Тема: Роль и позиция.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Тема урока:  «Моя малая родина»

Урок  развития речи.

Цели урока:  

Образовательные:

Познакомить с новым литературным жанром;  расширять знания о своем родном крае;

Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания,

вербального, наглядно-образного мышления.

Способствовать воспитанию чувства гордости за свою малую родину.

 

Формировать УУД:

-Личностные:

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

-Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки.

-Коммуникативные УУД:

слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме;

-Познавательные УУД:

ориентироваться в своей системе знаний;

осуществлять анализ объектов;

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

преобразовывать информацию из одной формы в другую

Планируемый результаты.

Предметные:

Знания: узнают о малой родине.

Умения:

научатся составлять стихотворение в прозе на тему.

Навыки:

составлять устный рассказ.

Метапредметные:

Регулятивные:

использовать речь для регуляции своего действия.

Познавательные:

использовать знаково-символические средства; подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков.

Коммуникативные:

формулировать собственное мнение и позицию; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Личностные:

Гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства

сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание своей этнической принадлежности, гуманистические и демократические ценности

многонационального российского

общества

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_malaya_rodina.docx40.01 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Роль и позиция.

Тема урока:  «Моя малая родина»

Урок  развития речи.

Цели урока:  

Образовательные:

Познакомить с новым литературным жанром;  расширять знания о своем родном крае;

Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания,

вербального, наглядно-образного мышления.

Способствовать воспитанию чувства гордости за свою малую родину.

Формировать УУД:

-Личностные:

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

-Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки.

-Коммуникативные УУД:

слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме;

-Познавательные УУД:

ориентироваться в своей системе знаний;

осуществлять анализ объектов;

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

преобразовывать информацию из одной формы в другую

Планируемый результаты.

Предметные:

Знания:

узнают о малой родине.

Умения:

научатся составлять стихотворение в прозе на тему.

Навыки:

составлять устный рассказ.

Метапредметные:

Регулятивные:

использовать речь для регуляции своего действия.

Познавательные:

использовать знаково-символические средства; подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков.

Коммуникативные:

формулировать собственное мнение и позицию; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Личностные:

Гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства

сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание своей этнической принадлежности, гуманистические и демократические ценности

многонационального российского

общества

Ход урока:

I.

1.Постановка цели.

Друзья мои! Я очень рада

Войти в приветливый ваш класс.

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз.

 

Я знаю; каждый в классе - гений.

Но без труда талант не впрок.

Скрестите шпаги ваших мнений,

Мы вместе проведем урок!

2. Учитель: У вас на столах лежат листочки с заданием. Ознакомьтесь. Как вы считаете,- это текст?

у , есть, каждого, Родина, человека.

начинается, она, на, твоего, пороге, дома.

наша, большая, и, Родина, прекрасная.

страна, богата, наша, людьми, талантливыми.

песен, народ, много, о, Родине, своей, сложил, наш.

нашу, мы, любим, Родину!

Дети: Да, только все слова в предложении перепутаны.

Учитель: О чем текст?

Дети: О Родине!

-Скажите, ребята, о чём сегодня мы будем говорить с вами на уроке?

Дети:

-О нашей Родине.

Учитель:

-Правильно, сегодня наша встреча посвящена самому важному в жизни каждого человека. Мы будем говорить о Родине. Ребята, как вы думаете, что такое Родина?

Дети:

-это наша страна.

-это наш город.

-это моя семья.

-это наша школа.

II.

Актуализация знаний.

Учитель:

1. -Как называется страна, в которой вы живёте? (Россия)  

-В каком государстве вы живёте? (Российская Федерация)

 -Назовите столицу нашего государства. (Москва)

2. -Я хочу выразиться словами А.Т.Твардовского: «Малая родина предстает человеку в детстве, в пору памятных на всю жизнь впечатлений ребяческой души, и с нею он приходит с годами к той большой родине, что объединяет все малые и – в великом целом своем – для всех одна».

Дети:

МОЯ – потому что здесь моя семья, мои друзья, мой дом, моя улица, моя школа…
МАЛАЯ – потому что это маленькая частичка моей необъятной страны.
РОДИНА – потому что здесь живут родные моему сердцу люди.
Наверное, все это и есть родина, то есть родное место.

 Учитель: 

Дети читают стихи:

-Что мы Родиной зовем?

Край, где мы с тобой растем,

И березки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идем.

-Что мы Родиной зовем?

Солнце в небе голубом.

И душистый, золотистый

Хлеб за праздничным столом.

-Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой живем,

И скворцов весенних песни

За распахнутым окном.

4. Учитель:

 -Как называется наш край, в котором мы живём? (Тува)  

 -Назовите столицу нашего края. (Кызыл)

5. Вывод: Так значит, существуют понятия Большая Родина и малая.

- Когда слово «Родина» пишется с большой буквы?

- Когда слово «родина» пишется с маленькой буквы?

III. Новая тема. 

- Откройте тетради, запишите число и тему урока. Я предлагаю назвать наш урок так «Моя малая Родина». 

1. - Назовите  синонимы к слову Родина. (Отечество, отчизна, родные просторы, отчие края).

2.-Подберите  родственные слова к  «Родине».

Варианты:  родиться, родители, родич, родня, родственники, родословная, народ, народность, родник, родной.
РОДИТЕЛИ – отец и мать.
РОДИЧ – родственник, член рода.
РОДНЯ – родственники.
РОДОСЛОВНАЯ – перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают её
РОДИНА – это и Отечество, страна, и место рождения человека.
НАРОД – нация, жители страны.

3. Работа со словарем.

Заглянем в «Словарь русского языка» С.И.Ожегова.

Родина, -ы, ж. 1. Отечество, родная страна. Защита Родины. 2. Место рождения, происхождения кого-нибудь, место возникновения чего-нибудь. Приехать на родину.


Учитель: Почти каждое слово дорого и близко нашему сердцу и обозначает начало всему живому на земле: семье, отечеству, ручейку, морю. Моя семья, мой дом с этого начинается малая родина.

4. Нам нужно составить схему. Человек рождается, чтобы жить, и главное место в его жизни занимают семья, работа, служение Отечеству. Родная мать, дом, где ты родился и вырос, друзья детства, любимые книги и игры, природа – такие простые, тёплые, человеческие ценности становятся основой настоящей любви к Родине. Они принадлежат каждому из нас, отнять их невозможно ни при каких обстоятельствах, ведь они хранятся в самом сердце.

тропинка, ведущая  дома  к  школе                                         мама и  папа

    река                                                                                                    соседи

улица                                                                                                    друзья

поле                                                                                                      первый  учитель

лес                                                                                                         забота

берёзка  под  окном                                                                           детство

колыбельная  песня  мамы                                                            школа                                                                                                                

4. Работа с пословицами.  

Итак, у нас ключевое слово – РОДИНА. Какие пословица и поговорки вы знаете о Родине.

    - Родине посвящено много пословиц:           

Родина – мать, умей за неё постоять.

Родимая сторона – мать, чужая – мачеха.

На  родимой стороне и камушек отрастает.

Родина – вторая мать, подаёт клад.

5. Физминутка.

                По родному краю

                Дружно мы шагаем. (Ходьба на месте.)

                Справа от нас - зеленый луг. (Поворот.)

                Слева находится лес. (Поворот.)

                В таком лесу полно чудес.

                Белка с ветки на ветку скок. (Прыжки.)

                Филин крыльями машет.

                Ух! Аж захватывает дух! (Махи руками.)

                Солнце над березами светит нам. (Повороты головы.)

                Мы рады ягодам, грибам. (Наклоны.)

6. Итак, множество талантливых людей: и поэты, и художники, и композиторы, обращались к теме Родины.

-Каких поэтов и писателей вы знаете?

-Можете прочитать наизусть стихотворение?

7. Мы сегодня познакомимся с новым литературным жанром - лирическими миниатюрами или стихотворением в прозе. Обычно это рифмованное лирическое произведение. Я вам раздала тексты, прочитайте, пожалуйста.        

                

                                                                                   Михаил Пришвин.

                                             Весна света.  

До солнца деревья оделись инеем, и, когда солнце взошло, некоторые крупные кристаллы инея на деревьях загорелись так ярко, что нельзя было отличить от них забытую электрическую лампочку.

  Тишина, мороз, свет, аромат мороза и солнца, торжество.

   Так до самого апреля оставалась весна света…

Мне принесли белую водяную лилию. Я дождался, когда солнечный луч попал мне в окно, и поставил стакан с купавой против луча.

     Тогда желтое внутри цветочка вспыхнуло, как солнце, а белые лепестки стали так ярко белы, что неровности бросили синие тени, и я понял весь цветок, как отображение солнца на небе.

       Долго я смотрел на прекрасный цветок и затосковал по воде.

        

                                                                              Виктор Петрович Астафьев.

                                                Затеси.

                                             Экзотика.

    У всего экзотического две меры восприятия. Когда наши корабли прибыли в Индонезию с дружеским визитом и пригласили на угощение здешних жителей,-тех привели в восторг красные яблоки со стола, и они танцевали, держа их в высоко поднятых руках.

       А уроженец самой экзотической страны, знаменитый футболист бразилец Пеле, сойдя с самолета в Подмосковье, с восторгом прошептал, увидев наш лес:

   -Береза!

        Юрий Бондарев.

        Мгновения.

                 Заповеди.

         Не самое ли насущное, духовное, неистребимое в нас- это потребность в труде? Человек, не делающий ничего полезного, -никчемное растение, дикий вьюн, бессмысленно обвивающий дерево жизни. Поэтом творчество писателя – нескончаемая работа, без воскресных удовольствий и развлечений. Это неосвобожденность  от самого себя, угрызения совести, неудовлетворение, бессилие, разочарование, отчаяние, короткая вспышка, радость.

      И часто я мысленно повторяю две заповеди: « Не проси у судьбы легкокрылых удач, а проси побольше сил, чтобы преодолеть все тяготы».

        Сергей Баир.

                              Хариусы на Алаше.

     Говорят, когда-то, переезжая реку Алаш, всадники, копытами лошадей выбивали хариусов прямо на берег. А теперь?

      Вздыхают в ответ кара-хольские рыболовы и поучают:

      - Хочешь рыбачить на Алаше-нацепи на крючок кобылку, да нет, не лошадь, городской ты человек, ну вроде кузнечика, да зажми  мешок под мышкой и входи смело в воду. Дойдет вода до самых ушей-полный мешок рыбы наловишь. И незаметно подмигивают друг другу.

Деревня

Последний день июня месяца; на тысячу верст кругом Россия – родной край.

Ровной синевой залито всё небо; одно лишь облачко на нем – не то плывет, не то тает. Безветрие, теплынь… воздух – молоко парное!

Жаворонки звенят; воркуют зобастые голуби; молча реют ласточки; лошади фыркают и жуют; собаки не лают и стоят, смирно повиливая хвостами.

И дымком-то пахнет, и травой – и дегтем маленько – и маленько кожей. Конопляники уже вошли в силу и пускают свой тяжелый, но приятный дух.

Глубокий, но пологий овраг. По бокам в несколько рядов головастые, книзу исщепленные ракиты. По оврагу бежит ручей; на дне его мелкие камешки словно дрожат сквозь светлую рябь. Вдали, на конце-крае земли и неба – синеватая черта большой реки.

Вдоль оврага – по одной стороне опрятные амбарчики, клетушки с плотно закрытыми дверями; по другой стороне пять-шесть сосновых изб с тесовыми крышами. Над каждой крышей высокий шест скворечницы; над каждым крылечком вырезной железный крутогривый конек. Неровные стекла окон отливают цветами радуги. Кувшины с букетами намалеваны на ставнях. Перед каждой избой чинно стоит исправная лавочка; на завалинках кошки свернулись клубочком, насторожив прозрачные ушки; за высокими порогами прохладно темнеют сени.

О, довольство, покой, избыток русской вольной деревни! О, тишь и благодать!

Февраль, 1878 

Пришвин о чем рассуждает?

-о красоте природы;

В.П. Астафьев-о земных ценностях;

Бондарев-о труде писателя;

С.Баир о народном остроумии.

IV. Творческая работа учащихся.(групповая работа).

Ребята, напишите свое стихотворение в прозе. Изложите свои мысли о «большой» Родине и о «малой». Пусть каждый образно нарисует тот клочок земли, где  он любуется красотой заката и слушал пение птиц, где научился распознавать добро и зло, правду и ложь. Пусть каждый сумеет сохранить в своем сердце самые хорошие и добрые чувства по отношению к своей земле. И запомните: человек не выбирает себе Родину, как и родителей, и принимает ее такой, какая она есть. Там, где мы живем, все бесценно.

V. Чтение текстов по цепочке.

 Когда великий русский композитор Михаил Иванович Глинка возвращался на Родину, то переехав границу, он остановил свой экипаж, вышел на дорогу и низко поклонился белой березе как символу своей Родины. Россия и береза! Эти два слова как бы слиты воедино. Какое русское, какое очаровательное дерево!

 Нет дерева в России, которому так повезло бы и в фольклоре, и в литературе, и в музыке, и в живописи.

  Удивительная судьба у нашей русской березы! На миру она радость, в любви-помощница, в грусти-верная подруга, в войну-воин, символ непобедимой Родины!

( Все вкладывают в символ России в березу).

VI.Подведение итогов.

Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме "Клавиатура. Оснавная позиция пальцев в клавиатуре.

Презентация, представленная на конкурс, называется "Клавиатура. Основная позиция пальцев на клавиатуре" и представляет собой учебное пособие, используемое при изучении темы «Компьютер для начина...

Открытый урок по теме "Клавиатура. Оснавная позиция пальцев на клавиатуре."

Презентация, представленная на конкурс, называется "Клавиатура. Основная позиция пальцев на клавиатуре" и представляет собой учебное пособие, используемое при изучении темы «Компьютер для начина...

Обобщение опыта по теме " Формирование гражданской позиции учащихся на уроках географии и внеурочной деятельности"

В данной статье обобщен опыт работы по теме "Формирование гражданской позиции учащихся на уроках географии и внеурочной деятельности". Данный материал был представлен на краевом уровне и пполучил олож...

Опытно - методическая разработка. Тема: «Роль изобразительного искусства в развитии социальной адаптации учащихся через формирование активной жизненной позиции на уроках изобразительного искусства в 7 классе»

Опытно - методическая разработка  Тема:«Роль изобразительного искусства  в развитии социальной адаптации учащихся через формирование активной жизненной позиции на уроках изобразите...

Роль гражданской позиции педагога в формировании экологической культуры школьников.

Материалы выступления в Государственной Думе РФ на заседании высшего Экологического Совета на тему: "Совершенствование нормативно-правового регулирования в целях развития системы экологического образо...

Конспект урока на тему «Как сформулировать позицию автора. Отражение авторской позиции на примере текстов духовно-нравственного содержания»

В работе  представлен материал по развитию речи обучающихся 11 класса при подготовке к сочинению в формате ЕГЭ, в частности формулировке позиции автора...