляет собой, в основном , процесс анализа языковых едениц в различных контекстах и умения делать правильный вывод относительно их испо...
Тексты и темы сочинений на лингвистичекую тему из ОБЗ сайта ФИПИ
содержит материал для написания сочинения (С2) по текстам. Материал взят из ОБЗ сайта ФИПИ...
ЛИНГВИСТИЧЕКАЯ РАЗМИНКА
Лингвистическая разминка для учащихся 7-8 классов: поразмышляем над высказыванием, вспомним род имен сущ-, правописание союзов ЧТОБЫ, ТАКЖЕ....
Контрольные вопросы по предмету «Грамматика русского языка» для 5 класса.Контрольные вопросы по предмету «Грамматика русского языка» для 6 класса.
Контрольные вопросы по предмету "Грамматика русского языка" для 5-6 классов состоят из пятнадцати вопросов каждая. Целью этих работ является проверка ЗУН по изучаемой дисциплине в течении данног...