рабочая программа по русскому языку
рабочая программа по русскому языку (8 класс) по теме
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования и ориентирована на работу по учебнику Русский язык. Практика. 8 класс. / Под редакцией Ю.С. Пичугова. – М.: Дрофа, 2007). Учебный материал курса распределен на 136 часов в год, 4 часа в неделю
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnit.zapiska_8a_r.yaz_.docx | 24.31 КБ |
ktp_8a.docx | 83.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
- Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования и ориентирована на работу по учебнику Русский язык. Практика. 8 класс. / Под редакцией Ю.С. Пичугова. – М.: Дрофа, 2007.
Цели обучения
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Эти цели обусловливают следующие задачи:
- дать обучающимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности; обеспечить усвоение определенного круга знаний из области морфологии, орфографии, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике;
- развивать речь обучающихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;
- формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки.
Место предмета «Русский язык» в учебном плане
В соответствии с учебным планом МБОУ Архангельской СОШ имени А.Н. Косыгина на изучение курса русского языка в 8 классе выделено 3 часа в неделю, что соответствует региональному базисному учебному плану для образовательных учреждений Московской области.
Согласно календарному учебному графику на 2013-2014 учебный год, действующему на территории Красногорского муниципального района, продолжительность учебного года в 8 классах составляет 34 учебных недели (приказ от 15.08.2013_№_501) .
В 8а классе на изучение русского языка добавлены 34 часа из школьного компонента, что составляет 136 часов в год, 4 часа в неделю.
Содержание обучения
Русский язык как государственный язык Российской Федерации (1ч.)
Повторение изученного в 5-7 классах (12 ч.)
Лексика и фразеология. Словарный состав языка с точки зрения происхождения, употребления и стилистической окраски. Морфемика. Способы словообразования.
Орфография и морфемика. Система частей речи в русском языке. Принципы выделения частей речи. Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи. Буквы Н и НН в суффиксах имен прилагательных, при частий и наречий.
Синтаксис и пунктуация. Введение. (1 ч.)
Словосочетание и предложение (10 ч.)
Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды и средства синтаксической связи Способы подчинительной связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Основные признаки словосочетания: смысловая и грамматическая связь. Предложение как основная единица синтаксиса. Основные признаки предложения и его отличие от других языковых единиц. Виды предложений по цели и эмоциональной окраске. Простое предложение. Основные виды простого предложения. Прямой и обратный порядок слов в предложении. Логическое ударение. Интонация.
Предложение (6ч)
Понятие о предложении. Предложение как основная единица синтаксиса. Строение предложения. Интонация конца предложения
Основные виды простого предложения: по цели высказывания, по эмоциональной окраске
Логическое ударение и порядок слов в предложении. Интонация
Р/р. Цепная и параллельная связь предложений в тексте. Заглавие как средство связи.
Главные члены предложения (12 ч.)
Подлежащее. Способы его выражения. Особые случаи согласования подлежащего и сказуемого. Виды сказуемого: простое глагольное, составное глагольное, составное именное. Способы выражения простого глагольного сказуемого. Составное глагольное сказуемое. Способы его выражения. Составное именное сказуемое. Способы его выражения. Особенности связи подлежащего и сказуемого. Тире между подлежащим и сказуе мым.
Второстепенные члены предложения (12 ч.)
Второстепенные члены предложения. Трудные случаи согласования определения с определяемым словом. Способы выражения определений. Определения: согласованные, несогласованные. Трудные случаи согласования определения с определяемым словом. Способы выражения определений. Приложение как разновидность определения. Знаки препинания при приложении. Дополнение как второстепенный член предложения. Способы его выражения. Дополнение прямое и косвенное. Обстоятельство. Виды обстоятельств. Способы выражения обстоятельств.
Односоставные предложения (13 ч.)
Понятие об односоставных предложениях. Определенно-личные предложения, их структура и смысловые особенности. Основные виды односоставных предложений по строению и значению. Неопределенно-личные предложения и их особенности. Безличные предложения и их особенности. Назывные предложения и их смысловые и структурные особенности.
Полные и неполные предложения
Понятие о неполных предложениях. Неполные предложения в диалоге и сложном предложении.
Предложения с однородными членами (15 ч.)
Предложения с однородными членами. Средства связи однородных членов предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами. Однородные члены, связанные сочинительными союза ми и пунктуация при них. Обобщающие слова в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при них. Однородные и неоднородные определения.
Обособленные члены предложения (22 ч.)
Понятие об обособлении второстепенных членов предложения. Обособление согласованных определений. Несогласованные определения и их обособление. Обособление приложений. Обособление дополнений. Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями. Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами.
Обособление уточняющих членов предложения. (9ч.)
Уточняющие, поясняющие, присоединительные члены предложения, их смысловая и интонационная особенность.
Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями (12 ч.)
Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями. Вводные предложения. Знаки препинания при них. Вставные конструкции. Особенности употребления вставных конструкций. Обращение, его функции и способы выражения. Выделительные знаки препинания при обращении.
Повторение изученного в 8 классе (11 ч.)
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать, понимать определения основных изученных в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий.
Уметь:
речевая деятельность:
аудирование:
- дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию прослушанного текста;
- фиксировать информацию прослушанного текста в виде тезисного плана, полного и сжатого пересказа;
- определять принадлежность аудируемого текста к типу речи и функциональной разновидности языка;
- рецензировать устный ответ учащегося;
- задавать вопросы по прослушанному тексту;
- отвечать на вопросы по содержанию текста;
- слушать информацию теле- и радиопередачи с установкой на определение темы и основной мысли сообщения;
чтение:
- прогнозировать содержание текста, исходя из анализа названия, содержания эпиграфа и на основе знакомства с иллюстративным материалом текста – схемами, таблицами на основе текста;
- используя просмотровое чтение, ориентироваться в содержании статьи по ключевым словам, а в содержании книги, журнала, газеты по оглавлению и заголовкам статей;
- при необходимости переходить на изучающее чтение;
- читать и пересказывать небольшие по объему тексты о выдающихся отечественных лингвистах;
говорение:
- пересказывая текст, отражать свое понимание проблематики и позиции автора исходного текста;
- вести репортаж о школьной жизни;
- строить небольшое по объему устное высказывание на основе схем, таблиц и других наглядных материалов;
- создавать связное монологическое высказывание на лингвистическую тему в форме текста-рассуждения, текста-доказательства, текста-описания;
- составлять инструкции по применению того или иного правила;
- принимать участие в диалогах различных видов;
- адекватно реагировать на обращенную устную речь, правильно вступать в речевое общение, поддерживать или заканчивать разговор и т.п.
письмо:
- пересказывать фрагмент прослушанного текста;
- пересказывать прочитанные публицистические и художественные тексты, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста;
- создавать сочинение-описание архитектурного памятника, сравнительную характеристику, рассуждение на свободную тему, сочинение повествовательного характера с элементами повествования или рассуждения, репортаж о событии;
-- писать заметки, рекламные аннотации, уместно использовать характерные для публицистики средства языка (выразительную лексику, экспрессивный синтаксис: расчлененные предложения (парцелляцию), риторические вопросы и восклицания, вопросно-ответную форму изложения, ряды однородных членов, многосоюзие и т.д.);
- составлять деловые бумаги: заявление, доверенность, расписку, автобиографию;
текст:
- находить в журналах, газетах проблемные статьи, репортажи, портретные очерки, определять их тему, основную мысль, заголовок;
- распознавать характерные для художественных и публицистических текстов языковые и речевые средства воздействия на читателя;
фонетика и орфоэпия:
- правильно произносить слова с учетом вариантов произношения;
- оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;
морфемика и словообразование:
- разъяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные морфемные модели слов;
- разбирать слова, иллюстрирующие разные способы словообразования;
- пользоваться разными видами морфемных и словообразовательных словарей;
лексикология и фразеология:
- разъяснять значение слов общественно-политической тематики, правильно их определять;
- пользоваться разными видами толковых словарей (словарь иностранных слов, словарь лингвистических терминов и т.п.);
- оценивать уместность употребления слов с учетом стиля, типа речи и речевых задач высказывания;
- находить в художественном тексте изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;
морфология:
- распознавать части речи и их формы;
- соблюдать морфологические нормы формообразования и употребления слов, пользоваться словарем грамматических трудностей;
- опираться на морфологический разбор слова при проведении орфографического, пунктуационного и синтаксического анализа;
орфография:
- применять орфографические правила, объяснять правописания труднопроверяемых орфограмм, опираясь на значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слов;
синтаксис и пунктуация:
- опознавать, правильно строить и употреблять словосочетания разных видов;
- различать простые предложения разных видов, использовать односоставные предложения в речи с учетом их специфики и стилистических свойств;
- правильно и уместно употреблять предложения с вводными конструкциями и однородными, обособленными членами;
- правильно строить предложения с обособленными членами;
- проводить интонационный анализ простого предложения;
- выразительно читать простые предложения изученных конструкций;
- проводить интонационный и синтаксический анализ простого предложения при проведении синтаксического и пунктуационного разбора;
- использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;
- владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации, устно объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы простых предложений, самостоятельно подбирать примеры на пунктуационные правила.
Таблица тематического распределения часов.
Тема | Количество часов по теме |
Общие сведения о языке | 1час |
Повторение изученного в 5-7 классах | 12 часов |
Словосочетание | 11 часов |
Предложение | 6 часов |
Главные члены предложения | 12 часов |
Второстепенные члены предложения | 12 часов |
Односоставные предложения | 13 часов |
Однородные члены предложения | 15 часов |
Обособленные члены предложения | 22 часа |
Обособленные уточняющие члены предложения | 9 часов |
Предложения с вводными словами, обращениями | 12 часов |
Повторение изученного в 8-м классе | 11 часов |
Итого | 136 часов |
Список рекомендуемой учебно-методической литературы.
для учащихся:
- Бабайцева В.В., Л.Д. Чеснокова. Русский язык. Теория. 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2005. – 330 с.
- Бабайцева В.В., М.И. Сергиенко. Русский язык. 8 класс. Рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, 2006. – 140 с.
- Бабайцева В.В. Русский язык. Односоставные предложения в тексте. – М.: Дрофа, 2006. – 310 с.
- Войлова К.А. Русский язык. Культура речи. Тематическая тетрадь. – М.: Дрофа, 2005. – 112 с.
- Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи. 8 класс. – М.: Дрофа, 2005. – 222 с.
- Русский язык. Практика. 8 класс. / Под редакцией Ю.С. Пичугова. – М.: Дрофа, 2007. – 300 с.
- Тихонова В.В. Русский язык. Словосочетание. Простое предложение. Осложненное предложение. Тематическая тетрадь. – М.: Дрофа, 2005. – 195 с.
для учителя:
- Богданова Г.А. Уроки русского языка в 8 классе. – М.: Просвещение, 2004.
- Богданова Г.А. Опрос на уроках русского языка. – М.: Просвещение, 2000.
- Воителова Т.Л. Русский язык. Дидактические материалы. 8-9 классы. – М.: Дрофа, 2005.
- Иссерс О.С., Кузьмина Н.А. Новые тесты. Русский язык. Синтаксис и пунктуация. 8-9 классы. – М.: Дрофа, 2004.
- Колокольцев Е.Н, Л.М. Зельманова. Развитие речи: Русский язык и литература. (Произведения изобразительного искусства). 8-9 классы. – М.: Дрофа, 2005.
- Кудинова О.А. Контрольные работы по русскому языку. 8 класс. – М.: ЭКСМО, 2005.
- Купалова А.Ю. Изучение синтаксиса и пунктуации в школе. – М.: Дрофа, 2001.
- Леденева В.В., Н.В. Халикова. Тесты. Русский язык. 5-8 классы. Учебно-методическое пособие. – М.: Дрофа, 1998.
- Львова С.И. Уроки словесности. 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2005.
- Львова С.И. Сборник диктантов с языковым анализом для 5-9 классов. – М.: Мнемозина, 2003.
- Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку. 8 класс. / Под редакцией Ю.С. Пичугова. – М.: Дрофа, 2002.
- Пахнова Т.М. Русский язык. Раздаточные материалы. 8 класс. – М.: Дрофа, 2005.
Предварительный просмотр:
N п/п | Раздел Тема урока | Кол-во часов | Требования к уровню подготовки учащихся | Наглядность | Формы контроля | Домашнее задание | Плановые сроки прохожде ния. | Скорректированные сроки |
1. | Русский язык как государственный язык Российской Федерации | 1 | Понимать статус русского языка как государственного, сферу использования как средства официального общения внутри Российской Федерации, понимать его функции интеграции (объединения) народов России, причину потребности в общении на русском языке | Ответить на вопросы: в каких сферах деятельности русский язык используется как государственный; сколько государственных языков может быть в одной стране; какие вы знаете слова, вошедшие в русский язык народов, населяющих Россию | Ответ на вопрос: «Что значит работать над языком?» | |||
Повторение изученного в 5-7 классах(12ч) | ||||||||
2. | Лексика | 1 | Уметь подбирать синонимы и антонимы к слову, выбирать из синонимичного ряда наиболее точное и уместное слово, использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора | Репродукция картины В. Васнецова «Богатыри» | Урок исследование. Беседа. Работа с Толковыми словарями | Выписать из толкового словаря 2 многозначных слова | ||
Фразеология | 1 | Уметь толковать значения фразеологизмов, использовать толковые словари для определения и уточнения лексического значения слов | Фразеологические словари | Работа с фразеологическим словарем. Практикум | Упр. 7, 5 Определить стиль речи | |||
4. | Морфемика и словообразование | 1 | Уметь производить сопоставительный анализ слов, имеющих в корне омонимы, характеризовать языковые признаки слов на основе анализа морфемный разбор при проведении грамматических свойств слова, определять основные способы словообразования | Таблица «Способы образования слов». Карточки для индивидуальной работы | Словообразовательный разбор. Работа с таблицей | Разобрать по составу 10 слов | ||
5. | Морфемика и орфография | 1 | Уметь опираться на основной принцип написания морфем: обнаруживать орфограммы в корне, группировать слова по видам орфограмм корня, подбирать однокоренные слова | Карточки | Групповая практическая работа | Т. §120, 129, 153, упр. 16. Обозначить корни с чередованием | ||
6. | Морфология и орфография | 1 | Уметь различать части речи, производить из морфологический разбор, безошибочно писать НЕ с различными частями речи, аргументировать группировку частей речи в связи со слитным (раздельным) написание их с НЕ | Репродукция картины В. Васнецова «Иван Царевич на Сером Волке» | Комбинированный урок. Составление схемы «Части речи» | Пов. Т. §67, 68, упр. 30. Раскрыть скобки | ||
7. | Морфология и орфография | 1 | Уметь познавать части речи с изученными орфограммами, безошибочно писать, группировать слова разной части речи, уместно их употреблять | Карточки. Таблицы по орфографии | Повторение. Выборочный диктант. Морфологический разбор | Пов. Т. §19-20, упр. 33. Обозначить орфограммы | ||
8. | Синтаксис и пунктуация | 1 | Уметь определить смысловые отношения между словами, видеть связь слов в предложении, выделять грамматическую основу предложения выполнять синтаксический разбор простого предл | Плакат «Словосочетание» Карточки | Повторение. 1. Распределитель-ный диктант 2. Работа с учебником 3. Объяснительный диктант | Синтаксический разбор предложения | ||
9. | Синтаксис как раздел грамматики. Связь синтаксиса и морфологии | 1 | Знать основные разделы языка. Уметь определять основные разделы языка; коммуникативные единицы -текст и предложение, служащие для общения, обмена мыслями, чувствами; | Схема разбора предложения | Выписать из «Капитанской дочки» 6 предложений. Выполнить синт. разбор | |||
10. | .Р. Микротекст. Микротема. | 1 | Уметь отмечать языковые средства, которые обеспечивают связность текста; делить текст на абзацы; находить предложения, в которых раскрывается основная мысль | Карточки для индивидуальной работы | РР 66 | |||
11. | Р. .Р. Изложение, близкое к тексту К.Г. Паустовский «Михайловский рощи» | 1 | Знать определение темы, основной мысли текста, требования к написанию изложения по данному плану | Написание изложения, близкого к тексту, составление простого и сложного плана текста изложения | р/р №71 | |||
12. | Контрольная работа | 1 | Знать основные нормы русского литературного языка. Уметь применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии | тест | р/р №71 | |||
13. | Работа над ошибками в изложении и контрольной работе | 1 | Уметь классифицировать ошибку, правильно графически объяснять орфограмму. | Карточки | Самостоятельная работа | Работа над ошибками в рабочих тетрадях | ||
14. | Пунктуация. Ее основные принципы. Знаки препинания и их функции | 1 | Знать основные разделы русского языка | Схема разбора предложения | Пунктуационный разбор. Практикум | Выполнить пункт. разбор 2 | ||
15. | Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса | 1 | Знать определение словосочетания; основные виды словосочетаний, строение, отношения между компонентами словосочетания, способы выражения, средства связи в словосочетании. | Самостоятельная работа. Выразительное чтение текстов | §156, §157 Т., упр. №45 | |||
16-17. | Виды синтаксической связи | 2 | Знать виды синтаксической связи | Творческая работа. Работа с учебником | §156, с. 198, упр. №47 | |||
18. | Р/р. Текст как единица синтаксиса | 1 | Уметь отмечать языковые средства, которые обеспечивают связность текста; делить текст на абзацы; находить предложения, в которых раскрывается основная мысль | Тексты (карточки) | Практическая работа | Определить композицию текста | ||
19. | Словосочетание и предложение, как единица синтаксиса. Виды словосочетаний по характеру выражения главного слова | 1 | Уметь вычленять словосочетание из предложения; определять вид словосочетания по главному слову, самостоятельно строить словосочетания, обозначая в них средства связи; грамотно употреблять в речи | Схемы словосочетаний | Изучение нового материала | Упр. 46, упр. 59, выписать по 2 словосочетания | ||
20. | Способы подчинительной связи | 1 | Знать основные единицы русского языка, их признаки; виды подчинительной связи | Схемы словосочетаний | Практическое занятие | 158, №52. Составить словос. | ||
21. | Способы подчинительной связи. Нормы сочетания слов | 1 | Уметь определять способ подчинительной связи по вопросу; подбирать синонимические словосочетания для повышения выразительности речи, ее обогащения | Текст. Редактирование текста | §158, упр. 53 Выписать подчинительные словосочетания | |||
22. | Основные виды словосочетаний. Цельные словосочетания | 1 | Знать строение словосочетаний; способы выражения Уметь делать разбор словосочетаний; находить в тексте цельные словосочетания; использовать в устной и письменной речи | В.А. Серова «Девочка с персиками» | Практическая работа | §159, §160, упр. 64 Составить предложения | ||
23. | Основные виды словосочетаний. Цельные словосочетания | 1 | Знать основные виды словосочетаний. Уметь находить цельные словосочетания | Сигнальные карточки | Комбинированный урок. Контрольное списывание №66 | §159, §160, упр. 59, упр. 65 | ||
24. | Р/р. Сочинение на грамматическую тему «Что я знаю о словосочетании» | 1 | Уметь писать сочинение на грамматическую тему, осуществляя выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, свободно и правильно излагать свои мысли в письменной | Творческая работа | Дописать сочинение | |||
25. | Понятие о предложении. Предложение как основная единица синтаксиса. Строение предложения. Интонация конца предложения | 1 | Знать основные единицы языка, их признаки Уметь осознавать предложения как основную единицу языка; употреблять в речи предложения, разные по цели высказывания | Таблица «Предложение». Перфокарты | Изучение нового материала | §161-164, упр. 72 Закончить предложение | ||
26. | Основные виды простого предложения: по цели высказывания, по эмоциональной окраске | 1 | Знать основные единицы языка, их признаки Уметь вычленять односоставные и двусоставные предложения в тексте; делать синтаксический разбор простого предложения | Сигнальные карточки | Практикум | §156-167, упр. 70 Расставить знаки препинания | ||
27. | Логическое ударение и порядок слов в предложении. Интонация | 1 | Уметь с помощью логического ударения и порядка слов выделить наиболее важное слово в предложении; выразительно читать тескт | Тексты | Работа над выразительным чтением | Упр. 84, 85 Определить тип речи | ||
28. | Р/р. Цепная и параллельная связь предложений в тексте. Заглавие как средство связи | 1 | Уметь подбирать из печатных источников или составлять самим такие фрагменты, тексты, в которых для цепного соединения предложений использовались бы лексические средства связи. | Тексты | Наблюдение над текстом. Изучение нового материала | Р/р §7, §8, упр. 76, 77 | ||
29. | Повторим орфографию: орфограммы в корне | 1 | Знать нормы русского литературного языка Уметь применять изученные правила, пользоваться определенными способами по их применению; находить в тексте примеры на изученные орфограммы | Схемы слов. Сигнальные карточки | Урок повторения | §17, упр. 98 Подобрать синонимы | ||
30. | Контрольная работа по теме: «Словосочетание и предложение» Тест | 1 | Знать основные единицы языка, их признаки. Уметь определять способ подчинительной связи по вопросу; подбирать синонимические словосочетания для повышения выразительности речи, ее обогащения | Самостоятельная работа. Урок-зачет | Упр. 101 | |||
31. | Главные члены предложения | 1 | Знать основные единицы языка, их признаки. | Таблица «Члены предложения» | Синтаксический разбор предложений | §17, упр. 108 | ||
32. | Подлежащее и способы его выражения | 1 | Знать основные единицы языка, их признаки Уметь находить подлежащее в предложении, определять способы его выражения; согласовать подлежащее со сказуемым | Таблицы «Способы выражения подлежащего» | Практикум. Составление таблицы «Способы выражения подлежащего. Синтаксический разбор предложений | Упр. 107 | ||
33. | Сказуемое и его основные типы. Простое глагольное сказуемое | 1 | Знать основные способы выражения сказуемого Уметь различать сказуемые по составу слов, по способу выражения лексического и грамматического значений | Карточки | Составление плана §170. Синтаксический разбор предложений | §170, §171, упр. 116 Устранить речевые недочеты | ||
34. | Р/р. Подготовка к изложению с элементами сочинения | 1 | Знать признаки текста. | Грамзапись «Третья симфония» Л.Ван Бетховена | Обучение изложению | Р/р №120 | ||
35. | Р/р. Изложение с элементами сочинения. В чем проявилось мужество музыкантов (р/р упр. №120) | 1 | Уметь осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой и целями; правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста; совершенствовать и редактировать собственный текст | ---//--- | Творческая работа | Дописать | ||
36. | Составное глагольное сказуемое. Способы его выражения | 1 | Знать основные признаки выражения сказуемого. | Схема СГС | Урок изучения нового материала. Работа с карточками «Синтаксический разбор предложения» | §170, §171, §173, упр. 124 Закончить предложения | ||
37. | Составное именное сказуемое | 1 | Уметь определять способы выражения именной части составного именного сказуемого. | Схема СИС | Практикум Объяснительный диктант. Выполнение таблицы §173 | Упр. 125 | ||
38. | Способы выражения именной части | 1 | Уметь определять способы выражения именной части составного именного сказуемого. | Схема СИС. Карточки | Свободный диктант. Разбор предложений по членам | §169-173 Составить карточку с разными видами сказуемых | ||
39. | Тире между подлежащим и сказуемым | 1 | Знать основные нормы русского литературного языка Уметь находить подлежащее и сказуемое; ставить знаки препинания между ними | Таблица «Тире между подлежащим и сказуемым» | Практикум. Составление предложений. Синтаксический разбор предложения | §174, упр. 133. Составить предложения | ||
40. | Обобщение изученного по теме: «Главные члены предложения» | 1 | Уметь находить подлежащее и сказуемое; находить и выписывать предложения с различными типами сказуемых. | Тест | Объяснительный диктант. Тест с самопроверкой | §161-174, №136 | ||
41. | Контрольная работа Диктант с грамматическим заданием | 1 | Знать нормы литературного языка. | Диктант с грамматическим заданием | Повторить §8 | |||
42. | Работа над ошибками | 1 | Уметь классифицировать ошибку, правильно графически объяснять орфограмму. | Карточки для индивидуальной работы | Анализ ошибок. Работа в парах | Упр. 136, зад. 1 | ||
Второстепенные члены предложения(12ч) | ||||||||
43. | Второстепенные члены предложения. Определение | 1 | Знать основные единицы русского языка, их признаки, определения Уметь определять роль второстепенных членов в предложении. | Карточки для индивидуальной работы. Тесты | Урок обобщения. Разбор предложе-ний. Творческая работа. Тест с самопроверкой | §175, упр. 150 Составить словосочетания | ||
44. | Согласованные и несогласованные определения | 1 | Уметь находить в тексте согласованные и несогласованные определения, определять способы их выражения. | Схема второстепенных членов | Практикум. Грамматический разбор. Распреде-лительный диктант. Работа в парах | §175, упр. 148 Подобрать синонимы | ||
45. | Приложение. Знаки препинания при приложении | 1 | Знать основные единицы русского языка, их признаки, определения Уметь распознавать приложения среди других членов предложения; правильно ставить знаки при приложениях | Тесты с самопроверкой | Составление плана §176. Комментиро-ванное письмо. Тест с самопроверкой | §176, упр. 161. Найти приложения | ||
46. | Дополнение. Способы его выражения | 1 | Знать определения всех членов предложения, их признаки, отличия Уметь ставить вопрос; определять способ выражения и роль в предложении | Сигнальные карточки. Схемы предложений | Интегрированный урок. Составление плана §177. Разбор предложений по схемам | §177, упр. 164 Разобрать по членам предлож. | ||
47. | Р/р. Подготовка к сжатому изложению. Приемы сжатого текста | 1 | Знать приемы сжатия текста. | Составление плана сжатого изложения | ||||
48. | Р/р. Сжатое изложение | 1 | Уметь анализировать языковые особенности текста; свободно излагать свои мысли в письменной форме. | Творческая работа | Пов. §175-177 | |||
49. | Обстоятельство. Виды обстоятельств | 1 | Уметь находить в тексте второстепенные члены предложения, ставить вопросы, определять роль обстоятельства в предложении; составлять предложения на заданную тему, используя обстоятельства места, времени, образа действия, выраженные наречиями. | Карточки-таблицы. Схема «Виды обстоятельств» | Изучение нового материала. 1. Составление словаря словосочетаний 2. Распредели-тельно-выбороч-ный диктант | §178, упр. 171 Расставить знаки препинания | ||
50. | Обстоятельство. Виды обстоятельств | 1 | Уметь определять, в каких второстепенных членах могут совмещаться разные значения (дополнения и обстоятельства, определения и дополнения) | Карточки для инд. задания. Схема «Виды обстоятельств» | Практикум. 1. Объяснительный диктант 2. Синтаксический разбор предложений | Упр. 174 Записать словосочетания в исправленном виде | ||
51. | Обобщение знаний по теме «Второстепенные члены предложения» | 1 | Знать определения всех членов предложения, их признаки, отличия Уметь ставить вопрос; определять способ выражения и роль в предложении | Сигнальные карточки. Тесты с самопроверкой | Урок обобщения. Цифровой диктант. Исправление ошибок в тексте. Тест с самопроверкой | Составить словарик словосочетаний | ||
52. | Повторим орфографию. Орфограммы в приставках | 1 | Уметь применять изученные правила; соблюдать в практике письма основные правила орфографии. | Таблица «Орфограмма» в приставках | Выборочный диктант. Осложненное списывание | Упр. 187 Составить словосочетания | ||
53. | Контрольная работа | 1 | Знать нормы литературного языка. Уметь применять изученные правила | Тесты | Тестирование | Упр. 191 Озаглавить текст | ||
54. | Работа над ошибками | 1 | Уметь классифицировать ошибку, правильно графически объяснять орфограмму и пунктограмму | Работа в парах | ||||
Односоставные предложения (13ч) | ||||||||
55. | Понятие об односоставных предложениях. Основные группы односоставных предложений | 1 | Знать основные единицы русского языка, их признаки Уметь опознавать языковые единицы, проводить различные виды анализа | Схемы односоставных предложений. Карточки для индивидуальной работы | Изучение нового материала. Взаимодиктант. Разбор предложений по членам | §180-181 выписать из художественной литературы 5 однос. предложений | ||
56. | Определенно-личные предложения. Их структура | 1 | Уметь находить определённо-личные предложения в текстах художественных произведений; определять роль определённо-личных предложений в художественной литературе | Схемы односоставных предложений | Составление диалогов. Работа в парах | §180-§181 Написать небольшое письмо, употребив в нем опр.-лич. предложения | ||
57. | Неопределенно-личные предложения | 1 | Знать признаки неопределенно-личных предложений Уметь находить неопределенно-личные предложения; использовать неопределенно-личные предложения в различных стилях речи | Сигнальные карточки | Зрительный диктант. Письмо по памяти. Синтакси-ческий разбор предложений | §182, упр. 208 Озаглавить текст | ||
58. | Обобщенно-личные предложения | 1 | Знать различия между односоставными предложениями и двусоставными; признаки обобщенно--личных предложений. Уметь находить обобщенно-личные личные предложения в тексте. | Схемы односоставных предложений | Практикум. Конструирование предложений по схемам | §182, упр. 214. разобрать по членам предложения | ||
59. | Безличные предложения | 1 | Знать различие между типами односоставных предложений; признаки безличного предложения Уметь находить безличные предложения по значению и структурными особенностями | Схемы односоставных предложений | Объяснительный диктант. Конструирование предлож. | §183, упр. 223 | ||
60. | Безличные предложения | 1 | Знать различие между типами односоставных предложений; признаки безличного предложения Уметь находить безличные предложения по значению и структурными особенностями | Схемы односоставных предложений | Составление таблицы «Способы выражения сказуе-мого в безличном предложении» | Упр. 224 Заменить двусоставные предложения безличными | ||
61. | Назывные предложения | 1 | Знать различие между типами односоставных предложений; признаки назывного предложения Уметь находить назывные предложения в текстах художественного произведения; пользоваться в описании для обозначения места и времени | Карточки индивидуального задания | Практикум. Анализ фрагменты художественно произведения. Работа в парах | §184, упр. 232 Определить виды односоставных предложений | ||
62. | Употребление односоставных предложений в устной и письменной речи | 1 | Уметь находить односоставные предложения в текстах художественного произведения; пользоваться в описании для обозначения места и времени | Схемы односоставных предложений | Урок обобщения 1. Синтаксический разбор односоставных предложений | Найти в газете репортаж. Определить односоставные предложения | ||
63. | Обобщение по теме «Односоставные предложения» | 1 | Знать различие между типами односоставных предложений; признаки каждого из них Уметь определять тип односоставного предложения, составлять предложения по схемам | Схемы односоставных предложений | Урок обобщения. Сочинение-миниатюра «Зима» с использованием односоставных предложений. Творческая работа | §179, упр. 233 Найти грамматические основы | ||
64. | Особенности строения полных и неполных предложений | 1 | Знать особенности и функции неполных предложений Уметь находить их в тексте; проводить синтаксический и пунктуационный разборы предложений | Сигнальные карточки | Работа в группах. Анализ сцены из комедии Д. Фонви-зина «Недоросль» д. 4, явл. 8 | Упр. 245, упр. 242 Выписать неполные предложения | ||
65. | Контрольная работа Контрольный диктант с грамматическим заданием | 1 | Знать нормы литературного языка. Уметь применять изученные правила. | Контрольный диктант с грамматическим заданием | Контрольный диктант с грамматическим заданием | Упр. 236 | ||
66. | Работа над ошибками | 1 | Уметь классифицировать ошибку, правильно графически объяснять орфограмму | Карточки для индивидуальной работы | Практикум. Коррекция ошибок | Записать 4 безличных предложения | ||
67. | Р/р. Порядок предложений в тексте. Порядок слов в предложении | 1 | Знать прямой и обратный порядок слов в предложении | Образцы текстов | Анализ текста. Р/р. №154 | Р/р упр. 152 | ||
Однородные члены предложения (15ч) | ||||||||
68. | Однородные члены предложения. Союзы при однородных членах | 1 | Уметь находить однородные члены предложения в тексте; правильно расставлять знаки препинания в предложении; соблюдать перечислительную интонацию | Схемы знаков препинания при однородных членах предложения | Практикум Выборочное письмо с составлением схем | §186, §187, §21, упр. 250 Составить предложения с однородными членами | ||
69. | Однородные члены, связанные сочинительными союзами и пунктуация при них | 1 | Знать правила постановки знаков препинания при однородных членах, связанных союзами Уметь правильно ставить знаки препинания при однородных членах, связанных союзами | Схемы однородных членов | Практикум Конструирование предложения по схемам | §187, упр. 256 Вставить союзы, составить схемы | ||
70. | Однородные члены, связанные сочинительными союзами и пунктуация при них | 1 | Знать правила постановки знаков препинания при однородных членах, связанных сочинительными союзами. | Схемы однородных членов | Практикум Составление предложений. Графический диктант | Упр. 262 Расставить знаки препинания | ||
71. | Обобщающие слова при однородных членах предложения | 1 | Знать правила постановки знаков препинания при обобщающих словах с однородными членами. | Схемы с обобщающим словом при однородных членах | Практикум | §189, упр. 278, №274. Составить предложения по схемам | ||
72. | Знаки препинания в предложениях с обобщающим словом | 1 | Знать правила постановки знаков препинания при обобщающих Уметь правильно ставить знаки препинания; составлять схемы предложений с обобщающими словами | Схемы предложений с обобщающим словом при однородных членах | Практикум | §186-188, упр. 280 озаглавить. 281 исправить ошибки | ||
73. | Р/р. Обобщение как средство связи предложений в тексте | 1 | Уметь составлять схемы предложений с обобщающими словами при однородных членах; различать предложения с обобщающими словами и предложения с именным составным сказуемым | Практикум Конструирование текста №179 | Р/р. §10, №175 Анализ текста | |||
74. | Р/р. Однородные члены предложения, как средства выразительности | 1 | Уметь правильно ставить знаки препинания; раскрывать содержание обобщающих слов, подобрав к ним однородные члены (составлять предложения); | Репродукция картины А.И. Куинджи «Украинская ночь» | Практикум Описание картины. Творческая работа | Прочитать упр. 266. Сочинение «Что я узнал из рассказа «Постскриптум»?» В. Астафьева | ||
75. | Однородные и неоднородные определения | 1 | Знать правила постановки знаков препинания между однородными и неоднородными определениями и отсутствие знаков при неоднородных определениях Уметь составлять схемы предложений с однородными определениями | Сигнальные карточки. Схемы однородных и неоднородных опред. | Составление схемы, плана, конспекта §189. Конструирование предложений | §189, упр. 289 Указать однородные и неоднородные определения | ||
76. | Однородные и неоднородные определения | 1 | Знать правила постановки знаков препинания между однородными и неоднородными определениями и отсутствие знаков при неоднородных определениях Уметь составлять схемы предложений с однородными определениями | Схемы – предложений, тексты-карточки | Письмо по памяти. Объяснительный диктант. Тест с самопроверкой | §189, упр. 291 Составить схемы предложений | ||
77. | Систематизация и общение изученного по теме «Однородные члены предложения» | 1 | Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами шуметь разбирать такие предложения по членам; составлять схемы; находить в тексте, уметь самостоятельно составлять предложения с однородными членами | Схемы – предложений, тексты-карточки | Графический диктант, взаимодиктан. Составление предложений по схемам | §189, упр. 295 Составить схемы предложений | ||
78. | Контрольная работа по теме «Однородные члены предложения» Тест | 1 | Знать основные нормы русского лите-ратурного языка. Уметь применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии | Тесты | Урок-зачет Тестирование | Упр. 296 Подготовить устное высказывание | ||
79. | Работа над ошибками | 1 | Уметь классифицировать ошибку, правильно графически объяснять орфограмму. | Карточки для индивидуальной работы | Практикум | Пов. §187-189 | ||
80. | Повторим орфографию. Орфограммы в суффиксах | 1 | Знать основные нормы русского литературного языка Уметь применять изученные правила, пользоваться определенными способами по их построению | Таблица «Правописание гласных в суффиксах». Схемы предложений, зачетные листы | Урок-практикум | §190, упр. 308 Составить предложения | ||
81. | Р/р. Рассуждение на литературную тему | 1 | Уметь создавать текст-рассуждение, сохраняя его композиционные элементы, ориентируясь на определенного читателя или слушателя, отбирать аргументы с целью обогащения речи, умело включать цитаты из художественного текста, обосновывать свое мнение | Текст «Капитанской дочки» А.С. Пушкина | Обучение рассуждению | Р/р. упр. 203 | ||
82. | Р/р. Сочинение-рассуждение на литературную тему | 1 | Уметь создавать текст-рассуждение, сохраняя его композиционные элементы, ориентируясь на определенного читателя или слушателя, отбирать аргументы с целью обогащения речи, умело включать цитаты из художественного текста, обосновывать свое мнение | Сочинение. Творческая работа | Дописать сочинение | |||
Обособленные члены предложения (22ч) | ||||||||
83. | Понятие об обособлении второстепенных членов предложений | 1 | Знать основные единицы русского языка, их признаки Уметь опознавать языковые единицы, правильно ставить знаки препинания | Схемы обособленных членов предложения | Комментированное письмо. Составление предложения | §190, 191, 176, упр. 314 | ||
84. | Обособление согласованных определений | 1 | Знать общие условия обособления согласованных определений; уметь находить грамматические условия обособления определений, выраженных причастными оборотами и прилагательными с зависимыми словами, относящиеся к существительному, интонационно правильно произносить их и оформлять на письме | Схемы причастных оборотов. Сигнальные карточки | Практикум. Конструирование предложений | §192, упр. 322 Составление предложений с причастным оборотом | ||
85. | Обособление согласованных определений | 1 | Знать условия обособления несогласованных определений; уметь выявлять их, интонационно правильно читать предложения с обособлениями и правильно пунктуационно оформлять на письме | Репродукция картины Е.И. Мартынова «Павловск» | Практикум Составление предложений по картине | Упр. 323 Образовать причастные обороты | ||
86. | Обособление несогласованных определений | 1 | Знать условия обособления несогласованных определений, интонационно правильно произносить предложения с обособленными определениями, при пунктуационном оформлении письменного текста правильно ставить знаки препинания | Сигнальные карточки. Схемы несогласованных определений | Урок объяснения нового материала. Предупредительный диктант | §193, 176, упр. 338 | ||
87. | Р/р. Подробное изложение | 1 | Знать роль заглавия как средства связи в тексте,роль композиционного стыка; уметь художественно, эмоционально, выразительно передавать содержание услышанного текста | Творческая работа. Изложение | ||||
88. | Р/р. Подробное изложение | 1 | Уметь самостоятельно подбирать заголовок, использовать заглавие и родовидовые слова как средства связи микротекстов, предложений в тексте обособленные определения, соблюдать при пересказе нормы | Творческая работа. Изложение | Дописать изложение | |||
89. | Обособление определений с обстоятельственным оттенком | 1 | Знать правила обособления определений с обстоятельственным оттенком и несогласованных определений Уметь выявлять условия обособления | Диктант «Проверяю себя» | Упр. 326 | |||
90. | Обособление приложений | 1 | Знать условия обособления приложений; уметь обособлять приложения, графически объяснять условия обособления приложений, выразительно читать предложения с обособлением, правильно ставить знаки препинания при выделении обособленных приложений | Схемы приложений при обособлении | Цифровой диктант, выборочный диктант | §194, упр. 349 Подобрать приложения | ||
91. | Обособленные приложения | 1 | Уметь опознавать приложения в тексте, правильно ставить знаки препинания, интонационно правильно произносить предложения с обособленными приложениями, использовать их в разных стилях речи | Сигнальные карточки. Схемы приложений при обособлении | Практикум Конструирование предложений с приложением | §191-194, упр. 356. Записать текст. Составить доверенность и расписку с приложением | ||
92. | Обособление дополнений | 1 | Знать условия обособления дополнений; уметь узнавать опознавательные признаки уточняющих дополнений (производные предлоги) | Схемы обособленных дополнений | Распределительный диктант. Проверочный диктант с взаимопроверкой | §195 (план), упр. 364. Составить словосочетание | ||
93. | Обособление дополнение | 1 | Уметь производить синонимичную замену предлогов при обособленных дополнениях | Карточки для индивидуальной работы | Практикум. Конструирование предложений. Работа в парах | Выписать 5 предложений с обособленным дополнением | ||
94. | Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием | 1 | Уметь определять границы деепричастного оборота, ставить знаки препинания при обособлении, конструировать предложения с причастным оборотам, исправлять ошибки в предложениях, интонационно правильно произносить их. | Схемы предложений с деепричастным оборотом | Синтаксический разбор предложений. Объяснительный диктант | §196, №372 Составить схемы | ||
95. | Р/р. Разновидность рассуждения – сравнение | 1 | Знать типы речи; особенности рассуждения-сравнения | Урок-исследование | Упр. 212 (р/р) | |||
96. | Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом | 1 | Уметь определять границы деепричастного оборота, ставить знаки препинания при обособлении, конструировать предложения с причастным оборотам, исправлять ошибки в предложениях. | Сигнальные карточки. Схемы | Практикум | §196, упр. 379 Составить схемы | ||
97. | Отсутствие и наличие запятой перед союзом как. Сравнительный оборот | 1 | Уметь опознавать синтаксические конструкции с КАК, правильно ставить знаки препинания в предложениях со сравнительным оборотом и синтаксическими конструкциями с КАК,использовать сравнительный оборот в текстах разных стилей и типов речи. | Схемы предложений | Практикум Синтаксический разбор предложений. Конструирование предложений | Выписать из художественной литературы 6 предложений со сравнительным оборотом | ||
98. | Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами | 1 | Знать условия обособления обстоятельств, выраженных существительными с предлогами; уметь интонационно правильно произносить предложения с обстоятельствами уступки и причины, выраженными существительными с предлогами, правильно расставлять знаки препинания при них. | Схемы обособленных обстоятельств в предлогами | Творческий диктант. Выборочное письмо | §197 (план), упр. 384 Составить предложения | ||
99. | Обобщение изученного материала «Обособленные члены предложения» | 1 | Уметь определять и выделять на письме обособленные второстепенные члены,определять сходство и различия между обособленными согласованными определениями, отличия в обособлении, согласованных определений и приложений | Сигнальные карточки Тесты | Беседа Устный диктант Урок обобщения Тесты с самопроверкой | §190-197, упр. 498 | ||
100. | Обобщение изученного материала по теме «Обособленные члены предложения» | 1 | Находить различия в обособлении определений и приложений, различия в обособлении определений, выраженных причастным оборотом, и обособленных обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом, создавать тексты с включением различных случаев обособления, обосновывать синтаксические нормы построения предложений с обособленными членами и выразительно их читать | Тест | Урок обобщения Объяснительный диктант Тестирование | Упр. 495, №503 | ||
101. | Контрольный диктант | 1 | Уметь воспроизводить аудируемый текст на письме под диктовку, соблюдать орфографические и пунктуационные нормы | Контрольная работа Диктант с грамматическим заданием | ||||
102. | Работа над ошибками | 1 | Уметь классифицировать ошибку, правильно графически объяснять орфограмму. | Карточки | Практикум | §190-§197 | ||
103. | Р/р. Киносценарий как одна из композиционных форм сочинения | 1 | Знать особенности композиции сочинения в киноведческие термины; уметь анализировать творческие работы и создавать свои, писать сочинения в форме киносценария, правильно оформляя диалоги, используя речь литературных персонажей как одно из средств характеристики | Урок-консультация | ||||
104. | Р/р. Составление киносценария на основе 5 главы повести А. Пушкина «Капитанская дочка» | 1 | Уметь писать сочинения в форме киносценария, правильно оформляя диалоги, используя речь литературных персонажей как одно из средств характеристики | Повесть А. Пушкина «Капитанская дочка» | Творческая работа | Дописать сочинение | ||
Обособленные уточняющие члены предложения (9ч) | ||||||||
105. | Обособление уточняющих членов предложения | 1 | Знать правила обособления уточняющих членов предложения Уметь выявлять условия обособления уточняющих членов предложения; находить обособленные уточняющие члены предложения в тексте | Схемы уточняющих членов предложения | Практикум Составление предложений Синт. разбор | §198, №391, №393 Составить описание | ||
106. | Обособление уточняющих членов предложений | 1 | Знать, что такое уточняющие, уточняемые члены предложения, условия их обособления; уметь отличать уточняющие члены предложения от обособленных оборотов, опознавать уточняющие члены предложения от обособленных оборотов, опознавать уточняющие члены на основе семантико- интонационного анализа высказывания, выделять на письме запятыми | Сигнальные карточки | Предупредительный диктант Синтаксический разбор предложений | §190-§198, №402 Составить схемы | ||
107. | Обособление уточняющих членов предложения | 1 | Уметь производить смысловой анализ предложений с уточняющими, поясняющими присоединительными членами предложения, соблюдать интонацию уточнения. | Карточки с индивидуальным заданием | Самостоятельная проверочная работа | Повт. §23, упр. 506 | ||
108. | Повторим орфографию. Слитное, раздельное, дефисное написание слов | 1 | Знать нормы русского языка Уметь применять изученные правила и приемы; соблюдать правила орфографии | Таблица «Дефисное и раздельное написание слов» | Практикум. Словарный диктант. Работа с индивидуальными карточками | Упр. 507 Распределительный диктант | ||
109. | Систематизация и обобщение изученного по теме «Обособленные члены предложения» | 1 | Уметь определять и выделять на письме обособленные второстепенные члены,определять сходство и различия между обособленными согласованными определениями, отличия в обособлении, согласованных определений и приложений | Карточки для индивидуальной работы | Практикум Пунктуационный и синтаксический разбор предложений | Упр. 508 Составить схемы предложений | ||
110. | Контрольная работа. Тест | 1 | Уметь определять обособленные члены предложения предложениях, правильно расставлять знаки препинания, выразительно читать, употреблять в речи | Тесты | Урок-зачет | Повторить §190-198 | ||
111. | Работа над ошибками | 1 | Уметь классифицировать ошибку, правильно графически объяснять орфограмму. | Карточки для индивидуальной работы | Практикум | Составить текст с уточняющими членами предложения | ||
112. | Р/р. Психологический портер | 1 | Уметь находить характерные особенности, главные во внешности конкретной личности и передавать это описание словами, составлять письменные высказывания – описание внешности человека с учетом его психологического состояния. | Текст для анализа | Анализ текста | Р/р. §14, №232 | ||
113. | Р/р. выборочное изложение. Повесть А. Пушкина «Капитанская дочка», 2 гл. | 1 | Уметь точно и полно понимать содержание почитанного текста, его главную мысль, тип речи, выборочно передавать содержание повествовательного текста в жанре рассказа. | Текст для изложения | Изложение. Творческая работа | Дописать | ||
Предложения с вводными словами, обращениями (12ч) | ||||||||
114. | Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями | 1 | Знать группы вводных конструкций по значению, понимать роль вводных слов как средства выражения субъективной оценки высказывания. | Схемы знаков препинания при вводных словах и предложениях | Составление таблицы «Значение вводных слов» | §199, упр. 420 Обозначить вводные слова | ||
115. | Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями | 1 | Уметь выражать определенные отношения к высказываемому с помощью вводных слов, правильно ставить знаки препинания при вводных словах, различать вводные слова и члены предложения | Схемы знаков препинания при вводных словах | Урок обобщения Взаимодиктант. Распределительный диктант. Пунктуационный разбор предложений | §119, упр. 425 Констурирование предложений с вводными словами | ||
116. | Вводные предложения. Знаки препинания при них. Вставные конструкции | 1 | Знать основные единицы языка, их признаки; вводные слова как средство выражения субъективной оценки высказывания Уметь находить предложения с вводными конструкциями | Схемы знаков препинания при вводных предложениях, словах | Составление связных текстов. Творческая работа | Упр. 427 Составить схемы предложений с вводными словами | ||
117. | Р/р. Сочинение по картине В.А. Серова «Девочка с персиками» | 1 | Знать типы речи. | Репродукция картины В.А. Серова «Девочка с персиками» | Сочинение. Творческая работа | Дописать сочинение | ||
118. | Обращение, его функции и способы выражения | 1 | Знать синтаксическую сущность обращения, возможные позиции обращения в предложениях; уметь расставлять знаки препинания при обращении | Сборники стихов М.Ю. Лермонтова | Составление таблицы «Обращение». Работа в парах | §200, упр. 445 Определить тему | ||
119. | Обращение, его функции и способы выражения | 1 | Уметь интонационно правильно произносить предложения с обращением, употреблять формы обращения в разных речевых ситуациях, различать обращения и подлежащие двусоставного предложения | Индивидуальные карточки | Практикум | §200, упр. 450 Выписать риторическое обращение | ||
120. | Особенности слов-предложений | 1 | Знать основные единицы русского языка, их признаки Уметь правильно ставить знаки препинания; находить слова-предложения в тексте | Работа в парах. Комментированное письмо | §198-201, №463 | |||
121. | Обобщение изученного материала по темам: «Вводные слова», «Предложения с обращениями» | 1 | Уметь применять изученные правила при решении грамматических задач; производить синтаксический и пунктуационный разборы; использовать разнообразные конструкции в связной речи; находить их в текстах; различать вводные слова и предложения | Тесты с самопроверкой | Урок – обобщения Практикум. Тестирование | §198-200, №509 Составление схем предложений с вводными словами | ||
122. | Контрольная работа. Контрольный диктант с грамматическим заданием | 1 | Знать основные нормы русского лите-ратурного языка. Уметь применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии; осуществлять самоконтроль, находить в работе грамматические ошибки | Диктант | Повторить §158-160, §180-185 | |||
123. | Работа над ошибками | 1 | Уметь анализировать контрольную работу и выполнять работу над ошибками | Карточки для индивидуальной работы | Работа в парах | Составить словарный диктант | ||
124. | Контрольное изложение (сжатое) | 1 | Знать признаки сжатого изложения; уметь производить текст с заданной степенью свёр-нутости | Самостоятельная работа | ||||
125. | Контрольное изложение (сжатое) | 1 | Знать признаки сжатого изложения; уметь производить текст с заданной степенью свёр-нутости | Творческая работа | Дописать изложение | |||
Повторение изученного в 8-м классе(11ч) | ||||||||
126. | Способы подчинительной связи | 1 | Уметь анализировать словосочетания и простые предложения; пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с целью и стилем высказывания; определять роль пунктуации в речи | Схемы словосочетаний с подчинительной связью | Практикум | §158-§164 Составить таблицу словосочетаний | ||
127. | Основные виды предложения | 1 | Уметь различать односоставные и двусоставные предложения | Таблица «Основные виды предложений» | Практикум | §156-§167 Разбор предложения №79 | ||
128. | Сказуемые и основные его типы | 1 | Уметь выделять грамматическую основу предложения, выбирать из синонимического ряда тот способ выражения членов предложения, который подходит по смыслу и цели высказывания | Таблица «Главные члены предложения» | Практикум | §170, §171, №113 Подчеркнуть грам. основы | ||
129. | Второстепенные члены предложений | 1 | Знать второстепенные члены предложений | Таблица «Второстепенные члены предложения» | Практикум | §175-179, упр. 179 Синтаксический разбор | ||
130. | Виды односоставных предложений | 1 | Уметь различать неполные и односоставные предложения | Таблица «Виды односоставных предложений» | Практикум | §180-184, упр. 233 | ||
131. | Знаки препинания в предложениях с однородными членами | 1 | Уметь правильно строить предложения с однородными членами. использовать в речи обращения, вводные слова, словосочетания и предложения с учетом содержания, стиля высказываний; | Таблица «Знаки препинания при однородных членах» | Практикум | §186, §187, §188, §189, №284 | ||
132. | Знаки препинания при обособленных членах предложения | 1 | Уметь использовать в речи обращения, вводные слова, словосочетания и предложения с учетом содержания, стиля высказываний; | Схемы предложений с обособленными членами | Практикум | §190, §192, §193, §194, №365 | ||
133. | Знаки препинания при уточняющих членах предложения | 1 | Уметь правильно строить предложения с уточняющими членами | Схемы предложений с уточняющими членами предложения | Практикум | §198, №392 | ||
134. | Предложения с обращениями, вводными словами | 1 | Уметь интонационно правильно произносить предложения с обращением, вводными словами употреблять формы обращения в разных речевых ситуациях | Схемы предложений с вводными словами, обращениями | Практикум | §199-§20, упр. 456 | ||
135. | Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием | 1 | Знать основные нормы русского лите-ратурного языка (орфографические, пунктуационные). Уметь применять изученный материал при решении грамматических задач.. | Урок контроля | Подготовиться к тесту | |||
136. | Итоговый тест по курсу 8 класса | 1 | Знать признаки текста и его функционально-смысловых типов. Уметь осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой | Тесты за курс 8-го класса | Урок-зачет |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерально¬го государственного образовательного стандарта основ¬ного общего образования второго поколения, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Рабочей п
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, Примерной программы осн...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф
Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...
Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы .Разработана на основе: - программы: « Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. ,Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы »
lt;>Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон ...
Рабочая программа по русскому языку на основе авторской программы М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, Л.А. Тростенцовой, А.Д. Дейкиной (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и др.)
Рабочая учебная программа по русскому языку основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по р...