Уроки для 11 кл. по А.И. Власенкову № 35-37. Язык художественной литературы.
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) по теме
Литературный язык и язык художественной литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Язык художественной литературы | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Уроки № 35-37
Тема: Язык художественной литературы.
Задачи: разграничить понятия «литературный язык» и «язык художественной литературы»; обобщить и расширить имеющееся у учащихся понятие языка художественной литературы; приобщить их к разбору литературно-художественного текста.
ХОД
I.
1) Анализ результатов проведённого диктанта, организация индивидуальной работы по повышению грамотности с использованием упражнений учебника:
- по грамматике и орфографии - 300,324,327,336,339,348,354,355,361;
- по грамматике и пунктуации - 365,268,374,377,380;
- по р/р - 298,334,388,390.
2) Проверка дом. упр. 178 - коллективная проверка; 250- взаимопроверка; 253 - сдать для проверки учителю.
II. Зачётные задания по стилистическим нормам после изучения темы «Разговорная речь».
(Стилистические нормы - это нормы, закрепляющие использование определённых языковых средств за каждым из функциональных стилей языка).
1. Определите стилевую принадлежность слов и составьте с ними предложения.
А) девушка -
Б) дева -
В) девка -
2. Подберите к словам стилистически нейтральные слова-синонимы.
А) Очи-
Б) Внимать -
В) Паршиво-
Г) Болтать-
Д) Клёвый-
Е) Струхнуть-
Ё) Воздвигнуть-
Ж) Патлы-
3. Распределите глаголы в соответствии с их стилистической принадлежностью.
1) Утомиться, замотаться, устать, ухайдакаться, выложиться, напахаться, наработаться.
2) Испугаться, струхнуть, сдрейфить, ужаснуться, струсить, испытать страх.
Книжный (возвышенный) | Нейтральный | Разговорный (просторечный) |
ОТВЕТЫ:
1. Девушка - стил. нейтральное; дева - книжн., возвышенное; девка - просторечное.
(У Ломоносова: Робкая дева трепещет, Трусливая девка дрожит.)
2. Глаза, слушать, плохо, говорить, хороший, испугаться, построить, волосы.
3. Утомиться, выложиться; ужаснуться, испытать страх - книжный, возвышенный;
устать, наработаться; испугаться, струсить - нейтральные; замотаться, ухайдакаться, напахаться; струхнуть, сдрейфить - разговорный (просторечный).
III. Объявление темы. Язык художественной литературы.
1. Запишите в таблицу, в чём, по-вашему, различия между понятиями «литературный язык» и «язык художественной литературы»? ( Стр.112-113, упр.153; стр.190-192, упр. 255.)
Литературный язык | Язык художественной литературы |
1. Это образцовый, нормированный (соответствующий обязательным нормам) язык, прошедший длительную обработку в текстах авторитетных мастеров слова. | 1. Характеризуется образностью и широким использованием ИЗО : Троп - поворот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, метонимия, гипербола, ирония, аллегория, перифраза, синекдоха. Фигуры речи (стилистические фигуры) - анафора, эпифора, бессоюзие, многосоюзие, параллелизм, инверсия, риторич. вопрос, риторич. обращение, антитеза, градация. (выразит. ср-ва языка) |
2. Он сложился постепенно, в течение нескольких столетий. Для него характерна устойчивость, стабильность, всенародность (упр.153) , высокая социальная престижность: он обслуживает все сферы человеческой деятельности - науку, политику, искусство, производство, образование, им пользуются средства массовой информации: газеты, журналы, радио, телевидение. Литературному языку учат в школе. | 2. Фонетика, лексика, грамматика литературного языка и языка худож. лит-ры одни и те же, но в языке художественной литературы используются и элементы диалектной и профессиональной речи, и просторечие, и жаргонизмы. В нём присутствуют элементы разных стилей литературного языка, но цель общая - эстетическая. |
3. Нормы литературного языка - это общие правила произношения и написания слов, их изменения и соединения друг с другом. Они закреплены в грамматиках, словарях, справочниках и охраняются законом. | 3. Язык худ. лит-ры предназначен для создания художественных, поэтических образов, эмоционально-эстетического воздействия, и все языковые средства, включаемые в художественное произведение, меняют свою первичную функцию, подчиняясь задачам данного произведения. |
4. Говорить и писать, соблюдая нормы литературного языка, - это значит говорить и писать правильно. Это культура речи. | 4. Ритм, рифма, интонация - тоже средства худож. выразительности. |
5. В школе мы изучаем произносительные нормы (правила произношения): свёкла или свекла, морфологические (правила изменения слов): местов-мест (р.п.,мн.ч.), стилистические (употребление языковых средств, уместных в определённых ситуациях): похитить-(книжн.), украсть(нейтр.), утащить (разгов.), стянуть (простор.), нормы правописания (орф-ие и пункт-ые). | 5.Упр. 255: обычное (номинативное, привычное) зн-е сущ-х в слсоч -ях в поэтич. речи изменяется: житейский вихрь - эпитет; струны рвал - метафора и т.д. |
6. Становление современного русского литературного языка связано с именем А.С. Пушкина, его предшественников и последователей, включая поэтов и писателей 21 века. | 6. Задание. Достойте метафорические словосочетания, используя переносные значения слов яд (яд скуки, яд коварной мести), оковы (оковы зла), пучина (морская) и пучина гордого познанья («Демон» М. Лермонтова), жало -…, бездна-…, стрела-…, простор -…,взрыв-…, луч-…, искра -…, солнце -…. |
7. За пределами литературного языка находятся территориальные диалекты, профессиональные разновидности языка (профессионализмы), жаргоны, отчасти и просторечие. | 7. Определите роль союза «И» в четверостишии из «Песни о вещем Олеге» А. Пушкина: И синего моря обманчивый вал В часы роковой непогоды, И пращ, и стрела, и лукавый кинжал Щадят победителя годы… - повест.,невоскл., двусост., полн., распр., осложн. однор. подлежащими: вал, пращ, стрела, кинжал. Сказуемое - щадят. Повтор союза. |
8. Литер. язык (литер. речь) имеет две формы - устную и письменную. | 8. Становление современного русского литературного языка связано с именем А.С. Пушкина, его предшественников и последователей, включая поэтов и писателей 21 века. |
9. Фонетика, лексика, грамматика литературного языка и языка худож. лит-ры одни и те же. | 9. В языке худ. лит-ры используются и элементы диалектной и профессиональной речи, и просторечие, и жаргонизмы. Упр. 273- М.Шолохов «Тихий Дон». |
2. Выступления уч-ся с подготовленными материалами и выполненными заданиями. Оценить. Сделать вывод.
IV. Домашнее задание.
1) На основе материала учебника подготовить сообщение о языке художественной литературы (стр.190-192);
2) Упр. 261 (для оценки); упр.269(1),51.
3) Упр. 254 - доп. задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса по литературе «Язык художественной литературы»
Настоящий курс предназначен для более подробного изучения языкахудожественной литературы. Показать выразительные возможности слова, особенности организации текста как динамичн...
Разработка урока русского языка на тему "Язык художественной литературы"
Разработка урока предназначена для учащихся 8 класса,по УМК С.И. Львовой. Задания и материал урока нацелен на формирование умения доказывать принадлежность текста к художественному с...
Конспект открытого урока по родному русскому языку "Язык художественного литературы"
На примере лирического отступления в 11 главе поэмы Н.В.Гоголя "Мертвые души" рассматривается особенности языка художественной литературы. Домашнее задание направлено на повторение функциона...
Язык художественной литературы на уроках русского языка
Статья рассматривает важность качественного отбора дидактического материала на уроки русского языка, связь уроков русского языка и уроков литературы. Приводятся примеры использования текстов изученных...
Конспект урока по теме: «Язык художественной литературы»
Тема урока: «Язык художественной литературы» Тип урока – урок – практикум. Метод по типу познавательной деятельности: словесный, наглядный, частично-поисковый, исследовательский. Технологии – ...
Технологическая карта урока "Язык художественной литературы"
Урок закрепления знаний и формирование умений и навыков...
Язык художественной литературы. Основные признаки художественной речи: образность, изобразительно-выразительные средства
В данном уроке рассматривается важнейший аспект проблемы имплицитности в лингвистической науке – источники выявления и интерпретации скрытых смыслов с помощью изобразительно-выразительных ...