Практикум по теме «Морфемика». 5 класс
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс) по теме

Практикум по теме «Морфемика». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon praktikum_po_teme_morfemika.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Практикум по теме «Морфемика».

Цели: 1. Отработать навык выделения морфем и их разграничение.

            2. Продолжить работу по определению лексического значения омонимических корней.

            3. Развивать умение группировать слова в соответствии и их лексическим значением.

  1. Начинаем работу с основной морфемы – корня.

Даны слова с омонимичными корнями НОС –

- Вспомним, что мы в лексике определяем как  омонимы?

(Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению).

Вывод: Значит, омонимичные корни одинаковы по написанию, но имеют различное лексическое значение.

Взнос, долгоносик, занос, курносый, носач,, носик, носка, носки, носовой, носочный, переносчик, поднос, носатый, носилки, носильщик, носитель.

- Как можно сгруппировать слова, по лексическому значению корня?

1) – нос – часть лица человека или морда животного (доносчик, курносый, носач, носатый, носик, носовой).

2) – нос -  носить какую-либо вещь (носка, носки, носочный, переносчик, носильщик, носилки, поднос, носитель).

3) – нос -   вносить за что-либо деньги (взнос).

4) – нос – занос – наметенный ветром сугроб снега.

Итак: омонимичный корень – нос -  в одних случаях достаточно продуктивен, а в 3-ем и 4-м случае в группе сказалось всего лишь по одному слову.

А теперь проверим индивидуальные задания: дадим лексическое толкование второй группе слов.

Носки – предмет одежды человека.

Носочный – отдел в магазине или хранилище, склад, где лежат носки.

Переносчик – рабочий по переноске грузов. синоним – грузчик.

Носильщик – переносчик багажа пассажиров на вокзале.

Носилки – ящик с ручками для переноски земли, торфа и др.

поднос – то, на чем разносят или переносят еду в столовых, кафе.

Носитель – 1. о человеке, который является выразителем какой-либо идеи;

  1. о диске – носитель информации.

   А теперь еще одно индивидуальное задание.

Работаем со словом ЗАНОСИТЬСЯ

ЗАНОСИТЬСЯ – проявлять гордость, прилагательное – заносчивый;

ЗАНОСИТЬСЯ – загрязниться в процессе носки.

Эти два слова – омонимы.

- Посмотрите внимательно на корни этих слов. Можно ли говорить, что они в обоих словах омонимы?

Что для этого надо сделать? (Выделить корни)

ВЫВОД: в 1-м слове корень ЗАНОС;  во 2-м корень НОС с приставкой ЗА.

Вот мы и подошли  вплотную к работе по определению в словах приставки.

2. Жаны слова с –БЕС – выделить приставки и слова, в которых – БЕС – входит в корень

 Бесить, беседа, бесенок, бескозырка, бесконечность, бесперебойно, беспечный, бесполезный, беспомощный, бессердечный, бессрочно, бестолковый, бестолочь, бесцеремонный, бесчисленность.

Теперь поработаем с приставкой ЗА –

Забава, забвение, забег, забой, забор, заболоченность, забрать, забывать, забытый, завал, заведование, завет, завод (предприятие), заем, закат, закаливание, заканчивать, законность, заколоть заводить, закольцевать, залив, заниматься, заноза, занятие, западный.

Индивидуальное занятие:  

Заводить – привести в какое-либо глухое место или в тупик.

Заводить – привести в движение часовую стрелку или игрушку посредством ключа.

Заводить часы.

Заводить машинку.

ВЫВОД: слова – омонимы.

- Посмотрите, омонимы ли в них корни?  (нет)

Если в первом значении слово имеет приставку ЗА -.  Во втором значении ЗА – входит в состав корня.

  1. У нас осталось еще одна словообразующая морфема. Какая же? Это суффикс.

Даны слова с омонимичными  суффиксами. Распределите эти слова в  соответствии со значением суффикса:

  1. лицо мужского пола;
  2. лицо женского  пола по названию лица мужского пола;
  3. мясо животных  как продукт питания;
  4. результат действия;
  5. увеличительность;
  6. единичность.

Баранина, барин, белужина, болгарин, боярин, бусина, виноградина, горошина, героиня, голосина, графиня, грузин, домина, жемчужина, зарубина, изюмина, картофелина, конина, льдина, морщина, осетин, осетрина, отметина, подпалина, соломина, солонина, татарин, тесина, хворостина, холстина, царапина.

  1. Барин, болгарин, боярин, грузин, татарин;
  2. Героин, графиня, шахиня;
  3. Баранина, белужина, конина, осетрина;
  4. Зарубина, морщина, отметина, соломина, подпалина, холстина, царапина;
  5. Голосина, домина;
  6. Бусина, виноградина, горошина, жемчужина, изюмина, картофелина, льдина, морщина, соломина, тесина, хворостина.

Домашнее задание.

От слов с помощью различных суффиксов образовать существительные с общим значением «действующее лицо, деятель»

испытать

- испытатель

чистить

- чистильщик

бороться

- борец

любить

- любитель

исследовать

- исследователь

искать

- искатель

разносить

- разносчик

переводить

- переводчик

смазывать

- смазчик

обмануть

- обманщик

плавать

- пловец

полировать

- полировщик

копировать

- копировщик

создавать

- создатель

храбрый

- храбрец

умный

- умник

гордый

- гордец

счастливый

- счастливчик


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе: «Обобщение изученного по теме «Морфемика»»(Путешествие в страну «Морфемика»)

Итоговый урок по русскому языку в 5-м классе по теме "Морфемика" в форме урока- путешествия по стране Морфемика с героями сказки "Золушка". Вместе с героями ребятам предстоит выполнить задания по всем...

Урок-практикум в 5 классе по теме "Морфемика"

Урок обобщения и систематизации изученного по теме "Морфемика" в 5 классе...

Урок по теме "Обобщение по теме морфемика, словообразование и орфография"в 6 классе

Урок соответствует структуре ФГОС. Предшествует контрольной работе по теме....

Материалы к уроку русского языка в 6 классе по теме "Обобщение и систематизация изученного по теме «Морфемика. Орфография".

Папка содержит конспект урока, презентацию и лист контроля для урока русского языка в 6 классе по  предложенной теме....

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Обобщение и систематизация знаний по теме "Морфемика"

Предлагается методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Обобщение и систематизация знаний по теме "Морфемика"...

ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА (по ФГОС-2) Урок- практикум Класс: 7 В Тема:«Морфемика.Правило правописания морфем»Тип урока:обобщение и систематизация знаний

Данный урок заключительный в системе уроков по изучению темы «Разделы русской орфографии» в 7 классе. Цели урока были определены в соответствии с требованиями программы, содержанием изучен...

Разработка урока по русскому языку в 5 классе.Тема урока: "Обобщение и систематизация знаний по теме "Морфемика. Орфография. Культура речи"

Цели:Обучающая: обобщить знания обучающихся по изученному материалу раздела «Морфемика. Орфография. Культура речи», привести в систему и проверить степень освоенности всех тем.Развивающая:...