Отрицательные местоимения
материал по русскому языку (6 класс) по теме

Кристина Анатольевна Лысенко

Конспект урока "Отрицательные местоимения", компьютерная презентация к уроку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon 11-01-2014_22-54-13.zip141.84 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока учителя русского языка и литературы

 МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7» г. Калуги

Лысенко Кристины Анатольевны

Русский язык. 6 класс.

Русский язык. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. М. Т. Баранов,

Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова, Л. Т. Григорян, И. И. Кулибаба. Рекомендовано МО РФ. Москва «Просвещение» 2004.

Тема урока: Отрицательные местоимения (3-й урок).

Цели урока: повторить сведения об отрицательных местоимениях; формировать умение распознавать – не и ни в отрицательных местоимениях; развивать навык правильно писать отрицательные местоимения с предлогами, грамотно употреблять их в речи; воспитывать интерес к русскому языку.

Оборудование: компьютерный класс, мультимедийный проектор, раздаточный материал, компьютерная презентация, ЦОРы.

Ход урока.

Презентация.

I.    Организационный момент (слайд 2).

      II.   Фронтальный опрос (слайд 3).

  • Какие местоимения называются отрицательными? При ответе используется интерактивная таблица ЦОР (см. единую коллекцию ЦОР- русский язык-6 класс-«Русский язык. Теория», 5-9 классы, В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова).
  • Как образуются отрицательные местоимения?
  • В каком случае в отрицательных местоимениях пишется приставка –не-, а когда –ни-?
  • Как склоняются  отрицательные местоимения?  При ответе используется интерактивная таблица ЦОР (см. единую коллекцию ЦОР- русский язык-6 класс-«Русский язык. Теория», 5-9 классы, В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова)
  • В каком случае  местоимения с –не- и –ни- пишутся раздельно?
  • Какие отрицательные местоимения не имеют именительного падежа?
  • При каком условии  отрицательное местоимение с –ни- усиливает отрицательный смысл предложения?

     

      III.  Проверка домашнего задания.

      1. Индивидуальная работа по карточкам.

  Карточка № 1.  

Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Обозначьте условия выбора вставленных орфограмм.

Мы сильны но (ни, не) кому (не) грозим (ни, не) (на) кого

(не) хотим нап…дать. Но пусть и (с) нами (ни, не) кто

(не) пробу…т г…ворить языком угрозы и силы.

              Карточка № 2.

Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Обозначьте условия выбора вставленных орфограмм.

В этой записке крупно синим карандаш…м было написано Девочка (ни, не) кого дома (не) бойся. Всё в порядке, и (ни, не) кто (от) меня (ни, не) чего (не) узна…т. А ниже стояла подпись: «Тимур».

              Карточка № 3.

Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Обозначьте условия выбора вставленных орфограмм.

(Не) визжат пули (не) грохают снаряды (не) г…рят деревни. Не надо от пуль на пол л…житься не надо от снарядов в погребах прятаться не надо от пожаров в лес бежать. (Не, ни)чего буржуинов боя(тся, ться). (Не, ни) кому в пояс кланя(тся, ться).

2. Проверка упражнения № 430 (слайд 4).

- Назовите слова, в которых есть орфограмма «Не и ни в отрицательных местоимениях» и объясните условия выбора.

- Над какими орфограммами ещё работали?

3.  - Объясните значение слова «шелковица» (слайд 5).                                                                                                                                                                              

а) Подберите однокоренные слова.

б) Составьте предложение, используя в нём отрицательное местоимение и однокоренное слово «шелковица».

       

  1. Упражнения (слайд 6).

  1. Заменить устойчивые сочетания «вокруг не было ни души», «не было слышно ни звука отрицательными местоимениями».
  2. Составьте предложения, противоположные по смыслу данным: У всех есть нужные книги. - …Есть с кем посоветоваться. - … Привыкли ко всему. - …
  3.   Постройте предложения с отрицательными местоимениями: ничего – нечего,

       ни с кем – не с кем.

  1. Задание выполняется учащимися за компьютерами: найти в тексте отрицательные местоимения, объяснить их правописание (используется текст из единой коллекции ЦОР).

            Проверка методом взаимопроверки.

  1. Работа с текстом (слайд 7).

              - Определите, из какого произведения следующий отрывок.

  - Запишите его под диктовку.

           

              Он летел одну минуту, он ничего не успел разглядеть.

              Сперва ему показалось, что он попал в какой-то удивительный птичник, где возились разноцветные драгоценные птицы южных стран. А в следующее мгновение он подумал, что это не птичник, а фруктовая лавка, полная тропических плодов…

 Продавец со всего размаху сел во что-то мягкое и тёплое. Шаров он не выпускал.   Он зажмурил глаза и решил их не раскрывать ни за что в жизни.

                                                                                   ( По Ю. Олеше. «Три толстяка».)

 

  - Назовите пунктограммы.

  - Объясните слитное и раздельное написание не и ни со словами различных частей речи.

  - В каких случаях отрицательные местоимения с приставкой –ни- употреблены для усиления отрицания.

  - Подчеркните местоимения как члены предложения.

  - Произведите морфемный разбор слов: разноцветные, драгоценные.

       VII.        Итоги урока.

                   

       VIII.       Домашнее задание: выписать из рассказа В. П. Астафьева «Конь с розовой    гривой» предложения с отрицательными местоимениями (слайд 8).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме: "Отрицательные местоимения"

Цели урока реализовывались через игру, близкую по форме к  компьютерной, Такой тип урока позволяет повысить познавательную активность учащихся, создать атмосферу непринужденности, развить творчес...

Презентация "Отрицательные местоимения"

Презентация "Отрицательные местоимения" является приложением к конспекту урока по теме "Отрицательные местоимения"...

Урок русского языка в 6 классе "Отрицательные местоимения"

Урок с использованием интерактивной доски, проблемное обучение, программа Разумовской М.М....

Урок русского языка в 6 классе по теме: "Отрицательные местоимения"

Предлагаемый урок направлен на развитие у учащихся навыков правописания приставок  не- и ни-  в отрицательных местоимениях. На уроке используется интерактивная доска, так как  одним из ...

Правописание отрицательных местоимений.

Знакомство учащихся с образованием и правилами написания местоимений. Объяснение нового материала, коллективния и самостоятельная работа на уроке. Раздаточный материал по теме....

Лингвистическая сказка про отрицательные местоимения

Данную сказку можно использовать при изучении Отрицательных местоимений в 6 классе...

Лингвистическая сказка про отрицательные местоимения

Лингвистическую сказку можно использовать при объяснении нового материала в 6 классе...