участие в конкурсе Учитель года -1014
план-конспект урока по русскому языку по теме
1. Самопрезентация.
2. Открытый урок по теме "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения"
3. Презентация к уроку
4. Моя педагогическая идея (презентация)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_kommunikativnoy_kompetentsii_dlya_tanaevoy_g.a.1.docx | 28.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Условия возникновения и становления опыта.
В основу моего педагогического кредо легли слова немецкого педагога А. Дистервега «Хороший учитель не преподносит истину, а учит её находить».
Обучение русскому языку в современной школе осуществляется в условиях значительных изменений во всей системе образования. Эти изменения обусловлены необходимостью приведения качества последнего в соответствие с требованиями современного общества.
Работая в школе, обратила внимание на то, что у детей слабо сформированы навыки развития речи. Учащиеся не всегда могут свободно аргументировать свои выступления, делать обобщённые выводы, или просто свободно и произвольно общаться друг с другом. Зачастую они стараются заменить живую, культурную речь стандартной житейской мимикой и жестами, т.е. примитивными невербальными способами общения. Ребята затрудняются в создании самостоятельных, связных, обобщённых устных и письменных высказываний. Ученики допускают большое количество речевых, орфографических и пунктуационных ошибок.
Поэтому целью в преподавании русского языка считаю создание условий на уроке для формирования коммуникативной и языковой компетенции.
Для реализации данной цели ставлю следующие задачи:
- Отрабатывать навыки рационального чтения учебных, публицистических, художественных текстов;
- Обучать анализу текста, обращая внимание на эстетическую функцию языка;
учить письменному и устному пересказу, интерпретации и созданию текстов различных стилей и жанров.
Актуальность проблемы.
«Все знания о мире, и школьные предметы в том числе, постигаются через язык, посредством языка. Язык – не только гимнастика ума и главное средство общения, но и основной инструмент формирования национального самосознания. Обучение русскому языку, традиционно ограниченное изучением правил орфографии и пунктуации, должно быть дополнено обучением навыкам речевого поведения». Так сказано в докладе рабочей группы Совета при президенте РФ по науке, технологиям и образованию «Школа – 2020. Какой мы её видим?»
Коммуникативная компетентность - основа практической деятельности человека в любой сфере жизни. В современном обществе особенно ощущается потребность во всесторонне грамотных людях, свободно владеющих навыками устной и письменной речи. К сожалению, наши ученики имеют серьёзные недостатки в развитии коммуникативной компетентности. Каковы причины?
- снижение уровня читательской культуры;
- снижение уровня индивидуального словарного запаса;
- низкий уровень сформированности индивидуально-личностных оснований для коммуникативной компетентности.
Актуальность данной темы очевидна, так как она повышает возможности социальной адаптации личности, предоставляя ей адекватные ресурсы в общении.
Это отражается на результатах и качестве речевых умений, способностей к конструктивному диалогу, последующей социальной самореализации и продуктивности.
Теоретическая база опыта
Я считаю, что обучение на уроках русского языка должно строиться с учетом необходимости формирования у учащихся различных коммуникативных умений и навыков:
умений понять тему сообщения, логику развития мысли, извлечь нужную информацию, проникнуть в смысл высказывания — слушание; навыков изучающего чтения; умений ведения диалога и построения монологического высказывания — говорение; умений, осмысливая тему и основную мысль (идею) высказывания, собирать и систематизировать материал, составлять план, пользоваться различными типами речи, строить высказывание в определенном стиле, отбирать языковые средства, совершенствовать высказывание — письмо, говорение.
Наиболее эффективным является комплексное обучение речи, при котором умения воспринимать устную и письменную речь формируются в сочетании с умениями строить устное и письменное высказывание (говорение и письмо). В каждом виде речевой деятельности, помимо специфических для него умений и навыков, формируются и умения, общие для всех видов деятельности.
Особое место в развитии речи учащихся принадлежит работе с текстом.
Главное в работе с текстом в нашем понимании – это сосредоточение внимания учащихся не только на орфографии и пунктуации, но и на содержании текста как коммуникативно-познавательной единицы, поэтому преобладающим видом деятельности в данной технологии является
анализ текста
примерные задания для анализа текста любого типа речи:
- Докажите, что вам предложен для разбора именно текст.
- Озаглавьте его. Предложите варианты, содержащие в заглавии тему (идею) текста.
- Составьте план текст (простой, сложный).
- Проанализируйте композиционное строение.
- Исследуйте типологическую структуру текста.
- Определите стиль текста, докажите свою точку зрения.
- Определите способ и средства связи предложений в тексте.
- Проанализируйте языковое оформление текста, цель использования тропов, стилистических фигур.
- Дайте субъективную оценку тексту.
Этот вид работы должен быть систематическим – обязательное условие данной технологии. Кроме того, на уроках мало знакомить ученика с яркими текстами, учить понимать их, видеть и слышать изображенное в них.
Другим эффективным средством создания возможностей общения на уроке является система
ситуативных упражнений,
которые моделируются в зависимости от образовательных целей учебного занятия.
На уроках развития речи детям, например, предлагается исходный текст сочинения об экскурсии и комплекс следующих ситуативных заданий:
- представьте, что вы были на экскурсии в городе Саранске;
- переработайте сочинение так, чтобы читателю было ясно, что экскурсия была интересной, что она удалась, что ребята захотят ещё раз отправиться в эту поездку;
- подумайте, какие подробности следует опустить, о чём рассказать ярче и полнее, как лучше назвать сочинение.
Обязательным условием работы с текстом является
моделирование ситуации порождения и восприятия высказывания.
- Перепишите текст, вставив пропущенные слова.
Тот, кто рассказывал историю, сидел у самого края сцены. Новый …. был невысокого роста, с густой чёрной бородой и удивительно ясными глазами. Он смотрел на тоненького, маленького человечка, который танцевал под тихую музыку, доносившуюся из-за кулис… . неожиданно остановился, потому что музыка оборвалась. Видимо, … устал и уснул. Все насторожились.
- Прочитайте текст и определите, где происходят события, описанные в тексте, кто эти люди? Почему так решили?
Человек с золотым ключом на шее показал на корабль и поднёс палец к аккуратному рту. Должно быть, человек в плаще понял этот знак. Он прокричал что-то тонким голосом, похожим на писк комара. Не прошло и четверти часа, как сотни сгорбленных носильщиков потащили к кораблю столы, корзины с едой и бочки с вином. В каждой корзине лежал хлеб, вяленый баран и жареный цыплёнок.
Что нужно изменить в тексте, если известно, что речь идёт о Лилипутии и описывает события Гулливер?
- Какое значение имеют суффиксы – ник и – тель в словах чайник, пыльник, УГОЛЬНИК, УМЫВАЛЬНИК, будильник, выключатель, отбеливатель? Растолкуйте эти слова, если – ник и – тель в этих словах – суффиксы лица. (Пофантазируйте!) от имени одного из этих слов («лиц») напишите сочинение.
Подобные упражнения учат вдумываться в речевую ситуацию, соотносить своё высказывание с адресатом и реалиями; готовят к эффективному речевому общению.
Речевую ситуацию на уроке позволяют создать
логические схемы:
- Сформулируйте правило самостоятельно. Здесь учащимся предлагается запись, по которой они формулируют правило:
«воспитана – краткое причастие, но воспитанна – краткое прилагательное».
Очевидно, что подбор такого рода заданий обусловлен не только орфографическими и пунктуационными проблемами обучения, но и той конечной целью, во имя которой делается всё остальное – научить школьников правильно оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
В связи с этим одним из важнейших факторов социальной, а не просто учебной активности школьника является
сочинение.
При написании сочинения следует учитывать всё: жанр, стиль, тип речи, грамматическое оформление, объём.
Примерные темы сочинений разных жанров:
- Чёрные и белые полосы нашей жизни (философское раздумье).
- Нужно ли быть хорошим? (статья в газету).
- Нужны ли связи при поступлении в учебное заведение? (дневник ученика).
- О чем размышляю, когда встречаюсь с вандализмом? (открытое письмо)
- Я люблю жить! (разговор с самим собой).
Лингвистический эксперимент-
Ещё один из приёмов работы над текстом. Чаще он проводится при работе над анализом языка художественного произведения, но сопровождает и другие виды работ по речеведению. Цель языкового эксперимента – обоснование отбора изобразительно-выразительных средств в данном тексте и установление внутренней взаимосвязи между языковыми средствами.
Алгоритм работы при эксперименте:
- устранение данного языкового явления из текста;
- подстановка или замена языкового элемента синонимичным;
- распространение текста другими языковыми элементами;
- свёртывание текста;
- перестановка слов и других языковых единиц;
- анализ полученных результатов, обобщение, выводы.
Формирование коммуникативной компетенции естественным образом повышает значимость такой формы организации учебного процесса, как
групповая работа.
Здесь следует обратить внимание на особенности организации работы в группе или паре:
1 этап – подготовка к выполнению задания
2 этап – групповая работа (коллективное обсуждение путей решения данной задачи, реализация путей решения задачи на практике, обсуждение результатов работы, подведение итогов).
3 этап – заключительный (представление результатов работы, анализ познавательной задачи, общий вывод, оценка работы)
Совершенствуя речевую деятельность учащихся на уроках литературы, опираюсь на самые разнообразные виды и жанры высказывания на литературные темы, которые при обучении создают условия для разностороннего речевого и эстетического развития личности ученика. Он имеет возможность выбора этих жанров на основе следующей классификации связных монологических высказываний.
I. Репродуктивные высказывания: воспроизводящие и творческие пересказы художественного текста, пересказы статей учебника, фрагментов литературоведческих и литературно-критических статей, мемуарных и эпистолярных материалов.
II. Продуктивные высказывания:
Пересказы являются важнейшими приемами, которые используются с целью развития речи учащихся средних классов. Пересказы могут быть следующих видов и подвидов:
1. Подробный, который, в свою очередь, делится на свободный, т.е. основанный на первом впечатлении и передаче его в целом («своими словами»), и художественный — близкий к тексту автора, имеющий целью не только детально передать содержание, но и отразить художественные особенности текста.
2. Краткий пересказ (сжатый) излагает основное содержание прочитанного, сохраняя логику и стиль исходного текста, но опуская подробности, некоторые детали художественного текста. Работа над кратким пересказом учит школьника отбирать главное и существенное, отграничив их от второстепенного.
3. Выборочный пересказ строится на отборе и передаче содержания отдельных фрагментов текста, объединенных одной темой. При этом создается свой завершенный рассказ (например, «История Капитона и Татьяны», «История Антипыча и Травки»).
4. Пересказ с изменением лица рассказчика предлагает изложение содержания от лица того или иного героя, от третьего лица. Здесь требуется глубокое понимание характера героя, художественных средств его изображения, большая предварительная работа.
Система работы с текстами необходима, так как она даёт подготовку к государственной (итоговой) аттестации учащихся.
Формирование коммуникативной компетенции невозможно измерить привычными КИМами, да и не нужно. На сегодняшний день главным «измерителем» становится успешность личности в социуме. Мои выпускники поступают в вузы, адаптируются в жизни, не только приспосабливаются к ней, но и становятся активными её преобразователями. Развивая компетентность, мы развиваем личностные качества учащегося и качества, связывающие его с социумом, с жизнью. Именно это и позволяет моим выпускникам быть в ней успешным.
Результативность работы
Участие обучающихся во Всероссийской предметной олимпиаде:
Фамилия Имя | Класс | Предмет | Год | Место |
Чегодаева Елизавета | 7 «Б» | литература | 2011 | призёр |
Чегодаева Елизавета | 9 «Б» | литература | 2013 | победитель |
Самарина Дарья | 7 «В» | русский язык | 2012 | призёр |
Самарина Дарья | 7 «В» | литература | 2012 | призёр |
Губанищева Ирина | 7 «В» | литература | 2012 | призёр |
Самарина Дарья | 8 «В» | литература | 2013 | призёр |
Участие во внеурочной деятельности обучающихся по учебным предметам:
Фамилия Имя | Класс | Название конкурса | Год | Уровень | Результат |
Илькаева Вера | 7 «А» | Научно-практическая конференция «Исследовательские работы учащихся» | 2011 | школьный | 2 место |
Батина Ольга | 7 «В» | «Все краски творчества против наркотиков» | 2012 | Муниципальный этап республиканской акции «Без наркотиков!» | 1 место |
Самарина Дарья | 8 «В» | «Все краски творчества против наркотиков» | 2013 | Муниципальный этап республиканской акции «Без наркотиков!» | 2 место |
Батина Ольга | 8 «В» | «Все краски творчества против наркотиков» | 2013 | Муниципальный этап республиканской акции «Без наркотиков!» | 2 место |
Барышева Валерия | 5 «А» | «Все краски творчества против наркотиков» | 2013 | Муниципальный этап республиканской акции «Без наркотиков!» | 3 место |
Самарина Дарья | 8 «В» | «Все краски творчества против наркотиков» | 2013 | Муниципальный этап республиканской акции «Без наркотиков!» | 2 место |
Батина Ольга | 8 «В» | «Все краски творчества против наркотиков» | 2013 | Муниципальный этап республиканской акции «Без наркотиков!» | 2 место |
Барышева Валерия | 5 «А» | «Все краски творчества против наркотиков» | 2013 | Муниципальный этап республиканской акции «Без наркотиков!» | 3 место |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Участие в конкурсе "Учитель года" (учебное занятие, методический семир, мастер класс, классный час)
Тема занятия: «Компьютерная грамотность» Цель занятия: сформировать понятие компьютерная грамотность, рассмотреть важность владения компьютерной грамотностью.Тип занятия: изучение нового материал...
Представление для участия в конкурсе "Учитель года - 2018"
Представление для участия в конкурсе "Учитель года - 2018"...
Участие в конкурсе "Учитель года"
Фотография визитки....
Участие в конкурсе "Учитель года"
Эссе "Любовь к знанию - любовь к жизни!" Моё жизненное кредо, отношение к профессии, к ученикам, коллегам....
Участие краевом конкурсе "Учитель года Алтая - 2012"
Участие краевом конкурсе "Учитель года Алтая- 2012"...
Моё участие в конкурсе "Учитель года 2012-2013"
презентация"О себе"...
Участие в конкурсе Учитель года -2014
1. Самопрезентация.2. Открытый урок по теме "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения"3. Презентация к уроку4. Моя педагогическая идея (презентация)...