Обучение написанию сочинения-рассуждения
план-конспект занятия по русскому языку (10 класс) по теме

Ковалева Анна Николаевна

Занятие в рамках элективного курса по подготовке к ЕГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektiv_10.doc111 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие элективного курса по русскому языку в 10 классе

«Обучение сочинению-рассуждению по данному тексту»

Цель занятия: отработать методику работы с исходным текстом, выработать алгоритм написания сочинения-рассуждения (часть»С»)

Задачи урока:

- определить проблемы современного русского языка и пути их решения;

- развитие системы ценностных отношений к родному языку, ответственного отношения к собственному слову, уважение к собеседнику.

- вызвать интерес к занятию, придать ему проблемно-творческий характер;

- создать условия для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать ее;

- привить любовь к русскому языку и бережное к нему отношение.

Методическое обеспечение:

- компьютер, мультимедиа-проектор, презентации,

- раздаточный материал,

- приложения к уроку.

Ход урока:

                                                   

По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности.

К. Г. Паустовский

Наш язык заслужил право на бережное к себе отношение, на всенародную заботу.
Борис Васильев

I. Организационный  момент.

II. Слово учителя.  Постановка целей урока. Работа с эпиграфами.

III. Актуализация знаний. Ребята, чтобы хорошо выполнить экзаменационную часть «С», нужно знать типы и стили речи. Давайте вспомним:

-  Каких типов речи бывает текст?

- Какие стили речи различаются в русском языке?

- Какие из них встречаются в качестве исходного текста на ЕГЭ?

- Каковы особенности этих стилей?

- Какого стиля должно быть ваше сочинение?

IV. Композиция сочинения-рассуждения.

- Ребята, что нужно знать, чтобы правильно и хорошо написать сочинение-рассуждение? Конечно, композицию  сочинения-рассуждения. Давайте вспомним основные части сочинения. (Приложение 1)

V. Работа с текстом. Выразительное чтение.

Все чаще мы говорим об экологии среды и природы. Среда же, созданная самим человеком, – это его культура. Можно даже сказать, что природа современного человека во многом объясняется его средой, его культурой. Язык – важнейший компонент культуры. И родной язык нуждается в охране и защите от всего, что грозит ему уничтожением. Если осознанно отнестись к языку и его проблемам, многие беды его можно еще предотвратить.
«Нужная работа, необходимая, – сказал писатель Сергей Залыгин. – Без памяти на свой собственный родной язык он очень быстро перестанет быть самим собой, станет только по внешности русским, по существу же – явлением каким-то космополитическим, так как утеряет свою историю и в целом, и в отдельном слове, в фразе, в обороте. А нация, которая утеряет свой подлинный, свой исторический язык, утеряет, вероятно, и свою собственную психологию, порвет со своими великими произведениями искусства».
Отречется от предков – забудет себя, добавим мы... Собственно, в языке, посредством слова, мы и воспитываем себя как народ.

(В.В. Колесов)

- Как вы понимаете слова «экология», «компонент», «космополитический»?

- О чём этот текст?

- Что мы можем сказать о русском языке? (Национальный язык русского народа, государственный язык  РФ, язык русской культуры, науки, техники, один из самых богатых языков мира, средство межнационального общения, один из общепризнанных мировых языков, один из 6 официальных и рабочих языков ООН) Русский язык сегодня - четвертый по распространенности в мире, где насчитываются более двух с половиной тысяч языков. Он является родным для двухсот восьмидесяти восьми миллионов человек на земле. Десятки миллионов говорящих на русском языке живут сейчас за рубежом около ста восьмидесяти миллионов - изучают его. Русский язык служит важным связующим звеном между Россией и соотечественниками за границей. Учитывая важную роль русского языка в укреплении российской государственности, дружбы и сотрудничества между народами, в развитии отечественной культуры, науки и образования, Указом Президента РФ 2007 год объявлен Годом русского языка

- Какие проблемы поднимает в тексте автор? (Проблема современного состояния русского языка)

- Каковы, на ваш взгляд, проблемы современного состояния русского языка? (обеднение языка, засорение языка, сужение словарного запаса, недостаточное знание языка, недостаточное использование богатства русского языка и т.д.)

- Что может случиться, если не решать этих проблем? (Обеднение народа как нации, падение престижа русского языка и русского народа, разобщение людей, говорящих на русском языке)

- Какова роль русского языка сегодня?

- Почему сегодня снижается роль русского языка?

- Назовите причины снижения роли русского языка сегодня.

- Язык - средство общения, раньше русский язык был средством международного  

  общения, а сейчас?

- Засилие заимствованных слов - одна из причин снижения роли языка. Почему?

- Жаргонизмы, какова их роль в языке?

- Как вы думаете, почему сегодня стало модным говорить неправильно?

- А где мы можем встретить грамотную речь?

- Что необходимо сделать, чтобы возродить былую мощь языка?

- Прокомментируйте текст. Какова позиция автора?

(Мы, русские люди, носители языка, должны беречь его, делать все возможное для его развития и сохранения. В этом проявление нашего патриотизма)

- Как вы понимаете, что значить – беречь? Что может сделать конкретно каждый из нас?

Изучать язык.
Правильно говорить.
Соблюдать культуру речи.
Не нарушать литературные нормы.
Исправлять свои ошибки и ошибки окружающих.
Пропагандировать язык, его богатство и красоту.

Любить и беречь родной язык означает не только стремиться говорить и писать грамотно, не засорять его и, по словам классика, избегать говорить дефекты, когда можно сказать недочеты, недостатки.  Любить язык – это прежде всего стремиться познать его во всей полноте и противоречивости. Это значит стремиться к пониманию его законов, признавать за языком право на историческое развитие.

-Оправдано ли употребление в тексте цитаты? Какие способы цитирования вы знаете?


- Выразите свою собственную позицию. Аргументируйте её. (воспользуйтесь цитатами, афоризмами, высказываниями известных людей о русском языке) (приложение 2)

(Небрежность, неряшливость в речи развращает и может приводить к непорядочности в поступках, а интеллигентный человек интеллигентен во всем.

-Экология языка – это экология среды, в которой мы все живем, и она определяет наш менталитет.

-Язык обеспечивает связь человека с его народом и связь народа с его прошлым.)

- Напишите заключение.

(Чем можно закончить сочинение?

Дар России – наш дивный язык. В нем – вся наша Россия. В нем богатство и красота. Все доступно нашему языку. Он властен все выразить. В нем – вся поющая русская душа. В нем эхо мира.

Это язык острой мысли. Это язык самобытного национального характера.

Русский народ призван достигнуть высоты, на которую зовет его национальный язык.

Горе нам, если мы не умеем беречь и сохранять его. Не жалеть его – значит не любить родину.

Мы не властны над речью других, но над собственной речью мы властны. Мы хозяева своего слова. И если мы будем следить за своей речью, не произносить грубых и грязных слов…

Молчат гробницы, мумии и кости, -
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте.
Звучат лишь Письмена!
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья
Наш дар бесценный речь.       И.Бунин)

- Проверьте себя по таблице критериев оценивания части «С». (приложение 3,4)

- Прочитайте сочинение-рассуждение.

VI. Рефлексия.

VII. Подведение итогов урока.

Приложение 1

Части (абзац)

Вид деятельности

Примечания

Вступление.

Сообщи о теме:

В тексте  говорится о…

Автора текста, как и многих из нас, волнует тема…

…- вот тема, к которой обращается автор текста.

Эта статья о …

Автор обращается к актуальной теме – теме…

Этот текст о… 

Тема – это «то, о чем повествуется, что описывается, -  предмет речи»

Проблема.

Комментарий к тексту.

В тексте автором поднимаются проблемы….

… ? Над этим вопросом задумывается автор текста.

Автора интересует вопрос: …

… ? Над этой проблемой предлагает поразмышлять автор текста.

Автор  в тексте рассматривает проблему…

«Проблема – это сложный вопрос, требующий изучения, разрешения»

Проблема может быть сложная, важная, серьезная, актуальная, злободневная, острая, назревшая, философская, вечная и т.д.

1. Комментарий проблемы предполагает рассуждение о ее актуальности, исторических корнях, спорности ответов и решений; о том,  кому и  в  каких ситуациях   приходится   сталкиваться   с подобной   проблемой, как ее рассматривали, пытались решить другие авторы; есть ли по этому вопросу иная точка зрения, не совпадающая с авторской, и т.д.

2. Комментарий должен осуществляться с опорой на прочитанный текст».

Определение авторской позиции, идеи текста

Покажите, как автор  раскрывает проблему.  Подтвердите это короткими цитатами из текста   (8-10 предложений)

Сформулируйте  авторскую позицию на проблему:

Автор подводит читателя к мысли о том, что…

Идея текста такова:

…- вот главная мысль текста.

Решая проблему, автор приходит к такому выводу:

Цель автора текста - убедить читателя в том…

Авторская позиция – может быть выражена непосредственно и опосредованно.

Выявляя авторскую позицию, мы должны сказать о том, как автор решает заявленную проблему (проблемы), какие аргументы в защиту своей позиции он приводит, какова цель написания этого текста и с помощью каких языковых средств автор достигает убедительности.

Собственная позиция

Выражение и аргументация собственной позиции:

С автором трудно не согласиться… или    
С автором нельзя не согласиться…  или
Я полностью согласен с автором…

Писатель прямо не высказывает своего отношения к происходящему, но мы, читатели, прекрасно понимаем, что … (условно говоря, так поступать недопустимо, потому что это влечет за собой…).  

Можно согласиться с автором, но даже в этом случае лучше выразить ту же мысль своими словами. Это не должно быть просто «Я согласен с автором, что…»

 Аргументация.

Попробую доказать свою точку зрения.

Во-первых… .
Во-вторых… .
В-третьих…  .
Если… , то…  .

Каждое положение в аргументации должно сопровождаться словесной иллюстрацией, примерами  из жизненного опыта, из прочитанной литературы, публицистических статей, просмотренной телепередачи, из услышанного по радио.   (8-12 предложений).

  1. 1 довод + иллюстрация
  2. 2 довод + иллюстрация

Сильные аргументы:. факты, события; выводы науки, статистические данные; свидетельства очевидцев. Нередко в качестве сильных аргументов используются ссылки на авторитетных людей, цитаты из их трудов и произведений, а также пословицы и поговорки, отражающие народную мудрость, опыт народа. Не менее убедительным будет и обращение к Библии, ее мотивам и сюжетам, определяющим, как правило, общечеловеческие ценности, отражающим  общепринятые нормы общественной жизни.

Заключение

Вывод по поводу того, о чем говорилось на основании авторской и собственной позиции.

Если тематика о нравственности, то заключительная часть может содержать нравственный вывод, призыв, афоризм, пословицу, но они должны быть обыграны  и записаны в виде формулы, вывода, рекомендации (1-5  предложений).

Приложение 2

Высказывания о русском языке


Русский язык - язык, созданный для поэзии, он необычайно богат и примечателен главным образом тонкостью оттенков.                                                                                         П. Мериме

Славяно-российский язык, по свидетельству самих иностранных эстетиков, не уступает ни в мужестве латинскому, ни в плавности греческому, превосходя все европейские: итальянский, французский и испанский, кольми паче немецкий.                                                          

                                                                                                                                            Г. Державин

Русский язык в умелых руках и в опытных устах - красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.                                                                                                               А. Куприн

Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово, - значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус.                                                                                   В. Белинский

Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи.                                            Н. Гоголь          

                                                                                                                                             
Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово.                                         Н. Гоголь

Лишь усвоив в возможном совершенстве первоначальный материал, то есть родной язык, мы в состоянии будем в возможном же совершенстве усвоить и язык иностранный, но не прежде.                                                                                

                                                                                                                                     Ф. Достоевский

Нет таких звуков, красок, образов и мыслей - сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.                                                                                  К. Паустовский

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!                                                                                                                  И. Тургенев

Новые слова иностранного происхождения вводятся в русскую печать беспрестанно и часто совсем без надобности, и - что всего обиднее - эти вредные упражнения практикуются в тех самых органах, где всего горячее стоят за русскую национальность и ее особенности.   Н. Лесков
                                                                                                                                                                                                 

Русский язык мы портим. Иностранные слова употребляем без надобности. Употребляем их неправильно. К чему говорить "дефекты", когда можно сказать недочеты, или недостатки, или пробелы?.. Не пора ли нам объявить войну употреблению иностранных слов без надобности?                                                    

                                                                                                                                                В. Ленин

                 

Русский язык! Тысячелетия создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемо богатое, умное, поэтическое и трудовое орудие своей социальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего.                                                            Л.Н.Толстой

Русский язык - это прежде всего Пушкин — нерушимый причал русского языка. Это Лермонтов, Лесков, Чехов, Горький.                                                                                                    Толстой Л.Н.

Повелитель многих языков, язык российский не токмо обширностью мест, где он господствует, но купно собственным своим пространством и довольствием велик перед всеми в Европе.                                                                                                                    

                                                                                                                                          Ломоносов М. В.

Красота, величие, сила и богатство российского языка явствует довольно из книг, в прошлые веки писанных, когда еще не токмо никаких правил для сочинений наши предки не знали, но и о том едва ли думали, что оные есть или могут быть.                                                Ломоносов М. В.

Что русский язык — один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения.

Белинский В. Г.

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!                                                                                 Тургенев И. С.

Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи.                                      Гоголь Н. В.

...Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово.                                    Гоголь Н. В.

Русский язык в умелых руках и в опытных устах — красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.                                                                                                             Куприн А. И.

Как материал словесности, язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими.                                                                                                                     Пушкин А. С.

Главный характер нашего языка состоит в чрезвычайной легкости, с которой все выражается на нем — отвлеченные мысли, внутренние лирические чувствования, "жизни мышья беготня", крик негодования, искрящаяся шалость и потрясающая страсть.                                                Герцен А.                                                                                                     

Русский литературный язык ближе, чем все другие европейские языки, к разговорной народной речи.                                                                                                                                     Толстой А. Н.

Русский язык настолько богат глаголами и существительными, настолько разнообразен формами, выражающими внутренний жест, движение, оттенки чувств и мыслей, краски, запахи, материал вещей и пр., что нужно при построении научной языковой культуры разобраться в этом гениальном наследстве "мужицкой силы".                                                                        Толстой А. Н.

Да будет же честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своем, почти без всякого чуждого примеса, течет как гордая, величественная река — шумит, гремит — и вдруг, есть ли надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, какие заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса!                                                                  

                                                                                                                                             Карамзин Н. М.

Ничто для нас столь обыкновенно, ничто столь просто кажется, как речь наша, но в самом существе ничто столь удивительно есть, столь чудесно, как наша речь.                      Радищев А. Н.

Среди великолепных качеств нашего языка есть одно совершенно удивительное и малозаметное. Оно состоит в том, что по своему звучанию он настолько разнообразен, что заключает в себе звучание почти всех языков мира.                                                                              Паустовский К. Г.

Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.                                                                                                                                        

                                                                                                                                         Паустовский К. Г.

                                                                                                                 

Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает "до косточки" свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли.                                                                                                                  Паустовский К. Г.

Существует один знаменательный факт: мы на нашем еще неустроенном и молодом языке можем передавать глубочайшие формы духа и мысли европейских языков.

                                                                                                                                       Достоевский Ф. М.

Натуральное богатство русского языка и речи так велико, что не мудрствуя лукаво, сердцем слушая время, в тесном общении с простым человеком и с томиком Пушкина в кармане можно сделаться отличным писателем.                                                                                   Пришвин М. М.

Русский язык, насколько я могу судить о нем, является богатейшим из всех европейских наречий и кажется нарочно созданным для выражения тончайших оттенков. Одаренный чудесной сжатостью, соединенный с ясностью, он довольствуется одним словом для передачи мысли, когда другому языку потребовались бы для этого целые фразы.                                     Мериме П.                                                 

Наша речь преимущественно афористична, отличается своей сжатостью, крепостью.

Горький М.

Русский язык неисчерпаемо богат и все обогащается с быстротой поражающей.

Горький М.

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык,— это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием.

Тургенев И. С.

Берегите чистоту языка, как святыню! Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас.

Тургенев И. С.

Восприятие чужих слов, а особливо без необходимости, есть не обогащение, но порча языка.

Сумароков А. П.

Русский язык достаточно богат, он обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли.                                                                                         Короленко В. Г.

Я не считаю хорошим и пригодным иностранные слова, если только их можно заменить чисто русскими или более обруселыми. Надо беречь наш богатый и прекрасный язык от порчи.

Лесков Н. С.

Нет сомнения, что охота пестрить русскую речь иностранными словами без нужды, без достаточного основания, противна здравому смыслу и здравому вкусу; но она вредит не русскому языку и не русской литературе, а только тем, кто одержим ею.

Белинский В. Г.

Родной язык нам должен быть главною основою и общей нашей образованности и образования каждого из нас.                                                                                                                 Вяземский П. А.

Надо любить и хранить те образцы русского языка, которые унаследовали мы от первоклассных мастеров.                                                                                                                            Фурманов Д. А.

Язык важен для патриота.                                                                                               Карамзин Н. М.

По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности.                                      Паустовский К. Г.

Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.

Паустовский К. Г.

Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры... Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью.                                                                                                                  Куприн А. И.

Слово – великое оружие жизни.                                                                                В. О. Ключевский

Нравственность человека видна в его отношении к слову.                                         Л. Н. Толстой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 10 класс. Тема: « Душа родного города». (Обучение написанию сочинения - рассуждения).

Цели:Øформирование навыков правильного выделения проблем исходного художественного текста и обучение комментированию;Øвыработка навыков определения и формулирования проблемы текста, авторской по...

Выступление на заседании ШМО учителей русского языка. Обучение написанию сочинения-рассуждения.

Обучение написанию сочинения-рассуждения. Система уроков по обучению написанию такого вида работ с определением каждого этапа работы. Формирование умения написания сочинения-рассуждения от простого из...

Методика обучения написанию сочинения-рассуждения.

В соответствии с требованиями к ЕГЭ последних лет в экзаменационном сочинении-рассуждении должны присутствовать следующие обязательные содержательные разделы:1. Общая характеристика темы и проблематик...

Урок развития речи в 5 классе "Радость есть особая мудрость"(обучение написанию сочинения-рассуждения)

Закрепить понятие о типах речи текстов, обучить приемам разграничения описания, повествования, рассуждения ( прием вопроса к тексту, прием рисования текста).Расширить представления детей о таком...

"Обучение написанию сочинения-рассуждения в 10-м классе" (подготовка к ЕГЭ)

Урок проводится  с использованием  материала сборника Н.А.Сениной, А.Г. Нарушевича «Русский язык. Сочинение на ЕГЭ» («Легион»,2013 г.). Данный урок проводится после изучения структуры сочине...

Презентация "Обучение написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ"

Технологическая карта" Обучение написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ" предназначена для обучения   анализу  текста, формулирования  проблемы и комментария  её, ...

Технологическая карта "Обучение написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ"

Технологическая карта" Обучение написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ" предназначена для обучения   анализу  текста, формулирования  проблемы и комментария  её, ...