Интегрированный урок русского языка и экологии
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Тишакова Елена Ивановна

 Проводили урок для родителей учащихся. Работали в паре с учителем экологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_kl._urok_2.docx27.21 КБ

Предварительный просмотр:

«Торжественная, величавая, сияющая чистотой и свежестью зима»

Цели урока:

Создать условия для формирования научных, творческих, художественных представлений о зиме.

Задачи урока:

  - образовательные:

закрепить понятие об описании как типе речи, продолжив формировать навыки работы над сочинением-описанием; сформировать представления о приспособлениях растений к зиме.

- развивающие:

 совершенствовать умение сознательно использовать в речи изобразительно-выразительные средства языка; развивать умения работать над решением экологических проблем, находить ответы на вопросы и отстаивать свою точку зрения.

- воспитательные:

способствовать формированию внимательного отношения к природе, поэтическому восприятию природы.

- воспитывать чувство прекрасного,  любви и бережного отношения  к природе в процессе общения с музыкой и литературой.

Оборудование: проектор, экран, презентация для сопровождения урока, карточки с рабочими материалами, побеги древесных листопадных и хвойных пород  деревьев,    ванночки на каждый стол, цифровой микроскоп, микропрепарат «Лист сосны», спилы берёзы, сосны.                                              

Технологии, лежащие в основе урока:

-технология развивающего обучения;

- технология личностно-ориентированного обучения.

Эпиграфы к уроку

        Декабрь - пора худшего неба.

                     Декабрь кончает год, зиму начинает.

                                                           Декабрь - лютень, снегами глаз тешит,      да ухо морозом рвёт.

Тип урока: интегрированный урок развития речи и экологических знаний с элементами практикума.

Участники - учащиеся 6 класса и их родители.

Учитель русского языка читает отрывок из стихотворения      «Вечер на Оке» Николая Заболоцкого:

В очарованье русского пейзажа

Есть подлинная радость, но она

Открыта не для каждого и даже

Не каждому художнику видна.

С утра обремененная работой,

Трудом лесов, заботами полей,

Природа смотрит как бы с неохотой

На нас, неочарованных людей

Вопрос классу:

В чём, по-вашему, заключается очарование русского пейзажа?

Природа сотворена для человека, а человек должен хранить дарованное ему свыше. Поэты и писатели, художники   и композиторы не просто описывали природу в своих произведениях, но стремились передать её национальный колорит, её неповторимый облик, её очарование, увидеть и понять которое под силу не каждому человеку, а только наблюдательному, прозорливому, талантливому. А какое время года самое очаровательное? Чему будет посвящен наш урок.

Зиму любят все: и взрослые, и дети. А все это потому, что природа зимой    особенная. Она какая-то торжественная, величавая, сияющая чистотой и свежестью.

Почему зима – это не только очень красивое время года, а ещё и волшебное?  

Просмотр презентации и прослушивание отрывка «Времена года» Антонио    Вивальди («Зима»).

Учитель экологии.  Посмотрев слайды презентации, назовите признаки наступления зимы.

Учащиеся высказываются о температуре, видах осадков, природных явлениях.

Промежуточное закрепление - заполнение первого задания опорного листа.

Учитель русского языка. Вы уже отметили, что не бывает зимы без снега. Подберите эпитеты к слову «снег».

Знакомство учащихся со «Словарем эпитетов русского литературного языка» К. С. Горбачевича, Е. П. Хабло. В словарной статье, посвященной  этому слову,  почти 70 эпитетов. (см. Приложение)

Вставьте в стихотворение  "Зима" Андрея Белого пропущенные эпитеты, которые, как вы считаете, помогут увидеть и почувствовать зимнюю прелесть.

Снега синей, снега туманней;

Вновь освеженней дышим мы.

Люблю деревню, вечер …

И грусть … зимы.

Лицо изрежет ветер …,

Прохлещет хладом в глубь аллей;

Ломает … подвески

Ледяных, … хрусталей.

Навесив синий, синий иней

В … ток остывших вод,

На снежной, … пустыне

Воздушный водит хоровод.

Чтение полученных текстов.

Затем учитель читает стихотворение "Зима" Андрея Белого.

Снега синей, снега туманней;

Вновь освеженней дышим мы.

Люблю деревню, вечер ранний

И грусть серебряной зимы.

Лицо изрежет ветер резкий,

Прохлещет хладом в глубь аллей;

Ломает хрупкие подвески

Ледяных, звонких хрусталей.

Навесив синий, синий иней

В стеклянный ток остывших вод,

На снежной, бархатной пустыне

Воздушный водит хоровод.

       

На столах у учащихся отрывки из произведения И.С. Соколова-Микитова «РУССКИЙ ЛЕС». Выразительное чтение  учащимися текста.

Учитель русского языка задаёт вопросы классу:

- Определите тип текста.

- Озаглавьте текст.

- Каковы тема и основная мысль текста?

- Слова какой части речи   помогают раскрыть тему и основную мысль текста?

- Какое художественное средство наиболее часто употребляет автор?

- Делаем вывод, о роли эпитетов в речи.

  • Усиливают выразительность, образность языка произведения;
  • Придают художественную, поэтическую яркость речи;
  • Обогащают содержание высказывания;
  • Выделяют характерную черту или качество предмета, явления, подчёркивают его индивидуальный признак;
  • Создают живое представление о предмете;
  • Оценивают предмет или явление;
  • Вызывают определённое эмоциональное отношение к ним;
  • Помогают увидеть авторское отношение к окружающему миру.

Представьте себе, что в нашем языке нет эпитетов. Мы не имеем возможности описать словесно какой-то предмет или явление. Представили? И сразу станет понятно, зачем нужны эпитеты. Скучным, серым и был бы наш язык без эпитетов. А поэзии не было бы вообще.

 А как поэтично говорит И. Соколов-Микитов о деревьях зимой. Перечитайте строки, посвященные им.

Чтение отрывка из текста:

«Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. Тяжелыми шапками белого снега покрыты темно-зеленые ветви высоких и маленьких елей. Высокие вершины елей унизаны ожерельем лиловых шишек».

Учитель экологии. Постановка экологической проблемы.  А как вы думаете, какая главная проблема стоит перед растениями в холодное время года?

Учащиеся высказывают свои варианты.

Учитель экологии. Главная проблема - как не умереть от иссушения.

Как её решают растения? Попробуем найти ответ в учебнике (см. уч.»Экология растений», п.40, с.118). Ищут ответы  по вариантам -

1 вариант - для лиственных растений (листопад, закрытые чечевички, у многих растений почки закрыты смолистыми веществами и др.)

2 вариант - для хвойных (листья видоизменены в иголки, устьица погружены в глубь листа, а входы закупорены смолой).

Показ микропрепарата «Лист сосны», используя DVD-проектор и цифровой микроскоп.

Промежуточное закрепление - заполняем лист ученика и делаем вывод, ответив на вопрос, идёт ли в листьях хвойных фотосинтез? Идёт обмен мнениями. Дети делают вывод: для проведения процесса фотосинтеза необходима вода, но зимой она находится в твёрдом состоянии и корень её всасывать не может, а углекислый газ не может поступать через устьица, т.к. они закупорены смолой.

Учитель экологии. Эти приспособления с появлением холодов возникают постепенно. А с чего всё начинается? Конечно, с листопада!

У всех ли растений бывает листопад? Посмотрите на побеги лиственных пород деревьев, все ли сбросили листья. Учащиеся находят, что у дуба ещё листья на ветках остались.

 Листопад тоже уменьшает испарение, но у него есть и другое значение… Какое? Учитель слушает ответы учащихся. Правильно, растения освобождаются от вредных веществ.

Рассмотрим спилы берёзы и сосны. Это совершенно непохожие деревья, но  они вредные вещества удаляют посредством сбрасывания или отслаивания коры. Попробуйте подцепить её у сосны и посмотрите, как полосками она отслаивается у берёзы. Кстати, на спиле берёзы хорошо видны чечевички, которые к зиме закрываются. Такие же отверстия можно найти под корой сосны. Они заклеены смолой.

Следовательно, к зиме все процессы у растений прекращаются. Как называется такое состояние?

Учащиеся пробуют назвать. Правильно, это покой.

Завершают работу с листком ученика.

А теперь я хочу вам предложить текст ещё об одной группе растений (см. уч. «Экология» п.40,с.120). Как бы вы озаглавили этот текст? (Речь идёт об озимых растениях.) Дети дают свои названия.

Учитель русского языка:  Озимые растения бережно покрывает снежным ковром волшебная зима.

 А какое стихотворение сразу вспоминается вам?

Шестиклассники читают отрывок из поэмы Н.А. Некрасова «Не ветер бушует над бором…».

Учитель русского языка обращается к тексту, записанному на доске.

     Пришла снежная з…ма. Одела д…ревья серебром, зав…лила глубокими сугробами л…са, п…крыла реки тонким льдом, разукрасила окна дивными узорами. М…хнула гостья ажурным крылом, и п…сыпались на землю пушистые сн…жинки. Кругом зажглись разн…цветные огоньки.

      Ч…дная картина!

Задание:

•        Вставить пропущенные буквы;

•        Отметить художественные средства,  употребленные в тексте;

•        Дать определение, что такое олицетворение.

 

Наше путешествие по зимнему лесу подходит к концу. А надеюсь, что оно позволило нам насладиться его волшебной красотой. Оно вызывает у нас чувство радости, легкости и очарования.

Рефлексия.

И в конце урока поделитесь своими впечатлениями, используя фразы -

Я знал, что…

Я надеялся, что…

Я получил…

Я хочу…

Я поздравляю всех…

Учитель экологии. И я хочу поздравить всех с наступающей зимой и приближающимся Новым годом. (Дарит все по еловой веточке).

Приложение.

1. Снег - О цвете, блеске. Алмазный, белый, блестящий, голубеющий, голубой, желтый, звездчатый, золотистый, искристый, иссиня-голубой, кипенно-белый, лиловый, лунный, лучистый, одноцветный, ослепительный, пепельно-серый, почерневший, почернелый, розовый, рябой, сахарный, сверкающий, светлый, седой, серебристый, серебряный, серый, сивый (разг.), синий, слепящий, темный, тусклый, черный, чистый, яркий. О времени выпадения снега; о продолжительности наличия снега. Вечный, вчерашний, давний, заматерелый (разг.), запоздалый, молодой, нежданный, новый, первый, поздний, ранний, свежевыпавший, свежий. О густоте, быстроте падающего снега; о глубине, степени влажности, состоянии снежного покрова; о звуках, издаваемых падающим снегом или снежным покровом; о характере физического воздействия на человека. Бездонный, большой, ватный, влажный, высокий, вьюжный, вязкий, вялый, гиблый, глубокий, глухой, гнилой, густой, дряблый, жгучий, жесткий, жидкий, жухлый, затверделый, зернистый, зыбкий, игольчатый, изрытвленный, изъеденный, источенный, колкий, колючий, крупнозерный, крупный, крупчатый, крупянистый, легкий, леденистый, лежалый, ленивый, летучий, липкий, ломкий, лохматый, льдистый, мелкий, мерзлый, метельный, мокрый, морозный, мохнатый, мягкий, нагрузлый, нежный, непроходимый, непрочный, нетронутый, нехоженный, ноздреватый, обильный, осевший, плотный, податливый, пожухлый, пористый, порошистый, пухлый, пушистый, пышный, раскисший, рассыпчатый, редкий, рыхлый, свистящий, секучий, скрипучий, слепой, студеный, сухой, сыпкий (разг.), сыпучий, талый, твердый, теплый, тихий, толстый, тучный, тяжелый, упругий, холодный, хрупкий, хрусткий, хрустящий, хрушкий (простореч.), цельный, шершавый. О впечатлении, психологическом восприятии. Веселый, девический, девственный, нарядный, невинный, печальный, пустынный (устар.), сонный, целомудренный. Достопамятный, дремучий, недружелюбный, нетленно-белый, полированный, скатертный, черствый, щекотный. Болотистый, весенний, горный, лавинный, нагорный, наносный, настовый, предмайский, равнинный, таежный, январский и т. п.

2.       Зимою и летом, осенью и весною хорош русский лес. В тихий зимний день выйдешь, бывало, в лес на лыжах, дышишь и не надышишься. Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. Тяжелыми шапками белого снега покрыты темно-зеленые ветви высоких и маленьких елей. Высокие вершины елей унизаны ожерельем лиловых шишек. С веселым свистом перелетают с ели на ель, качаются на шишках стайки красногрудых клестов.

        Невидимой жизнью полнится зимний лес. От дерева к дереву тянутся легкие следы белок, маленькие следочки лесных мышей и птиц. Только очень внимательный человек может наблюдать жизнь зимнего леса. Нужно уметь ходить тихо, слушать и останавливаться. Только тогда откроется перед вами вся чудесная красота спящего зимнего леса. ( И.С. Соколов-Микитов. «РУССКИЙ ЛЕС»)

Использованная литература:

  1. Словарь эпитетов русского литературного языка» К. С. Горбачевича, Е. П. Хабло, «Наука. Ленинградское отделение», 1979 г.
  2. Белый  Андрей  Собрание сочинений в 6 томах. «Терра - Книжный клуб». 2004
  3. Заболоцкий Н. А. Собрание сочинений: В 3-х тт / Сост. Е. В. Заболоцкой, Н. Н.
  4. Соколов-Микитов  И. Избранные произведения. "Лениздат". 1981

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок (русский язык, английский язык) по теме: «Роль причастий в русской и английской речи»

Урок разработан в соответствии с учебными программами по русскому языку (автор-составитель С.И. Львова, В.В. Львов М., Мнемозина, 2010) и английскому языку для учащихся 6 класса. Урок имеет цель...

Интегрированный урок английского языка и экологии 8 класс. Тема: «Земля и люди» Фрагмент урока.

Представленный фрагмент интегрированного  урока английского языка и экологии может помочь в проведении подобного урока любому учителю английского языка....

Наш живой русский язык (по басням И.А. Крылова). Интегрированный урок русского языка и литературы в 5 классе.

Цели: показать на примере басен И.А. Крылова, что русский литературный язык - явление живое; продолжить формированиенавыков исследовательской работы учащихся; развивать навыки работы со словарями; вос...

Интегрированный урок английского языка и экологии.

Тема: Виды загрязнений окружающей среды в Хабаровском крае Цель урока: Формирование знаний, умений, навыков по теме «Защита окружающей среды». Задачи урока: Учебный аспект:активизация лексическог...

Интегрированный урок английского языка и экологии.

Тема: Виды загрязнений окружающей среды в Хабаровском крае Цель урока: Формирование знаний, умений, навыков по теме «Защита окружающей среды». Задачи урока: Учебный аспект:активизация лексическог...

Интегрированный урок русского языка и литературы в 9-м классе: "Повторение синтаксиса сложного предложения" (на примере повести И.С. Тургенева "Первая любовь» Степанова Светлана Викторовна, учитель русского языка и литературы

1).На материале повести И.С. Тургенева “Первая любовь” систематизировать, обобщить и закрепить знания о синтаксисе сложного предложения; помочь учащимся разобраться в нравственных проблема...