Уроки №46-47, 48-49.Культура речи. 11 кл. по А.И. Власенокову
план-конспект занятия (русский язык, 11 класс) на тему
На данных уроках 11-классники пишут самостоятельную работу. Получают знания о культуре речи. Совершенствуют свою речь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Культура речи. | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок №46-47
Тема: Культура речи. Речевая ситуация.
Задачи: обобщить и расширить знания уч-ся о видах, целях, условиях речевого общения, о речевой ситуацию
ХОД
I. Проверка дом. задания.
1) Упр. 270 - анализ А. блока «Незнакомка».
2) Упр. 268,171 - народность языка А.Блока «Двенадцать».
II. Культура речи. Речевая ситуация.
1. Беседа с уч-ся по теме урока.
Многое в нашей жизни зависит от характера, результативности нашего речевого общения с другими людьми.
- А чем, какими факторами определяется успешность, результативность, продуктивность речевого общения?
( например, и богатство лексики, и умение владеть разнообразными конструкциями, строить связную речь, и эмоциональность речи, и мн. др.)
Т.е., цели, задачи речевого общения, официальный или неофициальный характер речи, кто является речевым партнёром или партнёрами, его (их) статус по отношению к говорящему, психологическое состояние вступающих в речевой контакт и др. факторы.
Всё это объединяется понятием речевой ситуации, от тщательного предварительного учёта которой во многом зависит выбор языковых средств, стратегия речевой коммуникации, успешность совершаемых речевых действий.
2. Чтение в уч. на стр. 208-209 теоретического материала.
III. 1.Выполнение упр. 276, 277.
2. Самостоятельная работа. Выполнение доп. заданий.
1) Запишите слова в Р.п. ед.ч., обозначьте ударный слог.
Аэропорт, блин, груздь, дом (с предлогами С и ДО),казак, корм (с предлогом ДЛЯ), смута, уголь, щавель.
2) Запишите слова в Р.п. мн. ч., обозначьте ударный слог.
Бес, блин (с числительным ПЯТЬ), бунт, ведомость, вероисповедание, возраст, дед ( с местоимением СВОЙ), директор, доска, еретик, короб.
3) Дайте толкование выражений.
Гордиев узел -, разрубить гордиев узел -, на каблуке апеннинского сапога-, краевой патриотизм -, крутыми темпами -, оптовая торговля -, специалист по флористике-, выглядеть эпатажно-, ритуальные бесчинства -, пойти по миру -, оружие травматического действия-, фиксирующий шайбу -.
IV.Домашнее задание.
1) Подготовить сообщение о речевой ситуации на основе материала учебника.
2) Упр. 284-286.
Уроки №48-49
Тема: Понятие культуры речи. Качества хорошей речи.
Задачи: сформировать у учащихся лингвистическое понятие культуры речи; совершенствовать речь учащихся.
ХОД
I. 1) Рекомендации общего плана по выбору учащимися темы для реферата; сообщение о сроках групповых и индивидуальных консультаций по составлению рефератов.
2) Проверка дом. задания: рассказ учащегося о речевой ситуации; проверка упр. 284-286.
II. Понятие культуры речи. Качества хорошей речи.
Запись.
1. Стандартные речевые ситуации, где имеется набор готовых формул речевого этикета: обращение с целью познакомиться или приветствие, прощание и т.п.
2. Нестандартные речевые ситуации: сообщение перед публикой, объяснение своих поступков, одобрение-неодобрение чьих-то действий, осуждение действий знакомого или незнакомого человека, просьба, убеждение и т.п.
3. Даже стандартная речевая ситуация в реальной жизни отнюдь не однозначна, а нестандартная ситуация требует бесконечно разнообразных речевых действий: так, речевой реакцией на просьбу могут быть переспрос (с разными целями), уточнение, отказ, обещание, контрпросьба, совет и ряд иных вариантов. Во всех этих случаях совершается колоссальная умственная работа и поиск адекватных языковых средств для ответа. Без правильной оценки, учёта всех особенностей ситуации положительного результата речевые действия не принесут.
4. Важную роль в речевом общении играют невербальные средства: жесты, мимика, позы, выражение глаз, расстояние между говорящими.
III. 1). Работа над ошибками в сочинениях и изложениях. Работа с тетрадями по Р/Р и бланками для работы над ошибками над содержанием, речью, грамматическими нормами. (исправление ошибок карандашом сверху по нормам)
- Перечислите качества речи, которыми вы сами стремитесь овладеть (точность речи, ясность, правильность (соблюдение языковой нормы), последовательность, чистота (незасорённость грубыми, жаргонными, просторечными словами и оборотами), выразительность, богатство (лексическое, синтаксическое), обеспечивающее точность выражения мыслей и чувств, уместность, требующая строгого учёта характера речевой ситуации.
2). Упр. 132 - 4-ое доп. задание: описать свою речь, речь товарища.
3). Упр. 280-282; для хорошо успевающих - упр. 66.
IV. Дом. задание.
1.Подготовить сообщение о качествах хорошей речи.
2. Упр. 292-294.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме "Синтаксис и культура речи", 11 класс
Данный материал поможет учащимся вспомнить и закрепить трудные случаи согласования слов в словосочетаниях и предложениях....
Конспект урока по теме «Морфология и культура речи». Подготовка к ЕГЭ.
Урок-практикум с использованием коммуникативно-деятельностного подхода. Цели урока: 1.Расширить представления обучающихся о б основных морфологические нормах , провер...
План-конспект урока русского языка по теме «Культура речи и языковые нормы необходимы?!.»
Предлагаемый урок русского языка по теме «Культура речи и языковые нормы необходимы?!.» составлен в соответствии с программой по русскому языку для 10-11 классов под редакцией А.И.Власенкова и Л...
Уроки 50-52- три компонента культуры речи; 53-54 - сочинение по предложенным темам (11 класс, Власенков)
Понятие "культуры речи". Сочинение....
Цикл уроков по теме: Морфология. Орфография. Культура речи (5 класс)
В рамках работы муниципального клуба творческих учителей "Капитель" были созданы уроки по теме:"Морфология. Орфография. Культура речи"...
Конспект урока русского языка 11 класс " Культура речи. Подготовка к ЕГЭ"
Урок русского языка 11 класс " Культура речи. Подготовка к ЕГЭ"...