Изучение морфологии в интерактивном режиме. «Морфологический портрет».
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Алгоритм плана-конспекта урока по морфологии (5-7 кл.). Актуален на этапе изучения нового материала или повторения изученного ранее (при подготовке к ГИА, ЕГЭ). Позволяет реализовать основные составляющие интерактивного обучения, технологичен, экономичен, эффективен, вызывает интерес учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Изучение морфологии в интерактивном режиме. «Морфологический портрет».
Интерактивное обучение - способ познания, основанный на диалоговых формах взаимодействия участников образовательного процесса; обучение, погруженное в общение, в ходе которого у обучающихся формируются навыки совместной деятельности. Это метод, при котором «все обучают каждого и каждый обучает всех» (по В.С. Дьяченко)
Сохраняя конечную цель и основное содержание образовательного процесса, интерактивное обучение изменяет привычные транслирующие формы на диалоговые, основанные на взаимопонимании и взаимодействии, что особенно важно в условиях деятельностного подхода в обучении. Так же меняется и система оценки деятельности учащихся:
«Чрезвычайно важно, что в такой системе обучения изменяются подходы к допущенным учащимися ошибкам. Фокус внимания преподавателя смещается от получения правильного ответа к пониманию того, каким образом этот ответ получен. Ошибки учащихся преподаватель использует как часть учебного процесса, вместе с ними анализирует логику мышления, приведенную к просчетам, и тем самым совершенствует мыслительный процесс» (по В. Болотову)
Предлагаю на этапе изучения нового материала или повторения пройденного с целью актуализации полученных ранее знаний использовать серию уроков по морфологии «Морфологический портрет». Данные уроки построены согласно принципам интерактивного обучения и основываются на общей схеме, состоящей из следующих этапов:
1. Мотивация (возникновение проблемной ситуации, гипотеза, вопрос) - 5-10 мин.
2. Исследовательская работа (групповая работа, работа в парах) - 10-12 мин.
3. Обмен информацией (ответы учеников, презентация ответов групп друг другу) - 7-8 мин.
4. Обсуждение и организация информации (после каждого полученного ответа) - 5 мин.
5. Обобщение и результат - 5 мин.
6. Оценка - 3 мин.
7. Творческое применение (задание домашней работы) - 2 мин.
Изучение морфологии в интерактивном режиме. «Морфологический портрет».
- Мотивация
Проблемная ситуация – прочитать и понять текст, содержащий пробелы на месте изучаемой части речи.
Вопрос: «Какой части речи не хватает в данном тексте?»
Гипотеза – без данной части речи смысл и логику текста определить затруднительно.
Вопрос: «Какова языковая роль/функция данной части речи?»
Данное задание выводится на слайд, так как требует привлечения внимания всего класса с целью определения роли и значимости данной части речи.
Вывод – грамматическое значение и предназначение части речи.
- Исследовательская работа
Работа в парах, малых группах.
Задание:
- Подобрать подходящие по грамматической форме слова, чтобы заполнить в тексте существующие пробелы (каждой паре/группе – свой фрагмент).
- Аргументировать свой выбор, основываясь на синтаксических и грамматических взаимосвязях слов.
- Создать список морфологических признаков данной части речи.
- Презентовать/озвучить результат исследования перед одноклассниками.
- Обсуждение и организация информации.
Создание «морфологического портрета» части речи – результата урока. «Портрет» создается общими усилиями по общей для всех частей речи схеме, соответствующей плану морфологического разбора:
- Грамматический вопрос, грамматическое значение/функция
- Начальная форма
- Морфологические признаки:
- постоянные морфологические признаки
- непостоянные морфологические признаки
- Синтаксическая роль в предложении.
- Оценивание/взаимооценивание.
- Творческое применение (задание домашней работы) – упражнение учебника.
Данный алгоритм позволяет реализовать основные составляющие интерактивного обучения русскому языку, технологичен, не требует больших затрат времени и усилий при подготовке, интересен для учащихся и эффективен, так как позволяет охватить большой по объему материал во временных рамках 40 - 45-минутного урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-презентация "Морфология и культура речи.Морфологические нормы русского языка"
Урок-презентация, посвящен одной из трудных учебных тем по подготовке выпускников к ЕГЭ. Урок позволит выпускникам восстановить в памяти теоретический материал и закрепить его при в...

Рабочая программа курса "Трудные вопросы орфографии, морфологии и пунктуации в интерактивном режиме"
Программа разработана и внедрена в 11А классе, как курс школьного компонента в профильном информационно-технологическом классе....

Конспект урока "Морфологический портрет имени существительного" 5 - 6 класс
Данный конспект содержит материал, актуальный на этапе изучения нового материала или повторения темы "Имя существительное", подан в интерактивной форме....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» НА ТЕМУ: «Морфология и культура речи. Морфологические нормы русского литературного языка».
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» НА ТЕМУ:«Морфология и культура речи. Морфологические нормы русского литературного языка». Цель урока: формирование...
Методическая разработка. Повторение изученного. Морфология и орфография. Морфологический разбор слова
Методическая разработка поможет повторить изученное по темам "Морфология и Орфография. Морфологический разбор слова"....

Морфология и культура речи. Морфологические нормы русского языка.
Цели урока:углубить знания о понятии «морфологические нормы» речи;выявить нарушения морфологических норм и отработать навыки правильного образования и употребления ...

Разработка конспекта урока по биологии 7 класс «Морфология листа. Лабораторная работа №22. «Изучение морфологии листа на живых объектах или гербарных образцах»
Урок биологии «Морфология листа» проводился в 7 классе в ходе программного изучения раздела «Строение и жизнедеятельность семенных растений. Лист.»Данный урок позволил пр...