ЕГЭ-лабиринт по русскому языку (Интеллектуальная викторина для учащихся 11-х классов)
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) по теме
Интеллектуальная лингвистическая игра «ЕГЭ-ЛАБИРИНТ» позволяет в занимательной форме проверить ЗУН одиннадцатиклассников по русскому языку в решении открытых и закрытых тестов, даёт школьникам возможность продемонстрировать свою сообразительность, эрудицию, командный дух.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
лингвистическая игра для 11 кл | 220 КБ |
Предварительный просмотр:
Неделя русского языка и литературы
Разработка учителя русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 48 г. Липецка
Зыбцевой И.Н.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ИГРА
ЕГЭ-ЛАБИРИНТ В 11 КЛАССЕ
Цель: в занимательной форме проверить ЗУН одиннадцатиклассников по русскому языку в решении открытых и закрытых тестов, дать школьникам возможность продемонстрировать свою сообразительность, эрудицию, командный дух.
Правила игры:
- Участвуют три команды знатоков (по 6 человек от класса), «вооружённые» ручками, листами (для черновиков) и знаниями.
- Побеждает команда, первой вышедшая из лабиринта по выбранному маршруту. Награда – «5» в журнал всем игрокам + сладкий приз. Команды, вышедшие из лабиринта, получают утешительные сладкие призы.
- Перед началом игры разыгрывается право выбора линии старта.
- В процессе игры команда может трижды воспользоваться подсказками: один раз - подсказкой команды болельщиков, один раз помощью игрока команды соперника или учителя, один раз – правом выбора 50 на 50.
- На вопросы, которые не достались ни одной из команд или на которые команды ответили неверно, отвечают болельщики. Болельщик, давший 5 правильных ответов, поощряется «5» в журнал, 3 правильных ответа – сладким призом.
ХОД ИГРЫ
- РОЗЫГРЫШ ЛИНИИ СТАРТА
Расположите в порядке возрастания количества морфем слова: скоросшиватель, переобувшийся, обворованный, пылеводонепроницаемый.
Ответ: об-вор-ова-нн-ый (5 морфем)
Пере-об-у-вш-ий-ся (6 морфем)
Скор-о-с-ши-ва-тель- (7 морфем)
Пыл-е-вод-не-про-ниц-а-ем-ый (10 морфем)
- СТАРТОВЫЕ ВОПРОСЫ (команда имеет 2 попытки входа в лабиринт)
ЛИНИЯ 1. «ФОНЕТИКА»
СЧИТАЕМ ЗВУКИ
А) Сколько раз встречается звук [ З ] в предложении: «Зина, въезжая в зелёный двор магазина на взятом напрокат изжелта-оранжевом лимузине, резко затормозила, потому что заметила, что с бровки тротуара спрыгнул на мостовую непонятно откуда взявшийся здесь зверского вида кот»?
1) 8 раз 2) 3 раза 3) 4 раза 4) 6 раз
Б) Сколько раз встречается звук [ з,] в предложении: «Зина обратилась с просьбой к Лизе»?
1) один раз 2) 2 раза 3) 3 раза 4) 4 раза
ЛИНИЯ 2. «ЛЕКСИКА»
ЧТО ОЗНАЧАЕТ?
А) Что означает устаревшее слово ВЕРСТА?
1) старинная мера длины, равная 1, 06 км
2) старинная мера длины, равная 4, 4 см
3) старинная мера длины, равная, 711 м
4) старинная мера длины, равная расстоянию между раздвинутыми большим и указательным пальцами
Б) Что означает устаревшее слово ВОЛОСТЬ? Ответить поможет знание текста поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
1) административно-территориальная единица, составная часть губернии в России до 1929 г.
2) основная административно-территориальная единица России до 1929 г., делившаяся на уезды.
3) низшая административно-территориальная единица, входившая в состав уезда в России до 1929 г.4) родовое имение крупного землевладельца, переходившее по наследству от отца к детям или ближайшим родственникам.
ЛИНИЯ 3. «ГРАММАТИКА».
СЧИТАЕМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) Сколько частей в сложном предложении (знаки препинания не расставлены):
Комната в которую мы вошли была разделена барьером и я не видел с кем говорила моя мать и кому она униженно кланялась?
- 3 2) 4 3) 5 4) 6
Б) Сколько частей в сложном предложении (знаки препинания не расставлены):
Нет реки через которую не было бы переправы нет положения из которого не было бы выхода.
- 5 2) 4 3) 5 4)2
- ВОПРОСЫ ПО УКАЗАТЕЛЯМ
В КАКОМ СЛОВЕ
А) НЕТ мягких согласных?
1) глушь 2) костёр 3) путь 4) ночка
Б) количество букв и звуков совпадает?
1) маяк 2) подъём 3) тень 4) ясный
В КАКОМ РЯДУ
А) приведены СИНОНИМЫ?
1) злой – добрый 2) добросердечный – душевный 3) злой – злостный 4) добровольный – добровольческий
Б) приведены АНТОНИМЫ?
1) кошка – собака 2) удачный – удачливый 3) темный – черный 4) будни – праздники
В) во всех словах звуков БОЛЬШЕ, чем букв?
1) Япония, воюя, переезд 2) юрист, Вьетнам, предыдущий
3) ярость, поющая, предъявление 4) грустный, объездчик, объяснение
ЛОВИ ОШИБКУ
А) в толковании слова:
1) цинизм – наглое, бесстыдное поведение и отношение к чему-либо, проникнутое пренебрежением к нормам общественной морали, нравственности;
2) плутократия – политический строй, в котором государственная власть принадлежит кучке ловких и хитрых обманщиков;
3) реликт – организм, предмет или явление, сохранившееся от древних эпох;
4) букмекер – тот, кто принимает денежные ставки при игре в тотализатор, главным образом на скачках и бегах.
Б) в определении морфологических признаков слова:
1) пятеро – собирательное числительное 2) каменный – относительное прилагательное
3) вверх – наречие 4) пробирался – переходный глагол
В) Выберите фразу, где НЕТ орфографических ошибок:
1) Не погашенная конфорка стала причиной инцедента.
2) Непогашеная комфорка стала причиной инцидента.
3) Непогашенная конфорка стала причиной инцидента.
4) Непогашенная конфорка стала причиной инциндента.
В КАКОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ
А) Выделенное слово является ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМ?
1) Беседа протекала мирно. 2) В комнатах наверху душно.
3) Старик легко встал и, не прощаясь, ушел. 4) Помещение не убиралось давно и было грязно.
Б) Слово ВОКРУГ является предлогом?
1) Все боязливо стали осматриваться вокруг. 2) От луча солнца все вокруг посветлело.
3) Сторож ходит вокруг сада и стучит в свою колотушку. 4) Там вокруг высятся темные сопки.
ЧЕМ РАЗЛИЧАЮТСЯ
А) согласные звуки, обозначенные выделенными звуками: дождь – дождевик?
Ответ: глухостью-звонкостью [ шт,] – [ жд, ].
Б) слова ГУМАНИТАРНЫЙ И ГУМАННЫЙ?
Ответ: гуманный – человечный, отзывчивый, культурный; гуманитарный – о науках: относящийся к изучению культуры и истории народа в отличие от наук о природе.
В) слова АДРЕСАНТ И АДРЕСАТ ?
Ответ: адресант – отправитель письма, телеграммы; адресат – лицо, которому адресовано письмо, телеграмма, получатель)
ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ
Найдите в цепочке четвертое лишнее по какому-либо признаку слово и объясните свой выбор.
А) золото волос – шёлк песка – тень забора – половодье чувств
Ответ: тень забора – слова употреблены в прямом значении.
Б) теплый свитер – теплые сапоги – теплый дом - теплый приём
Ответ: в переносном значении ССЧ теплый приём.
В) яблоку негде упасть – пальцем негде ткнуть – как сельдей в бочке – хоть шаром покати
Г) антитезис - дискомфорт – пригород – полуостров
Ответ: полуостров – сложное слово в отличие от 3 других.
ХАРАКТЕРИСТИКА
А) Какая синтаксическая характеристика соответствует данному предложению (знаки препинания не расставлены)?
По скатам оврага разрослись дубовые кусты около родника зеленеет короткая бархатная травка которая почти никогда не видит солнечных лучей.
- Сложное предложение с бессоюзной и подчинительной связью
- Сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью
- Бессоюзное сложное предложение
- Сложносочиненное предложение
Б) Какая синтаксическая характеристика не соответствует данному предложению (знаки препинания не расставлены)?
Медведь так полюбил Никиту что когда он уходил куда-либо зверь тревожно нюхал воздух нервничал так что мальчик старался больше времени проводить у клетки.
- Сложное предложение, состоит из 4 простых
- Сложноподчиненное предложение с последовательным и параллельным подчинение придаточных
- В состав предложения входят придаточные степени, времени и следствия
- Сложное предложение с бессоюзной и подчинительной связью
В) Какая синтаксическая характеристика соответствует данному предложению (знаки препинания не расставлены)?
Звёзды рождаются и умирают галактики образуются и распадаются а в мировых просторах несутся слабея но не уничтожаясь волнообразные признаки жизни что некогда родилась в мире.
- Сложное предложение с бессоюзной и подчинительной связью
- Сложное предложение с бессоюзной, сочинительной и подчинительной связью
- Сложноподчиненное предложение с однородным и последовательным подчинением
- Сложносочиненное предложение
ФОНЕТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
А) Затранскрибируйте слово ОТЗЫВАТЬСЯ и определите, какие фонетические процессы в области согласных звуков происходят в нём.
Ответ: [ АДЗЫВАЦЪ ] Озвончение и стяжение
Б) Укажите слово, в котором наблюдается 2 фонетических процесса в области согласных звуков и скажите, что это за процессы
1) вокзал 2) жидкость 3) сшитый 4) солнце
Ответ: в слове ЖИДКОСТЬ наблюдается оглушение и смягчение.
УДАРЕНИЕ
А) В каких словах ударение падает на первый слог?
ЗАВИДНО, КУХОННЫЙ, СТОЛЯР, МАСТЕРСКИ, СКОЛЬКИХ, ЛОМОТЬ, ТОРТОВ, ЩАВЕЛЬ, ОПТОВЫЙ, ДОГОВОР, ХЛЕБЕЦ.
Б) Расставьте правильно ударение в словах:
ОТРОЧЕСТВО, ПРЕДВОСХИТИТЬ, КЛАЛА, ЖАЛЮЗИ, НАЧАЛСЯ, УГЛУБЛЕННЫЙ, МУСОРОПРОВОД, КЛАДОВАЯ.
НОРМЫ
А) Укажите слово, в котором под ударением произносится звук О, соответствующий в правописании букве Ё.
АФЕРА, ЖЕЛЧЬ, КЛЕСТ, ОПЕКА, ЖЕРДОЧКА, ДВОЕЖЕНЕЦ, СВЕКЛА.
Б) В каком предложении уместно использовать глагол ОДЕТЬ?
1) Было ветрено, и все экскурсанты … куртки и плащи. 2) Малышей … потеплее.
3) Дедушка взял газету и … очки. 4) В это раз Игорь … на себя маску раскаявшегося.
В) В каком предложении нет грамматических ошибок?
1) Читая романы Дюма, пробуждается интерес к истории.
2) Я наблюдал за группой ребят, подошедшими к остановке.
3) Новый законодательный проект взволновал и обсуждался всеми депутатами Государственной Думы.
4) Благодаря осадкам в виде снега и дождя, выпавшим зимой, в почве сохранилось много влаги.
Г) Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) в обеих сумках 2) лягте на коврик 3) килограмм вафлей 4) семьюстами шестьюдесятью листами
ОХ, УЖ ЭТИ ЗНАКИ!
А) Расставьте знаки препинания в стихотворении «За перекрёстком»: Ответ:
За перекрёстком Там где аптека Встретил я странного Человека Шел он без шляпы И потому Я обратился с вопросом к нему Где ваша шляпа Его я спросил Братец я сроду её не носил Но отчего же Мой милый увы Нет у меня для неё головы Но почему у вас нет головы Может на это ответите вы Он загрустил И ответил так Всё потому брат Что я дурак. (Р.Чиарди | За перекрёстком, Там, где аптека, Встретил я странного Человека. Шел он без шляпы, И потому Я обратился с вопросом к нему. - Где ваша шляпа? - Его я спросил. - Братец, я сроду её не носил. - Но отчего же? - Мой милый, увы, Нет у меня для неё головы. - Но почему у вас нет головы? Может, на это ответите вы? Он загрустил И ответил так: - Всё потому, брат, Что я дурак. (Р.Чиарди) |
Б) Исправьте пунктуационные ошибки в предложениях:
1) В нашем селе много рогатого скота: лошадей, свиней. 2) Рябчики говорят: охотники любят обычно дремать на деревьях. 3) Когда солнце село с блеянием и рёвом, прошло стадо. | Ответ: 1) В нашем селе много рогатого скота, лошадей, свиней. 2) Рябчики, говорят охотники, любят обычно дремать на деревьях. 3) Когда солнце село, с блеянием и рёвом прошло стадо. |
КАЛАМБУР
А) В данном каламбурном стихотворении для обозначения слов и их частей используются цифры и арифметические знаки. Расшифруйте это стихотворение, допишите расшифрованные части. Расставьте знаки препинания.
Дав(«0») кричал я Уто («+»)ь Когда на Лизе не женюсь! И вот теперь твой муж смо(«3») К ка(«-«) евши размышляет Кто женится чёрт побери Тот в сумас(«6»)вии блуждает. (Д.С.Минаев) | ОТВЕТ: Давно ль кричал я : «Утоплюсь, Когда на Лизе не женюсь!» И вот теперь твой муж, смотри, К камину севши, размышляет: «Кто женится, чёрт побери, Тот в сумасшествии блуждает. (Д.С.Минаев) |
Б) 4 девочки встретили незнакомого мальчика. «Как тебя зовут?»- спросили они его. «А вас как зовут?»- спросил мальчик вместо ответа. Девочки представились: «Лена, Валя, Рита, Поля». Подумав, мальчик сказал: «Ваши имена можно записать в столбик в таком порядке, что моё имя прочитается по диагонали». Как звали мальчика?
1) Веня 2) Коля 3) Петя 4) Витя 5) Вова
Ответ: Поля-Лена-Рита-Валя = Петя
ПЕРЕВОД
Исторический анекдот. Однажды в СССР приехала премьер-министр Индии Индира Ганди. В своей речи она употребила выражение, которое переводчик перевел на русский язык так: «Как сказал ваш великий поэт Тютчев, счастлив, кто пришел в этот мир, когда решается его судьба»… Как будто смысл передан верно, но не так-то легко сообразить, что имелись в виду строки из «Цицерона»:
Счастлив, кто посетил сей мир
В его минуты роковые.
Переведите с русского на русский крылатые строки отечественной поэзии:
А) Смелость, геройство и популярность в этом грустном мире выпали из моей памяти.
Ответ: «О доблестях, о подвигах, о славе я забывал на горестной земле…» А. Блока.
Б) Ураган застит небеса, завивая кольца вьюги.
Ответ: «Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя…» А.Пушкина
В) Вы не обязаны заниматься литературной деятельностью, но вы должны быть полезным членом общества.
Ответ: «Поэтом можешь ты не быть, но Гражданином быть обязан» Некрасова.
Г) Мы не можем предвидеть эффект от воздействия наших речей.
Ответ: «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовётся» Тютчева.
«ГЛОКОЕ» ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Сделайте графический разбор и поставьте знаки препинания в «глоком»предложении. Начертите его схему.
А) В глятуальное турылище куда чинулись ровейники разлыкал виластый тырнок.
Ответ: В глятуальное турылище, куда чинулись ровейники, разлыкал виластый тырнок.
Б) И зрко-то ставулишь что лятый насыфар заприварился от румыза что насыфарята оприварились.
Ответ: И зрко-то ставулишь , что лятый насыфар заприварился от румыза, что насыфарята оприварились.
В) Марабака дюко сяпала унаваздить где пованорит марабяка будаживший пипаклю тря.
Ответ: Марабака дюко сяпала унаваздить. где пованорит марабяка, будаживший пипаклю тря.
- ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ИГРЫ
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
- Идея игры «Интеллектуальный лабиринт» - «Литература», приложение к газете «Первое сентября», №34, 2001
- Гусарова И.В. Тесты по русскому языку. 5-11 кл. – М.: ООО «Изд-во «Астрель»: ООО «Изд-во АСТ», 2003
- Кудинова Т.А. Трудности ЕГЭ по русскому языку. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004
- Цыбулько И.П., Львова С.И. Русский язык. Эффективная подготовка. ЕГЭ. – М.: Изд-во «ЭКСМО», 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
по русскому языку и литературе для учащихся 5-6 классов "Путешествие знатоков языка"
В общей системе мероприятий, проводимых в школе с целью повышения грамотности у учащихся, с целью приобщения их к прекрасному, большое значение имеет внеклассная работа по русскому языку и литературе....
ЕГЭ-лабиринт по русскому языку (Интеллектуальная викторина для учащихся 11-х классов)
Интеллектуальная лингвистическая игра «ЕГЭ-ЛАБИРИНТ» позволяет в занимательной форме проверить ЗУН одиннадцатиклассников по русскому языку в решении открытых и закрытых тестов, даёт школьникам возможн...
Разработка внеклассного мероприятия Игра – викторина по русскому языку и чтению для учащихся 6 – 7 классов, обучающихся по программе специальной коррекционной общеобразовательной школы VIII вида
Цель: повышение познавательного интереса к изучению русского языка посредством активного применения здоровьесберегающих технологийЗадачи:1.Повторение программного материала по русскому языку на ...
Интеллектуальная игра по русскому языку и литературе для учащихся 5-8 классов.
Данную презентацию можно использовать для проведения внеклассного мероприятия по русскому языку и литературе "Что? Где?Когда?"...
Викторина по русскому язык "Занимательная грамматика" для учащихся 5-6 классов.
ВИКТОРИНА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГРАММАТИКА» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ....
Игра – викторина по русскому языку и чтению для учащихся 6 – х классов, обучающихся по программе специальной коррекционной общеобразовательной школы VIII вида
Многообразные формы работы в рамках Недели русского языка помогают решению проблем, над которыми работает учитель на уроке. С этой целью было разработано познавательно...