Рабочие программы по русскому языку 5-6 класс
рабочая программа по русскому языку (5 класс) по теме
Программа предназначена для работы в вечерней школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_6_klass.docx | 54.98 КБ |
russkiy_5_klass.docx | 62.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрена Утверждаю
на педсовете директор школы
протокол №1 приказ № 62-о
от 20. 08 2012 от «___» _____2012
________________
В.А. Шкарупелова
Муниципальное бюджетное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение
«Михайловская районная вечерняя (сменная) общеобразовательная школа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку для 6 класса
Автор -составитель: Мамонова Н.В.
учитель русского языка и литературы
Михайловка
2012
Содержание
Пояснительная записка…………………………………………………… с.3
Планируемые результаты.
Система контроля……………………………………………………………с. 5
Тематическое планирование…………………………………………...… с. 15
Содержание планирования……………………………………………...… с.19
Список литературы для обучающихся и учителя………………………. с.22
Материально –техническое оснащение………………………………… с.23
Рабочая учебная программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования и Примерной программы среднего (полного) образования по русскому языку, рекомендованной Министерством образования и науки РФ для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования.
РУССКИЙ ЯЗЫК
Пояснительная записка
Статус документа
Настоящая программа по русскому языку для 6 класса создана на основе
федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Особенности организации учебного процесса.
На изучение курса русского языка в 6 классе по учебной программе отводится 170 часов. В связи с особенностями работы в вечерней школе количество часов для изучения русского языка сокращено до 54 часов, остальные часы даются на самостоятельное обучение.
Особенность организации учебного процесса по данному курсу связана с особым контингентом обучающихся, которые имеют большой перерыв в обучении, низкий уровень знаний. Кроме того состав обучающихся постоянно обновляется. Основная роль в учебном процессе отводится закреплению ЗУН при выполнении практических упражнений. Для нормализации нагрузки обучающихся используется дифференцированный подход, что способствует положительному отношению к учёбе. Выбор системы методов и приёмов обучения обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся , формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
Цели изучения:
- формирование представления о русском языке как духовной, нравственной культурной ценности народа;
- дальнейшее развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; осознанному выбору профессии;
- освоение знаний о русском языке как многофункциональной системе, языковой норме и ее разновидностях;
- овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности
В нашей программе деление часов представлено следующим образом:
Количество учебных часов:
В год-54 часа (1,5 часов в неделю);
Для самостоятельного обучения 150 часов;
В том числе контрольных работ 6.
Курс русского языка для 6 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Планируемые результаты. Система контроля.
Требования к уровню подготовки обучающихся 6 класса:
I. Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 6 классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
II. К концу 6 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
- производить словообразовательный разбор слов с ясной структурой, морфологический разбор изученных в 6 классе частей речи, синтаксический разбор предложений с двумя главными членами и с одним главным членом, выраженным безличным глаголом;
- с помощью толкового словаря выяснять нормы употребления слова;
- соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По орфографии:
- находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки;
- правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 6 классе.
По пунктуации:
- находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания;
- обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.
По развитию речи:
- составлять сложный план;
- подробно, сжато и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания помещения и пейзажа;
- собирать и систематизировать материал к сочинению с учетом темы и основной мысли;
- описывать помещение, пейзаж, составлять рассказ на основе услышанного и по воображению;
- совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).
Уметь грамотно и четко отвечать на вопросы по пройденному материалу; выступать по заданной теме.
Уметь выразительно читать письменный (прозаический и поэтический) текст.
При изучении курса используются разные виды контроля:
контрольные диктанты, тестовые работы, самостоятельные работы, задания дифференцированного характера, зачёты.
Формы занятий:
1. групповые занятия
2. индивидуальные консультации
3. зачётные часы
4. самостоятельное обучение
Критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся по русскому языку.
Часть I . ОЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по русскому языку.
Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать:
1) полноту и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимания изученного;
3) языковое оформление ответа.
Балл | Степень выполнения учащимся общих требований к ответу |
«5» | 1) ученик полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка. |
«4» | ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1 - 2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 - 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого. |
«3» | ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого |
Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Отметка «1» не ставится.
Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
Часть 2. НОРМЫ ОЦЕНКИ ПИСЬМЕННЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
I. Рекомендуемые нормы оценки за ДИКТАНТ
Отметка | Число ошибок (орфографических и пунктуационных) |
«5» | 0/0, 0/1, 1/0 (негрубая ошибка) |
«4» | 2/2, 1/3, 0/4, 3/0, 3/1 (если ошибки однотипные) |
«3» | 4/4, 3/5, 0/7, 5/4 в 5 классе; 6/6 (если есть ошибки однотипные и негрубые) |
«2» | 7/7, 6/8, 5/9, 8/6 |
В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического и т.п.) задания, выставляются две оценки (за диктант и за дополнительное задание).
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
Балл | . Степень выполнения задания |
«5» | ученик выполнил все задания верно |
«4» | ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий |
«3» | выполнено не менее половины заданий |
Контрольный словарный диктант
При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:
Балл | . Количество ошибок |
«5» | ошибки отсутствуют |
«4» | 1 – 2 ошибки |
«3» | 3 – 4 ошибки |
«Нормы оценки...» не только указывают, за какое количество ошибок в диктанте ставится та или иная оценка, но и варьируют допустимое количество ошибок. Такой подход связан с тем, что одновременно оценивается и количество, и характер ошибок, для чего вводятся понятия грубые/негрубые ошибки и однотипные/неоднотипные ошибки.
Критерии оценки орфографической грамотности
В письменных работах учащихся встречаются неверные написания двух видов: орфографические ошибки и описки.
Орфографические ошибки представляют собой нарушение орфографической нормы, требований, предусмотренных орфографическими правилами или традицией письма («безшумный» вместо бесшумный, «предлогать» вместо предлагать и т.п.).
Орфографические ошибки бывают:
1) на изученные правила;
2) на неизученные правила;
3) на правила, не изучаемые в школе.
Все ошибки исправляются учителем, но учитываются только ошибки первого типа. Исправляются, но не учитываются ошибки в словах с непроверяемыми написаниями, если над ними не проводилась специальная предварительная работа.
Среди ошибок на изученные правила выделяются негрубые ошибки. Они отражают несовершенство русской орфографии; к ним относятся различного рода исключения из правил; отсутствие единого способа присоединения приставок в наречиях; существование дифференцированных правил (употребление ь регулируется 7 правилами).
К негрубым относятся ошибки:
1) в словах-исключениях из правил;
2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, если их правописание не регулируется правилами;
4) в написании не с краткими прилагательными и причастиями, если они выступают в роли сказуемого;
5) в написании ы и и после приставок;
6) в написании собственных имен нерусского происхождения;
7) в случаях трудного различения не и ни:
Куда он только не обращался; Куда он только ни обращался, никто ему не мог помочь; Никто иной не...; Не кто иной, как ...; Ничто иное не...; Не что иное, как,…
При подсчете одна негрубая ошибка приравнивается к половине ошибки.
В письменных работах учащихся могут встретиться повторяющиеся и однотипные ошибки. Их нужно различать и правильно учитывать при оценке диктанта. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или корне однокоренных слов, она учитывается как одна ошибка.
К однотипным относятся ошибки на одно правило, если условия выбора написания связаны с грамматическими и фонетическими особенностями слова. Не относятся к однотипным ошибки на правило, применение которого требует подбора опорного слова или формы слова.
Если ученик допустил ошибки в написании личных окончаний глагола в словах строят, видят, то это однотипные ошибки, так как они сделаны на одно правило, применение которого основано на анализе грамматических особенностей слова - определения спряжения глагола.
Ошибки в парах поздний, грустный; взглянуть, тянуть не являются однотипными, так как применение правил в данном случае связано с анализом семантики слов; это выражается в подборе однокоренного (родственного) слова или его формы.
Описки - это следствие искажения звукового облика слова; они не связаны с правилами орфографии (перестановка букв, их пропуск и т.п.). Описки не отражают уровня орфографической грамотности учащихся. Они свидетельствуют о невнимательности, несобранности учащихся. Описки исправляются учителем, но не учитываются при оценке работы в целом.
Критерии пунктуационной грамотности
Все пунктуационные ошибки отражают неправильное выделение смысловых отрезков в предложении и в тексте. Среди пунктуационных ошибок выделяются ошибки грубые и негрубые.
К негрубым относятся:
1) ошибки в выборе знака (употребление запятой вместо точки с запятой, тире вместо двоеточия в бессоюзном сложном предложении и т. п.);
2) ошибки, связанные с применением правил, которые ограничивают или уточняют действия основного правила. Так, основное правило регламентирует постановку запятой между частями сложносочиненного предложения с союзом и. Действие этого правила ограничено одним условием: если части сложносочиненного предложения имеют общий второстепенный член, то запятая перед союзом и не ставится. Постановка учеником запятой в данном случае квалифицируется как ошибка негрубая, поскольку речь идет об исключении из общего правила;
3) ошибки, связанные с постановкой сочетающихся знаков препинания: пропуск одного из знаков в предложении типа Лес, расположенный за рекой, - самое грибное место в округе или неправильная последовательность их расположения.
Некоторые пунктуационные ошибки не учитываются при оценке письменных работ школьников. Это ошибки в передаче авторской пунктуации.
Среди пунктуационных ошибок не выделяется группа однотипных ошибок. Это объясняется тем, что применение всех пунктуационных правил так или иначе основано на семантическом анализе предложений и его частей. В остальном учет пунктуационных ошибок идет по тем же направлениям, что и учет орфографических ошибок.
Нормативы, определяющие уровень орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, обычно фиксируются в программах по русскому языку для средней школы.
II. Критерии и нормативы оценки ИЗЛОЖЕНИЙ и СОЧИНЕНИЙ
Критериями оценки содержания и композиционного оформления изложений и сочинений являются:
соответствие работы теме, наличие и раскрытие основной мысли высказывания;
полнота раскрытия темы;
правильность фактического материала;
последовательность и логичность изложения;
правильное композиционное оформление работы.
Нормативы оценки содержания и композиции изложений и сочинений выражаются в количестве фактических (см. 1-3-й критерии) и логических (см. 4-й и 5-й критерии) ошибок и недочетов.
Так, отметка «5» ставится при отсутствии каких-либо ошибок, нарушающих перечисленные критерии, а отметку «4» можно поставить при наличии двух недочетов в содержании.
Критерии и нормативы оценки языкового оформления
изложений и сочинений
Основными качествами хорошей речи, которые лежат в основе речевых навыков учащихся, принято считать богатство, точность, выразительность речи, ее правильность, уместность употребления языковых средств, поэтому изложения и сочинения оцениваются с точки зрения следующих критериев:
богатство (разнообразие) словаря и грамматического строя речи;
стилевое единство и выразительность речи;
правильность и уместность употребления языковых средств.
Показателями богатства речи являются большой объем активного словаря, развитой грамматический строй, разнообразие грамматических форм и конструкций, использованных в ходе оформления высказывания.
Показатель точности речи - умение пользоваться синонимическими средствами языка и речи, выбрать из ряда возможных то языковое средство, которое наиболее уместно в данной речевой ситуации. Точность речи, таким образом, прежде всего, зависит от умения учащихся пользоваться синонимами, от умения правильно использовать возможности лексической сочетаемости слов, от понимания различных смысловых оттенков лексических единиц, от правильности и точности использования некоторых грамматических категорий (например, личных и указательных местоимений).
Выразительность речи предполагает такой отбор языковых средств, которые соответствуют целям, условиям и содержанию речевого общения. Это значит, что пишущий понимает особенности речевой ситуации, специфику условий речи, придает высказыванию соответствующую стилевую окраску и осознанно отбирает образные, изобразительные средства. Так, в художественном описании, например, уместны оценочные слова, тропы, лексические и морфологические категории, употребляющиеся в переносном значении. Здесь неуместны термины, конструкции и обороты, свойственные научному стилю речи.
Снижает выразительность школьных сочинений использование штампов, канцеляризмов, слов со сниженной стилистической окраской, неумение пользоваться стилистическими синонимами.
Правильность и уместность языкового оформления проявляется в отсутствии ошибок, нарушающих литературные нормы - лексические и грамматические (а в устной речи произносительные) - и правила выбора языковых средств в соответствии с разными задачами высказывания.
Изложение и сочинение оценивается двумя оценками: первая – за содержание работы и речь, вторая – за грамотность (в журнале ее рекомендуется ставить на странице «Русский язык» и учитывать при выставлении итоговой оценки по русскому языку)
При выставлении оценки за содержание и речевое оформление согласно установленным нормам необходимо учитывать все требования, предъявляемые к раскрытию темы, а также к соблюдению речевых норм (богатство, выразительность, точность).
При выставлении второй оценки учитывается количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. Грамматические ошибки, таким образом, не учитываются при оценке языкового оформления сочинений и изложений.
Основные критерии оценки за изложение и сочинение
Оценка | Содержание и речь | Грамотность |
«5» | 1.Содержание работы полностью соответствует теме. 2.Фактические ошибки отсутствуют. 3.Содержание излагается последовательно. 4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. 5.Достигнуты стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании 1-2 речевых недочета. | Допускаются: I орфографическая, или I пунктуационная, или 1 грамматическая ошибки |
«4» | 1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). 2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности. 3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. 4.Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. 5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов. | Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки |
| 1.В работе допущены существенные отклонения 2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. 3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения 4.Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. 5.Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недо- четов в содержании и 5 речевых недочетов. | Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орф. и 5 пунк.,или 7 пунк. при отсутствии орфографических (в 5 кл.- 5 орф. и 4 пунк., а также 4 грамматических ошибки |
Оценка обучающих работ
Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.
При оценке обучающих работ учитываются:
1) степень самостоятельности учащегося;
2) этап обучения;
3) объем работы;
4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.
Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.
Первая и вторая работа, как классная, так и домашняя, при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.
Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.
Тематическое планирование.
№ урока | Тема урока | Тип урока | Дом. задание |
Лексика и фразеология- 4 часа.
| |||
1 | Исконно русские слова. Заимствованные слова. | комбинир. | П. 21, упр. 93. |
2 | Общеупотребительные слова. Профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы. | комбинир | П. 14, 15, 16, 17, упр. 79. |
3 | Устаревшие слова. Неологизмы. | комбинир | П. 19, 20, упр. 87. |
4 | Фразеология. Использование фразеологизмов в речи. | комбинир | П. 22, 23, упр. 105. |
Зачёт № 1. Лексика и фразеология. | |||
Словообразование. Орфография-5 часов. | |||
5 | Основные способы образования слов в русском языке. Этимология слов. | комбинир | П. 24, 26, 27, упр. 129. |
6 | Правописание чередующихся гласных О и А в корнях –ГОР- -- -ГАР-, -КОС- -- -КАС-. | практикум | П. 29, 30, упр. 139, 145.. |
7 | Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-. Буквы Ы и И после приставок на согласные. | практикум | П. 31, 32, упр. 153, 154 |
8 | Диктант по теме: Лексика и словообразование. | урок контроля | |
9 | Правописание соединительных гласных О и Е. | практикум | П. 33, упр. 169. |
Зачёт № 2. Словообразование. Орфография. | |||
Морфология. Орфография-45 часов. | |||
| Имя существительное-8 часов. | . | |
10 | Склонение существительных на –МЯ. | комбинир | П. 37, 38, упр. 209, 211. |
11 | Несклоняемые существительные. Имена существительные общего рода. | комбинир | П. 40, 41, упр. 228, 233 (устно) |
12 | НЕ с существительными. | комбинир | П. 43, упр. 240. |
13 | Буквы Ч и Щ в суффиксах –ЧИК (-ЩИК) | комбинир | П. 44, упр. 250. |
14 | Гласные в суффиксах существительных –ЕК и –ИК. | комбинир | П. 45, упр. 258. |
15 | Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных. | комбинир | .п. 46, упр. 257. |
16 | Повторение по теме: Имя существительное. | практикум | упр. 267. |
17 | Диктант по теме: Имя существительное. | Урок контроля |
|
Зачёт № 3. Имя существительное. | |||
| Имя прилагательное- 9 часов. | ||
18 | Качественные, относительные и притяжательные прилагательные. | комбинир | П. 50, 51, 52, упр. 299.. |
19 | Степени сравнения имён прилагательных; образование степеней сравнения. | комбинир | П. 49, упр. 288. |
20 | НЕ с прилагательными. | комбинир | П 54, упр. 312. |
21 | Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных. | комбинир | П. 55, упр. 314. |
22 | Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных. | комбинир | П. 56, упр. 325.. |
23 | Различие на письме суффиксов прилагательных –К- и –СК-. | комбинир | П. 57, упр. 329. |
24 | Дефисное и слитное написание прилагательных. | комбинир. | П. 58, упр. 333. |
25 | Повторение по теме: Имя прилагательное. | пркатикум | упр. 337.. |
26 | Диктант по теме: Имя прилагательное. | урок контроля | |
Зачёт № 4. Имя прилагательное. | |||
| Имя числительное- 8 часов. | ||
27 | Имя числительное как часть речи. | комбинир | П. 59, упр. 345. |
28 | Мягкий знак на конце и середине числительных. | комбинир. | П. 61, упр. 354. |
29 | Числительные простые и составные. | комбинир | Задание в тетради |
30 | Разряды количественных числительных | комбинир | П. 62, 64, 65, упр. 369. |
31 | Склонение количественных числительных. | комбинир | П. 63, упр. 373.. |
32 | Порядковые числительные. | комбинир | П. 66, упр. 383.. |
33 | Повторение по теме: Имя числительное. | практикум | упр. 388 |
34 | Диктант по теме: Имя числительное. | урок контроля | |
| Местоимение-10 часов. | ||
35 | Местоимение как часть речи. | комбинир | П. 68, упр. 393. |
36 | Разряды местоимений. Личные местоимения, возвратное местоимение СЕБЯ. | комбинир. | П. 69, 70, упр. 405. |
37 | Вопросительные и относительные местоимения. | комбинир | П. 71, 72, упр. 412. |
38 | Неопределённые местоимения. | комбинир | П. 73, упр. 417.. |
39 | Отрицательные местоимения. | комбинир | П. 74, упр. 430.. |
40 | Притяжательные местоимения. | комбинир | П. 75, упр. 435. |
41 | Указательные местоимения. | комбинир | П. 77, упр. 443. |
42 | Определительные местоимения. | комбинир | П. 78, упр. 445. |
43 | Повторение по теме: Местоимение. | практикум | упр. 456. |
44 | Диктант по теме: Местоимение. | урок контроля | . |
Зачёт № 5. Имя числительное. Местоимение. | |||
| Глагол-10 часов. | ||
45 | Глагол как часть речи. | комбинир | П. 80, упр. 464. |
46 | Разноспрягаемые глаголы. | комбинир | П. 81, упр. 474. |
47 | Глаголы переходные и непереходные. | комбинир | П. 82, упр. 581. |
48 | Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. | комбинир | П. 83, упр. 483. |
49 | Условное наклонение. | комбинир | П. 84, упр. 488. |
50 | Повелительное наклонение. | комбинир | П. 85, упр. 496.. |
51 | Безличные глаголы. | комбинир | П. 87, упр. 517. |
52 | Правописание гласных в суффиксах глагола. | комбинир | П. 90, упр. 526. |
53 | Повторение по теме: Глагол. | практикум | упр. 530. |
54 | Диктант по теме: Глагол. | урок контроля |
Содержание планирования
Отличительной особенностью рабочей программы является то, что исходя из особенности вечерней школы уменьшено количество часов на изучение материала на уроках, поэтому остальные часы даются на самостоятельное изучение Это позволяет охватить весь изучаемый материал по программе, повысить уровень обученности у обучающихся.
Раздел | Количество часов в примерной программе | Количество часов в рабочей программе | Самостоятельное обучение |
1. Функции русского языка в современном мире. | 1 | __ | 1 |
2. Повторение пройденного в 5 классе. | 10 | __ | 10 |
3. Лексика и фразеология. | 13 | 4 | 9 |
4. Словообразование. Орфография. | 28 | 5 | 23 |
5. Морфология. Орфография. | 108 | 45 | 63 |
6. Повторение и систематизация пройденного в 6 классе. | 10 | __ | 10 |
Итого: | 170 | 54 | 116 |
Срок реализации рабочей программы – один учебный год.
Используемые методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, элементы частично-поискового метода.
Технологии: личностно-ориентированная, ИКТ.
Основное содержание:
1. Лексика и фразеология—4 часа.
.1). Повторение пройденного по лексике в 5 классе.
Исконно русские слова. Заимствованные слова. Общеупотребительные слова. Профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы. Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Устаревшие слова. Неологизмы.
Основные пути пополнения словарного состава русского языка.
Толковые словари иностранных слов, устаревших слов.
Фразеология как раздел науки о языке. Свободные сочетания слов и фразеологические обороты. Основные признаки фразеологизмов. Стилистически нейтральные и окрашенные фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи. Фразеологический словарь.
2).. Умение определять по толковому словарю, из какого языка заимствовано слово, относится ли оно к устаревшим, диалектным или профессиональным словам.
Умение пользоваться словарями иностранных слов, устаревших слов, фразеологическими словарями.
2. Словообразование. Орфография—5 часов.
1). Повторение пройденного по морфемике в 5 классе.
Основные способы образования слов в русском языке: с помощью морфем (морфологический) - приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный; осново- и словосложение, сложение полных и сокращенных слов, аббревиация (сокращение слов и словосочетаний). Образование слов в результате слияния сочетаний слов в слово.
Понятие об этимологии и этимологическом разборе слов. Этимологические словари.
Правописание чередующихся гласных о и а в-' корнях -гор- - -гар-, -кос- - -кас-. Правописание гласных в приставках пре- и при-, буквы ы и и после приставок на согласные. Правописание соединительных гласных о и е.
2). Умение согласовывать со сложносокращенными словами прилагательные и глаголы в прошедшем времени.
3. Морфология. Орфография—45 часов.
Имя существительное (8 часов).
1). Повторение сведений об имени существительном, полученных в 5 классе.
Склонение существительных на -мя. Несклоняемые существительные. Текстообразующая роль существительных. Словообразование имен существительных.
Не с существительными. Правописание гласных в суффиксах -ек, -ик; буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах -ок (-ек), -онк, -онок. Согласные ч и щ в суффиксе -чик (-щик).
2). Умение правильно образовывать формы косвенных падежей существительных на -мя, правильно употреблять в речи несклоняемые существительные, согласовывать прилагательные и глаголы в форме прошедшего времени с существительными общего рода (например, белоручка, сирота и др.).
Умение определять значения суффиксов имен существительных (увеличительное, пренебрежительное и уменьшительно-ласкательное).
Имя прилагательное (9 часов)
1). Повторение сведений об имени прилагательном, полученных в 5 классе.
Качественные, относительные и притяжательные прилагательные. Степени сравнения прилагательных; образование степеней сравнения. Словообразование имен прилагательных.
Не с именами прилагательными. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных; правописание гласных и согласных в суффиксах -ан- (-ян-), -ин-, -онн- (-енн-) в именах прилагательных; различение на письме суффиксов -к- и -ск-. Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.
2). Умение правильно образовывать степени сравнения прилагательных, соблюдать правильное ударение при образовании степеней сравнения, определять значение суффиксов в именах прилага- тельных (уменьшительно-ласкательное и неполноты качества).
Умение употреблять в речи прилагательные в переносном значении.
Имя числительное (8 часов)
1). Имя числительное как часть речи. Синтаксическая роль имен числительных в предложении. Числительные количественные и порядковые. Числительные простые и составные. Текстообразующая роль числительных.
Склонение количественных числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях; буква ь в середине и на конце числительных. Слитное и раздельное написание числительных.
Склонение порядковых числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях порядковых числительных.
2). Умение употреблять числительные для обозначения дат, правильно употреблять числительные двое, трое и др., числительные оба, обе в сочетании с существительными.
Умение выражать приблизительное количество с помощью сочетания количественного числительного и существительного (например, минут пять, километров десять).
Местоимение (10 часов)
1). Местоимение как часть речи. Синтаксическая роль местоимений в предложении. Разряды местоимений. Склонение местоимений. Текстообразующая роль местоимений.
Раздельное написание предлогов с местоимениями. Буква и в личных местоимениях 3-го лица после предлогов. Образование неопределенных местоимений. Дефис в неопределенных местоимениях перед суффиксами -то, -либо, -нибудь и после приставки кое-.
Не в неопределенных местоимениях. Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях.
2). Умение употреблять личные местоимения 3-го лица в соответствии со смыслом предшествующего предложения. Умение правильно использовать местоимения как средство связи предложений и частей текста.
Глагол (10 часов.)
1). Повторение сведений о глаголе, полученных в 6 классе.
Переходные и непереходные глаголы. Изъявительное, условное и повелительное наклонения. Раздельное написание частицы бы (б) с глаголами в условном наклонении. Буквы ь и и в глаголах в повелительном наклонении. Разноспрягаемые глаголы. Безличные глаголы. Текстообразующая роль глаголов. Словообразование глаголов.
Правописание гласных в суффиксах -ова(ть), -ева(ть) и -ыва(ть), -ива(ть).
2). Умение употреблять формы одних наклонений в значении других и неопределенную форму (инфинитив) в значении разных наклонений.
Список литературы для обучающегося и учителя.
Учебно-методический комплекс учителя:
1. Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А.Тростенцова, М: Просвещение, 2007г.
2. Поурочные разработки по русскому языку, 6 класс. Н.В. Егорова, М: ВАКО, 2011г.
3. Обучение русскому языку в 6 классе. Т.А. Ладыженская, , Л.А.Тростенцова, , М.Т. Баранов. Методические рекомендации к учебнику для 6 класса общеобразовательных учреждений, М: Просвещение, 2007г.
4. Дидактические материалы по русскому языку для 6 класса. Л.А.Тростенцова, Т.А. Ладыженская, М: Просвещение, 2007г.
5. Сборник диктантов по русскому языку для 5—9 класов.. Е.К. Францман, М: Просвещение, 2007г.
6. Обучающие изложения для 5—9 классов. И.Ф. Ивченков, М: Просвещение, 2007г.
7. Опрос на уроках русского языка. Г.А. Богданова, М: Просвещение, 2007г.
8. Русский язык. Сборник упражнений, 6 класс. Т.В. Шклярова, Грамотей. 2010г.
9. Тесты по русскому языку для 6 класса. И.В. Текучёва,М: ЭКЗАМЕН, 2007г.
10. Диктанты по русскому языку для 6 класса. Н.П. Шульгина, М: ЭКЗАМЕН, 2005г.
11. Русский язык для школьников и абитуриентов, А.Штоль, Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2008г.
12. Русский язык. Цифровые диктанты для 5—7классов, М.Е. Кривоплясова, Волглград: Учитель, 2007г.
Учебно-методический комплекс обучающегося:
1. Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А.Тростенцова, М: Просвещение, 2007г.
2. Дидактические материалы по русскому языку для 6 класса. Л.А.Тростенцова, Т.А. Ладыженская, М: Просвещение, 2007г.
3. Русский язык. Сборник упражнений, 6 класс. Т.В. Шклярова, Грамотей. 2010г.
4. Тесты по русскому языку для 6 класса. И.В. Текучёва,М: ЭКЗАМЕН, 2007г.
5. Русский язык для школьников и абитуриентов, А.Штоль, Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2008г.
Материально –техническое оснащение
1. Таблицы.
2. Мультимедиа комплекс
Предварительный просмотр:
Рассмотрена Утверждаю
на педсовете директор школы
протокол №1 приказ № 62-о
от 20. 08 2012 от «___» _____2012
________________
В.А. Шкарупелова
Муниципальное бюджетное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение
«Михайловская районная вечерняя (сменная) общеобразовательная школа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку для 5 класса
Автор -составитель: Мамонова Н.В.
учитель русского языка и литературы
Михайловка
2012
Содержание
Пояснительная записка…………………………………………………… с.3
Планируемые результаты.
Система контроля……………………………………………………………с. 5
Тематическое планирование…………………………………………...… с. 15
Содержание планирования……………………………………………...… с.19
Список литературы для обучающихся и учителя………………………. с.25
Материально –техническое оснащение………………………………… с.26
Рабочая учебная программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования и Примерной программы среднего (полного) образования по русскому языку, рекомендованной Министерством образования и науки РФ для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования.
РУССКИЙ ЯЗЫК
Пояснительная записка
Статус документа
Настоящая программа по русскому языку для 5 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Особенности организации учебного процесса.
На изучение курса русского языка в 5 классе по учебной программе отводится 204 часа. В связи с особенностями работы в вечерней школе количество часов для изучения русского языка сокращено до 54 часов, остальные часы даются на самостоятельное обучение.
На изучение программы в 5 классе отводится 54 часа, из расчёта 1,5 ч в неделю.
Особенность организации учебного процесса по данному курсу связана с особым контингентом обучающихся, которые имеют большой перерыв в обучении, низкий уровень знаний. Кроме того состав обучающихся постоянно обновляется. Основная роль в учебном процессе отводится закреплению ЗУН при выполнении практических упражнений. Для нормализации нагрузки обучающихся используется дифференцированный подход, что способствует положительному отношению к учёбе. Выбор системы методов и приёмов обучения обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся , формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
Цели изучения:
формирование представления о русском языке как духовной, нравственной культурной ценности народа;
дальнейшее развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; осознанному выбору профессии;
освоение знаний о русском языке как многофункциональной системе, языковой норме и ее разновидностях;
овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности
Цели изучения и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающегося, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
В нашей программе деление часов представлено следующим образом:
Количество учебных часов:
В год—54 часа (1, 5 часов в неделю);
Для самостоятельного обучения 150 часов;
В том числе контрольных работ 2.
Курс русского языка для 5 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Планируемые результаты. Система контроля.
Требования к уровню подготовки обучающихся 5 класса:
Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 5 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы и приводить нужные примеры.
К концу 5 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
- разбирать слова фонетически, по составу и морфологически, а предложения (с двумя главными членами) – синтаксически. Составлять простые и сложные предложения изученных видов;
- разъяснять значения известных слов и правильно употреблять их. Пользоваться орфографическим и толковым словарями;
- соблюдать произносительные нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По орфографии:
- находить в словах с изученными орфограммами ошибки и исправлять их;
- правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 5 классе;
По пунктуации:
- находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания;
- обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.
По развитию речи:
- определять тему и основную мысль текста, его стиль. подробно и сжато излагать повествовательные тексты (в том числе с элементами описания предметов, животных).;
- составлять простой план исходного и собственного текста;
- писать сочинения повествовательного характера на заданную тему, рассказы о случаях из жизни, а также описывать отдельные предметы, животных по наблюдениям, опыту, по картине;
- совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом);
- правильно в смысловом и стилистическом отношении использовать языковые средства в текстах разного содержания;
- грамотно пользоваться известными лексическими и грамматическими средствами в устной и письменной речи.
- совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).
Пользоваться орфографическими, орфоэпическими, морфемными и толковыми словарями.
При изучении курса используются разные виды контроля:
контрольные диктанты, тестовые работы, самостоятельные работы, задания дифференцированного характера, зачёты.
Формы занятий:
1. групповые занятия
2. индивидуальные консультации
3. зачётные часы
4. самостоятельное обучение
Критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся по русскому языку.
Часть I . ОЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по русскому языку.
Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать:
1) полноту и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимания изученного;
3) языковое оформление ответа.
Балл | Степень выполнения учащимся общих требований к ответу |
«5» | 1) ученик полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка. |
«4» | ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1 - 2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 - 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого. |
«3» | ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого |
Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Отметка «1» не ставится.
Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
Часть 2. НОРМЫ ОЦЕНКИ ПИСЬМЕННЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
I. Рекомендуемые нормы оценки за ДИКТАНТ
Отметка | Число ошибок (орфографических и пунктуационных) |
«5» | 0/0, 0/1, 1/0 (негрубая ошибка) |
«4» | 2/2, 1/3, 0/4, 3/0, 3/1 (если ошибки однотипные) |
«3» | 4/4, 3/5, 0/7, 5/4 в 5 классе; 6/6 (если есть ошибки однотипные и негрубые) |
«2» | 7/7, 6/8, 5/9, 8/6 |
В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического и т.п.) задания, выставляются две оценки (за диктант и за дополнительное задание).
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
Балл | . Степень выполнения задания |
«5» | ученик выполнил все задания верно |
«4» | ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий |
«3» | выполнено не менее половины заданий |
Контрольный словарный диктант
При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:
Балл | . Количество ошибок |
«5» | ошибки отсутствуют |
«4» | 1 – 2 ошибки |
«3» | 3 – 4 ошибки |
«Нормы оценки...» не только указывают, за какое количество ошибок в диктанте ставится та или иная оценка, но и варьируют допустимое количество ошибок. Такой подход связан с тем, что одновременно оценивается и количество, и характер ошибок, для чего вводятся понятия грубые/негрубые ошибки и однотипные/неоднотипные ошибки.
Критерии оценки орфографической грамотности
В письменных работах учащихся встречаются неверные написания двух видов: орфографические ошибки и описки.
Орфографические ошибки представляют собой нарушение орфографической нормы, требований, предусмотренных орфографическими правилами или традицией письма («безшумный» вместо бесшумный, «предлогать» вместо предлагать и т.п.).
Орфографические ошибки бывают:
1) на изученные правила;
2) на неизученные правила;
3) на правила, не изучаемые в школе.
Все ошибки исправляются учителем, но учитываются только ошибки первого типа. Исправляются, но не учитываются ошибки в словах с непроверяемыми написаниями, если над ними не проводилась специальная предварительная работа.
Среди ошибок на изученные правила выделяются негрубые ошибки. Они отражают несовершенство русской орфографии; к ним относятся различного рода исключения из правил; отсутствие единого способа присоединения приставок в наречиях; существование дифференцированных правил (употребление ь регулируется 7 правилами).
К негрубым относятся ошибки:
1) в словах-исключениях из правил;
2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, если их правописание не регулируется правилами;
4) в написании не с краткими прилагательными и причастиями, если они выступают в роли сказуемого;
5) в написании ы и и после приставок;
6) в написании собственных имен нерусского происхождения;
7) в случаях трудного различения не и ни:
Куда он только не обращался; Куда он только ни обращался, никто ему не мог помочь; Никто иной не...; Не кто иной, как ...; Ничто иное не...; Не что иное, как,…
При подсчете одна негрубая ошибка приравнивается к половине ошибки.
В письменных работах учащихся могут встретиться повторяющиеся и однотипные ошибки. Их нужно различать и правильно учитывать при оценке диктанта. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или корне однокоренных слов, она учитывается как одна ошибка.
К однотипным относятся ошибки на одно правило, если условия выбора написания связаны с грамматическими и фонетическими особенностями слова. Не относятся к однотипным ошибки на правило, применение которого требует подбора опорного слова или формы слова.
Если ученик допустил ошибки в написании личных окончаний глагола в словах строят, видят, то это однотипные ошибки, так как они сделаны на одно правило, применение которого основано на анализе грамматических особенностей слова - определения спряжения глагола.
Ошибки в парах поздний, грустный; взглянуть, тянуть не являются однотипными, так как применение правил в данном случае связано с анализом семантики слов; это выражается в подборе однокоренного (родственного) слова или его формы.
Описки - это следствие искажения звукового облика слова; они не связаны с правилами орфографии (перестановка букв, их пропуск и т.п.). Описки не отражают уровня орфографической грамотности учащихся. Они свидетельствуют о невнимательности, несобранности учащихся. Описки исправляются учителем, но не учитываются при оценке работы в целом.
Критерии пунктуационной грамотности
Все пунктуационные ошибки отражают неправильное выделение смысловых отрезков в предложении и в тексте. Среди пунктуационных ошибок выделяются ошибки грубые и негрубые.
К негрубым относятся:
1) ошибки в выборе знака (употребление запятой вместо точки с запятой, тире вместо двоеточия в бессоюзном сложном предложении и т. п.);
2) ошибки, связанные с применением правил, которые ограничивают или уточняют действия основного правила. Так, основное правило регламентирует постановку запятой между частями сложносочиненного предложения с союзом и. Действие этого правила ограничено одним условием: если части сложносочиненного предложения имеют общий второстепенный член, то запятая перед союзом и не ставится. Постановка учеником запятой в данном случае квалифицируется как ошибка негрубая, поскольку речь идет об исключении из общего правила;
3) ошибки, связанные с постановкой сочетающихся знаков препинания: пропуск одного из знаков в предложении типа Лес, расположенный за рекой, - самое грибное место в округе или неправильная последовательность их расположения.
Некоторые пунктуационные ошибки не учитываются при оценке письменных работ школьников. Это ошибки в передаче авторской пунктуации.
Среди пунктуационных ошибок не выделяется группа однотипных ошибок. Это объясняется тем, что применение всех пунктуационных правил так или иначе основано на семантическом анализе предложений и его частей. В остальном учет пунктуационных ошибок идет по тем же направлениям, что и учет орфографических ошибок.
Нормативы, определяющие уровень орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, обычно фиксируются в программах по русскому языку для средней школы.
II. Критерии и нормативы оценки ИЗЛОЖЕНИЙ и СОЧИНЕНИЙ
Критериями оценки содержания и композиционного оформления изложений и сочинений являются:
соответствие работы теме, наличие и раскрытие основной мысли высказывания;
полнота раскрытия темы;
правильность фактического материала;
последовательность и логичность изложения;
правильное композиционное оформление работы.
Нормативы оценки содержания и композиции изложений и сочинений выражаются в количестве фактических (см. 1-3-й критерии) и логических (см. 4-й и 5-й критерии) ошибок и недочетов.
Так, отметка «5» ставится при отсутствии каких-либо ошибок, нарушающих перечисленные критерии, а отметку «4» можно поставить при наличии двух недочетов в содержании.
Критерии и нормативы оценки языкового оформления
изложений и сочинений
Основными качествами хорошей речи, которые лежат в основе речевых навыков учащихся, принято считать богатство, точность, выразительность речи, ее правильность, уместность употребления языковых средств, поэтому изложения и сочинения оцениваются с точки зрения следующих критериев:
богатство (разнообразие) словаря и грамматического строя речи;
стилевое единство и выразительность речи;
правильность и уместность употребления языковых средств.
Показателями богатства речи являются большой объем активного словаря, развитой грамматический строй, разнообразие грамматических форм и конструкций, использованных в ходе оформления высказывания.
Показатель точности речи - умение пользоваться синонимическими средствами языка и речи, выбрать из ряда возможных то языковое средство, которое наиболее уместно в данной речевой ситуации. Точность речи, таким образом, прежде всего, зависит от умения учащихся пользоваться синонимами, от умения правильно использовать возможности лексической сочетаемости слов, от понимания различных смысловых оттенков лексических единиц, от правильности и точности использования некоторых грамматических категорий (например, личных и указательных местоимений).
Выразительность речи предполагает такой отбор языковых средств, которые соответствуют целям, условиям и содержанию речевого общения. Это значит, что пишущий понимает особенности речевой ситуации, специфику условий речи, придает высказыванию соответствующую стилевую окраску и осознанно отбирает образные, изобразительные средства. Так, в художественном описании, например, уместны оценочные слова, тропы, лексические и морфологические категории, употребляющиеся в переносном значении. Здесь неуместны термины, конструкции и обороты, свойственные научному стилю речи.
Снижает выразительность школьных сочинений использование штампов, канцеляризмов, слов со сниженной стилистической окраской, неумение пользоваться стилистическими синонимами.
Правильность и уместность языкового оформления проявляется в отсутствии ошибок, нарушающих литературные нормы - лексические и грамматические (а в устной речи произносительные) - и правила выбора языковых средств в соответствии с разными задачами высказывания.
Изложение и сочинение оценивается двумя оценками: первая – за содержание работы и речь, вторая – за грамотность (в журнале ее рекомендуется ставить на странице «Русский язык» и учитывать при выставлении итоговой оценки по русскому языку)
При выставлении оценки за содержание и речевое оформление согласно установленным нормам необходимо учитывать все требования, предъявляемые к раскрытию темы, а также к соблюдению речевых норм (богатство, выразительность, точность).
При выставлении второй оценки учитывается количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. Грамматические ошибки, таким образом, не учитываются при оценке языкового оформления сочинений и изложений.
Основные критерии оценки за изложение и сочинение
Оценка | Содержание и речь | Грамотность |
«5» | 1.Содержание работы полностью соответствует теме. 2.Фактические ошибки отсутствуют. 3.Содержание излагается последовательно. 4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. 5.Достигнуты стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании 1-2 речевых недочета. | Допускаются: I орфографическая, или I пунктуационная, или 1 грамматическая ошибки |
«4» | 1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). 2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности. 3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. 4.Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. 5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов. | Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки |
| 1.В работе допущены существенные отклонения 2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. 3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения 4.Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. 5.Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недо- четов в содержании и 5 речевых недочетов. | Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орф. и 5 пунк.,или 7 пунк. при отсутствии орфографических (в 5 кл.- 5 орф. и 4 пунк., а также 4 грамматических ошибки |
Оценка обучающих работ
Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.
При оценке обучающих работ учитываются:
1) степень самостоятельности учащегося;
2) этап обучения;
3) объем работы;
4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.
Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.
Первая и вторая работа, как классная, так и домашняя, при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.
Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.
Тематическое планирование.
№ урока | Тема урока | Тип урока | Дом. задание |
Язык—важнейшее средство общения-1 час. | |||
1 | Язык—важнейшее средство общения. | комбинир | карточки |
Повторение пройденного в 1-4 классах- 4 часа. | |||
2 | Правописание проверяемых безударных гласных и согласных в корне слова. | комбинир | У. 33 |
3 | Буквы И, У, А после шипящих. Разделительные Ъ и Ь. | комбинир | карточки |
4 | Части речи. Глагол. Входной диктант по теме: Повторение пройденного в 1—4 классах | комбинир | С. 32, вопр |
5 | Существительное. Прилагательное. Местоимение. | комбинир | Карточки. |
Зачёт № 1. Повторение пройденного в 1—4 классах. | |||
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи-10 часов. | |||
6 | Словосочетание. | комбинир | С. 51, вопр. |
7 | Предложение. Простые и сложные предложения | комбинир | С. 56, вопр. |
8 | Члены предложения. Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения | комбинир | С. 65-68, схема |
9 | Тире между подлежащим и сказуемым. | практикум | У. 169 |
10 | Дополнение. Определение. Обстоятельство | практикум | У. 184 |
11 | Предложение с однородными членами. | комбинир. | У .202 |
12 | Предложения с обращениями. | комбинир. | С 86, вопр. |
13 | Синтаксический разбор простого предложения. | .обобщение | У. 217 |
14 | Прямая речь | комбинир | У 238 |
15 | Диалог. | комбинир. | У. 247 |
Зачёт № 2. Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. | |||
Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи-5 часов. | |||
16 | Графика. Алфавит. Фонетика. Гласные звуки. Согласные звуки | комбинир. | С 119, карточки |
17 | Согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие. | практикум | У. 279 |
18 | Обозначение мягкости согласных с помощью Ь. | практикум | У. 297 |
19 | Двойная роль букв е,ё, ю, я. | практикум | карточки |
20 | Фонетический разбор. | обобщение | У. 313 |
Лексика. Культура речи-2 часа. | |||
21 | Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова | лекция | С. 137, вопр. |
22 | Прямое и переносное значение слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. | практикум | карточки |
Морфемика. Орфография-7 часов. | |||
23 | Морфема—наименьшая значимая часть слова. | комбинир. | С. 152, вопр. |
24 | Морфемы слова | практикум | У. 368 |
25 | Правописание гласных и согласных в приставках. Буквы З и С на конце приставок. | практикум | . У 422. |
26 | Буквы О и А в корне –ЛАГ- -ЛОЖ-. Буквы О и А в корне –РАС-, -РАЩ-, -РОС-. | практикум | У. 429, 436 |
27 | Буквы О- Ё после шипящих в корне | практикум | У 442 |
28 | . Буквы И, Ы после Ц. | практикум | У 446 |
29 | Диктант по теме: Лексика. Морфемика. Орфография. | урок контроля | |
Зачёт № 3. Лексика. Морфемика. | |||
Морфология. Орфография. Культура речи-25 часов. | |||
30 | Имя существительное как часть речи. | лекция | С 191, вопр. |
31 | Три склонения имён существительных: изменение по падежам и числам. | практикум | каточки |
32 | Морфологический разбор имени существительного. | практикум | карточки |
33 | Правописание О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных | практикум | У. 556 |
34 | Склонение существительных на –ия, -ий,- ие. | практикум | Карточки |
Зачёт № 4. Имя существительное. | |||
35 | Имя прилагательное как часть речи. | лекция | С 228, вопр |
36 | . Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных. | практикум | У. 580. |
37 | Прилагательные полные и краткие | практикум | Карточки |
38 | Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам | практикум | У. 592 |
39 | Изменение кратких прилагательных по родам и числам. | практикум | Карточки |
40 | Морфологический разбор имени прилагательного. | практикум | Карточки |
Зачёт № 5. Имя прилагательное. | |||
41 | Глагол как часть речи | лекция | задание в тетради |
42 | Неопределённая форма глагола. | практикум | Карточки |
43 | . Правописание глаголов | практикум | У. 553 |
44 | Правописание ться- и тся. | практикум | Карточки |
45 | Время глагола. Настоящее время глагола. | практикум | У. 668 |
46 | Прошедшее время глагола | практикум | У 662 |
47 | Будущее время глагола. | практикум. | У. 674 |
48 | Спряжение глагола. | практикум | У.. 672 |
49 | Правописание гласных в безударных личных окончаниях глагола. | практикум | Карточки |
50 | Совершенный и несовершенный вид глагола. | практикум | Карточки |
51 | Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа. | практикум | 704 |
52 | Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глагола. | практикум | Карточки |
53 | Морфологический разбор глагола. | практикум | Карточки |
54 | Тестирование за курс 8 класса. | урок-контроля |
Содержание планирования
Отличительной особенностью рабочей программы является то, что исходя из особенности вечерней школы уменьшено количество часов на изучение материала на уроках, поэтому остальные часы даются на самостоятельное изучение. Это позволяет охватить весь изучаемый материал по программе, повысить уровень обученности у обучающихся.
Раздел | Количество часов в примерной программе | Количество часов в рабочей программе | Самостоятельное обучение |
1. Язык—важнейшее средство общения. | 3 | 1 | 2 |
2. Повторение пройденного в 1-4 классах. | 20 | 4 | 16 |
3. Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. | 36 | 10 | 26 |
4. Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи. | 18 | 5 | 13 |
5. Лексика. Культура речи. | 10 | 2 | 8 |
6. Морфемика. Орфография. Культура речи. | 26 | 7 | 19 |
7. Морфология. Орфография. Культура речи. | 83 | 25 | 58 |
8. Повторение и систематизация пройденного в 5 классе. | 8 | __ | 8 |
Итого: | 204 | 54 | 150 |
Срок реализации рабочей программы – один учебный год.
Используемые методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, элементы частично-поискового метода.
Технологии: личностно-ориентированная, ИКТ.
Основное содержание:
1. Язык - важнейшее средство общения—1 час.
. Язык как знаковая система и общественное явление. Русский язык как государственный, межнационального общения, рабочий язык ООН. Основные функции языка. .
Основные термины и понятия:
русский литературный язык, государственный язык, язык межнационального общения. Функциональные стили, норма литературного языка, русский язык среди языков мира
Знать:
- лексическое богатство русского языка;
- стилистику русского языка;
- виды планов;
Уметь:
- составлять план;
- использовать эпиграф;
2. Повторение пройденного в 1-4 классах—4 часа.
Основные термины и понятия:
Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.
Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.
Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях прилагательных.
Местоимения 1, 2 и 3-го лица. Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание тся и ться; раздельное написание не с глаголами.
Наречие (ознакомление). Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.
II Текст. Тема текста. Стили.
Знать:
- определение частей слова,
- уметь разбирать слова по составу,
- понятие орфограммы; самостоятельные и служебные части речи;;
- текст; стили;
Уметь:
- находить и объяснять изученные орфограммы в слове;
- находить орфографические ошибки и исправлять их;
- отличать самостоятельные части речи от служебных;
- определять части речи, их морфологические признаки;
- определять тему и основную мысль текста, его стиль.
3. Синтаксис. Пунктуация. Культура речи—10 часов.
Основные термины и понятия:
. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.
Пунктуация как раздел науки о языке.
Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании.
Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).
Грамматическая основа предложения.
Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.
Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союза- ми, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.
Синтаксический разбор словосочетания и предложения.
Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания.
Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).
Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.
14
Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.
Диалог. Тире в начале реплик диалога.
Знать:
- различие между словом, словосочетанием и предложением;
- характеристику предложения по цели высказывания;
- главные и второстепенные члены предложения;
- сочинительные и подчинительные союзы;
- обращение;
- прямую речь и диалог;
Уметь:
- определять главное и зависимое слово в словосочетании;
- находить главные и второстепенные члены предложения;
- ставить запятую между частями сложного предложения;
- выполнять разбор по членам простого и сложного предложений;
- ставить знаки препинания при обращении;
- ставить знаки препинания в предложении с прямой речью ;
- использовать диалог в сочинении в соответствии с речевой ситуацией.
4. . Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи—5 часов.
Основные термины и понятия:
Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.
Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари.
Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.
Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.
Орфографический разбор.
Орфографические словари.
Знать:
- отличие буквы от звука, принцип деления звуков на гласные и согласные;
- гласные ударные и безударные;
- случаи, в которых буквы Е, Ё,Ю,Я обозначают два звука;
- деление согласных на твёрдые и мягкие, звонкие и глухие;
- опознавательные признаки орфограмм;
- орфографические словари;
Уметь:
- располагать слова в алфавитном порядке;
- выполнять фонетический разбор слова;
- находить и обозначать орфограмму в слове;
- пользоваться орфографическим словарём.
5. Лексика. Культура речи—10 часов.
Основные термины и понятия:
Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.
Знать:
- лексическое и грамматическое значение слова;
- однозначные и многозначные слова;
- прямое и переносное значение слова;
- омонимы, синонимы, антонимы;
- толковые словари;
Уметь:
- определять значение многозначного слова;
- различать прямое и переносное значение слова4
- отличать омонимы от многозначных слов;
- находить синонимы и антонимы;
- пользоваться толковым словарём.
6. Морфемика. Орфография. Культура речи—7 часов.
Основные термины и понятия:
. Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слова. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.
Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.
Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож-- -лаг-, -рос- - -раст-. Буквы е и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.
Знать:
- морфема как минимальная значимая часть слова;
- однокоренные слова;
- основа и окончание в самостоятельных словах ;
- корень, суффикс, приставка; их назначение в слове;
- чередование гласных и согласных в слове;
- буквы е и о после шипящих в корне;
- буквы ы и и после ц.
- орфографическое правило;
- правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок;
- правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож-- - лаг-,-, рос- -раст-;
Уметь:
- делать морфемный разбор слова;
- находить и писать чередующиеся гласные и согласные в слове;
- находить и писать гласные и согласные в приставках;
- находить и писать буквы о и е после шипящих в корне слова, буквы ы и и после ц;
- пользоваться морфемными словарями.
7. Морфология. Орфография. Культура речи—25 часов.
Основные термины и понятия:
Самостоятельные и служебные части речи. Морфологические признаки частей речи. Окончания существительных. Гласные и согласные в падежных окончаниях прилагательных. Чередующиеся гласные в корнях глагола. Гласные в безударных личных окончаниях глагола.
Знать:
- отличие самостоятельных частей речи от служебных;
- морфологические признаки частей речи;
- правописание падежных окончаний существительных и прилагательных;
- правописание чередующихся гласных в корнях глагола;
- правописание гласных в безударных личных окончаниях глагола;
Уметь:
- находить самостоятельные и служебные части речи;
- характеризовать морфологические признаки частей речи;
- правильно писать падежные окончания существительных и прилагательных;
- находить чередующиеся гласные в корнях глагола;
- правильно писать гласные в безударных личных окончаниях глагола;
- делать морфологический разбор.
Требования к уровню подготовки обучающихся 5 класса:
Разбирать слова фонетически, по составу и морфологически, а предложения (с двумя главными членами) – синтаксически. Составлять простые и сложные предложения изученных видов;
разъяснять значения известных слов и правильно употреблять их. Пользоваться орфографическим и толковым словарями;
соблюдать произносительные нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По орфографии. Находить в словах с изученными орфограммами ошибки и исправлять их.
Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 5 классе.
По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.
По развитию речи. Определять тему и основную мысль текста, его стиль. подробно и сжато излагать повествовательные тексты (в том числе с элементами описания предметов, животных). Составлять простой план исходного и собственного текста. Писать сочинения повествовательного характера на заданную тему, рассказы о случаях из жизни, а также описывать отдельные предметы, животных по наблюдениям, опыту, по картине.
Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).
Правильно в смысловом и стилистическом отношении использовать языковые средства в текстах разного содержания.
Грамотно пользоваться известными лексическими и грамматическими средствами в устной и письменной речи.
Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).
Пользоваться орфографическими, орфоэпическими, морфемными и толковыми словарями.
Список литературы для обучающегося и учителя.
Учебно-методический комплекс учителя:
Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А.Тростенцова, М: Просвещение, 2007г.
Поурочные разработки по русскому языку, 5 класс. Н.В. Егорова, М: ВАКО, 2011г.
Обучение русскому языку в 5 классе.Т.А. Ладыженская, , Л.А.Тростенцова, , М.Т. Баранов. Методические рекомендации к учебнику для 5 класса общеобразовательных учреждений, М: Просвещение, 2007г.
Дидактические материалы по русскому языку для 5 класса. Л.А.Тростенцова, Т.А. Ладыженская, М: Просвещение, 2007г.
Сборник диктантов по русскому языку для 5—9 класов.. Е.К. Францман, М: Просвещение, 2007г.
Обучающие изложения для 5—9 классов. И.Ф. Ивченков, М: Просвещение, 2007г.
Опрос на уроках русского языка. Г.А. Богданова, М: Просвещение, 2007г.
Русский язык. Сборник упражнений, 5 класс. Т.В. Шклярова, Грамотей. 2010г.
Тесты по русскому языку для 5 класса. И.В. Текучёва,М: ЭКЗАМЕН, 2007г.
Диктанты по русскому языку для 5 класса. Н.П. Шульгина, М: ЭКЗАМЕН, 2005г.
Русский язык для школьников и абитуриентов, А.Штоль, Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2008г.
Русский язык. Цифровые диктанты для 5—7классов, М.Е. Кривоплясова, Волглград: Учитель, 2007г.
Учебно-методический комплекс обучающегося:
Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А.Тростенцова, М: Просвещение, 2007г.
Дидактические материалы по русскому языку для 5 класса. Л.А.Тростенцова, Т.А. Ладыженская, М: Просвещение, 2007г.
Русский язык. Сборник упражнений, 5 класс. Т.В. Шклярова, Грамотей. 2010г.
Тесты по русскому языку для 5 класса. И.В. Текучёва,М: ЭКЗАМЕН, 2007г.
Русский язык для школьников и абитуриентов, А.Штоль, Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2008г.
Материально –техническое оснащение.
1. Таблицы.
2. Мультимедиа комплекс
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по русскому 10 класс
Тематическое планирование русский язык 10 класс...
рабочая программа по русскому 11 класс
Тематическое планирование 11 класс русский...
рабочая программа по русскому 9 класс
тематическое планирование...
рабочая программа по русскому языку6 класс
развернутое тематическое планирование по русскому языку 6 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....