Учебный материал по темам: «Прямая речь», «Диалог» в 5-м классе с использованием ИКТ
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Познакомить с понятиями «прямая речь», «слова автора»; закрепить навыки постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью; познакомить с понятием «диалог» и с правилами постановки знаков препинания при оформлении диалога
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pryamaya_rech_dialog.zip | 702.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 5-м классе с использованием ИКТ
по теме "Предложения с прямой речью"
Тип урока: Изучение нового материала.
Тема урока: Прямая речь
Цель урока: познакомить с понятиями «прямая речь», «слова автора»,
сформировать умения определять слова автора, прямую речь;
составлять схемы предложений с прямой речью; правильно
расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью.
Методы обучения:
- словесный;
- наглядный;
- частично-поисковый;
- практический;
- самостоятельная работа.
Формы реализации методов: беседа, работа с презентацией к уроку, коллективная, самостоятельная работа.
Средства обучения:
- презентация
- компьютер
- мультимедийная установка
- опорные схемы
- учебник
- иллюстративный материал.
Ход урока.
1. Орг. момент.
2. Синтаксическая разминка.
Повторение. Знаки препинания в простом и сложном предложении.
Группа учащихся выполняет работу на карточках.
1. В данных предложениях выделить грамматические основы, составить схемы.
1. Капли дождя редко застучали и зашлёпали по листьям.
2. Кончился дождь и высохли капельки воды на листьях.
- Беседа по данным предложениям.
- Что общего между предложениями?
- Чем они отличаются друг от друга?
Слайд 3
2. Из данных предложений выписать предложение, которое соответствует схеме:
1. Прилетели птицы и наполнили своим пением лес.
2. В кустах слышится хлопотливое движение маленьких птичек и из середины рощи долетают звуки кукушки.
3. К.Д.Ушинский писал что ученье труд и должно оставаться трудом.
Слайд 4
Проверка
К.Д.Ушинский писал, что ученье есть труд и должно оставаться трудом.
Сложноподчинённое предложение.
- Беседа по данному предложению.
- Как вы понимаете слова великого педагога К.Д.Ушинского?
(Учёба – это не забава, нужно приложить немало усилий, чтобы добиться чего-то в жизни, и трудиться, работать надо постоянно)
- Кто из литературных героев, с которыми мы познакомились на уроках литературы решил, что труд – это не самое главное в жизни, что и без труда будет успех?
(Главный герой сказки А.Погорельского «Черная курица, или подземные жители» - Алеша)
- К чему привели такие мысли главного героя сказки?
- Он не мог говорить и потом понял, что был не прав.
3. Слово учителя.
Основной этап урока.
- С помощью сложноподчиненных предложений мы можем передать мысли, слова других людей. Это косвенная речь. Но очень часто в своей речи мы используем прямую речь, с помощью которой можно точно, прямо, от имени какого-либо лица передать слова, мысли.
4. Работа над темой урока.
Тема нашего урока – Прямая речь.
Запись темы урока. На экране высвечивается тема: Прямая речь.
Слайд 5
- Сегодня на уроке мы должны узнать:
- Что такое прямая речь?
- Из каких частей состоит предложение с прямой речью?
- Где в предложении может стоять прямая речь?
- Какие знаки препинания ставятся в предложениях с прямой речью?
5. Объяснение нового материала.
Наблюдения на стр.93. Из этих наблюдений учащиеся должны составить представление о том, что такое слова автора и прямая речь.
6. Беседа с учащимися по новому материалу.
Слайд 6
- Что такое прямая речь?
Слайд 7
- Из каких частей состоит предложение с прямой речью?
- Где в предложении может стоять прямая речь?
Слайд 8
- Слова автора включают глаголы, вводящие прямую речь. На доску прикрепляются карточки со словами «говорения».
Слова «говорения»:
сказать объявить спросить крикнуть произнести проворчать шепнуть попросить ответить и др.
7. Устно выполняется упр. 237.
Учащиеся называют слова автора и прямую речь. (Работа в парах: один ученик произносит слова автора, другой слова говорящего – прямую речь)
Слайд 9
- Где в предложении может стоять прямая речь?
Слова автора ( А ) перед Слова автора ( а ) после
прямой речью ( П ) прямой речи ( П )
- Какие знаки препинания ставятся в предложениях с прямой речью?
А: «П». А: «П!» А: «П?» «П», - а. «П!» - а. «П?» - а.
8. Устные наблюдения на стр. 94, чтение правила. Анализ схем.
Слайд 10
9. Закрепление материала.
Слайд 11
Записать предложения, расставить недостающие знаки препинания, составить схемы предложений. (Работа у доски)
Обращаем внимание учащихся на то, что на письме при прямой речи кавычки обозначаются не так, как в тексте книги.
1.Старшая сестра постоянно мне твердит книга наш советчик и друг.
2. Умную речь хорошо и слушать говорит народная мудрость
- Находим слова автора, подчёркиваем карандашом синего цвета.
- Находим прямую речь, подчёркиваем карандашом красного цвета.
Еще раз обращаем внимание на то, что прямая речь всегда пишется с заглавной буквы и всегда заключается в кавычки.
Слайд 12
10. Подведение итогов урока.
- Что такое прямая речь?
- Из каких частей состоит предложение с прямой речью?
- Где в предложении может находиться прямая речь?
- Какие знаки препинания ставятся в предложениях с прямой речью?
9. Домашнее задание. Правила на стр. 93, 94; упр. 239
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок закрепления учебного материала по теме "Прямая и окружность"
Материал урока расчитан на учащихся 6 класса, обучающихся по учебнику Дорофеева Г.В....
КОНСПЕКТ РАЗНОУРОВНЕВОГО МОДУЛЬНОГО УРОКА НА ТЕМУ: "ПРЯМАЯ РЕЧЬ. ДИАЛОГ"
Конспект разработан на основе разноуровневого метода обучения. Представлены задания для трех уровней: А (слабый), В (средний), С (сильный). ...
Раздаточный материал по теме :"Прямая речь"
Раздаточный материал для индивидуальной работы обучающихся связан с темой урока литературы:"А.Погорельский. Литературная сказка."...
Разработка урока повторения и обобщения темы "Прямая речь и диалог" в 5 классе, связанная с юбилеем Уолта Диснея
Архив "Прямая речь и диалог" содержит технологчиескую карту, презентацию, нужные для работы презентации ауди- и виде- фрагменты.https://drive.google.com/drive/my-drive...
Прямая речь. Диалог. Знаки препинания в предложениях с прямой речью
презентация для повторения материала о расстановке знаков препинания в предложениях с прямой речью и диалогом с включением тренировочных заданий...
Дидактический материал теме «Прямая речь» для учащихся 9 кл.
Дидактический материал теме «Прямая речь» для учащихся 9 кл....
Поверочная работа по теме прямая речь и диалог 5 класс
Проверочная работа по русскому языку для 5 класса...