Описание системы работы учителя русского языка и литературы
статья по русскому языку по теме
В данной статье предлагается методика работы по развитию речи, пути и средства обучения и воспитания учащихся на уроках. Создана система, благодаря которой сложная и жизненно важная программная работа над связным высказыванием становится доступной и интересной для каждого учащегося.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opisanie_sistemy.doc | 25 КБ |
Предварительный просмотр:
Описание системы работы учителя русского языка и литературы
муниципальной общеобразовательной средней школы № 2 горда Турана Аракчаа Саяны Тагбышовны
Аракчаа Саяна Тагбышовна начала работать в школе № 2 г. Турана в 1994 году. В 1995 году переведена учителем русского языка и литературы. В этом же году поступила в ТГУ на филологический факультет и в 2000 году успешно закончила названный университет.
Аракчаа С. Т.—учитель по призванию. 18 лет преподаёт она русский язык и литературу в муниципальной бюджетной общеобразовательной средней школе №2 города Турана. Интеллигентность, образованность, спокойная доброжелательность, выдержанность - вот что притягивает к Саяне Тагбышовне коллег, детей и их родителей. Но учителю мало самому быть творсом, мало самому обладать стремлением к постоянному совершенствованию – надо уметь развить эти качества в детях. Многогранны методические поиски С. Т. Аракчаа, но среди самых интересующих её проблем была и остаётся проблема результативности работы по развитию устной и письменной речи учащихся. Детально продумано ею и постоянно совершенствуется методика работы по развитию речи, пути и средства обучения и воспитания учащихся на уроках. Создана система, благодаря которой сложная и жизненно важная программная работа над связным высказыванием становится доступной и интересной для каждого учащегося.
Реализуя принцип системности, Аракчаа С.Т. с 5 класса приводит учащихся к осмыслению, запоминанию и творческому использованию алгоритма, который записан в тетрадь по развитию речи:
- работу над сочинением начинаем с определения границ темы, о чем мы будем писать;
- определяем основную мысль, то есть то, что мы будем доказывать в своей работе;
- и наконец, как мы это сделаем, т. е. в каком жанре и стиле напишем сочинение;
- от жанра зависит композиция сочинения, а следовательно и план;
- со стилем связана словарная работа.
Далее на каждом этапе работы идет обучение рациональным приемам труда. Новые речевые термины учащиеся записывают в специальный словарик в конце тетради развитию речи. На каждом из этапов работы по развитию речи, на каждом из уроков решаются определенные учебные и воспитательные задачи.
Методобъединение русского языка и литературы школы № 2
считает, что самым важным в работе по развитию речи является обогащение словарного запаса учащегося, усвоение новых слов. Усвоение новых слов на уроках Саяны Тагбышовны происходит через следующие этапы (практические методы изучения русского языка ):
- объяснение непонятных слов при помощи следующих приёмов: замена данного слова синонимом; использование логического определения, толкование значения, перевод на родной язык;
- запоминание нового слова способствует такие прёмы и упражнения: запись слова на доске с последующим проговариванием его по словам, тренировкой в произношении его и правильной постановкой ударения в нём (таким образом, слово воспринимается и зрением, и на слух );
- запись слова в тетради:
- знакомство с правилами употребления и изменения слова;
- приём составления словосочетаний и предложений;
- Различные упражнения с целью прочного усвоения правильного написания и употребления нового слова.
Саяна Тагбышовна считает, большие возможности для обогащения и расширения словарного запаса учащегося, даёт, например, изучение раздела «Состав слова». Выполняя различные упражнения, подбирая однокоренные слова, учащиеся обогащают свой словарный запас . Дети, выполняя упражнения по образованию новых слов путём прибавления возможных по смыслу приставок, обогащают словарный запас.
Эта работа проводится в форме соревнования между рядами, отдельными учащимися. Даётся одни и те же слова для образования новых слов. Затем дети объясняют значение каждого слова, составляют с ними предложения. Например, даётся слово «ехать». Учащиеся должны образовать новые формы слова при помощи различных приставок: уехать, приехать, заехать, отъехать, выехать, объехать, переехать, съехать, доехать, поехать, въехать. Три ученика выполняют эту работу на доске, остальные проверяют, дополняют, составляют предложения.
Интересная словарная работа проводится при изучении раздела «Лексика». Учащиеся увлеченно подбирают синонимы, антонимы, омонимы, оморгафы, сопоставляют с лексикой родного языка, одно и то же явление описывают разными словами, любят устное рисование, импровизируют, придумывают немые сценки, когда другие группы должны угадать и рассказать что поняли из увиденного.
На каждом уроке русского языка должно происходить речевое, интеллектуальное и нравственное развитие ученика. Решая эту задачу, Аракчаа С.Т. нередко проводит интегрировонные уроки. Интеграция в уроке словестности всех видов искусства, перевод словесного образа на язык живописи, музыки, архитектуры особенно необходимы в 5-6 классах. Это связано со спецификой возраста, зная которую должен помочь младшим подросткам подняться на следующую, более высокую ступень читательского восприятия. Читатель- пятиклассник, шестиклассник не запоминает авторов литературных произведений, не интересуется личностью писателя: не уделяет достаточного внимания форме произведения, сосредотачиваясь исключительно на развитии сюжета. Эти недостатки преодолеваются, опираясь на силу эмоционального восприятия, образности, мышления, любознательности, склонности к творчеству, характерные для младшего подростка. И в этом плане, роль музыки и изобразительного искусства не переоценить.
Саяна Тагбышовна представила на конкурс «Учитель года-2004» урок по «Подготовка к сочинению по картине Левитана «Март». Здесь интеграция урока литературы, ИЗО и музыки. В методическом плане урок интересен еще тем, что применены мультимедийные компьютерные технологии.
В своем восприятии окружающего мира шестиклассники опираются преимущественно на зрительные образы и ассоциации. Благодаря эмоциональности, присущей возрасту, они особо чувствительны и к воздействую музыки. (Звучала Чайковского «Времена года. Март»). Музыка в большей степени, чем слово, способна «объяснить» детям чувства, еще не вошедшие в их опыт непосредственного переживания.
Музыкальные и зрительные впечатления воздействуют на младших подростков сильнее, чем словесные, требующие для своего эстетического и жизненного опыта, а потому способны активизировать восприятие.
Через постижение красоты языка, его богатства, неиссякаемых возможностей идет Саяна Тагбышовна к формированию навыка грамотной устной и письменной речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы учителя русского языка и литературы Слюдеевой Е. В.
«Литература как средство развития творческих способностей учащихся через чувственное постижение литературных произведений и воспитания высоконравственной личности» В ст...
Описание опыта работы учителя русского языка и литературы Маркитановой О.В.
САмоанализ учителя русского языка и литературы Маркитановой О.В....
Описание опыта работы учителя русского языка и литературы Муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 148 Граневой Ирины Юрьевны
Анализ практической деятельности учителей показал, что понимание учебного предмета «Русский язык» в качестве цели и средства одновременно в результате породило изучение предмета ради предм...
Описание опыта работы учителя русского языка и литературы Голубевой Ольги Леонидовны
Опыт работы по технологии развития критического мышления и технологии активных методов обучения...
Система работы учителя русского языка и литературы с обучающимися ,язык обучения которых отличается от их родного языка
Выступление на методическом объединении учителей русского языка и литературы...
Система работы учителя русского языка и литературы с обучающимися ,язык обучения которых отличается от их родного языка (презентация)
Презентация к выступлению "Система работы учителя русского языка и литературы с обучающимися ,язык обучения которых отличается от их родного языка"...
Описание опыта работы учителя русского языка и литературы МБОУ "Школы № 182 Граневой Ирины Юрьевны
В условиях снижающегося интереса к школьным предметам, в частности к литературе и русскому языку, а также к процессу обучения вообще, особые надежды возлагаются на новые подходы в преподавании, ...