Имя существительное. Повторение изученного в начальной школе
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Килина Ольга Николаевна

Данный материал будет полезен педагогам, работающим в 5 классах при повторении темы «Имя существительное» за курс начальной школы. Вид урока – урок-экскурсия по родному селу. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon imya_sushchestvitelnoe_povtorenie_-_kopiya.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Имя существительное. Повторение изученного в начальной школе. Цель:

1.Обобщить известную информацию об имени существительном как части речи.

2.Совершенствовать умение определять морфологические признаки имени существительного.

3.Формировать навык употребление Ь после шипящих на конце у существительных, правописание безударных окончаний.

4.Прививать любовь к родному селу, воспитывать интерес к языку.

Ход урока:

I.Организационный момент.

II.Работа по теме:

1. Отгадайте, о какой речи говорится в стихотворении

Всему название даю-

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных нету!

- Какая же часть речи дает название каждому предмету? (имя существительное)

- Запись числа и темы урока.

- Сформулируйте, пожалуйста, цель нашего урока, что должны повторить, чему научиться (повторить и обобщить известный материал об имени существительном, уметь определять их морфологические признаки).

2. Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова Л. Успенского: «Имя существительное- хлеб языка» (запись на доске)

- Как вы думаете почему он так сказал об этой части речи?

- В конце урока мы вернемся к эпиграфу, и вы, возможно, дополните свои предложения.

- Сегодня у нас необычный урок- урок-экскурсия, а совершим мы ее по нашему селу- селу Фоки. Сколько лет нашему селу? (230 лет)

3. Итак, наша пристань на долгие годы-годы детства – село Фоки.

- А кто знает, почему наше село имеет такое название? (один из первых жителей Фока).

- Какие еще названия были у нашего села? (Букор Юрков(Фокино тож),

 Богородское, Фоки) (файл Карта села Фоки. jpg)

- К какой части речи относятся слова- село, Фоки?

- Что вы помните об этой части речи?

- Какие же названия предметам дает имя существительное.

- Приведите свои примеры (по рядам)

 Живые существа: девочка…

Явления природы: гроза, …

Действие как предмет: бег, ходьба, езда…

Признак как предмет: синева…

Вывод: имена существительные обозначают предмет, а еще действие как предмет, признак как предмет.

4. Продолжаем наше путешествие.

- Какая улица самая длинная? (улица Кирова). Она одна из первых появилась в нашем селе (файл Карта села Фоки. jpg)

- Назовите постоянные признаки имени существительного.

На практике проверить можно точно, кто смог теорию освоить прочно

«Подбери пару» «Кто быстрее».

- Подберите к существительным мужского рода парное существительное женского рода (по цепочке).

Отец, мужчина, брат, дедушка, дядя, внук, сын, сосед, мальчик, волк, кот

- Обратите внимание на обстановку нашего класса и подберите существительные среднего рода

Вывод: имена существительные бывают …. рода

5. Одна из самых старых улиц- это улица Заводская (файл Карта села Фоки. jpg)

- Почему она имеет такое название? (Льнозавод)

Большинство существительных изменяются по падежам, т.е. склоняются.

- Какие существительные относятся к 1,2,3 склонению?

На практике проверить можно точно, кто смог теорию освоить прочно

- Выборочный диктант на слух. Записать существительные по рядам

Семья, ребенок, дочь, аллея, чувство, рожь

1 ряд- 1 склонения, 2 ряд- 2 склонения, 3 ряд- 3 склонения

Вывод: в русском языке различаются 3 основных типа склонения.

- Обозначить орфограммы.

6. На какую орфограмму встретились слова в 3 ряду?

- Где мы можем прочитать правило? Где можно взять книги и почитать? (в библиотеке)

- На какой улице расположена библиотека имени Павленкова, которой в этом году- 120 лет

- И мы переходим улицу Красную. Помним, что пешеходный переход на этой улице находится только у администрации и у нового строящегося храма (файл Карта села Фоки. jpg)

- Чтение в учебнике правила (стр. 36) жужжащее чтение

На практике проверить можно точно, кто смог теорию освоить прочно

- Упражнение 93, выписать 5 слов существительных 3 склонения (1 ученик выполняет задание на доске, проверка).

Вывод: существительные 3 склонения пишутся с Ь.

7. Одна из достопримечательностей нашего села – это сквер-сад.

- Каким событиям посвящены находящиеся там памятники? (героям гражданской войны и ВОВ)

- Какие существительные мы называем одушевленные, а какие неодушевленные?

- «Кто? Что?». Мальчики хлопают в ладоши, если сущ. отвечает на вопрос кто, девочки, если на вопрос что. (Дети, дом, добро, друзья, родители, игра).

Вывод: имена существительные бывают одушевленными и неодушевленными.

8. -Как изменяются имена существительные? Назовите непостоянные признаки.

- Все течет, все изменяется, так улица Советская была отдельной деревней- деревней Фочки (файл Карта села Фоки. jpg)

На практике проверить можно точно, кто смог теорию освоить прочно

З: образуют существительные во мн.ч (работа в парах)

Звено-

Друг-

Брат-

Сын-

- проверка хором

- На какую орфограмму встретились вам слова? (разделительный Ь)

Вывод: имена существительные изменяются по числам.

9. Мы продолжаем наше путешествие. Именно с этой улицы уходили на фронт жители нашего села, именно здесь расположена администрация, здесь         же наша школа, которой в этом году… 145 лет (улица Ленина) (файл Карта села Фоки. jpg)

На доске объявлений у здания администрации мы увидели такую схему. Объясните, что она означает

        1 скл     2 скл    3 скл

Р.п.    -и          -          -и

Д.п.            -е          -          -и

П.п.    -е         -е          -и

10. У нас появляются новые улицы- улица Лукинская, Луговая. Расположены они вдоль лесной полосы. Нужно быть очень внимательным. Следующий наш пункт- орфографическая полянка.

На практике проверить можно точно, кто смог теорию освоить прочно

Разноуровневые задания.

- Объяснение каждого

На « 3»

Записать существительные в родительном, дательном и предложном падежах. Окончания обозначить графически.

1 склонение         2 склонение                  3 склонение

дорога                     дом                           помощь

Р.п.

Д.п.

П.п.

На «4»

Рядом с существительными в скобках указать их склонение и падеж, окончания существительных обозначить графически. О б р а з е ц: Шел по тропке (1 скл.,  Д.п.)

Жить в деревн…, бежать по дорожк…, лежать на скатерт…,

был в музе… и на конкурс…,  гулять по площад..., посидеть² у проруб…

На «5»

Выпишите имена существительные с недописанными окончаниями вместе с теми словами, от которых ставится  падежный вопрос. Укажите склонение и падеж.О б р а з е ц: Охотник шел по тропк…- шел по тропке (1 скл.,  Д.п.)

  1. В деревн… летом очень пахнет сухим сеном.
  2. Утром на восход…  роса заливает травы.
  3. По насып…  люди идут за грибами в лес.
  4. Не бросай друга в несчасть…
  5. Проверяй друга в опасност…

- Кто решится на оценку «5» (у доски)

- Проверка на доске.

- Домашнее задание точно такое же. Поднимите руку, кто справится?

Вывод: чтобы определить безударное окончание им. сущ. нужно определить склонение и падеж.

11. Какие улицы появились в нашем селе вместе с развитием птицеводства?

(улица Чайковская, Молодежная). Нужно много работать, чтобы был хороший результат.

- Какую синтаксическую роль выполняют имена существительные?

На практике проверить можно точно, кто смог теорию освоить прочно

- Выполнить разбор по членам предложения (у доски).

Сердце не забудет дом, детские игры, дорогу в школу.

Вывод: существительные могут быть разными членами предложения.

III. Итоги.

Чтобы знания были впрок, следует повторить урок.

- Попробуйте на себе роль учителя, задайте друг другу вопросы по теме урока: «Имя существительное», а затем я вас проверю.

- Что такое имя существительное?

- Какие морфологические признаки имеет эта часть речи?

- Каким членом предложения может быть имя существительное?

- Чему вы учились сегодня на уроке, что отрабатывали?

- Справились ли мы с поставленной целью урока- повторить известную информацию об имени существительном?

На всех языках мира есть такие слова:

Мать. Родина. Счастье. Река. Синева.

Кто б ни был, любому понятны они.

Слова- путеводные наши огни.

- Как в думаете, почему именно такие слова, как мама, Родина, счастье есть на всех языках?

- С помощью имен существительных можно нарисовать целую картину:

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья.

Серебро и колыханье

Сонного ручья.

На каждые 100 слов – 40 это имена существительные.

Почему же Л.Успенский сказал: «Имя существительное- хлеб языка».

- Сегодня мы совершили небольшую экскурсию по улицам нашего села. Но многие уголки так еще и не раскрыты. Если вы хотите узнать, где находилась типография, где находился маслозавод, откуда были привезены двухэтажные купеческие дома, сходите в библиотеку и почитайте сборник, изданный к юбилею села.

Чтобы упрочить ваши знания, даю домашнее задание

IV. Домашнее задание Упр. 95

на «3-4» выписать словосочетания

на «5» + разборы

Творческое – сочинить стихотворение о нашем селе.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Морфология. Имя существительное. Повторение изученного в начальной школе"

Урок русского языка в 5 классе. "Морфология. Имя существительное. Повторение изученного в начальной школе"....

Повторение изученного в начальной школе по теме "Глагол". 5 класс

Урок повторение изученного в начальной школе о глаголе. урок для 5 класса. Основан на краеведческом материале СВАО (Лосиный остров)....

Имя прилагательное. Повторение изученного в начальной школе. 5 класс

Презентация к уроку   "Имя прилагательное. Повторение изученного в начальной школе".  Презентация с анимацией. Дети отправляются в путешествие по осеннему лесу, где находят волшебное де...

Тема: имя существительное. Повторение изученного в начальной школе (По сказке В. Берестова «Как найти дорожку») Презентация.

Тема: имя существительное. Повторение изученного в начальной школе (По сказке В. Берестова «Как найти дорожку»)...

Урок по теме "Имя существительное. Повторение изученного в начальных классах" в 5 классе

Урок по ФГОС в 5 классе по теме "Имя существительное. Повторение изученного в начальных классах"...