Урок развития речи "Сочинение по картине Ю. Ракши "Проводы ополчения"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме
На уроке организованая групповая работа. Ребята самостоятельно готовят материал для написания сочинения, делятся своими наработками с товарищами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yuriy_raksha.docx | 30.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка по развитию речи в 8 классе
Программа « Русский язык 5 – 9 класс», авторы: Т.М. Баранов,
Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский.
Учебник под редакцией Т.М. Баранова, Т.А. Ладыженской и др.
Структурные элементы учебного занятия (Т.И. Шамова и др.)
1 слайд
Подготовка к написанию сочинения по
картине Юрия Ракши «Проводы ополчения»
Верная любовь помогает переносить все тяготы.
Иоганн Фридрих Шиллер
Цели урока:
- Подготовка учащихся к написанию сочинения по картине.
- Развитие устной коммуникации учащихся.
- Воспитание патриотических качеств учащихся.
Технолигия урока: информационно- коммуникативная
Форма работы: групповая
Оборудование к уроку: презентация, репродукция картины Юрия Ракши «Проводы ополчения», оценочный лист.
Ход урока
- Экспозиция
Задача: Продолжить формирование умения самостоятельно формулировать цель урока, потребности обучения.
Ребята, на уроке будет групповая работа. Предлагаю разделиться на группы по желанию. Познакомьтесь с оценочным листом.
Тема урока «Подготовка к написанию сочинения по картине Юрия Ракши «Проводы ополчения»
Какая цель нашего урока?
Почему мы взяли такой эпиграф к уроку? (подумайте и ответим в конце занятия).
Ребята, что вы ожидаете от урока?
Используется метод «Дерево ожиданий». Учащиеся самостоятельно формулируют свои ожидания от урока. Учитель заранее готовит большой плакат с условным «деревом». В начале урока детям раздаются заготовленные яблоки. На них учащиеся пишут свои ожидания от урока и по очереди помещают их на дерево. По мере того как ожидания будут исполняться, т.е. яблоки будут созревать, можно их снимать и «собирать» в корзину.
- Презентация нового.
Задача: Продолжить формирование умения самостоятельно добывать знания.
Ребята, мы будем работать на уроке с картиной Юрия Ракши «Проводы ополчения». Послушайте краткое сообщение о его жизни и творчестве. (индивидуальное задание)
2 слайд (портрет художника)
Ракша Юрий Михайлович (2.12.1937-1.09.1980), русский художник. Родился в Уфе, в рабочей семье. Учился в художественной школе при институте им. Сурикова. По окончании ВГИКа пятнадцать лет работал художником-постановщиком на Мосфильме (из наиболее значительных кинофильмов “Время, вперед!”и “Восхождение”). Широкая популярность пришла к нему с первыми выставками. Его полотна — “Современник”, “Добрый зверь, добрый человек”, “Моя мама”, “Продолжение”, “Разговор о будущем”, “Земляничная поляна” и др. — демонстрировались на всесоюзных и международных выставках.
Сегодня, описывая картину, мы будем пользоваться следующими терминами: передний план картины, второй план картины, дальний план, фон. У вас на столах карточки. На красных карточках написаны термины, а на белых определения терминов. Соотнесите термины и определения.
3 слад (проверка работы с карточками)
передний план картины – то что художник изображает ближе всего к зрителю, второй план – то, что находится посередине картины, дальний план картины – зона, удалённая от зрителя, фон – основной цвет, тон, на котором пишется картина и рисуется что – нибудь; 2. то, что изображено вдалеке.
Сегодня на уроке мы будем использовать тип речи: описание.
Вспомним, какой тип речи называется описанием? Можете пользоваться тетрадями – справочниками. Дети дают определения и сопоставляют свои выводы с определением на слайде.
4 слайд (проверка типа речи)
Описание - изображение людей, предметов, животных, природы. Описывать – значит изображать, перечислять признаки, отличительные приметы, характерные особенности людей, живых существ, предметов, событий действий. К тексту можно задать вопрос какой?
Какие изобразительно – выразительные средства языка вы помните? Назовите их.
Назовите, пожалуйста, изобразительно – выразительные средства языка. Дайте определения. Посмотрите на слайд, проверьте свои ответы.
5 слайд (проверка определений изобразительно – выразительных средств)
Антитеза - противопоставление.
Оксюморон - сочетание прямо противоположных слов с целью показать противоречивость явления.
Метафора – изобразительный приём, основанный на перенесении значения по подобию, сходству, аналогии.
Эпитет - это образное определение, которое дает художественную характеристику явлению или предмету.
Олицетворе́ние — троп, приписывание свойств и признаков одушевлённых предметов неодушевлённым. Весьма часто олицетворение применяется при изображении природы, которая наделяется теми или иными человеческими чертами.
Сравнение - это образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов или состояний, имеющих общий признак.
- Проработка нового
Задача: Продолжить формирование навыков исследовательской работы, навыков взаимодействия в группе.
Ребята, я предлагаю вам взять карточку, цвет которой вам нравится. Предлагаю три цвета: зелёный, коричневый, жёлтый. Образуйте группы по цвету. Каждая группа получает задание и готовит рабочие материалы для написания сочинения.
Задания в группе распределите самостоятельно. Каждый из вас готовит какой-то вопрос или часть вопроса, затем в группе прослушайте друг друга, дополните ответы. Затем вы возвращаетесь в первичные группы, и каждый из вас рассказывает материал, который обсуждался в группе вторичного состава.
6 слайд (картина Юрия Ракши «Проводы ополченцев» с наложением музыки)
Ребята, посмотрите внимательно на картину и послушайте музыку Шуберта «Аве Мария». Соответствует ли музыка содержанию картины? Почему вы так думаете?
(После обсуждения вопросов, учащиеся работают в группах).
Карточка для группы 1
Описание мужчин – ополченцев
1.Опишите снаряжение мужчин – ополченцев.
2.Какое настроение у мужчин – ополченцев? Какая деталь говорит
об их патриотизме?
3.Опишите задний план картины, стену города.
Карточка для группы №2
Описание природы, погоды
1.Опишите небо (цвет неба, облака).
2.Опишите лужайку. Какими цветами пользуется художник.
3.Какие эпитеты, сравнения, метафоры можно подобрать
к описанию неба, травы?
Карточка для группы №3
Описание женщин, детей, старика
1.Опишите позы женщин, детей, старика.
2.Опишите мимику женщин, детей, старика.
3.Опишите одежду женщин, детей, старика.
После работы во вторичных группах учащиеся возвращаются в группу первичного состава и рассказывают материал, приготовленный в группах второго состава. Работают с карточками по орфографии (приложение 1).
- Контроль, оценка
Задача: Продолжить формирование умения самостоятельно оценивать свои знания и деятельность на уроке.
Фронтальная беседа.
О чём вы будете писать в начале сочинения?
Что у вас будет основной частью работы?
Как вы закончите своё сочинение?
Рефлексия
Давайте вернёмся к началу урока. Вы готовы написать сочинение? Прочитаем ещё раз эпиграф урока. Почему взят такой эпиграф? Соответствует он содержанию урока?
Ребята, посмотрите на дерево, которое расположено на доске. У кого яблоки остались на дереве? (Если яблоки у кого – то остались на дереве, ещё раз вместе с ребятами из других групп работаем над непонятыми вопросами). С помощью оценочных листов оцените свою работу на уроке (ребята в группе обсуждают работу на уроке каждого ученика).
5. Организационно – связующий этап
Задача: Продолжить формирование самостоятельного осмысления изученного на уроке, развитие творческих способностей.
7 слайд
Домашняя работа: составить план, написать сочинение или написать сочинение на черновике.
Приложение 1
Карточка
Обл…ка, ре…т ветер, пр…зрачный воздух, тёмно ( )зелёная трава, разброса…ы по лужайке, величестве…ая поза, прост…волосая, сед…волосый старец, прост…людины, дли…ые рубахи, , ре…т флаг, мужестве…ые лица белокаме…ая Москва
Приложение 2 (примерный оценочный лист)
«5»
- Активно работал (а) на уроке, дал полный ответ на поставленный вопрос.
- Речь была правильной, красивой, грамотной (использовал изобразительно – выразительные средства языка, допустил 1 - 2 речевые ошибки).
- С уважением относился к товарищам.
«4»
- Активно работал (а) на уроке, но дал неполный ответ на поставленный вопрос.
- Речь была правильной, красивой, грамотной, но недостаточно использовал(а) изобразительно – выразительные средства языка, допустил 3 – 5 речевых ошибок.
- С уважением относился к товарищам.
«3»
- Недостаточно активно работал (а) на уроке, дал неполный ответ на поставленный вопрос.
- Словарный запас бедный, не использовал(а) изобразительно – выразительные средства языка, допустил более 5 речевых ошибок.
- С уважением относился к товарищам.
Урок разработа: Яук Н.В., учитель русского языка и литературы, МБОУ «Седельниковская СШ».
Адрес:
Омская область, Седельниковский район, село Седельниково, улица Кропотова, 32а, квартира 36
Телефон: 8 950 338 9792
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи по картине И.Е.Репина "Пушкин на лицейском экзамене 8 января 1815 года". 6 -7 класс.
Урок посвящен 200-летию Царскосельского Лицея. Цель урока- сочинение по картине И.Е.Репина "Пушкин на лицейском экзамене 8 января 1815 года". В уроке использованы фрагменты произведений А.С.пушк...
Интегрированный урок развития речи по картине Грабаря "Февральская лазурь"
Данный урок будет интересен педагогам, работающим в коррекционных( специальных) школах для слабослышащих учащихся. Урок разработан по технологии дифферинцированного обучения....
Урок развития речи по картине В. М. Васнецова "Витязь на распутье"
Презентация к уроку развития речи по картине В.М. Васнецова "Витязь на распутье". Презентация содержит качественные иллюстрации к биографии художника, разделу его творчества, связанному с УНТ. Во втор...
Урок развития речи по картине Е.В.Сыромятниковой «Первые зрители». 6 класс
Подготовка к написанию сочинения по картине Е.В.Сыромятниковой «Первые зрители». Урок развития речи по картине в 6 классе (авторы М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.)....
Урок развития речи по картине Яблонской "Утро"
Разработка урока с учётом современных требований и возрастных особенностей детей....
Презентация для проведения урока развития речи "Описание картины И. Левитана "Золотая осень" (5-6 класс, русский язык)
В презентации представлены краткие сведения о художнике и особенностях его творчества, о создании картины. Дана словарная работа с рядами синонимов, со словами, характеризующими цветовую гамму картины...
Урок развития речи по картине И.Грабаря "Ясный осенний вечер"
Цель: формировать умение писать сочинение по картине, передавать в определенной композиционной последовательности ее содержание с использованием своих наблюдений; ...