Урок русского языка в 9 классе "Сложноподчиненные предложения"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему
Урок русского языка в 9 классе.Сложноподчиненные предложения.Виды придаточных предложений.Урок-зачет в игровой форме"Человек есть то, что он ест"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_9_klasse_srochno_.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 9 классе.
Сложноподчиненные предложения.
Виды придаточных предложений.
Урок-зачет в игровой форме «Человек есть то, что он ест».
Учитель Маршанкина Т.И.
Тема урока: Сложноподчинённые предложения. Виды придаточных предложений. «Человек есть то, что он ест». Урок-зачет в игровой форме.
Цель урока: обобщить сведения учащихся о видах придаточных предложений, формировать умения:
- Различать виды придаточных предложений, определять средства их связи с главным;
- Правильно расставлять знаки препинания в сложноподчиненном предложении с изученными придаточными;
- составлять их схемы;
- производить синонимическую замену предложений;
- на материале тематических заданий развить навыки рационального питания школьников.
Использованные технологии:
- Игровая технология
- Обучение в сотрудничестве
- ИКТ
- Технологии развивающего обучения
- Здоровьесберегающие технологии.
Оборудование:
- Интерактивные плакаты
- Интерактивный тренажер
- Медиаиллюстрации
- Фрагмент мультимедийного урока (Виртуальная школа Кирилла и Мефодия )
- Аудиокнига
Ход урока:
Эпиграф к уроку: Надо питаться, чтобы жить, а не жить, чтобы питаться.
Сл. учителя. Сегодня у нас необычный урок. Урок-зачет в игровой форме по теме Сложноподчиненные предложения. Виды придаточных предложений «Человек есть то, что он ест».
Мы не только повторим виды предложений, но и поговорим о питании. Действительно, этот вопрос волнует многих, кто хочет не только вкусно питаться, но и получать от этого пользу. Известно, что множество болезней возникает именно потому, что неправильно питаемся. Мы должны знать, что питание - это основа жизни.
Две команды и жюри.
Судим по пятибалльной системе. Клятва судей.
У доски: Мы, судьи урока-зачета «человек есть то ,что он ест» клянемся, что будем честными, беспристрастными. Когда начнется подсчет очков обеих команд, не взирать на звания. Кто сильный, умный, тот победит.
Задание: Найти в клятве местоименно-определительное придаточное предложение.
- Приступаем к первому конкурсу.
- Словарная работа.
Слово жюри.
- Загадка. Назовите еду, известную вам с раннего детства.
Стишок. Сорока – белобока
Кашу варила,
Ребят созывала
Про кашу слушать,
Да кашу кушать.
(А теперь вспомните, какие в народе сложились пословицы и поговорки об этой еде?)
Запишите их.
Гречневая каша – матушка наша.
А хлеб ржаной – отец родной.
Русского мужика без каши не накормить.
Кашу маслом не испортишь.
Вопрос: О чем шла речь в пословицах?
О каше.
Вопрос: Почему она остаётся популярной до сих пор?
Напишите ответ сложноподчинённым предложением, определив вид придаточного.
(Каша остается популярной до сих пор, потому что это здоровая и полезная пища , дающая много энергии) придаточное причины.
Когда я ем кашу, то не перестаю удивляться её популярности. (придаточное времени)
Жюри
III. Запись предложений.
Здоровое питание предполагает употребление пищи, сочетающей в себе оптимальное количество белков, жиров, углеводов, микроэлементов и витаминов.
Полезные углеводы, к которым относятся свежие фрукты и овощи, наполнят вас неистощимой энергией. (повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное, сложноподчиненное, состоит из двух предложений с придаточным определительным, стоит в середине главного предложения)
Схема: …,( которым),…
Первое предложение, сделать синонимичную замену простого предложения сложноподчиненным, указать вид.
Жюри.
IV. Отправляемся в путешествие.
Вопросы командам(ответы должны быть даны сложноподчиненным предложением с указанием вида):
- Где самые вкусные спагетти? (Самые вкусные спагетти, которые готовят в Италии, я очень люблю.)
- В какой стране плов является традиционным национальным блюдом? (Я скоро поеду в Узбекистан, где хорошо готовят плов)
- В какой стране любят устрицы? (Страна, в которой любят устрицы, называется Франция)
- В какой стране лучше всего готовят гуляш? (Хочу поехать в Венгрию, чтоб там заказать гуляш)
По одному вопросу друг другу:
- От каких болезней можно лечиться соком лука?
Ответ: Если у человека насморк, то можно употреблять сок лука с сахаром и маслом.
- Как называется жарка в большом количестве жира?
Ответ: Если жарить пищу в большом количестве жира, то такая жарка назвывается фритюром.
Жюри.
V.Схематический диктант (самопроверка)
Задание.
Я читаю предложения, вы записываете только их схемы, определяете вид.
1.Современная наука о питании придерживается таких принципов рационального питания, которые говорят об умеренности, разнообразии, режиме.
2.Если вы желаете быть обладателем стройной фигуры и здоровой пищеварительной системы, то постарайтесь снизить потребление жиров.
3.Кто жаден до еды, тот дойдёт до беды.
4.Несмотря на то что мне хотелось есть, я не стал налегать на мучное и сладкое.
5.Необходимо знать, что в обед в качестве первого блюда желателен суп.
6.Нужно есть только тогда, когда чувствуешь голод.
7.Жир от жарки мяса крайне вреден, потому что, по мнению врачей, насыщен канцерогенами.
Ответы:
1. , (которые) - определительное
2. (если), то - условие
3. (кто),[тот - местоименное – определительное
4.(несмотря на то что), - уступки
5.,(что) – изъяснительное
6. [,(когда) – времени
7.,(потому что) – причины
Жюри.
VI. Коллективная работа.
Сл. учителя. По литературе мы изучаем « Мертвые души» Гоголя.
Мы знаем, что Гоголь общеизвестный мастер художественных описаний. Он видит вещи как бы под микроскопом; они часто меняют свой привычный облик, часто наделяются самостоятельной жизнью. Ярко и красочно вырисованы у писателя сцены застолий.
С первых страниц поэмы «Мертвые души» Н.В. Гоголь отводит немалое место «образам еды». А это в свою очередь является своеобразной характеристикой и места действия, и самих героев.
Послушаем эпизод из поэмы «Мертвые души», найдем в тексте (5 гл.) Чичиков и Собакевич за обедом.
Задание: Найти в тексте сложноподчиненные предложения, указать вид.
Сл.учителя. Скажи мне, что ты ешь, и я скажу, кто ты.
По тому, как человек питается, можно определить его характер и даже жизненную позицию.
(Как влияет такой образ жизни на здоровье человека?)
Мера во всем – это гармония, к чему должен стремиться человек.
Жюри.
VII. Отгадайте кроссворд.
Действительно, как сказал Демократ, если перейти меру, то самое приятное станет самым неприятным.
л | п | й | |
и | ь | и | |
о | в | с | т |
н | а | е | и |
ь | р | т | п |
Итоги урока
(Можно зачитать стихи)
«В еде не будь до всякой пищи гадок»
Мудрые мысли о еде:
Здоров на еду, да хил на работу.
Кто жаден до еды, тот дойдёт до беды.
По яблоку в день и доктор не нужен.
Ешь просто - доживешь до ста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Как связать предложения в тексте"
Урок русского языка, 5 класс. На уроке изучучались понятия цепная и параллельная связь предложений....
Интегрированный урок русского языка и биологии. Предложение. Уникальность планеты Земля. 5 класс
Интегрированный урок русского языка и биологии. Предложение. уникальность планеты Земля. 5 класс...
Конспект урока русского языка "Бессоюзное сложное предложение"
Данный урок проведён в 9 классе. Урок разработан в технологии встречных усилий, сопровождается показом презентации....
Урок русского языка "Виды сложноподчиненных предложений" 9 класс
Выбранная форма проведения урока - урок обобщения и систематизации знаний по теме "Виды сложноподчиненных предложений", который является завершающим при изучении данной темы. В ходе проведения урока п...
Урок русского языка «Различение сложносочинённых предложений и простых, осложнённых однородными членами». 9 класс
Цели: - совершенствовать умение различать сложносочинённые предложения и простые, осложнённые однородными членами, повторить теоретический материал о разделах лингвистики, постановку знако...
Презентация к уроку русского языка "Второстепенные члены предложения"
Презентация к уроку...
Урок русского языка "Однородные члены предложения"
Урок русского языка в 5 классе по теме "Однородные члены предложения" (Изучение новой темы)...