. Развитие критического мышления на уроках русского языка.
статья (русский язык) по теме
Статья содержит теоретический и практический материал по теме .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_kriticheskogo_myshleniya_na_urokakh_russkogo_yazyka.docx | 17.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Пиворова Ю.З.,
заместитель директора по УВР,
учитель русского языка и
литературы ГБОУ школы № 297
г.Санкт -Петербурга
Развитие критического мышления на уроках русского языка.
Проводятся реформы, меняются стандарты образования, устаревают одни формы и методы работы, им на смену приходят новые технологии, но ,по-моему. вечным остаётся вопрос :«Как повысить качество обучения школьников?». В поисках решения этой проблемы , я считаю , может помочь технология критического мышления.
Модель этой технологии включает следующие этапы: вызов- осмысление-размышление ( рефлексия).
Технологические этапы | ||
I | II | III |
Вызов | Осмысление содержания | Рефлексия |
-актуализация | -получение новой | -размышление, рождение |
имеющихся знаний | информации | нового знания |
-интерес к получению новой | -корректировка учеником | -постановка учеником новых |
информации | поставленных целей | целей обучения |
-постановка учеником | обучения | |
собственных целей | ||
обучения |
Данная модель помогает формировать интеллектуальные умения и усиливать рефлексивные механизмы.
Первый этап – «Стадия вызова» помогает актуализировать и обобщить имеющиеся у учащихся знания по проблеме, вызвать интерес к изучаемой теме , побудить ученика к активной работе.
На данной стадии использую методические приѐмы: корзина идей, рассказ-предположение по ключевым словам, систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы, перепутанные логические цепочки, верные и неверные утверждения.
Пример № 1.
Тема "Глагол", 5 класс, 1 урок.
Приемы: 1). «Корзина идей», 2). «Составление кластера».
В центре листа учащиеся записывают Глагол, затем в течение двух минут фиксируют в тетради или на листе все, что им известно об изучаемой части речи. Проводим аукцион знаний : называем записанные сведения, не повторяя ранее сказанного. Все ответы фиксируем на доске. Таким образом, наполняем корзину идей. Предлагаю ребятам систематизировать материал ( создать кластер).
Кластер – это графический систематизатор, который показывает несколько различных типов связей между объектами или явлениями. Кластер охватывает большее количество информации, чем при обычной письменной работе, помогает систематизировать информацию в виде заголовков смысловых блоков.
Создавать кластер можно на разных этапах урока: на стадии вызова при повторении ранее изученного материала, на стадии осмысления, например, для лучшего запоминания нового материала , на стадии рефлексии вместо подведения итогов работы в форме фронтальной беседы.
Второй этап – «стадия осмысления содержания» - позволяет получить новую информацию; осмыслить ее, соотнести с уже имеющимися знаниями. На данной стадии идѐт активная самостоятельная работа учащихся.
Здесь уместно использовать такие приѐмы, как чтение текста методом ИНСЕРТ( самоактивизирующаяся системная разметка для эффективного чтения и размышления), чтение с остановками, таблица вопросов, взаимоопрос.
Инсерт – это прием маркировки текста, когда учащиеся во время работы с текстом значками отмечают на полях то, что известно, что противоречит их представлениям, что является новым, интересным и неожиданным, а также то, о чем хочется узнать более подробно. Маркировка текста производится с помощью значков:
V - уже знал.
+ - новое
- - думал иначе
? - вызывает вопрос .
Пример № 3.
Урок развития речи. 7 класс. Способы сжатия текста.
Учащимся выдаётся распечатанный теоретический материал по теме урока, даётся задание прочитать текст,по ходу чтения на полях поставить значки. Провожу беседу по вопросам:
-Что вы прочитали?
-Какие знания подтвердились?
-Какую информацию вы встретили?
-Какие вопросы возникли?
Затем предлагаю ребятам оформить индивидуальную таблицу ,распределив полученную информацию по 4 группам маркировки. Чтобы выполнить задание,
учащиеся вновь возвращаются к тексту, вдумчиво, внимательно его перечитывают, что помогает в запоминании материала. Важным этапом работы становится обсуждение записей, внесенных в таблицу.
Приѐмы, использованные на стадиях вызова и осмысления, логически переходят в этап «Рефлексия». Эта стадия позволяет:
-осмыслить всю полученную информацию,
- присвоить новое знание,
- сформировать у каждого ученика собственное отношение к изучаемому материалу. Парная мозговая атака, коллективная мозговая атака ,возвращение к ключевым терминам, кластерам, создание синквейна, эссе, сочинения-миниатюры – всѐ это даѐт возможность учащимся самореализоваться в рамках изученной темы.
Один из приемов развития критического мышления – составлении синквейна.
Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк, написанное по особым правилам. Схема составления синквейна выглядит следующим образом: в первой строке заявляется тема или предмет (одно существительное); во второй дается описание предмета (два прилагательных или причастия); в третьей, состоящее из трех глаголов, характеризуются действия предмета; в четвертой строке приводится фраза обычно из четырех значимых слов, выражающая отношение автора к предмету; в пятой строке – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).
Синквейн
- обогащает словарный запас;
- подготавливает к краткому пересказу;
- учит формулировать идею (ключевую фразу);
- позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом;
- получается у всех.
Пример № 4.
Урок развития речи. 5 класс. Сочинение по картине С.А. Виноградова "Весна."
Урок подготовки к сочинению заканчивается написанием синквейна, например:
Весна.
Мартовская, холодная.
Не торопится. Просыпается. Наступает.
Природа пробуждается от зимнего сна.
Радость.
На мой взгляд, лучше на данном этапе предложить учащимся выбрать форму работы : создание синквейна, эссе или сочинения-миниатюры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы
Презентация создана для проведения мастер-класса на школьной методической конференции...
Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка
В работе дается характеристика технологии развития критического мышления.На примере урока русского языка в 10 классе показывается использование данной технологии....
Использование технологии "Чтение и письмо для развития критического мышления" на уроках русского языка и литературы.
Использование технологии...
Структура урока в технологии развития критического мышления на уроках русского языка
В данной статье представлены материалы организации уроков русского языка с использованием методов и приемов технологии развития критического мышления. Представлен конспект урока русского языка в 5 кла...
«ИЗУЧЕНИЕ И АПРОБАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА»
Актуальность данной темы обусловлена необходимостью перемен в технологии образовательного процесса. Изменение масштабов событий , происходящих сегодня в мире, а также информационный взрыв , стремитель...
Исследовательская работа на тему: "Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы"
В исследовательской работе показаны методические приемы развития критического мышления на уроках русского языка и литературы...
Презентация на тему: "Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы"
В презентации показаны методические приемы использования технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы...