Рабочая программа по русскому языку
рабочая программа (русский язык, 5 класс) по теме
Рабочая программа по русскому языку 5 класс. УМК Львова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_5_klass_lvov.docx | 109.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Большекарайская средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрено» Руководитель МО ____________/____________/ ФИО Протокол № ____ от «___»___________2011___г. | «Согласовано» Заместитель руководителя по УВР МОУ «Большекарайская СОШ » ____________/______________/ ФИО «___»____________2011___г. | «Утверждаю» Руководитель МОУ «Большекарайская СОШ» ____________/______________/ ФИО Приказ № _____ от «___»___________2011___г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Швецовой Веры Викторовны
/II квалификационная категория/
русский язык
5 класс
с. Большой Карай
2011 - 2012_ учебный год
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Большекарайская средняя общеобразовательная школа»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
5 КЛАСС (210 ЧАСОВ)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования, Примерной программы по русскому языку для 5-9 классов, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации и учебной программы по русскому языку для 5-11 классов допущенной МО РФ в 2006 г. (автор-составитель: Львова С.И.)
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса представляет собой целостный документ, включающий семь разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения; список литературы(основной и дополнительной); приложение.
Место учебного предмета на данной ступени общего образования.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации. Он служит средством:
а) общения во всех сферах жизни (в быту, между гражданами и учреждениями, в научном и художественно-словесном творчестве); б) хранения и передачи информации;
в) связи поколений русских людей, живших в разные эпохи.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Он неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех школьных дисциплин, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
На изучение предмета «Русский язык» в 5 классе отводится 210 часов. Из них 10 часов – на проведение контрольных работ, 19 часов – на уроки развития речи.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 5 классе продолжает формироваться и развиваться коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Содержание курса русского языка ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. В связи с этим курс русского языка направлен на достижение следующих целей:
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Новизна данной учебной программы заключается в его научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Большее количество часов выделено на принципиально значимую тему («Обособленные члены предложения -20 часов), способствующую развитию пунктуационной грамотности учащихся. Кроме того, реализуется идея дифференцированного подхода к обучению. Выражается это, прежде всего, в выделении дополнительного материала (он обозначен *), расширяющего основное содержание программы и являющегося необязательным для усвоения всеми учащимися. Необходимость дифференциации продиктована неподготовленностью отдельных школьников к восприятию лингвистической теории, поскольку опыт общения на научные темы у них практически отсутствует.. Поэтому в ряде случаев в программе предлагается знакомить учеников с тем или иным языковым явлением, но при этом не требовать от них запоминания (например, все случаи обособления согласованных приложений, обстоятельств, отсутствие или наличие запятой перед союзом как). Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для повторения в начале и в конце года выделены специальные часы. Кроме того, включены отдельные уроки – «Повторим орфографию!» по наиболее трудным в орфографическом отношении темам (например, написание НЕ с существительными, прилагательными, глаголами, глагольными формами, наречиями; Н и НН в суффиксах прилагательных, причастий, наречий).
Межпредметные связи на уроках русского языка.
В школе изучается русский литературный язык, поэтому наиболее тесные и органические связи русского языка как предмета осуществляется с литературой. При обучении русскому языку широко используются программные художественные произведения для наблюдений за употреблением отдельных слов, грамматических форм, разнообразных синтаксических конструкций, средств связи предложений и частей текста. Кроме того, связь с курсами истории, географии, МХК, других видах искусства (музыки, живописи) позволяет воспитывать в учащихся чувства гордости и патриотизма по отношению к русской культуре, истории и языку, обеспечивает лучшее понимание школьниками изучаемого материала и более высокий уровень владения навыками по русскому языку.
Формы организации учебного процесса чрезвычайно разнообразны и предполагают парную, индивидуальную, групповую работу, осуществляемую на уроках изучения нового материала, обобщения и систематизации знаний, уроках развития речи, практикумах.
Контроль знаний, умений и навыков учащихся осуществляется дифференцированными заданиями индивидуального, группового, тестового характера, развернутых ответов на поставленный вопрос, устных и письменных творческих работ, направленных на совершенствование языковой и коммуникативной компетенций, необходимых для успешной учебной деятельности.
Учебно-тематическое планирование
по русскому языку
Класс 5
Учитель Швецова Вера Викторовна
Количество часов
Всего 210 час; в неделю 6 час.
Плановых контрольных уроков 14 , зачетов ___, тестов ___ ч.;
Административных контрольных уроков ___ч.
Планирование составлено на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования, Примерной программы по русскому языку для 5-9 классов, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации и учебной программы по русскому языку для 5-11 классов, допущенной МО РФ в 2006 г. (автор-составитель: Львова С.И.)
Учебник: «Русский язык», С.И.Львова, В.В.Львов; учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждений в 3-х частях. –Издательство «Мнемозина», Москва, 2009 г.
Дополнительная литература: журнал «Русский язык в школе» №5, 2007г. - №3, 2008 г. Москва ООО «Наш язык».
№ | Содержание | Общее кол-во часов по разделу | Кол-во часов по теме | Контроль, л/р, п/р и т.д. | Дата | Примечания | |
План. | Факт. | ||||||
Введение. | 1 | ||||||
1 | Лингвистика. | 1 | Беседа, упражнения.ИКТ | ||||
Фонетика. Графика. Орфоэпия. | 14 | ||||||
2 | Фонетика. | 1 | Упражнения, практикум. | ||||
3 | Гласные и согласные звуки. | 1 | Беседа, упражнения. | ||||
4 | Фонетический разбор слова. | 1 | Упражнения, практикум. | ||||
5 | Сочинение «Сказочный образ Царевны-Лебеди». | 1 |
| Работа с текстом, иллюстр. мат. | |||
6 | Звукопись. | 1 | Работа с текстом, практикум. | ||||
7 | Слог. Ударение. | 1 | Упражнения, практикум. | ||||
8 | Орфоэпия. Произношение гласных звуков. | 1 | Работа со словарём, практикум. | ||||
9 | Произношение согласных звуков. | 1 | Работа со словарём, практикум. | ||||
10 | Произношение в иностранных словах перед е твёрдых и мягких согласных. | 1 | Работа со словарём, практикум. ИКТ | ||||
11 | Графика. Алфавит и его использование. | 1 | Беседа, работа с текстом. | ||||
12 | Звуки и буквы. | 1 | Упражнения, практикум. | ||||
13 | Обозначение звуков с помощью букв е,ё,ю,я. | 1 | Упражнения, практикум, тест | ||||
14 | Контрольный диктант. | 1 | Урок контроля. | ||||
15 | Анализ контрольного диктанта. | 1 | Упражнения, практикум. ИКТ | ||||
Морфемика. | 8 | ||||||
16 | Морфемика. Морфема- значимая часть слова. | 1 | Беседа, упражнения. | ||||
17 | Поморфемное письмо. | 1 | Упражнения, практикум. | ||||
18 | Однокоренные слова. Корни-омонимы. | 1 | Упражнения, практикум, тест | ||||
19 | Этимология. | 1 | Работа со словарём. Практикум, исследовательская деятельность. | ||||
20 | Чередование гласных и согласных в морфемах. Обобщение по теме «Морфемика». | 1 | Упражнения, практикум. ИКТ | ||||
21 | Контрольная работа. | 1 | Урок контроля. | ||||
22 | Работа над ошибками. | 1 | Упражнения, практикум. | ||||
Лексикология. | 7+1 | ||||||
23 | Лексикология. | 1 | Работа со словарём, упражнения. | ||||
24 | Способы объяснения лексического значения слова. | 1 | Работа со словарём, исследовательская деятельность. | ||||
25 | Самостоятельная работа. Изложение. | 1 |
| Работа с текстом. | |||
26 | Анализ изложения. | 1 | Редактирование текста. | ||||
27 | Тематические группы слов. | 1 | Беседа, практикум. | ||||
28 | Тематические группы слов. | 1 | Практикум, тренинг. | ||||
29 | Обобщение по теме «Лексикология». | 1 | Упражнения, практикум, тест | ||||
30 | Резервный урок. Обобщение по теме «Морфемика». | 1 | практикум, тест. ИКТ | ||||
Орфография. | 15+1 | ||||||
31 | Орфография Понятие об орфографии и её разделах | 1 | Беседа, упражнения. | ||||
32 | Понятие об орфографии и её разделах. | 1 | Упражнения, практикум. | ||||
33 | Правила правописания морфем. | 1 | Упражнения, практикум. ИКТ | ||||
34 | Правописание безударных гласных в корне слова. | 1 | Практикум, упражнения. | ||||
35 | Правописание безударных гласных в корне слова. | 1 | Практикум, тренинг, тест | ||||
36 | Правописание согласных в корнях слов. | 1 | Упражнения, практикум. | ||||
37 | Правописание согласных в корнях слов. | 1 | Практикум, тренинг, тест. ИКТ | ||||
38 | Объяснительный диктант. Орфограммы в корне. | 1 | Проверочные задания. | ||||
39 | Правописание безударных е и и в окончаниях имён существительных. | 1 | Упражнения, практикум. | ||||
40 | Правописание безударных е и и в окончаниях имён существительных. | 1 | Практикум. Тест. | ||||
41 | Правописание безударных е и и в личных окончаниях глаголов. | 1 | Упражнения, практикум. Тест. ИКТ | ||||
42 | Ь после шипящих. | 1 | Упражнения, практикум. | ||||
43 | Правописание –тся и –ться в глаголах. | 1 | Упражнения, практикум. | ||||
44 | Разделительные ъ и ь . | 1 | Упражнения, практикум | ||||
45 | Контрольный диктант. | 1 | Урок контроля. | ||||
46 | Анализ контрольного диктанта. Слитные, раздельные и дефисные написания. | 1 | Упражнения, практикум. ИКТ | ||||
47 | Резервный урок. | ||||||
Морфология. | 8+1 | ||||||
48 | Морфология. Части речи в русском языке | 1 | Беседа, упражнения. | ||||
49 | Самостоятельные части речи. Наречие. | 1 | Упражнения, практикум | ||||
50 | Служебные части речи. | 1 | Упражнения. тест. | ||||
51 | Резервный урок. | 1 | |||||
52 | Образование форм слова с помощью окончания. | 1 | Упражнения, практикум | ||||
53 | Образование форм слова с помощью окончания. | 1 | Упражнения, практикум | ||||
54 | Культура речи. Соблюдение норм русского литературного языка. | 1 | Упражнения, тренинг. ИКТ | ||||
55 | Употребление в речи этикетных слов. | 1 | Тренинг. ИКТ | ||||
56 | Резервный урок. | 1 | |||||
Синтаксис. | 24+1 | ||||||
57 | Синтаксис. Словосочетание как единица синтаксиса. | 1 | Упражнения. | ||||
58 | Словосочетание как единица синтаксиса. | 1 | Упражнения, практикум | ||||
59 | Предложение как единица синтаксиса. Интонация предложения. | 1 | Упражнения, практикум | ||||
60 | Главные члены предложения. Подлежащее. | 1 | Упражнения. | ||||
61 | Сказуемое. | 1 | Упражнения, практикум, тест | ||||
62 | Второстепенные члены предложения. Определение и дополнение. | 1 | Практикум. ИКТ | ||||
63 | Виды обстоятельств. | 1 | Упражнения, практикум. Тест. | ||||
64 | Обобщение по теме «Члены предложения». | 1 | Упражнения. | ||||
65 | Резервный урок. | 1 | Работа с текстом, упражнения. | ||||
66 | Виды предложений по цели высказывания. | 1 | Практикум, работа с текстом. | ||||
67 | Виды предложений по эмоциональной окраске. | 1 | Практикум, работа с текстом. | ||||
68 | Виды предложений по наличию второстепенных членов. | 1 | Упражнения, работа с текстом. | ||||
69 | Виды предложений по количеству грамматических основ. | 1 | Упражнения, работа с текстом. ИКТ | ||||
70 | Бессоюзные и сложносочинённые предложения. | 1 | Работа с текстом, практикум. | ||||
71 | Простое осложнённое предложение. Предложение с однородными членами. | 1 | Упражнения, работа с текстом. | ||||
72 | Обобщающие слова при однородных членах предложения. | 1 | Упражнения, работа с текстом. тест | ||||
73 | Предложения с обращениями. | 1 | Упражнения, работа с текстом. | ||||
74 | Знаки препинания в предложении с обращением. | 1 | Упражнения, работа с текстом. Тест. ИКТ | ||||
75 | Предложения с вводными словами. | 1 | Упражнения, работа с текстом. | ||||
76 | Предложения с вводными словами. | 1 | Упражнения, работа с текстом. | ||||
77 | Предложения со сравнительными оборотами. | 1 | Упражнения, работа с текстом. | ||||
78 | Предложения с прямой речью. | 1 | Упражнения, работа с текстом. | ||||
79 | Диалог. | 1 | Упражнения, работа с текстом. | ||||
80 | Прямая речь. Диалог. | 1 | Контрольное списывание. ИКТ | ||||
81 | Резервный урок. | 1 | Тренинг. | ||||
Пунктуация. | 11 | ||||||
82 | Пунктуация. Роль знаков препинания. | 1 | Упражнения, работа с текстом. | ||||
83 | Знаки завершения. | 1 | Практикум, упражнения. | ||||
84 | Знаки препинания внутри простого предложения. | 1 | Практикум, упражнения. | ||||
85 | Знаки препинания между частями сложного предложения. | 1 | Практикум, упражнения. | ||||
86 | Знаки препинания в предложениях с прямой речью. | 1 | Практикум, работа с текстом. | ||||
87 | Подготовка к изложению. | 1 | Работа с текстом. | ||||
88 | Изложение. | 1 |
| Конструирование текста. | |||
89 | Анализ изложения. | 1 | Работа с текстом, практикум. | ||||
90 | Проект: «Достойные внимания знаки препинания» | 1 | Защита проекта. ИКТ | ||||
91 | Контрольный диктант. | 1 | Урок контроля. | ||||
92 | Анализ контрольного диктанта. | 1 | Практикум. ИКТ | ||||
Текстоведение. | 10 | ||||||
93 | Текстоведение. Тема и основная мысль текста. | 1 | Работа с текстом, упражнения. | ||||
94 | Признаки текста. | 1 | Работа с текстом, упражнения. | ||||
95 | Типы речи. Повествование. | 1 | Работа с текстом, упражнения. | ||||
96 | Описание. | 1 | Работа с текстом, упражнения. | ||||
97 | Рассуждение. | 1 | Работа с текстом, упражнения. | ||||
98 | План текста. | 1 | Работа с текстом. ИКТ | ||||
99 | Изложение. | 1 | Конструирование текста. | ||||
100 | Закрепление темы «Типы речи» Проект: «Повествуем. Описываем. Рассуждаем» | 1 | Защита проекта. ИКТ | ||||
101 | Анализ изложения. | 1 | Работа с текстом, практикум. тест | ||||
102 | Основные нормы построения текста. | 1 | Работа с текстом. | ||||
Словообразование. | 18 | ||||||
103 | Словообразование. Приставочный и суффиксальный способы словообразования. | 1 | Упражнения. Тренинг. | ||||
104 | Сложение как способ словообразования. | 1 | Упражнения. ИКТ | ||||
105 | Словообразовательная пара. Словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо. | 1 | Работа со словарём, упражнения. | ||||
106 | Правописание букв а-о в корнях –лаг-//-лож-, -кос-//-кас-. | 1 | Упражнения, практикум тест | ||||
107 | Правописание букв а-о в корнях –раст-//-ращ-//-рос-. | 1 | Упражнения, практикум. | ||||
108 | Буквы о-ё после шипящих в корнях слов. | 1 | Упражнения, практикум. | ||||
109 | Сочинение по картине. | 1 | Работа с текстом, иллюстративным материалом. | ||||
110 | Словообразование имён существительных. | 1 | Упражнения, работа со словарём. | ||||
111 | Словообразование имён прилагательных. | 1 | Упражнения,работа со словарём | ||||
112 | Словообразование глаголов. | 1 | Упражнения, практикум. ИКТ | ||||
113 | Изложение. | 1 |
| Конструирование текста. | |||
114 | Правописание приставок на з/с. | 1 | Упражнения, тест | ||||
115 | Значения приставок пре- и при-. | 1 | Упражнения. | ||||
116 | Объяснительный диктант. | 1 | Работа с текстом. | ||||
117 | Образование слова и его морфемное строение. | 1 | Упражнения, практикум. | ||||
118 | Обобщение изученного материала. | 1 | Практикум, тест. ИКТ | ||||
119 | Контрольный диктант. | 1 | Урок контроля. | ||||
120 | Анализ диктанта. | 1 | Практикум. ИКТ | ||||
Лексикология и фразеология. | 14 | ||||||
121 | Лексикология и фразеология. Слова однозначные и многозначные. | 1 | Беседа, упражнения. | ||||
122 | Средства художественной изобразительности: сравнение, метафора, олицетворение, эпитет. | 1 | Работа с текстом, упражнения. | ||||
123 | Синонимы. Антонимы. Омонимы. | 1 | Упражнения, работа с текстом. | ||||
124 | Сочинение на тему «Берёзовая роща». | 1 | Конструирование текста, работа с иллюстративным материалом. | ||||
125 | Исконно русские и заимствованные слова. | 1 | Беседа, исследовательская деятельность, упражнения. ИКТ | ||||
126 | Написание букв ы-и после ц. | 1 |
| Упражнения, тест | |||
127 | Лексика ограниченного употребления. | 1 | Упражнения. | ||||
128 | Устаревшие слова. | 1 | Упражнения, практикум. ИКТ | ||||
129 | Контрольное списывание с элементами сочинения. | 1 | Урок контроля ,конструир. текста. | ||||
130 | Фразеология. | 1 | Работа с текстом, упражнения. | ||||
131 | Фразеология. | 1 | Работа с текстом, упражнения. | ||||
132 | Обобщающий урок по теме «Лексикология и фразеология». Проект: Интересная фразеология. | Защита проекта. ИКТ | |||||
133 | Контрольный диктант. | 1 | Урок контроля. | ||||
134 | Анализ контрольного диктанта. | 1 | Практикум. ИКТ | ||||
Морфология. Имя существительное. | 21+1 | ||||||
135 | Морфология. Самостоятельные и служебные части речи. | 1 | Беседа, упражнения. | ||||
136 | Языковые значения. | 1 | Упражнения. | ||||
137 | Признаки имён существительных. | 1 | Упражнения. | ||||
138 | Правописание суффиксов -чик-,-щик-. | 1 | Упражнения, тест | ||||
139 | Правописание суффиксов -чик-,-щик-. | 1 | Упражнения, работа с текстом. | ||||
140 | Правописание суффиксов –ек-,-ик-(-чик-). | 1 | Упражнения. | ||||
141 | Постоянные морфологические признаки имени существительного.Собственные и нарицательные. | 1 | Упражнения. ИКТ | ||||
142 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. | 1 | Упражнения. | ||||
143 | Род имён существительных. | 1 | Упражнения, практикум. | ||||
144 | Склонение имён существительных. | 1 | Упражнения. | ||||
145 | Слитное и раздельное написание не с именами существительными. | 1 | Упражнения. ИКТ | ||||
146 | Слитное и раздельное написание не с именами существительными. | 1 | Упражнения, практикум. тест | ||||
147 | Непостоянные морфологические признаки имён существительных. | 1 | Практикум. | ||||
148 | Безударные окончания е и и в именах существительных. | 1 | Упражнения. ИКТ | ||||
149 | Безударные окончания е и и в именах существительных. | 1 | Упражнения, практикум. | ||||
150 | Контрольный диктант. | 1 | Урок контроля. | ||||
151 | Анализ контрольного диктанта. | 1 | Упражнения, практикум. | ||||
152 | Культура речи. Правильное употребление имён существительных. | 1 | Упражнения. | ||||
153 | Орфоэпические, грамматические и лексические нормы . | 1 | Практикум. ИКТ | ||||
154 | Контрольное изложение. | 1 | Урок контроля, работа с текстом. | ||||
155 | Анализ изложения. | 1 |
| Редактирование текста. | |||
156 | Резервный урок. | 1 | |||||
Имя прилагательное. | 12 | ||||||
157 | Имя прилагательное. Общее значение имени прилагательного. Употребление прилагательных в речи. | 1 | Беседа, упражнения. | ||||
158 | Сочинение по картине В.М.Васнецова «Алёнушка» | 1 | Конструирование текста. | ||||
159 | Морфологические признаки имени прилагательного. Качественные имена прилагательные. | 1 | Упражнения. ИКТ | ||||
160 | Относительные и притяжательные имена прилагательные. | 1 | Упражнения. тест | ||||
161 | Непостоянные морфологические признаки имён прилагательных. Форма сравнительной степени. | 1 | Упражнения. | ||||
162 | Прилагательные в форме превосходной степени. | 1 | Упражнения. | ||||
163 | Полные и краткие формы имён прилагательных. | 1 | Упражнения, практикум. | ||||
164 | Правописание безударных окончаний имён прилагательных. | 1 | Упражнения. тест | ||||
165 | Контрольный диктант. | 1 | Урок контроля. | ||||
166 | Анализ контрольного диктанта. | 1 | Практикум. ИКТ | ||||
167 | Синтаксическая роль имени прилагательного. | 1 | Упражнения. | ||||
168 | Культура речи. Правильное употребление имён прилагательных. | 1 | Практикум. | ||||
Глагол. | 26+1 | ||||||
169 | Глагол. Общее значение глаголов. | 1 | Беседа, упражнения. | ||||
170 | Употребление глагола в речи. | 1 | Практикум. | ||||
171 | Инфинитив. | 1 | Упражнения. | ||||
172 | Инфинитив. | 1 | Упражнения. ИКТ | ||||
173 | Постоянные морфологические признаки глаголов. Вид глагола. | 1 | Упражнения. тест | ||||
174 | Видовые пары глаголов. | 1 | Упражнения. | ||||
175 | Правописание глагольных суффиксов –ыва-(-ива-),-ова-,(-ева-) | 1 | Упражнения, практикум. тест | ||||
176 | Переходные и непереходные, возвратные и невозвратные глаголы. | 1 | Упражнения. | ||||
177 | Правописание корней с чередующимися гласными е-и . | 1 | Упражнения. тест | ||||
178 | Наклонения глагола. | 1 | Упражнения. ИКТ | ||||
179 | Условное наклонение. | 1 | Упражнения. | ||||
180 | Повелительное наклонение. | 1 | Упражнения, работа с текстом. | ||||
181 | Повелительное наклонение. | 1 | Упражнения. | ||||
182 | Повелительное наклонение. | 1 | Упражнения, практикум. | ||||
183 | Изъявительное наклонение. Изменение глаголов по временам. | 1 | Упражнения. ИКТ | ||||
184 | Прошедшее время глаголов. | 1 | Упражнения. | ||||
185 | Настоящее время глаголов. | 1 | Упражнения, работа с текстом | ||||
186 | Безличные глаголы. | 1 | Упражнения. | ||||
187 | Безличные глаголы. Изложение. | 1 | Упражнения, работа с текстом. | ||||
188 | Безличные глаголы. | 1 | Упражнения. | ||||
189 | Синтаксическая роль глагола. | 1 | Упражнения, практикум. | ||||
190 | Культура речи. Правильное употребление глаголов. Орфоэпические и грамматические нормы. | 1 | Упражнения, практикум. ИКТ | ||||
191 | Лексические нормы. | 1 | Практикум, тест | ||||
192 | Изложение-миниатюра. | 1 | Работа с текстом. | ||||
193 | Контрольный диктант. | 1 | Урок контроля. | ||||
194 | Анализ контрольного диктанта. | 1 | Практикум. ИКТ | ||||
195 | Резервный урок. | ||||||
Повторение изученного в 5 классе. | 15 | ||||||
196 | Роль языка в жизни общества. | 1 | Беседа, упражнения. | ||||
197 | Изложение с самостоятельно составленным продолжением. | 1 | Работа с текстом, конструирование текста. | ||||
198 | Анализ изложения. | 1 | Редактирование текста | ||||
199 | Повторение правописания гласных и согласных в морфемах слова. | 1 | Практикум. Тест. ИКТ | ||||
200 | Повторение разделов лингвистики. | 1 | Упражнения, практикум. ИКТ | ||||
201 | Повторение разделов лингвистики. Проект: «Загадочный русский язык» | 1 | Защита проекта. ИКТ | ||||
202 | Средства художественной выразительности. Синонимы. | 1 | Практикум. | ||||
203 | Правописание глаголов. | 1 | Практикум. ИКТ | ||||
204 | Роль окончания в словах разных частей речи. | 1 | Практикум. ИКТ | ||||
205 | Роль окончания в словах разных частей речи. | 1 | Практикум, тест | ||||
206 | Части речи и члены предложения. | 1 | Упражнения, практикум. | ||||
207 | Части речи и члены предложения. | 1 | Упражнения, практикум. ИКТ | ||||
208 | Контрольный диктант. | 1 | Урок контроля. | ||||
209 | Анализ контрольного диктанта. | 1 | Практикум. ИКТ | ||||
210 | Подведение итогов года. | 1 | Беседа. |
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА.
Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции.
(13 часов)
Умение общаться – важная часть культуры человека.
Разновидность речевого общения: непосредственное и опосредованное; устное и письменное; диалогическое и монологическое; их особенности.
Сферы речевого общения: бытовая, социально-культурная, научная.
Ситуация речевого. Овладение нормами речевого поведения в типичных ситуациях общения.
Условия речевого общения. Успешность речевого общения как достижение прогнозируемого результата. Причины коммуникативных неудач и пути их преодоления.
Речевая деятельность
Речь как деятельность.
Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо. Особенности каждого вида речевой деятельности.
Чтение. Культура работы с книгой.
Аудирование (слушание). Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего. Понимание на слух информации художественных, публицистических, учебно-научных, научно-популярных текстов, их основной и дополнительной информации, установление смысловых частей текста, определение их связей.
Говорение. Продуцирование устных монологических высказываний на социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные и др. темы. Участие в диалогах различных видов.
Письмо. Овладение умениями адекватно передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в письменной форме с заданной степенью свернутости (изложение подробное, сжатое, выборочное;). Создание собственных письменных текстов на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные и др. темы на основе отбора необходимой информации. Написание сочинений различных функциональных стилей с использованием разных функционально-смысловых типов речи.
Текст как продукт речевой деятельности
Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная цельность, связность текста. Тема, коммуникативная установка, основная мысль текста. Микротема текста.
Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение
Способы развития темы в тексте. Структура текста.
Композиционно-жанровое разнообразие текстов.
Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, принадлежности к функционально-смысловому типу, функциональному стилю. Выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, сферы, ситуации и условий общения.
Функциональные разновидности языка
Функциональные разновидности языка: разговорный язык, функциональные стили: научный, публицистический, язык художественной литературы.
Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для разговорного языка, научного, публицистического, официально-делового стилей. Особенности языка художественной литературы.
Культура речи
Понятнее культуре речи. Нормативность, уместность, эффективность, соответствие нормам речевого поведения - основные составляющие культуры речи.
Выбор и организация языковых средств в соответствии со сферой, ситуацией и условиями речевого общения как необходимое условие достижения нормативности, эффективности, этичности речевого общения.
Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенции.
Общие сведения о русском языке (2 часа)
Наука о русском языке, ее основные разделы. Язык как основное средство общения.
Русский язык как развивающееся явление. Лексические и фразеологические новации последних лет. Необходимость бережного и сознательного отношения к русскому языку как к национальной ценности.
Культура речи. Связь культуры поведения человека и культуры речевого высказывания. Норма как правильное употребление в речи языковых единиц. Нормы, связанные с различными областями языка: нормы орфоэпические, грамматические, лексические; нормы построения текста. Место орфографических и пунктуационных норм в системе культуры речи. Речевой этикет как правила речевого поведения.
Понятие речевой ситуации. Речевые формулы приветствия, прощания, просьбы, благодарности.
Словарь как вид справочной литературы. Словари лингвистические и нелингвистические. Основные виды лингвистических словарей: толковые, этимологические, орфографические, орфоэпические, морфемные и словообразовательные, словари синонимов, антонимов, фразеологические словари.
Фонетика. Орфоэпия. Графика. (15 часов)
Фонетика и орфоэпия как разделы науки о языке.
Система гласных и согласных звуков русского языка: гласные ударные и безударные; согласные звонкие и глухие; согласные мягкие и твердые. Парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по мягкости и твердости. Сонорные согласные. Шипящие согласные.
Изменения звуков в речевом потоке. Изменение качества гласного звука в безударной позиции. Оглушение и озвончение согласных звуков.
Характеристика отдельного звука речи и анализ звуков в речевом потоке. Соотношение звука и буквы.
Фонетическая транскрипция. Объяснение особенностей произношения и написания слова с помощью элементов транскрипции.
Связь фонетики с графикой и орфографией.
Основные выразительные средства фонетики. Понимание и оценка звукописи как одного из выразительных средств русского языка. Словесное ударение как одно из средств создания ритма стихотворного текста.
Понятие об орфоэпической норме. Овладение основными правилами литературного произношения и ударения: нормы произношения безударных гласных звуков; произношение мягкого или твердого согласного перед [э] в иноязычных словах; произношение сочетания согласных (чн, чт и др.); грамматических форм (прилагательных на -его, -ого , возвратных глаголов с -ся, -сь и др
Особенность ударения в русском языке (силовое и количественное, подвижное, разноместное).
Применение знаний и умений по фонетике в практике правописания.
Морфемика (состав слова) и словообразование (26 часов)
Морфемика и словообразование как разделы науки о языке.
Морфема как минимальная значимая единица языка. Отличие морфемы от других языковых единиц.
Виды морфем. Корневые и некорневые морфемы. Корень. Однокоренные слова. Словообразовательные и словоизменительные морфемы. Основа слова. Окончание. Приставка, суффикс как словообразовательные морфемы.
Морфемные словари русского языка.
Чередование гласных и согласных в корнях слов. Варианты морфем.
Возможность исторических изменений в структуре слова. Понятие об этимологии. Этимологические словари русского языка.
Основные способы образования слов.
Образование слов с помощью морфем (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный). Сложение как способ словообразования. Виды сложения.
Словообразовательные словари русского языка..
Членение слова на морфемы. Уточнение лексического значения слова с опорой на его морфемный состав. Определение основных способов словообразования. Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания.
Лексикология и фразеология (24 час)
Лексикология как раздел науки о языке.
Лексика как словарный состав, совокупность слов данного языка.
Слово - основная единица языка. Отличие слова от других языковых единиц.
Лексическое значение слова. Основные способы передачи лексических значений слов. Толкование лексического значения слова с помощью описания, толкования, подбора синонимов, антонимов, однокоренных слов.
Однозначные и многозначные слова.
Прямое и переносное значения слова. Понимание основания для переноса наименования (сходство, смежность объектов или признаков).
Основные виды тропов, основанные на употреблении слова в переносном значении (метафора, олицетворение, эпитет и др.). Наблюдение за использованием переносных значений слов в устных и письменных текстах.
Толковые словари русского языка и их использование для определения, уточнения лексического значения слов.
Лексические омонимы как слова, тождественные по звучанию и написанию, но различные по лексическому значению. Различение омонимов и многозначных слов в речи.
Синонимы как слова, близкие или тождественные по лексическому значению. Смысловые и стилистические различия синонимов. Словари синонимов русского языка и их использование. Наблюдение за использованием синонимов в устных и письменных текстах. Выявление смысловых и стилистических различий синонимов. Использование синонимов как средства связи предложений в тексте и как средства устранения неоправданного повтора.
Антонимы как слова, противоположные по лексическому значению. Словари антонимов русского языка. Наблюдение за использованием антонимов в устных и письменных текстах.
Историческая изменчивость словарного состава языка. Образование новых слов и заимствование как основные пути пополнения словарного состава языка.
Исконно русские и заимствованные слова. Основные причины заимствования слов. Основные языки-источники лексических заимствований в русском языке.
Фразеология как раздел лексикологии.
Различия между свободными сочетаниями слов и фразеологическими оборотами. Нейтральные и стилистически окрашенные фразеологизмы, особенности их употребления в речи.
Фразеологическое богатство русского языка. Пословицы и поговорки, афоризмы и крылатые слова; их уместное употребление в речевой практике. Фразеологические словари русского языка и их использование.
Лексические и стилистические нормы русского языка. Употребление слова в точном соответствии с его лексическим значением. Учет лексической сочетаемости слов в речи. Учет стилистических характеристик слов при употреблении их в речи.
Основные выразительные средства лексики и фразеологии. Наблюдение за использованием синонимов, антонимов, фразеологизмов, слов в переносном значении, диалектизмов и т.д. как средства выразительности в художественных и публицистических текстах
Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
Морфология (59 часов)
Морфология как раздел грамматики.
Грамматическое значение слова и его отличие от лексического значения.
Система частей речи в русском языке. Принципы выделения частей речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.
Самостоятельные и служебные части речи.
Общая характеристика самостоятельных частей речи.
Имя существительное как часть речи. Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Нарицательные и собственные имена существительные. Род как постоянный признак существительного. Существительные мужского, женского, среднего, общего рода; существительные, не имеющие родовой характеристики. Число имен существительных. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа. Система падежей в русском языке. Типы склонений имен существительных. Склоняемые и несклоняемые имена существительные. Разносклоняемые существительные. Правильное употребление имен существительных в речи.
Имя прилагательное как часть речи. Прилагательные качественные, относительные и притяжательные. Род, число и падеж имен прилагательных. Зависимость рода, числа и падежа прилагательного от существительного. Степени сравнения качественных прилагательных, их образование и грамматические признаки. Полные и краткие качественные прилагательные, их грамматические признаки. Особенности употребления прилагательных в разных стилях речи. Правильное употребление имен прилагательных в речи.
Глагол как часть речи. Инфинитив. Глаголы совершенного и несовершенного вида. Переходные и непереходные глаголы. Безличные глаголы Изъявительное, повелительное и условное (сослагательное) наклонения глагола. Настоящее, будущее и прошедшее время глагола в изъявительном наклонении. Спряжение глаголов. Лицо и число. Изменение по родам глаголов в форме условного (сослагательного) наклонения и изъявительного наклонения (прошедшее время). Разноспрягаемые глаголы. Правильное употребление глаголов в речи.
Определение принадлежности слова к определенной части речи по его грамматическим признакам. Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания и проведения синтаксического анализа предложения.
Соблюдение основных морфологических норм русского литературного языка.
Правильное употребление в речи имен существительных с учетом их родовой отнесённости и особенностей образования форм именительного и родительного падежа множественного числа, Правильное употребление в речи степеней сравнения и полных и кратких форм имен прилагательных. Правильное употребление в речи личных форм глагола, а также форм повелительного наклонения. Использование словарей грамматических трудностей русского языка.
Синтаксис и пунктуация (37 часов)
Синтаксис как раздел грамматики. Связь синтаксиса и морфологии.
Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды и средства синтаксической связи.
Словосочетание. Основные признаки словосочетания; смысловая и грамматическая связь главного и зависимого слова в словосочетании. Основные виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: именные, глагольные. Предложение. Предложение как основная единица синтаксиса и как минимальное речевое высказывание. Основные признаки предложения и его отличия от других языковых единиц.
Виды предложений по цели высказывания: невопросительные (повествовательные, побудительные) и вопросительные. Виды предложений по эмоциональной окраске: невосклицательные и восклицательные. Интонационные и смысловые особенности повествовательных, побудительных, вопросительных, восклицательных предложений.
Синтаксическая структура предложения. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Предложения простые и сложные.
Простое предложение. Синтаксическая структура простого предложения. Главные члены двусоставного предложения. Способы выражения подлежащего
Второстепенные члены предложения: определения, дополнение, обстоятельство. Способы выражения второстепенных членов предложения.
Односоставные предложения. Главный член односоставного предложения. Предложения распространенные и нераспространенные. Предложения с однородными членами. Средства связи однородных членов предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами. Однородные и неоднородные определения. Стилистические особенности предложений с однородными членами.
Обращение, его функции и способы выражения. Интонация предложений с обращением. Наблюдение за употреблением обращений в разговорной речи, языке художественной литературы и официально-деловом стиле.
Способы передачи чужой речи. Текст. Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста.
Соблюдение основных синтаксических норм русского литературного языка в собственной речи.
Основные выразительные средства синтаксиса. Использование различных синтаксических конструкций кг средства усиления выразительности речи (восклицательные предложения, обращения, предложения с однородные членами и т.д.)
Пунктуация как система правил правописания предложений. Основные принципы русской пунктуации. Знаки препинания, их функции..
Знаки препинания в конце предложения.
Знаки препинания в простом предложении (тире между подлежащим и сказуемым)
Знаки препинания в предложениях с однородными членами .Знаки препинания в сложном предложении. Знаки препинания в предложениях с прямой речью.
Правописание: орфография (22 часа)
Орфография как система правил правописания слов и их форм. Разделы и основные принципы русской орфографии. Понятие орфограммы.
Правописание гласных и согласных в корнях слов.
Правописание гласных и согласных в приставках.
Правописание суффиксов в словах разных частей речи.
Правописание окончаний в словах разных частей речи.
Употребление ъ и ь.
Правописание гласных после шипящих и ц
Слитное и дефисное написание слов.
Употребление строчной и прописной букв.
Правила переноса.
Распределение учебного времени
по УМК С.И.Львовой, В.В.Львова. «Русский язык» для 5 класса
общеобразовательных учреждений ( М.: Мнемозина, 2009 г.)
6 часов в неделю, 35 недель
Раздел | Количество часов |
Введение. Лингвистика. | 1 |
Фонетика. Графика. Орфоэпия. | 14 |
Морфемика. | 7 |
Лексикология. | 8 |
Орфография. Морфология. Синтаксис. | 15 8 26 |
Пунктуация. Текстоведение. | 10 9 |
Словообразование. | 18 |
Лексикология и фразеология. | 13 |
Морфология. Имя существительное. | 22 |
Имя прилагательное. Глагол. Повторение изученного в 5 классе. | 12 25 16 |
Резервные уроки | 6 |
Итого | 210 |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения русского языка ученик должен:
Речевая деятельность.
Аудирование. Понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух; выделять основную мысль, структурные части исходного текста.
Чтение. Владеть техникой чтения; выделять в тексте главную и второстепенную информацию; разбивать текст на смысловые части и составлять простой план; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста; владеть ознакомительным и изучающим видами чтения; прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника; извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов; правильно расставлять логические ударения, паузы, выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух.
Говорение. Доказательно отвечать на вопросы учителя; подробно и сжато пересказывать прочитанный научно-учебный текст, сохраняя его строение, тип речи; создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль; выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации.
Письмо. Подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи; создавать письменные высказывания разных типов речи; составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма; раскрывать тему и основную мысль высказывания; делить текст на абзацы; писать небольшие по объему тексты (сочинения-миниатюры) разных стилей, в том числе и научного (например, отвечая на вопрос Для чего нужно знать алфавит?); пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста; выражать свое отношение к предмету речи.
Текстоведение. Определять тему, основную мысль текста, принадлежность его к функционально-смысловому типу речи; Находить в тексте типовые фрагменты — описание, повествование, рассуждение; подбирать заголовок, отражающий тему или основную мысль текста; делить текст на абзацы; использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в выделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное Употребление местоимения, избыточная информация, нарушение логики изложения и др.); исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении.
Фонетика и орфоэпия. Выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику; различать ударные и безударные слоги; не смешивать звуки и буквы; использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова; находить в художественном тексте явление звукописи; правильно произносить гласные согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи; работать с орфоэпическим словарем.
Графика. Правильно произносить названия букв русского алфавита; свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями; проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова.
Морфемика и словообразование. Выделять морфемы на основе смыслового и словообразовательного анализа слова (в словах несложной структуры); подбирать однокоренные слова с учетом значения слов, учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами; пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов; объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах.
Лексикология и фразеология. Объяснять лексическое значение слов разными способами (описание, краткое толкование значения слова, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов); пользоваться толковым словарем для определения и уточнения лексического значения слова; распределять слова на тематические группы; употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; различать прямое и переносное значение слов; находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении; владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета; толковать значения употребительных фразеологизмов, отличать их от словосочетаний.
Морфология. Различать части речи (простые случаи); правильно указывать морфологические признаки имен существительных, прилагательных и глаголов; знать, как изменяются эти части речи, уметь склонять, спрягать, образовывать формы наклонения и т. п.; правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи.
Орфография. Находить орфограммы в морфемах, группировать слова по видам орфограмм; владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии; устно объяснять выбор написаний и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать слова на изученные правила.
Синтаксис и пунктуация. Выделять словосочетания в предложении, определять главное и зависимое слово; составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме; выделять основу предложения с двумя главными членами; конструировать предложения по заданным типам грамматических основ; характеризовать предложения по дели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ; составлять простые н сложные предложения изученных видов; соблюдать верную интонацию конца предложений; опознавать предложения, осложненные однородными членами, обращением, вводными словами; находить предложения с прямой речью; анализировать и конструировать предложения с прямой речью. Владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации; устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях изученных синтаксических конструкций и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила.
Перечень учебно-методического обеспечения
1.Русский язык.; С.И.Львова, В.В.Львов; учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждений в 3-х частях. –Издательство «Мнемозина»,
Москва, 2009 г.
2.Васильевых И.П. Уроки русского языка (пособие для учителя к учебнику С.И. Львовой и В.В. Львова «Русский язык. 5 класс»). – М., 2009.
3.Журнал «Русский язык в школе» №5 2007г.-№3 2008г.
Список литературы (основной и дополнительной).
УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
- Введенская Л.А. От собственных имен к нарицательным. – М., 1981.
- Ветвицкий В.Г. Занимательное языкознание (Фонетика. Имя существительное). – М.; Л., 1966.
- Журавлева А.П. Звук и смысл. – М., 1999.
- Львова С.И. Русский язык. 5 класс: за страницами школьного учебника. Пособие для учащихся. – М., 2002.
- Солганик Г.Я. От слова к тексту. – М., 1993.
- Черепанова Л.В. Дневник достижений учащегося по русскому языку (под редакцией С.И. Львовой) – М., 2009.
- Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку:5 класс.-М.:2006г.
- 3.Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку: книга для учащихся.-М.:Просвещение,2002г.
- 4.Ахременкова Л.А. К 5 шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: русский язык:5 класс.-М.:Просвещение-2005г.
- 5.Олимпиада по русскому языку. Сост. О.Н.Белявская.-Минск.:2007г.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ.
- Антонова Е.С. Тайны текста. – М., 2001.
- Быстрова Е.А. Обучение русскому языку в школе. – М., 2004.
- Капинос В.И. Развитие речи: Теория и практика обучения. – 2-е изд. – М., 1994.
- Львова В.В. Обучение нормам произношения и ударения в средней школе. – М., 2000.
- Львова С.И. Язык в речевом общении. – М., 1991.
- Черепанова Л.В. Аудирование: теория и практика обучения. – Чита, 2002.
- Скороход Л.К. Словарная работа на уроках русского языка.-М.,1998г.
- Романова С.А.Тематическая разработка уроков русского языка:5 класс-М., школьная пресса.2008г.
- Граник Г.Г.Секреты орфографии-М.,2002г.
- Богданова Г.А.Уроки русского языка в 5 классе.- М.: «ВАКО».2007г.
- Дейкина А.Д. Универсальные дидактические материалы по русскому языку:5-6 классы.-М.:АРКТИ,2004г.
- Ивченков П.Ф. Обучающие изложения:5-9 класс.-М.2004г.
- Капинос В.И. Развитие речи: теория и практика обучения:5-7 классы.-М.:2006 г.
- Шапиро Н.А. Учимся понимать и строить текст:5-9 классы. - М.: Первое сентября,2003г.
- Халикова Н.А. Контрольные и проверочные работы по русскому языку:5-7 классы: методическое пособие.-М.:Дрофа,2006г.
Школьные словари русского языка.
- Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка. – 4 издание – М., 1999.
- Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка. – 3 издание – М., 1994.
- Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. – 2 издание – М., 1991.
- Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание)/ сост. М.В. Панов. – М., 1984.
Контрольные работы по русскому языку
- класс
1.Контрольный диктант.
О школе молодых лошадок.
Я помню увлекательные рассказы известного писателя Куприна о лошадях, которые учились в школе дрессировщика Крутикова.
Туда принимали только молоденьких лошадок и развивали у них сообразительность, ловкость, быстрый бег. Там их не обижали, вкусно кормили. Лошадки танцевали, ходили церемониальным шагом, брали большую высоту и широкие рвы.
Животные ходили по всему дому хозяина, обнюхивали стол, ручки, карандаши.
Одна лошадка любила лежать на ковре, а другая смотреть из окна на улицу.
Крутиков дружил с Куприным. Писатель многие дни проводил в школе, наслаждался умом, силой и ловкостью животных, во всём помогал хозяину. (94 слова)
(По Б.Киселёву).
Дополнительные задания:
- Сделайте фонетический разбор слова:
1 вариант – всему; 2 вариант – всём.
- Выпишите из 2-го абзаца:
1 вариант – 2 слова с безударными гласными, рядом напишите проверочное, а над буквой укажите в транскрипции обозначаемый ею звук;
2 вариант – 2 слова с сомнительной согласной, рядом напишите проверочное, а над
буквой укажите в транскрипции обозначаемый ею звук.
- Выпишите слово с непроизносимой согласной или слово, которое можно принять за таковое:
1 вариант – из 1-го абзаца; 2-ой вариант – из 2-го абзаца.
2.Контрольная работа (по морфемике)
- Сделайте морфемный разбор слов:
1 вариант 2 вариант
заморозил разводил
бесстрашного безобидного
примерками проверками
- Подберите родственные слова с чередующимися звуками к 2-м первым словам задания 1, запишите эти слова.
- Определите часть речи и грамматическую форму слова, скрывающегося за схемой
1 вариант 2 вариант
_______ ам ______ ах
_______ ое ______ ите
______ ите ______ ют
- Подберите 3 слова, построенные по данной модели:
1 вариант 2 вариант
итель ёнок
атый оватый
за л при л
- Подберите 3 родственных слова:
1 вариант 2 вариант
серебро золото
голубой жёлтый
кормить ловить
- Среди данных слов найдите слово, имеющее следующее строение:
1 вариант городской, скрипел, сторожил
2 вариант окрикнет, утешил, украшу
- Обозначить, в какой морфеме происходит чередование:
1 вариант 2 вариант
разрыв - разорвать подсылать - подослать
золотой – позолоченный стражников – сторожить
вершок – вершка крючок – крючка
3.Контрольная (или самостоятельная) работа (по тексту)
Пошел я зимой в лес, а ружья у меня не было. Я тогда маленький был. Вдруг вижу огромного волка. Я от него бежать, а волчище за мной. Влез я на дерево, сижу на ветке и трясусь от страха. А волк облизывается. Вечером пришли и другие волки. Ждут, когда я свалюсь с дерева.
Утром ударил мороз. Руки у меня закоченели. Я не удержался на ветке и упал. Чувствую, что снег подо мной проваливается. Очутился в берлоге. Медведь проснулся, выскочил из берлоги, увидел волков и давай их драть.
Я выглянул. Вижу, что медведя и волков нет. Прибежал домой. Отец узнал про этот случай и купил мне хорошее ружьё. Вот и стал я охотником.(114 слов)
(По Н.Носов).
Дополнительные задания:
- Выпишите сначала однокоренные слова и разберите их по составу, потом – формы одного из однокоренных слов и укажите их грамматическое значение:
1 вариант 2 вариант
из 1-го абзаца из 2-го и 3-го абзаца
- Подберите синонимы к выделенным словам в тексте и запишите их:
1 вариант 2 вариант
из 2-го и 3-го абзацев из 1-го абзаца
- Составьте план текста и напишите изложение.
4.Контрольный диктант.
Голубой кит.
Кит – это чудо из чудес! Хвост и голова у него рыбьи. Но он не рыба. У предков кита были ноги.
Кит – огромное животное. Вновь родившийся голубой китёнок весит пять тонн. Ты удивишься, но это дитя в два раза тяжелее взрослого слона. И на аппетит пожаловаться не может. На завтрак им выпивается сто литров молока. А молоко китячье в десять раз питательнее коровьего.
Подрастёт малыш и ещё тяжелее станет. Один язык его будет весить три тысячи килограммов.
Голубой кит питается рачками и планктоном, что объясняется устройством его глотки.
Разглядеть этих крохотных рачков можно только под микроскопом. (97 слов)
(По М.Александровой).
Дополнительные задания:
- Выпишите одно слово с разделительным знаком:
1 вариант 2 вариант
твёрдым мягким
- Выпишите одно слово, в котором пишется или не пишется ь после шипящих:
1 вариант 2 вариант
из 2-го абзаца из 3-го абзаца
- Из 2-го абзаца выпишите глагол:
1 вариант 2 вариант
с –ться с –тся
5.Контрольный диктант.
Кто самый сильный?
На уроке природоведения учитель спросил пятиклассников, какое животное на суше самое сильное.
«Конечно, слон!»- закричали ученики.
Тогда преподаватель заметил:
- Ребята, ведь слон с трудом поднимает груз, который весит в четыре раза меньше веса его тела. А кто поднимает предмет больше веса своего тела?
- Муравей!- радостно воскликнул самый маленький пятиклассник.
Все остальные удивились. А зря. Разве вы не замечали, как один муравей тащит гусеницу, а другой мёртвого жука? Такому крошечному существу, как муравей, жук кажется огромным и страшно тяжёлым.
Однажды учёные взвесили муравья и жука. Вес жука оказался равен весу 52 муравьёв. Муравей – настоящий силач! (97 слов)
( По С.Юнатову).
Дополнительные задания:
1 вариант
- Из 1-го предложения последнего абзаца выпишите все словосочетания.
- Поменяйте местами слова автора и собственно прямую речь во втором предложении. Составьте схемы исходного и вновь образованного предложений.
- Выпишите из текста обращение.
2 вариант
- Разберите по членам первое предложение последнего абзаца, над каждым словом надпишите часть речи.
- Преобразуйте первое предложение в предложение с прямой речью. Составьте схемы исходного и вновь образованного предложений.
- Выпишите из текста вводное слово.
6.Сочинение по картине И.И.Левитана «Золотая осень»
7.Контрольный диктант
Нарцисс.
Разгневалась богиня любви Афродита на прекрасного, но холодного и гордого Нарцисса, который лишь себя считал достойным любви.
Однажды весной во время охоты Нарцисс подошёл к ручью. Пастухи и горные козы ещё не касались его воды. Как в зеркале, видны были в ней кусты, которые разрослись на берегу.
Пригнулся Нарцисс к воде и отразился во всей своей красе. Тут и постигла его казнь Афродиты. Он безумно влюбился в самого себя. Нарцисс понял это и решил, что только смерть принесёт конец мукам любви.
Умер Нарцисс. Юношу не обнаружили, когда пришли за его телом. На месте смерти Нарцисса расцвёл белый душистый цветок. (99 слов)
Дополнительные задания:
- Найдите слово(а), образованное(ые) приставочным способом, и слова, образованные суффиксальным способом. Покажите, как эти слова образовались.
1 вариант _ _____________________________2 вариант
в 1-ом абзаце текста в последнем абзаце текста
(разгневалась, богиня, любви, холодного) (пришли, расцвёл, душистый, цветок)
- Постройте словообразовательную цепочку от слова:
1 вариант _ _____________________________2 вариант
охота коза
(охота – охотник - охотничий) (коза – козёл – козлёнок - козлёночек)
- Сделайте морфемный разбор слова:
1 вариант 2 вариант
принесёт цветок
8.Сочинение «Берёзовая роща».
9.Контрольный диктант.
Наконец матушка велела идти одеваться. Никита нашёл у себя на постели синюю шёлковую рубашку, вышитую ёлочкой по вороту, подолу и рукавам, витой поясок с кистями и бархатные шаровары. Никита оделся и побежал к матушке. Она пригладила ему гребнем волосы на пробор, взяла за плечи, внимательно поглядела в лицо и подвела к большому красного дерева трюмо.
В зеркале Никита увидел нарядного и благонравного мальчика. Неужели это был он?
Никита на цыпочках вышел в коридор и увидел девочку в белом. На ней было пышное платье с кисейными юбочками, большой белый бант в волосах, и шесть пышных локонов спускались на худенькие плечи. (99 слов)
(По А.Н.Толстому).
Дополнительные задания:
- Приведите пример словосочетания, в котором данное слово было бы употреблено в другом значении:
1 вариант 2 вариант
ёлочкой с кистями
- Замените первое слово синонимом, а второе антонимом:
1 вариант 2 вариант
большой благонравный
внимательно вышел
- Выпишите из 1-го абзаца текста:
1 вариант 2 вариант
устаревшее слово заимствованное слово
(матушка) (трюмо)
- Выпишите эпитет, характеризующий:
1 вариант ___________________________2 вариант
наряд девочки внешность девочки
10.Контрольный диктант.
Древние греки достигли больших успехов в мореходном деле. Ведь к территории Греции относились и суша, и многие острова.
Греки стали такими умелыми корабельщиками, что плавали на своих судах очень далеко от родины. Они достигли новых земель и основали ряд городов: Сиракузы в Сицилии и Марсель во Франции. Греки добрались до Чёрного моря и построили Феодосию в Крыму.
Учёные из Греции создали и первые географические карты. Имя одного из них известно. Это Анаксимандр. Несовершенство этих карт очевидно, но другими они и быть не могли.
Самое замечательное достижение того времени – это не создание географических карт, а мысль о шарообразности Земли. Её высказал Аристотель.(101 слово)
(По Малову).
Дополнительные задания:
- Выпишите разносклоняемое существительное и укажите его постоянные признаки:
1 вариант 2 вариант
из предпоследнего абзаца из последнего абзаца
- Выпишите из 2-го абзаца собственное имя существительное, которое употребляется:
1 вариант 2 вариант
только во мн. ч. только в ед.ч.
Укажите его падеж.
- Приведите пример имени существительного, обозначающего профессию:
1 вариант 2 вариант
с суффиксом –чик- с суффиксом –щик-, перед которым не пишется ь.
- Приведите пример имени существительного с суффиксом:
1 вариант 2 вариант
-ек- -ик-
Поставьте это существительное в форму Р.п. ед.ч.
11.Контрольное изложение.
Для кондитерской богача Елисеева ежедневно приносил лоток с монпансье Федя Ладрин. Конфеты были завёрнуты в золотистые бумажки.
Но однажды Федя не успел этого сделать. Хозяин разгневался. «Что ты принёс?»- закричал он. Бедняга испугался и убежал.
Лоток был тяжёлый, и Федя сел отдохнуть около женской гимназии. К нему стали подходить гимназистки. Одна спросила: «Продашь конфет по две копейки?»
Девочки быстро раскупили весь лоток и спросили, как его зовут. «Ты завтра, Федя, приходи к перемене»,- попросили они.
Фёдор подсчитал барыши и понял, что продавать конфеты без бумажек выгодно. На другой день он опять принёс лоток к гимназии.
Прошло не так уж много времени, и Фёдор открыл фабрики. Его конфеты стали называться «ландрин». Все думали, что слово это пришло из Франции. А Федя родился в деревне близ Новгорода, где течёт речка Ландра. От этой речки он и фамилию получил.
Так неудача обернулась большой удачей.(142 слова)
(По Гиляровскому).
12.Контрольный диктант.
Одна из легенд об основании Ялты.
В далёкие времена из Константинополя отправились Византийские корабли на поиски новых земель. Страшнейшими штормами и бурями встретило мореплавателей Чёрное море. А когда буря утихла, на волны опустился густой туман. Много дней блуждали моряки в неизвестности.
Но однажды утром подул лёгкий ветерок. Пелена тумана стала реже и медленно расплылась. Солнечные лучи ударили людям в глаза, и они увидели горы. «Ялос! Ялос!»- закричал дозорный. Так византийцы называли берег.
Это была Таврида. Воздух там наполнен морской влагой и ароматом трав. Он свеж, пахуч, лёгок и целебен. Моряки основали на прекрасной земле своё поселение, и с тех пор город называется Ялтой.(102 слова)
(По книге «Легенды Крыма»).
Дополнительные задания:
- Выпишите прилагательное, стоящее в одной из степеней сравнения:
1 вариант 2 вариант
из 2-го абзаца из 1-го абзаца
- Выпишите одно относительное и одно качественное прилагательное в полной форме и в положительной степени:
1 вариант 2 вариант
из 1-го абзаца из последнего абзаца
- Сделайте морфологический разбор выписанных прилагательных.
13. Контрольный диктант.
Однажды я присутствовал при рождении сказки. Дело было летом на берегу лесной реки. Сильно пахло сосной. Капли дождя на отдельных хвоинках наливались, крупнели. В каждой из них играло своё маленькое солнце. Перевозчик раздувал костёр, а рядом сидел его сын. Мальчик прислушался и спросил отца:
- Что это шумит, папа?
Перевозчик подумал, догадался, что шумит дождевая влага. Эта влага просачивается через хвою, которая устилает землю. Но перевозчик усмехнулся и сказал:
- Это жуки пилят сухие иглы.
- Зачем?- спросил мальчик, и глаза его заблестели.
- Они запасливые. На зиму дровишки готовят. Ты видел: весной от земли идёт дым. Это из жучиных нор.
Так начиналась сказка. (100 слов)
(По Паустовскому).
Дополнительные задания:
- Сделайте морфологический разбор глагола:
1 вариант 2 вариант
наливались пилят
- Выписать из 1-го абзаца текста:
1 вариант - глагол с суффиксом –ыва- (-ива-), -ова-(-ева-). Доказать, что суффикс написан правильно.
2 вариант – предложение с личным глаголом в безличном значении. Выделить в предложении грамматическую основу.
- Выписать глагол с чередующейся гласной в корне:
1 вариант 2 вариант
из 3-го абзаца из диалога
подобрать и записать однокоренной глагол с другой гласной в корне.
14.Изложение с самостоятельно составленным продолжением.
Лисичка.
Как-то у нашего лесного домика произошло чрезвычайное происшествие. Ранним утром жена покликала меня на крыльцо. Я вышел за дверь и у ступеней крыльца увидел лисичку. Мне ещё никогда не приходилось видеть, чтобы осторожные пугливые лисицы подходили близко к человеку. Обычно они прячутся в лесу. Живую лисицу трудно близко увидеть. Наша лисичка стояла совершенно спокойно, доверчиво глядя на нас. Красивый пушистый хвост её был вытянут, изящные тонкие лапки не двигались. Я с удивлением смотрел на негаданную гостью, сказал жене:
- Брось ей кусочек мяса!
Жена принесла из кухни небольшой кусок свежего мяса и бросила лисичке под ноги. Лисичка спокойно взяла и съела мясо. Ничего не понимая, я сказал жене:
- Попробуй бросить ей кусочек сахару.
Кусочек сахару лисичка съела так же спокойно.
Я долго не мог понять, откуда взялась у нашего домика необыкновенная гостья, и, наконец, догадался.(141 слово)
(По Соколову-Микитову).
15. Контрольный диктант.
Речь пойдёт об удивительном животном. Это хамелеон. Одним глазом он смотрит вперёд, а другим назад. И всё видит, что делается вокруг.
Вот удобно расположилась на ветке красивая бабочка. Он повернул голову и равнодушно посмотрел на неё. Кажется, хамелеон и не собирается её трогать. Но вдруг мелькнул язык, и бабочки уже нет.
Хамелеон не промахивается. От него нет спасения. Он несёт гибель и быстрой мухе, и тысячеглазой стрекозе, и маленькому комарику.
На конце длинного липкого языка хамелеона есть тоненькая трубочка. Когда он касается кончиком языка насекомого, то втягивает воздух через трубочку и крепко держит свою добычу. И не вырвешься. (100 слов) (По Юнатову).
Дополнительные задания:
- Сделайте морфемный разбор слов:
1 вариант 2 вариант
комарику хамелеон
маленькому тоненькая
касается вырвешься
- Сделайте словообразовательный разбор:
1 вариант 2 вариант
посмотрел вырвешься
длинный комарик
- Сделайте морфологический разбор:
1 вариант 2 вариант
(об) удивительном (несёт) гибель
глазом маленькому
расположились промахивается
Проекты:
- «Достойные внимания знаки препинания»
- «Повествуем. Описываем. Рассуждаем»
- «Интересная фразеология»
- «Загадочный русский язык»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерально¬го государственного образовательного стандарта основ¬ного общего образования второго поколения, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Рабочей п
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, Примерной программы осн...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф
Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...
Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы .Разработана на основе: - программы: « Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. ,Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы »
lt;>Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон ...
Рабочая программа по русскому языку на основе авторской программы М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, Л.А. Тростенцовой, А.Д. Дейкиной (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и др.)
Рабочая учебная программа по русскому языку основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по р...