Обучение сочинению-рассуждению на моральную тему.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Задачи:
образовательная: повторить тип речи- рассуждение, публицистический стиль речи, его средства выражения;
развивающая: развивать и совершенствовать навыки написания сочинения-рассуждения;
воспитывающая: воспитывать у учащихся чувства товарищества, человеколюбия, милосердия.
Методические приемы:
- рассказ учителя,
- проблемные вопросы,
- работа с понятиями,
- творческие задания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_sochineniyu-rassuzhdeniyu_na_moralnuyu_temu.doc | 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ с.Синявка
Учитель Столповская Л.М.
Обучение сочинению-рассуждению на моральную тему.
Тип урока: развитие речи.
Задачи:
образовательная: повторить тип речи- рассуждение, публицистический стиль речи, его средства выражения;
развивающая: развивать и совершенствовать навыки написания сочинения-рассуждения;
воспитывающая: воспитывать у учащихся чувства товарищества, человеколюбия, милосердия.
Методические приемы:
- рассказ учителя,
- проблемные вопросы,
- работа с понятиями,
- творческие задания.
Ход урока
Эпиграф
«Большая душа никогда не бывает одинокой»
Р. Роллан.
Учитель: Наш разговор сегодня о сочинениях. Тема его - о милосердии. Начнем мы этот разговор с выяснения смысла слова «милосердие». Кто как понимает его значение?
Запишем в тетрадях.
Милосердие-это…
-готовность помочь кому-либо;
-простить кого-нибудь;
-доброе сердце;
-творить добро людям;
-самое важное качество человека;
-нести благо не только людям, но и самим себе;
-это значит быть отзывчивым человеком, иметь милое сердце.
Учитель: Да, бесспорно, нам нужно научиться быть добрее, отсюда также понятия, как
« милосердный человек», «милосердный поступок», т.е. несущий благодеяние.
Какие синонимы можно подобрать?
Милосердный от слова « милость» - доброе, человеколюбивое. Не случайно великий Пушкин о себе сказал: « И милость к падшим призывал»
Доброжелательный - готовый содействовать благополучию других, желающих добра другому; сочувствующий кому-либо, человечный, участливый, бескорыстный, благородный, отзывчивый, несущий благополучие, добро. Слова Р. Роллана могут стать
Эпиграфом к вашему рассуждению.
Главное в милосердии - это не быть равнодушным к чьей- то судьбе, вовремя прийти на помощь. Я вам сейчас миниатюру великого педагога В.А. Сухомлинского, а вы потом напишите свою миниатюру, название которой мы дадим позже.
Три недели не был Серёжа в школе: болел. Соскучился по товарищам, учителям. Радостный, возбуждённый, пришел мальчик в школу после болезни. Вот и его парта, вот и товарищи.
Думалось Сереже: в глазах ребят увидит он радость и удивление. Но глаза их были спокойны и неподвижны. Сосед по парте, Коля, спросил:
- А ты выполнил сегодня задание?
- Выполнил, - тихо сказал Сережа и заплакал.
- Я предлагаю вам, ребята, тему вашей миниатюры: « Почему заплакал Сережа? « Ваше предложение должно быть аргументировано текстуально. Вспомните, бывали ли с вами такие случаи?
После выполнения работы прочитаем 1-2 миниатюры, затем делается вывод о равнодушии ребят к беде товарища, особенно близкого человека, соседа по парте: он не то что не обрадовался, даже не удивился возвращению Сережи (ведь мальчик три недели болел, а его никто не навестил).
- Как вы думаете, ребята, почему я вам предложила тему сочинения: «О милосердии?» (Сегодня мы стали очень жестокими, забыли про помощь друг другу…)
- Сейчас я прочту этюд Сухомлинского «Самая трудная контрольная».
Два пятиклассника, Митя и Саша, склонились над листочками бумаги. Сегодня у них самая трудная контрольная по математике. Галина Григорьевна сказала: «Кто как напишет, такая будет и годовая оценка».
У Мити задача вышла, он решил ее, уже переписывает с черновика на чистовик. Митя – самый сильный математик в классе.
Сашу посадили рядом с Митей, чтобы подтягивал, потому что Саша несообразительный, отстающий. Но он еще и очень самолюбивый мальчик: никогда не списывает, не подглядывает.
Вот и сейчас Митя открыл перед Сашей черновик: смотри, мол, вот решение задачи. Но Саша даже смотреть не хочет на работу Мити.
Мите стало жалко Сашу. Недоброе предчувствие больно сжало его сердце. Опять будет, как всегда после контрольной: у Мити – 5, у Саши -3, и то с натяжкой. Мите стало стыдно смотреть Саше в глаза.
Недели две Саша будет молчаливый и задумчивый. А когда Митя позовет его поиграть, Саша ответит:» Некогда, надо маме помогать».
Тяжело вздохнув, Митя умышленно допускает ошибку. Он пропускает один пункт плана: пусть самая трудная контрольная будет и у него, как и у Саши, на тройку.
Волна радости заливает сердце Мити , и оно перестает болеть. Самая трудная контрольная выдержана.
БЕСЕДА ПО ТЕКСТУ:
- Отметьте важные черты героев: Саши и Мити (совестливый, трудолюбивый Саша, Митя – сочувствуюший, думающий не только о себе).
- В чем же Митя помог Саше? (он готов в чем-то ущемить себя, чтобы товарищу было легче. В этом и заключается и высота и красота бескорыстной детской дружбы).
- Как вы думаете, почему автор назвал этюд «Самая трудная контрольная»? (Это контрольная на человечность, сочувствие к товарищу).
- Как можно назвать поступок Мити? (Благородный, красивый).
Следуюший этап- рассказы ребят о благородных поступках людей, которых они знают.
Учитель: Все эти рассказы могут стать материалом для основной части сочинения, т. е. аргументами для доказательства основного тезиса. А теперь подумаем, как можно назвать темы для сочинений о милосердии?
- Нужно ли человеку доброе сердце?
- Поговорим о милосердии.
- Всегда ли надо быть добрым?
Какой же главный тезис сочинения?
Человек должен уметь сочувствовать другому, быть милосердным. (Человек красив в своем милосердии).
Поговорим о композиции сочинения:
О чем будем писать во вступлении (Порассуждаем о милосердии, как вы понимаете значение этого слова).
Как в плане запишем?
Итак, первый пункт плана:
- Милосердие - это много или мало? Далее в основной части (повествование) вы приведете свои примеры милосердия, взятые из жизни или из книг (2-3 примера).
- В заключении сочинения нужно поразмышлять над тем, что же надо сделать каждому из нас, чтобы жизнь стала добрее .
Восстановим пункты плана:
- Милосердие… Как я его понимаю?
- Я восхищаюсь этими людьми. (Красив человек в своем милосердии)
- Твое спасение, человек.
Ваши сочинения должны эмоционально воздействовать на читателя и слушателя, поэтому употребляйте в речи обращения, побудительные, восклицательные предложения, например: «Не проходите мимо… «, вводные слова для связи: итак, следовательно. Слова Роллана могут стать эпиграфом.
Начиная писать сочинение, будем помнить, что, если тебе имя - Человек, ты должен защищать и беречь тех, кто слабее тебя, ты должен всегда прийти на помощь другому. Постарайтесь быть добрыми, умеющими сострадать, сопереживать в наше нелегкое время. Знайте: делать приятное другому- хорошеть самому. Человек должен внутренне сознавать, что он сделал что-то достойное. Настоящее милосердие не кричит о себе, оно тихое, скромное, порой незаметное, но всегда действенное.
Подведение итогов. Оценки.
Домашнее задание: написать сочинение по составленному плану.
ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ:
Плакат: Дела милосердия. (Для души)
- Предостеречь грешника.
- Научить непросвещенного.
- Дать добрый совет сомневающемуся.
- Утешить скорбящего.
- Терпеливо переносить несправедливость.
- Прощать от всего сердца оскорбления.
- Молиться за живых и умерших.
Дела милосердия. (Для тела)
- Накормить голодного.
- Напоить жаждущего.
- Одеть нагого.
- Принять в свой дом странника.
- Посетить больного.
- Посетить заключенного.
- Похоронить умершего.
Урок развития речи
Обучение
сочинению- рассуждению
на морально- этическую тему.
8 класс
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение сочинению-рассуждению на лингвистическую тему
Презентация помогает организовать подготовку к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (задание С1 ГИА по русскому языку). Учащиеся, анализируя текст, повторяют алгоритм написания сочи...
"Обучение сочинению-рассуждению в части С при подготовке к ЕГЭ"
Данная работа представляет собой конспект урока, главная цель которого - обучение выпускников умению выполнять часть С при подготовке к ЕГЭ. ...
Обучение сочинению-рассуждению
Урок развития речи на тему "Обучение сочинению-рассуждению на лингвистическую тему" в 7 классе с презентацией....
Методическая разработка урока по теме "Обучение сочинению-рассуждению на примерах произведений И.С.Тургенева"
Данная методическая разработка позволяет менять тексты в зависимости от того, что изучается в данный момент по литературе в этом классе....
Открытый урок по русскому языку в 9 классе по теме "Обучение сочинению-рассуждению на лингвистическую тему"
Предложенный материал может быт полезен не только преподавателям-филологам, но и, несомненно, учащимся. Данный урок заслужил высокую оценку среди завуча по УВР, учителей-предметников и присутствующих ...
Сочинение-рассуждение 15.3 (возможные темы сочинений)
Представлен словарик философских тем на ГИА (задание 15.3)...
Обучение сочинению-рассуждению на лингвистическую тему.
Данная работа посвящена разработке урока по русскому языку в 9 классе «Обучение сочинению-рассуждению на лингвистическую тему».Написание сочинения-сочинения на лингвистическую тему – это, пожалуй, одн...