Отрицательные местоимения
материал по русскому языку (6 класс) по теме
Конспект урока "Отрицательные местоимения", компьютерная презентация к уроку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
11-01-2014_22-54-13.zip | 141.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока учителя русского языка и литературы
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7» г. Калуги
Лысенко Кристины Анатольевны
Русский язык. 6 класс.
Русский язык. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. М. Т. Баранов,
Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова, Л. Т. Григорян, И. И. Кулибаба. Рекомендовано МО РФ. Москва «Просвещение» 2004.
Тема урока: Отрицательные местоимения (3-й урок).
Цели урока: повторить сведения об отрицательных местоимениях; формировать умение распознавать – не и ни в отрицательных местоимениях; развивать навык правильно писать отрицательные местоимения с предлогами, грамотно употреблять их в речи; воспитывать интерес к русскому языку.
Оборудование: компьютерный класс, мультимедийный проектор, раздаточный материал, компьютерная презентация, ЦОРы.
Ход урока.
Презентация.
I. Организационный момент (слайд 2).
II. Фронтальный опрос (слайд 3).
- Какие местоимения называются отрицательными? При ответе используется интерактивная таблица ЦОР (см. единую коллекцию ЦОР- русский язык-6 класс-«Русский язык. Теория», 5-9 классы, В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова).
- Как образуются отрицательные местоимения?
- В каком случае в отрицательных местоимениях пишется приставка –не-, а когда –ни-?
- Как склоняются отрицательные местоимения? При ответе используется интерактивная таблица ЦОР (см. единую коллекцию ЦОР- русский язык-6 класс-«Русский язык. Теория», 5-9 классы, В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова)
- В каком случае местоимения с –не- и –ни- пишутся раздельно?
- Какие отрицательные местоимения не имеют именительного падежа?
- При каком условии отрицательное местоимение с –ни- усиливает отрицательный смысл предложения?
III. Проверка домашнего задания.
1. Индивидуальная работа по карточкам.
Карточка № 1.
Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Обозначьте условия выбора вставленных орфограмм.
Мы сильны но (ни, не) кому (не) грозим (ни, не) (на) кого
(не) хотим нап…дать. Но пусть и (с) нами (ни, не) кто
(не) пробу…т г…ворить языком угрозы и силы.
Карточка № 2.
Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Обозначьте условия выбора вставленных орфограмм.
В этой записке крупно синим карандаш…м было написано Девочка (ни, не) кого дома (не) бойся. Всё в порядке, и (ни, не) кто (от) меня (ни, не) чего (не) узна…т. А ниже стояла подпись: «Тимур».
Карточка № 3.
Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Обозначьте условия выбора вставленных орфограмм.
(Не) визжат пули (не) грохают снаряды (не) г…рят деревни. Не надо от пуль на пол л…житься не надо от снарядов в погребах прятаться не надо от пожаров в лес бежать. (Не, ни)чего буржуинов боя(тся, ться). (Не, ни) кому в пояс кланя(тся, ться).
2. Проверка упражнения № 430 (слайд 4).
- Назовите слова, в которых есть орфограмма «Не и ни в отрицательных местоимениях» и объясните условия выбора.
- Над какими орфограммами ещё работали?
3. - Объясните значение слова «шелковица» (слайд 5).
а) Подберите однокоренные слова.
б) Составьте предложение, используя в нём отрицательное местоимение и однокоренное слово «шелковица».
- Упражнения (слайд 6).
- Заменить устойчивые сочетания «вокруг не было ни души», «не было слышно ни звука отрицательными местоимениями».
- Составьте предложения, противоположные по смыслу данным: У всех есть нужные книги. - …Есть с кем посоветоваться. - … Привыкли ко всему. - …
- Постройте предложения с отрицательными местоимениями: ничего – нечего,
ни с кем – не с кем.
- Задание выполняется учащимися за компьютерами: найти в тексте отрицательные местоимения, объяснить их правописание (используется текст из единой коллекции ЦОР).
Проверка методом взаимопроверки.
- Работа с текстом (слайд 7).
- Определите, из какого произведения следующий отрывок.
- Запишите его под диктовку.
Он летел одну минуту, он ничего не успел разглядеть.
Сперва ему показалось, что он попал в какой-то удивительный птичник, где возились разноцветные драгоценные птицы южных стран. А в следующее мгновение он подумал, что это не птичник, а фруктовая лавка, полная тропических плодов…
Продавец со всего размаху сел во что-то мягкое и тёплое. Шаров он не выпускал. Он зажмурил глаза и решил их не раскрывать ни за что в жизни.
( По Ю. Олеше. «Три толстяка».)
- Назовите пунктограммы.
- Объясните слитное и раздельное написание не и ни со словами различных частей речи.
- В каких случаях отрицательные местоимения с приставкой –ни- употреблены для усиления отрицания.
- Подчеркните местоимения как члены предложения.
- Произведите морфемный разбор слов: разноцветные, драгоценные.
VII. Итоги урока.
VIII. Домашнее задание: выписать из рассказа В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой» предложения с отрицательными местоимениями (слайд 8).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по теме: "Отрицательные местоимения"
Цели урока реализовывались через игру, близкую по форме к компьютерной, Такой тип урока позволяет повысить познавательную активность учащихся, создать атмосферу непринужденности, развить творчес...
Презентация "Отрицательные местоимения"
Презентация "Отрицательные местоимения" является приложением к конспекту урока по теме "Отрицательные местоимения"...
Урок русского языка в 6 классе "Отрицательные местоимения"
Урок с использованием интерактивной доски, проблемное обучение, программа Разумовской М.М....
Урок русского языка в 6 классе по теме: "Отрицательные местоимения"
Предлагаемый урок направлен на развитие у учащихся навыков правописания приставок не- и ни- в отрицательных местоимениях. На уроке используется интерактивная доска, так как одним из ...
Правописание отрицательных местоимений.
Знакомство учащихся с образованием и правилами написания местоимений. Объяснение нового материала, коллективния и самостоятельная работа на уроке. Раздаточный материал по теме....
Лингвистическая сказка про отрицательные местоимения
Данную сказку можно использовать при изучении Отрицательных местоимений в 6 классе...
Лингвистическая сказка про отрицательные местоимения
Лингвистическую сказку можно использовать при объяснении нового материала в 6 классе...