Урок повторения и закрепления по русскому языку в 7 классе по теме: "Наречие"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Урок проводится после изучения всех тем по наречиям в 7 классе. Данное повторение и закрепление разделено на 2 урока, на первом -  повторяется и закрепляется теоретический материал, орфограммы и проводится небольшая творческая работа по составлению "лимериков". А на втором уроке - можно проести небольшую проверочную работу по усмотрению учителя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: НАРЕЧИЕ

Цели: повторить и закрепить ЗУНы по теме

Задачи:                   Выяснить хорошо ли усвоили наречие как часть речи?

                                Знаем ли орфограммы, связанные с наречием?

                                Умеем ли применить наречия  в нашей речи?

                                Знаем ли какую роль они играют в литературе, в нашей  

                                жизни.

I.Орг.момент.

- Здравствуйте садитесь.

- Проверьте, все ли готово к сегодняшнему уроку?

  1. Мотивация

Древние римляне называли эту часть речи «приглаголием» (adverbium).

Русские грамматисты называли ее точно так же, изменив лишь приставку.

Следовательно, древние ученые главное содержание этой части речи видели в том, что она должна быть при ГЛАГОЛЕ или накладываться на ГЛАГОЛ.

О какой части речи говорится здесь?

Да, на прошлом уроке мы закончили изучение наречий.

Но я вам тему нашего урока назову сразу – Это НАРЕЧИЕ.

Запишите в тетрадях сегодняшнюю дату:  

- Ребята, обратите внимание, у вас на столах есть оценочные листы по теме.

Каждый из вас знаком с таким листом.

Я сейчас попрошу вас поставить «+» или «-» на начало урока по каждому изученному материалу.

И в самом конце нужно выставить реальную оценку своим собственным знаниям: 5-2

Свои оценки никому не показывайте и отложите до конца урока.

Итак, исходя из этих же листов, давайте же определимся целью и задачами нашего урока

Цель какая?

                                Повторить и закрепить тему «Наречие»

Какие задачи можно поставить перед собой?

                                Выяснить хорошо ли усвоили наречие как часть речи?

                                Знаем ли орфограммы, связанные с наречием?

                                Умеем ли применить наречия  в нашей речи?

                                Знаем ли какую роль они играют в литературе, в нашей  

                                жизни.

  1. Работа над заданием

Ребята, у вас есть раздаточные карточки, где даны несколько заданий.

Вы сейчас поработаете в группах

Внимательно прочтите 1 задание и выполните упражнение по условию.

Даю вам 2-3 минуты

ПРОВЕРКА работы:

Итак, в первую очередь вы должны прочитать выразительно предложения.

Давайте, с каждой группы прочитаем по ___ предложению выразительно.

                                                                                                        Чтение предложений

Подготовьте выразительное чтение.

Устно найдите наречия.

Проанализируйте предложения так, чтобы можно было бы рассказать о НАРЕЧИИ как части речи.

     Ребята поднимались по крутому склону горы, сплошь усеянному камнями.

Справа и слева отвесно вздымались черные стены. Вверху виднелась далёкая полоска синеющего неба. Мальчики, тяжело дыша, упорно шли вперёд. Им засветло нужно было добраться до лагеря.

      «Берегитесь, ребята!» - неожиданно крикнул Никита. Толстая змея с блестящей чешуёй скользила навстречу мальчикам. Вдруг она замерла, чуть-чуть пошевелила хвостом, вскинула голову и, разинув огромную пасть, зашипела.

      Никита швырнул в змею камень, она быстрей метнулась в его сторону. Он едва-едва успел отбежать. Ребята, спотыкаясь и падая, бросились врассыпную.

                                                       

Итак, расскажите, что такое наречие?

Какая группа готова?

                                Наречие – самостоятельная неизменяемая часть речи,  

                                которая обозначает признак действия и отвечает на  

                                вопросы как? Где? Когда? и тд

                                Образуется при помощи суффиксов, не имеет окончаний

                               Наречия имеют смысловые группы

                               Наречия имеют степени сравнения

                               Они образуются: сравнит. степень – ее,ей,е

                                                                                                    Более + пол.ст.

                                                              превосх.ст. – ср.ст.+ всех, всего 

                              В предложении являются обстоятельствами и относятся  

                              к сказуемому

Как же отличить наречия от кратких прилагательных и кратких причастий?

 Например: Стало свежо и тепло на улице

                   Свежо на улице

Покажите на доске син. роль – пишет предложение, вып.морфол.разбор

Молодцы, ребята! Очень активно поработали.

  1. Работа над орфограммами

Кроме основных сведений, наречия имеют свои правила написания. Какие орфограммы есть в наречиях и на что вы должны обратить внимание мы сейчас уточним в следующем задании.

Задание 1 группе

Повернуть влев…, вытереть досух…, раздался справ…,добраться затемн…, изредк… прикасаться;

объяснить доходчив…, пересказать дословн…, сдать досросн…

Задание 2 группе

(Не)узнаваемо измениться, нисколько (не)трудно помочь, (не)легко решиться; взлететь (не)высоко, а низко; выполнить (не)брежно и (не)аккуратно; села (не)далёко, становится (невмоготу).

Задание 3 группе

Н…когда не видел, н…сколько дней, н…как не мог понять, шагу н…где ступить, н…чего не слышал;

н… за что благодарить,  н… у кого не оказалось, н… от кого не ждали.

Задание 4 группе

Глядеть груст…о, взволнова…о рассказывать, испуга…о вздрогнуть;

Поймать (на)лету, вышивать (в)ручную, выполнить (в)начале, ринулся наудалую.

Задание  5 группе

Поступил (по)дружески, (когда)нибудь приедет, одеться (по)зимнему, где(то) изредка раздавалось, (кое)где высились;

Точь (в) точь, бок (о) бок,  видимо-невидимо.

 

По данному заданию у вас есть вопросы?

Какие орфограммы вам встретились?

Условия их выбора?

Ребята, обратите внимание, не все наречия подчиняются правилам  написания.

Есть наречия, которые требуют особого внимания.

Мы их называем «словарными».

Их нужно запомнить или обратиться к словарю.

Скажите, пожалуйста, значение какого слова или сочетания слов  из задания вам непонятно?

                                         Ринуться наудалую – из словаря Ожегова это

                                         означает «мчаться очень быстро, безрассудно смело»

ФИЗМИНУТКА

  1. Литературная строчка – составление «лимериков»

Ребята, скажите, а наречия нужны нам в нашем языке?

Для чего они служат?

Мы приступаем к творческому заданию.

Вы все вместе выполните его.

Мы уже знакомы с вами с такими заданиями, как составление истории по «Морфологической таблице», сочинение синквейнов.

Сегодня познакомимся ещё с одним из приемов или шаблонов творческого сочинения.

Главное условие: активно участвовать всем!

Лимерики – это упражнения в создании рифмованных текстов в стиле нелепицы.

Есть определенная модель составления лимерика

Жил-был ОБЪЕКТ                                         Жила-была птичка-певунья.

Какой он?                                                        Была красивой, как синичка.

Где и что он делал?                                       По дороге весело прыгала, бегала,

С кем и как общался?                                    А потом с кошкой долго играла.

Вывод.                                                             Вот как интересно она жила.

Можно лимерик переделать, используя новое начало «Если бы, но не…»

Если бы птичка-певунья

Была красивой, как синичка,

Но по дороге быстро не бегала,

А потом с кошкой долго не играла.

Лучше бы она в небесах летала.

Ребята сейчас я предлагаю вам составить  лимерики в группах: у какой группы лучше всех получится лимерик.

Составили замечательные  стихи.

Вам понравились?

Молодцы!

Мы знаем, что наречия очень нужны в нашей речи.

Поэтому в художественной литературе поэты и писатели в своих произведениях обращают внимание к наречиям.

И также, как и вы, используют их в различных жанрах.

1) Не пугай меня грозою:

Весел грохот внешних бурь!

После бури над землёю

Светит радостней лазурь. (И.Бунин)

2) Внезапно мой слух поражается странными звуками, так что я невольно вздрагиваю от неожиданности. Я никак не могу определить, ни что это за звуки, ни откуда они несутся: справа, слева, сзади, спереди. (А.Чехов)

3) И целый день скрипят воза, и далеко

Ток отзывается под пружинными цепами,

И стая журавлей несется высоко,

Перекликается порой под небесами.  (Н.Греков)

4) В степи, там, далеко-далеко на краю её, раскинулся громадный пурпуровый веер лучей заката и красил землю и небо мягко и нежно. (М.Горький)

  1. Выводы по уроку

Над чем мы поработали сегодня на уроке?

Какую часть речи мы называем наречием?

Какие смысловые группы имеет наречие?

Какие степени сравнения?

На какие орфограммы нужно обратить внимание?

  1. Домашнее задание

Дома вам нужно выполнить следующие задания:

1 уровень –  выполнить упражнение 272 из учебника

2 уровень – составить вопросы или задание по теме

3 уровень – составить опорную схему или презентацию по изученной теме  

                      НАРЕЧИЕ

                   

7. Рефлексия

А сейчас, ребята, вернемся к нашим оценочным листам

Я прошу вас поставить «+» или «-» к концу урока по всем пунктам и выставить свою оценку.

Итак , у кого «5»

           Кто оценил знания на «4»

           Есть ли те, кто выставил «3» или «2»

Спасибо за ваши оценки

Вам понравилось работать на уроке?

Дорога.

То насыпью, то глубью лога,

То по прямой за поворот

Змеится лентою дорога

Безостановочно вперед.

Вперед, то под гору, то в гору

Бежит прямая магистраль,

Как разве только жизни впору

Все время рваться вверх и вдаль.

Это мои искренние пожелания вам на будущее.   

  Спасибо всем за работу.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

1

Темы

по разделу «Наречие»

Я знаю данные темы в начале урока повторения?

Я знаю данные темы в конце повторения темы?

+

 -

+

-  

1

Наречие как часть речи

2

Смысловые группы наречий

3

Степени сравнения наречий

4

Морфологический разбор наречия

5

Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о(-е)

6

Буквы е и и в приставках не- и ни-

отрицательных наречий

7

Одна и две буквы н в наречиях на о и е

8

Буквы о и е после шипящих на конце наречий

9

Буквы о и а на конце наречий

10

Дефис между частями слова в наречиях

11

Слитное и раздельное написание приставок в наречиях

12

Мягкий знак после шипящих на конце наречий

Моя отметка

 

1

Темы

по разделу «Наречие»

Я знаю данные темы в начале урока повторения?

Я знаю данные темы в конце повторения темы?

+

 -

+

-  

1

Наречие как часть речи

2

Смысловые группы наречий

3

Степени сравнения наречий

4

Морфологический разбор наречия

5

Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о(-е)

6

Буквы е и и в приставках не- и ни-

отрицательных наречий

7

Одна и две буквы н в наречиях на о и е

8

Буквы о и е после шипящих на конце наречий

9

Буквы о и а на конце наречий

10

Дефис между частями слова в наречиях

11

Слитное и раздельное написание приставок в наречиях

12

Мягкий знак после шипящих на конце наречий

Моя отметка

РАБОТА В ГРУППАХ

1. Подготовьте выразительное чтение.

Устно найдите наречия.

Проанализируйте предложения так, чтобы можно было бы рассказать о НАРЕЧИИ как части речи.

     Ребята поднимались по крутому склону горы, сплошь усеянному камнями.

Справа и слева отвесно вздымались черные стены. Вверху виднелась далёкая полоска синеющего неба. Мальчики, тяжело дыша, упорно шли вперёд. Им засветло нужно было добраться до лагеря.

      «Берегитесь, ребята!» - неожиданно крикнул Никита. Толстая змея с блестящей чешуёй скользила навстречу мальчикам. Вдруг она замерла, чуть-чуть пошевелила хвостом, вскинула голову и, разинув огромную пасть, зашипела.

      Никита швырнул в змею камень, она быстрей метнулась в его сторону. Он едва-едва успел отбежать. Ребята, спотыкаясь и падая, бросились врассыпную.

2. Задание 1 группе

Повернуть влев…, вытереть досух…, раздался справ…,добраться затемн…, изредк… прикасаться;

объяснить доходчив…, пересказать дословн…, сдать досросн…

Задание 2 группе

(Не)узнаваемо измениться, нисколько (не)трудно помочь, (не)легко решиться; взлететь (не)высоко, а низко; выполнить (не)брежно и (не)аккуратно; села (не)далёко, становится (невмоготу).

Задание 3 группе

Н…когда не видел, н…сколько дней, н…как не мог понять, шагу н…где ступить, н…чего не слышал;

н… за что благодарить,  н… у кого не оказалось, н… от кого не ждали.

Задание 4 группе

Глядеть груст…о, взволнова…о рассказывать, испуга…о вздрогнуть;

Поймать (на)лету, вышивать (в)ручную, выполнить (в)начале, ринулся наудалую.

Задание  5 группе

Поступил (по)дружески, (когда)нибудь приедет, одеться (по)зимнему, где(то) изредка раздавалось, (кое)где высились;

Точь (в) точь, бок (о) бок,  видимо-невидимо.

РАБОТА В ГРУППАХ

4. Выразительно прочитайте отрывки из художественных предложений

Найдите и определите, почему поэты и писатели используют в своих произведениях наречия?

1) Не пугай меня грозою:

Весел грохот внешних бурь!

После бури над землёю

Светит радостней лазурь. (И.Бунин)

2) Внезапно мой слух поражается странными звуками, так что я невольно вздрагиваю от неожиданности. Я никак не могу определить, ни что это за звуки, ни откуда они несутся: справа, слева, сзади, спереди. (А.Чехов)

3) И целый день скрипят воза, и далеко

Ток отзывается под пружинными цепами,

И стая журавлей несется высоко,

Перекликается порой под небесами.  (Н.Греков)

4) В степи, там, далеко-далеко на краю её, раскинулся громадный пурпуровый веер лучей заката и красил землю и небо мягко и нежно. (М.Горький)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

члены предложения: уроки самостоятельного изучения материала учащимися (русский язык 5 класс)

Изучение данной темы я провожу, исходя из системы уроков, разработанной учителем -новатором Н.П. Гузиком, адаптированной к способностям и возможностям детей определенного класса (например, программа З...

Разработка урока по теме "Части речи", русский язык 5 класс.

Данная разработка урока включает занимательный материал по теме "Части речи" ( стихотворение, грамматическая сказка), а также таблицы, разнообразные задания....

Урок русского языка "Обобщение изученного по теме "Наречие""

Данная разработка содержит конспект урока и учебную презентацию....

Формирование универсальных учебных действий на уроке русского языка в процессе изучения темы «Наречие»

Цели:1.     Показать способы образования степеней сравнения наречий.2.     Научить различать степени сравнения наречий и степени ...

План-конспект открытого урока по русскому языку в 7классе по теме : "Наречие".

Данный материал даёт возможность повторить и закрепить основные  правила правописания наречий, формирует умение применять теоретические знания на практике....

самостоятельная работа по русскому языку 7 кл. по теме "Наречие"

Материал будет полезен по теме "Наречие" для учителей русского языка, которые работают по ФГОС (по УМК Ладыженской)...