Обучение сочинению-рассуждению на моральную тему.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Задачи:

образовательная: повторить тип речи- рассуждение,  публицистический стиль речи, его средства выражения;

развивающая: развивать и совершенствовать навыки написания сочинения-рассуждения;

воспитывающая: воспитывать у учащихся чувства товарищества, человеколюбия, милосердия.

Методические приемы:

- рассказ учителя,

- проблемные вопросы,

- работа с понятиями,

- творческие задания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obuchenie_sochineniyu-rassuzhdeniyu_na_moralnuyu_temu.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ с.Синявка

 Учитель Столповская Л.М.

Обучение сочинению-рассуждению на моральную тему.

           

Тип урока: развитие речи.

Задачи:

образовательная: повторить тип речи- рассуждение,  публицистический стиль речи, его средства выражения;

развивающая: развивать и совершенствовать навыки написания сочинения-рассуждения;

воспитывающая: воспитывать у учащихся чувства товарищества, человеколюбия, милосердия.

Методические приемы:

- рассказ учителя,

- проблемные вопросы,

- работа с понятиями,

- творческие задания.

Ход урока

Эпиграф

                    «Большая душа никогда не бывает одинокой»

                                                                Р. Роллан.

Учитель: Наш разговор сегодня о сочинениях. Тема его - о милосердии. Начнем  мы этот разговор с выяснения смысла слова «милосердие». Кто как понимает его значение?

Запишем в тетрадях.

Милосердие-это…

-готовность помочь кому-либо;

-простить кого-нибудь;

-доброе сердце;

-творить добро людям;

-самое важное качество человека;

-нести благо не только людям, но и самим себе;

-это значит быть отзывчивым человеком, иметь милое сердце.

Учитель: Да, бесспорно, нам нужно научиться быть добрее, отсюда также понятия, как

« милосердный человек», «милосердный поступок», т.е. несущий благодеяние.

Какие синонимы можно подобрать?

Милосердный от слова « милость» - доброе, человеколюбивое. Не случайно великий Пушкин о себе сказал: « И милость к падшим призывал»

Доброжелательный - готовый содействовать благополучию других, желающих добра другому; сочувствующий кому-либо, человечный, участливый, бескорыстный, благородный, отзывчивый, несущий благополучие, добро. Слова Р. Роллана могут стать

Эпиграфом  к вашему рассуждению.

Главное в милосердии - это не быть равнодушным к чьей- то судьбе, вовремя прийти на помощь. Я вам сейчас миниатюру великого педагога В.А. Сухомлинского, а вы потом напишите свою миниатюру, название которой мы дадим позже.

           Три недели не был Серёжа в школе: болел. Соскучился по товарищам, учителям.           Радостный, возбуждённый, пришел мальчик в школу после болезни. Вот и его парта, вот и товарищи.

           Думалось Сереже: в глазах ребят увидит он радость и удивление. Но глаза их были спокойны и неподвижны. Сосед по парте, Коля, спросил:

- А ты выполнил сегодня задание?

- Выполнил, - тихо сказал Сережа и заплакал.

- Я предлагаю вам, ребята,  тему вашей миниатюры: « Почему заплакал Сережа? « Ваше предложение должно быть аргументировано текстуально. Вспомните, бывали ли с вами такие случаи?

           После выполнения работы прочитаем 1-2 миниатюры, затем делается вывод о равнодушии ребят к беде товарища, особенно близкого человека, соседа по парте: он не то что не обрадовался, даже не удивился возвращению Сережи (ведь мальчик три недели болел, а его никто не навестил).

- Как вы думаете, ребята, почему я вам предложила тему сочинения: «О милосердии?» (Сегодня мы стали очень жестокими, забыли про помощь друг другу…)

- Сейчас я прочту этюд Сухомлинского «Самая трудная контрольная».

            Два пятиклассника, Митя и Саша, склонились над листочками бумаги. Сегодня у них самая трудная контрольная по математике. Галина Григорьевна сказала: «Кто как напишет, такая будет и годовая оценка».

           У Мити задача вышла, он решил ее, уже переписывает с черновика на чистовик. Митя – самый сильный математик в классе.

          Сашу посадили рядом с Митей, чтобы подтягивал, потому что Саша несообразительный, отстающий. Но он еще и очень самолюбивый мальчик: никогда не списывает, не подглядывает.

         Вот и сейчас Митя открыл перед Сашей черновик: смотри, мол, вот решение задачи. Но Саша даже смотреть не хочет на работу Мити.

         Мите стало жалко Сашу. Недоброе предчувствие больно сжало его сердце. Опять будет, как всегда после контрольной: у Мити – 5, у Саши -3, и то с натяжкой. Мите стало стыдно смотреть Саше в глаза.

Недели две Саша будет молчаливый и задумчивый. А когда Митя позовет его поиграть, Саша ответит:» Некогда, надо маме помогать».

         Тяжело вздохнув, Митя умышленно допускает ошибку. Он  пропускает один пункт плана: пусть самая трудная контрольная будет и у него, как и у Саши, на тройку.

        Волна радости заливает сердце Мити , и оно перестает болеть. Самая трудная контрольная выдержана.

БЕСЕДА ПО ТЕКСТУ:

  1. Отметьте важные черты героев: Саши и Мити (совестливый, трудолюбивый Саша, Митя – сочувствуюший, думающий не только о себе).
  2. В чем же Митя помог Саше? (он готов в чем-то ущемить себя, чтобы товарищу было легче. В этом и заключается и высота и красота бескорыстной детской дружбы).
  3. Как вы думаете, почему автор назвал этюд «Самая трудная контрольная»? (Это контрольная на человечность, сочувствие к товарищу).
  4. Как можно назвать поступок Мити? (Благородный, красивый).

Следуюший этап- рассказы ребят о благородных поступках людей, которых они знают.

Учитель: Все эти рассказы могут стать материалом для основной части сочинения, т. е. аргументами для доказательства основного тезиса. А теперь подумаем, как можно назвать темы для сочинений о милосердии?

- Нужно ли человеку доброе сердце?

- Поговорим о милосердии.

- Всегда ли надо быть добрым?

Какой же главный тезис сочинения?

            Человек должен уметь сочувствовать другому, быть милосердным. (Человек красив в своем милосердии).

Поговорим о композиции сочинения:

О чем будем писать во вступлении (Порассуждаем о милосердии, как вы понимаете значение этого слова).

Как в плане запишем?

Итак, первый пункт плана:

  1. Милосердие - это много или мало? Далее в основной части (повествование) вы приведете свои примеры милосердия, взятые из жизни или из книг (2-3 примера).
  2. В заключении сочинения нужно поразмышлять над тем, что же надо сделать каждому из нас, чтобы жизнь стала добрее .

Восстановим пункты плана:

  1. Милосердие… Как я его понимаю?
  2. Я восхищаюсь этими людьми. (Красив человек в своем милосердии)
  3. Твое спасение, человек.

Ваши сочинения должны эмоционально воздействовать на читателя и слушателя, поэтому употребляйте в речи обращения, побудительные, восклицательные предложения, например: «Не проходите мимо… «, вводные слова для связи: итак, следовательно. Слова Роллана могут стать эпиграфом.

Начиная писать сочинение, будем помнить, что, если тебе имя - Человек, ты должен защищать и беречь тех, кто слабее тебя, ты должен всегда прийти на помощь другому. Постарайтесь быть добрыми, умеющими сострадать, сопереживать в наше нелегкое время. Знайте: делать приятное другому- хорошеть самому. Человек должен внутренне сознавать, что он сделал что-то достойное. Настоящее милосердие не кричит о себе, оно тихое, скромное, порой незаметное, но всегда действенное.

Подведение итогов. Оценки.

Домашнее задание: написать сочинение по составленному плану.

ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ:

Плакат: Дела милосердия. (Для души)

  1. Предостеречь грешника.
  2. Научить непросвещенного.
  3. Дать добрый совет сомневающемуся.
  4. Утешить скорбящего.
  5. Терпеливо переносить несправедливость.
  6. Прощать от всего сердца оскорбления.
  7. Молиться за живых и умерших.

Дела милосердия. (Для тела)

  1. Накормить голодного.
  2. Напоить жаждущего.
  3. Одеть нагого.
  4. Принять в свой дом странника.
  5. Посетить больного.
  6. Посетить заключенного.
  7. Похоронить умершего.

Урок развития речи

Обучение

сочинению- рассуждению

на морально- этическую тему.

8 класс


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение сочинению-рассуждению на лингвистическую тему

Презентация помогает организовать подготовку к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (задание С1 ГИА по русскому языку). Учащиеся, анализируя текст, повторяют алгоритм написания сочи...

"Обучение сочинению-рассуждению в части С при подготовке к ЕГЭ"

Данная работа представляет собой конспект урока, главная цель которого - обучение выпускников умению выполнять часть С при подготовке к ЕГЭ. ...

Обучение сочинению-рассуждению

Урок развития речи на тему "Обучение сочинению-рассуждению на лингвистическую тему" в 7 классе с презентацией....

Методическая разработка урока по теме "Обучение сочинению-рассуждению на примерах произведений И.С.Тургенева"

Данная методическая разработка позволяет менять тексты в зависимости от того, что изучается в данный момент по литературе в этом классе....

Открытый урок по русскому языку в 9 классе по теме "Обучение сочинению-рассуждению на лингвистическую тему"

Предложенный материал может быт полезен не только преподавателям-филологам, но и, несомненно, учащимся. Данный урок заслужил высокую оценку среди завуча по УВР, учителей-предметников и присутствующих ...

Сочинение-рассуждение 15.3 (возможные темы сочинений)

Представлен словарик философских тем на ГИА (задание 15.3)...

Обучение сочинению-рассуждению на лингвистическую тему.

Данная работа посвящена разработке урока по русскому языку в 9 классе «Обучение сочинению-рассуждению на лингвистическую тему».Написание сочинения-сочинения на лингвистическую тему – это, пожалуй, одн...