Участие в конкурсе "Учитель года"
материал по биологии на тему
Эссе "Любовь к знанию - любовь к жизни!" Моё жизненное кредо, отношение к профессии, к ученикам, коллегам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lyubov_k_znaniyu_-_lyubov_k_zhizni.docx | 111.05 КБ |
lyubov_k_znaniyu_-.pptx | 483.34 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ПРАВДИНСКИЙ РАЙОН
Любовь к знанию –
любовь к жизни…
Кацер Валентина Николаевна,
учитель биологии высшей
категории МОУ СОШ
пос.Железнодорожный, Правдинского района победитель конкурса ПНП «Образование»
(региональная премия)
(региональная премия)
2009 год
Слайд № 1
Любовь к знанию – любовь к жизни…
Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил
Н.А.Заболоцкий
Я по мере своих сил творю свой мир как человек особой профессии – я учитель биологии. На вопрос, что изучает биология, каждый ответит не задумываясь. Биология – это наука о жизни.
Слайд № 2
А что такое жизнь?
Есть множество определений длинных и коротких, сложных и попроще, но чёткого и точного, которое представляло бы жизнь во всех её проявлениях, поверьте, не существует. Вы знаете, как звучит определение жизни, которое сейчас предлагает школьный учебник биологии под редакцией Сонина Н.И.? «Жизнь – это активное, идущее с затратой полученной извне энергии, поддержание и самовоспроизведение специфической структуры». Конечно, биологически всё верно. Но где жизнь во всех её проявлениях?
Для меня понятие «жизнь» неразрывно связано с идеей плода. Жизнь сама есть некий таинственный плод, и жизнь – это изобилие её собственных плодов. Плодов творчества самой природы. Чем насыщеннее и полнее жизнь, тем изобильнее и прекраснее ее плоды. Бесплодность же, напротив, признак болезни и жизненного упадка. (Либо у меня в руках, либо на слайде презентации - яблоко). Вот это яблоко обозначает не только плод биологический, но и библейский символ жизни. Это яблоко – плод, результат полноценной жизни яблони. Яблоня соединила множество компонентов, для того, чтобы дать миру этот прекрасный плод. Глядя на это яблоко можно познать мир, наше яблоко не только символ, но и средство познания.
Биология, наука о жизни, дает шанс человеку не только постигнуть всю сложность органического мира, но, в первую очередь, позволяет приоткрыть завесу тайны над самим понятием «жизнь».
Чем внимательнее мы всматриваемся в тайну живой клетки, чем значительнее наши усилия в этом направлении, тем бездоннее становится тайна нашего существования.
Что может быть более невероятным, более загадочным и необъяснимым в истории вселенной, чем чудо зарождения живого в неживом? Мы с неустанным вниманием вглядываемся в ночное небо в надежде отыскать хотя бы ничтожный признак, указывающий на внеземную жизнь, однако в очередной раз с сожалением констатируем, что пока наша дивная планета одинока. Разве это не заставляет задуматься о смысле и предназначении жизни на Земле? Разве не возникает после этого чувство высочайшей ответственности человека, хранителя жизни, за все живое? Моя задача – взрастить в ребенке веру и любовь к жизни, чувство бережного и осторожного отношения ко всему живому, ибо живое сколь хрупко, столь и бесценно.
И, наверное, неслучайно сам глагол «растить» в латинском языке имеет свой точный аналог, а именно – слово «культ», от которого и произошло «культура». Культура – вот истинный плод человеческой жизни. Только культура впервые отделила человека от животного. Только культура подарила нам разум, дух, чувство прекрасного. И потому воспитание в школе не должно осуществляться по ту сторону обучения. Воспитание, взращивание, культивирование в ребенке любви и нежности к жизни - разве это не достойнейшая миссия на земле?
Я не могу утверждать, что о работе учителя и воспитателя мечтала с детства. В выборе профессии, возможно, был элемент случайности, а возможно, и ряд вполне закономерных событий. Первое время работы в школе я часто задавала себе вопрос: «А на своём ли я месте?». Смогу ли я разрешить то огромное противоречие, которое мне открылось. С одной стороны, хрупкость и уникальность жизни – объекта изучения, а с другой – учебник биологии, в котором сухо перечислена информация о строении и процессах жизнедеятельности живых объектов и представлены общебиологические теории на языке сложнейших научных терминов (это и кроссинговер, и ароморфоз, и редупликация и т.д. и т.п.). Смогу ли я наполнить содержание этих учебников чувством уважения, восхищения, бережного отношения, смогу ли я, учитель биологии, стать продолжателем природы в человеческом обществе? Человек ведь не растение! Сам по себе расти не может, его надо взрастить, культивировать.
К пониманию и осознанию того, что я всё-таки на своём месте, пришла лишь тогда, когда начали обнаруживаться плоды – результаты моей работы. СЛАЙД №3. К плодам моего учительского труда начали добавляться и добавляются плоды моих учеников. И это изобилие, несомненно, радует. Это Гордеев Алексей: с 1998 по 2000 годы неизменный победитель областной олимпиады по биологии и довольно успешный участник зонального тура; отличный студент РГУ им. Канта, затем студент, а в настоящее время – сотрудник Института Белка РАН в г. Пущино Московской области. Есть среди моих учеников выпускники и Смоленского медицинского института, и Московского стоматологического университета, и Лесотехнической и Сельскохозяйственной академий, что в г. Санкт-Петербурге. Двенадцать человек – студенты и выпускники РГУ им. Канта, причём две выпускницы работают в школе, преподают биологию. Более двадцати человек, окончив Калининградский медицинский колледж, посвятили себя профессии медика. СЛАЙД № 4. Это и те ребята, которые в настоящее время стали призёрами областной олимпиады по биологии и экологии, лауреатами областной конференции исследовательских работ «Юные исследователи природы и истории родного края».
Однако, не все плоды бывают полновесными, неповреждёнными, к сожалению, они могут вовсе не завязаться. Причины тому могут быть различные: генетический дефект, неблагоприятные воздействия внешней среды да мало ли ещё чего… Если хилые и больные саженцы посадить на неготовую почву, каких плодов стоит ожидать?
Что предпринять? Ведь плоды получать нужно.
И вот ты собираешься с мыслями, включаешь второе дыхание и начинаешь всё сначала, индивидуально: либо жёстко, либо с юмором, либо как это делал И.В.Мичурин, по-спартански или методом ментора, – растить, взращивать, культивировать.
А где взять энергию, где найти этот включатель второго дыхания? Как научить любви к жизни, любви к живому? Как получить плоды своего труда?
СЛАЙД №5. В этом мне помогают мои собственные учительские заповеди. Не только те дидактические принципы, которым нас учили в учебных заведениях, а то, что наработано с годами и прошло успешное испытание на практике.
(2 клика) Прежде чем учить, сам стань профессионалом!
В основе профессионализма, я считаю, лежит компетентность. Именно компетентность позволяет выполнять работу творчески и получать при этом достойные плоды. Но разве может один человек быть компетентным во всём? К учителю зачастую отношение такое, что он должен уметь всё: быть не только прекрасным специалистом в своей области, но и психологом, актёром, организатором, ланшафным дизайнером, человеком с незаурядным интеллектом. Так не бывает, и нельзя принимать это априори.
Компетентный учитель – это человек, обладающий жаждой знаний – этим плодом, результатом долгих лет учения, это человек, который хочет быть интересным для всех «почемучек» и влюбить их в свой предмет.
Мы учимся всю жизнь. Поэтому профессионализм – не возрастная категория. Это как идеал, к которому нужно стремиться, но полностью достичь его невозможно, всегда откроются новые грани, новые подходы и новые возможности.
(2 клика) Учить интересно, учить с интересом!
Мне интересно, пока я удивляюсь. Мне интересны все ученики, но особенно те, которые умеют искренне удивляться и радоваться своим маленьким и большим открытиям. А для этого я должна уметь удивляться сама. Вот так, удивляясь и с большим интересом, я овладеваю информационно-коммуникативными технологиями. Без их применения современный урок биологии просто не может обойтись.
- "Жить - значит иметь проблемы, а решать их - значит расти интеллектуально"
(Дж. Гилфорд американский психолог, автор модели структуры интеллекта)
Я стараюсь не давать готовых ответов на все те «почему?», которые возникают при общении с детьми и на уроке, и вне его. Поэтому в своей работе я, при малейшей возможности, использую методы из технологии проблемного обучения. Обозначив проблему, почему именно так, а не иначе происходит тот или иной процесс; как связаны строение и функции органа, сообщаю необходимую информацию или её источник. И о чудо, на моих глазах совершатся открытие! Умение удивляться нужно формировать с самого раннего детства, и об этом необходимо помнить всем родителям, воспитателям, учителям.
(2 клика) Учитель, воспитай ученика, чтоб было у кого потом учиться. Мой ученик – мой учитель!
Каждый продвигается индивидуально. Но успех всех складывается из успешного продвижения каждого. При существующем объеме информации ученик озабочен не тем, чтобы расти, а чтобы успеть, т.е. не отстать. Ценятся, как правило, успевающие, а не растущие. Растущие, но неуспевающие нередко становятся трудными. Поэтому надо работать так, чтобы растущие успевали, а успевающие росли. И если в процессе роста вдруг кто-то опередит тебя, самому пойти за ним – не в этом ли смысл нашей работы?
Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко, и если мы обмениваемся этими яблоками, то у вас и у меня остается по одному яблоку. А если у вас есть идея и у меня есть идея и мы обмениваемся идеями, то у каждого из нас будет по две идеи. (Пример Гордеев Алексей. Партнёрство ученик - учитель)
Бернард Шоу 26 июля 1856
(2 клика) Никогда не терять чувство юмора!
Юмор, по-моему, это проявление оптимизма и жизнелюбия. Я считаю, что чувство юмора в нашей профессии поможет выжить во все времена.
СЛАЙД № 6. Ну как не посмеяться такой шутке (это случай с моего урока): Проверочная работа по теме «Скелет». Вопрос: «Какую функцию выполняет череп»? Ученик отвечает: «Череп слышит, череп видит, череп нюхает». Я говорю: «Ответ неполный, череп ещё и думает».
Учитель биологии – профессия особая, требующая от педагога чрезвычайной осторожности. Урок биологии не должен исчерпываться абстрактной схемой жизни, он должен вызывать в ученике понимание ее возвышенной гармонии. Она должна вспыхнуть и очаровать ребенка своей глубокой и странной улыбкой, исходящей из тьмы веков.
Научить любви к жизни – значит научиться жить, ведь только тот, кто ценит каждое мгновение этого кратковременного дара, способен ценить и уважать жизнь ближних и дальних. Прожигатели жизни ее не ценят, и в этом, отчасти, лежит вина на нас, учителях и родителях. Несомненно, жизненный опыт приходит со временем, однако первые шаги в живой мир совершаются уже здесь, сегодня, сейчас, на уроке биологии.
СЛАЙД №7.
Воспитание – компетентность, профессионализм
Взращивание – учиться с интересом, удивляться открытиям, учиться друг от друга (учитель-ученик)
Культивирование - учить любви к жизни
За́поведь — религиозно-нравственное предписание. Заповеди, данные Богом, составляют основу религии. Обычно это краткое назидание в виде изложения основных тезисов.
Принцип — в практической философии, этике, есть норма, правило поведения. Эта норма поведения может быть всеобщей (моральной) и частной.
Принцип или начало (лат. principium, греч. αρχή) — в теоретической философии то, чем объединяется в мысли и в действительности известная совокупность фактов.
Сегодня диплом о высшем образовании подтверждает не знания, а лишь факт, что предъявитель сего посещал данное учебное заведение в течении нормативного времени.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что такое жизнь ?
Гордеев Алексей институт Белка РАН Серебро ( Липская ) Маргарита Смоленский медицинский институт Пухальская Евгения Московский стоматологический университет
РГУ, КГТУ, медицинский колледж Лесотехническая Сельскохозяйственная академии (г. С.-Петербург) 2008г. Симутин Иван II место (биология) 2009г. Храмцова Лиля II место(экология) Семёнова Нина III место (биология) Областные олимпиады
Прежде чем учить , сам стань профессионалом! Учить интересно, учить с интересом! Учитель, воспитай ученика, чтобы было у кого потом учиться. Никогда не терять чувства юмора! МОИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАПОВЕДИ
Диалог на одном из моих уроков. Тема : «Скелет» Вопрос учителя в проверочной работе : «Какие функции выполняет череп ? » Ответ ученика : «Череп видит, череп слышит, череп нюхает» Я : «Я не могу поставить за это оценку…» Ученик : «Почему ??? » Я : «Ответ неполный.» Ученик : ??? Я : «Череп ещё и думает!»
Спасибо за Внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диплом за участие в "Звездном походе" в 2009 году
За участие...
Участие в конкурсе "Учитель года" (учебное занятие, методический семир, мастер класс, классный час)
Тема занятия: «Компьютерная грамотность» Цель занятия: сформировать понятие компьютерная грамотность, рассмотреть важность владения компьютерной грамотностью.Тип занятия: изучение нового материал...
Представление для участия в конкурсе "Учитель года - 2018"
Представление для участия в конкурсе "Учитель года - 2018"...
Моя самопрезентация для участия в районном конкурсе "Учитель года 2012"
На слайдах свои фото и фото природы посёлка. Для презентации использована минусовка песни "Солнечный зайчик" Т.Тишинской....
Статья. Участие Сибирских полков в Отечественной войне 1812 года. Смоленское и Бородинское сражения.
Автор материалаНестерова Марина ГеоргиевнаДолжностьПреподаватель социально - гуманитарных дисциплин.Образовательное учреждениеБалейский филиал ГОУ СПО "Читинский педагогический колледж"Название матери...
Приказ от 16 июня 2015 года для участия в круглом столе "Всероссийская олимпиада школьников по физической культуре 2014-2015 уч.года.От школьного до заключительного этапа"
Приказ от 16 июня 2015 года для участия в круглом столе "Всероссийская олимпиада школьников по физической культуре 2014-2015 уч.года.От школьного до заключительного этапа"...
Аннотация статьи: "Проектная методика в конструировании учебных занятий по иностранному языку при реализации ФГОС." (участие во Всероссийском конкурсе учителей с международным участием в номинации : "Учитель года-2016", Академия интеллектуального развития
Аннотация статьи: "Проектная методика в конструировании учебных занятий по иностранному языку при реализации ФГОС." (участие во Всероссийском конкурсе учителей с международным участием в ном...