Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Разработка урока по русскому языку в 9 классе по теме « Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными»

Разработка содержит конспект, презентацию

Цель содержательная

познакомить учащихся со сложноподчиненными предложениями с несколькими придаточными;

Цель деятельностная

Формировать умения учащихся видеть части СПП с   несколькими придаточными и ставить знаки препинания;  развивать учебно-познавательную, коммуникативную и   

информационную  компетентности обучающихся;   воспитывать учащихся в духе народных традиций.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon novyy_konspekt.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Целевая установка

УУД

   1. Организация класса

- Я называю числа, вы сядете тогда, когда услышите сегодняшнее число.

- Чем замечателен этот день?

( Вопрос позволяет высказать школьникам различные точки зрения, среди которых обязательно прозвучит тема весны)

-Что вы знаете о масленице?(слайд 1)

« Справочное бюро»

-Запишите на отдельных листочках вопрос, касающийся русского языка и связанный с масленицей. Отправьте  эти вопросы в наш ящик.

( По данным вопросам дети проводят мини-исследование на следующий урок)

- День 14 марта считался в народе большим праздником, который отмечали весело и торжественно. В этот день ( 1 марта по старому стилю Древняя Русь встречала Новый год. Девушки и дети в этот день начинали кликать весну: « Весна красна! Что ты нам принесла? Красное летичко!»

Приветствуют учителя

Отвечают на вопрос

Обмениваются мнениями

Составляют вопросы

Создается ситуация эмоционального раскрепощения

Универсальные

- коммуникативные : умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

2

2. Актуализация знаний  

-Открываем тетради.

-Записываем число, классная работа. Оставьте 2 строчки для темы урока.

(слайд 2 с данным текстом)

-Посмотрите внимательно на текст. Сформулируйте задания к этому тексту.

( Варианты могут быть разные)

( Пропущена запятая в 1 предложении, нет знаков препинания при прямой речи)

В ходе работы расставляются знаки препинания (слайд 3)

а) 3 человека получают карточки и работают у доски.

б) Работа с классом.

- Вам нужно выписать из текста слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением.

- Обмениваемся тетрадями. Проверяем(слайд 4)

«5»-нет ошибок

«4»-1-2 ошибки                  КРИТЕРИИ

«3»-3-4 ошибки

(Ситуация успешности для ученика создается через отсутствие среди критериев оценивания оценки «2»)

БОЛЬШИМ, ОТМЕЧАЛИ, ВЕСЕЛО, ВСТРЕЧАЛА, ВЕСНУ, КРАСНА, ПРИНЕСЛА

-Выписать слово с непроизносимой согласной.

- Выписать слова с чередованием гласных в корне

(слайд 5)

-Почему выражение ( 1 марта по старому стилю ) взяты в скобки?

( Это выражение является вставной конструкцией)

-Почему в слове « торжественно» 2буквы Н?

-Проверим работы у доски

(Дети, сидящие за партой , оценивают ответы)

-Какие оценки выставим ребятам за проделанную работу?

(Оценки выставляются в рабочих листах)

( На данном этапе проводится рефлексия)

 - Какие трудности испытали на данном этапе?

 -Довольны ли вы своими результатами?

 -Для чего нужно безошибочно выполнять такие виды работ?

(успешно сдать экзамен)

- Что нужно повторить?

Записи в тетради

Предлагают всевозможные задания к тексту

Индивидуальна я работа у доски      (3 человека)

Фронтальный опрос

Взаимопроверка

Оценивают работу у доски, выставляют  оценки

Делают прогноз

Универсальные учебные действия:

- регулятивные : принимать и формулировать учебную проблему.

- познавательные: работа с текстом

- регулятивные : принимать и формулировать учебную проблему.

Самоконтроль,

взаимоконтроль

3

3.Лирическое отступление

(слайд 6 )

Зима недаром злится,

Прошла ее пора-

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

           Ф.И. Тютчев

-Прочитайте выразительно это стихотворение.

- Какие чувства испытывает лирический герой?

(Природа для лирического героя-это часть его души.  Он одержим ожиданием тепла,  возрождения жизни)

-Какие художественные средства помогают автору создать образ наступающей весны?

( Олицетворения –«Зима злится», « весна в окно стучится», « и гонит со двора»)

Выразительное чтение

Определяют выразительные средства

Этап направлен на достижение воспитательной цели урока

Личностные:

развитие морального сознания и ориентировки учащегося в сфере нравственно-этических отношений

4

 Введение в тему

               

-Запишем несколько предложений .

( Один ученик у доски  оформляет  схемы к данным предложениям и определяет вид придаточных. Другие дети не видят)

а) Звуки весны слышны совсем ясно на утренних зорях, пока село  еще не проснулось, пока петухи не разбудили жителей.

б) Зеленые жители поля почувствовали, что талая вода пробирается к их корешкам, которые долгое время находились в глубоком покое.

в) Когда солнце встало, на крышах проснулись скворцы, насвистывали то соловьем, то жаворонком, то африканскими птицами, которых наслушались за морем.

- Определите вид придаточных

(Дети знакомы с видами придаточных)

-Проверяем (слайд 7,8,9)

-Оцениваем свою работу ( работу  у доски оценивает выполнявший работу)

- Ставим себе оценки (критерии те, которые были в начале урока)

- Чем данные предложения похожи?

-Кто может сформулировать тему урока?

(Запись темы урока в тетради) слайд 10

-Мы определили вид придаточных в СПП.

- Можете ли вы определить как придаточные предложения подчинены к главному предложению и другим придаточным?

- Какова же цель урока?

(Познакомиться  с видами подчинения)

- К записанным предложениям мы еще вернемся.

-Прежде чем познакомиться, надо подкрепиться.

Запись предложений

Индивидуальная работа у доски

 ( начертить схемы,

определить вид придаточных)

Самопроверка

Формулируют тему и цель урока

Главная цель: становление умений самостоятельно приобретать знания и их анализировать

Главная цель: актуализация в сознании учащихся знаний, включение в выполнение такого задания, которое помогло бы обнаружить недостаточность знаний

Универсальные учебные действия:

- личностные: осознать необходимость изучения

- регулятивные : принимать и формулировать учебную проблему.

- познавательные: анализировать, сравнивать

5

ФИЗМИНУТКА

-Весело и шумно отмечали масленицу. Люди  катались на санях, пели песни, перетягивали канаты.

Прямо под открытым небом из кипящего самовара можно было выпить чаю, скушать блинов и блинчиков.

- Я читаю предложения. Вы должны определить: простое это предложение или сложное. Если простое, то вы руки ставите перед собой. Вы съели блинчик. Если сложное- руками  обводите круг. Съели блин.

       1. Масленица была русским карнавалом.

       2. Древний смысл этого праздника заключался в том, чтобы сегодняшним изобилием призвать еще призвать еще больший достаток в будущем.

       3. Повсюду в эти дни появлялись шатры.

       4. В них продавались горячие напитки из воды.

       5. Любили наши предки в масленичные дни катание на санях.

       6. На улицах попадались группы ряженых, разъезжавших по знакомым домам, где устраивались веселые праздники.

Делают

физминутку

6

6. Изучение нового материала

1) Работа в парах

- Вы работаете  с определенным набором предложений, находите закономерность  разных видов подчинения. Из предложенных видов подчинений выбираете один. На листочках составляете схемы предложений.

(Каждая пара работает над своими предложениями, но в ходе проверки обнаруживается, что 1 ряд работал с параллельным подчинением, 2 ряд- с последовательным, а 3 ряд- с однородным. Это дети обнаружат тогда, когда  увидят какими цветами начертили схемы. 1ряд-холодными цветами (синий, фиолетовый, темно-зеленый)

2 ряд- теплыми цветами ( розовый, красный, светло-зеленый)

3 ряд- ахроматическими цветами( черный, серый)

а) проверка

( Листочки со схемами вывешиваются на доске. 1 ряд вывешивают на левое крыло доски, 2 ряд – на середину, 3 ряд- на правое крыло)

2) Промежуточная рефлексия

Цель: структурировать новые знания и создать новый продукт

а)

-Проверьте результаты самостоятельной деятельности по  учебнику и сделайте выводы      

 ( стр.166 параграф 28)

( На данном этапе  у доски работают по одному представителю от каждой группы, которые  передают выявленные знания другим. Ребята оценивают их ответы)

- Какие приметы о весне вы знаете?

- Верите ли в приметы?

б)  « Верю-не верю» тест

- Проверим, насколько вы усвоили теорию.

-Читаю предложения, если вы верите, пишите « да», если  не верите пишите « нет»

1. Верите ли вы , что в СПП с несколькими придаточными выделяют такие виды подчинения, как последовательное, параллельное и однородное? (да)

2. Верите ли вы, что при последовательном подчинении придаточные предложения одинаково относятся к главному? (нет)

3. Верите ли вы, что  при последовательном подчинении первое придаточное зависит от главного и называется придаточным первой степени, а придаточное второй степени зависит от первого придаточного? (да)

4. Верите ли вы, что параллельное подчинение еще называют неоднородным? (да)

5. Верите ли вы ,что при параллельном подчинении придаточные предложения по- разному относятся к одному и тому же главному? (да)

6.  Верите ли вы ,что при однородном  подчинении придаточные предложения отвечают на разные вопросы? (нет)

Проверка (слайд 11)

7. Применение новых знаний

Главная цель: применить полученные знания на практике

 -Вернемся к тем предложениям, которые были записаны в начале урока.

- Давайте определим вид подчинения придаточных предложений.

(Работу выполняют самостоятельно)

Проверка (слайды 12,13,14)

Оценки выставляют в рабочие карты

Работа в парах

Работа в группе

Анализ своей деятельности

Главная цель: становление умений самостоятельно приобретать знания и их анализировать

Цель: структурировать новые знания и создать новый продукт

Универсальные учебные действия:

- регулятивные : принимать и формулировать учебную проблему.

- познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать

- коммуникативные : умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

7

7. Применение новых знаний

-Вернемся к тем предложениям, которые были записаны в начале урока.

- Давайте определим вид подчинения придаточных предложений.

(Работу выполняют самостоятельно)

Проверка (слайды 12,13,14)

Оценки выставляют в рабочие карты

Самостоятельная работа

Главная цель: применить полученные знания на практике

- познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать

- познавательные: анализировать, сравнивать,

8

Рефлексия

Достигли мы поставленной цели?

- Какие трудности испытали?

-Что помогло тебе справиться?

-Оцените ответы своих одноклассников и самих себя

( Анализируют свою работу и работу своих одноклассников, выставляют оценки)

- Все ли « открытия» по заданной теме выполнили? (слайд 15)

- Что не рассмотрели на уроке? (комбинированное подчинение) (слайд 16

«Справочное бюро»(выбираются интересные вопросы и раздаются некоторым детям для мини-исследования)

Домашнее задание на выбор

- Какое задание будет обязательным? параграф 28 знать

письменное задание  на выбор  (слайд17)

Анализ своей деятельности

Главная цель: взаимодействие учителя и ученика

Регулятивные: самооценивание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными» (практикум)

Цель урока:Обобщение и систематизация знаний учащихся о синтаксисе сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными. Задачи урока: Обучающие задачи: - закрепить полученные знания о СПП ...

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными»

Данный урок разработан для учащихся 9-х классов, это второй урок по теме из трех запланированных. Урок спланирован на основе использования современных педагогических технологий: технологии личностно о...

Интегративный урок по теме: "Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными

Интегративный урок развития – это урок, на котором благодаря  интегрированию русского языка и литературы донского края создаётся речевая  ситуация, способствующая развитию художественного ...

Тренажер «Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными»

Тренажер «Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными» создан для индивидуальной работы ученика. Презентация-тренажер состоит из 23 слайдов. В тренажере четыре блока заданий: ТЕОРИЯ, ПРА...

Разработка урока по русскому языку в 9 классе по теме "Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными"

В данном  материале  представлена разработка урока по русскому языку в 9 классе по теме: "Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными". Урок сопровождается слайдами по данной те...

Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными

Презентация  содержит объяснение структуры СПП с несколькими придаточными, типов связи между частями. Данный наглядный материал поможет повторить изученное ранне или разобраться в материале само...

презентация к уроку русского языка в 11 классе по теме "Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными"

материал содержит теоретические сведения и практический материал для самостоятельной работы...