Рабочая программа
рабочая программа по русскому языку (10 класс) на тему

Кудрявцева Ирина Михайловна

Рабочая программа по русскому языку 10 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 10_klass._rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku.docx59.4 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная  школа № 230

с углубленным изучением химии и биологии

 Фрунзенского   района  Санкт-Петербурга.. 192238. г. Санкт-Петербург. ул .Пражская д.25.

телефон-факс  269-89-02, 417-30-46

e-mail: school230@gmail.com

сайт школы: school230.spb.ru

 

СОГЛАСОВАНО

РЕКОМЕНДОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

на заседании МО

к использованию

Директор ГБОУ СОШ № 230

Председатель МО

педсоветом ГБОУ СОШ № 230

        А.В.Пейчева

___________

Протокол №        

                    Приказ №

Протокол №        

от «        »         2013г

от «  »  «____________» 2013 года

от «        »                2013г

Секретарь педсовета школы

        Н.Ю.Тихонова

Рабочая программа

 Русский язык

   10 «А» класс

базовый уровень обучения

 2013-2014 учебный год

Разработал учитель

русского языка и литературы

Кудрявцева И.М.,

педагогический стаж 36 лет, высшая

квалификационная категория  

 

                                                    Санкт – Петербург

2013


Оглавление

Пояснительная записка

Нормативно правовой статус программы

3

Общая характеристика курса

Особенности контингента учащихся

4

6

Цели и задачи обучения

7

Место и роль предмета в учебном плане

7

Используемый учебно-методический комплект

7

Изменения, внесенные в программу

7

Формы и технологии в организации обучения

8

Виды и формы контроля

8

Содержание учебного курса

9

Учебно-тематический план

11

Календарно-тематический план

12

Требования к уровню подготовки учащихся

21

Перечень учебно-методического обеспечения

23

Лист корректировки рабочей программы

26

Пояснительная записка

Нормативно-правовой статус рабочей программы

Рабочая программа по русскому языку в 10 классе   разработана на основе:

  • Федерального закона ФЗ № 273 «Об образовании в Российской федерации»;
  • Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1089 от 09.03.2004;
  • Федерального базисного учебного плана для основного общего образования, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 05.03. 2004;
  • Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2013 - 2014 учебный год, утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1067 от 19.12.2012 года;
  •  Письма Минобразования РФ от 01.04.2005 № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений» (//Вестник образования, 2005, № 11или сайт http:/ www. vestnik. edu. ru).
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10» «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями на 29.06.2011) 
  • Учебного плана ГБОУ СОШ № 230 на 2013 – 2014 учебный год;
  • Годового календарного учебного графика ГБОУ СОШ № 230 на 2013 – 2014 учебный год
  • Положения о рабочей программе ГБОУ СОШ № 230
  • Примерной программы по русскому языку для среднего (полного) общего образования по русскому языку (базовый уровень), «Программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений» / А.И.Власенков// Программно-методические материалы. Русский язык. 10-11 классы/ Сост. Л.М.Рыбченкова.-, М.: Дрофа, 2008 г.;
  • Примерной  рабочей  программы к УМК Т.Н.Пахновой /«Русский язык и литература. Русский язык» для 10 -11 классов. Базовый уровень / сост. Е.И.Харитонова. М.: Дрофа, 2013/

Общая характеристика курса

          Русский язык входит в образовательную область «Филология». В системе школьного образования   предмет русский язык является не только объектом изучения, но и средством обучения. Русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей школьников, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода, в соответствии с этим формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-лингвистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для 10 класса направлен на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданственности  и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности.
  • развитие речевой и мыслительной  деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании.
  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных формах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических форм.
  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию..
  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое  и интеллектуальное развитие создаёт условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:

  • коммуникативные - владение всеми видами  речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для обучающихся сферах и ситуациях общения;
  • интеллектуальные – сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация;
  • информационные – умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом;
  • организационные – умение формулировать цель деятельности, планировать её, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.

Особенности контингента учащихся

Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся 10 класса и специфики классного коллектива. В 10 классе обучаются 33 ученика, из которых мальчиков – 10, девочек - 23.  В классе царит доброжелательная атмосфера взаимопонимания и поддержки, между обучающимися установились ровные, бесконфликтные отношения. Все ребята готовы работать в группах, с удовольствием участвуют в проектной и исследовательской деятельности, внеклассной работе по разным учебным   предметам. В классе довольно большая группа учащихся, отличающихся повышенной мотивацией к обучению (Алиева Рита, Богданова Марина, Козмина Аня, Есечкина Даша, Алексеева Света, Парамонова Оля, Чембулатова Саша, Цирук Илья, Шилов Андрей и др.); они с удовольствием учатся, добросовестно относятся к выполнению домашних заданий, активно участвуют в олимпиадах и конкурсах. Но в то же время в классе много ребят со средним уровнем подготовленности, которые испытывают трудности в усвоении курса средней школы из-за отсутствия системы в базовых знаниях. Поэтому учителям и ученикам приходится преодолевать пробелы в знаниях, что достигается в процессе организации систематического повторения программного материала на уроках и консультационных часах. Некоторые ребята (Тестова Саша, Иванов Денис, Бакшеев Тимур, Масель Евгений, Орзул Вероника) имеют слабую базу знаний, которую восполняют с помощью дополнительных занятий и курсов. С учётом этого в содержание уроков включён материал как базового, так и повышенного уровня сложности, предлагаются дифференцированные задания на этапах   отработки ЗУНов и контроля. В организации работы с   учениками  10   класса учитывается и тот факт, что ребята способны работать самостоятельно, к этому их приучают учителя-предметники, так как сдача  экзаменов в формате ЕГЭ требует самостоятельности.  В целом обучающиеся класса весьма разнородны с точки зрения своих индивидных особенностей: памяти, внимания, воображения, мышления, уровня работоспособности, темпа деятельности, темперамента. Это обусловило необходимость использования в работе с ними разных каналов восприятия учебного материала, разнообразных форм и методов работы

Цели и задачи обучения

Поскольку преподавание русского языка ведется в школе с углубленным изучением химии и биологии, то русский язык  является предметом, изучаемым на базовом уровне. Но в то же время все ученики обязаны сдавать ЕГЭ по этому предмету, поэтому мотивация к обучению у подавляющего числа учеников превышает среднюю степень. Особенно важно подготовить учеников к написанию сочинения-рассуждения по предложенному тексту, поэтому составной частью уроков русского языка является работа по апробации учебника Т.М.Пахновой «Русский язык и литература. Русский язык. Базовый уровень».

Цель рабочей программы: планирование образовательного процесса на достижение требуемых результатов обучения.

Задачи рабочей программы:

  • Освоение программы на базовом уровне;
  • Формирование универсальных учебных действий и навыков;
  • Формирование информационной компетенции учащихся;
  • Развитие межпредметных связей;
  • Воспитание у учеников доброжелательного отношения к изучению русского языка, культуры речи, развитие интереса к предмету.

Место и роль русского языка   в учебном плане

На изучение русского языка   отводится 1 час в федеральном компоненте базисного учебного плана, 1 час добавлен из регионального компонента, 1 часа добавлен из компонента образовательного учреждения.

Изучение предмета ведется по 3 часа в неделю в течение 34 учебных недель. Итого: 102 часа учебного времени. Фактически будет дано 102 часа в соответствии с годовым календарным графиком школы.

Используемый   учебно – методический комплект

  1. Программно-методические материалы. Русский язык. 10-11 классы / Сост. Л.М. Рыбченкова. М.: Дрофа, 2012.
  2. Власенков А.И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. для 10 - 11 кл. общеобразоват. учреждений / А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – М.: Просвещение. 2006 – 2012.
  3. Т.М.Пахнова «Русский язык и литература. Русский язык». Базовый уровень. М.: Дрофа, 2013
  4. Рабочая  программа к УМК Т.Н.Пахновой «Русский язык и литература. Русский язык» для 10 -11 классов. Базовый уровень / сост. Е.И.Харитонова. М.: Дрофа, 2013.

Изменения, внесённые в примерную программу

По содержанию теоретического материала рабочая программа полностью повторяет примерную программу. Значительное количество часов позволяет запланировать углубленное изучение сложных тем русского языка (по сравнению со стандартом обучения) ввести дополнительные темы «Блоковое повторение орфографии» (трудные темы курса русского языка), «Синтаксис и пунктуация простого предложения», что позволяют повысить орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся.  Кроме того, в содержание учебного курса   введена   апробация учебника Т.М. Пахновой «Русский язык и литература. Русский язык. Базовый уровень», которая предполагает организацию систематической работы по анализу   и интерпретации текстов разных стилей   и созданию обучающимися собственных текстов.  Это позволит более качественно подготовить учеников к итоговой аттестации за курс средней школы.

Используемые формы и технологии организации обучения

Формы обучения: фронтальная (общеклассная), групповая (в том числе и работа в парах), индивидуальная.

Традиционные методы обучения: словесные методы: рассказ, объяснение, беседа, работа с учебниками, справочниками  и словарями. Наглядные методы: наблюдение, работа с таблицами, презентациями, тренажерами.  Практические методы: перекодирование текста, создание алгоритмов и собственных тестов, практические работы, проекты.

Активные методы обучения: личностно-ориентированное обучение, проблемные ситуации, текстоориентированное обучение, групповая и парная работа, метод проектов,  метод исследовательского изучения.

Технологии обучения: развивающего обучения, текстоориентированного обучения, развития критического мышления, разноуровневого  обучения,

С целью сохранения здоровья учащихся планируется включать в уроки элементы здоровьесберегающей технологии; вести работу по формированию положительной учебной мотивации как важного фактора воспитания здорового образа жизни; соблюдать правильную организацию учебной деятельности, строгую   дозировку  учебной нагрузки,  строить  урок с учетом  динамичности и работоспособности, контролировать  гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота), создавать благоприятный эмоциональный настрой.

Виды и формы промежуточного контроля

Контроль качества знаний осуществляется регулярно на каждом уроке.

Виды контроля:

  • входной – осуществляется в начале каждого урока, актуализирует ранее изученный   учащимися материал, позволяет определить их уровень подготовки к уроку;
  • промежуточный - осуществляется внутри каждого урока. Стимулирует активность, поддерживает интерактивность обучения, обеспечивает необходимый уровень внимания, позволяет убедиться в усвоении обучаемым порций материала;
  • проверочный – систематически осуществляется в конце урока; позволяет убедиться, что цели, поставленные на уроке, достигнуты, учащиеся усвоили понятия, предложенные им в ходе урока;
  • итоговый – осуществляется по завершении крупного блока или всего курса; позволяет оценить знания и умения.

Формы промежуточного контроля:

  • индивидуальный контроль результатов обучения (устный ответ)
  • тестовые задания;
  • самостоятельные и проверочные работы;
  • словарные диктанты;
  • сочинения;
  • работа с текстом учебника (составление плана, таблицы, опорной схемы);
  • зачёт;
  • защита творческих работ и проектов;
  • контрольное тестирование (в том числе в формате ЕГЭ);

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

Раздел программы

(элементы содержания)

Требования к уровню подготовки обучающихся

Знать

Уметь

Использовать на практике

 Общие сведения о языке

Основные сведения о русском языке как национальном, основные функции русского языка, место русского языка среди других мировых языков.

Связно и аргументированно рассказывать о языке как о средстве межнационального общения

Создавать текст на лингвистическую тему в форме размышления

Фонетика. Орфоэпия. Орфография

Фонетический разбор с элементами анализа орфографических трудностей, основные нормы произношения, выразительные средства русской фонетики.

Обосновывать выбор написания, подчиняющегося фонетическому принципу русской орфографии, работать с орфоэпическими словарями и словарями ударений

Применять орфоэпические нормы в практике речевого общения, воспроизводить текст в соответствии с орфографическими нормами

Текст

Текст, его признаки, виды и средства связи предложений в тексте. Строение текста, абзац и его структура. Виды преобразования текста

Делать выписки из текста, составлять тематический конспект

Создавать связный текст

Лексика и фразеология

Русская лексика с точки зрения ее происхождения (исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова), русская лексика с точки зрения сферы ее употребления (диалектизмы, профессионализмы, термины, арготизмы). Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы. Активный и пассивный словарный запас (архаизмы, историзмы, неологизмы, окказионализмы). Происхождение фразеологизмов, их стилистическая окраска, нормативное употребление. Выразительные возможности русской лексики и фразеологии.

Выполнять лексический разбор слов, анализировать лексические средства выразительности, работать с толковыми, этимологическими словарями.

Строить предложение, текст, учитывая законы лексической сочетаемости, использовать фразеологизмы в устной и письменной речи в соответствии с лексическими нормами

 Морфемика   и словообразование

Морфемы корневые и аффиксальные. Варианты морфем. Морфологические и неморфологические способы словообразования. Словообразовательные средства выразительности.

Выполнять морфемный и словообразовательный разбор, расшифровывать сложносокращенные слова и определять их род, анализировать роль словообразовательных средств выразительности в различных языковых ситуациях.

Уместно использовать словообразовательные средства выразительности в устной и письменной речи, соблюдать этические нормы

Морфология и орфография

Отличительные признаки самостоятельных и служебных частей речи. Грамматическая омонимия.

Определять части речи и обосновывать свой выбор. Различать омонимичные части речи, обосновывать выбор их написания

Писать слова в соответствии с орфографическими нормами

Блоковое повторение орфографии

Н и НН в словах   разных частей речи; слитное и раздельное написание НЕ и НИ, выбор гласной; мягкий знак в словах разных частей речи; правописание глаголов и глагольных форм; слитные, раздельные и дефисные написания

Соблюдать в процессе письма изученные орфографические правила, эффективно использовать языковые единицы в речи

Писать слова в соответствии с орфографическими нормами

Типы речи

Типы речи и их признаки, соединение различных типов речи в одном тексте

Создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров

Использовать высказывания разных типов речи в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения

Стили речи. Научный стиль речи

Признаки научного стиля, его разновидности и жанры, лексические, морфологические и синтаксические особенности научного стиля

Определять жанр текста научного стиля и доказывать свою точку зрения, составлять тезисы к научной статье, давать сравнительное научно-популярное описание предмета, анализировать морфологические и синтаксические особенности научного текста

Работать с научной литературой

Синтаксис и пунктуация простого предложения

Простое осложненное предложение. Однородные члены. Обособленные определения, дополнения, обстоятельства. Обращения. Вводные слова и предложения. Вставные конструкции

Соблюдать в процессе письма изученные пунктуационные правила, эффективно использовать языковые единицы в речи

Расставлять знаки препинания в создаваемых текстах

Итоговое повторение

 Русский язык в современном мире Язык и общество. Активные процессы в современном русском языке

Создавать устное высказывание монологического характера

Защищать реферат с использованием презентации

Введение. Особенности работы по учебнику Т.М.Пахновой «Русский язык и литература. Русский язык». Базовый уровень

Старшие классы – важное звено в системе непрерывного образования. Язык и речь.  Речевая среда.  Языковая личность.

На основе изучающего чтения составлять алгоритм-инструкцию, готовить сообщение на заданную тему

Постоянно совершенствовать свои знания, способности, направленные на то, чтобы стать языковой личностью

Язык помогает мне стать личностью

Что значит быть языковой личностью. Основные виды речевой деятельности. Русский язык как средство духовного становления личности. Сочинение- это тоже текст. Язык и речь как каналы передачи информации. Общение с компьютером и диалог с книгой. Интернет - пространство. «Компьютерный разум» и особенности человеческого мышления. Роль интуиции, ассоциаций.

Самостоятельно формулировать тему сочинения, отбирать примеры из словарей, текстов, чтобы убедительно доказать тезис, писать сочинения на морально-этические, литературные (культуроведческие) и лингвистические темы, осуществлять самоконтроль в речевой деятельности.

Планировать предстоящую учебную деятельность на основе сотрудничества.

Организовать самостоятельную учебную деятельность при отборе примеров для доказательства тезисов

В пространстве текста

Текст как речевое произведение, как результат речевой деятельности. Признаки текста. Понимание текста – процесс творческий. Замысел автора. Лексические, грамматические, интонационные средства выражения оценки. Перифразы и их роль в тексте. Лексические средства связи в тексте. Слово в словаре и слово в тексте. Роль первого предложения (зачина0 в тексте.  Синтаксические особенности предложений, с помощью которых формулируется тезис. Текст и речевая среда.  Речевая среда и звучащая речь.  Особенности поэтического текста.  Развивающая речевая среда как пространство культуры.  «Метод медленного чтения». «Диалог с текстом» - это прежде всего диалог читателя с самим собой. Культура как совокупность текстов. Метапредметная роль уроков русского языка. Способы информационной переработки текстов. Русский язык и литература как единое пространство культуры. Чтение как сотворчество.

Определять тему, основные мысли текста, объяснять смысл названия, находить ключевые слова в тексте, определять стиль текста, тип речи, находить в тексте языковые средства, определять способ связи между предложениями в тексте, производить лексический разбор и комплексный анализ текста,     объяснять орфограммы и знаки препинания, владеть выразительным чтением текста как искусством звучащего слова.

Формирование универсальных учебных действий: обобщать, систематизировать, сопоставлять, сравнивать, делать выводы, формулировать тезис, логически выстраивать систему доказательств.

Интерпретировать сведения, полученные из разных источников информации, готовить сообщения, рефераты на основе информационной переработки текстов,

Писать сочинение-отклик на предлагаемый текст. Осуществлять самопроверку в системе формирования УУД

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Раздел программы

Количество часов

Контрольные работы

Использование ИКТ

Тема 1. Общие сведения о языке

4

3

Тема 2. Фонетика. Орфоэпия. Орфография

11

Контрольная практическая работа

6

Тема 3. Текст

5

Срезовая работа

1

Тема 4. Лексика и фразеология

7

Административный срез

тест

3

Тема 5. Морфемика   и словообразование

3 + 1 час из   уроков повторения

Тестирование в формате ЕГЭ

2

Тема 6. Морфология и орфография

3

Контроль работы в тетрадях,

срезовая работа

1

Тема 7. Блоковое повторение орфографии

12

Тест – 2,

срезовая работа,

тестирование в формате ЕГЭ

9

Тема 8. Типы речи

2

Контроль работы в тетрадях

1

Тема 9. Стили речи. Научный стиль речи

6

Срезовая работа, комплексный анализ текста,

2

Тема 10. Синтаксис и пунктуация простого предложения

5

Тематический тест, контроль работы в тетрадях, тестирование в формате ЕГЭ

4

Тема 11. Итоговое повторение

5

Контрольное тестирование в формате ЕГЭ, реферат

2

Тема 12. Введение. Особенности работы по учебнику Т.М.Пахновой «Русский язык и литература. Русский язык». Базовый уровень

1

1

Тема 13. Язык помогает мне стать личностью

6

Письменные высказывания по материалам текстов

1

Тема 14. В пространстве текста

27

Домашние сочинения – 4,  контрольное  сочинение-отклик  на предложенный текст

4

Резервные уроки

3

Итого:

102

Календарно - тематическое планирование уроков

русского языка в 10 классе

№ п/п

Раздел программы, темы урока

Тип урока

Средства обучения (включая ИКТ)

Контроль

Планируемые сроки

Факт

I полугодие

 Общие сведения о языке (4 часа+ 2 АУ) 

Язык и общество: три периода в истории русского языка.

Школьная лекция

Презентация

4.09

Русский язык – государственный язык Российской Федерации

Семинар

Презентация

6.09

АУ   Особенности работы по учебнику Т.М. Пахновой: текстоориентированное обучение

Урок развития речи

Презентация

7.09

Речь.   Функциональные стили речи

Комбинированный урок

Мультимедийное приложение к учебнику под редакцией М.М. Разумовской

11.09

Речь.   Функциональные стили речи

Комбинированный урок

13.09

АУ  Изучение языка – процесс воспитания и самовоспитания

Урок развития речи

14.09

Фонетика. Орфоэпия. Орфография (11 часов + 5 АУ)Обобщающее повторение фонетики, графики, орфоэпии

Школьная лекция

Презентация

18. 09

Систематизация и углубление теоретических сведений о фонетической системе русского языка

Семинар

20.09

АУ  Русский язык как средство духовного становления личности

Урок развития речи

21.09

Основные принципы русской орфографии

Комбинированный урок

25.09

Практикум: написания, подчиняющиеся морфологическому принципу русской орфографии

Комбинированный урок

Мультимедийное приложение к учебнику под редакцией М.М. Разумовской

Контроль работы в тетрадях

27.09

АУ  Сочинение – это тоже текст

Урок развития речи

28.09

Практикум по орфографии. Написания, подчиняющиеся морфологическому принципу русской орфографии

Практикум

Мультимедийное приложение к учебнику под редакцией М.М. Разумовской

2.10

Практикум по орфографии. Написания, подчиняющиеся фонетическому, традиционному принципам русской орфографии

Практикум

4.10

АУ   Язык и речь как каналы передачи информации

Урок развития речи

5.10

Практикум по орфографии. Написания, подчиняющиеся фонетическому, традиционному принципам русской орфографии

Практикум

Мультимедийное приложение к учебнику под редакцией М.М. Разумовской

9.10

Контрольная работа по теме:   «Фонетика»

Урок контроля

Контрольная практическая работа

11.10

АУ   Общение с компьютером и диалог с книгой

Урок развития речи

Презентация

12.10

Анализ контрольной работы, работа над ошибками

Урок коррекции знаний, умений, навыков

16. 10

Основные нормы современного русского произношения и ударения

Комбинированный урок

Презентация

Административный срез

18.10

АУ   Самоконтроль в речевой деятельности как средство формирования языковой личности

Урок развития речи

Контроль работы в тетрадях

19.10

Основные нормы современного русского произношения и ударения

Урок коррекции знаний, умений, навыков

Презентация

23.10

Текст (5 часов +2 АУ)

Текст, его признаки, виды и средства связи предложений в тексте

Школьная лекция

Мультимедийное приложение к учебнику под редакцией М.М. Разумовской

25.10

АУ   Текст – «словесная ткань»

Урок развития речи

26.10

Строение текста, абзац и его структура

Комбинированный урок

Срезовая работа

30.10

Р/Р Речеведческий анализ текста

Урок развития речи

1.11

Виды сокращения текста (план, тезисы, выписки)

Комбинированный урок

13.11

Конспект. Виды конспектов

Комбинированный урок

15.11

АУ Текст – «словесная ткань»

Урок развития речи

Презентация

Срезовая работа

16.11

Лексика и фразеология (7 часов + 3 АУ)

Повторение и обобщение темы «Лексика». Изобразительные возможности лексических единиц

Школьная лекция

Презентация

20.11

Русская лексика с точки зрения  происхождения, частотности и сферы ее употребления

Семинар

Срезовая работа

22.11

АУ  Лексические средства связи предложений в тексте

Урок развития речи

23.11

Русская фразеология

Комбинированный урок

Презентация

27.11

Русская фразеология. Лексико-фразеологический  разбор

Практикум

29.11

АУ   Лексический разбор как часть комплексной работы с текстом

Урок развития речи

30.11

Лексика стилистически и эмоционально окрашенная. Лексические и фразеологические словари

Комбинированный урок

Презентация

4.12

Художественный стиль речи. Изобразительно-выразительные возможности  лексики

Практикум

6.12

АУ   Текст-рассуждение

Урок развития речи

Презентация

7.12

Контрольная работа по теме: «Лексика и фразеология»

Урок контроля

тест

11.12

Морфемика   и словообразование (3 часа + 2 АУ +1 К/Р из часов повторения)

Обобщающее повторение морфемики и словообразования.

Школьная лекция

13.12

АУ   Роль первого предложения (зачина) в тексте

Урок развития речи

Домашнее сочинение

14.12

Контрольная работа по текстам ИМЦ

Урок контроля

Тестирование в формате ЕГЭ

18.12

Способы словообразования. Словообразовательный анализ как средство овладения орфографическими нормами

Практикум

Мультимедийное приложение к учебнику под редакцией М.М. Разумовской

20.12

АУ   Текст и речевая среда

Урок развития речи

21.12

Способы словообразования. Выразительные словообразовательные средства

Практикум

Мультимедийное приложение к учебнику под редакцией М.М. Разумовской

25.12

Морфология и орфография (3 часа + 1 АУ)

 Обобщающее повторение частей речи. Морфологический разбор знаменательных и служебных частей речи

Школьная лекция

Презентация

Контроль работы в тетрадях

27.12

II полугодие

Роль морфологического разбора при написании слов. Связь разделов русского языка (правописание омонимичных частей речи)

Семинар

10.01

АУ   Текст и речевая среда

Урок развития речи

11.01

Роль морфологического разбора при написании слов. Связь разделов русского языка (правописание омонимичных частей речи)

Практикум

Срезовая работа

15.01

Блоковое повторение орфографии (12 часов + 6 АУ) (практикум: Н и НН в словах  разных частей речи)

Школьная лекция, практикум

Мультимедийное приложение к учебнику под редакцией М.М. Разумовской

17.01

АУ   Речевая среда и звучащая речь

Урок развития речи

18.01

Блоковое повторение орфографии (практикум: Н и НН в словах  разных частей речи)

Практикум

Мультимедийное приложение к учебнику под редакцией М.М. Разумовской

22.01

Блоковое повторение орфографии (практикум: Н и НН в словах  разных частей речи)

Практикум

Мультимедийное приложение к учебнику под редакцией М.М. Разумовской

тест

24.01

АУ Звуковые средства выразительности

Урок развития речи

Презентация

25.01

Блоковое повторение орфографии (практикум: слитное и раздельное написание НЕ и НИ, выбор гласной)

Комбинированный урок

Мультимедийное приложение к учебнику под редакцией М.М. Разумовской

29.01

Блоковое повторение орфографии (практикум: слитное и раздельное написание НЕ и НИ, выбор гласной)

Практикум

Мультимедийное приложение к учебнику под редакцией М.М. Разумовской

Срезовая работа

31.01

АУ   Особенности поэтического текста

Урок развития речи

1.02

Блоковое повторение орфографии (практикум: мягкий знак в словах разных частей речи)

Комбинированный урок

Мультимедийное приложение к учебнику под редакцией М.М. Разумовской

Словарный диктант

3.02

Блоковое повторение орфографии (правописание глаголов и глагольных форм)

Комбинированный урок

Мультимедийное приложение к учебнику под редакцией М.М. Разумовской

5.02

АУ   Особенности поэтического текста

Урок развития речи

6.02

Блоковое повторение орфографии (практикум: правописание глаголов и глагольных форм)

Практикум

Мультимедийное приложение к учебнику под редакцией М.М. Разумовской

тест

10.02

Блоковое повторение орфографии (практикум: слитные, раздельные и дефисные написания).

Комбинированный урок

Мультимедийное приложение к учебнику под редакцией М.М. Разумовской

12.02

АУ   Особенности поэтического текста

Урок развития речи

13.02

Блоковое повторение орфографии (практикум: слитные, раздельные и дефисные написания)

Практикум

Словарный диктант

17.02

Обобщающее повторение.  Трудные вопросы правописания самостоятельных и служебных частей речи

Урок обобщающего повторения

Мультимедийное приложение к учебнику под редакцией М.М. Разумовской

19.02

АУ   Развивающая речевая среда – это пространство культуры

Урок развития речи

Презентация

20.02

Контрольное тестирование по теме: «Блоковое повторение орфографии»

Урок контроля

Тестирование в формате ЕГЭ

Типы речи (2часа + 1 АУ)

Обобщение сведений по теме: «Типы речи»

Школьная лекция, практикум

Презентация

АУ Обобщение: текст, культура, речевая среда. Культура учебного труда и творчество

Урок развития речи

Домашнее сочинение

Практикум: соединение различных типов речи в одном тексте

Практикум

Контроль работы в тетрадях

Стили речи. Научный стиль речи (6 часов + 4 АУ)

Функциональные стили речи

Школьная лекция

Презентация

АУ  Диалог с текстом как диалог читателя с самим собой

Урок развития речи

Словарный диктант

Научный стиль речи.  Научно-популярный подстиль

Семинар

Презентация

Языковые (лексические, морфологические, синтаксические) особенности научного стиля речи

Практикум

Срезовая работа

АУ   Культура как совокупность текстов  

Урок развития речи

Жанровые особенности научного стиля (рецензия)

Комбинированный урок

АУ   Культура как совокупность текстов  

Урок развития речи

Жанровые особенности научного стиля (реферат, исследовательская работа)

Комбинированный урок

Контрольная работа: комплексный анализ текста научного стиля

Урок контроля

Комплексный анализ текста научного стиля

АУ Роль русского языка в постижении других наук (метапредметная роль уроков русского языка)

Урок развития речи

Презентация

Домашнее сочинение

Синтаксис и пунктуация простого предложения (5 часов + 5 АУ)

Принципы русской пунктуации

Школьная лекция

Презентация

Словосочетание. Грамматические нормы. Простое предложение

Практикум

тест

АУ Способы информационной переработки текстов: сжатое изложение, особенности аннотации

Урок развития речи

АУ   Способы информационной переработки текстов: подготовка реферата на основе информационной переработки текстов

Урок развития речи

План реферата

Синтаксис и пунктуация простого осложненного предложения

Комбинированный урок

Мультимедийное приложение к учебнику под редакцией М.М. Разумовской

Синтаксис и пунктуация простого осложненного предложения

Практикум

Мультимедийное приложение к учебнику под редакцией М.М. Разумовской

Контроль работы в тетрадях

АУ   Способы информационной переработки текстов: роль информационной переработки текстов в процессе работы над исследовательским проектов

Урок развития речи

Синтаксис и пунктуация простого осложненного предложения

Практикум

Мультимедийное приложение к учебнику под редакцией М.М. Разумовской

Контрольное тестирование по теме: «Синтаксис и пунктуация»

Урок контроля

Тестирование в формате ЕГЭ

АУ   Русский язык и литература как единое пространство культуры

Урок развития речи

Презентация

АУ   Русский язык и литература как единое пространство культуры

Урок развития речи

Домашнее сочинение

Итоговое повторение  (5 часов + 3 АУ)

Русский язык в современном мире

Школьная лекция

Презентация

АУ   Обобщение: оцениваем результаты изучения раздела: «В пространстве текста»

Урок развития речи

Язык и общество. Активные процессы в современном русском языке

Семинар

Презентация

Реферат

АУ   Сочинение-отклик как «текст о тексте»

Урок контроля

Сочинение в формате ЕГЭ

АУ   Сочинение-отклик как «текст о тексте»

Урок контроля

Сочинение в формате ЕГЭ

Итоговое контрольное тестирование

Урок контроля

Тестирование в формате ЕГЭ (уровень А)

Итоговое контрольное тестирование

Урок контроля

Тестирование в формате ЕГЭ (уровень В)

Анализ контрольных работ

Урок коррекции знаний, умений, навыков

Резервный урок

Урок обобщающего повторения

Мультимедийное приложение к учебнику под редакцией М.М. Разумовской

Резервный урок

Урок обобщающего повторения

Мультимедийное приложение к учебнику под редакцией М.М. Разумовской

Резервный урок

Урок обобщающего повторения

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения русского языка ученик должен

знать/понимать :

  • связь языка и истории, культуру русского и других народов;
  • смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь:

информационно-смысловая переработка текста в процессе чтения и аудирования:

  • адекватно воспринимать информацию и понимать читемый и аудируемый текст. Комментировать и оценивать информацию исходного текста, определять позицию автора;
  • использовать основные виды чтения ( просмотровое, ознакомительно-изучающее. Ознакомительно-реферативное, сканирование и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
  • осознавать коммуникативную цель слушания текста и в соответствии с этим организовывать процесс аудирования;
  • осознавать языковые, графические особенности текста, трудности его восприятия и самостоятельно организовывать процесс чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных тестов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
  • свободно пользоваться справочной литературой по русскому языку;
  • передать содержание прослушанного или прочитанного текста в виде развернутых или сжатых планов, полного и сжатого пересказа, схем, таблиц, резюме, конспектов, аннотаций, сообщений, докладов, рефератов; уместно употреблять цитирование;
  • использовать информацию исходного текста других видов деятельности ( при составлении рабочих материалов, при выполнении проектных заданий, подготовке докладов, рефератов);

создание устного и письменного речевого высказывания:

  • создать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения;
  • формулировать основную мысль своего высказывания, развивать эту мысль, убедительно аргументировать свою точку зрения;
  • выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения, выбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи;

высказывать свою позицию по вопросу, затронутому в прочитанном или прослушанном тексте, давать оценку художественным особенностям исходного текста;

  • владеть основными жанрами публицистики, создавать собственные письменные тексты проблемного характера на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые темы, использовать в собственной речи многообразие грамматических форм и лексическое богатство языка;
  • создавать устное высказывание на лингвистические темы;
  • владеть приемами редактирования текста, используя возможности лексической и грамматической синонимии;
  • оценивать речевое высказывание с опорой на полученные речеведческие знания;

анализ текста и языковых единиц:

  • проводить разные виды языкового разбора;
  • опознавать и анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  • анализировать тексты различных функциональных стилей и разновидностей языка с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач и использования изобразительно-выразительных средств языка:

соблюдение языковых норм и правил речевого поведения:

  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать в процессе письма изученные орфографические и пунктуационные правила, эффективно использовать языковые единицы в речи;
  • соблюдать нормы речевого поведения в социално-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
  • участвовать в спорах, диспутах, дискуссиях, владеть умениями доказывать, отстаивать свою точку зрения, соглашаться или не соглашаться с мнением оппонента в соответствии с этикой речевого взаимодейстия;
  • фиксировать замеченные нарушения норм в процессе аудирования, различать грамматические ошибки и речевые недочеты, тактично реагировать на речевые погрешности в высказываниях собеседников.

Перечень учебно – методического обеспечения

Основная учебная литература для учащихся:

  1. Власенков А.И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учебник для 10 - 11 классов общеобразовательных  учреждений / А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2009
  2. Т.М. Пахнова. Русский язык. Базовый уровень. Учебник. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации. Москва, «Дрофа», 2013

Дополнительная учебная литература для учащихся:

  1. Лебедев Н. М. Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку: книга для учителя / Н. М. Лебедев. – М.: Просвещение, 2000.
  2. Львова С. И. Самоучитель по орфографии и пунктуации. 5-11 кл.: пособие для учащихся. Ч. 1, ч. 2. – М.: Мнемозина, 2002.
  3. Д.Э.Розенталь. Русский язык. 10-11 кл. Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Просвещение 2010
  4. Шапиро Н. А. Учимся понимать и строить текст. 5-9 кл. / Н. А. Шапиро. – М.: Первое сентября, 2002.
  5. Русский язык. Диагностические работы в формате ЕГЭ в 2013 году. – М.: МЦНМО,  2012.
  6. М.Б. Багге, Л.Г. Гвоздинская и др. русский язык. Учебно-справочные материалы. Москва, СПб, «Просвещение». 2011.

Основная учебная литература для учителя:

  1. Программно-методические материалы. Русский язык. 10-11 классы / Сост. Л.М. Рыбченкова. М.: Дрофа, 2012.
  2. Власенков А.И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. для 10 - 11 кл. общеобразоват. учреждений / А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – М.: Просвещение. 2006 – 2012.
  3. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. 10-11 классы». М.: Просвещение, 2009.
  4. Т.М.Пахнова «Русский язык и литература. Русский язык». Базовый уровень. М.: Дрофа, 2013
  5. Рабочая  программа к УМК Т.Н.Пахновой «Русский язык и литература. Русский язык» для 10 -11 классов. Базовый уровень / сост. Е.И.Харитонова. М.: Дрофа, 2013.

Дополнительная литература для учителя:

  1. Д.Э.Розенталь. Русский язык. 10-11 кл. Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Просвещение. 
  2. Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб, М.А. Теленкова. Современный русский язык. Учебное пособие для вузов. Москва: «Айрис-пресс», 1999
  3. Д.Э. Розенталь. Справочник по правописанию и литературной правке. Москва: «Айрис-пресс», 1997
  4. М.Б. Багге, Л.Г. Гвоздинская и др. русский язык. Учебно-справочные материалы. Москва, СПб, «Просвещение». 2011

Средства обучения.

  1. Печатные пособия.

Таблицы:

  1. Серия таблиц по русскому языку
  2. Тестовые задания в формате ЕГЭ

Информационно-комуникативные средства:

  1. Мультимедийные программы (обучающие, тренинговые, контролирующие) по русскому языку
  2. Копилка презентаций

2. Технические средства обучения.

  1. Интерактивная доска

2.   Компьютер мультимедийный

3.   Мультимедийный проектор

Лист

 корректировки рабочей программы

Класс

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту

10

Морфемика   и словообразование

Контрольная работа по текстам ИМЦ

18.12.13


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...