Урок русскогог языка в 7 кл. по теме "Деепричастие"
план-конспект урока (русский язык, 7 класс) по теме
В материалы урока включены презентации. Урок содержит следующие технологии: игровую, дифференцированного подхода, личностно-ориентированную
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
arkhiv_zip_-_winrar.zip | 170.17 КБ |
Предварительный просмотр:
А на город уже выступало неприятельское войско, гремя в литавры и трубы. Подбоченясь, выезжали паны, окружённые несметными слугами. И стали наступать они тесно на козацкие таборы, грозя, нацеливаясь пищалями, сверкая очами и блеща медными доспехами. Дымом затянуло всё поле, а запорожцы всё палили, не переводя дух.
А на город уже выступало неприятельское войско, гремя в литавры и трубы. Подбоченясь, выезжали паны, окружённые несметными слугами. И стали наступать они тесно на козацкие таборы, грозя, нацеливаясь пищалями, сверкая очами и блеща медными доспехами. Дымом затянуло всё поле, а запорожцы всё палили, не переводя дух.
______________________________________________
А на город уже выступало неприятельское войско, гремя в литавры и трубы. Подбоченясь, выезжали паны, окружённые несметными слугами. И стали наступать они тесно на козацкие таборы, грозя, нацеливаясь пищалями, сверкая очами и блеща медными доспехами. Дымом затянуло всё поле, а запорожцы всё палили, не переводя дух.
Морской бой №1.
- Смеясь
- Смех
- Смеяться
- Красиво
- Красивый
- Блестя
- Блестящий
- Блёстки
- Зелёный
- Зеленеть
- Зеленея
- Воздух
- Воздушный
- Полёт
- Пролетать
- Пролетая
Морской бой №2
- Смех
- Смеяться
- Красиво
- Смеясь
- Красивый
- Блестящий
- Блестя
- Блёстки
- Зелёный
- Зеленея
- Зеленеть
- Воздух
- Пролетая
- Воздушный
- Полёт
- Пролетать
Морской бой № 3.
- Смех
- Смеяться
- Красиво
- Смеясь
- Красивый
- Блестящий
- Блестящий
- Блестя
- Зеленея
- Зелёный
- Зеленеть
- Воздух
- Пролетая
- Воздушный
- Полёт
- Пролетать
Морской бой № 4.
- Смех
- Смеяться
- Красиво
- Красивый
- Блестящий
- Смеясь
- Блестя
- Блёстки
- Зелёный
- Пролетая
- Зеленея
- Зеленеть
- Воздух
- Воздушный
- Полёт
- Пролетать
Открытый урок в 7 «В» классе по теме «Деепричастие»
Цели урока:
Обучающие:
- познакомить с лексическими и грамматическими особенностями деепричастий,
- Отработка навыка определения основного и добавочного действия деепричастия с использованием современных технологий (мультимедийной призентации).
- Проверка качества усвоения учащимися данной темы.
Развивающие:
- Создать мотивационную основу для восприятия учебного материала;
- Развитие речи учащихся, мышления.
Воспитательные:
- Воспитание культуры общения, уважение к собеседнику и учителям;
- Воспитание интереса к русскому языку.
Учебные:
- Расширить знания;
- Проверить усвоение материала при использовании системы мультимедийной презентации;
Ход урока
1.Орг. момент.
2. Разминка. Орфография, орфоэпия, чистописание.
(Орфоэпическое чтение, написание, проверка).
Извинение, ароматный, скучный, аккуратно, стремиться, великолепный, баловать, скучающий, начать, знакомясь.
Определите, какой частью речи является каждое слово. Одно слово вызвало затруднение. (Знакомясь - что делая?)
3. Знакомство с новой частью речи.
Запись темы урока и эпиграфа.
Деепричастие как часть речи.
Понятие о деепричастии.
Человек нашел слова для всего,
что обнаружено им во Вселенной.
С. Маршак.
4. Эксперимент с учеником. Андрей сидит и улыбается. Андрей сидит, улыбаясь.
Что делая? Что сделав? Как? – обозначает действие, не изменяется. Что же это за часть речи?
5. Самостоятельная это часть речи или особая форма глагола мы с вами выясним во время нашего урока. Знакомство с грамматическими особенностями деепричастия, со способами образования этой части речи, умение находить деепричастие в тексте - является целями нашего урока.
6. Картинка с глаголом, наречием и деепричастием. Почему они вместе? Давайте проведём ещё один эксперимент – составим кластер глагола и наречия.
Сказка « Отцы и дети»
Все дети в той или иной мере повторяют своих родителей. Деепричастие не исключение. Самая близкая его родня – Глагол и Наречие. От Глагола Деепричастие унаследовало основу. Как и Глагол, Деепричастие способно управлять падежом существительного, имеет ряд общих с ним грамматических категорий (вид и возвратность), а также сходный с глагольным вопрос (что делая? что сделав?).
С Наречием Деепричастие роднит его способность оставаться неизменяемым, что бы ни происходило вокруг. Кроме того, Деепричастие откликается на вопросы Наречия (как? каким образом?), а в предложении является, как и Наречие, обстоятельством и обозначает цель, причину, место, время, образ действия.
Но все дети, вырастая, стремятся к самостоятельности. Вот и Деепричастие туда же.
– Я вполне самостоятельная часть речи! Требую соответствующего отношения и места в системе знаменательных частей речи! – громогласно заявляет Деепричастие, шокируя общественность.
– Что ты, что ты! Ты всего лишь одна из моих форм наряду с Причастием! – настаивает Глагол. – Наречие, ну скажи же хоть что-нибудь!
Но Наречие молчит. Оно не вмешивается в дела языковые, оно всегда неизменно и постоянно. И свою неизменяемость оно ценит превыше всего...
Извечный спор отцов и детей. Вечная проблема самостоятельности и независимости...
8. На чьей стороне мы в этом споре?
Глагол:
Выразительно прочитать текст (имеется у каждого обучающегося)
Тетерев сел на самом верху, где сук сосны и сук ели сложились, как мостик между двумя деревьями. Устроившись на этом мостике ближе к ели, Косач как будто стал расцветать в лучах восходящего солнца. На голове его гребешок загорелся огненным цветком. Синяя в глубине чёрная грудь его стала переливать из синего на зелёное. И особенно красив был его радужный, раскинутый лирой хвост. Завидев солнце над болотными, жалкими ёлочками, он подпрыгнул на своём высоком мостике, показав своё белое, чистейшее бельё подхвостья и крикнул: "Чуф! Ши!"
М.Пришвин
- Определите тему, основную мысль, (красавец тетерев)
- Определите стиль текста, назовите его приметы (эпитеты: синяя, чёрного, радужное; метафоры: загорелся огненным цветком, чистейшее бельё; сравнение: как мостик)
- Какими морфологическими средствами выразительности пользуется автор? (прилагательные-эпитеты позволяют создать красочный образ, глаголы - передать действие тетерева)
II. Новый материал
- Какие действия совершает тетерев? Сел, стал расцветать, подпрыгнул, крикнул
- Какие слова похожи на глаголы? Устроившись, завидев, показав. Чем похожи на глаголы и чем отличаются? От каких слов зависят?
Похожи: обозначают действие, но у них нет привычных окончаний глаголов. (слайд1)
III. Сообщаю, что это деепричастие, тема нашего урока.
В этом слове мне знакома вторая часть, что же означает первая? Она входит в состав таких слов, как деятель, дееспособный, действие. Пойду по проторенному пути, обращусь к справочнику. А это значит: если ты захочешь узнать о происхождении деепричастия, разбери его по составу - и сразу поймёшь, что оно не как-то связано с причастием, а напрямую.
До 17 века деепричастий не было, а была краткая форма действительного причастия настоящего времени. Теперь такой формы нет. Мы недавно выяснили, что краткая форма образуется только от страдательных причастий (посеянное поле- поле посеяно, выполненная работа-работа выполнена) Вот её место и заняли деепричастия. (слайд 2)
Наблюдение над предложением (на мониторах компьютеров)
Устроившись, стал расцветать.
- Какое действие главное, основное? Каким членом предложения является? (сказуемое)
- Какое добавочное? Как поставить вопрос к деепричастию? (Когда? Что сделав?) Изменяется ли слово? Каким членом предложения является?
Вывод:
1.Деепричастие не изменяются.
2.Деепричастие - особая форма глагола, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом.
3. В предложении деепричастие является обстоятельством.
Чтобы найти общий язык с деепричастием, чтобы оно не сбивало тебя с толку в диктантах и контрольных работах, надо научиться безошибочно узнавать его в лицо. В отличие от причастий, сделать это труднее. Почему? Даже самый легкомысленный ученик никогда не спутает причастие с глаголом. А вот деепричастие многие норовят назвать глаголом, а это так опасно!
Причислив деепричастие к глаголу, ты отнимаешь у него не одну, а то и целых три запятых (если стоит в середине предложения). Хорошо ли это? Давай сразу выучим суффиксы деепричастий. Это избавит тебя от проблем в дальнейшем. (слайд 4)
VI. ИНСТРУКЦИЯ по определению деепричастий (слайд 5)
VI. ЗАДАНИЯ (выполняют на компьютерах):
№ 1
Найди деепричастия, обрати их в глаголы, от которых они образованы:
- Держа указку
- Рассматривающий картину
- Пригибаясь к земле
- Проверив себя
- Вернувшаяся из поездки
- Громко крича
№ 2.
От данных глаголов образуй деепричастия с помощью известных тебе суффиксов. От всех ли глаголов образуются деепричастия?
- Показаться -
- Бегать-
- Сделать -
- Жечь -
- Знать -
- Шить
№ 3.
Найди среди перечисленных словосочетаний те, в которых есть деепричастия
Сделанная работа, возвращаясь домой, любимый город, проблема не решена, отправив письмо, вещь ценна, не нарушая тишины, улыбавшиеся девушки.
VII. Продолжаем наблюдение.
- Что такое причастный оборот?
- А как вы думаете, какой оборот можно назвать деепричастным? (слайд 6-7)
Если не знать о коварстве русского языка то тебе будут казаться правильными такие фразы. Необходимо исправить их, чтобы они звучала по-человечески.
1. Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа.
2. Сидя у окна, в комнату влетел воробей.
3. Возвращаясь домой, пошёл дождь.
Стало быть, каждый раз, конструируя деепричастный оборот, надо помнить о главном свойстве деепричастия: оно дополняет действие глагола и вместе с этим глаголом имеет одного и того же исполнителя, одного и того же актёра, действующее лицо (подлежащее)
Задание № 4.
Списать, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Найти в предложении деепричастные обороты.
1. Множество обломков плавало вокруг по_вляясь и снова и_чезая.
2. Изм_нив курс корабль подош_л к гибнущ_му великану.
3. На мостик_ крепко вросши ногами в настил пола ст_ял капитан.
VIII. Дом. задание: Запомнить "Инструкцию". Составить мини-рассказ на тему "Спорт".
Разминка:I. Графический диктант (составление схем предложений, зачитываемых учителем);
Взаимопроверка графического диктанта;
II. Скороговорка (запись на доске):Чайные чашки в печали, стуча и бренча, закричали.
Чтение и проговаривание скороговорки.
- Назовите в этой скороговорке деепричастия (стуча, бренча).
- Докажите, что это деепричастия.- Доказательство.Работа в группах:
III. Сравнительная характеристика причастия и деепричастия (как особых форм глагола).Совместное заполнение таблицы (в группах)
№ вопроса | причастие | деепричастие |
1.От какой части речи образуются? |
| |
2. На какие вопросы отвечают? |
|
|
3. Что обозначают? |
|
|
4. Признаки каких частей речи сочетают в себе? |
|
|
5. Как изменяются? |
|
|
6. Имеют суффиксы: |
|
|
Чем отличаются по морфемному составу? |
|
|
8. Какими членами предложения могут быть? |
|
|
9. На какой вопрос отвечают как член предложения? |
|
|
10. Какую часть речи распространяют в предложении |
|
|
11. Как обособляются? |
|
|
12. Роль как средства выразительности |
|
|
III а. Совместное обсуждение таблицы.
№ вопроса | причастие | деепричастие |
1. От какой части речи образуются? | От глагола | |
2.На какие вопросы отвечают? | Какой? Каков? | Что делая? Что сделав? |
3. Что обозначают? | Признак предмета по действию | Добавочное действие |
4. Признаки каких частей речи сочетают в себе? | Глагола прилагательного | Глагола наречия |
5. Как изменяются? | По родам, числам, падежам | Не изменяется |
6. Имеют суффиксы: | -ущ-(-ющ-);-ащ-(-ящ-); -вш-,-ш-;-им-(-ем-, -ом-);-енн-(-ен-), -нн-(-н-), -т- | -а- (-я-); -вши- -ши- -в-; -учи- (уст.) |
Чем отличаются по морфемному составу? | Имеет окончание | Не имеет окончание |
8. Какими членами предложения могут быть? | Определение, сказуемое | обстоятельство |
9. На какой вопрос отвечают как член предложения? | Какой? Каков? | Как? Когда? Почему? |
10. Какую часть речи распространяют в предложении | Существительное, местоимение | глагол |
11. Как обособляются? | После определяемого существительного | Всегда обособляется |
12. Роль как средства выразительности | Художественное определение; украшает имя и “придает красоту образу” | Украшает глагол, дополняет его другими действиями; “создает живописную картину действия” |
IV. Работа с текстами:
Прочитать отрывки из стихотворений, найти и назвать в них одиночные деепричастия и деепричастные обороты:
1.Ф.И.Тютчева “Зима недаром “злится”:
…
Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя…
2. Ф.И.Тютчева “Весенняя гроза”:
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом…
3. Н.А. Некрасова “Однажды…”:
…И, шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведет под уздцы мужичок…;
4. А.С.Пушкина “Зима!.. Крестьянин, торжествуя…”:
Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь…
5. Э.А. Асадова “Лес”:
…Ежась от свежего ветерка,
Чуть посинев, крепыши-маслята,
Взявшись за руки, как ребята,
Топают, греясь, вокруг пенька!
6. С.А.Есенина “Отговорила роща золотая”:
Отговорила роща золотая
Березовым веселым языком,
И журавли, печально пролетая.
Уж не жалеют больше ни о ком…
7. С.Я.Маршака “Словарь”:
Усердней с каждым днем гляжу в словарь.
В его столбцах мерцают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдет искусство,
Держа в руках свой потайной фонарь…
8. И.А.Бунина “***”:
В саду листки берез, без шороха срываясь,
Средь тонких паутин, как бабочки, блестят
И, слабо по ветвям цепляясь и качаясь,
На блеклую траву беспомощно летят…
V. “Найди пару”:Представитель от каждой группы получает карточку с незаконченным текстом пословицы. Обладателям второй половины пословицы необходимо найти свою пару:
…, по волосам не плачут | Снявши голову, … |
…, не умоешься | Не замочив рук, … |
Что имеем, не храним, … | …, потерявши, плачем. |
…, не всегда брани дорогу | Спотыкаясь,… |
…, не суйся в воду | Не зная броду, … |
Пирога ждать,… | …, не евши, спать |
V.а “Аукцион фразеологических оборотов”.
Дается прямое значение, ученики по данному смыслу называют фразеологические обороты, в составе которых сохранились формы деепричастий:
Работать хорошо - Засучив рукава
Работать плохо Спустя рукава
Бежать быстро, (мчаться) Сломя голову
Уйти (остаться ) ни с чем, не
добиться желаемого Не солоно хлебавши
Без особого на то желания Скрепя сердце.
- Какими членами предложения являются данные фразеологизмы (неделимые словосочетания)? (Обстоятельствами)
- Фразеологические обороты требуют обособления в предложении? (Нет, даже если в их составе есть деепричастие).
-Какую часть речи заменяют фразеологические обороты, в составе которых есть деепричастия? (Наречия)
- Что объединяет наречия и деепричастия? (неизменяемость, не имеют окончания, синтаксическая роль, вопрос как к члену предложения, зависят от глагола).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"
Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...
Элементы игровых технологий на уроках русского языка и литературы Элементы игровых технологий на уроках русского языка и литературы
Элементы игровых технологий на уроках русского языка и литературы...
Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.
В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...
Интегрированный урок русского языка и истории. Тема урока: «Русский язык - один из развитых языков мира, язык межнационального общения в Российской Федерации». 6 класс.
Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний. Форма проведения: интегрированный урок....
Урок английского языка в 5-м классе «С днем рождения!». Кейс-технологии на уроках английского языка Фарафонова А.П., учитель английского языка
Цель: Развитие коммуникативных компетенций связанных с речевой деятельностью учащихся. Задачи: Научить составлять пожелания с днем рожденья в рамках иноязычной культуры письменной речи.Познакомить с ж...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РОДНОГО ЯЗЫКА (РУССКОГО) В 9 КЛАССЕ Урок 1. ЯЗЫК И КУЛЬТУРА. ОТРАЖЕНИЕ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ КУЛЬТУРЫ И ИСТОРИИ РУССКОГО НАРОДА
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РОДНОГО ЯЗЫКА (РУССКОГО) В 9 КЛАССЕ Урок 1. ЯЗЫК И КУЛЬТУРА. ОТРАЖЕНИЕ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ КУЛЬТУРЫ И ИСТОРИИ РУССКОГО НАРОДА...