Опыт организации мониторинга учебной деятельности
статья по русскому языку на тему

Мельчакова Светлана Владимировна

Для учителя всегда важно иметь оперативную, объективную информацию о текущем состоянии учебного процесса. И в этом значительная роль отводится мониторингу как эффективному  методу в работе над качеством знаний учащихся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_organizatsii_monitoringa_uchebnoy_deyatelnosti.doc (79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт организации мониторинга учебной деятельности

 Для учителя всегда важно иметь объективную, оперативную и точную информацию о текущем состоянии учебного процесса. И в этом    значительная роль  отводится  мониторингу.

 Под  мониторингом в системе «ученик – учитель» подразумевается совокупность непрерывных контролирующих действий, позволяющих наблюдать (и корректировать по мере необходимости) продвижение ученика от незнания к знанию.

            Другими словами, мониторинг связан с оценкой  реализации целей и планов.

В рамках мониторинга проводится выявление и оценивание проведённых педагогических действий. При этом обеспечивается обратная связь, осведомляющая о соответствии фактических результатов деятельности педагога её конечным целям. То, что конечные цели не всегда соответствуют заданным, планируемым, - ситуация обычная. Задача состоит именно в том, чтобы правильно оценить степень, направление и причины отклонения.

В процессе мониторинга можно понять, достигается ли цель учебного процесса, существует ли положительная динамика в работе учащихся  по сравнению с предыдущими результатами, соответствует ли уровень сложности учебного материала возможностям обучающихся, существуют ли предпосылки  для совершенствования работы педагога.

Вот поэтому, осознав всю значимость и важность этой работы, я включила её, как неотъемлемую часть,  во весь учебный процесс и на  протяжении шести  лет  вела наблюдения, отслеживала реальную результативность, эффективность этого метода.  

Для контроля   своей работы в каждом классе (с 5 по 9) по русскому языку мною используются мониторинговые наблюдения по итогам проведения контрольных работ, включающие в себя следующие этапы:

  1. Проведение работы
  2. Обработка результатов
  3. Анализ результатов
  4. Выявление проблем каждого конкретного класса и конкретных учеников
  5. Постановка целей и задач, намечающих пути  их преодоления  
  6. Выбор форм,  методов, конкретных упражнений, необходимых для ликвидации пробелов.

На каждый класс для удобства заведена папка с анализами работ. После  проведения любой   работы от администрации в таких папках фиксируются следующие данные:

  1. Количество учеников в классе
  2. Количество учеников на момент написания работы
  3. Оценки, процент качества, средний балл
  4. Типичные ошибки
  5. Анализ работы с последующими выводами и задачами работы.

ВХОДНОЙ КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ

В 5 КЛАССЕ

(СЕНТЯБРЬ 2011 г.)

Всего количество учеников в классе –

Выполняли работу –  ученика.

Оценки.

Диктант

Задание

«5»

 

 

«4»

 

 

«3»

 

 

«2»

 

 

% качества

 

 

Средний балл

 

 

 

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ.

Орфографические.

 

Пунктуационные.

 

Грамматическое задание.

 

АНАЛИЗ ДИКТАНТА.

В самом начале папки помещается сводная таблица результатов контрольных работ данного класса, начиная с 5-го и по 9 класс включительно. Такое систематическое ведение наблюдения каждого класса не только по отдельным видам работы, но и по годам  даёт возможность наглядно представить все результаты работ конкретного класса, является основой для   правильного выбора методов и  приёмов работы  с конкретным классом.

То есть в начале года после проведения входной административной работы мною сравниваются  результаты этой работы с  годовым  контрольным диктантом этого же класса в прошлом учебном году для поиска более эффективной методики  с учениками данного класса.

Осуществление такой работы особенно важно  для каждого отдельного класса, поскольку все классы индивидуальны, и что хорошо для одних учеников, то же самое может не сработать с другими. Таким образом, ведя учеников с 5 по 9 класс, я имею реальную возможность проследить, какие методы и приёмы работают именно с этими учащимися.

Сводная таблица  результатов

5 класс (2011 – 2012 учебный год)

Наименование вида

работы

Кол-во уч-хся, писавших раб.(чел)

«5»

«4»

«3»

«2»

% кач-ва

Ср. балл

Входная к/р.(сентябрь)

 

 

 

 

 

 

 

Диктант за 1 ч. (октябрь)

 

 

 

 

 

 

 

Диктант за 1 полугодие (декабрь)

 

 

 

 

 

 

 

Итоговый к/д (май)

 

 

 

 

 

 

 

6 класс (2012 – 2013 учебный год)

Наименование вида

работы

Кол-во уч-хся, писавших раб. (чел)

«5»

«4»

«3»

«2»

% кач-ва

Ср. балл

Входная к/р. (сентябрь)

 

 

 

 

 

 

 

Диктант за 1 ч. (октябрь)

 

 

 

 

 

 

 

Диктант за 1 полугодие (декабрь)

Итоговый к/д (май)

 

 

 

 

 

 

 

7 класс (2013 – 2014 учебный год)

Наименование вида

работы

Кол-во уч-хся, писавших раб. (чел)

«5»

«4»

«3»

«2»

% кач-ва

Ср. балл

Входная к/р. (сентябрь)

 

 

 

 

 

 

 

Диктант за 1 ч. (октябрь)

 

 

 

 

 

 

 

Диктант за 1 полугодие (декабрь)

 

 

 

 

 

 

 

Итоговый к/д (май)

 

 

 

 

 

 

 

8 класс (2014 – 2015 учебный год)

Наименование вида

работы

Кол-во уч-хся, писавших раб. (чел)

«5»

«4»

«3»

«2»

% кач-ва

Ср. балл

Входная к/р. (сентябрь)

 

 

 

 

 

 

 

Диктант за 1 ч. (октябрь)

 

 

 

 

 

 

 

Диктант за 1 полугодие (декабрь)

 

 

 

 

 

 

 

Итоговый к/д (май)

9 класс (2015 – 2016 учебный год)

Наименование вида

работы

Кол-во уч-хся, писавших раб. (чел)

«5»

«4»

«3»

«2»

% кач-ва

Ср. балл

Входная к/р. (сентябрь)

 

 

 

 

 

 

 

Диктант за 1 ч. (октябрь)

 

 

 

 

 

 

 

Диктант за 1 полугодие (декабрь)

 

 

 

 

 

 

 

Итоговый к/д (май)

Анализ любой работы предполагает:

  1. Выявление типичных ошибок в работах учащихся.

Анализируя   после каждого проведённого контрольного диктанта ошибки, можно выявить закономерности,  наметить дальнейшие пути работы   именно с этим классом.

  1. Систематическое сравнение результатов предыдущих работ с вновь выполненной.

Это необходимо для того, чтобы посмотреть, правильно ли  мною были ранее выбраны   направления, формы работы, виды упражнений.

  1. Непосредственный анализ, в котором фиксирую следующее:

- проблемы конкретного класса;

- все  свои недостатки, «промахи»: что удалось, что не удалось;

- обосновываю объективные и субъективные  причины  полученных результатов;

- отмечаю для себя фамилии учеников, не справившихся  с работой, или, наоборот, тех, кто добился каких-то хотя бы незначительных результатов по сравнению с предыдущими работами;

- обязательный вывод эффективности выбранного направления, методики.

При разборе задаю себе вопросы:

- почему разные непоследовательные результаты?

- какие возникают трудности и встают задачи?

- каким путём, почему достигается небольшое, но улучшение?

 

Начиная с входной работы, ставлю перед собой  задачи на весь год, а в течение года  постепенно их конкретизирую.

Проведение такой мониторинговой деятельности  помогает   правильно определиться с методической темой, т.е. выбрать именно ту, которая необходима в данный момент для поиска  и решения  насущных проблем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт организации и мониторинга учебной деятельности в образовательном учреждении

В МОУ лицее №8 реализуется программа Развития лицея, программа определяет цели, задачи, направления, механизм реализации и предполагаемые результаты развития системы образования в лицее. Переход лицея...

Инновационный опыт организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся

Использование инновационных форм обучения в отличие от традиционных методик отводит ученику главную роль на пути к усвоению знаний, при которой учитель является активным помощником, организует, направ...

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ КОЛЛЕКТИВНОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В РОЛИ КНИГОИЗДАТЕЛЕЙ

Статья посвящена актуальному вопросу воспитания в детях любви к книге. В статье описывается опыт воспитания любви к книге через организацию проектной деятельности учеников в роли книгоиздателей. Стать...

Методические рекомендации по организации мониторинга образовательной деятельности в учреждениях дополнительного образования детей

Для оценки освоения дополнительных общеобразовательных программ обучающимися в учреждениях дополнительного образования детей, разработана система мониторинга, являющаяся инструментом оценки качества д...

«Организация домашней учебной работы учащихся школы в условиях введения ФГОС ОО. Опыт организации домашней учебной работы учащихся в зарубежных школах»

     Важное отличие домашних работ в связи с введение ФГОС то, что домашняя работа выполняет образовательную, развивающую и воспитательную функции, а не сводится к выполнению тог...

Статья "Опыт организации проектно-исследовательской деятельности учащихся по предметам филологического цикла"

В статье представлен опыт работы в организации проектно-исследовательской деятельности учащихся с использованием   критического мышления при подготовке к урокам по русскому языку и литератур...

Опыт организации проектно-исследовательской деятельности школьников 4-10 классов в ОУ

Статья содержит описание опыта и основные практические положения, связанные с организацией проектно-исследовательской роботы в ОУ Санкт-Петербурга из опыта автора...