Обособленные деепричастия
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Силаева Лариса Андреевна

урок учит настные ходить дееприча

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами. (Сквозные темы: «Любовь и смерть» , «Добро и зло» ).

Цель: Совершенствовать навыки  определения границ деепричастного оборота.  Развивать способность к восприятию обстоятельства как важного элемента художественного текста, учитывая его динамичную и живописующую роль, развивать языковые пути.

  1. Орг.моменты
  2. Повторение

1.Орфографическая разминка. Один корень

-свет- светлый, светило, свеча, освещенный, просвещение.

-свят-  святой, святыня, святки, священный, священник ,

посвященный  (кому-либо, чему-либо), святотатсво.

«Священный»-святой, заветный, нерушимый, исполненный благоговения.

«Святотатство»- преступление, поругательство . Посягающий на Святыню (Даль «Толковый словарь живого великорусского языка»).

«Благоговеть, благоговение»- страшиться, покаряться , смиряться, оказывать безусловное уважение и повиновение, признавать и безмерно ценить чьи-либо достоинства.

2.Анализ содержания рисунков. ( Добро и зло)

На одном- голубое небо, купола церквей, река, деревья.

На другом- разрушенные  дома, небо, закрытое пеленой копоти и дыма, изуродованные деревья.

  1. Какой рисунок вызывает положительные эмоции? Почему?
  2. Какие ощущения  вызывает второй рисунок? (ощущения безысходности-обреченности)
  3. Все это- деяния рук человеческих.

3.Анализ текста В.М.Гаршина. (на доске)

Что делает нас людьми? Одно из сл_ гаемых- ис_ кус_ тво. Ис_ кус_ тво  осв_ щает путь каждому человеку_  вступающему в  ж_ знь. Художник- это огромное сострадающее сердце_  пр_ ходящее в мир для спасения его от зла. Он обязан быть чутким к бедам людей, должен излучать добро и впитывать в себя всю горечь зла.

  1. Докажи что это текст?
  2. Назови стиль, тип речи (художественный стиль, рассуждение)
  3. Какова основная мысль текста? ( искусство облагораживает человека)

          Связывающим между искусством и  человеком является  художник  (писатель, поэт, музыкант, художник)

  1. Изучение нового материала.

Каково значение слова «сострадающие?»

Сострадающий сострадать(сострадаю и состражду)-сострадать вместе, переносить муки сообща;  сочувствовать  горю, сокрушаться за кого-нибудь; соболезновать; жалость к другому, сочувствие, симпатия.

Учитель: Такими и были «живописцы слова» В.Шекспир.

1.Все знают знаменитую трагедию несчастною любви Ромео и Джульетты (В.Шекспира)

                                       Таблица (проектор)

                             Деепричастия. Обстоятельства

Обособляется                                                  не обособляются

1)Как кончат танец, улучив                            1)Фразеологические обороты

мгновенье, коснусь ее руки в                             2)Деепричастия, примыкающие к

благоговенье.                                                              Сказуемому и имеющие значение

2)любовь на все дерзает и,                                      обстоятельства образа действия.

Презрев опасность, перенесла                             Живи смеясь(без забот)

Меня сюда на крыльях.

2.работа с учебником.

Обособление деепричастных оборотов.

(Запись 1-2  пр-я . Упр.496 (с последующей проверкой).

3.А.М. Горькому одному из самых романтичных писателей, принадлежат слова: «Данко- несущий высоко поднятое сердце, как символ жизни и свободы»

2). Работа с иллюстрациями     (Ларра и Данко)

(каждому рисунку соответствует предложение.)

Вставить пропущенные буквы и знаки препинания.

                                                     Данко

Данко бросился вперед, высоко держа горящее сердце и освещая им путь.

                                             Ларра

Утомле…ый  Ларра  упал на землю и, подняв потерянный кем-то ножь ударил себя в грудь.

3)Еще один герой народных баллад,  любящий людей, приносящий им добро

Это герой народных баллад» Робин Гуд»

(Учебник)

Вот в город Лондон, к королю
Отправился шериф,
И целый час держал он речь,
Колено преклонив.

Кто в цель вернее попадет,
Сам стоя за чертой,
Тому достанется стрела
С головкой золотой.

Стрелой он прутик расщепил,
Сам стоя за чертой.
Он честно выиграл стрелу
С головкой золотой.

Учитель: пунктирной линией проходит через весь урок тема любви и смерти, добра и зла.

Свой подвиг во имя любви совершают Ромео и Джульетта, герои одноименной трагедии Шекспира. Вспомним эпизод , когда впервые Ромео увидел Джульетту.(29.30-32.49)

Учитель: Истинная любовь не знает преград. Именно они  на крыльях перенесли  «Ромео в сад злейших врагов-  Капулетти, где живет его возлюбленная.Послушаем в месте с Ромео, о чем размышляет Джульетта.

ДЖУЛЬЕТТА:

Что значит имя?

Роза пахнет розой,

Хоть розой назови ее, хоть нет.

Ромео под любым названьем был бы

Тем верхом совершенства

Какой он есть.

(танец)

Учитель: Но вернемся к теме урока.

Запись:

И ты, Ромео, покинув отца, отрекись от имени родного.

Встань ,солнце ясное, и, ей служа, убей луну-завистницу.

Седой и сильный, он резая гору и падая в море, сердито воя.

ВЫВОД: деепричастия деепричастные обороты обладают большой выразительностью, благодаря чему и используются в художественном тексте, внося в него динамику и словесную живопись.

Обратимся к иллюстрации, изображающей Ромео и Джульетт.

Невольно вспоминается Пушкин. ( Рисунок «Ромео и Джульетта»)

Вдруг  остановишься невольно, благоговея благомольно,

Перед святыней красоты.

БОГОМОЛЬНЫЙ- прилежно, часто искренне молящейся.

Заключение:           ЛЮБОВЬ И СМЕРТЬ.

                                     ДОБРО И ЗЛО.

Жизнь продолжается. И сегодня, спустя много веков, Ромео по-прежнему поклоняется Святыне красоты- своей возлюбленной Джульетте .И это значит, что любовь будет жить вечно. Истинные художники слова и души человеческой, Шекспир и Горький, герой народных баллад Робин Гуд нас в свой мир добра и любви.

ПРИСЛУШАЕМСЯ ЖЕ К ИХ СОВЕТАМ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обособленные члены предложения, выраженные одиночными деепричастиями, деепричастными оборотами и существительными с производными предлогами.

Данный урок позволяет систематизировать, обобщить изученный материал об одиночных деепричастиях, деепричастных оборотах и факультативном обособлении существительных с производными предлогами, подготов...

Обособленные обстоятельства, выраженные одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами

Урок русского языка в 8 классе "Обособленные обстоятельства, выраженные одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами" к учебнику Б.Б. Бабйчевой и Л.Д. Чесноковой. Для проведения урок...

Комбинированный урок по теме: "Обособление деепричастий и деепричастных оборотов"

Эта разработка поможет как закрепить материал, так и познакомить с новой темой, А форма проведения- игра, сделает урок интересным и насыщенным....

Презентация к уроку по теме: "Обособление деепричастий и деепричастных оборотов"

Презентация сделает урок интересным и облегчит труд учителю....

Презентация к уроку русского языка в 7 классе "Обособление деепричастных оборотов и одиночных деепричастий"

Данная презентация составлена к уроку русского языка в 7 классе. Она отражает все случаи постановки знаков препинания при деепричастиях и деепричастных оборотах....

Урок "Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами"

Урок для обучающихся 8-го класса с углубленным изучением русского языка....

Обособление деепричастия и деепричастного оборота

Обособление деепричастия и деепричастного оборота....