конспект урока "Напиши мне письмо" по русскому языку в 5 классе
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Аносова Татьяна Александровна

конспект урока - игры в 5 классе "Напиши мне письмо" построен в виде путешествия по городу. Остановки "Лексическая", "Орфографическая" и т.д. Данный урок позволяет повторить изученное в первом полугодии по разделам "Фонетика", "Лексика и т.д."

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_-_igra_napishi_5_klass.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель русского языка и литературы МКОУ Аносовская СОШ Аносова Т.А.  

5 кл.   Тема:                      «Напиши мне письмо…»                          20.12.2013 г.    

                                                            ( Урок – игра)

                                                                                Прошу тебя, пиши мне письма!    

                                                                                В наш громкий век им нет цены.      

                                                                                                               Н. Кузовлева.      

цель: 1. познакомиться с  эпистолярным жанром; научиться  

                заполнять конверт, закрепить знания по «Фонетике», «Синтаксису

                словосочетания и простого предложения», «Орфографии», «Лексическому

                значению слова»;

    2. развитие творческого мышления, воображения, навыков коллективной работы;

    3. воспитание товарищества, взаимовыручки, дисциплины, уважения к учителям.

оборудование: карточки с заданиями, кроссвордом, конверты, проектор, экран,  

               презентация.

                             

                                                                    Ход урока - игры.

  1. Орг.  момент.

2.   Слово учителя.

      Тема нашего урока «Напиши мне письмо». Это очень важная тема, потому что письмо – это ниточка, которая связывает человека с человеком, это вид общения. А общение - это главная ценность в жизни человека. Лишить человека общения - значить наказать его.                                                                                                                                                                                                                                       Вы видите на выставке книги. В них собраны письма знаменитых людей. Есть такой жанр эпистолярный. Вот письма и относят к этому жанру.                                                                                  А вы умеете писать письма?   Многие ответят: «А зачем писать? Сейчас много различных видов связи?» Да, я согласна с вами. Но существуют ещё и электронные письма, которые вы пишете все. Когда читаешь некоторые письма, становиться стыдно за тех, кто их написал.  Есть много ситуаций, когда нужно писать письма.  Поэтому мы отправимся в путешествие в город Почтамск, жители которого приготовили для вас вопросы и задания. Мы побываем в разных местах этого красивого города и попробуем выполнить задания, которые получим во время экскурсии. Но для начала вам нужно разделиться на две команды. Каждая команда выберет капитана. Оценивать нашу с вами работу будет жюри.

3.  Конкурс капитанов.            Задание.  Заполните конверт (напишите адрес, ФИО , индекс) и опустите в «почтовый ящик». Победит тот, кто быстрее выполнит задание.    Пока капитаны вписывают адрес, все остальные должны сделать (сложить) треугольник. Именно такие письма отправляли солдаты с фронта в ВОв.

Улица Фонетическая.                                                                                                                                  Задание 1. Провести фонетический разбор слов: 1 команда (письмо), 2 команда (почта)  

Задание 2. Выпишите из предложения «Кто стучится в дверь ко мне с толстой сумкой на ремне?                                                                                                                                                                  а) слова, в которых все согласные глухие  (1 команда);                                                                                                                 б) слова, в которых все согласные звонкие (2 команда).      

Проспект Многословный.    Задание 1.Объясните значение слов письмоносец, почтовик, депеша.                                                                                                                                                                                       Задание 2. Расшифруйте слово письмо, последовательно используя другие слова, начинающиеся имеющимися в нём буквами:   п – и – с – ь – м – о.                                              Задание 3. Разгадайте кроссворд.

1

2

3

4

5

1.Упакованная вещь, пересланная кому – то с кем – то.                                                                                           2. Слово или сочетание слов, называющее того, кому адресована речь.                                                             3. Человек, который занимается чтением книг, журналов, газет.                                                                                                                      4. Срочное сообщение, передаваемое по проводам.                                                                                                    5. Тот, кому адресовано почтовое отправление.              

 Переулок Орфографический.                                                                                                                                   Объясните выделенные орфограммы – гласные в корнях следующих слов:                                               адресат, бандероль, конверт, письмо,           почтальон, секрет, совет, читатель.    

Парк Загадочный.                                                                                                                                                          Задание 1. Разгадайте шарады:  1) Первое – мужское имя (Марк), второе – союз (а). Целое – знак с каким – нибудь изображением, который приклеивают на конверт (марка).                                            2)Первая моя часть  – место тяжких страданий (ад), вторая часть моя – название ноты (ре).  В третьей спрятались предлог и союз (с, а).  А если к ним прибавите букву т, то узнаете, что я – тот, кому посылают письмо, телеграмму, почтовое отправление  (адресат).                                                         3) К величине, определяемой в  граммах, килограммах (вес), прибавьте знак, который ставят в конце предложения (точка), и вмиг в сумке почтальона окажется приятная…, которую все ждут с нетерпением (весточка).                                                                                                                                                                                     4) Если к части суши, которая выдается острым углом в море (мыс), прибавить частицу, которую вы встречаете в вопросительных предложениях (ль), то  вам в голову придёт хорошая… (мысль) написать другу письмо.

                                                                                                                                                                           Задание 2.   Логогриф (от греческих слов «логос» - слово и «грифос» - загадка) – загадка в которой задуманное слово может иметь различные значения в результате добавления, пропуска или перестановки букв. Разгадайте логогрифы:                                                                                                                                                                                                                            1) Прекрасное сооружение в виде ворот дугообразной формы. (арка) Букву м добавьте в начале, и превращусь я в знак с изображением, который приклеивают на конверт    (марка).                                                                                                                                                              2) Я лучистая энергия, делаю окружающий мир видимым  (свет)      Как только прибавите букву о, сразу получите письмо, а в нём – полезный …. (совет)

Площадь Творческая.      Задание 1. К каждому из данных слов (письмо, приветствие, обращение, поздравление) подберите глагол или прилагательное, чтобы получилось словосочетание.                                                                                                                                                                                         Задание 2. Составьте предложения с заданными ключевыми словами:                                                      1 команда    (марка, конверт)                                                                                                                                 2 команда   (открытка, поздравление).                                                                                                  Задание 3.    А) напишите поздравительное письмо родителям (1 команда)                                       Б) напишите поздравительное письмо учителям (2 команда)    

Игра подошла к концу. Благодарю участников соревнования. А сейчас члены жюри подведут итоги. И мы с вами сможем определить команду, набравшую большее количество баллов.

                     

                                           МКОУ Аносовская СОШ

                                               Открытый урок – игра  

                                             «Напиши мне письмо…»    

                                                            5 класс    

                                              Проведено 20.12.2013 г.

                                                                                       Учитель русского языка и

                                                                                        литературы Аносова Т.А.

                                                                2013 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по ФГОСу. Русский язык. 9 класс. Сложносочиненное предложение

Конспект урока разработанного с учетом ФГОС. Русский язык 9 класс...

Конспект урока: "Фразеологическое богатство русского языка", 5 класс

В данном уроке использованы такие методики коллективного способа обучения: взаимотренаж, методика обучающего словарного диктанта, взаимообмен заданиями....

Конспект открытого урока по русскому языку 6 класс "Буквы Ы и И после приставок"

Конспект открытого урока  по русскому языку в 6 классе с использованием технологии развития критического мышления.На уроке используются все этапы технологии критического мышления. Указываются фор...

Конспект открытого урока по русскому языку 6 класс ФГОС по теме "Отрицательные местоимения (закрепление)"

Конспект открытого урока по русскому языку 6 класс ФГОС по теме "Отрицательные местоимения (закрепление)"1. Конспект2. Раздаточный материал3. Физминутка...

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ /10 КЛАСС/ Развитие речи. Обучение написанию сочинения-рассуждения.

Цель:Обучающая: формирование умения анализировать прочитанный текст, аргументировать свою точку зрения.Развивающая: развитие монологической речи учащихся (устной и письменной) в стиле рассуждения, под...

Конспект урока по ФГОСу. Русский язык. 9 класс. Сложносочиненное предложение

Конспект урока разработанного с учетом ФГОС. Русский язык 9 класс...