Работа учителя русского языка и литературы на уроке по формированию УУД
статья по русскому языку на тему
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. То есть научить ребёнка учиться не через память, а через универсальные учебные действия. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий. Поэтому в основе Стандартов лежит системно – деятельностный поход. Когда человек делает, он осваивает что-то новое и продвигается по пути своего развития. Он расширяет поле своих возможностей, завязывает отношения, которые развиваются в результате этой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Работа над УУД на уроках литературы и русского языка | 36.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Артюхина Надежда Викторовна,
учитель русского языка и литературы
МКОУ «Ширинская СОШ»
Работа учителя русского языка и литературы на уроке по формированию УУД
Великая цель образования не знания, а действия.
Герберт Спенсер
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. То есть научить ребёнка учиться не через память, а через универсальные учебные действия. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий. Поэтому в основе Стандартов лежит системно – деятельностный поход. Когда человек делает, он осваивает что-то новое и продвигается по пути своего развития. Он расширяет поле своих возможностей, завязывает отношения, которые развиваются в результате этой деятельности.
Учебные предметы гуманитарного цикла, на мой взгляд, и особенно литература, наиболее благоприятны для формирования универсальных учебных действий. В своём выступлении я хотела бы остановиться на личностных универсальных учебных действиях, потому что вопросы нравственного развития, вопросы воспитания личности, совершенствования человека волнуют общество особенно сейчас, когда всё чаще мы встречаем жестокость и насилие.
Составляющими УУД являются:
- основы гражданской идентичности путём знакомства в контексте художественных произведений с героическим прошлым России, переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям граждан; (М.А. Шолохов. «Судьба человека», «Они сражались за Родину»);
- действия нравственно – этического оценивания через выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей;
- прослеживание «судьбы героя» и ориентация учащегося в системе личностных смыслов (Андрей Соколов, «Судьба человека», Григорий Мелехов, «Тихий Дон»);
- самоопределение и самопознание на основе сравнения «Я» с героями литературных произведений посредством эмоционально – действенной индентификации;
- эмоционально – личностное отождествление себя с героями произведения, соотнесение и сопоставление их позиций, взглядов, мнений.
Через обучение происходит последовательное приобщение моих учеников к нравственным общечеловеческим ценностям. Художественные произведения, изучаемые на уроках литературы, представляют собой одно из важнейших средств нравственного воспитания, форму познания действительности, расширяют жизненный опыт ученика, создают для него духовно – эмоциональную среду, в которой органическая слитность эстетических и нравственных переживаний обогащает и духовно развивает личность ребёнка. Знакомясь с художественными произведениями, учащиеся усваивают такие понятия как добро, справедливость, совесть, честь, ответственность, смелость, гордость и другие. Анализируя и оценивания поступки героев, учатся преодолевать свои собственные слабости. Исследуя поступки героев, оценивая их нравственные качества, ученики отвечают на вопросы: «Чем руководствуются участники ситуации, делая свой выбор поведения?», при обобщении знаний - « В чём идейное содержание произведения?» «Какую нравственную проблему решает автор?».Исследовательская деятельность учащихся позволяет осознать аспекты нравственного поведения в поступках людей, развивает их способность к пониманию и взаимопониманию, то есть социальному познанию окружающей среды через погружение в конкретные события художественного текста.
В последнее время для оценки качества знаний на экзаменах всё шире применяются тесты как объективные, достоверные и теоретически обоснованные методы измерения, снимающие к тому же влияние фактора субъективности. Тесты как форма контроля оперативны, компактны, способны дать более или менее точную картину владения информацией, поддающейся оперативной компьютерной обработке. На своих уроках я часто использую тестовую методику при обучении русскому языку и литературе, что обеспечивает формирование коммуникативной компетенции. Использование тестовой методики позволяет, с моей точки зрения, формировать коммуникативные навыки (умение вести диалог, участвовать в дискуссии,(если тест устный), выступать по теме и др.). Именно чувство слова, языковая интуиция становятся основой самосовершенствования уровня речевого развития, помогают стать грамотными в широком смысле этого слова.
Использую часто тесты на разных этапах уроков литературы: при проверке домашнего задания, при закреплении, на итоговых уроках.
При работе с текстом на уроках литературы использую чтение с остановками (если читаем вслух), комментирование, чтение с пометами (если читают самостоятельно), составление плана к тексту или таблицы (если идёт знакомство с биографией писателя, поэта).
Годы | Общественно – политическая жизнь | Факты биографии писателя |
Также на уроках литературы составляем с ребятами кластеры. Им нравится такая работа. Она активизирует работу ребят на уроке, заставляет более внимательно читать текст, участвовать в беседе, в обсуждении. Так, например, изучая рассказа И.С. Тургенева «Муму», проанализировав образ Герасима, составили такой синквейн:
и кластер.
Герасим
Добрый, трудолюбивый
Заботится, любит, работает
Не должен страдать из - за жестокости людей
Человек
Выполнение тестовой работы по русскому языку требует от обучающихся следующих умений:
- анализировать, классифицировать факты с целью обеспечения различных видов речевой деятельности;
- оценивать языковые факты с точки зрения нормативности;
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности поставленных коммуникативных задач;
- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
- создавать собственное речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; осуществлять речевой контроль.
Деятельностный подход обеспечивает системное включение ребят в процесс самостоятельного построения им нового знания.
Хоть выйди ты не в белый свет,
А в поле за околицей,-
Пока идёшь за кем – то в след,
Дорога не запомнится.
Зато куда б ты ни попал
И по какой распутице,
Дорога, что ты сам искал,
Вовек не позабудется.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Формирование устойчивого нравственного поведения на уроках русского языка и литературы". Разработка урока литературы литературы в 8 классе.
Преподавание русского языка. Новые компетенции в условиях ФГОС....
Пути формирования УУД средствами русского языка и литературы на уроках и во внеурочное время
Статья из опыта работы по формированию УУД средствами русского языка и литературы на уроках и во внеурочное время....
«Формирование мотивации к изучению русского языка и литературы на уроках и во внеурочной деятельности как один из показателей повышения качества образования».
Материал статьи обобщил опыт работы по теме «Формирование мотивации к изучению русского языка и литературы на уроках и во внеурочной деятельности как один из показателей повышения качества образ...
«Пути формирования УУД (личностных, познавательных, регулятивных) средствами русского языка и литературы на уроках и во внеурочное время»
«Пути формирования УУД (личностных, познавательных, регулятивных) средствами русского языка и лит...
Словарная работа на уроках русского языка и литературы как эффективный способ формирования грамотности у учащихся
В этой статье раскрывается небольшой опыт работы по повышению грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы....
План самообразования по теме:«Комплексный анализ текста на уроках русского языка и литературы как эффективный способ формирования коммуникативной компетенции».
План самообразования по теме:«Комплексный анализ текста на уроках русского языка и литературы как эффективный способ формирования коммуникативной компетенции»....
Программа по самообразованию учителя русского языка и литературы «Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы» Сроки реализ
Программа по самообразованию учителя русского языка и литературы ...