Имя существительное. Повторение изученного в начальной школе
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Данный материал будет полезен педагогам, работающим в 5 классах при повторении темы «Имя существительное» за курс начальной школы. Вид урока – урок-экскурсия по родному селу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
imya_sushchestvitelnoe_povtorenie_-_kopiya.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Имя существительное. Повторение изученного в начальной школе. Цель:
1.Обобщить известную информацию об имени существительном как части речи.
2.Совершенствовать умение определять морфологические признаки имени существительного.
3.Формировать навык употребление Ь после шипящих на конце у существительных, правописание безударных окончаний.
4.Прививать любовь к родному селу, воспитывать интерес к языку.
Ход урока:
I.Организационный момент.
II.Работа по теме:
1. Отгадайте, о какой речи говорится в стихотворении
Всему название даю-
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных нету!
- Какая же часть речи дает название каждому предмету? (имя существительное)
- Запись числа и темы урока.
- Сформулируйте, пожалуйста, цель нашего урока, что должны повторить, чему научиться (повторить и обобщить известный материал об имени существительном, уметь определять их морфологические признаки).
2. Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова Л. Успенского: «Имя существительное- хлеб языка» (запись на доске)
- Как вы думаете почему он так сказал об этой части речи?
- В конце урока мы вернемся к эпиграфу, и вы, возможно, дополните свои предложения.
- Сегодня у нас необычный урок- урок-экскурсия, а совершим мы ее по нашему селу- селу Фоки. Сколько лет нашему селу? (230 лет)
3. Итак, наша пристань на долгие годы-годы детства – село Фоки.
- А кто знает, почему наше село имеет такое название? (один из первых жителей Фока).
- Какие еще названия были у нашего села? (Букор Юрков(Фокино тож),
Богородское, Фоки) (файл Карта села Фоки. jpg)
- К какой части речи относятся слова- село, Фоки?
- Что вы помните об этой части речи?
- Какие же названия предметам дает имя существительное.
- Приведите свои примеры (по рядам)
Живые существа: девочка…
Явления природы: гроза, …
Действие как предмет: бег, ходьба, езда…
Признак как предмет: синева…
Вывод: имена существительные обозначают предмет, а еще действие как предмет, признак как предмет.
4. Продолжаем наше путешествие.
- Какая улица самая длинная? (улица Кирова). Она одна из первых появилась в нашем селе (файл Карта села Фоки. jpg)
- Назовите постоянные признаки имени существительного.
На практике проверить можно точно, кто смог теорию освоить прочно
«Подбери пару» «Кто быстрее».
- Подберите к существительным мужского рода парное существительное женского рода (по цепочке).
Отец, мужчина, брат, дедушка, дядя, внук, сын, сосед, мальчик, волк, кот
- Обратите внимание на обстановку нашего класса и подберите существительные среднего рода
Вывод: имена существительные бывают …. рода
5. Одна из самых старых улиц- это улица Заводская (файл Карта села Фоки. jpg)
- Почему она имеет такое название? (Льнозавод)
Большинство существительных изменяются по падежам, т.е. склоняются.
- Какие существительные относятся к 1,2,3 склонению?
На практике проверить можно точно, кто смог теорию освоить прочно
- Выборочный диктант на слух. Записать существительные по рядам
Семья, ребенок, дочь, аллея, чувство, рожь
1 ряд- 1 склонения, 2 ряд- 2 склонения, 3 ряд- 3 склонения
Вывод: в русском языке различаются 3 основных типа склонения.
- Обозначить орфограммы.
6. На какую орфограмму встретились слова в 3 ряду?
- Где мы можем прочитать правило? Где можно взять книги и почитать? (в библиотеке)
- На какой улице расположена библиотека имени Павленкова, которой в этом году- 120 лет
- И мы переходим улицу Красную. Помним, что пешеходный переход на этой улице находится только у администрации и у нового строящегося храма (файл Карта села Фоки. jpg)
- Чтение в учебнике правила (стр. 36) жужжащее чтение
На практике проверить можно точно, кто смог теорию освоить прочно
- Упражнение 93, выписать 5 слов существительных 3 склонения (1 ученик выполняет задание на доске, проверка).
Вывод: существительные 3 склонения пишутся с Ь.
7. Одна из достопримечательностей нашего села – это сквер-сад.
- Каким событиям посвящены находящиеся там памятники? (героям гражданской войны и ВОВ)
- Какие существительные мы называем одушевленные, а какие неодушевленные?
- «Кто? Что?». Мальчики хлопают в ладоши, если сущ. отвечает на вопрос кто, девочки, если на вопрос что. (Дети, дом, добро, друзья, родители, игра).
Вывод: имена существительные бывают одушевленными и неодушевленными.
8. -Как изменяются имена существительные? Назовите непостоянные признаки.
- Все течет, все изменяется, так улица Советская была отдельной деревней- деревней Фочки (файл Карта села Фоки. jpg)
На практике проверить можно точно, кто смог теорию освоить прочно
З: образуют существительные во мн.ч (работа в парах)
Звено-
Друг-
Брат-
Сын-
- проверка хором
- На какую орфограмму встретились вам слова? (разделительный Ь)
Вывод: имена существительные изменяются по числам.
9. Мы продолжаем наше путешествие. Именно с этой улицы уходили на фронт жители нашего села, именно здесь расположена администрация, здесь же наша школа, которой в этом году… 145 лет (улица Ленина) (файл Карта села Фоки. jpg)
На доске объявлений у здания администрации мы увидели такую схему. Объясните, что она означает
1 скл 2 скл 3 скл
Р.п. -и - -и
Д.п. -е - -и
П.п. -е -е -и
10. У нас появляются новые улицы- улица Лукинская, Луговая. Расположены они вдоль лесной полосы. Нужно быть очень внимательным. Следующий наш пункт- орфографическая полянка.
На практике проверить можно точно, кто смог теорию освоить прочно
Разноуровневые задания.
- Объяснение каждого
На « 3»
Записать существительные в родительном, дательном и предложном падежах. Окончания обозначить графически.
1 склонение 2 склонение 3 склонение
дорога дом помощь
Р.п.
Д.п.
П.п.
На «4»
Рядом с существительными в скобках указать их склонение и падеж, окончания существительных обозначить графически. О б р а з е ц: Шел по тропке (1 скл., Д.п.)
Жить в деревн…, бежать по дорожк…, лежать на скатерт…,
был в музе… и на конкурс…, гулять по площад..., посидеть² у проруб…
На «5»
Выпишите имена существительные с недописанными окончаниями вместе с теми словами, от которых ставится падежный вопрос. Укажите склонение и падеж.О б р а з е ц: Охотник шел по тропк…- шел по тропке (1 скл., Д.п.)
- В деревн… летом очень пахнет сухим сеном.
- Утром на восход… роса заливает травы.
- По насып… люди идут за грибами в лес.
- Не бросай друга в несчасть…
- Проверяй друга в опасност…
- Кто решится на оценку «5» (у доски)
- Проверка на доске.
- Домашнее задание точно такое же. Поднимите руку, кто справится?
Вывод: чтобы определить безударное окончание им. сущ. нужно определить склонение и падеж.
11. Какие улицы появились в нашем селе вместе с развитием птицеводства?
(улица Чайковская, Молодежная). Нужно много работать, чтобы был хороший результат.
- Какую синтаксическую роль выполняют имена существительные?
На практике проверить можно точно, кто смог теорию освоить прочно
- Выполнить разбор по членам предложения (у доски).
Сердце не забудет дом, детские игры, дорогу в школу.
Вывод: существительные могут быть разными членами предложения.
III. Итоги.
Чтобы знания были впрок, следует повторить урок.
- Попробуйте на себе роль учителя, задайте друг другу вопросы по теме урока: «Имя существительное», а затем я вас проверю.
- Что такое имя существительное?
- Какие морфологические признаки имеет эта часть речи?
- Каким членом предложения может быть имя существительное?
- Чему вы учились сегодня на уроке, что отрабатывали?
- Справились ли мы с поставленной целью урока- повторить известную информацию об имени существительном?
На всех языках мира есть такие слова:
Мать. Родина. Счастье. Река. Синева.
Кто б ни был, любому понятны они.
Слова- путеводные наши огни.
- Как в думаете, почему именно такие слова, как мама, Родина, счастье есть на всех языках?
- С помощью имен существительных можно нарисовать целую картину:
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья.
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
На каждые 100 слов – 40 это имена существительные.
Почему же Л.Успенский сказал: «Имя существительное- хлеб языка».
- Сегодня мы совершили небольшую экскурсию по улицам нашего села. Но многие уголки так еще и не раскрыты. Если вы хотите узнать, где находилась типография, где находился маслозавод, откуда были привезены двухэтажные купеческие дома, сходите в библиотеку и почитайте сборник, изданный к юбилею села.
Чтобы упрочить ваши знания, даю домашнее задание
IV. Домашнее задание Упр. 95
на «3-4» выписать словосочетания
на «5» + разборы
Творческое – сочинить стихотворение о нашем селе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме "Морфология. Имя существительное. Повторение изученного в начальной школе"
Урок русского языка в 5 классе. "Морфология. Имя существительное. Повторение изученного в начальной школе"....
Повторение изученного в начальной школе по теме "Глагол". 5 класс
Урок повторение изученного в начальной школе о глаголе. урок для 5 класса. Основан на краеведческом материале СВАО (Лосиный остров)....
Имя прилагательное. Повторение изученного в начальной школе. 5 класс
Презентация к уроку "Имя прилагательное. Повторение изученного в начальной школе". Презентация с анимацией. Дети отправляются в путешествие по осеннему лесу, где находят волшебное де...
Тема: имя существительное. Повторение изученного в начальной школе (По сказке В. Берестова «Как найти дорожку») Презентация.
Тема: имя существительное. Повторение изученного в начальной школе (По сказке В. Берестова «Как найти дорожку»)...
Урок по теме "Имя существительное. Повторение изученного в начальных классах" в 5 классе
Урок по ФГОС в 5 классе по теме "Имя существительное. Повторение изученного в начальных классах"...
Разработка урока «Повторение изученного в начальной школе по теме « Имя существительное» 5 класс
Разработка. Презентация...