Буквы О-А в корне -гор--гар-
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Конспект урока "Буквы О-А в корне-гар--гор-"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bukvy_o-a_v_korne_-gar-gor-.docx | 26.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Буквы о-а в корне –гар- - -гор-.
Тип урока: урок изучения нового материала
Цели:
- познакомиться с лексическим значением корня гор–гар; познакомиться с орфографическим правилом правописания гласных о–а в этом корне;
- сформировать на основе правила умение правильно писать слова с изучаемой орфограммой;
- воспитать любовь к русскому языку, интерес к учению.
Оборудование: таблица чередований корней, карточки с индивидуальным заданием, карточки для самостоятельной работы.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Фронтальный опрос
– Что мы изучали на предыдущих уроках?
– Какие корни с чередованием вы уже знаете?
– От чего зависит написание гласной в этих корнях?
– Обратимся к таблице на доске (3 столбик закрыт)
Написание букв о-а в корнях с чередованием зависит от наличия | ||
закорневого суффикса -а- ЛАГ–ЛОЖ | сочетания согласных ст/щ | ударения ГОР–ГА'Р: О/А (а') |
III. Практическое задание на развитие логического мышления
1) На доске заранее написаны слова с пропуском гласной.
Выр…щивать, прил…гательное, р…стение, пол…жение, выр…сли.
Задание: распределить слова на группы.
IV. Новый материал
1) Ребята, мы с вами повторили правила написания гласных в корнях с чередованием и то, что написание гласных может зависеть:
а) от наличия суффикса А после корня;
б) от конечной согласной корня.
– Сегодня мы познакомимся с другими корнями, в которых также наблюдается чередование гласных а–о.
Наша цель:
а) установить, от чего зависит написание гласной в корне гор–гар;
б) сформулировать правило;
в) научиться узнавать эту орфограмму и правильно писать слова.
2) Итак, обратимся к корню гор–гар.
– Перед вами на доске слова гора, гореть, гористый, загар, угарный, горный.
– Выделите корень. Однокоренные ли это слова? (Нет)
– Почему? (Они имеют разные лексические значения, хотя их корни звучат и пишутся одинаково)
– Разведите эти слова по их родовым гнёздам (самостоятельно в тетради).
Гора, гористый, горный – значение «возвышаться».
Гореть, загар, угарный – значение «пылать».
– Сегодня мы будем работать со словами, корень которых имеет значение «пылать».
– Рассмотрите внимательно слова, записанные в два столбика на доске.
– Запишем в тетрадь:
гореть угар
горелый огарок
загорать загар
– Прочитайте слова первого столбика. Какая гласная пишется в корне?
– В каком положении, ударном или безударном, она находится?
– Прочитайте слова второго столбика. Какая гласная пишется в корне?
– В каком положении находится она?
– Сделаем вывод: от чего же зависит написание а–о в корне гор–гар? (От ударения).
– Сформулируйте правило.
– Обратите внимание! В этих корнях написание зависит от ударения, но не проверяется им!
Учитель открывает 3 графу таблицы.
– Как правильно выделить орфограмму? (Учитель – на доске, дети в тетради: гореть – угар.)
– Для того чтобы лучше запомнить правило, составим алгоритм. (Учитель – на доске, дети – в тетрадях.)
Можно это правило представить в виде следующего рисунка (кому-то легче будет запомнить так).
Итог этого этапа: орфограммой является только безударная гласная.
Мы под удареньем пишем
Без сомнения то, что слышим.
Если ж звук без ударенья,
Вызывает он сомненья.
V. Закрепление
1. Упр. 140 – развивается умение находить в словах орфограмму – букву а–о в корне гар – гор, различать омонимичные корни и отличать данную орфограмму от орфограммы – проверяемой буквы безударного гласного в корне, устно и графически объяснять условия выбора орфограмм.
Вырабатывается алгоритм поиска слов с орфограммой (выбора написания):
1) Произнести слово, поставить ударение, найти буквы безударных гласных.
2) Выделить звукосочетание [гар].
3) Проверить, является ли оно корнем. Выделить корень. Уточнить значение слова.
4) Определить, ударный гласный в корне или безударный.
5) Применить правило.
6) Подчеркнуть орфограммубукву о или а.
– В каких словах этой орфограммы нет? Почему? (Под горой, пригорок, горючий, горевать.)
– Сколько омонимичных корней вы обнаружили? (Три.)
– Сделайте вывод: что важно знать, чтобы правильно применить правило написания букв безударных гласных в корне? (Знать значение слова (корня) и не смешивать слова с омонимичными корнями.)
2. Упр. 141 – развивается умение писать слова с разными орфограммами, в том числе с орфограммойбуквой а–о в корне гар – гор, графически обозначать условие выбора орфограммы.
Выполняют самостоятельно. Коллективная проверка с комментированием.
3. Упр. 142 – развивается умение правильно писать слова с изученной орфограммой.
Ученики могут диктовать в группе предложения по очереди, один комментирует перед записью, называя слово с изученной орфограммой. Можно провести как самостоятельную работу.
VI. Итог урока.
– Какую проблему решали на уроке?
– Чему научились?
– Какая работа понравилась больше всего?
VII. Домашнее задание.
1. Уметь рассказать правило, опираясь на схему.
2. Упр. 144 (взаимодиктант).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-игра «Буквы Е - И в корнях с чередованием» в 5 классе.
Презентация, выполненная в занимательной форме, носит контролирующий характер. Она предназначена для учащихся 5 класса. Цель: 1. Проверить знания и умения учащихся по теме «Буквы Е ...
Чередование гласных в корнях слов. Буквы О – А в корне «ЛАГ- ЛОЖ»
Данная презентация для интерактивной доски позволяет учителю провести урок на данную тему....
«Правописание корней с чередованием гласных. Буквы о-а в корне – лаг- - -лож-».
Урок русского языка в 5 классе. Тема: «Правописание корней с чередованием гласных. Буквы о-а в корне – лаг- - -лож-». Цели: а) образовательные расширить, углубить знания учащихся о чередовании бу...
Тренажёр по русскому языку для 5 класса по теме "Правописание слов с чередующимися гласными в корне. Буквы а-о в корне -лаг, -лож."
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"8220110","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 250px; height: 295px;"}}]]Учебный тренажёр состоит из 2 разделов: тренажёр и уп...
Урок русского язык в 5 классе. Тема. Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов. Буквы е, и в корнях с чередованием
С помощью материала урока ученики научатся распознавать слова с чередующимися гласными и согласными в корне, сопоставлять произношение и написание слова, изучат правило написания е, и в корнях с черед...
Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов. Буквы е, и в корнях с чередованием
Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов.Буквы е, и в корнях с чередованием...
Учебный тренажёр по теме: Правописание слов с чередующимися гласными в корне. Буквы а-о в корне -лаг, -лож.
Учебный тренажёр по теме: "Правописание слов с чередующимисягласными в корне. Буквы а-о в корне -лаг, -лож" поможет учащимся отработать орфограмму, а учителю провести экспресс-диагности...