Микротема. Русская речь. 8 класс
презентация к уроку по русскому языку (8 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Всегда следует стремиться к прекрасному (Оноре де Бальзак) Прежде чем начать писать, я задаю себе три вопроса: что хочу написать, как написать и для чего написать. (М.Горький).
Тема Средства языка Основная мысль Идея произведения
И.С Тургенев ДВА БОГАЧА Когда при мне превозносят богача Ротшильда, который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых — я хвалю и умиляюсь. Но, и хваля и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе, принявшем сироту-племянницу в свой разоренный домишко. — Возьмем мы Катьку, — говорила баба, — последние наши гроши на нее пойдут, — не на что будет соли добыть, похлебку посолить... — А мы ее... и не соленую, — ответил мужик, ее муж. Далеко Ротшильду до этого мужика! Июль, 1878
Признаки текста Заглавие(или его возможность) Тема Идея Делимость-начало, основная часть , конец Связность Композиционная завершенность Стилистическое единство
Тема текста (Богатство материальное и духовное) 1 – «…из громадных своих доходов уделяет целые «тысячи…» 2 – «…об одном убогом … семействе, принявшем сироту-племянницу…» _____________________________________Эти наименьшие составные части темы целого текста называются микротемами . А часть текста, в кот-й ракрывается микротема , называется микротекстом .
Вывод: Пунктов в плане текста не может быть меньше, чем микротем (в сложном плане микротема выступает в роли подпункта). Каждый микротекст пишется с красной (новой) строки, то есть новый абзац.
Упр.70 в учебнике по развитию речи Возможный вариант плана. 1.Пушкинский заповедник. 2.Тригорский парк: 1) «…свет лежит золотыми полянами на…обрывах над Соротью и на скамье Евгения Онегина…» 2) «…как будто создан для семейных праздников…» 3.Михайловский парк: 1) «…немного угрюм…, высок, молчалив…» 2) «…Главная прелесть …в обрыве над Соротью и в домике няни…» 4.Петровский парк: 1) «…дом пушкинского деда – строптивого и мрачного Ганнибала…» 2) «…черен, сыр, зарос лопухами…стонет от гомона лягушек…»
Прочитайте еще раз текст, найдите ключевые слова, то есть слова, наиболее характерные для данной темы. Работайте над каждой микротемой отдельно, а затем над темой в целом. Перескажите текст по пунктам плана. Прочитайте текст последний раз. Напишите изложение, близкое к исходному тексту.
Вопрос и ответ используют как выразительные средства для того, чтобы подчеркнуть что-то в тексте ( или устном высказывании), сосредоточить внимание читателя (или слушателя). Вопросом может начинаться как целый текст, так и микротекст.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово!"
Сохранение русского литературного языка, бережное отношение к нему очень важны в наше время, когда матерные слова, слова-паразиты звучат из уст большинства молодых людей. Внеклассное мероприятие прово...
Внеклассное мероприятие по русскому языку в 10-11 классах "И мы сохраним тебя, русская речь"
Данное мероприятие направлено на воспитание у учащихся бережного отношения к русскому слову, развитию интереса к изучению предмета, повышению культуры речи и развитию тво...
Дополнительная образовательная программа по русскому языку "Русская речь" (5-9 классы)
Дополнительная образовательная программа по русскому языку...
Урок-устный журнал в 11 классе "И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово..."
Урок проведён в рамках предметной недели русского языка и литературы и представляет собой устный журнал, состоящий из нескольких страниц. На уроке представлены разнообразные материалы о языке, использ...
Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»
Цель: определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...
Контрольный тест по развитию речи за 3 четверть 6 класс по учебнику Е. И. Никитиной "Русский язык. Русская речь"
Контроль знаний за 3 четверть (тестирование)...
Технологическая карта урока Учебный предмет: русский язык Класс: 6 Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. Тема урока: «Местоимение как часть речи» Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Технологическая карта урока Учебный предмет: русский языкКласс: 6Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др.Тема урока: «Местоимение как часть речи»Тип у...