участие в конкурсе Учитель года -1014
план-конспект урока по русскому языку по теме

1. Самопрезентация.

2. Открытый урок по теме "Подготовка  к написанию сочинения-рассуждения"

3. Презентация к уроку

4. Моя педагогическая идея (презентация)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Условия возникновения  и становления опыта.

     В основу моего педагогического кредо легли слова немецкого педагога А. Дистервега «Хороший учитель не преподносит истину, а учит её находить».

   Обучение русскому языку в современной школе осуществляется в условиях значительных изменений во всей системе образования. Эти изменения обусловлены необходимостью приведения качества последнего в соответствие с требованиями современного общества.

   Работая в  школе, обратила внимание на то, что у детей слабо сформированы навыки развития речи. Учащиеся не всегда могут свободно аргументировать свои выступления, делать обобщённые выводы, или просто свободно и произвольно общаться друг с другом. Зачастую они стараются заменить живую, культурную речь стандартной житейской мимикой и жестами, т.е. примитивными невербальными способами общения. Ребята затрудняются в создании самостоятельных, связных, обобщённых устных и письменных высказываний.  Ученики допускают большое количество речевых, орфографических и пунктуационных ошибок.

   Поэтому   целью в преподавании русского языка считаю создание условий  на уроке для формирования  коммуникативной и языковой  компетенции.

   Для реализации данной цели ставлю следующие задачи:

  1. Отрабатывать навыки рационального чтения учебных, публицистических, художественных текстов;
  2. Обучать анализу текста, обращая внимание на эстетическую функцию языка;

учить письменному и устному пересказу, интерпретации и созданию текстов различных стилей и жанров.

   

Актуальность проблемы.

   «Все знания о мире, и школьные предметы в том числе, постигаются через язык, посредством языка. Язык – не только гимнастика ума и главное средство общения, но и основной инструмент формирования национального самосознания. Обучение русскому языку, традиционно ограниченное изучением правил орфографии и пунктуации, должно быть дополнено обучением навыкам речевого поведения». Так сказано в докладе рабочей группы Совета при президенте РФ по науке, технологиям и образованию «Школа – 2020. Какой мы её видим?»

   Коммуникативная компетентность - основа практической деятельности человека в любой сфере жизни. В современном обществе особенно ощущается потребность во всесторонне грамотных людях, свободно владеющих навыками устной и письменной речи.  К сожалению, наши ученики имеют серьёзные недостатки в  развитии коммуникативной компетентности. Каковы причины?

-  снижение уровня читательской культуры;

-  снижение уровня индивидуального словарного запаса;

-  низкий уровень  сформированности индивидуально-личностных оснований для коммуникативной компетентности.

    Актуальность данной темы очевидна, так как она повышает возможности социальной адаптации личности, предоставляя ей адекватные ресурсы в общении.

   Это отражается на результатах и качестве речевых умений, способностей к конструктивному диалогу, последующей социальной самореализации и продуктивности.

        

Теоретическая база опыта

       Я считаю, что  обучение на уроках русского языка должно строиться с учетом необходимости формирования у учащихся различных коммуникативных умений и навыков:

умений понять тему сообщения, логику развития мысли,  извлечь нужную информацию, проникнуть в смысл высказывания — слушание; навыков изучающего чтения;  умений ведения диалога и построения монологического высказывания — говорение; умений, осмысливая тему и основную мысль (идею) высказывания, собирать и систематизировать материал, составлять план, пользоваться различными типами речи, строить высказывание в определенном стиле,  отбирать языковые средства, совершенствовать высказывание — письмо, говорение.

      Наиболее эффективным является комплексное обучение речи, при котором умения воспринимать устную и письменную речь  формируются в сочетании с умениями строить устное и письменное высказывание (говорение и письмо). В каждом виде речевой деятельности, помимо специфических для него умений и навыков, формируются и умения, общие для всех видов деятельности.

       

 Особое место в развитии речи учащихся принадлежит работе с текстом.

 Главное в работе с текстом в нашем понимании – это сосредоточение внимания учащихся не только на орфографии и пунктуации, но и на содержании текста как коммуникативно-познавательной единицы, поэтому преобладающим видом деятельности в данной технологии является

анализ текста

примерные задания для анализа текста любого типа речи:

  1. Докажите, что вам предложен для разбора именно текст.
  2. Озаглавьте его. Предложите варианты, содержащие в заглавии тему (идею) текста.
  3. Составьте план текст (простой, сложный).
  4. Проанализируйте композиционное строение.
  5. Исследуйте типологическую структуру текста.
  6. Определите стиль текста, докажите свою точку зрения.
  7. Определите способ и средства связи предложений в тексте.
  8. Проанализируйте языковое оформление текста, цель использования тропов, стилистических фигур.
  9. Дайте субъективную оценку тексту.

Этот вид работы должен быть систематическим – обязательное условие данной технологии. Кроме того, на уроках мало знакомить ученика с яркими текстами, учить понимать их, видеть и слышать изображенное в них.

       Другим эффективным средством создания возможностей общения на уроке является система

ситуативных упражнений,

которые моделируются в зависимости от образовательных целей учебного занятия.

На уроках развития речи детям, например,  предлагается исходный текст сочинения об экскурсии и комплекс следующих ситуативных заданий:

- представьте, что вы были на экскурсии в городе Саранске;

- переработайте сочинение так, чтобы читателю было ясно, что экскурсия была интересной, что она удалась, что ребята захотят ещё раз отправиться в эту поездку;

- подумайте, какие подробности следует опустить, о чём рассказать ярче и полнее, как лучше назвать сочинение.

      Обязательным условием работы с текстом является

моделирование ситуации порождения и восприятия высказывания.

  1. Перепишите текст, вставив пропущенные слова.

      Тот, кто рассказывал историю, сидел у самого края сцены. Новый …. был невысокого роста, с густой чёрной бородой и удивительно ясными глазами. Он смотрел на тоненького, маленького человечка, который танцевал под тихую музыку, доносившуюся из-за кулис… . неожиданно остановился, потому что музыка оборвалась. Видимо, … устал и уснул. Все насторожились.

  1. Прочитайте текст и определите, где происходят события, описанные в тексте, кто эти люди? Почему так решили?

     Человек с золотым ключом на шее показал на корабль и поднёс палец к аккуратному рту. Должно быть, человек в плаще понял этот знак. Он прокричал что-то тонким голосом, похожим на писк комара. Не прошло и четверти часа, как сотни сгорбленных носильщиков потащили к кораблю столы, корзины с едой и бочки с вином. В каждой корзине лежал хлеб, вяленый баран и жареный цыплёнок.

       Что нужно изменить в тексте, если известно, что речь идёт о Лилипутии и описывает события Гулливер?

  1. Какое значение имеют суффиксы – ник и – тель в словах чайник, пыльник, УГОЛЬНИК, УМЫВАЛЬНИК, будильник, выключатель, отбеливатель? Растолкуйте эти слова, если – ник и – тель в этих словах – суффиксы лица. (Пофантазируйте!) от имени одного из этих слов («лиц») напишите сочинение.

   Подобные упражнения учат вдумываться в речевую ситуацию, соотносить своё высказывание с адресатом и реалиями; готовят к эффективному речевому общению.

Речевую ситуацию на уроке позволяют создать

логические схемы:

  1. Сформулируйте правило самостоятельно. Здесь учащимся предлагается запись, по которой они формулируют правило:

«воспитана – краткое причастие, но воспитанна – краткое прилагательное».

       Очевидно, что подбор такого рода заданий обусловлен не только орфографическими и пунктуационными проблемами обучения, но и той конечной целью, во имя которой делается всё остальное – научить школьников правильно оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

    В связи с этим одним из важнейших факторов социальной, а не просто учебной активности школьника является

сочинение.

При написании сочинения следует учитывать всё: жанр, стиль, тип речи, грамматическое оформление, объём.

Примерные темы сочинений разных жанров:

  1. Чёрные и белые полосы нашей жизни (философское раздумье).
  2. Нужно ли быть хорошим? (статья в газету).
  3. Нужны ли связи при поступлении в учебное заведение? (дневник ученика).
  4. О чем размышляю, когда встречаюсь с вандализмом? (открытое письмо)
  5. Я люблю жить! (разговор с самим собой).

Лингвистический эксперимент-

    Ещё один из приёмов работы над текстом. Чаще он проводится при работе над анализом языка художественного произведения, но сопровождает и другие виды работ по речеведению. Цель языкового эксперимента – обоснование отбора изобразительно-выразительных средств в данном тексте и установление внутренней взаимосвязи между языковыми средствами.

Алгоритм работы при эксперименте:

- устранение данного языкового явления из текста;

- подстановка или замена языкового элемента синонимичным;

- распространение текста другими языковыми элементами;

- свёртывание текста;

- перестановка слов и других языковых единиц;

-  анализ полученных результатов, обобщение, выводы.

Формирование коммуникативной компетенции естественным образом повышает значимость такой формы  организации учебного процесса, как

групповая работа.

     Здесь следует обратить внимание на особенности организации работы в группе или паре:

1 этап – подготовка к выполнению задания

2 этап – групповая работа (коллективное обсуждение путей решения данной задачи, реализация путей решения задачи на практике, обсуждение результатов работы, подведение итогов).

3 этап – заключительный (представление результатов работы, анализ познавательной задачи, общий вывод, оценка работы)

        Совершенствуя  речевую деятельность учащихся на уроках литературы,  опираюсь  на самые разнообразные виды и жанры высказывания на литературные темы, которые при обучении создают условия для разностороннего речевого и эстетического развития личности ученика. Он имеет возможность выбора этих жанров на основе следующей классификации связных монологических высказываний.

   I. Репродуктивные высказывания: воспроизводящие и творческие пересказы художественного текста, пересказы статей учебника, фрагментов литературоведческих и литературно-критических статей, мемуарных и эпистолярных материалов.

   II. Продуктивные высказывания:

    Пересказы являются важнейшими приемами, которые используются с целью развития речи учащихся средних классов. Пересказы могут быть следующих видов и подвидов:

1. Подробный, который, в свою очередь, делится на свободный, т.е. основанный на первом впечатлении и передаче его в целом («своими словами»), и художественный — близкий к тексту автора, имеющий целью не только детально передать содержание, но и отразить художественные особенности текста.

2. Краткий пересказ (сжатый) излагает основное содержание прочитанного, сохраняя логику и стиль исходного текста, но опуская подробности, некоторые детали художественного текста. Работа над кратким пересказом учит школьника отбирать главное и существенное, отграничив их от второстепенного.

3. Выборочный пересказ строится на отборе и передаче содержания отдельных фрагментов текста, объединенных одной темой. При этом создается свой завершенный рассказ (например, «История Капитона и Татьяны», «История Антипыча и Травки»).

4. Пересказ с изменением лица рассказчика предлагает изложение содержания от лица того или иного героя, от третьего лица. Здесь требуется глубокое понимание характера героя, художественных средств его изображения, большая предварительная работа.

 

 Система работы с текстами необходима, так как она даёт подготовку к государственной (итоговой) аттестации учащихся.

           Формирование коммуникативной компетенции невозможно измерить привычными КИМами, да и не нужно. На сегодняшний день главным «измерителем» становится успешность личности в социуме. Мои выпускники поступают в вузы,  адаптируются в жизни, не только приспосабливаются к ней, но и становятся активными её преобразователями. Развивая компетентность, мы развиваем личностные качества учащегося и качества, связывающие  его с социумом, с жизнью. Именно это и позволяет моим выпускникам быть в ней успешным.

Результативность работы

Участие обучающихся во  Всероссийской предметной олимпиаде:

Фамилия Имя

Класс

Предмет

Год

Место

Чегодаева Елизавета

7 «Б»

литература

2011

призёр

Чегодаева Елизавета

9 «Б»

литература

2013

победитель

Самарина Дарья

7 «В»

русский язык

2012

призёр

Самарина Дарья

7 «В»

литература

2012

призёр

Губанищева Ирина

7 «В»

литература

2012

призёр

Самарина Дарья

8 «В»

литература

2013

призёр

Участие во внеурочной деятельности обучающихся по учебным предметам:

        

Фамилия Имя

Класс

Название конкурса

Год

Уровень

Результат

Илькаева Вера

7 «А»

Научно-практическая конференция «Исследовательские работы учащихся»

2011

школьный

2 место

Батина Ольга

7 «В»

«Все краски творчества против наркотиков»

2012

Муниципальный этап республиканской акции «Без наркотиков!»

1 место

Самарина Дарья

8 «В»

«Все краски творчества против наркотиков»

2013

Муниципальный этап республиканской акции «Без наркотиков!»

2 место

Батина Ольга

8 «В»

«Все краски творчества против наркотиков»

2013

Муниципальный этап республиканской акции «Без наркотиков!»

2 место

Барышева Валерия

5 «А»

«Все краски творчества против наркотиков»

2013

Муниципальный этап республиканской акции «Без наркотиков!»

3 место

Самарина Дарья

8 «В»

«Все краски творчества против наркотиков»

2013

Муниципальный этап республиканской акции «Без наркотиков!»

2 место

Батина Ольга

8 «В»

«Все краски творчества против наркотиков»

2013

Муниципальный этап республиканской акции «Без наркотиков!»

2 место

Барышева Валерия

5 «А»

«Все краски творчества против наркотиков»

2013

Муниципальный этап республиканской акции «Без наркотиков!»

3 место


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Участие в конкурсе "Учитель года" (учебное занятие, методический семир, мастер класс, классный час)

Тема занятия: «Компьютерная грамотность» Цель занятия: сформировать понятие компьютерная грамотность, рассмотреть важность владения компьютерной грамотностью.Тип занятия: изучение нового материал...

Представление для участия в конкурсе "Учитель года - 2018"

Представление для участия в конкурсе "Учитель года - 2018"...

Участие в конкурсе "Учитель года"

Эссе "Любовь к знанию - любовь к жизни!" Моё жизненное кредо, отношение к профессии, к ученикам, коллегам....

Участие краевом конкурсе "Учитель года Алтая - 2012"

Участие краевом конкурсе "Учитель года Алтая- 2012"...

Участие в конкурсе Учитель года -2014

1. Самопрезентация.2. Открытый урок по теме "Подготовка  к написанию сочинения-рассуждения"3. Презентация к уроку4. Моя педагогическая идея (презентация)...