Урок русского языка в 9 классе "Сложноподчиненные предложения"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Маршанкина Татьяна Ивановна

Урок русского языка в 9 классе.Сложноподчиненные предложения.Виды придаточных предложений.Урок-зачет в игровой форме"Человек есть то, что он ест"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_v_9_klasse_srochno_.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

                               

                                Урок русского языка в 9 классе.

                               Сложноподчиненные предложения.

                                Виды придаточных предложений.

            Урок-зачет в игровой форме  «Человек есть то, что он ест».

Учитель Маршанкина  Т.И.

Тема урока: Сложноподчинённые предложения. Виды придаточных предложений. «Человек есть то, что он ест». Урок-зачет в игровой форме.

Цель урока: обобщить сведения учащихся о видах придаточных предложений, формировать умения:

  • Различать виды придаточных предложений, определять средства  их связи с главным;
  • Правильно расставлять знаки препинания в сложноподчиненном предложении с изученными придаточными;
  • составлять их схемы;
  • производить синонимическую замену предложений;
  • на материале тематических заданий развить навыки рационального питания школьников.

Использованные технологии:

  • Игровая технология
  • Обучение в сотрудничестве
  • ИКТ
  • Технологии развивающего обучения
  • Здоровьесберегающие технологии.

Оборудование:

  • Интерактивные плакаты
  • Интерактивный тренажер
  • Медиаиллюстрации
  • Фрагмент мультимедийного урока (Виртуальная школа Кирилла и Мефодия )
  • Аудиокнига

                                         Ход урока:

Эпиграф к уроку: Надо питаться, чтобы жить, а не жить, чтобы питаться.

Сл. учителя. Сегодня у нас необычный урок. Урок-зачет в игровой форме по теме               Сложноподчиненные предложения. Виды придаточных предложений  «Человек есть то, что он ест».

Мы не только повторим виды предложений, но и поговорим о питании. Действительно, этот вопрос волнует многих, кто хочет не только вкусно питаться, но и получать от этого пользу. Известно, что множество болезней возникает именно потому, что неправильно питаемся. Мы должны знать, что питание - это основа жизни.

Две команды и жюри.

Судим по пятибалльной системе. Клятва судей.

У доски: Мы, судьи урока-зачета «человек есть то ,что он ест» клянемся, что будем честными, беспристрастными. Когда начнется подсчет очков обеих команд, не взирать на звания. Кто сильный, умный, тот победит.

Задание: Найти в клятве местоименно-определительное придаточное предложение.

  1. Приступаем к первому конкурсу.
  1. Словарная работа.

Слово жюри.

  1. Загадка. Назовите еду, известную вам с раннего детства.

Стишок. Сорока – белобока

Кашу варила,

Ребят созывала

Про кашу слушать,

Да кашу кушать.

(А теперь вспомните, какие в народе сложились пословицы и поговорки об этой еде?)

Запишите их.

Гречневая каша – матушка наша.

А хлеб ржаной – отец родной.

Русского мужика без каши не накормить.

Кашу маслом не испортишь.

Вопрос: О чем шла речь в пословицах?

О каше.

Вопрос: Почему она остаётся популярной до сих пор?

Напишите ответ сложноподчинённым предложением, определив  вид придаточного.

(Каша остается популярной до сих пор, потому что это здоровая и полезная пища , дающая много энергии) придаточное причины.

Когда я ем кашу, то не перестаю удивляться её популярности. (придаточное времени)

Жюри
III. Запись предложений.

Здоровое питание предполагает  употребление пищи, сочетающей в себе оптимальное количество белков, жиров, углеводов, микроэлементов и витаминов.

Полезные углеводы, к которым относятся свежие фрукты и овощи, наполнят вас неистощимой энергией. (повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное, сложноподчиненное, состоит из двух предложений с придаточным определительным, стоит в середине главного предложения)

Схема: …,( которым),…

Первое предложение, сделать синонимичную замену простого предложения сложноподчиненным, указать вид.

Жюри.

IV. Отправляемся в путешествие.

Вопросы командам(ответы должны быть даны сложноподчиненным предложением с указанием вида):

  1. Где самые вкусные спагетти? (Самые вкусные спагетти, которые готовят в Италии, я очень люблю.)
  2. В какой стране плов является традиционным национальным блюдом? (Я скоро поеду в Узбекистан, где хорошо готовят плов)
  3. В какой стране любят устрицы? (Страна, в которой любят устрицы, называется Франция)
  4. В какой стране лучше всего готовят гуляш? (Хочу поехать в Венгрию, чтоб там заказать гуляш)

По одному вопросу друг другу:

  1. От каких болезней можно лечиться соком лука?

Ответ: Если у человека насморк, то можно употреблять сок лука с сахаром и маслом.

  1. Как называется жарка  в большом количестве жира?

Ответ: Если жарить пищу в большом количестве жира, то такая жарка назвывается фритюром.

Жюри.

V.Схематический диктант (самопроверка)

Задание.

Я читаю предложения, вы записываете только их схемы, определяете вид.

1.Современная наука о питании придерживается таких принципов рационального питания, которые говорят об умеренности, разнообразии, режиме.

2.Если вы желаете быть обладателем стройной фигуры и здоровой пищеварительной системы, то постарайтесь снизить потребление жиров.

3.Кто жаден до еды, тот дойдёт до беды.

4.Несмотря на то что мне хотелось есть, я не стал налегать на мучное и сладкое.

5.Необходимо знать, что в обед в качестве первого блюда желателен суп.

6.Нужно есть только тогда, когда чувствуешь голод.

7.Жир от жарки мяса крайне вреден, потому что, по мнению врачей, насыщен канцерогенами.

Ответы:

1. , (которые) - определительное

2. (если), то - условие

3. (кто),[тот - местоименное – определительное

4.(несмотря на то что), - уступки

5.,(что) – изъяснительное

6. [,(когда) – времени

7.,(потому что) – причины

Жюри.

VI. Коллективная работа.

Сл. учителя. По литературе мы изучаем « Мертвые души» Гоголя.

Мы знаем, что Гоголь общеизвестный мастер художественных описаний. Он видит вещи как бы под микроскопом; они часто меняют свой привычный облик, часто наделяются самостоятельной жизнью. Ярко и красочно вырисованы у писателя сцены застолий.

С первых страниц поэмы «Мертвые души» Н.В. Гоголь отводит немалое место «образам еды». А это в свою очередь является своеобразной характеристикой и места действия, и самих героев.

Послушаем эпизод из поэмы «Мертвые души», найдем в тексте (5 гл.) Чичиков и Собакевич за обедом.

Задание: Найти в тексте сложноподчиненные предложения, указать вид.

Сл.учителя. Скажи мне, что ты ешь, и я скажу, кто ты.

По тому, как человек питается, можно определить его характер и даже жизненную позицию.

(Как влияет такой образ жизни на здоровье человека?)

Мера во всем – это гармония, к чему должен стремиться человек.

Жюри.

VII. Отгадайте кроссворд.

Действительно, как сказал Демократ, если перейти меру, то самое приятное станет самым неприятным.

л

п

й

и

ь

и

о

в

с

т

н

а

е

и

ь

р

т

п

Итоги урока

(Можно зачитать стихи)

 «В еде не будь до всякой пищи гадок»

Мудрые мысли о еде:

Здоров на еду, да хил на работу.

Кто жаден до еды, тот дойдёт до беды.

По яблоку в день и доктор не нужен.

Ешь просто  - доживешь до ста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Как связать предложения в тексте"

Урок русского языка, 5 класс. На уроке изучучались понятия цепная и параллельная связь предложений....

Интегрированный урок русского языка и биологии. Предложение. Уникальность планеты Земля. 5 класс

Интегрированный урок русского языка и биологии. Предложение. уникальность планеты Земля. 5 класс...

Конспект урока русского языка "Бессоюзное сложное предложение"

Данный урок проведён в 9 классе. Урок разработан в технологии встречных усилий,  сопровождается показом презентации....

Урок русского языка "Виды сложноподчиненных предложений" 9 класс

Выбранная форма проведения урока - урок обобщения и систематизации знаний по теме "Виды сложноподчиненных предложений", который является завершающим при изучении данной темы. В ходе проведения урока п...

Урок русского языка «Различение сложносочинённых предложений и простых, осложнённых однородными членами». 9 класс

Цели: - совершенствовать умение различать сложносочинённые предложения и простые, осложнённые однородными членами, повторить теоретический материал о  разделах лингвистики, постановку знако...

Урок русского языка "Однородные члены предложения"

Урок русского языка в 5 классе по теме  "Однородные члены предложения" (Изучение новой темы)...