Урок в 7 классе "Бурное море причастий".
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме
Урок повторения и обобщения материала по теме "Причастие". Урок-экспедиция.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kulesh_s.a.doc | 58 КБ |
kulesh_s.a.ppt | 568.5 КБ |
Предварительный просмотр:
"Бурное море причастий". Повторение и обобщение по теме "Причастие". Урок-экспедиция в 7-м классе
Кулеш Светлана Анисимовна, учитель русского языка и литературы
Цель: систематизация знаний о причастии, развитие грамматического строя речи
Задачи:
- закрепление умения находить причастия в тексте;
- определять его грамматические признаки;
- находить и правильно писать орфограммы в причастии;
- выделять запятыми причастный оборот;
- правильно употреблять причастия и причастные обороты.
Форма урока: урок-игра, экспедиция по бурному морю причастий
Оборудование: проектор, компьютер, презентация (Презентация)
Ход урока
Организационный момент (2 слайд) |
Помогать нам исследовать бурное море причастий будет этот замечательный человек. Кто это? (На экране появляется портрет И.К. Айвазовского). Чем известен И. К. Айвазовский? (сообщение ученицы) На уроке нас будут сопровождать морские пейзажи замечательного русского художника. |
Квалификационные испытания (3 слайд) | Чтобы нас всем классом взяли в экспедицию, мы должны пройти квалификационные испытания и доказать, что готовы участвовать в научной работе. Задание 1: орфоэпическая разминка Просящий, учащий, загнутый, взята, сервированный, создана, понявший, сомкнутый, поднятый, сеющий, подгоняемый. Задание 2: выпишите причастия. На картине изображено поднимающееся над гневной пучиной солнце. Оно открывает алые ворота в грядущий день. Только теперь можно разглядеть всё, что недавно было скрыто ночным мраком. Высоко поднимаются яростно ревущие волны. Самая высокая из них устремилась к горсточке людей, спасающихся на обломках мачты. Это девятый вал. |
| Задание 3: работа с текстом Тема – море на картине Айвазовского. Основная мысль: море на картине – это грозная стихия.
Эпитеты: гневная пучина, яростно ревущие волны. Почему в тексте используется так много глаголов и причастий? (Море не бывает абсолютно спокойным, с ним всегда что-то происходит, эти изменения и помогают передать причастия). |
Морфологический разбор причастия. | Использование автобиографии причастий На доске: людей, спасающихся на обломках мачты. Спасающихся – это причастие, т. к.:
|
Маршрут – повторение (4 слайд) | Мы успешно справились с заданием и можем смело отправляться в путь. Наш маршрут в бурном море причастий:
|
Встреча с китами (5 слайд) | Ветер по морю гуляет, наш кораблик подгоняет, И вот первые приключения. Встреча с китами! Как зовут этих китов, на которых держится каждая часть речи? Общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксические признаки. Охарактеризуйте причастие как часть речи (ответы учащихся появляются на слайде).
|
Шторм (6 слайд) | Следующий этап экспедиции – повторение орфографии. И называться он будет “Шторм”, потому что на правописании причастий нас, честно говоря, штормит. Запись под диктовку.
Объяснение орфограмм, самопроверка с использованием ключа на слайде. Лингвофизминутка (действительные и страдательные причастия) |
Пиратское нападение (7 слайд) | Внимание! Прямо по курсу пираты! Они совершили разбойное нападение на корабль причастий и причастных оборотов. Причастия просят о помощи. Нам нужно исправить все ошибки в употреблении причастий и причастных оборотов.
Предложения исправляются, записываются. Комментируется правописание и расстановка знаков препинания. |
Ловцы жемчуга (8 слайд) | Из каждого путешествия хочется привезти домой сувениры. Явление урока: извлекается морская раковина. Что это? А что можно найти в раковине? (ЖЕМЧУЖИНУ). В языке тоже есть жемчужины, их называют жемчужинами народной мудрости. Наши ловцы жемчуга расскажут о своих находках. Сообщение учащихся: Мы работали со сборниками пословиц и поговорок. Мы искали пословицы, в которых есть причастия или отглагольные прилагательные. Нам удалось найти несколько жемчужин:
Когда мы искали пословицы, мы заметили, что причастия и отглагольные прилагательные употребляются редко, гораздо реже, чем прилагательные, потому что пословицы – это произведения устного народного творчества, а причастия употребляются в речи письменной. |
Клад (9 слайд) | Итоги нашего урока. Мы совершили длительное путешествие, и будет справедливо, если нам достанется клад, скрытый в пучине бурного моря причастий. Но его нужно ещё добыть. Узнайте этого человека, так много сил отдавшего, чтобы передать нам поистине богатейший языковой клад. Портрет В. И. Даля. Клад – словарь. "Причастие - часть речи, причастная глаголу, в образе прилагательного". В. И. Даль. |
Домашнее задание | Тест (индивидуальные карточки) |
- Презентация (Приложение 1)
- Приложение 2 (звуковые файлы)
- Приложение 3 (звуковые файлы)
- Приложение 4 (звуковые файлы)
- Приложение 5 (автобиография причастий)
- Приложение 6 (раздаточный материал)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Форма урока – экспедиция по бурному морю причастий
Чтобы попасть в экспедицию… На картине изображено поднимающееся над гневной пучиной солнце. Оно открывает алые ворота в грядущий день. Только теперь можно разглядеть всё, что недавно было скрыто ночным мраком. Высоко поднимаются яростно рвущие волны. Самая высокая из них устремилась к горсточке людей, спасающихся на обломках мачты. Это девятый вал.
Маршрут - повторение И. К. Айвазовский «Парусник» Грамматические признаки причастия Орфограммы причастий Запятые в предложении с причастным оборотом Употребление причастий и причастных оборотов.
ОГЗ причастий Какой? Что делающий? Что сделавший? Признак предмета по действию Морфологические признаки Глагольные: вид, время, возвратность Признаки прилагательного: род, число, падеж, полная или краткая форма (у страдательных) Собственный признак: действительное или страдательное Синтаксические признаки в полной форме; в краткой форме ОГЗ Морфоло- гические признаки Синтаксические признаки Часть речи
Шторм Н ео б и та ем ый остров, ещё не исследова нн ые районы, не оз а ря ем ые лучами солнца, неполадка устране н а, встрече нн ые пр е пятствия, нечая нн ое открытие, найде нн ый судовой журнал, зав оро ж ён красотой, подгоня ем ый попутным ветром. И. К. Айвазовский. Буря на Северном море.
Встреча с пиратами На картине изображено освещённое море лучами утреннего солнца. Спасающим на обломках мачты людям предстоит ещё одно испытание. Солнце закрыто тяжёлыми серыми тучами, нависшие над зеленоватыми волнами. В тихом зеркале водного пространства отражаются жемчужные облака, ползущих по светлому небу
Жемчужины народной мудрости Что написано пером, того не вырубишь топором. Человек неучёный что топор неточёный. Легко добыто, легко и прожито. Незваный гость хуже татарина. Сила, не знающая цели, - мать лени. Заработанная копейка дорого стоит.
Клад Причастие - часть речи, причастная глаголу, в образе прилагательного. В. И. Даль.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку "Мы рисуем море"
презентация знакомит ребят с разными видами пейзажа, более подробно с морским пейзажем, а так же с творчеством И.К.Айвазовского. Поэтапно дается техника рисования на мятой бумаге....
"Бурное море причастий". Повторение и обобщение по теме "Причастие". Урок-экспедиция в 7-м классе Цель: систематизация знаний о причастии, развитие грамматического строя речи Задачи: закрепление умения находить причастия в тексте; определять его
Цель: систематизация знаний о причастии, развитие грамматического строя речиЗадачи: закрепление умения находить причастия в тексте;определять его грамматические признаки;находить и правильно писать ор...
Конспект урока" Тайны "пленённого моря"
Конспект содержит необходимые методические разработки к уроку биологии 8 класса о внутренней среде организма человека....
Осенние причастия. Урок обобщения по теме "Причастие"
Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Причастие"....
Презентация к уроку на тему "Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастиях""
Презениция к уроку на тему" Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени" Тип урока: отработка умений и рефлексии Цель:формировать на...
Урок:Жизнь в море и океане. Охрана морей.
Урок: Жизнь море и океане.Охрана морей. Цель: Показать значение морей и оеакнов, познакомить учащихся с обитателями морей, рассмотреть их значение природе и в жизни человека....
Урок-путешествие "По бушующему морю причастий" (урок- обобщение по теме "Причастие"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13294049","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"270","width":"480"}}]]...