Урок русского языка в 5 классе "Времена года в изображении русских поэтов и художников "
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Дюжева Оксана Сергеевна

Представленный урок способствует глубокому проникновению учащихся в слово, мир красок и звуков, помогает формированию навыков грамотной речи, её развитию и обогащению, развивает эстетический вкус, умение понимать и ценитьпроизведения искусства, красоту и богатство природы России.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Времена года в изображении русских поэтов и художников» 5 класс

 Учитель Дюжева Оксана Сергеевна

МОБУ «Поярковская СОШ № 2»

Март, 2013 года

Данный урок является обобщающим  при изучении пейзажной лирики русских поэтов XIX века, на котором используется нетрадиционная технология  интегрированного обучения.  Использование данной  технологии даёт возможность перехода к комплексной взаимосвязи предметов, её реализации в учебном процессе, в воспитании отношения к жизненным ситуациям. Основная задача интегрированного урока – сформировать целостное представление о различных областях знаний, представление об окружающем мире как единой системе. Технология интеграции даёт возможность изучать тему с позиции различных предметов. Синтез искусств и органичное их сочетание влияет на эстетическое восприятие, вызывает качественные изменения в нём, обогащая и перестраивая его. Представленный урок способствует глубокому проникновению учащихся в слово, мир красок и звуков, помогает формированию навыков грамотной речи, её развитию и обогащению, развивает эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство природы России.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Цели урока:

Образовательная: познакомить с образцами русской классической лирики, сравнить лирические образы в восприятии разных поэтов,  научить воспринимать пейзажную лирику,  способствовать развитию личностного восприятия  и осмысления образов, созданных поэтами, работа над грамотной письменной речью.

Развивающая:  развитие связной речи через монологическое высказывание, абстрактного и логического мышления.

Воспитательная: воспитывать любовь к красоте родной природы через поэтическое слово, внимательное отношение к содержанию поэтического слова.

Тип урока:   интегрированный урок  русского языка, литературы, музыки и изобразительного искусства.

Оснащение урока:

Программное обеспечение: Microsoft Power Point, Microsoft Word, МР3 «Времена года» П.И.Чайковский, Диск  с репродукциями картин русских художников по Мировой Художественной Культуре.

 

Ход урока:

  1. Вступительное слово учителя, объяснение темы и целей урока.
  2. Беседа с учащимися о том, нравится ли им время года зима и почему?
  3. Прослушивание стихотворения И.З.Сурикова «Зима».
  4. Работа  над выразительными средствами стихотворения  с использованием краткого словаря литературоведческих терминов.
  5. Речевая работа со словом «Тихий». Подбор синонимов к этому слову.
  6. Физминутка.
  7. Речевая работа по определению времени года.
  8. Прослушивание стихотворения Ф.И.Тютчева «Весенние воды».
  9. Индивидуальная работа  со стихотворением на лингафонном оборудовании LAB 100 (выписать глаголы, предложения с прямой речью).
  10. Работа над синтаксическим разбором предложения.
  11.  Словарная работа.
  12.  Знакомство с творчеством русского художника И.Левитана.
  13.  Работа над картиной И.Левитана «Март».
  14.  Знакомство с «Временами года» П.И.Чайковского.
  15. Прослушивание месяца «Март»
  16.  Итоги урока.
  17. Объяснение домашнего задания.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Иван Захарович Суриков Зима Белый снег пушистый В воздухе кружится И на землю тихо падает, ложится. И под утро снегом поле забелело Точно пеленою все его одело. Темный лес, что шапкой принакрылся чудный И заснул под нею крепко, беспробудно. Божьи дни коротки, солнце светит мало. Вот пришли морозцы, и зима настала.

Слайд 2

ТИХИЙ - СПОКОЙНЫЙ МИРНЫЙ ПОКОЙНЫЙ БЕЗМЯТЕЖНЫЙ НЕВОЗМУТИМЫЙ БЕСШУМНЫЙ БЕЗЗВУЧНЫЙ

Слайд 4

Они гласят во все концы Весна идет, весна идет! Мы молодой весны гонцы, она нас вызвала вперед!

Слайд 5

Еще в полях белеет снег а воды уж весной шумят.

Слайд 6

Еще в полях белеет снег , а воды уж весной шумят. гл. сущ. гл. сущ.

Слайд 7

Пейзаж – фр. paysage Картина природы, вид какой-нибудь местности. Картина, рисунок, изображающий природу. Пейзажист – художник, изображающий пейзаж. Исаак Левитан


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Интеллект-кофейня" Урок-игра по русскому языку для 11 класса "ЗРЯ!! ("Знаю русский язык!")

Урок-игра содержит разнообразные, в том числе творческие, задания по русскому языку для 11 класса, нацеленные на подготовку детей к сдаче ЕГЭ....

Готовимся к ЕГЭ.Урок русского языка в 10 классе.Синтаксические нормы русского языка. Употребление деепричастных и причастных оборотов.

Материал представленного урока ,по моему мнению, помогает хорошо подготовить выпускников 11 класса к выполнению задания А 4 ,А 6 ЕГЭ , которые ,как сказано в аналитическом отчете ФИПИ, обычно вызывают...

Тестовые технологии в системе уроков при подготовке к ГИА по русскому языку учащихся 9 класса разработаны учителем русского языка и литературы Низовой Аллой Валентиновной

Перед учителем русского языка в современной школе стоит задача  не только преподнести учащимся знания по предмету, но и научить  применять полученные знания на практике, другими словами,...

Конспект урока русского языка в 10-11 классе. Тема: «Русский язык в России и за ее пределами»

Конспект урока русского языка, посвященный Дню славянской письменности и культуры....