Урок русского языка в 5 классе "Имя прилагательное как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема урока: Имя прилагательное как часть речи
Цель урока:
1)общеобразовательные: дать понятие об имени прилагательном как части речи,
сформировать представление о морфологических признаках имени
прилагательного, его роли в предложении;
2)развивающие: совершенствовать орфографические и
пунктуационные умения и навыки, развивать логическое мышление,
развивать речь;
3)воспитательные: формировать умение сотрудничать при выполнении упражнений, толерантность; воспитывать внимание и уважение к слову.
Оборудование: компьютер, презентация, словари, карточки-задания
Ход урока
Орг. момент
Проверка домашнего задания (Учащиеся представляют свои проекты об имени существительном)
Учитель: Какой раздел науки о языке изучает имя существительное? Слайд №1 «Части речи в русском языке».
Мотивационный этап
Учитель читает стихотворение «Сказка про краски». Приложение №1
- Да, действительно, мир наш удивительный и разный. Чтобы описать этот удивительный мир мы часто употребляем слова определенной части речи . Какой?
-Имена прилагательные
- Тема нашего урока: «Имена прилагательные»
А всегда ли мы умело используем в своей речи прилагательные? Признаюсь вам по секрету, я недавно подслушала один разговор имен существительных, когда проверяла ваши сочинения. Это были слова «небо», «снег», «вода». Они высказывали свои обиды, что школьники дали им в «друзья» постоянные прилагательные, от которых они никак не могут отделаться.
- Я во всех сочинениях голубое и безоблачное, - вздыхало Небо.
-А ко мне привязалось слово «чистый», - чуть не плакал Снег.
- Эх, дружок! Тебе еще ничего, тебя хоть иногда глубоким величают. А я всегда или прозрачная или, еще хуже, мутная, - безнадежно промолвила Вода.
- Что тут будешь делать? - вздохнули все вместе.
- Так скажите, зачем же изучать имена прилагательные? Слайд № 3
- Они украшают нашу речь. Делают ее яркой, выразительной.
- Вы, конечно, ждете мой вопрос: что вы знаете о прилагательном? И вы правы, но перед тем, как его задать, я приглашаю вас на экзамен, на котором ученик по имени Митрофан демонстрирует свои знания.
Сценка (Отрывок из комедии Фонвизина «Недоросль». Играют ученики 8 класса)
Правдин. Дверь. Например, какое имя: существительное или прилагательное?
Митрофан. Дверь, котора дверь?
Правдин. Вот эта
Митрофан. Эта? Прилагательна.
Правдин. Почему же?
Митрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя стоит не навешена, так та покамест существительна.
Правдин (качает головой) Да!?
- Я уверена, что мне не придется так же вздыхать , как этому учителю, слушая ваши ответы о прилагательном.
Актуализация знаний
Так что вы уже знаете об имени прилагательном? Запишите в первую часть таблицы. Слайд №4
Я знаю | Узнал на уроке |
-Сформулируйте цель урока. Слайд №5
Изучение нового материала
-Чтобы привести знания в систему. в порядок, нужен план действий. По какому плану мы будем говорить о части речи?
- 1.Общее значение. Вопрос
2. Морфологические признаки
3. Синтаксическая роль. Слайд № 6 (демонстрируется после ответов учеников)
Работа в группах . Задание: прочитайте лингвистическую сказку и текст для анализа. Ответьте на данные вопросы. Приложение №2 Слайд № 7- 9
Три человека работают у доски и выписывают словосочетания. Определяют род, число и падеж прилагательных.
Опрос.
- Что такое имя прилагательное? Что оно обозначает и на какие вопросы отвечает?
- Назовите все имена прилагательные, найденные вами в тексте.
- Как изменяются имена прилагательные, с какой частью речи они согласовываются?
Проверка работы у доски.
Голубого стекла(м.р., ед. ч, Р.П)
Дальний лес (м.р., ед. ч, И.П)
Белые свечки(мн. Ч. , В.п.) Слайд № 10
- Можно ли определить род прилагательных во множественном числе?
- Каким членом предложения чаще всего бывает прилагательное?
- Какова роль прилагательных в данном тексте. Слайд №11
Слайд №12 ( План- схема открывается с выводами о прилагательном)
Вы хорошо потрудились, но кому-то эта работа могла показаться однообразной, кому-то трудной. А кому-то в ней было мало новизны. Что ж и за новым дело не станет.
Слайд №13 Прочитайте предложения. Что это записано ? Объясните смысл пословиц.
Не отведав горького. не узнаешь и сладкого.
Корень учения горек, а плод сладок.
- Близки ли по смыслу эти пословицы?
- А слова горький и сладкий это..?
- Антонимы.
Сравним:
Горького- горек
Сладкого –сладок. Слайд №14 Делают вывод о полных и кратких именах прилагательных.
Разобрать синтаксически предложение №2. Каким членом предложения является прилагательное в краткой форме? (У доски) Проверка: Слайд №15
Выводы. Слайд №16
Самостоятельная работа в группах.
Задание 1 группе: Определите по орфоэпическому словарю, как правильно произносятся следующие имена прилагательные: грушевый. зубчатый, кедровый, красивее, сливовый, кухонный Приложение 3
Задание 2 группе. Проверьте по орфографическому словарю,как пишутся следующие имена прилагательные: (А.о)лмазный. Б..гровый. Б..гряный. Б..рюзовый. Кр..стальный. С..реневый. Л..ловый Приложение 4
Задание 3 группе. Из «Словарика значений морфем» выпишите, при помощи каких суффиксов могут образовываться имена прилагательные. Приложение 5
После выполнения задания группой посылается «делегат» в другие группы , объясняет суть вопроса своим одноклассникам и просит, чтобы они записали.
Еще раз учитель обращает внимание учащихся на правописание прилагательных. Слайд №.17
- А теперь подарите предмету признак
1 гр. – снег
2гр. –вода
3 гр. – небо
Проверка.
Подведение итогов урока по таблице «Узнал новое». Слайд №18
Дом. задание : Упр 578 устно, 577или574.
Рефлексия. Слайд №19
- Оцените себя по 10-балльной шкале.
-«Я»: как работал на уроке. Допускал ли ошибки?
-«Мы»: насколько мне помогли одноклассники, учитель, а я – им?
-«Дело»: понял ли материал? Узнал ли больше?
-
МОУ «СОШ №1»
Урок русского языка
«Имя прилагательное как часть речи»
5 класс
Учитель: Горлова И.В.
2010г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка.5 класс.Существительное как часть речи.Форма проведения:заседание Учёного совета.
Интерес к русскому языку и литературе у моих учащихся сочетается с прочными знаниями и сформированными навыками.Мои уроки отличаются глубоким содержанием и разнообразием форм организации учебной деяте...
Урок русского языка на тему "Деепричастие как часть речи"
Презентация к уроку-экскурсии по родному селу....
Урок русского языка в 7 классе СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ
Технология естественного обучения Термин "технология естественного обучения" введен Н.Н. Суртаевой и подробно описан в ее диссертационном исследовании (1995). В основу данной технологии положены идеи ...
Урок русского языка по теме "частица как часть речи"
Урок русского языка по теме "частица как часть речи"...
План-конспект и презентация к уроку русского языка по теме :"Прилагательное как часть речи"
Конспект урока разработан с учетом новых требований ФГОС, с указанием ЭОР....
Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.
Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...
Проект урока русского языка 7 класс «Частица как часть речи. Частица как служебная часть речи. Роль частиц в передаче различных оттенков значения и в образовании форм глагола».
Данная работа поможет учителю за короткий срок поможет Вам подготовиться к уроку по данной теме за короткий срок....