Знакомство с орфоэпией.
план-конспект урока (русский язык, 5 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znakomstvo_s_orfoepiey.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 5 классе
Знакомство с орфоэпией.
( разработка для открытого урока, поэтому в оргмомент включено приветствие гостей).
Цели: познакомить с термином “орфоэпия”;
формировать навыки правильной речи (нормы ударения и произношения);
обогащать словарный запас учащихся;
развивать логическое мышление;
воспитывать положительное отношение к знаниям, любовь к языку.
Запись на доске:
Для чего нужна орфоэпия?
Ход урка:
1.Оргмомент
2.Проверка д/з
3.Оформление тетрадей
4. Работа со словом ОРФОЭПИЯ.
5. Работа с книгой.
6. Фронтальный опрос.
7. Работа с предложениями. Разбор по членам предложения.
8. Работа в парах с последующей проверкой. Составление словосочетаний и их разбор.
9. Орфографическая работа.
10. РР Составить предложения о КОЛОМНЕ
11. Орфоэпический словарь.
12. Так для чего же нужна ОРФОЭПИЯ?
13. Дача Д/З
14. Подведение итогов.
15. Игра
- Оргмомент
Здравствуйте, ребята, я рада видеть вас.
У нас сегодня гости, они пришли к нам в класс.
Давайте, мы тихонечко и дружно повернёмся,
Поклоном поприветствуем и мило улыбнёмся.
Ну, а теперь внимание и поворот кругом,
Урок по орфоэпии сейчас уже начнём.
Рябята, садитесь за парты, не забывая, что спинки наши ровные, прямые и красивые.
Посмотрите на доску. Видите вопрос. Для чего нужна орфоэпия?
- Скажите, для чего нужны глаза?
- Чтобы видеть.
- Для чего нужны уши?
-Чтобы слушать.
- Для чего нужна голова?
-Чтобы думать.
- Вот я и думаю, что головы-то и помогут нам ответить на главный вопрос сегодняшнего урока. В течение всего занятия мы будем искать ответ на вопрос: «Для чего нужна орфоэпия?»
2. Спешить не будем. Спешка не всегда уместна. Начнём с проверки Д/З.
У вас был ряд интересных заданий, которые вы себе выбирали сами.
К предложенным словам вы должны были нарисовать картинки, составить предложения или небольшой текст, объясняя значение слова.
Мне очень хочется увидеть и услышать, что же у вас получилось. Вы уже не первый раз делаете иллюстрации, и мне всегда нравятся ваши творческие работы. Давайте встанем так, чтобы рисунки были видны всем.
(дети встают по периметру кабинета)
Проверка Д/З: рисунки, тексты к словам КРУЖКИ, ЗАМКИ, СТРЕЛКИ.
Для каждого слова должно получиться по два рисунка, если у детей не хватает, то добавляю свои. (распечатанные или на слайде)
- Ребята, а как это так получилось, что слово одно, а картинки две, и предложения такие непохожие?
- В словах разные ударения.
- Верно. Эти слова по-разному произносятся. И произношение влияет на значение слова.
-А как вы думаете, ваше домашнее задание было как-то связано с нашим вопросом? Те, кто считают, что ДА, поднимите правую руку вверх..
3. Оформление тетрадей
- Всё правильно, но прежде чем, дать полный ответ на главный вопрос сегодняшнего дня, нам всё-таки надо понять, что же обозначет слово ОРФОЭПИЯ. Ведь именно ОРФОЭПИЯ – тема нашего урока.
Садитесь на свои места. Открывайте тетради. Давайте запишем число, классная работа. Тема урока ОРФОЭПИЯ. Желающие могут записать и вопрос урока: «Для чего нужна орфоэпия?»
Оформляют записи в тетрадях
4. Ну, что ж давайте повнимательнее приглядимся к слову ОРФОЭПИЯ.
-Скажите, пожалуйста сколько букв в этом слове? 8
-А сколько звуков? 9
-А почему? Я- обозначает 2 звука.
-А какой звук ударный? Э
-Как вы думаете, а сколько корней в этом слове? 2 (можно подсказать)
-А кто назовёт первый корень? Орфо (молодцы)
-Ребята, а в каком слове нам этот корень уже встречался? ОРФОГРАММА
-Совершенно верно! А что обозначает это слово – правильная буква
- Правильно! Значит, корень ОРФО обозначет ПРАВИЛЬНЫЙ.
Теперь нам нужно узнать, что же обозначает вторая часть слова ОРФОЭПИЯ. Сейчас нам, конечно же, поможет наш друг, наш умный учебник.
5.Работа с учебником.
Откройте книги и представьте, что остались наедине со своим мудрым другом-учебником. Он расскажет вам о значении слова, познакомит вас с теоретическим материалом, поможет вам узнать что-то новое.
Вам сейчас представить нужно, будто рядом никого.
Только вы и ваш учебник, и много-много нового.
Мудрый друг вам всё расскажет, объяснит, поможет вам.
Он подскажет и покажет только тем, кто учит сам.
На общение с книгой я вам даю 1 минуту. Этого будет вполне достаточно.Будьте внимательны. Я задам потом коварные вопросы, кто не ответит, тот пропал! Успехов.
6. Фронтальный опрос.
- Что обозначает корень эпос? Речь
- Что такое орфоэпия? Правильная речь
7. Ребята. А теперь я хочу вернуться к словам, которые были вашим домашним заданием. Мне, конечно же, понравились ваши предложения, но я хотела бы предложить вам для записи свои.
К доске 1 ученик.
-Давайте перенесёмся в далёкое прошлое.
В бойницы Маринкиной башни глядят
Стрелки, что на страже Коломны стоят.
Внизу на воротах большие замки.
Врагов не пропустят в наш город они.
Последнее предложение разбор по членам.
К доске 2-ой ученик
На цифре двенадцать лишь стрелки сойдутся,
И с колокольни мелодии льются.
Записываем, ставим ударения.
- Ребята, а с какой колокольни в Коломне льётся мелодия, издаваемая часами?
….В центре Старой Коломны есть колокольня ИОНА Богослова
Молодцы! (если дети не знают, то дать краткую информацию)
8. Итак, верно поставленное ударение является смыслоразличительным. У вас на столах лежат карточки зелёного цвета, на них слова. Работать вы будете в парах.
Нужно составить словосочетания со следующими словами: АТЛАС, СЕЛО, ПРОПАСТЬ. Записать их в тетрадь, указать главное слово, поставить вопрос к зависимому.
- Если у вас серьёзные затруднения поднимите руку, я подойду к вам для консультации. Я желаю вам успехов на работу у вас 3 минуты.
(сильные ребятки привыкли к тому, что, если у них остаётся время, они «зарабатывают бонусы», выполняя любой разбор или тихонечко отдыхают)
Проверка 2 мин
- Ребята, а вы помните, как называются слова, которые одинаково звучат, но имеют разное лексическое значение?
- Омонимы
- Правильно. А вот слова, с которыми вы сейчас работали, называются ОМОГРАФЫ. Лексическое значение таких слов зависит от ударения.
Вам сейчас не обязательно запоминать это понятие, но мне хотелось познакомить с ним самых любознательных. Вы же любознательные? Вполне возможно, что кто-то запомнит. ОМОГРАФЫ – это слова, лексическое значение которых различается по ударению: мука- мука, засыпать - засыпать
9. Орфографическая работа с взаимопроверкой.
- Продолжим разговор об ОРФОЭПИИ.
Характерной чертой русского ударения является его подвижность.
Во французском языке во всех словах ударенрие падает на последний слог:
мамА, папА, бонжУр, абажУр, ЖалюзИ, …..
В английском оно тесно связано с одним каким-то слогом в слове и никуда не перемещается. (про ударения в английском языке можно спросить у детей).
А вот в русском языке в однокоренных словах и даже в формах одного и того же слова ударение может перемещаться с одного слога на другой.
Прочитайте слова на голубых карточках, расставьте ударения, обозначьте корни, вставьте пропущенные буквы, запишите в тетради. Тот, кто работает очень быстро, подберёт свои примеры на эту орфограмму.
Ст..на – стены, м..л..дёж.. – мол..д – м…лоденький – пом..л..дел
Д…р…гой –дор..го – д…роже – дороговато 2 мин
Взаимопроверка по образцу. Встают те, у кого нет ошибок, потом те, кто ошибся 1 раз, потом остальные.
- А как нам помогает эта удивительная особенность языка - подвижное ударение?
- Мы можем подобрать проверочные слова.
10. Развитие речи. Творческая работа.
-Давайте составим предложения о нашем городе, в которых будут слова с безударными проверяемыми гласными. Предложение надо записать в тетрадь, в скобочках указать проверочное слово. Я даю вам две минуты, кто-то может быть успеет записать больше одного предложения.
Проверить.
11. Орфоэпический словарь
- Ребята, но не во всех словах ударение способно перемещаться с одного слога на другой. Есть слова, в которых ударение постоянно на одном слоге. Такие слова иногда даже вызывают определённые затруднения у людей, которые не очень хорошо знают орфоэпические нормы и правила. А задания, связанные с орфоэпией, есть на выпускных экзаменах. Но для тех, кто работает, трудности становятся мизЕрными.
- Мы с вами сейчас поразгадываем загадки и убедимся в том, что слова из орфоэпического словаря не такие уж и страшные, как некоторые думают:
1) Буквы – значки,
Как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
И называется все…(Алфавит)
2) Из меня посуду тонкую,
Нежно-белую и звонкую
Обжигают с давних пор,
Называюсь я…(Фарфор)
3) Чтоб скорей в библиотеке
Отыскать ты книгу смог,
В ней бывает картотека,
Специальный…(Каталог)
- Теперь поработаем со словами, а чтобы наша работа была на сто процентов успешной, мы обратимся к орфоэпическому словарю. Он размещён в конце ваших учебников.Откройте стр…..
- Видите, как много слов, требующих запоминания правильного их произношения. Есть и большой Орфоэпический словарь. Он очень хороший помощник для тех, кто готовится к выступлению.
- Мы с вами сейчас запишем слова, расставим в них ударения и потом полушёпотом произнесём .
Задания на карточках или на слайде
Красивее, звонит, приговор, договор, включим, банты, шарфы, баловать. библиотека, средства, километр, документ, свекла, начал, досуг, процент, магазин.
12. А теперь я готова услышать от вас ответ на наш главный вопрос урока.
- Для чего нужна орфоэпия?
(правильно произносить слова, благодаря ударению различать смысл слов)
13. Ребята, я вижу, что вам всё понятно. Ваша домашняя работа будет для вас лёгкой, необходимо выполнить упр… Ну, а желающие могут поработать со словами. Необходимо составить предложения, которые помогут правильно произнести слова, а значит, правильно понять их лексическое значение. Кто хочет выполнить этот вид работы, возьмите карточки. Если дома вы решите, что это задание вам сложно, то выполните заданное упражнение.
Открываем дневники. Записываем Д/З.
( Слова на карточках: полки, мою, дорог, косит, сорок, хлопок)
- Подволим итог нашей работы.
- Что узнали?
- Что запомнили?
- Что поняли?
- Что помогало нам в работе?
- Вы довольны своей работой?
Я очень рада, что у нас осталось время, чтобы немного поиграть. Выбирайте игру на сегодня.
«Слова» (по цепочке слова на определённую орфограмму),
«Ребус-малыш»,
«Пазл» (собрать из морфем слова).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс по подготовке к ЕГЭ по теме: "Обобщающее повторение орфоэпии и лексики"
Данная разработка содержит презентацию и методическую рекомендацию к уроку по повторению лексики и орфоэпии. Поможет учителю при подготовке к ЕГЭ по заданиям А2, А11, А30....
Тестовые задания А1, А3 (орфоэпия и грамматика) по русскому языку.
Данный материал содержит 20 тестовых заданий по орфоэпии и грамматике русского языка (задания №1 и №3 части "А" ЕГЭ). 2 вариант тестов, размещённых ранее....
Урок в 9 классе.Фонетика.Орфоэпия.Орфоэпические нормы современного русского языка.
Материалы к уроку позволяют обобщить и систематизировать знания учащихся по фонетике и орфоэпии, отработать орфоэпические нормы современного русского языка в процессе работы над устной речью учащихся,...
Подготовка к ЕГЭ. Упражнения по орфоэпии.
Тренировочные упражнения по орфоэпии для подготовки к ЕГЭ по русскому языку...
Презентация к уроку русского языка по теме "Орфоэпия"
Презентация к уроку русского языка по теме "Орфоэпия как раздел лингвистики". Урок представлен как дополнительный материал к работе по основным тетрадям, представленным в комплекте учебника Львова В.В...
Урок по теме "Обработка информации. Знакомство Знакомство с программой Microsoft PowerPoint. Презентация".
Урок по теме "Обработка информации. Знакомство Знакомство с программой Microsoft PowerPoint. Презентация". Учебник Босова Л. Л. (5 класс)...
Урок-знакомство в 4 классе. (Знакомство будущего учителя в 5 классе) Урок-путешествие в страну русского языка.
Урок-знакомство в 4 классе. Для учителя важна преемственность, такой урок в 4 классе дает возможность будущему учителю русского языка и литературы познакомиться с детьми заранее, посмотреть , как они ...