Рабочая программа по русскому языку
рабочая программа по русскому языку (6 класс) на тему

Швецова Вера Викторовна

Рабочая программа по русскому языку 6 класс. УМК Львова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 6_kl_rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku.doc523 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                           Муниципальное общеобразовательное учреждение

                                                        «Большекарайская средняя общеобразовательная школа»

                             

   

«Рассмотрено»

Руководитель МО МОУ «Большекарайская СОШ »

____________/____________/

ФИО

Протокол № ____ от

«___»___________2013___г.

«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР МОУ «Большекарайская СОШ »

____________/______________/

ФИО

«___»____________2013___г.

«Утверждаю»

Руководитель МОУ «Большекарайская СОШ»

____________/______________/

ФИО

Приказ № _____ от

«___»___________2013___г.

                   

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Швецовой Веры Викторовны

/II квалификационная категория/

русский язык

6 класс

                                                                                  с. Большой Карай

                                                                            2013 - 2014  учебный год

                                                                          Муниципальное общеобразовательное учреждение

                                                                     «Большекарайская средняя общеобразовательная школа»

                                                                                                             

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

 6  КЛАСС  (210 ЧАСОВ)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

           Рабочая программа составлена на основании Программы по русскому языку   для общеобразовательных учреждений, 5 – 11классы:                    автор-составитель С.И. Львова.

            Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 года.

Рабочая  программа по русскому языку для 6 класса представляет собой целостный документ, включающий семь разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения; список литературы(основной и дополнительной); приложение.

     Обновленные цели обучения русскому языку, деятельный  характер предъявления материала  в государственном стандарте определяет стратегию развития школьного курса русского (родного)

языка и приоритетные направления в его преподавании.

    Язык - по своей специфике и социальной значимости - явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

     Русский язык- государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

     Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

     В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.  

    Важнейшими условиями реализации разработанной рабочей программы являются:

-деятельный характер процесса преподавания русского(родного)языка в 6 классе основной школы;

-синтез речевого и интеллектуального развития личности в процессе изучения родного языка;

-формирование коммуникативной компетенции на понятийной основе, что способствует осмыслению собственной речевой практики и интенсивному развитию речемыслительных способностей;

-развитие всех видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи;

-сбалансированное развитие устной и письменной речи;

-формирование навыков чтения как вида речевой деятельности; навыков информационной переработки текста;

-усиление речевой направленности  в изучении грамматических тем курса и на этой основе –формирование навыков нормативного, целенаправленного и уместного использования языковых средств в разных условиях общения;

-формирование представления о родном языке как форме выражения национальной культуры народа, национальном достоянии русского народа.

      Главной  целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба,  познание, коммуникация, личностное саморазвитие, ценностные  ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.

     Это определило цели:

-воспитание гражданственности и патриотизма, любви  к русскому языку, сознательного отношения к языку как к духовной ценности , средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

-развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных  сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;

-освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения;

-обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;

-применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

       На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. В содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный , личностно ориентированный , деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

-приобретение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве , развитии и функционировании;

-овладение умениями и навыками использования языка, основными нормами русского литературного языка;

-формирование способностей к анализу и оценке языковых явлений и фактов; совершенствование умений и навыков письменной речи;

- освоение компетенций- коммуникативной, языковедческой и культуроведческой.

     Компетентностный подход определяет следующие особенности предъявления содержания: оно предъявлено в виде 3 тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенций.

      Таким образом, обеспечивается взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

      Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения.

      Деятельный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, нацеленного на совершенствование этого общества.

     Данная рабочая программа рассчитана на 1 учебный год(204 часа, 6 часов в неделю).

     Принципы отбора материала связаны с преемственностью целей образования ступени перехода из начальной школы в среднее звено, с уровнем обучения учащихся, логикой внутрипредметных связей, а также с учетом возрастных особенностей развития учащихся.

     Формирование  целостных представлений о языке будет осуществляться в ходе  творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления языковых фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, технологии компетентностной системы обучения(КСО).В 5 классе планируемый результат определен как закрепление умений разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания, сравнивать, сопоставлять, классифицировать. Принципиальное значение в рамках курса приобретает умение различать факты, мнения, доказательства, гипотезы.

      При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.

       Учащиеся должны приобрести умения по формированию собственного алгоритма решения познавательных задач, формулировать проблему и цели своей работы, научиться представлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности.

       На уроках учащиеся должны более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умением вступать в речевое общение, приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль, формулировать выводы.

       Для решения опознавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари.

      С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность, оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.

     Программа ориентирована на воспитание школьника-гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания.

     Дидактико-технологическое оснащение включает таблицы, раздаточный материал, материалы для итогового и промежуточного контроля, тестовые задания, лингвистические справочники и словари.  

         

              Система условных обозначений:

              компетенции:

              Я- языковая и лингвистическая(языковедческая);

              К- коммуникативная;    

              Р- рефлексивная;

             ЛС- личностное саморазвитие;

             ЦО- ценностно-ориентационная;

             СП- смысло- поисковая;

             КВ- культуроведческая.  

Учебно-тематическое планирование

по  русскому языку

   

Класс   6

Учитель  Швецова Вера Викторовна

Количество часов

Всего 210  час; в неделю   6  час.

Плановых контрольных уроков   12 , зачетов ___, тестов ___ ч.;

Административных контрольных уроков ___ч.

       Планирование составлено на основе Программы по русскому языку   для общеобразовательных учреждений, 5 – 11классы:                  

        автор-составитель С.И. Львова.

         

Учебник  «Русский язык», С.И.Львова, В.В.Львов; учебник для 6 кл. общеобразовательных учреждений в 3-х частях. –Издательство «Мнемозина», Москва, 2009 г.

Дополнительная литература: журнал «Русский язык в школе» №5, 2008г. - №3, 2009 г. Москва ООО «Наш язык».

Содержание

Общее кол-во часов по разде-

лу

Кол-во часов по теме

Контроль, л/р, п/р и т.д.

Дата

Примечания

План.

Факт.

                          Введение.

2

1

Родной язык.

1

Беседа, упражнения.

2

Функциональные разновидности языка.

1

Упражнения, практикум,  ИКТ

                       Орфография.

17

3

Правописание корней.

1

Упражнения, практикум.

4

Правописание корней с чередованием.

1

Беседа, упражнения, ИКТ.

5

Правописание начального и корня после приставок.

1

Упражнения, практикум.

6

Правописание неизменяемых приставок и приставок на –з и -с.

1

Упражнения, практикум, ИКТ.

7

Правописание приставок пре-, при-.

1

Беседа, практикум, тесты.

8

Правописание суффиксов имён существительных.

1

Упражнения, практикум.

тесты

9

Правописание суффиксов глаголов.

1

Упражнения, практикум.

10

Правописание суффиксов имён прилагательных.

1

Упражнения, практикум.

11

Правописание окончаний.

1

Упражнения, практикум, ИКТ.

12

Употребление букв ё(е)-о после шипящих и ц.

1

Упражнения, практикум.

13

Употребление букв ё(е)-о после шипящих и ц.

1

Беседа, практикум.

тесты

14

Контрольный диктант.

          1

Урок контроля.

15

Анализ контрольного диктанта.

1

Упражнения, практикум, ИКТ.

16

Употребление ь и ъ. Слитные, раздельные и дефисные написания.

1

Упражнения, практикум, ИКТ.

17

Контрольное изложение с элементами сочинения.

          1

Работа с текстом, иллюстративным материалом.

18

Контрольное изложение с элементами сочинения.

          1

Работа с текстом, иллюстративным материалом.

                  Синтаксис. Пунктуация.

22+1

19

Синтаксис. Словосочетание и предложение.

1

Беседа, упражнения, тесты

20

Словосочетание как единица синтаксиса.

1

Беседа, практикум, ИКТ.

21

Члены предложения.

1

Упражнения, практикум

22

Члены предложения.

1

Упражнения, практикум

23

Сжатое изложение.

1

Конструирование текста.

24

Сжатое изложение.

1

Конструирование текста.

25

Простое осложнённое предложение с однородными членами и обобщающими словами при однородных членах.

1

Упражнения, работа с текстом, ИКТ.

26

Предложения, осложнённые однородными членами и обращениями.

1

Упражнения, работа с текстом, ИКТ.

27

Знаки препинания в предложениях с вводными словами и сравнительными оборотами.

1

Упражнения, практикум.

тесты

28

Знаки препинания в предложениях с вводными словами и сравнительными оборотами.

1

Упражнения, практикум.

29

Бессоюзные сложные предложения.

1

Работа с текстом, практикум.

30

Бессоюзные сложные предложения.

1

Практикум, ИКТ.

31

Сложносочинённые предложения.

1

Работа с текстом, практикум

32

Сложносочинённые предложения.

1

Работа с текстом, практикум

33

Сложноподчинённые предложения.

1

Работа с текстом, практикум, ИКТ.

34

Сложноподчинённые предложения.

1

Работа с текстом, практикум.

35

Предложения с прямой речью.

1

Упражнения, работа с текстом.

36

Предложения с прямой речью. Диалог.

1

Упражнения, работа с текстом.

37

Пунктуация как система правил.

1

Беседа, упражнения.

38

Пунктуация как система правил.

1

Беседа, упражнения.

39

Обобщение по теме «Синтаксис и пунктуация».

1

Упражнения, практикум, ИКТ.

40

Контрольный диктант.

        1

Урок контроля.

41

Анализ контрольного диктанта.

1

Практикум, ИКТ.

42

Резервный урок

             Текстоведение.

20

43

Текст как единое целое.

1

Работа с текстом, упражнения.

44

Текст как единое целое.

1

Работа с текстом, упражнения.

45

Простой и сложный план текста.

1

Работа с текстом.

46

Связь предложений в тексте. Последовательная (цепная) связь.

1

Работа с текстом, упражнения.

тесты

47

Связь предложений в тексте. Последовательная (цепная) связь.

1

Работа с текстом, упражнения.

48

Последовательная и параллельная связь предложений в тексте.

1

Работа с текстом, упражнения, ИКТ.

49

Параллельная связь предложений в тексте.

1

Работа с текстом, упражнения.

50

Смысловая связь предложений в тексте.

1

Работа с текстом, упражнения.

51

Лексический повтор как средство связи предложений в тексте.

1

Работа с текстом, упражнения,

тесты.

52

Типы речи. Повествование.

1

Работа с текстом, упражнения, ИКТ.

53

 Рассказ.

1

Работа с текстом, упражнения.

54

Особенности повествования.

1

Работа с текстом, ИКТ

55

Сочинение-рассказ.

        1

Конструирование текста.

56

Анализ сочинения.

1

Работа с текстом.

57

Описание как тип речи.        

1

Работа с текстом, упражнения, ИКТ.

58

 Описание предмета.        

1

Работа с текстом, упражнения.

59

Изложение текста, в котором сочетаются разные типы речи.

          1

РР Конструирование текста.

60

Изложение текста, в котором сочетаются разные типы речи.

          1

Работа с текстом.

61

Анализ изложения.

1

Редактирование текста.

62

Проект: «Языковые самородки»

1

Защита проекта, ИКТ

      Морфология. Имя существительное.

18+1

63

Морфология. Имя существительное как часть речи.

1

Беседа, упражнения.

64

Способы образования имён существительных.

1

Упражнения, практикум.

тесты

65

Способы образования имён существительных.

1

Упражнения, практикум.

66

Способы образования сложных слов.

1

Упражнения, практикум, ИКТ.

67

Способы образования сложных слов.

1

Упражнения, практикум.

68

Сложносокращённые имена существительные.

1

Упражнения, практикум.

69

Правописание сложных  имён существительных слитно и через дефис.

1

Упражнения.

70

Правописание сложных  имён существительных слитно и через дефис.

1

Упражнения,

Тесты, ИКТ

71

Правописание сложных  имён существительных, начинающихся с пол-, полу-.

1

Упражнения.

72

Культура речи. Правильное употребление имён существительных. Орфоэпические нормы.

1

Упражнения, практикум.

73

Грамматические нормы

1

Упражнения, практикум.

74

Лексические нормы.

1

Практикум, ИКТ.

75

Контрольный диктант.

        1

Урок контроля.

76

Анализ контрольного диктанта.

1

Упражнения, практикум.

77

Имя существительное в словосочетании и предложении.

1

Упражнения.

78

Имя существительное в словосочетании и предложении.

1

Упражнения.

тесты

79

Имя существительное в тексте.

1

Упражнения.

80

Имя существительное в тексте.

1

Упражнения, работа с текстом.

81

Резервный урок.

1

                Имя прилагательное.

23+1

82

Грамматические признаки прилагательных и их роль в речи.

1

Беседа, упражнения.

83

Краткая форма и степени сравнения имён прилагательных.

1

Упражнения.

84

Основные способы образования имён прилагательных.

1

Упражнения, ИКТ.

85

Основные способы образования имён прилагательных.

1

Упражнения.

86

Правописание букв н-нн в именах прилагательных.

1

Упражнения.

Тесты, ИКТ

87

Правописание букв н-нн в именах прилагательных.

1

Упражнения, практикум.

88

Подготовка к сочинению по картине Н.В.Крылова «Ветреный день. Бык».

1

Работа с текстом, практикум.

89

Анализ сочинения.

1

90

Правописание сложных  имён прилагательных.

1

Упражнения, ИКТ.

91

Правописание сложных  имён прилагательных.

1

Упражнения.

92

Слитное и раздельное правописание не с именами существительными.

1

Упражнения.

93

Слитное и раздельное правописание не с именами прилагательными.

1

Практикум.

94

Слитное и раздельное правописание не с именами существительными и прилагательными.

1

Практикум.

тесты

95

Культура речи. Правильное употребление имён прилагательных. Орфоэпические нормы.

1

Упражнения, ИКТ.

96

Грамматические нормы.

1

Упражнения.

97

Лексические нормы.

1

Практикум, ИКТ.

98

Контрольный диктант.

        1

Урок контроля.

99

Анализ контрольного диктанта.

1

Практикум.

100

Имя прилагательное в словосочетании и предложении.

1

Упражнения.

101

Проект:«Путешествие по полянке морфем»

1

Защита проекта, ИКТ

102

Имя прилагательное в словосочетании и предложении.

1

Упражнения.

тесты

103

Имя прилагательное в тексте.

1

Упражнения.

104

Имя прилагательное в тексте.

1

Упражнения.

105

Резервный урок.

1

                         Глагол.

15+1

106

Постоянные морфологические признаки глагола. Вид глагола. Спряжение.

1

Упражнения.

107

Переходные и непереходные, возвратные и невозвратные глаголы.

1

Упражнения.

108

Непостоянные морфологические признаки глагола.

1

Упражнения.

109

Непостоянные морфологические признаки глагола.

1

Упражнения.

тесты

110

Словообразование глаголов.

1

Практикум, ИКТ.

111

Культура речи. Правильное употребление глаголов. Орфоэпические нормы.

1

Упражнения, практикум.

112

Лексические нормы.

1

Практикум.

113

Грамматические нормы.

1

Упражнения, ИКТ.

114

Глагол  в словосочетании и предложении.

1

Упражнения.

115

 Изложение.

1

Упражнения, работа с текстом.

116

 Анализ изложения.

1

Редактирование текста

117

Глагол  в тексте.

1

Упражнения.

118

Глагол  в тексте.

1

Упражнения.

119

Контрольный диктант.

        1

Урок контроля.

120

Анализ контрольного диктанта.

1

Практикум.

121

Проект: «Глаголю о глаголе»

1

Защита проекта, ИКТ

        Деепричастие.

12+1

122

Деепричастие и причастие.

1

Беседа, упражнения.

123

Морфологические признаки деепричастия.

1

Практикум. тесты

124

Деепричастный оборот.

1

Упражнения.

125

Деепричастный оборот.

1

Упражнения.

126

Деепричастия несовершенного и совершенного вида.

1

Упражнения.

127

Деепричастия несовершенного и совершенного вида.

1

Упражнения.

Тесты, ИКТ

128

Правописание не с деепричастиями.

1

Упражнения, практикум.

129

Культура речи. Правильное употребление деепричастий.

1

Упражнения.

130

Культура речи. Правильное употребление деепричастий.

1

Упражнения.

131

Обобщение по теме «Деепричастие»

1

Практикум. Тесты, ИКТ

132

Контрольный диктант.

        1

Урок контроля.

133

Анализ контрольного диктанта.

1

Практикум.

134

Резервный урок.

1

                  Причастие.

25+1

135

Морфологические признаки причастия.

1

25.02

Практикум.

136

Определяемое слово.

1

25

Упражнения.

137

Правописание окончаний причастий.

1

26

Упражнения, ИКТ

138

Причастный оборот.

1

26

Упражнения, работа с текстом.

139

Обособленное определение.

1

27

Упражнения, тесты

140

Обособленное определение.

1

28

Упражнения, ИКТ.

141

Действительные и страдательные причастия.

1

1

Упражнения, практикум.

142

Правописание суффиксов в действительных и страдательных причастиях.

1

4

Упражнения.

143

Гласные перед суффиксами в действительных и страдательных причастиях прошедшего времени.

1

4

Упражнения.

144

Гласные перед суффиксами в действительных и страдательных причастиях прошедшего времени.

1

5

Упражнения.

тесты

145

Правописание причастий.

1

5

Упражнения, работа с текстом

146

Правописание причастий.

1

6

Упражнения, работа с текстом

147

Полные и краткие причастия.

1

7

Упражнения, практикум.

148

Сочинение.

1

11

Работа с текстом, конструирование текста.

149

Анализ сочинения.

1

11

Редактирование текста

150

Культура речи. Правильное употребление причастий. Орфоэпические нормы.

1

12

Упражнения, практикум,ИКТ .

151

Грамматические нормы.

1

13

Упражнения, практикум.

152

Лексические нормы.

1

14

Упражнения, практикум.

153

Обобщение по теме «Причастие»

1

15

Практикум. тесты

154

Контрольный диктант.

        1

18

Урок контроля.

155

Анализ контрольного диктанта.

1

Практикум.

156

Деепричастие и причастие  в словосочетании и предложении.

1

Упражнения, ИКТ.

157

 Деепричастие и причастие  в тексте.

1

Упражнения, работа с текстом.

158

 Деепричастие и причастие  в тексте.

1

Практикум. тесты

159

Сжатое изложение.

1

       

Работа с текстом, констр. текста.

160

Анализ изложения.

1

Редактирование текста

161

Резервный урок.

1

                  Имя числительное.

19+1

162

Разряды имён числительных.

1

Упражнения, практикум.

163

Употребление ь в количественных числительных.

1

Упражнения.

164

Употребление ь в количественных числительных.

1

Упражнения, ИКТ.

165

Постоянные морфологические признаки числительных.

1

Упражнения, практикум.

166

Склонение числительных. Пять типов склонения числительных.

1

Упражнения.

тесты

167

Склонение числительных. Пять типов склонения числительных.

1

Упражнения, практикум.

168

Склонение собирательных числительных.

1

Упражнения.

169

Склонение дробных числительных.

1

Упражнения, практикум.

170

Склонение составных количественных числительных.

1

Упражнения, практикум.

171

Склонение составных количественных числительных.

1

Практикум, ИКТ.

172

Склонение порядковых числительных.

1

Практикум.

173

Правильное употребление имён числительных. Орфоэпические нормы.

1

Упражнения, практикум.

174

Грамматические нормы.

1

Беседа, исследовательская деятельность, упражнения.

175

Лексические нормы.

1

Работа с текстом.

176

Имя числительное в предложении и в тексте.

1

Работа с текстом, упражнения.

177

Имя числительное в предложении и в тексте.

 

1

Работа с текстом, упражнения.

178

Контрольная работа.

1

тестирование

179

Анализ контрольной работы.

1

Практикум, ИКТ.

180

Резервный урок

1

Местоимения.

21+1

181

Местоимения. Общее значение и употребление местоимений.

1

Беседа, упражнения.

182

Разряды местоимений.

1

Практикум, ИКТ.

183

Личные местоимения.

1

Упражнения.

184

Возвратное местоимение.

1

Практикум.

185

Притяжательные местоимения.

1

Упражнения, практикум.

186

Вопросительно-относительные местоимения.

1

Упражнения.

187

Вопросительно-относительные местоимения.

1

Практикум, тесты

188

Неопределённые местоимения.

1

Упражнения.

189

Отрицательные местоимения.

1

Упражнения.

190

Правописание отрицательных местоимений с предлогом.

1

Упражнения, практикум.

191

Контрольный диктант.

        1

Урок контроля.

192

Анализ контрольного диктанта.

1

Практикум, ИКТ.

193

Указательные местоимения.

1

Практикум.

тесты

194

Определительные местоимения.

1

Практикум.

195

Культура речи. Правильное употребление местоимений. Орфоэпические нормы. Грамматические нормы.

1

Упражнения, практикум, ИКТ.

196

Лексические нормы

1

Упражнения, практикум.

197

Местоимение в словосочетании и предложении.

1

Упражнения, практикум.

198

Местоимение как средство связи предложений в тексте.

1

Упражнения, практикум.

199

Сочинение.

1

Конструирование текста.

200

Анализ сочинения.

1

Редактирование текста

201

Обобщение по теме «Местоимения»

1

Практикум, тесты

202

Проект: «Хочу научиться грамотно говорить»

1

Защита проекта, ИКТ

          Повторение в конце года.

7+1

203

Повторение. Слово как основная единица языка.

1

Практикум, ИКТ.

204

Повторение. Слово как основная единица языка.

1

Упражнения, практикум, ИКТ.

205

Повторение. Слово как основная единица языка.

1

Упражнения, практикум, ИКТ.

206

Повторение. Правописание.

1

Практикум, тесты, ИКТ

207

Повторение. Орфография.

1

Упражнения, практикум, тесты

208

Повторение. Пунктуация.

1

Упражнения, практикум, тесты.

209

Подведение итогов года.

1

Беседа, ИКТ.

210

Резервный урок.

1

                                                                                                 

 Содержание обучения

РОДНОЙ ЯЗЫК

(2 ч)        

Родной язык. Функциональные разновидности языка.              

Общее представление о функциональных разновидностях языка: разговорном языке, функциональных стилях (научном, публицистическом, официально-деловом), языке художественной литературы.        

Различение функциональных разновидностей языка в наиболее простых и ясных случаях (в течение всего учебного года).

                       Орфография(17).

Правописание корней. Правописание корней с чередованием.

Правописание слов с корнями

-зар-//-зор-, -гap-//-гор-, -кас-//-кос-.

Правописание начального и корня после приставок.

 Правописание букв ы и и в корнях после приставок.

Правописание неизменяемых приставок и приставок на –з и -с.

Правописание приставок пре-, при-.

Различение приставок при- и пре- на семантической основе.

Правописание некоторых приставок иноязычного происхождения (анти-, архи-, де-, интер- и др.).

Правописание суффиксов имён существительных.

Правописание суффиксов глаголов.

Правописание суффиксов имён прилагательных.

Правописание суффиксов -к- и -ск- в именах прилагательных.

Правописание окончаний.

Употребление букв ё(е)-о после шипящих и ц.

Употребление букв ё(е) и о после шипящих и ц в разных морфемах (корнях, суффиксах, окончаниях).

Контрольный диктант.

Работа над ошибками.

Употребление ь и ъ.

Слитные, раздельные и дефисные написания.

Контрольное изложение с элементами сочинения.

Контрольное изложение с элементами сочинения.

                  Синтаксис. Пунктуация(23).

Синтаксис. Словосочетание и предложение.

Словосочетание как единица синтаксиса.

Соблюдение норм построения словосочетаний, требующих согласования и управления.

Синтаксис как раздел лингвистики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.

Основные признаки словосочетания: смысловая и грамматическая связь слов. Виды словосочетаний: именные и глагольные.

Окончание как формообразующая значимая часть слова и средство связи слов в словосочетании.

Различия между словосочетаниями и фразеологизмами.

Основные признаки предложения: смысловая, интонационная, грамматическая законченность; соотнесенность с действительностью, то есть с речевой ситуацией; выражение отношения к содержанию высказывания.

Грамматико-интонационные особенности вопросительных, повествовательных и побуди тельных предложений.

Предложения двусоставные и односоставные. Односоставные предложения типа Мороз и солнце! Споем песню. Курить нельзя.

Особенности грамматических основ в двусоставных предложениях. Типичные способы выражения подлежащего и сказуемого. Основные типы грамматических основ:

сущ. (мест.) + глагол;

сущ. (мест.) + прилаг.;

сущ. (мест.) + сущ.

Простое осложненное предложение.

Виды осложнения простого предложения: однородными членами, вводными словами, обращениями, сравнительными оборотами, обособленными членами (пропедевтика). Однородные члены предложения. Интонационные особенности предложений с однородными членами. Обобщающее слово при однородных членах.

Уместное и правильное употребление в речи словосочетаний типа висеть на волоске, прикусить язык и т. п. (в прямом значении — как словосочетания; в переносном значении — как фразеологизма).

Интонационный анализ предложения.

Выражение настроения, отношения к высказанному (неодобрение, радость, удовлетворение и т. п.) с помощью интонации.

Выражение побуждения к действию в форме приказа (Молчать! Помолчи! и т. п.), просьбы (Будьте добры...), совета (Я бы посоветовал тебе...).

Уместное употребление подобных конструкций в речи.

Анализ грамматической основы в двусоставном предложении.

Постановка тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в именительном падеже.

Уместное и правильное использование интонации и знаков препинания при одно родных членах с бессоюзной связью, с союзом и, обобщающим словом.

Употребление звательной интонации в предложениях с об ращениями, знаки препинания при обращениях. Соблюдение элементарных правил речевого этикета при обращении к собеседнику.

Использование этикетных формул обращения в устной и письменной речи (уважаемый..., многоуважаемый..., дорогой..., милый..., родной... и т. п.).

Поэтическое обращение и использование его в художественной речи.

Интонационное и пунктуационное оформление предложений с вводными словами.

Постановка знаков препинания между частями сложного предложения (с двумя двусоставными частями), соединенными словами и, а, что, что бы, потому что, если, когда, который. Запятая между частями сложного бессоюзного предложения (простые случаи).

Интонационное и пунктуационное оформление предложений с прямой речью.

Пунктуационное оформление диалога.

Уместное использование жестов и мимики в процессе устного диалога с собеседником. Развитие навыков выразительного чтения предложений с прямой речью и диалогом (чтение «по ролям»).

Наблюдение за использованием прямой речи и диалога в художественной литературе (тексты из учебника литературы).

Постановка знаков препинания в предложениях изученных синтаксических конструкций.

Сложное предложение и его виды:   сложносочиненное и сложноподчиненное; союзное и бессоюзное.

Способы передачи прямой речи.

Прямая речь и слова автора.

Пунктуация как система правил (обобщение на основе изученного). Основные разделы пунктуации:

1) знаки препинания в конце предложения; 2) знаки препинания внутри простого предложения;

3) знаки препинания между частями сложного предложения;

4) знаки препинания в предложениях с прямой речью.

Морфология.

 Имя существительное(19).

Самостоятельные и служебные части речи.

Деление самостоятельных частей речи на три группы:

склоняемые (существительные, прилагательные, числительные, местоимения);

спрягаемые (глаголы);

3) неизменяемые (наречия).

Многоаспектная языковая характеристика самостоятельных частей речи: морфологические признаки; синтаксическая роль в словосочетании и предложении; типичные способы словообразования; особенности правописания и употребления в речи.

Именные части речи, их общие признаки: изменение по числам и падежам.

Имя существительное как часть речи: значение, морфо логические признаки, синтаксическая роль (повторение). Морфологические признаки имен существительных (обобщение изученного).

Словообразование имен существительных.

Типичные морфемные модели имен существительных

Суффиксальный и приставочный способы образования имен существительных (повторение).

Образование имен существительных способом сложения.

Виды сложения: сложение без соединительной гласной; сложение с соединительной гласной; сложение с одновременным присоединением суффикса.

Сложносокращенные имена существительные, особенности их образования.

Приставочно-суффиксальный способ образования имен существительных и наиболее типичные морфемные модели,

иллюстрирующие этот способ образования

(подоконник, безделица, сотрудник, наплечник).

Бессуффиксный способ образования имен существительных.

Распознавание самостоятельных частей речи, в том числе наиболее употребительных числительных, местоимений, наречий.

Различение постоянных и не постоянных морфологических признаков, морфологический разбор слов этой части речи.

Характеристика языковых признаков имен существительных на основе анализа морфем ной модели.

Стилистические различия однокоренных имен существительных (дева — девица— девочка — девка — девушка — девчонка).

Определение основных способов образования имен существительных: суффиксального, приставочного, сложения с соединительной гласной и без соединительной гласной. Образование имен существительных при помощи суффиксов и правописание типичных суффиксов имен существительных.

Образование имен существительных при помощи приставки не-. Слитное и раздельное написание не с именами существительными (повторение). Использование иноязычных приставок при образовании существительных.

Правописание сложных имен существительных. Слитное и дефисное написание слов с пол-(полу-).

Различение разных видов сложения: сложения без соединительной гласной; сложения с соединительной гласной; сложения с одновременным присоединением суффикса.

Различение приставочно-суффиксального, приставочного и суффиксального способов образования имен существительных.

Распознавание существительных, образованных бессуффиксным способом.

Ь на конце существительных, образованных бессуффиксным способом (ширь, дрожь, тишь).

Культура речи. Правильное употребление имен существительных.

Употребление имен существительных в соответствии с основными орфоэпическими, лексическими, грамматическими нормами.

Правильное произношение сложносокращенных имен существительных. Правильное

согласование со сложносокращенными словами имен прилагательных и глаголов прошедшего времени.

Синтаксический анализ словосочетаний и предложений изученных конструкций.

Установление взаимосвязи смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной характеристики предложения.

Синтаксическая роль имен существительных в словосочетании и предложении (обобщение изученного).

Синтаксический анализ словосочетаний и предложений изученных конструкций.

Установление взаимосвязи смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной характеристики предложения.

Имя существительное в тексте.

 Элементарный анализ художественного текста, определение особенностей употребления в нем многозначных имен существительных; переносного значения слова; синонимов, антонимов. Использование имен существительных в составе фразеологических оборотов, метафор и сравнений. Употребление существительных с суффиксами оценки как изобразительное языковое средств

Роль имен существительных в достижении точности, информативности и выразительности в текстах разных стилей и типов речи. Сравнение как изобразительно-выразительный прием.

                Имя прилагательное.(24)

Имя прилагательное как часть речи: значение, морфо логические признаки, синтаксическая роль (повторение).

Морфологические признаки имен прилагательных (обобщение изученного).

Словообразование имен прилагательных.

Типичные морфемные модели имен прилагательных.

Основные способы образования имен прилагательных: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение (разные виды).

Типичные модели приставочно-суффиксального образования имен прилагательных (например, пригородный, бездарный, заморский, несчастный).

Образование имен прилагательных разными способами сложения.

Цепочка однокоренных слов как словообразовательная единица.

Гнездо однокоренных слов.

Структурные и смысловые различия слов, включенных в словообразовательную цепочку или гнездо однокоренных слов.

Переход некоторых имен прилагательных в существительные (столовая, кладовая).

Культура речи. Правильное употребление имен прилагательных.

Синтаксическая роль имен прилагательных в составе словосочетания и предложения (обобщение изученного).

Имя прилагательное в тексте.

Роль имен прилагательных в достижении точности, информативности и выразительности в текстах разных стилей и типов речи.        

Различение постоянных и не постоянных морфологических признаков имен прилагательных и морфологический разбор слов этой части речи.

Характеристика языковых признаков имен прилагательных на основе анализа морфемной модели.

Определение основных способов образования имен прилагательных: приставочного, суффиксального, приставочно-суффиксального, сложения (разные виды).

Образование имен прилагательных при помощи суффиксов и правописание типичных суффиксов имен прилагательных. Правописание н и нн в именах прилагательных, образованных от существительных; словообразовательно-орфографический анализ слов соответствующих морфемных моделей.

Образование имен прилагательных при помощи приставки не-. Слитное и раздельное написание не с именами существительными и прилагательными (повторение).

Различение приставочно-суффиксального, приставочного и суффиксального способов образования имен прилагательных.

Правописание сложных имен прилагательных.

Анализ и составление словообразовательных цепочек на основе учебного словообразовательного словаря. Морфемный разбор имен прилагательных с опорой на семантический и словообразовательный анализ слова, предполагающий построение словообразовательной цепочки.

Анализ словообразовательных гнезд на основе учебного словообразовательного словаря.

Правописание корней в словах одного словообразовательного гнезда с точки зрения соблюдения основного орфографического принципа (сохранение единообразного облика морфем на письме).

Анализ элементарных случаев перехода имен прилагательных в существительные.

Употребление имен прилагательных в соответствии с основными орфоэпическими, лексическими, грамматическими нормами.

Именные словосочетания      

 (прил. + сущ.; прил. + сущ.),

их значение, правильное по строение и уместное употребление в речи.

Правильное согласование имен прилагательных с существительными, употребленными в разных формах.

Синтаксический анализ слово сочетаний и предложений изученных конструкций. Определение синтаксической роли полных и кратких форм имен прилагательных. Элементарный анализ художественного текста, определение особенностей употребления в нем многозначных имен прилагательных; переносного значения слова; синонимов, антонимов. Использование имен прилагательных в составе фразеологических оборотов. Использование имен прилагательных в роли эпитетов.

Работа с учебным словарем эпитетов.

Глагол.(16)

Глагол как часть речи: значение, морфологические признаки, синтаксическая роль (повторение).

Морфологические признаки глагола (обобщение изученного).

Словообразование глаголов.

Типичные морфемные модели глаголов.

Анализ глаголов в составе словообразовательной цепочки и словообразовательного гнезда однокоренных слов.

Культура речи. Правильное употребление глаголов.

Синтаксическая роль глагола в словосочетаниях и предложениях разных конструкций.

Глагол в тексте.

Роль глагола в достижении точности, информативности и выразительности речи.        

Различение постоянных и непостоянных морфологических признаков глагола и морфологический разбор слов этой части речи.

Определение спряжения глаголов по глагольным суффиксам, написание этих морфем.

Характеристика языковых признаков глаголов на основе анализа морфемной модели.

Определение основных способов образования глаголов: приставочного, суффиксально го, приставочно-суффиксального.

Определение значения приставок в глаголах.

Морфемный разбор с опорой на семантико-словообразовательный анализ слов.

Употребление глаголов в соответствии с основными орфоэпическими, лексическими, грамматическими нормами. Правильное построение и уместное употребление словосочетаний с глаголами и словами, обозначающими оценку действия (можно, нельзя, надо, нужно, невозможно).

Глагольные словосочетания

 (гл. + сущ.; гл. + нареч.),

их значение, правильное построение, уместное употребление в речи.

Употребление глаголов в этикетных формулах выражения просьбы.

Синтаксический анализ слово сочетаний и предложений изученных конструкций. Установление взаимосвязи смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной характеристики предложения.

Элементарный анализ художественного текста, определение особенностей употребления в нем глаголов. Использование глаголов в составе фразеологических оборотов. Употребление глаголов в прямом и перенос ном значении в разговорной и художественной речи (мета фора, олицетворение). Уместное использование глаголов-синонимов, глаголов-антонимов.

Выразительное использование глаголов настоящего времени при описании событий прошлого; будущего времени — вместо настоящего и прошедшего.

Деепричастие. (13)

Деепричастие и причастие как глагольные формы, совмещающие грамматические признаки глагола и других частей речи. Суффиксы деепричастий и причастий. Вопрос о деепричастиях и причастиях в современной лингвистике (особые формы глагола или самостоятельные части речи).        

Распознавание деепричастий и причастий по суффиксам (простые случаи).

Грамматические признаки деепричастия, типичные суффиксы.

Образование деепричастий со вершенного и несовершенного вида.

Деепричастный оборот.

Культура речи. Правильное употребление деепричастий.

Синтаксическая роль деепричастия в словосочетании и предложении.

Деепричастие в тексте. Роль деепричастия в достижении точности и выразительности речи.

Распознавание деепричастия на основе структурно-семантического и грамматического анализа слова.

Определение глагольных при знаков у деепричастий. Отличие деепричастия от слов других частей речи (играя — молодая, устав от работы — военный устав). Раздельное и слитное написание не с деепричастиями и глаголами.

Правописание суффиксов деепричастий совершенного и несовершенного вида.

Морфологический разбор деепричастия.

Постановка знаков препинания в предложениях с деепричастным оборотом и одиночными деепричастиями. Интонационно правильное чтение предложений с обособленными члена ми, выраженными деепричастными оборотами.

Употребление деепричастий в соответствии с основными орфоэпическими, лексическими, грамматическими нормами.

Правильное построение предложений с деепричастными оборотами.

Точное и уместное употребление фразеологизмов, включающих в свой состав деепричастия.

Распознавание словосочетаний типа

  х  →                         х     →

гл. + дееприч.; дееприч. + сущ.;

        х     →

дееприч. + нареч.

Синтаксический и пунктуационный анализ предложений с деепричастными оборотами.

Использование свойства деепричастия «дорисовывать движение» в текстах разных стилей и типов речи.

Элементарный анализ художественного текста, выявление особенностей употребления в нем деепричастий.      

Причастие. (26)      

Грамматические признаки причастия, типичные суффиксы.

Семантические различия прилагательного и причастия (черный — чернеющий, старый — стареющий).

Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени.

Причастия полные и краткие; их смысловые, морфологические и синтаксические различия.

Склонение причастий.

Причастный оборот.

Грамматические различия причастий и деепричастий, причастного и деепричастного оборотов.

Культура речи. Правильное употребление причастий.

Синтаксическая роль причастий в словосочетании и предложении.

Причастия в тексте. Роль причастия в достижении точности и выразительности текстов разных стилей речи.

Переход некоторых причастий в разряд прилагательных (рассеянный человек) и использование этих слов в составе фразеологических оборот

Распознавание причастия на основе структурно-семантического и грамматического анализа слова.

Определение признаков глагола и прилагательного у причастий.

Различие причастия и деепричастия.

Синонимическая замена причастия оборотом который + глагол (поспевающий крыжовник — крыжовник, который поспевает).

Правописание суффиксов причастий. Выбор суффикса причастия в зависимости от спряжения глагола.

Орфографические различия в написании полных и кратких причастий: написание н и нн (общее представление). Правописание падежных окончаний прилагательных и причастий.

Выделение определяемого слова и причастного оборота.

Постановка знаков препинания в предложениях с при частными оборотами. Различение причастных и деепричастных оборотов. Интонационно правильное чтение предложения с обособленными членами, выраженными деепричастными и причастными оборотами.

Морфологический разбор причастия.

Употребление причастий в соответствии с основными орфоэпическими, лексическими, грамматическими нормами. Правильное построение предложений с причастными обо ротами.

Правильное согласование причастий в словосочетаниях типа

          ←   х

прич. + сущ.

Правильное употребление падежной формы существительного в словосочетаниях типа

       х →

прич. + сущ.

Правильное произношение полных и кратких страдательных причастий, употребление причастий с суффиксом -ся. Правильное употребление в речи однокоренных слов типа висящий — висячий, горящий — горячий.

Совершенствование умения различать словосочетания типа

    х  →                 х   →

сущ. + прич.; прич. + сущ.;

     х   →

прич. + нареч.

Синтаксический и пунктуационный анализ предложений с причастными оборотами.

Использование причастий и причастных оборотов в текстах разных стилей и типов речи.

Элементарный анализ художественного текста, выявление особенностей употребления в нем причастий.

Анализ примеров перехода причастий в прилагательные.

Имя числительное. (20)

Имя числительное как часть речи: значение, морфологические признаки, синтаксическая роль (повторение).

Отличие имен числительных от других слов, связанных с понятием числа (пятак, впятером, двойник, трешка и т. д.).

Разряды имен числительных по значению и грамматическим признакам. Количественные и порядковые числительные; их значение, морфологические и синтаксические особенности.

Собирательные числительные.

Дробные числительные.

Разряды имен числительных по строению.

Числительные простые, сложные, составные.

Культура речи. Правильное употребление имен числительных.

Синтаксическая роль имен числительных в словосочетании и предложении. Синтаксические особенности количественных числитель ных

      х  →                     ←   х  

(пять книг, но пятью книгами).

Имя числительное в тексте.

Роль имени числительного в достижении точности, информативности и выразительности в текстах разных стилей и типов речи.        

Распознавание имен числи тельных на основе общего (грамматического) значения, морфологических признаков, синтаксической роли.

Различение постоянных и не постоянных морфологических признаков имен числительных.

Склонение и правописание количественных и порядковых числительных. Особенности написания некоторых суффиксов имен числи тельных (одиннадцать, двадцать, пятеро и др.).

Слитное и раздельное написание числительных разных разрядов.

Правописание ь в середине и на конце простых, сложных и составных числительных.

Образование от числительных простых и сложных слов, их написание (миллиардный, двадцатипятилетие).

Морфологический разбор имени числительного.

Употребление имен числительных в соответствии с основными орфоэпическими, лексическими, грамматическими нормами.

Правильное построение слово сочетаний типа пара носков, двое чулок, две ученицы, обе книги, оба мальчика и т. п.

Определение синтаксической роли имени числительного в словосочетании и предложении.

Различение словосочетаний типа

                      ←   х  

поряд. числ. + сущ.;

х  →

кол. числ. + сущ.

Анализ синтаксической роли имен числительных разных разрядов.

Употребление имен числительных в научных текстах, деловой речи, в пословицах и поговорках.

Способы выражения приблизительного количества (лет восемь).

Местоимение. (22)

 Местоимение как часть речи: значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Особенности местоимения как части речи (его указательно-заместительная функция).

Разряды местоимений: личные, возвратное, притяжательные, вопросительно-относительные, неопределенные, отрицательные, указательные, определительные.

Особенности склонений место имений разных разрядов; их морфологические и синтаксические признаки.

Синтаксическая роль местоимений разных разрядов в словосочетании и предложении.

Местоимения в тексте.

Роль местоимений в достижении точности, информативности и выразительности в текстах разных стилей и типов речи.        

Распознавание, склонение и правописание местоимений разных разрядов.

Дефисное написание морфем -то, -либо, -нибудь и кое- в составе местоимений. Различение приставок не- и ни- в отрицательных местоимениях.

Морфологический разбор местоимения.

Культура речи. Правильное употребление местоимений.

Употребление местоимений в соответствии с основными орфоэпическими, лексическими, грамматическими нормами.

Использование в речи (устной и письменной) местоимений ты, Вы (вы) в соответствии с требованиями русского речевого этикета.

Правильное употребление местоимений 3-го лица.

Исправление ошибок в предложениях с неправильным употреблением местоимений (устранение двусмысленности, неточности).

Определение синтаксической роли местоимений разных разрядов в словосочетании и предложении. Употребление вопросительных местоимений в вопросительных предложениях.

Использование относительных местоимений как средства синтаксической связи в сложно подчиненных предложениях (союзные слова).

Уместное и выразительное употребление в речи фразеологизмов, включающих в свой состав местоимения.

Синонимическая замена местоимений разных разрядов.

Использование местоимений разных разрядов как средства связи предложений и абзацев текста.

                                                   

                                            Распределение учебного времени

                  по УМК С.И.Львовой, В.В.Львова. «Русский язык» для 6 класса                                                

                  общеобразовательных учреждений ( М.: Мнемозина, 2009 г.)

                                                       6 часов в неделю.

     Раздел

Количество часов

Введение.

2

Орфография.

                     17

Синтаксис.        

Пунктуация.

23

Текстоведение

20

Морфология.

Имя существительное.

Имя прилагательное.                                    

Глагол.

Причастие.

Деепричастие.

Имя числительное.

Местоимение.

                     19

24

16

26

13

20

22

Повторение изученного в 6 классе.   \                              

Резервные уроки

                       8

                                 

Итого

210

                                                Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса

                                                                        по русскому языку.                                                                                                  

В результате изучения русского языка ученик должен

знать/понимать

роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;

основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;

особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;

признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

основные единицы языка, их признаки;

основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь

различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

аудирование и чтение

адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);

читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);

извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо

воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);

создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);

осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);

свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;

осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;

развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

Уровни освоения:  

-продуктивный,

-исследовательский,

-творческий.

        Перечень учебно-методического обеспечения

1. Русский язык. 6 класс. В 3 частях. Учебник для общеобразовательных учреждений. С.И. Львова, В.В. Львов. Москва: Мнемозина, 2009 год

    С.И.Львова. Обучение русскому языку в 6 классе: Пособие для учителя. – М., 1998.

 2.  И.П.Васильевых. Уроки русского языка. Пособие для учителя к учебнику С.И. Львовой и В.В. Львова «Русский язык. 6 класс». Под    

     редакцией С.И.Львовой. Издательство «Мнемозина». Москва. 2009 год.

5.  Учебно-методический журнал « Русский язык в школе», под редакцией Н.М. Шанского.

6. Мет.пособ.  «Поурочные разработки по русскому языку 6 класс» О.В. Беляева М. «ВАКО» 2007г.                                                                                

7. Беляева О.В., Даценко О.А. Универсальные поурочные разработки по русскому языку. 6 класс. – М.: ВАКО, 2007. – 288С.

               

                               Список литературы (основной и дополнительной).

Для учителя:

1. Граник Г.Г.Секреты орфографии-М.,2002г.

2. Дейкина А.Д. Универсальные дидактические материалы по русскому языку:5-6 классы.-М.:АРКТИ,2004г.  

3.Ивченков П.Ф. Обучающие изложения:5-9 класс.-М.2004г.

4.Капинос В.И. Развитие речи: теория и практика обучения:5-7 классы.-М.:2006 г.

5.Шапиро Н.А. Учимся понимать и строить текст:5-9 классы.- М.: Первое сентября,2003г.

6. Львов В. В. Давайте  говорить правильно. Издательство «Валент». Москва, 1996.

7. «Уроки русского языка в 6 классе» М, «Просвещение» 2002 г. Г.А Богданов.

8.  Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний по русскому языку: 6 класс. – М.:ТЦ Сфера, 2003.

9. Книгина М.П. Русский язык 6 класс.Тесты: В 2 ч. – Саратов: Лицей, 2006

10.Халикова Н.А. Контрольные и проверочные работы по русскому языку:5-7 классы: методическое пособие.-М.:Дрофа,2006г.

Для учащихся:

1.Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений в 3-х частях. «Мнемозина»,2009г.

2.Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку:5 класс.-М.:2006г.

3.Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку: книга для учащихся.-М.:Просвещение,2002г.

4.Ахременкова Л.А. К 5 шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: русский язык:6 класс.-М.:Просвещение-2005г.

5.Олимпиада по русскому языку. Сост. О.Н.Белявская.-Минск.:2007г.

6. Львов В. В. Сборник упражнений по орфоэпии. Пособие для учащихся 5 – 11 классов. Издательство «Валент», 1996.

Печатные пособия.

Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для 6 класса.

Мультимедийные пособия.

         Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование  

         следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:

-электронный репетитор «Русский язык»(система обучающих тестов);

-репетитор «Русский язык»(школьный курс);

 

     

«Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.

Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»

Образовательный комплекс «1С: Школа. Академия речевого этикета»

Тестирующая программа для школьников и абитуриентов.  Кирилл и Мефодий

Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 5-6 класс.  

Полный мультимедийный курс по русскому языку для 5–6 классов, 40 интерактивных уроков. Кирилл и Мефодий.

Грамотей. Школьный комплект: Орфографический тренажер русского языка.

Обучающая программа (орфографический тренажер) для школьников от 10 лет и абитуриентов. Возраст: 5 – 11 классы.

                                                   Школьные словари русского языка.

  1. Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка. – 4 издание – М., 1999.
  2. Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка. – 3 издание – М., 1994.
  3. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. – 2 издание – М., 1991.
  4. Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание)/ сост. М.В. Панов. – М., 1984.

                                    Контрольные работы по русскому языку

                                                              6 класс

                                1.Контрольный диктант.

                                                                           Предание о кладах.

В день Ивана Купалы героем растительного мира становился папоротник, с которым связывались предания о кладах. С цветком этого растения можно увидеть любые сокровища.

Конечно, отыскать такой цветок сложно. И только смелый и дерзкий может сорвать его. С треском разрывается почка, из которой он появляется. Смотреть на красный, как огонь цветок трудно. Человек постоянно слышит голос нечистой силы, а она стремится не допустить его к тому, чтобы сорвать пунцовый цветок.

Кому удаётся сделать это, тот проберётся к любому кладу. Все двери перед ним раскроются, если он прикоснётся к ним чудесным цветком. Этот цветок можно приложить к любому запору, и замок обязательно откроется.(104 слова)

                                                                                                                     (По русскому земледельческому календарю «Круглый год»).

Дополнительные задания:

  1. Выписать из последнего абзаца 3 слова:

1 вариант  - с чередующимися гласными в корне; корни обозначить;

2 вариант -  с приставками всех 3-х групп; приставки обозначить.

  1. Выписать из 2-го абзаца:

1 вариант  - слово, в котором после приставки пишется буква ы;

  1. вариант  - прилагательное с суффиксом -к-.
  1. Сделайте морфемный разбор слов:

               1 вариант                                               2 вариант

предания         растения

2.Контрольное изложение с элементами сочинения(2 часа).

Упр. № 90

      3.Контрольный диктант.

Все окрестные жители уважали рыбака и его жену. Бедняки получали от них пищу и слова утешения.

Однако не повезло рыбаку и его жене с детьми, которые не любили своих родителей.

Тополина была маленького роста, очень злой, и она проклинала отца и мать за свой рост.    

Граната хотела быть такой яркой, как розовый цветок.

А Кипариса возмущалась тем, что родилась она, конечно, ночью. Вот и стала смешливой.

Однажды все три дочери набросились на родителей с упрёками.

И вдруг раздался голос: «Тополина! Ты станешь высочайшим деревом без цветов и плодов, ты, Граната, превратишься в дерево с розовыми цветами без запаха, а ты, Кипариса, станешь печальным деревом».

Так появились тополь, гранат и кипарис.(111 слов)

                                                                                                                                            (По Кондараки).

Дополнительные задания:

  1. Выписать предложения:

1 вариант  - со сравнительным оборотом;

2 вариант – с вводным словом. 

  1. Выписать обращение:

1 вариант  - которое стоит в начале предложения;

2 вариант  - которое стоит в середине предложения.

  1. Сделать синтаксический разбор:

1 вариант  -  первого предложения;

  1. вариант  - второго предложения.

                                 4.Сочинение – рассказ.

                          5.Изложение текста, в котором сочетаются разные типы речи(2 часа).

                          6. Контрольный диктант.

Я отправился из Ростова-на-Дону на северо-запад в город Санкт-Петербург.

Сперва ехал на поезде до Москвы, побывал в вагоне-ресторане, где с аппетитом съел борщ, котлеты с картофелем, выпил компот.

В купе решил продолжить удовольствие и достал яблоки и груши. Пол-яблока и полгруши съел сам, остальное отдал соседям. Они меня угостили персиками и абрикосами, но я осилил только пол-абрикоса. В это время проводник принёс чай. У меня было пол-лимона, и я ловко разрезал эту половинку на четыре части.

А вот и Москва. Прежде чем уехать в Петербург, я успел побывать на Красной площади, полюбоваться МГУ на Воробьёвых горах.

Поезд отходил около полуночи. Я так устал, что даже не открыл своего любимого Сетона-Томпсона. (110 слов)  

Дополнительные задания:

  1. С помощью схем покажите, как образовались имена существительные:

             1 вариант                                               2 вариант

северо-запад                                                  пол-яблока

        половинка                                                       проводник

  1. Из 3-го абзаца выпишите имя существительное:

1 вариант                                               2 вариант

               Несклоняемое                                     разносклоняемое

  1. Сделайте морфологический разбор имени существительного:

     1 вариант                                               2 вариант

(из) Ростова-на-Дону                              картофелем          

                                 7.  Контрольный диктант.

                                                                    На глухарином току.

Ток- это место, где глухарь особым криком подзывает самку.

На глухарином току испытывает охотник впечатления необычайные. И самая природа глухого, дикого леса, и неизбежные ночёвки у костра, и птица, которая чудным образом пережила на земле сотни тысячелетий, переносят охотника в неведомый, сказочный мир.

Необычна весенняя любовная песня самца-глухаря. В природе нет звуков, которые были бы похожи на щёлканье, «точенье», «свирканье» лесной таинственной птицы. Когда впечатлительный охотник слушает песню глухаря, он испытывает особое чувство.

Глухарь начинает петь ранним-ранним утром, когда ещё темно. Необычайностью звука, его неповторимостью можно объяснить то удивительное обстоятельство, что неопытный охотник обычно издалека песню не слышит. Даже если у него чуткий, острый слух.(108 слов)

                                                                                                                                                     (По Соколову-Микитову).

   Дополнительные задания:

  1. Укажите способы образования слов:

     1 вариант                                               2 вариант

необычайность        неопытный

       глухариный                                                  таинственный

  1. Выпишите из 3-го абзаца текста краткое прилагательное и сделайте его морфологический разбор:

1вариант – из 1-го предложения; 

                   2вариант - из 2-го предложения.

  1. Сделайте морфемный разбор слов:

               1 вариант                                               2 вариант

весенняя        ранним

                         8.Контрольный диктант.

                                                                                             Гуппи.

В середине 19 века английский ботаник Гуппи увидел на острове Тринидад маленьких рыбок. Самочки были крупнее самцов и имели длину до шести сантиметров, но не отличались красотой. Самцы переливались всеми цветами радуги, но их длина не превышала четырёх сантиметров. Гуппи привёз рыбок в Англию. В честь этого ботаника они и получили своё название.

Живут гуппи в водоёмах Южной Америки. Взрослые особи хорошо чувствуют себя даже в океане, но предпочитают медленные реки, болота, канавы со стоячей водой и высокой температурой.

Аквариумисты разводят этих рыбок более ста лет. Путём селекции получилось много разновидностей, которые имеют различную окраску.

Гуппи не любят частой смены воды. Мальки должны находиться в той воде, в которой они появились на свет.(111 слов)

                                                                                                                                                                  (По Шевцовой).    

                                                               Дополнительные задания:

  1. Сделайте морфологический разбор глагола:

               1 вариант                                               2 вариант

       отличались                                             превышала

  1. Сделайте словообразовательный разбор глагола:

               1 вариант                                               2 вариант

        привёз                                                    появились

  1. Сделайте морфемный разбор глагола:

               1 вариант                                               2 вариант

        переливались        увидел

                                              9. Контрольный диктант .

Старые муравьи кончили совещаться. Один из них приблизился к нам с Костей. Показав лапой в нашу сторону, старый муравей сказал: «Эти два бездельника, не дожидаясь Луны, прекратили работу в самый разгар Солнечного Света!» Он возмутился тем, что мы с Костей перестали работать до захода Солнца и легли спать, укрывшись берёзовым листом. Муравей заявил, что не слышал от старейших муравьёв о таком преступлении в нашем муравейнике.

Толпа грозно загудела. «Совет Старейших Муравьёв решил приговорить этих двух преступников к Смерти!» - закричал старый муравей.

Толпа муравьёв загудела одобрительно. Костя Малинин не успел пикнуть, как к нему и ко мне подошли штук десять муравьёв. Не говоря ни слова, они схватили нас за ноги, перевернули и понесли прочь от муравейника.(116 слов)

                                                                   (По Медведеву).  

Дополнительные задания:

  1. Покажите письменно, как образовались деепричастия:          

               1 вариант                                               2 вариант

дожидаясь                       укрывшись

  1. Сделайте морфологический разбор деепричастия:

                                    1 вариант                                               2 вариант

                            показав                                                   говоря

  1. Выпишите предложение, осложнённое одним обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом:

              1 вариант                                               2 вариант

              из 1-го абзаца                             из 3-го абзаца

               10.Контрольный диктант .

Хорошо запомнился зимний подлёдный лов рыбы в пруду. Во льду, покрытом сверкающим снегом, прорубали наполнявшиеся водой лунки, выгребали из них на снег осколки прозрачного льда. В широкую треугольную прорубь спускали крылья невода. К длинным верёвкам привязывали гладко обструганные шесты. Эти шесты проталкивали под водой от лунки к лунке железными баграми, тащили за верёвку невод, широко раскрывавшийся своими крыльями.

Из воды показывались крылья невода с берестяными поплавками и глиняными грузилами на верхнем и нижнем верёвочных шнурах. Бережно вытаскивали на лёд мотню, которая была наполнена трепыхавшимися золотисто-серебряными лещами и другой крупной рыбой.

Мне навсегда запомнился этот день, рыбная ловля, весёлые мужики, делившие добычу.(104 слова)

                                                                                                                                                 (По Соколову-Микитову).

Дополнительные задания:

  1. Сделайте морфологический разбор причастия:

                                    1 вариант                                               2 вариант

                     покрытом                                               сверкающим

  1. Выпишите причастие в краткой форме:

              1 вариант                                               2 вариант

              из 1-го абзаца                             из 2-го абзаца

Рядом с выписанным причастием напишите его полную форму.

3.Сделайте морфемный разбор причастия:

                                    1 вариант                                               2 вариант

              обструганные                                 делившие

         11.Тестовая контрольная работа.

1 вариант

  1. Укажите правильный пример в образовании формы слова:

А) менее семьдесят пяти рублей;

Б) в двухстах шагах;

В) больше пятьдесят рублей;

Г) в двух тысяча пятом году.

  1. Укажите ошибку в образовании формы слова:

А) семьюдесятью способами;

Б) в трёхстах метрах;

В) две пятых потребляемой энергии;

Г) без две пятых.

  1. Укажите ошибку в написании числительного:

А) одиннадцать;

Б) четыресто;

В) четыре;

Г) шестьсот.

  1. Среди данных слов укажите числительное:

А) тройка;

Б) троекратный;

В) утроить;

Г) трое.

  1. Укажите ошибку в определении разряда числительных:

А) тысяча девятьсот пятый – порядковое;

Б) две целых пять десятых – дробное;

В) двести восемьдесят – количественное целое;

Г) полтора – собирательное.

  1. Найдите числительное, в написании которого допущена ошибка:

А) девятьсот;

Б) тринадцать;

В) двеннадцать;

Г) восемьдесят.

  1. Какое словосочетание построено неверно?

А) пятеро медвежат;

Б) трое ножниц;

В) трое девочек;

Г) семеро козлят.

  1. С каким существительным числительное обоих не сочетается?

А) обоих стульев;

        Б) обоих ружей;

        В) обоих котят;

        Г) обоих девочек.

  1. Найди ошибку в написании числительного:

А) пятисотый;

Б) 105-тысячный;

В) 5-миллионный;

Г) двух-миллиардный.

  1. Просклоняйте числительные триста шестьдесят восемь и триста шестьдесят восьмой.

        2 вариант

  1. Укажите правильный пример в образовании формы слова:

А) свыше четыре тысячи метров;

Б) с четырьмястами рублями;

В) шестистами рублями

Г) около пятьсот человек.

  1. Укажите ошибку в образовании формы слова:

А) в ста семидесяти восьми томах;  

Б)  к две тысячи пятому году;

В)  около пятиста километров;

Г) в две тысячи первом году.

  1. Укажите ошибку в написании числительного:

А) двенадцать;

Б) четыри;

В) триста;

Г) семьсот.

  1. Среди данных слов укажите числительное:

А) четвёрка;

Б) четырежды;

В) учетверить;

Г) четверо.

  1. Укажите ошибку в определении разряда числительных:

А) тридцать первый – порядковое;

Б) три восьмых – дробное;

В) триста восемьдесят – количественное целое;

Г) пятеро – порядковое.

  1. Найдите числительное, в написании которого допущена ошибка:

А) семьдесят;

Б) восемьсот;

В) семьнадцать;

Г) одиннадцать.

  1. Какое словосочетание построено неверно?

А) восьмеро щенят;

Б) двое щипцов;

В) четверо подруг;

Г) двое котят.

  1. С каким существительным числительное обеих не сочетается?

А) обеих девочек;

Б) обеих кроватей;

В) обеих друзей;

Г) обеих нянек.

  1. Найди ошибку в написании числительного:

А) семидесятый;

Б) 300-тысячный;

В) 102-миллиардный;

Г) трёх-миллионный.

  1. Просклоняйте числительные четыреста девяносто пять и четыреста девяносто пятый.

        Ответы:

                   1 вариант                                               2 вариант

  1.            2                                                            2
  2.                              4                                                            3
  3.                              2                                                            2
  4.                              4                                                            4
  5.                              4                                                            4
  6.                              3                                                            3
  7.                              3                                                            3
  8.                              4                                                            3
  9.                              4                                                            4

                                    12.Контрольный диктант.

                                                                            Как я боялся.

Когда я пришёл в школу в первый класс, я очень боялся, что у меня там будут сразу что-нибудь сложное спрашивать.

Например, сколько будет девятьсот семьдесят три и семьсот семьдесят два. Или заставят быстро читать, а я не смогу.

В это время учительница спросила меня, как моя фамилия.

Я сказал: «Я ничего не знаю!»

В классе все засмеялись.

«Свою фамилию и своё имя я знаю, но больше я ничего не знаю!»- крикнул я во всё горло.

Учительница, улыбнувшись, сказала: «Никто вас больше спрашивать ни о чём не будет».

Она добавила, что мы для того и пришли в школу, чтобы учиться и всё знать.

Тогда я смело назвал свою фамилию и своё имя. (113 слов)

                                                                                                                             (По Голявкину).  

                              Дополнительные задания:

  1. Сделайте морфологический разбор местоимения:

                          1 вариант                                               2 вариант

                           ничего                                                    ни о чём

  1. Сделайте словообразовательный разбор местоимения:

                          1 вариант                                               2 вариант

                                         что-нибудь        никто

  1. Выпишите местоимения:

  1 вариант                                                                      2 вариант

                                 вопросительно-относительное                             притяжательное                                    

                                 из 2-го абзаца                                  из 3-го абзаца

                                     

                                                                Проекты:

  1. «Языковые самородки»
  2. «Хочу научиться грамотно говорить»
  3. «Путешествие по полянке морфем»
  4. «Глаголю о глаголе»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерально¬го государственного образовательного стандарта основ¬ного общего образования второго поколения, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Рабочей п

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерально­го государственного образовательного стандарта основ­ного общего образования второго поколения, Примерной программы осн...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф

Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...

Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы .Разработана на основе: - программы: « Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. ,Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы »

lt;>Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон ...

Рабочая программа по русскому языку на основе авторской программы М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, Л.А. Тростенцовой, А.Д. Дейкиной (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и др.)

Рабочая учебная программа по русскому языку основного общего образования   составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по р...