Практикум по теме «Морфемика». 5 класс
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Практикум по теме «Морфемика».
Цели: 1. Отработать навык выделения морфем и их разграничение.
2. Продолжить работу по определению лексического значения омонимических корней.
3. Развивать умение группировать слова в соответствии и их лексическим значением.
- Начинаем работу с основной морфемы – корня.
Даны слова с омонимичными корнями НОС –
- Вспомним, что мы в лексике определяем как омонимы?
(Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению).
Вывод: Значит, омонимичные корни одинаковы по написанию, но имеют различное лексическое значение.
Взнос, долгоносик, занос, курносый, носач,, носик, носка, носки, носовой, носочный, переносчик, поднос, носатый, носилки, носильщик, носитель.
- Как можно сгруппировать слова, по лексическому значению корня?
1) – нос – часть лица человека или морда животного (доносчик, курносый, носач, носатый, носик, носовой).
2) – нос - носить какую-либо вещь (носка, носки, носочный, переносчик, носильщик, носилки, поднос, носитель).
3) – нос - вносить за что-либо деньги (взнос).
4) – нос – занос – наметенный ветром сугроб снега.
Итак: омонимичный корень – нос - в одних случаях достаточно продуктивен, а в 3-ем и 4-м случае в группе сказалось всего лишь по одному слову.
А теперь проверим индивидуальные задания: дадим лексическое толкование второй группе слов.
Носки – предмет одежды человека.
Носочный – отдел в магазине или хранилище, склад, где лежат носки.
Переносчик – рабочий по переноске грузов. синоним – грузчик.
Носильщик – переносчик багажа пассажиров на вокзале.
Носилки – ящик с ручками для переноски земли, торфа и др.
поднос – то, на чем разносят или переносят еду в столовых, кафе.
Носитель – 1. о человеке, который является выразителем какой-либо идеи;
- о диске – носитель информации.
А теперь еще одно индивидуальное задание.
Работаем со словом ЗАНОСИТЬСЯ
ЗАНОСИТЬСЯ – проявлять гордость, прилагательное – заносчивый;
ЗАНОСИТЬСЯ – загрязниться в процессе носки.
Эти два слова – омонимы.
- Посмотрите внимательно на корни этих слов. Можно ли говорить, что они в обоих словах омонимы?
Что для этого надо сделать? (Выделить корни)
ВЫВОД: в 1-м слове корень ЗАНОС; во 2-м корень НОС с приставкой ЗА.
Вот мы и подошли вплотную к работе по определению в словах приставки.
2. Жаны слова с –БЕС – выделить приставки и слова, в которых – БЕС – входит в корень
Бесить, беседа, бесенок, бескозырка, бесконечность, бесперебойно, беспечный, бесполезный, беспомощный, бессердечный, бессрочно, бестолковый, бестолочь, бесцеремонный, бесчисленность.
Теперь поработаем с приставкой ЗА –
Забава, забвение, забег, забой, забор, заболоченность, забрать, забывать, забытый, завал, заведование, завет, завод (предприятие), заем, закат, закаливание, заканчивать, законность, заколоть заводить, закольцевать, залив, заниматься, заноза, занятие, западный.
Индивидуальное занятие:
Заводить – привести в какое-либо глухое место или в тупик.
Заводить – привести в движение часовую стрелку или игрушку посредством ключа.
Заводить часы.
Заводить машинку.
ВЫВОД: слова – омонимы.
- Посмотрите, омонимы ли в них корни? (нет)
Если в первом значении слово имеет приставку ЗА -. Во втором значении ЗА – входит в состав корня.
- У нас осталось еще одна словообразующая морфема. Какая же? Это суффикс.
Даны слова с омонимичными суффиксами. Распределите эти слова в соответствии со значением суффикса:
- лицо мужского пола;
- лицо женского пола по названию лица мужского пола;
- мясо животных как продукт питания;
- результат действия;
- увеличительность;
- единичность.
Баранина, барин, белужина, болгарин, боярин, бусина, виноградина, горошина, героиня, голосина, графиня, грузин, домина, жемчужина, зарубина, изюмина, картофелина, конина, льдина, морщина, осетин, осетрина, отметина, подпалина, соломина, солонина, татарин, тесина, хворостина, холстина, царапина.
- Барин, болгарин, боярин, грузин, татарин;
- Героин, графиня, шахиня;
- Баранина, белужина, конина, осетрина;
- Зарубина, морщина, отметина, соломина, подпалина, холстина, царапина;
- Голосина, домина;
- Бусина, виноградина, горошина, жемчужина, изюмина, картофелина, льдина, морщина, соломина, тесина, хворостина.
Домашнее задание.
От слов с помощью различных суффиксов образовать существительные с общим значением «действующее лицо, деятель»
испытать | - испытатель |
чистить | - чистильщик |
бороться | - борец |
любить | - любитель |
исследовать | - исследователь |
искать | - искатель |
разносить | - разносчик |
переводить | - переводчик |
смазывать | - смазчик |
обмануть | - обманщик |
плавать | - пловец |
полировать | - полировщик |
копировать | - копировщик |
создавать | - создатель |
храбрый | - храбрец |
умный | - умник |
гордый | - гордец |
счастливый | - счастливчик |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 5 классе: «Обобщение изученного по теме «Морфемика»»(Путешествие в страну «Морфемика»)
Итоговый урок по русскому языку в 5-м классе по теме "Морфемика" в форме урока- путешествия по стране Морфемика с героями сказки "Золушка". Вместе с героями ребятам предстоит выполнить задания по всем...
Урок-практикум в 5 классе по теме "Морфемика"
Урок обобщения и систематизации изученного по теме "Морфемика" в 5 классе...
Урок по теме "Обобщение по теме морфемика, словообразование и орфография"в 6 классе
Урок соответствует структуре ФГОС. Предшествует контрольной работе по теме....
Материалы к уроку русского языка в 6 классе по теме "Обобщение и систематизация изученного по теме «Морфемика. Орфография".
Папка содержит конспект урока, презентацию и лист контроля для урока русского языка в 6 классе по предложенной теме....
Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Обобщение и систематизация знаний по теме "Морфемика"
Предлагается методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Обобщение и систематизация знаний по теме "Морфемика"...
ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА (по ФГОС-2) Урок- практикум Класс: 7 В Тема:«Морфемика.Правило правописания морфем»Тип урока:обобщение и систематизация знаний
Данный урок заключительный в системе уроков по изучению темы «Разделы русской орфографии» в 7 классе. Цели урока были определены в соответствии с требованиями программы, содержанием изучен...
Разработка урока по русскому языку в 5 классе.Тема урока: "Обобщение и систематизация знаний по теме "Морфемика. Орфография. Культура речи"
Цели:Обучающая: обобщить знания обучающихся по изученному материалу раздела «Морфемика. Орфография. Культура речи», привести в систему и проверить степень освоенности всех тем.Развивающая:...