Представление собственного инновационного педагогического опыта.
статья по русскому языку по теме
Данная работа посвящена теме:"Формирование навыков самостоятельной исследовательской работы учащихся на уроках русского языка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predstavlenie_sobstvennogo_opyta.docx | 18.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Представление собственного инновационного
педагогического опыта.
Проблема: «Формирование навыков самостоятельной
исследовательской работы учащихся на уроках русского языка»
Актуальность и перспективность опыта
В современную эпоху быстрого обновления знаний и информационных технологий важное место в образовательном процессе занимает формирование навыков самостоятельной исследовательской работы обучающихся на уроках русского языка. В новых условиях для эффективной работы недостаточно уметь воспроизводить полученные знания,- нужно уметь творчески их применять в практических целях, уметь работать с разнородной информацией, использовать её. Следовательно, важной актуальной задачей становится формирование навыков исследовательской работы.
В настоящее время основной образовательной задачей является формирование деятельностного подхода в обучении, направленному на самостоятельное, активное добывание знаний обучающимися.
В Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования по русскому языку эта задача конкретизируется: на старшей ступени школы сформировать навыки ведения исследовательской работы во всей её полноте: «выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приёмами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза, самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера».
Таким образом, мой педагогический опыт в настоящее время очень актуален и перспективен.
Концептуальность
Главные задачи современного образования можно сформулировать так:
- максимально обеспечить развитие в каждом человеке его генетических способностей;
- развивать у людей рациональное критическое мышление;
Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения учащимся проявить свои таланты, весь свой творческий потенциал. Такое образование должно превратиться в процессе непрерывного развития личности, знаний, навыков, а также способности выносить суждения и предпринимать различные действия.
Своеобразие и новизна опыта заключается в помощи учащимся в самопознании, ибо только таким путем ученик может построить траекторию своего развития.
Ведущая педагогическая идея
Развитие самостоятельной, активно развивающейся творческой личности, способной к самореализации в обществе.
Заявленная идея определяет дальнейшие задачи:
1. Создание условий для самовыражения учащихся в соответствии с их индивидуальными особенностями;
2. Использование различных педагогических технологий, а именно исследовательской деятельности, для развития творческого и интеллектуального потенциала учащихся;
3. Активизация и стимуляция процессов осмысленного учения на уроках русского языка.
Оптимальность и эффективность средств
Исследовательская работа – это одно из новых методологических направлений. Она предполагает научное изучение определённой темы. В школьной практике используется два вида исследовательской деятельности: научно-исследовательская, в результате которой мы получаем новое знание об окружающем мире, и учебно-исследовательская, которая учит универсальному способу получения знаний.
Этапы выполнения исследовательской работы:
1. Первый этап – подготовка к исследованию;
-выбор темы и составление списка литературы по проблеме исследования;
-определение объекта и предмета исследования;
-изучение литературы по теме;
-уточнение темы, формулировка гипотезы, цели и задач, выборов методов исследования.
Для формирования навыков самостоятельной исследовательской работы на уроках русского языка я использую следующие лингвистические методы:
. словообразовательный анализ;
. семантический анализ;
. стилистический анализ;
.описательный метод – описание фактов, предметов, явлений;
. лингвистический анализ художественного текста;
. сравнительно-исторический метод;
. экспериментальный метод – наблюдение и различные виды анкетирования;
Второй этап – подготовка и проведение исследования:
1. сбор материала;
2. обработка полученного материала;
3. формулирование выводов.
Третий этап – оформление исследовательской работы:
1. написание основной части работы, её введения и заключения;
2. составление списка литературы;
3. составление списка иллюстраций;
4. составление приложений;
5. оформление титульного листа.
Четвёртый этап – защита работы.
Результативность опыта
Вся моя деятельность как учителя направлена на развитие самостоятельной, активно развивающейся творческой личности, способной к самореализации в обществе. Для достижения этой цели я стараюсь создать на своих занятиях нужные условия для самовыражения учащихся, использую различные педагогические технологии, а именно исследовательскую деятельность, для развития творческого и интеллектуального потенциала учащихся.
Подтверждением эффективности исследовательской деятельности как педагогической технологии являются следующие показатели:
1. Развитие самостоятельного мышления и деятельности, и, как следствие, формирование творческой личности:
- участие обучающихся в разнообразных олимпиадах:
школьных;
муниципальных;
общероссийских конкурсах и олимпиадах;
2. Формирование навыков самостоятельной исследовательской работы учащихся на уроках русского языка способствует усвоению учебного материала.
Кроме того, повышается работоспособность учащихся, повышается интерес к предмету, развиваются память, речь. Всё вместе способствует самоопределению учащихся, выбору дальнейшего пути.
Возможность тиражирования
Данный педагогический опыт размещён на сайте МОУ «Средняя школа №36»
http://www.schoolrm.ru/schools/sc36sar/workbook/pedagogical-workshop/
Наличие обоснованного числа приложений
Образование рассматривается как познание окружающего мира в разных формах и видах деятельности практически и теоретически, рационально и эмоционально. По-разному, но всегда деятельностно. Именно это определяет учащегося как субъект процесса познания, организуемого школой (учителем) для того, чтобы способствовать наиболее полному и гармоническому развитию личности. Через непосредственно исследовательскую деятельность идёт сбор нужной информации по данной тематике с целью накопления запаса достоверных представлений об окружающем мире. Решается задача формирования умений наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи для того или иного процесса или явления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта
Мною представлен опыт моей педагогической деятельности по проблеме "Использование ИКТ в работе уителя химии"....
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.
В статье представлен собственный инновационный педагогический опыт, посвящённый проблеме этнотолерантного музыкального воспитания учащихся на уроках музыки....
Представление собственного инновационного педагогического опыта
Интеграция на уроках истории и обществознания....
1. Представление собственного инновационного педагогического опыта. Тема инновационного педагогического опыта: «Повышение качества обучения и воспитания за счёт применения инновационных технологий».
Качество обучения и воспитания повышаю за счёт применения инновационных технологий и эффективного использования учебного времени.В своей педагогической деятельности эффективно использую современные об...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ«Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №30» г.о. Саранск Республики Мордовия Алямкиной Татьяны Борисо
В данной статье автор делится опытом по проведению уроков разного типа....
Представление собственного инновационного педагогического опыта
Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературыМОУ СОШ №39Сироткиной Светланы Викторовны «Проектно-исследовательская деятельностьна урока...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта "Применение метода проектов на уроках технологии как средство развития творческого потенциала учащихся"
В статье представлен собственный педагогический опыт, посвященный проектной деятельности на уроке технологии....