Опыт организации мониторинга учебной деятельности
статья по русскому языку на тему
Для учителя всегда важно иметь оперативную, объективную информацию о текущем состоянии учебного процесса. И в этом значительная роль отводится мониторингу как эффективному методу в работе над качеством знаний учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_organizatsii_monitoringa_uchebnoy_deyatelnosti.doc ( | 79.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт организации мониторинга учебной деятельности
Для учителя всегда важно иметь объективную, оперативную и точную информацию о текущем состоянии учебного процесса. И в этом значительная роль отводится мониторингу.
Под мониторингом в системе «ученик – учитель» подразумевается совокупность непрерывных контролирующих действий, позволяющих наблюдать (и корректировать по мере необходимости) продвижение ученика от незнания к знанию.
Другими словами, мониторинг связан с оценкой реализации целей и планов.
В рамках мониторинга проводится выявление и оценивание проведённых педагогических действий. При этом обеспечивается обратная связь, осведомляющая о соответствии фактических результатов деятельности педагога её конечным целям. То, что конечные цели не всегда соответствуют заданным, планируемым, - ситуация обычная. Задача состоит именно в том, чтобы правильно оценить степень, направление и причины отклонения.
В процессе мониторинга можно понять, достигается ли цель учебного процесса, существует ли положительная динамика в работе учащихся по сравнению с предыдущими результатами, соответствует ли уровень сложности учебного материала возможностям обучающихся, существуют ли предпосылки для совершенствования работы педагога.
Вот поэтому, осознав всю значимость и важность этой работы, я включила её, как неотъемлемую часть, во весь учебный процесс и на протяжении шести лет вела наблюдения, отслеживала реальную результативность, эффективность этого метода.
Для контроля своей работы в каждом классе (с 5 по 9) по русскому языку мною используются мониторинговые наблюдения по итогам проведения контрольных работ, включающие в себя следующие этапы:
- Проведение работы
- Обработка результатов
- Анализ результатов
- Выявление проблем каждого конкретного класса и конкретных учеников
- Постановка целей и задач, намечающих пути их преодоления
- Выбор форм, методов, конкретных упражнений, необходимых для ликвидации пробелов.
На каждый класс для удобства заведена папка с анализами работ. После проведения любой работы от администрации в таких папках фиксируются следующие данные:
- Количество учеников в классе
- Количество учеников на момент написания работы
- Оценки, процент качества, средний балл
- Типичные ошибки
- Анализ работы с последующими выводами и задачами работы.
ВХОДНОЙ КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ
В 5 КЛАССЕ
(СЕНТЯБРЬ 2011 г.)
Всего количество учеников в классе –
Выполняли работу – ученика.
Оценки.
Диктант | Задание | |
«5» |
|
|
«4» |
|
|
«3» |
|
|
«2» |
|
|
% качества |
|
|
Средний балл |
|
|
ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ.
Орфографические.
Пунктуационные.
Грамматическое задание.
АНАЛИЗ ДИКТАНТА.
В самом начале папки помещается сводная таблица результатов контрольных работ данного класса, начиная с 5-го и по 9 класс включительно. Такое систематическое ведение наблюдения каждого класса не только по отдельным видам работы, но и по годам даёт возможность наглядно представить все результаты работ конкретного класса, является основой для правильного выбора методов и приёмов работы с конкретным классом.
То есть в начале года после проведения входной административной работы мною сравниваются результаты этой работы с годовым контрольным диктантом этого же класса в прошлом учебном году для поиска более эффективной методики с учениками данного класса.
Осуществление такой работы особенно важно для каждого отдельного класса, поскольку все классы индивидуальны, и что хорошо для одних учеников, то же самое может не сработать с другими. Таким образом, ведя учеников с 5 по 9 класс, я имею реальную возможность проследить, какие методы и приёмы работают именно с этими учащимися.
Сводная таблица результатов
5 класс (2011 – 2012 учебный год)
Наименование вида работы | Кол-во уч-хся, писавших раб.(чел) | «5» | «4» | «3» | «2» | % кач-ва | Ср. балл |
Входная к/р.(сентябрь) |
|
|
|
|
|
|
|
Диктант за 1 ч. (октябрь) |
|
|
|
|
|
|
|
Диктант за 1 полугодие (декабрь) |
|
|
|
|
|
|
|
Итоговый к/д (май) |
|
|
|
|
|
|
|
6 класс (2012 – 2013 учебный год)
Наименование вида работы | Кол-во уч-хся, писавших раб. (чел) | «5» | «4» | «3» | «2» | % кач-ва | Ср. балл |
Входная к/р. (сентябрь) |
|
|
|
|
|
|
|
Диктант за 1 ч. (октябрь) |
|
|
|
|
|
|
|
Диктант за 1 полугодие (декабрь) | |||||||
Итоговый к/д (май) |
|
|
|
|
|
|
|
7 класс (2013 – 2014 учебный год)
Наименование вида работы | Кол-во уч-хся, писавших раб. (чел) | «5» | «4» | «3» | «2» | % кач-ва | Ср. балл |
Входная к/р. (сентябрь) |
|
|
|
|
|
|
|
Диктант за 1 ч. (октябрь) |
|
|
|
|
|
|
|
Диктант за 1 полугодие (декабрь) |
|
|
|
|
|
|
|
Итоговый к/д (май) |
|
|
|
|
|
|
|
8 класс (2014 – 2015 учебный год)
Наименование вида работы | Кол-во уч-хся, писавших раб. (чел) | «5» | «4» | «3» | «2» | % кач-ва | Ср. балл |
Входная к/р. (сентябрь) |
|
|
|
|
|
|
|
Диктант за 1 ч. (октябрь) |
|
|
|
|
|
|
|
Диктант за 1 полугодие (декабрь) |
|
|
|
|
|
|
|
Итоговый к/д (май) |
9 класс (2015 – 2016 учебный год)
Наименование вида работы | Кол-во уч-хся, писавших раб. (чел) | «5» | «4» | «3» | «2» | % кач-ва | Ср. балл |
Входная к/р. (сентябрь) |
|
|
|
|
|
|
|
Диктант за 1 ч. (октябрь) |
|
|
|
|
|
|
|
Диктант за 1 полугодие (декабрь) |
|
|
|
|
|
|
|
Итоговый к/д (май) |
Анализ любой работы предполагает:
- Выявление типичных ошибок в работах учащихся.
Анализируя после каждого проведённого контрольного диктанта ошибки, можно выявить закономерности, наметить дальнейшие пути работы именно с этим классом.
- Систематическое сравнение результатов предыдущих работ с вновь выполненной.
Это необходимо для того, чтобы посмотреть, правильно ли мною были ранее выбраны направления, формы работы, виды упражнений.
- Непосредственный анализ, в котором фиксирую следующее:
- проблемы конкретного класса;
- все свои недостатки, «промахи»: что удалось, что не удалось;
- обосновываю объективные и субъективные причины полученных результатов;
- отмечаю для себя фамилии учеников, не справившихся с работой, или, наоборот, тех, кто добился каких-то хотя бы незначительных результатов по сравнению с предыдущими работами;
- обязательный вывод эффективности выбранного направления, методики.
При разборе задаю себе вопросы:
- почему разные непоследовательные результаты?
- какие возникают трудности и встают задачи?
- каким путём, почему достигается небольшое, но улучшение?
Начиная с входной работы, ставлю перед собой задачи на весь год, а в течение года постепенно их конкретизирую.
Проведение такой мониторинговой деятельности помогает правильно определиться с методической темой, т.е. выбрать именно ту, которая необходима в данный момент для поиска и решения насущных проблем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт организации и мониторинга учебной деятельности в образовательном учреждении
В МОУ лицее №8 реализуется программа Развития лицея, программа определяет цели, задачи, направления, механизм реализации и предполагаемые результаты развития системы образования в лицее. Переход лицея...
Инновационный опыт организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся
Использование инновационных форм обучения в отличие от традиционных методик отводит ученику главную роль на пути к усвоению знаний, при которой учитель является активным помощником, организует, направ...
ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ КОЛЛЕКТИВНОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В РОЛИ КНИГОИЗДАТЕЛЕЙ
Статья посвящена актуальному вопросу воспитания в детях любви к книге. В статье описывается опыт воспитания любви к книге через организацию проектной деятельности учеников в роли книгоиздателей. Стать...
Методические рекомендации по организации мониторинга образовательной деятельности в учреждениях дополнительного образования детей
Для оценки освоения дополнительных общеобразовательных программ обучающимися в учреждениях дополнительного образования детей, разработана система мониторинга, являющаяся инструментом оценки качества д...
«Организация домашней учебной работы учащихся школы в условиях введения ФГОС ОО. Опыт организации домашней учебной работы учащихся в зарубежных школах»
Важное отличие домашних работ в связи с введение ФГОС то, что домашняя работа выполняет образовательную, развивающую и воспитательную функции, а не сводится к выполнению тог...
Статья "Опыт организации проектно-исследовательской деятельности учащихся по предметам филологического цикла"
В статье представлен опыт работы в организации проектно-исследовательской деятельности учащихся с использованием критического мышления при подготовке к урокам по русскому языку и литератур...
Опыт организации проектно-исследовательской деятельности школьников 4-10 классов в ОУ
Статья содержит описание опыта и основные практические положения, связанные с организацией проектно-исследовательской роботы в ОУ Санкт-Петербурга из опыта автора...