Учебный материал по темам: «Прямая речь», «Диалог» в 5-м классе с использованием ИКТ
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Герасимова Ирина Васильевна

Познакомить с понятиями «прямая речь», «слова автора»; закрепить навыки постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью; познакомить с понятием «диалог» и с правилами постановки знаков препинания при оформлении диалога

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon pryamaya_rech_dialog.zip702.78 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5-м классе с использованием ИКТ

по теме "Предложения с прямой речью"

Тип урока: Изучение нового материала.

Тема урока: Прямая речь

Цель урока: познакомить с понятиями «прямая речь», «слова автора»,

                    сформировать умения определять слова автора, прямую речь;

                    составлять схемы предложений с прямой речью; правильно

                    расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью.

                     

Методы обучения:

        - словесный;

        - наглядный;

          - частично-поисковый;

          - практический;

        - самостоятельная работа.

Формы реализации методов: беседа, работа с презентацией к уроку, коллективная, самостоятельная работа.

Средства обучения:

- презентация

- компьютер

- мультимедийная установка

- опорные схемы

- учебник

- иллюстративный материал.

Ход урока.

 

1. Орг. момент.

 2. Синтаксическая разминка.

Повторение. Знаки препинания в простом и сложном предложении.

Группа учащихся выполняет работу на карточках.

Слайд 2

1. В данных предложениях выделить грамматические основы, составить схемы.

1. Капли дождя редко застучали и зашлёпали по листьям.

2. Кончился дождь и высохли капельки воды на листьях.

- Беседа по данным предложениям.

- Что общего между предложениями?

- Чем они отличаются друг от друга?

Слайд 3

2. Из данных предложений выписать предложение, которое соответствует схеме:

1. Прилетели птицы и наполнили своим пением лес.

2. В кустах слышится хлопотливое движение маленьких птичек и из середины рощи долетают звуки кукушки.

3. К.Д.Ушинский писал что ученье труд и должно оставаться трудом.

Слайд 4

Проверка

К.Д.Ушинский писал, что ученье есть труд и должно оставаться трудом.

Сложноподчинённое предложение.

- Беседа по данному предложению.

- Как вы понимаете слова великого педагога К.Д.Ушинского?

(Учёба – это не забава, нужно приложить немало усилий, чтобы добиться чего-то в жизни, и трудиться, работать надо постоянно)

- Кто из литературных героев, с которыми мы познакомились на уроках литературы решил, что труд – это не самое главное в жизни, что и без труда будет успех?

(Главный герой сказки А.Погорельского «Черная курица, или подземные жители» - Алеша)

- К чему привели такие мысли главного героя сказки?

- Он не мог говорить и потом понял, что был не прав.

3. Слово учителя.

Основной этап урока.

- С помощью сложноподчиненных предложений мы можем передать мысли, слова других людей. Это косвенная речь. Но очень часто в своей речи мы используем прямую речь, с помощью которой можно точно, прямо, от имени какого-либо лица передать слова, мысли.

4. Работа над темой урока.

 Тема нашего урока – Прямая речь.

Запись темы урока. На экране высвечивается тема: Прямая речь.

Слайд 5

- Сегодня на уроке мы должны узнать:

  • Что такое прямая речь?

  • Из каких частей состоит предложение с прямой речью?

  • Где в предложении может стоять прямая речь?

  • Какие знаки препинания ставятся в предложениях с прямой речью?

5. Объяснение нового материала.

Наблюдения на стр.93. Из этих наблюдений учащиеся должны составить представление о том, что такое слова автора и прямая речь.

6. Беседа с учащимися по новому материалу.

Слайд 6

- Что такое прямая речь?

Слайд 7

- Из каких частей состоит предложение с прямой речью?

- Где в предложении может стоять прямая речь?

Слайд 8

- Слова автора включают глаголы, вводящие прямую речь. На доску прикрепляются карточки со словами «говорения».

Слова «говорения»:

сказать объявить спросить крикнуть произнести  проворчать шепнуть попросить ответить и др.

7. Устно выполняется упр. 237.

 Учащиеся называют слова автора и прямую речь. (Работа в парах: один ученик произносит слова автора, другой слова говорящего – прямую речь)

 Слайд 9

- Где в предложении может стоять прямая речь?

Слова автора ( А ) перед                         Слова автора ( а ) после

 прямой речью ( П )                                      прямой речи ( П )

- Какие знаки препинания ставятся в предложениях с прямой речью?

А: «П».   А: «П!»   А: «П?»                      «П», - а.      «П!» - а.      «П?» - а.

8. Устные наблюдения на стр. 94, чтение правила. Анализ схем.

Слайд 10

9. Закрепление материала.

Слайд 11

Записать предложения, расставить недостающие знаки препинания, составить схемы предложений. (Работа у доски)

Обращаем внимание учащихся на то, что на письме при прямой речи кавычки обозначаются не так, как в тексте книги.

1.Старшая сестра постоянно мне твердит книга наш советчик и друг.

2. Умную речь хорошо и слушать говорит народная мудрость

- Находим слова автора, подчёркиваем карандашом синего цвета.

- Находим прямую речь, подчёркиваем карандашом красного цвета.

Еще раз обращаем внимание на то, что прямая речь всегда пишется с заглавной буквы и всегда заключается в кавычки.

Слайд 12

10. Подведение итогов урока.

  • Что такое прямая речь?

  • Из каких частей состоит предложение с прямой речью?

  • Где в предложении может находиться прямая речь?

  • Какие знаки препинания ставятся в предложениях с прямой речью?

9. Домашнее задание. Правила на стр. 93, 94; упр. 239


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок закрепления учебного материала по теме "Прямая и окружность"

Материал урока расчитан на учащихся 6 класса, обучающихся по учебнику Дорофеева Г.В....

КОНСПЕКТ РАЗНОУРОВНЕВОГО МОДУЛЬНОГО УРОКА НА ТЕМУ: "ПРЯМАЯ РЕЧЬ. ДИАЛОГ"

Конспект разработан на основе разноуровневого метода обучения. Представлены задания для трех уровней: А (слабый), В (средний), С (сильный). ...

Раздаточный материал по теме :"Прямая речь"

Раздаточный материал для индивидуальной работы обучающихся связан с темой урока литературы:"А.Погорельский. Литературная сказка."...

Разработка урока повторения и обобщения темы "Прямая речь и диалог" в 5 классе, связанная с юбилеем Уолта Диснея

Архив "Прямая речь и диалог" содержит технологчиескую карту, презентацию, нужные для работы презентации ауди- и виде- фрагменты.https://drive.google.com/drive/my-drive...

Прямая речь. Диалог. Знаки препинания в предложениях с прямой речью

презентация для повторения материала о расстановке знаков препинания в предложениях с прямой речью и диалогом с включением тренировочных заданий...

Дидактический материал теме «Прямая речь» для учащихся 9 кл.

Дидактический  материал теме «Прямая речь»  для учащихся 9 кл....

Поверочная работа по теме прямая речь и диалог 5 класс

Проверочная работа по русскому языку для 5 класса...